Машиностроительный, чугунолитейный и котельный завод Г.А.Лесснер ("Старый Лесснер")

Пироговская наб., 11-13


https://www.citywalls.ru/house6269.html

Ленинградский завод «Двигатель». Основан в 1853 г. Г. Лесснером. С 1924 - завод «Торпедо», с ноября 1927 - Завод «Двигатель», Завод No 181 НКСП, с 1973 – в НПО «Уран», ФГУП «Двигатель», ОАО «Завод «Двигатель» 

История предприятия началась в 1853 г., когда Лесснер приобрел у купеческой вдовы участок на берегу Большой Невки  и начал строительство каменного здания. в котором открыл "Заведение типографских принадлежностей". Вскоре на участке появилось еще несколько каменных построек. Предприятие начало выпускать паровые машинные котлы. Завод "Старый Лесснер" в 1889 г. изготовил по собственному проекту отечественную торпеду. В 1898 г. предприятие было преобразовано в акционерное общество "Машиностроительный чугунолитейный и котельный завод Г. А. Лесснера", в которое помимо этого завода вошел вновь построенный завод "Новый Лесснер". Завод продолжал производить, главным образом, военную продукцию. В первые годы после революции остро встала проблема оснащения Военно-Морского Флота минно-торпедным оружием и средствами противоминной обороны, в связи с этим возникла необходимость создания специализированных предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций, а так же встал вопрос подготовки инженерных и научных кадров для развития отрасли. Первым научно-техническим учреждением по разработке различных видов подводного оружия явилось Остехбюро по военным изобретениям специального назначения, образованное Постановлением Совета труда и обороны 18 июля 1921 г. Возглавил Остехбюро Владимир Иванович Бекаури (1882-1938), талантливый изобретатель, первым предложивший циркулирующую торпеду, отдавший много сил и вложивший большую часть личных средств в развитие отрасли. Остехбюро имело в своем ведении завод "Старый Лесснер" (с 1926 г.), полигон, опытовые корабли. До 1916 г. завод Леснера играл головную роль в конструкторских проработках и производстве русского подводного оружия. В 1917 г. производство торпед было прекращено, а завод до 1926 г. использовался как склад для хранения торпед. Завод "Старый Лесснер"1927 г. стал именоваться завод "Двигатель".

Источник: Из истории создания морского подводного оружия (к 60-летию ЦНИИ "Гидроприбор"). - СПб.: Наука, 2003г.

Судя по карте, завод "Старый Лесснер" должен быть очень маленьким!! - он ограничен Сахарным переулком и Оренбургской улицей. Когда-то давным-давно Сахарный пер. вообще выходил к Пироговской наб., был сквозным; это хорошо видно и сейчас. Забавно, кстати, что до сих пор согласно всем документам Оренбургская ул. и Сахарнвый пер. смыкаются друг с дружкой! - таким образом, то, что они перекрыты, есть незаконное самовольство! Мне так и не удалось установить, к кому относится здание-особняк на Пироговской набережной 13. Дело в том, что ныне это здание принадлежит заводу "Двигатель", а по давно зваеденной традиции, ВСЕ корпуса, принадлежащие заводу, имеют ОДИН адрес. Однако на территории завода находится особняк и контора завода Кенига, и по Пироговской наб. имеется какой-то особняк - и они оба имеют адрес Пироговская наб., 13!! Я вижу, по этому поводу возникает путаница. Так, на Викимапии оба здания отмечены как "Особняк Кенига", хотя это, конечно, не так. Я так понимаю, можно понимать следующее... Т.к. завод Лесснера был независим от сахарного завода Карра, быть может, этот особняк по Пироговской наб. был если и не особняком Лесснера (говорят, тот жил на Оренбургской ул., 8), то хотя бы принадлежал "Старому Лесснеру"). Информацию об этом найти не удалось.

Таинственное и загадочное для меня здание-особняк на Пироговской наб., 13

Завод выходит на Пироговскую набережную своим особняком, северной границей он смыкается с заводом "Двигатель", и только на восточной границе он выходит своими корпусами к Оренбургской улице. Собственно, только отсюда и можно увидеть отедльные краснокирпичные корпуса "Старого Лесснера". Этот снимок сделан со стороны Пироговской набережной; он является обратным снимком к фото, вынесенному в титул статьи. Судя по Яндекс-картам, в 2009 году все это было обнесенос плошным мощным синим забором, но уже в 2013 году здесь появился изящный металлический забор. Пройти по Сахарному/Оренбургской, увы, все также возможности нет. Нет и фотографий этих цехов в Сети.

Старинная фотография https://fleetphoto.ru/photo/271596/?vid=65819.

По Пироговской наб., 11, стояло вот это здание. До недавних пор тут располагалось тех.училище (это здание фигурирует на предыдущей фотографии), рядом было построено здание бизнес-центра, а Сахарный переулок открылся для движения.


http://kanoner.com/2014/07/17/139683/

Завод «Двигатель» незаконно закрыл Сахарный переулок
17/07/2014 17:55

Завод «Двигатель» незаконно закрыл движение по участкам Сахарного переулка и Оренбургской улицы. Однако в будущем Смольный хочет узаконить заборы.

Ранее Сахарный переулок соединял Большой Сампсониевский проспект и Пироговскую набережную. Однако еще в советское время развитие завода «Двигатель» заставило закрыть для движения и включить в промзону фрагмент от Оренбургской улицы до набережной. На сегодняшний день это собственность ОАО «Завод „Двигатель“».

Однако этого фрагмента предприятию показалось мало. В 2005 году компания получила в аренду для использования под собственную автостоянку участков Сахарного переулка от Оренбургской до Астраханской улицы, а также 50-метрового финального отрезка Оренбургской улицы. Сейчас со стороны Оренбургской стоит глухой забор, а в Сахарном оборудован шлагбаум.

Несмотря на аренду, «Двигатель» не имеет право препятствовать свободному проходу и проезду по этим дорогам, рассказали «Карповке» в комитете по управлению городским имуществом. «При этом в связи с тем, что вдоль участков расположен режимный цех, арендатор обратился в адрес комитета с заявлением об изменении целей использования арендуемых участков — для использования под автостоянку с ограниченным доступом», — уточнили в ведомстве.

В адрес профильных ведомств направлены бумаги с просьбой согласовать такой закрытый режим. Пока, правда, визы в КУГИ не поступали. По этой причине «арендатор на сегодняшний день не может ограничивать движение на данной территории». По просьбе нашего издания соответствующее предписание было направлено в адрес «Двигателя». Но, как зафиксировал сегодня корреспондент «Карповки», предприятие проигнорировало требование Смольного. Более того, ни одной припаркованной машины на закрытой территории нет.

Сейчас по заказу ООО «Ремстройинтур» (застройщик гостиницы на Пироговской набережной) разрабатывается проект планировки территории. Возможно, и Сахарный, и Оренбургская, согласно документу, вновь будут продлены.

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия