Тяговая подстанция № 15 "Клинская"

ул.Можайская, 19
арх.Коханова Р.Н., 1933

https://www.citywalls.ru/house9064.html

Лучшие памятники конструктивизма в Ленинграде стали продолжением супрематистских экспериментов русского авангарда. И даже если имя создателя этой подстанции мало что говорит историкам архитектуры – а это одна из первых женщин-архитекторов Р. И. Коханова, – построенные по её проектам четыре подстанции для городской трамвайной сети относятся, по словам Саблина, к числу интереснейших творений XX века. Они сохранились и сегодня находятся на Можайской улице, 19, Пионерской улице, 7, и проспекте Энгельса, 11.

из статьи Д. Ратникова "Ройял в кустах", "СПб Ведомости", 07.05.2009

В соответствии с распоряжением КГИОП №10-195 от 16 мая 2016 года «Тяговая подстанция «Клинская» (№ 15)» (Санкт-Петербург, улица Можайская, д. 19, литера А) отнесена к памятникам регионального значения. Это была первая подстанция, давшая ток 7 марта 1942 г. для трамвая блокадного Ленинграда, остановившегося в декабре 1941 г. на Загородном проспекте. <...> Внешний облик здания создан на основе типовой схемы дореволюционных трансформаторных подстанций, но в иной - конструктивистской - стилистике, и является образцом промышленной архитектуры, выполненной в строгих приемах Ленинградской школы конструктивизма, соответствующих функции и масштабу объекта. В настоящее время подстанция продолжает свою работу. Здесь находится технический архив подстанций, в жилой части – кабинеты.

(офиц.сайт Администрации СПб, дата обращения - 18.05.2016)

https://tura8.livejournal.com/7311.html

Тяговые подстанции архитектора Раисы Николаевны Кохановой созданы по разработанному экспериментальному проекту, рожденному ленинскими планами электрификации страны и поставленной тогда задачей развития нового транспорта для рабочих. Эти подстанции — символ советских утопических начинаний. В них — пафос революционного переустройства мира вообще и переустройства быта в частности, повсеместного отказа от индивидуального в пользу коллективного. Духу нового общества должны были соответствовать новые архитектурные и градостроительные формы: города-сады, ячейки для жилья, фабрики-кухни, пролетарские бани. Идея была такая — вот сейчас электричество пустим в городе, и сразу общество изменится. Или: если мы сегодня повсеместно запустим трамвай, то завтра непременно будем уже летать. Сейчас даем электричество здесь, а завтра — революция во всем мире…

В архитектуре зданий подстанций Кохановой можно найти явное влияние Малевича, может быть Никольского. «Супрематический ордер» угадывается и в здании на Фонтанке, и в зданиях на Можайской и Пионерской улицах. Именно в нашем городе появилась мастерская экспериментального строительства — организованная Малевичем. В основном это были архитектурные фантазии, теоретизирование, вышедшее за пределы плоскости изобразительного искусства. А вот эти подстанции — зрелый плод, фантазия воплотившаяся.

Хронология

http://kanoner.com/2014/03/21/137373/

КГИОП может взять под охрану другую «блокадную» подстанцию
21/03/2014 16:39

КГИОП может взять под госохрану подстанцию «Клинская» на Можайской улице, 19, — взамен здания на Фонтанке, 3а, которую градозащитники называют блокадной. «Клинскую» считают более ценной. Снести здание подстанции № 11 на набережной реки Фонтанки, 3а (также ее называют трамвайной или блокадной), планируется в ходе строительства на ее месте апарт-отеля. Застройщик ООО «Ройял гарденс отель» еще в 2012 году получил всю разрешительную документацию. Однако против сноса ценного, по их мнению, здания выступили градозащитники. В 2009 году они предприняли попытку присвоить подстанции статус памятника, но КГИОП в этом отказал. Как только стало известно, что в марте может начаться снос здания, Всероссийское общество охраны памятников повторно подало эту экспертизу. Сегодня это исследование обсудили в Смольном. Чиновники подтвердили, что по закону до окончания рассмотрения экспертизы здание становится выявленным объектом культурного наследия, и сносить его нельзя. Застройщик подтвердил, что к демонтажу приступать не намерен. Между тем вице-губернатор Марат Оганесян с подачи КГИОПа дал понять, что со второго дубля активистам вновь не удастся получить для «блокадной» подстанции охранную грамоту. Дело в том, что первой подстанцией, давшей ток в Ленинграде в марте 1942 года, была «Клинская», расположенная на Можайской улице. 11-я на Фонтанке заработала в апреле одновременно с остальными. По словам господина Оганесяна, сейчас важно четко понять, «какая из всех подстанций, работавших в годы блокады для обеспечения трамвайного сообщения, имеет наибольшее историческое значение». Также нужно выяснить, какое здание не было перестроено с 1940-х годов (11-я, как оказалось, изменила свой облик). «Проверив все эти обстоятельства, мы сможем взять под охрану именно тот объект, который более всего соответствует термину „блокадная подстанция“ — будь то здание на Фонтанке, на Клинской улице, на Лесном проспекте или какой-либо иной объект», — подчеркнул вице-губернатор. Тяговая подстанция на Можайской улице, 19, была построена в 1920-х годах одновременно с 11-й. Автором обеих построек является архитектор Раиса Коханова. В Петербурге сохранились еще две подстанции ее авторства — на Пионерской улице, 7, и на проспекте Энгельса, 11.

http://kanoner.com/2015/05/26/145141/

Подстанцию «Клинская» на Можайской поставили под охрану
26/05/2015 11:27

Подстанцию «Клинская» на Можайской улице, 19, поставили под охрану в качестве выявленного памятника. Аналогично поступили с «Василеостровской» на 6-й линии. Этого добивалась ЛСР. Тяговая подстанция на Можайской улице, 19, была построена в 1920-х годах — одновременно с 11-й, расположенной на Фонтанке, 3а, и называемой градозащитниками «блокадной». Автором обеих построек является архитектор Раиса Коханова. В Петербурге сохранились еще две подстанции ее авторства — на Пионерской улице, 7, и на проспекте Энгельса, 11. После того как весной 2014 года по инициативе Всероссийского общества охраны памятников 11-ю поставили под охрану, был остановлен проект строительства на ее месте апарт-отеля от группы «ЛСР». Девелопер стал убеждать Смольный, что в Петербурге есть блокадные объекты поценнее здания на Фонтанке. В частности, утверждалось, что первой подстанцией, давшей ток в Ленинграде в марте 1942 года, была «Клинская», расположенная на Можайской улице, 19. Позднее эту версию, ссылаясь на документы, опроверг зампред городского отделения ВООПИиК Александр Кононов; по его словам, ток с Фонтанки и с Можайской был дан одновременно, а потому их ценность одинаковая. В нынешнем феврале в ЛСР «Канонеру» рассказали, что по заказу группы была проведена научная работа по определению историко-культурной ценности всех тяговых подстанций города. Как стало известно нашему изданию, по итогам рассмотрения к категории выявленных памятников отнесли «Клинскую» — вышло соответствующее распоряжение КГИОПа. Помимо нее, под охрану попала понижающая подстанция «Василеостровская» на 6-й линии, 37, корпус 2. Она была построена в конце 1920-х — начале 1930-х. Она стала третьей, давшей ток в блокадном Ленинграде в марте 1942-го.

http://kanoner.com/2015/12/18/148381/

Подстанция «Клинская» на Можайской станет региональным памятником
18/12/2015 13:00

Тяговая подстанция «Клинская» на Можайской улице, 19, будет признана региональным памятником. Этого добивалась группа «ЛСР», чтобы снять с охраны подстанцию на Фонтанке ради сноса. Подстанция № 15, или «Клинская», была построена в 1932–1934 годах. По мнению государственного эксперта Владимира Трушковского, она «является образцом промышленной архитектуры, выполненной в строгих приемах ленинградской школы конструктивизма, соответствующих функции и масштабу объекта». Основную свою роль «Клинская» сыграла во время блокады, а именно 7 марта 1942 года. Тогда она дала первый ток к грузовому составу, который стоял на Загородном проспекте. Этот состав помог ленинградцам очистить город от снега и подготовить пути для открытия пассажирского трамвайного движения, состоявшегося 15 апреля. С инициативой поставить подстанцию на Можайской улице под охрану выступила группа «ЛСР». Дело в том, что до этого Всероссийское общество охраны памятников парализовала проект ЛСР на набережной Фонтанки, 3а, где стоит другая «блокадная» подстанция — № 11. После экспертизы ВООПИиК ее признали выявленным памятником, а потому снос 11-й и строительство на ее месте запланированного апарт-отеля стали невозможными. В нынешнем феврале в ЛСР «Канонеру» рассказали, что по заказу группы была проведена научная работа по определению историко-культурной ценности всех тяговых подстанций города. По ее итогам под охрану встали «Клинская» и «Василеостровская» (на 6-й линии, 37, корпус 2). Затем по заказу дирекции КГИОПа Владимир Трушковский и его ООО «Ленстройуправление» провели экспертизу обоих зданий и признали памятником только «Клинскую»; «Василеостровскую» вскоре должны снять с временной охраны. Добавим, решения по подстанции на Фонтанке КГИОП пока не вынес.

2021-12-15 21:29

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия