Императорская шпалерная мануфактура
1756-1759, 1828. арх.Вист А.Ф., Келлер В.В.
Улица Шпалерная, 27
https://www.citywalls.ru/house25936.html
Императорская шпалерная мануфактура была основана в Петербурге Петром I. Ее создание положило начало новому для страны художественному производству - шпалер и ковров. Сначала были приглашены иностранные мастера. В 1716 г. в Париже были заключены контракты сроком на пять лет с опытными ткачами всемирно известной Королевской гобеленовой мануфактуры, которые прибыли в Петербург в 1717 г. В контракт включалось и обучение мастерству шпалерного дела русских ткачей. Уже в 1720-е гг. первыми русскими учениками был выполнен ряд работ. Среди сюжеттов - батальные сцены, портреты, декоративные композиции.
"Коверное художество" налаживалось трудно. Не было постоянного помещения для мануфактуры, один за другим сменялись директора. Шелк, шерсть и красители - чернильный орех, сандал, индиго и другие, - везли из-за границы. По всей России искали шерсть, пригодную для шпалер. Мастера - французы по большей части - не спешили раскрывать свои секреты русским ученикам.
После смерти Петра I положение мануфактуры было тяжелым, но работы продолжались. Русские ученики становились мастерами. В 1732 г. Шпалерная мануфактура состояла в ведомстве Придворной конторы, из Екатерингофа она была переведена в бывший дом царицы Марфы Матвеевны. После её смерти в 1715 г. дом вместе со всем имуществом перешли к её брату адмиралу Федору Апраксину, одному из ближайших сподвижников Петра I, и дом стали называть "домом Апраксина". Апраксин вскоре построил себе дворец у Адмиралтейства, а дом сестры отдал Берг- и Мануфактур-коллегии, основанной в 1717 г. В новом помещении мануфактуры установили 10 ткацких станков и сделали красильню.
В это время на Петербургской шпалерной мануфактуре уже работала большая группа русских ткачей, обученных Ф. Бегаглем и его помощниками. Здесь создается ряд интереснейших шпалерных ансамблей. До наших дней сохранился лишь ансамбль шпалер Ассамблейного зала в Монплезире в Петергофе. В 1732-1746 гг. было изготовлено 80 шпалер. Шпалерные мастера создали пышные композиции с фонтанами, архитектурными фрагментами, букетами, птицами и пейзажами на дальнем плане. Создана серия "Индийские ковры".
Обычно одну шпалеру ткали несколько ткачей, причем каждый специализировался на своём. Самым простым считалось ткачество цветов, архитектуры. Наиболее сложным - лиц и фигур. На ткачество одного квадратного аршина (51 кв. см) шпалеры четырьмя мастерами требовался месяц.
В 1741 г. создана школа рисования при мануфактуре. Но, несмотря на несомненные успехи русской шпалерной мануфактуры, шпалеры почти не использовались и гнили на складе. Со второй половины 1740-х гг. производство шпалер замирает. На мануфактуре в голоде и холоде работают лишь два ткача, остальные нищенствуют. Здание разрушается.
Новый расцвет ожидал мануфактуру с середины XVIII в. По указу 1755 г. имп. Елизаветы Петровны надлежало привести мануфактуру в порядок для производства шпалер в будущий Зимний дворец.
В конце 1750-х гг. Шпалерная мануфактура была реконструирована арх. А. Вистом. Но уже не было ни ткачей, ни живописцев, ни красильщиков. Снова вербуют мастеров в Париже, а в ученики отправляют детей тех, кто работает на петербургской мануфактуре, солдатских детей.
Особенно заботилась о мануфактуре Екатерина II: отпускались деньги на содержание 117 учеников, закупались лучшие заграничные сорта шерсти и шелка. Мастеров обучали рисунку. Частные заказы пополняли казну мануфактуры. В 1764 был принят Устав мануфактуры, определивший финансовую базу, штат и задачи предприятия. В 1880-гг. штат её состоял из 180 русских мастеров, работавших на 30 станках.
Георги так описывал эту часть города в 1790-х гг.: "Императорская Шпалерная мануфактура находится выше по Неве на Воскресенской ул. в большом двухэтажном каменном строении. Здесь работают прекрасные гладкие и выпуклые шпалеры, также портреты чрезвычайного сходства и красоты. Работа производится единственно для Двора, и охотники могут смотреть сии искусные вещи в первую субботу каждого месяца. Главное начальство над оною имеет ныне Его сиятельство князь Николай Борисович Юсупов".
С 1764 по 1802 гг. были сотканы 93 шпалеры по картинам известных живописцев, находящихся в Эрмитаже, портретам и др. Была освоена новая техника ткачества - "савонери". Вошло в моду составление "картинных обоев", сплошь покрывавших стены дворцовых интерьеров.
В 1802 г. Шпалерная мануфактура была передана в ведение Кабинета Его Императорского Величества На мануфакутре освоили выпуск обивочных тканей, портьер, скатертей, чепраков и др., однако доходы от их продажи не покрывали расходов. В конце 1820-х гг. шпалеры выходят из моды, продаются плохо и дохода мануфактуре не приносят. С 1827 г. производятся главным образом ковры и утилитарные изделия. Всего за сто сорок лет на петербургской мануфактуре было создано 205 шпалер.
Убыточность мануфактуры все время растет и указом от 1 июня 1858 г. она была закрыта.Здания мануфактуры были перестроены В. В. Келлером в 1859 г. под нужды Собственного Его Величества Конвоя. На Шпалерной, 27 разместились канцелярия, офицерское собрание, часть офицерских квартир Конвоя, а на противоположной стороне улицы - Шпалерная, 28, - Казармы.
Шпалера "Гектор, укорящий Париса". Государственный Эрмитаж
М.С.Штиглиц. Промышленная архитектура Петербурга. СПб,"Журнал "Нева", 1995
2022-12-06 21:58
(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия