Механический завод "К.Зигель"

1888-1890, арх.И.С.Китнер, 1898-1902, арх.Р.А.Берзен

Улица Достоевского, 40-44; улица Марата, 63

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

Фабрикант и инженер-механик Курт Зигель основал в 1877 году в Петербурге механический завод, поручив строительство мастерских и собственного дома в квартале между Ямской ныне ул.Достоевского) и Николаевской (ул.Марата) известному петербургскому зодчему И.С.Китнеру. Перед архитектором стояла задача: разместить на соседних участках  различные по функциям здания - жилые и производственные. Следуя законам архитектуре эклектики, он решил обе части комплекса в разной стилистической манере, проявив при этом разностороннее мастерство и чувство масштаба.

Со стороны наиболее парадной части по Николаевской улице был построен двухэтажный особняк владельца в формах французского ренессанса. Это здание имеет живописную ассиметрическую композицию с богатой пластической проработкой фасада. Контрастные фактуры стены, разнообразие рисунка окон и металлического декора, башенка, увенчанная шатром, крутой абрис кровли, трехгранный эркер и еще множество изысканных деталей и форм украшают это небольшое, но чрезвычайно выразительное сооружение.

Производственные корпуса были вынесены архитектором на менее репрезентативную Ямскую улицу. Несмотря на такое местоположение и утилитарное назначение зданий, они проработаны с той же тщательностью и мастерством. Китнер, как наиболее последовательный представитель "кирпичного стиля", претворял приемы этого рационального направления на практике.

Трехэтажное здние, в котором размещались мастерские, контора и магазин, решено в лучших традициях "кирпичного стиля". Силуэт обогащен остроугольными щипцами с арочками, в которых размещены сюжеты с изображениями инструментов, монограммы владельца и растительного орнамента, выполненные в технике граффито. Мотив щипцов меньшего размера повторяются на втором и третьем этажах. У входа в здание - фигуры медведей, изготовленные из металла по модели скульптора А.Л.Обера. Медведи обхватили стволы деревьев, увенчанные шарами-светильниками. Здание сомасштабно окружению, а благодаря насыщенному цвету и богатой пластике выделяются в окружающей жилой застройке. Весь комплекс был закончен к 1889 году. Постройка 1902 года, осуществленная по проекту арх. Р.А.Берзена, завершила лицевую застройку комплекса. Переход от схости "кирпичного стиля" к более обобщенной и сочной деталировке модерна прочитывается при сопоставлении фасадов соседних с заводом домов, образующих единую фронтальную композицию вдоль ул.Достоевского. Более поздний фасад Берзена выполнен в том же материале, но с улучшенной деталировкой.

Реконструкция в 1980х годах часть комплекса, несмотря на излишнюю лапидарность, не вносит диссонанса в историческую среду, демонстрируя лишь низкое качество кирпичной кладки. Здание мастерских состоят под охраной как памятник истории и культуры местного значения. Они используются сейчас ОАО "Хронотрон" в производственных целях, но выгодное местоположение, близость к центру и компактность всего комплекса побуждают представить его к перепрофилированию.


https://www.chronotron.ru/history.html

Дореволюционный период

Завод "Хронотрон”, несмотря на свое современное название, имеет уже более чем столетнюю историю. Предприятие было основано саксонским подданным Куртом Зигелем в 1877 году, когда Зигель стал владельцем небольшой мастерской.

Первоначально это была небольшая мастерская, где велись работы по оборудованию газового освещения, водопровода, вентиляции и отопления. С годами предприятие росло и расширялось, и в 1890 г. для него были построены новые помещения на Ямской улице (ныне - улица Достоевского, 44). К началу прошлого столетия предприятие имело свои филиалы в Таллине, Ростове-на-Дону, Риге, Екатаринославе (Днепр) и Москве. В 1903 г. было создано акционерное общество "Курт Зигель и Ко" с капиталом в 3 миллиона рублей. К числу объектов, на которых трудились рабочие завода Зигеля, относились Балтийский завод и Публичная библиотека, Исаакиевский собор и Главная обсерватория в Пулково, броненосец "Андрей Первозванный" и крейсер "Аврора". К началу первой мировой войны предприятие Зигеля входило в число двадцати пяти крупнейших предприятий Петербурга.

1917-1945 годы

С победой Октябрьской революции на заводе произошли перемены: в 1918 г. он был национализирован, а в 1922 году ему было присвоено имя "Гидравлика”. Даже в тяжелые годы Гражданской войны и послевоенной разрухи завод оставался в числе действующих предприятий и был единственным государственным предприятием на всем Северо-западе страны, выполнявшим водопроводные, отопительные и вентиляционные работы. Несмотря на относительно небольшие размеры, завод был своеобразной фирмой, которая вела проектные работы, сама изготовляла необходимое оборудование и монтировала его на местах силами своих рабочих. Не последнюю роль в этом сыграло то обстоятельство, что во главе заводской технической мысли на протяжении десятков лет стояли крупнейшие специалисты в области водоснабжения, теплотехники и вентиляции. С 1903 по 1921 г. директором-распорядителем завода был Б.К. Правдзик, профессор, а впоследствии директор института Гражданских инженеров (СПбГАСУ). В 1921 году его сменил на посту директора завода другой профессор этого же института - Михаил Георгиевич Мельников. Обладая большой эрудицией, Мельников неоднократно привлекался в качестве члена правительственных комиссий, эксперта и консультанта при решении различных вопросов строительства.

Когда развернулось строительство "Уралмаша", заводу "Гидравлика" было поручено вести на этом строительстве все работы по пароводопроводу, отоплению и вентиляции. На "Уралмаш" выехал заводской цех в составе трехсот человек во главе с коммунистом Фомой Прокоповым. Задание было выполнено в срок.

Подобные же работы заводской коллектив вел в самых различных городах СССР: на Волховстрое и в Астрахани, на Челябинском заводе ферросплавов и на "Сибкомбайне", на строительстве Турксиба и в Комсомольске-на-Амуре. Везде рабочие завода оставляли после себя не только смонтированное оборудование, но и подготовленных квалифицированных кадров из местных рабочих.

В августе 1933 г. группа работников завода во главе с инженером Б.Я. Озол принимала участие в пробной продувке при помощи заводского оборудования стратостата "Осоавиахим-1”, на котором впоследствии советские стратонавты П, Федосеенко, А. Васенко и И. Усыскин достигли высоты 22 000 метров.

В 1939 году, после многочисленных реорганизаций, завод получил новое направление производства - приборостроение. Однако освоению нового профиля помешала Великая Отечественная Война. В годы войны завод выполнял в блокадном Ленинграде важные оборонные заказы: изготовлял взрыватели для авиабомб, стабилизаторы мин к 82-миллиметровым и гвардейским минометам, запасные инструменты и принадлежности к пулеметам.

1946 - 1991 годы

После окончания Отечественной войны завод наладил производство электрических часов, и с 1946 года стал называться заводом Электрических часов. Его профилем стало создание электромеханических приборов времени. Часами с маркой "ЭЧЛ" были оснащены все высотные здания Москвы и Дворец науки в Варшаве. Счетчики интервалов времени на станциях всех метрополитенов СССР были изготовлены на нашем заводе. Когда был запущен первый в мире советский искусственный спутник земли, слежение за ним велось при помощи многочисленных приборов, в том числе и приборов, созданных на нашем заводе.

С годами продукция завода все более усложнялась. Старое название завода уже не отвечало профилю производства, и с 1975 года и стал называться Ленинградским опытным заводом электронных приборов времени "Хронотрон".

Завод производил электронные автоматизированные хронометрические системы со сложной структурой и с автоматической коррекцией показаний по радиосигналам точного времени. Эти системы использовались в аэропортах, системах управления космическими аппаратами и стратегическим оружием.

Современность

Сегодня "Хронотрон" - ведущий российский разработчик и производитель высокотехнологичных и конкурентоспособных решений в области часофикации. Основные направления деятельности компании- это разработка и производство приборов и систем единого времени. "Хронотрон" реализовал ряд успешных программ часофикации образовательных учреждений Санкт-Петербурга и поставки оборудования на строящиеся предприятия ПАО "Газпром".

1887-1890. Механический завод Курта Зигеля

1890. Механический завод К.Б.Зигеля

1993-1994. Улица Достоевского

1993-1994. Улица Достоевского

1995. Завод _Хронотрон_

https://www.citywalls.ru/house395.html

Китнер использовал для строений высококачественный кирпич; он считал, что открытая кирпичная кладка для погодных условий СПб выразительнее и долговечнее, чем штукатурка. В украшении фасадов он использовал терракоту, фигурный кирпич и натуральный камень. У входа в контору установлены два бронзовых медведя, которые держат металлические стволы деревьев с фонарями. Отливка была произведена на заводе художественного чугунного литья Ф. К. Сан-Галли. Фигуры медведей изготовлены по модели скульптора А. Л. Обера. В начале ХХ в. фирма открыла еще одну рабочую площадку - на Московском шоссе, 8. В 1920-х г. эта территория вошла состав "Электросилы".

Постановлением СНХ СР от 16 ноября 1918 г. механический завод Акционерного общества «Зигель», открытый в 1903 г., национализирован. В мае 1921 г. переименовывается в Монтажный завод № 57, а в октябре 1922 г. - в Петроградский государственный механический завод «Гидравлика» Треста Петроградских заводов массового производства (Тремасс), через год переименован в Петроградский завод «Машиностроитель» того же Треста, а в 1924 г. вновь возвращено название Механический завод «Гидравлика». С 1933 г. это Завод «Гидравлика» по монтажу тепло-санитарных установок Ленинградского областного строительного треста (Ленинградстрой), в 1934 г. переименован в Завод санитарно-технического оборудования «Гидравлика» Ленинградского областного промышленно-строительного треста (Ленпромстрой). В октябре 1938 г.это Механический завод треста «Техника безопасности» Народного Комиссариата машиностроения СССР, с 1940 г. - Завод электорогазовых приборов (ЗЭГП) Главного управления защитных приборов Народного Комиссариата общего машиностроения СССР, с июля 1942 г. Завод получил №850 (п/я 944) в Главном управлении Народного Комиссариата минометного вооружения СССР. В 1946 г. реорганизован в Завод электрических часов Главного управления по производству часов Министерства машиностроения и приборостроения СССР, в марте 1953 г. передан в Главного управления приборостроения (с апреля 1954 г. - Главчаспрома) Министерства машиностроения СССР. В январе 1956 г. Завод передан в подчинение Министерства приборостроения и средств автоматизации СССР. С июля 1957 г. Ленинградский завод электрических часов в составе Управления агрегатостроения и приборостроения СССР Ленсовнархоза. В 1980 г. вошёл в состав созданного Ленинградского производственного объединения «Петродворцовый часовой завод» как опытный завод электронных приборов времени «Хронотрон».

spbarchives.ru 30.10.2017

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7802365002)

Страницка каталога фирмы "К.Зигель"

Продукция завода "Хронотрон" - электрические часы!

ул.Марата, 63 - особняк К.Б.Зигеля - 1888-1890, арх.И.С.Китнер

1910-1915. Николаевская улица. Фасад дома № 63

1980-1995. Особняк К.Б.Зигеля

Современная фотография

https://www.citywalls.ru/house396.html

24 мая Санкт-Петербургская Городская Управа утвердила проект архитектора И. С. Китнера постройки каменного двухэтажного на нежилом подвале лицевого дома со стороны Николаевской улицы (современная ул. Марата 63, лит. Ж) и каменного двухэтажного на нежилом подвале дворового флигеля (современная ул. Марата 63,лит.Ж) под общим карнизом, а также каменного трехэтажного лицевого дома (современная ул. Достоевского, д. 40-44, западная часть лит. А) с Ново-Ямской улицы и одноэтажных нежилых служб во дворе (современная ул. Достоевского, д. 40-44, лит. Б).

Перед архитектором стояла сложная задача- разместить на соседних участках различные по своим функциям здания- жилые и производственные. Со стороны наиболее парадной части по Николаевской улице был построен двухэтажный особняк владельца в характере эклектики. Этот небольшой дом сразу обращает на себя внимание благодаря динамичной асимметрии его объема и развитому силуэту. Архитектор Китнер отказался от классической симметрии, взяв за основу свободный план в стремлении обеспечить комфортное расположение помещений.

Фасады имеют богатое оформление: контрастные фактуры стен, разнообразное оформление окон, металлический декор, башенка, увенчанная шатром, трехгранный эркер. Здание сложной, г-образной структуры в плане, двухэтажное с мансардой, на подвале. Состоит из основного объема и примыкающего к нему дворового флигеля.

Южный лицевой фасад на гранитном цоколе - двухэтажный с мансардой, выделен трехгранным эркером на каменных консолях в уровне второго этажа. Эркер завершен шатровой крышей. Вход в здание со стороны южного фасад осуществляется через исторический дверной проем, оформленный двустворчатым полусветлым прямоугольной остекленной фрамугой дубовым дверным заполнением. Над входом с целью защиты от осадков разместился кованый металлический козырек на ажурных орнаментированных кронштейнах. На штукатурном фасаде в уровне первого этажа размещены полуциркульные оконные проемы, обрамленные рустованными штукатурными наличниками. В подоконном пространстве размещены прямоугольные филенки. Дверной портал обрамлен рустованными штукатурными лопатками и резными фланкирующими проем столбиками. Междуэтажный карниз на разноформатных кронштейнах визуально разделяет горизонтальный объем здания на две части. Фриз над парадным входом декорирован рустом и лепной композицией из картуша и растительных элементов. Окна второго этажа в основном прямоугольные разделены пилястрами. Подоконное пространство под окнами второго этажа оформлено прямоугольными филенкам с лепным растительным орнаментом.

Венчающий профилированный карниз на кронштейнах украшает фасад с лицевой стороны. Аттиковые объемы довершают великолепную композицию и роднят облик здания с историческим прототипом «стилем Франциска I», одним из ранних вариантов французского ренессанса начала 16 века.

Западный фасад расположен на оштукатуренном цоколе, ранее облицованном Путиловской плитой. Материал фасадной отделки- гладкая штукатурка. Трехгранный ризалит центральной части фасада завершен высокой шатровой крышей с фигурной металлической решеткой и двумя ориентированными на запад и юг оконными проемами. В уровне второго этажа терраса с ограждением подтверждает удобство внутренней планировки.

Северный фасад с надстроенным поздним третьим этажом стоит на оштукатуренном цоколе (ранее выполненном из Путиловской плиты). Фасад выделен ризалитом в одну световую ось, увенчанным ступенчатым аттиковым объемом. В уровне первого этажа ризалит украшен прямоугольной нишей с сандриком на кронштейнах. Оконные проемы первого и второго этажей в основном прямоугольные, местами полуциркульные. Фасад флигеля, примыкающего к особняку, со скошенной южной угловой частью – трехэтажный (третьей этаж надстроен во время реконструкции в советский период) на оштукатуренном цоколе (ранее выполненном из Путиловской плиты). Украшен ризалитом в одну световую ось, увенчанным ступенчатым аттиком. Окна - прямоугольные, только окно, расположенное в уровне второго этажа в ризалите - круглое. В целом, цветовые и фактурные контрасты обыграны за счет наделения здания внешней декоративной привлекательностью, но и продемонстрированы свойства применяемых материалов (фигурные металлические элементы оригинального рисунка).

Интерьеры

Под домом К. Зигеля устроен подвал, крытый сводами, с целью хранения вина, а также комната для швейцаров. Первый этаж состоял из шести комнат: передней, кухни, двух людских, а также трех ватерклозетов. На втором этаже размещались четыре комнаты - людская, кухня, передняя, ванна, два ватерклозета. Мансарда состояла из трех комнат. Внутренняя отделка достаточно сдержанная, соответствует рациональной и компактной планировке. Весь объем здания делится на две примерно одинаковые части, центральным композиционным соединительным ядром является часть здания с парадными помещениями. Интерьеры здания, оформленные с использованием мотивов классицизма, поздней готики и ренессанса 16 века, сохранились фрагментарно: лепные орнаменты, венецианская штукатурка, обшивка нижней части стен и потолка из ценных пород дерева. Отопление в доме было водяное, водопроводные коммуникации проведены по всему дому.

В служебном флигеле располагались прачечная и жилые помещения для прислуги.

История застройки участка

Территория Московской части 3-го участка в 1849 г. была обозначена как «огороды Сидорой» под №52. На «переторжке» 16 декабря 1886 г. высшую цену за участок Сидоровых предложил Петербургский купец Евментьев Александр Фадеевич. Но, по купчей крепости от 10 февраля 1887 г. участки №№12,13,14,15,16 принадлежали уже тайному советнику Поливанову Дмитрию Андреевичу. В 1888 г. после нескольких «пересрочек» имущество по купчей крепости переходит к жене саксонского подданного Евгении Адамовне Зигель с переводом на нее долга Кредитному Обществу. Доверенным лицом становится ее муж- фабрикант Готфрид–Курт Богданович Зигель.

Петербургское Акционерное общество фабриканта «К. Зигель» было основано в 1877 г. Ему принадлежали механические заводы в Ростове на Дону и в Санкт-Петербурге. В 1903 г. основной капитал АО «К. Зигель» составил 2,5 млн. руб. Основным предприятием являлся механический завод, построенный в Санкт-Петербурге. После его строительства и эффективной эксплуатации основной капитал был увеличен до 3 млн.руб. в 1913 г.

Нумерация участков в этом районе менялась вплоть до 1890- х гг.. В 1888 г. план места (двора) фиксируется по Ново-Ямской улице под № 38 или по Николаевской улице №55/2, в 1893 г. нумерация участков вновь меняется – номер 55/2 по Николаевской улице заменен на №63, а в 1895 г. полицейские номера изменены и по Ново-Ямской улице (№38 заменен на №№40,42 и 44). Комплекс зданий Механического завода «К.Зигель» был возведен в 1888-1902г.г. на территории между Николаевской и Ново-Ямской улицами (ныне улица Марата 63 и улицами Достоевского 40-44) по проектам архитектора И. С. Китнера и гражданского инженера Р.А. Берзена на пустопорожнем участке.24 мая 1888 г. Санкт-Петербургская Городская Управа утвердила проект.

Жилая и производственные части комплекса были решены в разных стилистических манерах. В 1888-1890 г.г. по Николаевской улице был построен двухэтажный особняк владельца в характере эклектики. Производственные корпуса были вынесены на Ямскую улицу в кирпичном стиле. Возле особняка владельца располагался сад (не сохранился в настоящее время). Ограда вдоль Николаевской улицы была оформлена аналогично отделке особняка. В ХХ веке вместо западной части ограды устроен проезд, установлены металлические двухстворчатые ворота. Территория заводских корпусов была обнесена глухим деревянным забором с металлическими стойками. К настоящему времени объект занимает участок сложной конфигурации, ограниченный ул. Достоевского с севера, ул. Марата с юга, соседними участками с востока и запада. Главный южный фасад особняка владельца выходит на улицу Марата. Производственные лицевые здания размещаются вдоль северной границы участка , образуют фронт застройки улицы Достоевского. К ним примыкают поперечные дворовые корпуса и продольные-расположенные вдоль южной границы участка. Постройки корпуса формируют три двора: западный, средний и восточный. Территория дворов асфальтирована. Иных строений в границах территории объекта не имеется.

Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Особняк владельца" в составе комплекса «Механический завод "К. Зигель"» расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 63 лит. Ж (г. Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 63, ул. Достоевского, д. 40-44 2020 г.

«Зодчий», 1890, №7, 8

Проект. (Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века)

Хронология

http://kanoner.com/2010/10/16/18190/

На улице Достоевского надстраивают завод Зигеля
16/10/2010 14:56

На улице Достоевского, 44, в Петербурге надстраивают исторический корпус механического завода Курта Зигеля. Новый, четвертый этаж вместо крыши виден со стороны улицы Марата. Комплекс из нескольких краснокирпичных зданий завода был построен в 1888–1902 годах по проекту архитекторов Ричарда Берзена и Иеронима Китнера. Фасады были украшены терракотой, фигурным кирпичом и натуральным камнем. Сегодня это памятник архитектуры регионального значения. Ранее, в 2008 году, дополнительный стеклянный этаж появился над дворовым флигелем, и сейчас он виден и с улицы Марата, и с улицы Достоевского. Причем тогда надстройка включила несколько дымовых труб, которые выступили в роли стен. Примерно в то же время к стене во дворе приделали лоджии. «Санкт-Петербургские ведомости» намерены обратиться в комитет по охране памятников с просьбой прокомментировать ситуацию.

http://kanoner.com/2010/11/24/19018/

Пользователей завода Зигеля обязали снести незаконный этаж
24/11/2010 16:16

Дополнительный этаж и мансарду, которые были сооружены на исторических корпусах механического завода Курта Зигеля на улице Достоевского, 44, в Петербурге, снесут. Об этом в ответе на запрос «Санкт-Петербургских ведомостей» сообщил комитет по охране памятников. Чиновники посчитали надстройки незаконными. В середине октября «Карповка» рассказала, что в 2008 году дополнительный стеклянный этаж появился над дворовым флигелем, и сейчас он виден и с улицы Марата, и с улицы Достоевского. Примерно в то же время к стене во дворе приделали лоджии. А в 2010 году начали создавать новый, четвертый этаж, который виден со стороны улицы Марата. 25 октября чиновники КГИОПа провели проверку. «Устройство мансарды выполнено пользователем объекта культурного наследия ООО «Хронотрон» самовольно, без согласованной документации и разрешения КГИОП. Работы по надстройке дворового флигеля также выполнены без согласованной документации и разрешения КГИОП», — сообщили в комитете. Сотрудники ведомства уточнили, что в отношении «Хронотрона» составлен протокол об административном правонарушении, а также направлено предписание с требованием устранения нарушений. Комплекс из нескольких краснокирпичных зданий завода был построен в 1888–1902 годах по проекту архитекторов Ричарда Берзена и Иеронима Китнера. Фасады были украшены терракотой, фигурным кирпичом и натуральным камнем. Сегодня это памятник архитектуры регионального значения.

http://kanoner.com/2012/05/12/43983/

Четыре незаконные мансарды, в том числе на Суворовском, узаконили
12/05/2012 18:57

Четыре мансарды на зданиях — памятниках архитектуры, о незаконности которых ранее заявлял КГИОП, сносить не будут. Застройщиков лишь оштрафовали, а сами надстройки узаконили. Проведенная прокуратурой проверка выявила формальное нарушение и только по одному объекту.

...

Самовольные работы на бывшем механическом заводе «К. Зигель» на улице Марата, 63, были проведены в 2010 году. Во всяком случае, тогда их «выявил» КГИОП. Там над старинным краснокирпичным зданием, обращенным главным фасадом на улицу Достоевского, появилась не просто мансарда, а полноценный остекленный этаж. Чиновники-охранители оштрафовали ОАО «Хронотрон» на 25 тыс. рублей, потребовали работы приостановить и разработать документацию на восстановление конструкции крыши. Осенью 2011 года КГИОП утвердил предметы охраны завода, что дало «возможность разработать документацию по приспособлению объекта [для современного использования]». Попутно срок выполнения предписания продлен до 1 мая нынешнего года. Информации о том, продлевали ли его вновь, нет — новый этаж никто не сносил.

http://kanoner.com/2015/05/20/145034/

КГИОП снял с охраны половину корпуса завода Зигеля на Достоевского
20/05/2015 13:55

КГИОП снял с охраны примерно половину производственного корпуса завода «К. Зигель» на улице Достоевского, 40–44. Приведет ли это к сносу или масштабной перестройке, не уточняется. Комплекс завода Зигеля включает в себя два производственных корпуса вдоль улицы Достоевского (юридически они разбиты на пять разных литер) и особняк владельца на улице Марата, 63. Дома, решенные в «кирпичном» стиле, были построены в 1888–1902 годах по проекту архитекторов Ричарда Берзена и Иеронима Китнера. Участок, выходящий на Достоевского, находится в собственности ООО «Хронотрон». Об отношении этой компании к культурному наследию наше издание писало в 2010 году. Тогда выяснилось, что над историческими зданиями незаконно выросли новые этажи и мансарды. КГИОП требовал от «Хронотрона» снести самовольщину, но в итоге узаконил ее. На этой неделе, как стало известно «Канонеру», КГИОП выпустил распоряжение об изменении границ памятников. Так, дворовая часть северо-восточного заводского корпуса оказалась выведена из-под охраны. Согласно данным топосъемки, это двух-, трех- и четырехэтажная секции. Причина решения не уточняется, как и необходимость такого шага.

2022-12-18 10:03

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия