Рождественский парк второй очереди городского трамвая

1913-1914, гр.инж.А.А.Ламагин

Дегтярный пер., 3-5; Моисеенко 8-16; Новгородская ул., 20

 

https://www.save-spb.ru/page/houses/houses/degtyarnyi_per_d_3.html
https://www.skyscrapercity.com/threads/МФК-«Невская-Ратуша»-i-оч-построена-ii-оч-строится.546114/
https://www.citywalls.ru/house7143.html

Здания были построены в 1874 г. "Акционерным обществом Санкт-Петербургской конной железной дороги" .  Новое депо назвали "Рождественское". Уже в 1875 г. готовый комплекс с площадью 1882 м2 был принят в эксплуатацию. Он включал помимо собственно вагонного депо трехэтажное административное здание, конюшню и кузницу. В 1907 г. здесь находились 633 лошади.

В 1880 г. рядом петербургский инженер Ф. А. Пироцкий провел первый тест-драйв трамвая на электрической тяге. Этим первым электрическим трамваем в России был вагон Рождественского коночного парка под номером 114. К сожалению, эти первые тесты, которые вызвали у населения большой отклик, не были продолжены.  

До 1913 г. здесь был коночный парк, но после 1913 начался переход на электрические трамваи. В мае 1914 г. на линию вышли первые шесть 2-хвагонных поезда на электрической тяге. Во время гражданской войны трампарк продолжал работать. Хотя количество выпускаемых на маршруты трамваев сократилось, но движение не прекращалось. В 1922 трампарку было присвоено имя бывшего работника и революционера В. С. Смирнова. Этот трампарк был тесно связан с развитием Ленинградского троллейбуса. В 1936 г. павильон № 3 был перестроен в цех ремонта и технического обслуживания этого нового вида городского транспорта. Сначала здесь были размещены 17 новых троллейбусов. Их количество росло, к 1941 г. их было уже 133. Ежедневно 76 троллейбусов выезжали на маршруты. С началом войны и Ленинградской блокады это развитие прекратилось. 291 сотрудник трампарка и 28 сотрудников троллейбусного парка погибли на фронте или от голода во время 900 дневной блокады. Сразу же после прорыва блокады и еще до окончательного конца войны началось восстановление трамвайного парка. В 1947 и в 1949 г. поступили первые новые послевоенные вагоны типов ЛМ-47/ЛП-47 или ЛМ-49/ЛП-49. В 1957 г. поступили более современные ЛМ-57, а в 1960 г. также два вагона Praha. Троллейбусы после войны здесь не размещались. С 1968 г. стали поступать первые вагоны типа ЛМ-68M для замены вагонов 40-х и 50-х годов. В 1983-1984 гг. были получены 29 вагонов типа КТМ-5, которые предназначались для депо № 10. С распадом Советского Союза начался неуклонный упадок технического состояния трамваев и оборудования. В 2002 г. властями города было принято решение закрыть два трампарка в 2003 г. В их числе был назван трампарк № 4. Трампарк был расположен близко от центра города, что обеспечивало большую прибыль при продаже недвижимости. Несмотря на яростные протесты сотрудников закончился в январе 2003 г. ежедневный выезд поездов и его передали в распоряжение трампарка № 1. Вскоре здесь образовалось кладбище трамваев и их слом. Это состояние продолжалось до октября 2005 г., когда были разобраны пути на Тульской и Новгородской улицах. В апреле 2008 г. начался снос исторических зданий депо для строительства административно - делового центра.

piter-tram.de


Во второй половине 19го века владельцами рассматриваемого участка являлись статские советники С.Д.Башмаков и П.И.Губонин. В 1874 году на их средства было построено конно-железнодорожное депо, которое получило название "Рождественское". В 1875 году статскими советниками было организовано Акционерное общество Санкт-Петербургской конной железной дороги.
Депо располагалось в Рождественской части Санкт-Петербурга (совр. Центральный район) на участке, ограниченном Дехтярном переулком (совр. Дегтярный пер.), Большой Болотной улицей (совр. ул. Моисеенко) и территорией Николаевского военно-сухопутного госпиталя.
Уже в 1875 году готовый комплекс с площадью 1882 м2 был принят в эксплуатацию. Он включал вагонное депо и административное здание (Дегтярный пер., дом 3). В 1876 году в западной части участка были выстроены четыре конюшенных корпуса (к 1907 году здесь числилось 633 лошади), лазарет для лошадей, два вагонных сарая и кузница.
В пятом номере журнала "Электричество" за 1880 сообщалось: "22 августа в 12 часов дня в С.-Петербурге, на песках. на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г.Пироцким первый раз в России двинут вагон электричекой силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона".
В 1890е годы велось строительство на восточной части территории.
В 18980е годы петербургский инженер Ф.А. пироцкий провел первый запуск трамвая на электрической тяге. Этим первым электрическим трамваем в России был вагон Рождественского парка под номером 114.
К концу 19гов ека в Санкт-Петербурге воникла необходимость улучшения городского пассажирского транспорта. Конно-железнодорожный транспорт (конка) не ообеспечивал нормальных услвоий перемещения населения столицы. В конце 1899 года было принято решение об открытии движения электрического трамвая. Однако движение такового, несмотря на заключенный договор, на протяжении еще 8 лет не осуществлялось. После чего конно-железныед ороги перешли в ведение Городской Управы.
7 апреля 1906 года был представлен проект трансформаторной подстанции, разработанный А.И.Зазерским с инженерами Ф.О.Тейхманом, Л.Б.Горенбергом и В.И.Радзивановым. И в 1906-1907 годы была выстроена тяговая подстанция (Дегтярный пер., дом 5).
К 1912 году был разработан проект Трамвайного парка на 143 вагона. Административное здание, построенное по проекту архитектора Г.Д.Гримма, было надстроено до трех этажей с пристройкой двух крыльев, фасады дополнены декоративными элементами в стиле модерн по проекту архитектора А.А.Ламагина.
В 1913 году началась реконструкция Рождественского конного парка с приспособлением под трамвайный парк. После чего начался переход на электрические трамваи. В мае 1914 года на линию вышли первые шесть 2х-вагонных поезда на электрической тяге.
В годы Первой мировой войны парк продолжал работать. Хотя количество выпускаемых на маршруты трамваев сократилось, но движение не прекращалось. В 1922 году парку было присвоено имя бывшего работника и революционера В.С.Смирнова.
Трамвайный парк был тесно связан с развитием Ленинградского троллейбуса. В 1936 год павильон № 3 был перестроен в цех ремонта и технического обслуживания этого нового вида городского транспорта. Сначала здесь были размещены 17 новых троллейбусов. Их количество росло, к 1941 году их было уже 133. Ежедневно 76 троллейбусов выезжали на маршруты.
С началом Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады это развитие прекратилось. Но это не означало, что службы и парк прекратили работу. Оборудование и подвижной состав старались поддерживать в исправном состоянии, восстанавливали поврежденные пути, контактную сеть, разрушенные здания.
Сразу же после прорыва блокады и ещедо окончательного конца войны началось восстановление трамвайного парка. В 1947 году и 1949 годах поступили первые новые послевоенные вагоны. Троллейбусы после войны здесь не размещались.
В 1975 году был выполнен капитальный ремонт административного корпуса.
С распадом Советского Союза начался неуклонный упадок техничекого состояния трамваев и оборудовния. В 2002 году было принято решение закрыть два трамвайных парка, в числе которых был Рождестенский трамвайный парк № 4.

Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы от 2022го года

Дегтярный пер., 3, литера В - Здание депо - 1913-1915, гражд.инж. Ламагин А.А. - снесено!

24.09.2014 идет разборка дворового корпуса бывшего административного здания в Дегтярном переулке, 3, литера В. Флигель был построен в 1913-1915 гг. Ламагиным. Прежде и дворовая, и лицевая постройка были выявленными памятниками архитектуры.

Дегтярный пер., 3, литера А - Административный корпус

https://www.citywalls.ru/house7143.html

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1677).

Дворовой корпус (депо) в составе комплекса зданий Городской конной железной дороги (городского трамвая) [1677.2] исключен из списка распоряжением КГИОП от 15 сентября 2006 года N 8-112; заключение по результатам проведенной ООО "АРС" экспертизы, рег. N 3-4929 от 24.07.2006.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры № 10-11 от 23 апреля 2009 г.

Дегтярный пер., 5, Трансформаторная подстанция - 1906, арх. Зазерский А.И.

https://www.citywalls.ru/house7140.html

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1677). Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры № 10-11 от 23 апреля 2009 г. [ ].

Фасад здания (Отчёт по сооружению СПб городского электрического трамвая. 1905-1908.- СПб., 1909. - Т. 3)

Хронология

http://kanoner.com/2008/05/26/1605/

В Дегтярном переулке сносят трамвайный парк № 4
26/05/2008 21:00

В Дегтярном переулке сносят трамвайный парк № 4. Демонтажники Ассоциации по сносу зданий уже разобрали основное здание. Его в 1910-х годах построил гражданский инженер Александр Ламагин, но официально оно не охранялось государством.

Руководитель проекта ООО «Охта групп» Константин Ковалев пояснил корреспонденту «Карповки»: «Оно было не то что аварийное: прежние владельцы его держали в тако-о-ом состоянии! Но, прежде чем снести, мы получили документы, что оно не памятник, и снесли полностью».

По словам господина Ковалева, в центре квартала вообще не останется ни одного здания. Следующим объектом станет не так давно расселенное «Охтой групп» общежитие. Затем снесут котельную. Всего на территории трампарка несколько десятков зданий, в основном мелких.

Напомним, территорию расчищают под административно-деловой комплекс «Невская ратуша», где поселят чиновников всех комитетов петербургской администрации.

http://kanoner.com/2014/09/24/140939/

В Дегтярном переулке начался снос здания Рождественского трампарка
24/09/2014 10:25

В Дегтярном переулке начался снос дворового флигеля административного здания Рождественского трамвайного парка. Ранее остальные дома депо были разрушены ради «Невской ратуши».

Некогда комплекс зданий Рождественского трамвайного парка в Дегтярном переулке, 3, считался выявленным памятником архитектуры. Он был построен в 1910-х годах гражданским инженером Александром Ламагиным. В 2008 году прошел снос большинства краснокирпичных зданий, работами заведовала «Ассоциация по сносу зданий» (ныне «Размах»).

На расчищенном участке ведется строительство административно-офисного комплекса «Невская ратуша». Первые два бизнес-центра в Дегтярном переулке, 11, были сданы в конце 2013 года.

На днях градозащитник Дмитрий Литвинов обнаружил, что началась разборка еще одного корпуса — дворового корпуса бывшего административного здания в Дегтярном переулке, 3, литера В. Флигель был построен в 1913–1915 годах Ламагиным. Прежде и дворовая, и лицевая постройка были выявленными памятниками архитектуры. Снос проводит ООО «Петроэкология Северо Запад».

http://kanoner.com/2022/10/03/172287/

Административный дом трампарка в Дегтярном отдадут мировым судьям
03/10/2022 13:54

Административный дом Рождественского трамвайного парка в Дегтярном переулке, 3, будет капитально отремонтирован. В нем разместят участок мировых судей Центрального района.

Административный дом был построен в 1914 году по проекту архитектора Александра Ламагина. Он стал частью Рождественского трамвайного парка. Главное здание комплекса — депо, как и несколько других, были сняты с охраны и в 2008 году снесены; работами заведовала «Ассоциация по сносу зданий».

Основную часть трамвайного парка отдали под административно-офисный комплекс «Невская ратуша». Первыми в 2013 году были сданы два бизнес-центра в Дегтярном переулке, 11. В 2016-м ввели в эксплуатацию административное здание для комитетов Смольного на Новгородской улице, 20. Застройщиком было ЗАО «М».

В 2014 году единый участок разделили, и административный дом оказался вне «Невской ратуши». Чуть ранее его дворовый флигель был снесен, работы проводило ООО «Петроэкология Северо Запад».

Сейчас сам дом, выходящий в Дегтярный переулок у перекрестка с Заячьим, заброшен. Зампред комитета имущественных отношений Мария Мельникова пояснила сегодня «Канонеру», что здание передано комитету по вопросам законности и правопорядка «для размещения судебного участка мировых судей Центрального района Санкт-Петербурга». «В отношении здания [комитетом по вопроса

2022-12-22 21:37

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия