Экипажный магазин К.М. и К.К. Нелиссов - Экипажная фабрика Фрезе и Ко

ул.Чехова, 10
1866, Геккер фон Ф.В.

https://www.citywalls.ru/house8434.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фрезе,_Пётр_Александрович

Петр Александрович Фрезе родился в 1844 г. в Санкт-Петербурге. Окончив в родном городе горный институт, он оказался на известной экипажной фабрике К. Неллиса. Хорошо проявив себя в работе, Фрезе завоевав полное доверие владельца фирмы. Неллис сделал талантливого инженера своим компаньоном. В 1873 г. Петр Александрович Фрезе создал свою каретную мастерскую, которая в 1876 г. объединилась с фабрикой К. Неллиса и образовала компанию "Неллис и Фрезе". Через 5 лет он становится единоличным собственником фирмы, переименовав ее в "Экипажную фабрику Фрезе и К". В 1893 г. экипажи фирмы Фрезе демонстрировались на Всемирной выставке в Чикаго. Там П. А. Фрезе познакомился с Е. А. Яколевым, представлявшим там двигатели на жидком топливе. Результатом знакомства стала совместная работа по созданию автомобиля собственной конструкции. После смерти Е. Яковлева в 1898 г. его компаньоны перепрофилировали завод, отказавшись от выпуска двигателей внутреннего сгорания. Это вынудило Фрезе искать поставщика для собственного производства. Он заключает договор с французской компанией "Де ДионБутон", с которой тесно сотрудничает до 1910 г.. После завоевания золотой медали на Петербургской международной промышленной автовыставке он уходит от дел. Скончался Петр Александрович в 1918 г. в Петрограде.

Заведение Фрезе было официальным российским дилером марки «Renault». Уже в 1908 г он предлагал потенциальным клиентам автомобили, отличавшиеся, согласно информации в русской автомобильной прессе, «прочностью, простотой, силой и безшумностью». Машины годились как для поездок по городу, так и для продолжительных путешевствий. Вскоре это подтвердил петербуржец К. И. Капустин, проехавший на своем 4-х цилиндровом «Renault» из Санкт Петербурга в Ялту за девять дней. Условия были непростыми: плохая погода, машина была сильно перегружена. Подобная поездка по тем временам считалась выдающимся достижением, поэтому о ней упоминается на рекламных плакатах фирмы «Фрезе и К».

Шляхтинский К. Век русского Renault. М.: ОАО "Автофрамос". С.12-13

В 1876 году фабрика конных экипажей П.Фрезе объединилась с экипажной мастерской Карла Неллиса. Новая фирма стала называться «Неллис и Фрезе» и через несколько лет Пётр Фрезе стал её управляющим.
В 1893 году фирма была переименована в «Фрезе и К°», а с 1 декабря 1899 года преобразовалась в акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей «Фрезе и К°»
в 1899 году с разрешения Николая II Фрезе организовал «Акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей» — «Фрезе и К°». Компаньоном Фрезе стал Г. Г. Елисеев — владелец сети знаменитых гастрономов
в 1910 году Фрезе продал свою фирму Автомобильному отделу Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ)

1874: Экипажная фабрика Неллиса - Эртелев переулок, 10 (Иванов А.А. История Петербурга в старых объявлениях. М., 2008. С.518)
1916: Акц. о-во Русско-Балтийского завода. Петроградское автомобильное отделение, гараж и ремонтная мастерская - Эртелев пер., 10 (ВПг на 1916. О. II С. 1155)
1940: Автобаза Ленпищепромснабсбыта - ул. Чехова, 10 (Весь Ленинград - 1940. С. 107)
1965, 1978, 1982, 1988: Автобаза Леноблисполкома - ул. Чехова, 10 ([108], C. 2), (Список абонентов ЛГТС-1978", C. 2) (Список абонентов ЛГТС-1982, C. 2), ([125], C. 4)
На планах Треста ГРИИ 1932, 1956 и 1960 гг. пояснит.надпись "гараж"
2009: Автобаза Правительства Ленинградской области; ГУП - Чехова ул., 10 (TopPlan 2009). Ведомственное предприятие, только для Правительства
2011: Автобаза правительства Ленинградской области (табличка)

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [2172.2]

Карл Булла, 1902

Весь Петроград на 1917 год

Фасад дома № 10 по ул.Чехова. 1960 год

2021-12-07 19:59

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия