2004-05-04. Кронштадт

Участники:

Кравченко Кирилл, Задорожная Ольга

Где были:

Кронштадтское шоссе (поворот на ул.Зосимова) - ул.Восстания (мои казармы) - церковь - Гостиный двор - Обводный канал - Якорная площадь - Красная улица - Петровский парк - Петровская пристань - Речная пристань г.Кронштадта - Речная пристань г.Ломоносов

Что видели:

  1. Въезд в город, валы и крепость
  2. Мои казармы
  3. Церковь
  4. Гостиный двор
  5. Обводный канал, Адмиралтейство
  6. Якорная площадь, Морской собор
  7. Бассейн Петровского дока
  8. Петровский парк
  9. Военная гавань
  10. Речная пристань г.Кронштадт

На станции метро "Старая Деревня" дождался Ольгу, и вот мы отправились на автобус до Кронштадта. А автобус-то, оказывается, переименовали! Табличка 510-го висит до сих пор, только вот называется он теперь 267-й. Как всегда, у кассы длиннющая очередь. Автобус уже стоит, он отправляется через 10 минут, начинается посадка. Как всегда, сперва прошла длинная очередь льготников, занявших лучшие места. Потом пришла очередь и нас, обычных пассажиров, причем так как очередь была очень длинной, мест нам уже не хватило. Так нам в кассе и сказали: мест больше нет! Ну что же делать, ждем следующий автобус, который прийдет всего-то через 20 минут. И были мы уже вторыми в очереди, и заплатили всего-то 14 рублей (очень дешево, не деньги!!), и выбрали отличное место против солнца, и отправились в путь. В последний раз я катался на этом маршруте, когда еще ездил на военные сборы в Кронштадт. Тогда здесь ходил переполненный 510-й маршрут. С тех пор, похоже, многое изменилось. Вместо городских автобусов с большим количеством стоячих мест теперь подают комфортабельные автобусы с массой сидячих мест, какими раньше были только платные Тэшки. Что же касается маршруток и Тэшек, то я их просто не видел. Маршрутки, видимо, отсутствуют как вид, а вот Тэшки ходят по расписанию, и непонятно, чем они отличаются от обычных городских автобусов, разве что ценой.

И вот мы поехали. Я удобно устроился у окошка, буду рассматривать проплывающие мимо пейзажи. А пейзажи-то все хорошо знакомые: Лахта, Разлив. Здесь я впервые увидел залив, и снова, как я вижу его, он снова и снова поражает меня своим величием и размахом… Но Лахта остается позади, автобус едет дальше. Природа просыпается, сегодня на улице тепло, и я снова надел свою рабочую жилетку. Просыпается зелень, на березках появляется первая растительность, на кустарниках раскрываются листики нежно-зеленого, салатового оттенка. Но вот мы приехали в Горскую, поднялись на путепровод кольцевой автодороги, да поехали по дамбе. В последнее время по телеку столько говорили о возобновлении строительства дамбы, что тут теперь радикально взялись за работу, начали работать, строить, и я было взялся внимательно рассматривать большую стройку. Самая кипучая работа наблюдается у водопропускного сооружения номер один, что у самого берега, в Горской. Здесь множество бытовок, вагончиков, ходят рабочие в касках, висят плакаты: де, строит Балтийская Строительная Компания, де, Госстрой России. Большие работы проделаны на самом сооружении. Из наиболее заметных: покрасили (покрыли жестью?) затворы водопропускного сооружения. Теперь они окрашены в три оттенка сине-голубой палитры. И вокруг леса, железные каркасы, железяки, бетонки - работа идет, и это хорошо видно. На других объектах также идут работы, хотя и менее активно. На судопропускном сооружении и последнем из водопропускных сооружений вообще никакой подвижки. Так что я почти что разочарован: вранье это все, нет тут никакой стройки! Но вот мы проехали дамбу, приехал на остров Котлин. Но прежде чем ехать до конца, я решил вытащить Ольгу на предпоследней остановке. Цель тому: посетить мои казармы, где я был два года тому назад. Очень хочется поностальгировать, сфотографировать на память.

Погода - отличнейшая. Небо ясное, безоблачное, жарко, кругом зелень - я в восторге, это моя погода, это мой день! Прежде всего мы поднимаемся на горочку, здесь я заряжаю фотопленкой фотоаппарат.

Улица Восстания, крайний дом у крепостных валов

И вот я стою перед зданием наших казарм. Вот те самые ворота, через которые мы проходили, вот то самое здание, башенка. Я все подробно расписывал Ольге: вот в этой башенке располагается: на первом этаже туалет, на втором - буфет с вкусными пирожками. А рядом - сами казармы. На втором этаже окна выходят на улицу, как раз там мы и обитали.

Улица Восстания, мои казармы

А еще у меня была идея обойти казармы и выйти к Финскому заливу - на пляж, что мы видели через колючую проволоку. Обойдя следующее по улице здание, мы обнаружили длинные укрепления. Маленькая тропинка вела к двери, во внутренние помещения. Тут, конечно, очень грязно, все превращено в туалет, крыши провалились, вот-вот разрушатся стены. Проходим из комнаты в комнату, и вот открылась дверь, и мы выходим к заливу. Передо мной открывается широкое поле тростника. Правда, недавно его основательно подожгли, так что это скорее поле из обрубков тростников, все черное, покрытое сплошным слоем золы - очень грязно. Так что фотографировать дамбу я решил не здесь, а чуть дальше, надо только пройтись немножко по тростнику. Это казалось хорошей идеей: было сухо, только зола потрескивала, да остатки тростников шуршали, и я прошел довольно далеко, пока не оступился, да не окунулся кроссовкой в черную трясину. А потом я еще раз посмотрел на свою бывшую казарму, снова увидел свою любимую лужайку, дорожку, здание, асфальтовую площадку, даже старую телефонную будку - все так и было два года тому назад!

Вид на водопропускное сооружение дамбы с острова Котлин

Но хватит воспоминаний. Мы вернулись назад, вышли к рынку, затем к церкви. Церковь, еще несколько лет назад бывшая в развалинах, без крыши и стен, теперь отреставрирована на славу. Она уже покрашена, стоит ярко-белая, блестит в солнечных лучах, красивая и великолепная!! Затем – традиционный набор достопримечательностей Кронштадта: Гостиный двор, Обводный канал, Адмиралтейство.

Кронштадтская церковка

А потом я вывел Ольгу к остановке автобуса. Потом к Гостиному Двору, потом - к Обводному каналу. Пришлось нам по парку идти вперед, вдоль Обводного канала. Еще один снимок потратил на Обводный канал, мне хотелось заснять внутренности канала, кирпичное здание Адмиралтейства.

Обводный канал и Адмиралтейство

Потом прошлись по парку, посмотрели памятник Беллинсгаузену, вышли к Якорной площади. Здесь активно ведутся работы, кладут асфальт, на чугунной улице меняют покрытие. Я видел множество зданий в лесах, еще больше зданий уже отреставрировано, и они блистают своими яркими красками. Еще бы, в этом году Кронштадту исполняется 300 лет! Осмотрели Морской собор, Якорную площадь, Петровский док. Далее – Петровский парк у военной гавани.

Пушка на Обводном канале у Якорной площади

Морской Собор на Якорной площади

Вид на Морской собор снизу, с бассейна Петровского дока

Памятник Петру 1 в Петровском парке у военной гавани

Вид на военные корабли в гавани Кронштадта

Прошли парком, вышли к каналу, посмотрели на памятник Пахтусову (памятник обновленный, здание за ним отреставрированно), потом решили сходить по дамбе к маяку. Прошлись по дамбе, сходили к маяку, посмотрели, пофотографировали, вернулись назад.

Канал Петровского дока и пушка

На кораблях - какое-то торжественное собрание. На корме стоят в несколько рядов моряки, перед ними расхаживают офицеры. Из окошка стоящей рядом машины орет на полную катушку музыка. Прошлись через парк, посидели у памятника Петру I, а потом пошли к зданию касс морского парома, да к кафешке, что виднелась у парома. Вообще, у меня закралась гениальная мысль домой вернуться морем, на пароме. Ольга эту идею поддержала, тем более что ей это гораздо ближе. Посмотрели расписание: паромы ходят каждые два часа. И так как паром на 14.00 только что отплыл, мы решили плыть на 16.00. Правда, у нас было еще аж два свободных, ничем не занятых часа, и мы решили посвятить это время кафешке под открытым небом «Степан Разин», что под шатром - таких в летнее время года развернуто особенно много.

Кассы, располагающиеся в маленьком зеленом деревянном зданьице, приняли нас одними из первых своих пассажиров. Билет стоит 15 рублей - это недорого! С билетиками мы отправились к пристани, к которой уже подходил паром. Он только что прибыл со стороны Ораниенбаума, и мы, стоящие за забором, наблюдали, как он медленно причаливал к пристани, потом с него бросали швартовы, а потом опустили аппарель. Я сначала было думал, что паром ходит полупустым, и тем более не ожидал увидеть здесь автомобили, однако когда открылась носовая аппарель, на меня хлынула толпа людей и автомобилей - будто беженцы на последнем пароходе, отплывающем в Америку. Наконец, толпа закончилась, и вот мы одними из самых первых заходим на паром. Некоторое время стояли у кормы судна. А вот если пройтись по палубе, можно выйти в т.н. «пассажирский салон». Заходим, и попадаем в длинное помещение со скамеечками и столиками, сетками для сумок и рюкзаков. Помнится, в Валааме мы тоже катались на теплоходе, и там было точно также: речной трамвайчик, скамеечки, столики, а если сесть у окошка, будет виден залив и волны… Но мне очень хотелось посмотреть и на посадку автомобилей. Большинство людей (очевидно, местные, кто каждый день ездит на этом теплоходе, и кому все уже давно успело надоесть) уселось в салоне. Все остальные (очевидно, туристы, ибо только туристы усаживаются на самых высоких местечках, щелкают фотоаппаратами и снимают своих детишек на видеокамеру) остаются на палубе. С удовольствием наблюдал, как мужик сортировал автомобили, показывая каждому водителю, сколько тот должен поддать вперед, назад, чтобы и в соседа не врезаться, и чтобы зазор между машинами составлял сантиметров 10-20. Зазор был небольшим, похоже, паром рассчитан точь-в-точь на 20 машин (в этом чуть позже я уже убедился), и ни на метр больше.

Паром отправляется в путь. У носовой аппарели - легковые автомобили. На фоне - военные корабли

Но вот в 16.04 (в последние минуты наш паром загрузился половиной из имеющегося у нас запаса машин, мы долго их ждали) паром отошел от пристани. Сначала он развернулся в военной гавани (что позволило мне заснять вид на проплывавшие за бортом «Перекоп» и «Смольный»), а потом вышел в залив и поплыл вперед. Вот это было зрелище! Во-первых, сначала мы проплыли мимо всех промышленных построек Кронштадта. Это были Морской Завод, порт, верфи, разного назначения краны, суда, стоящие у набережных Кронштадта. Наконец, последний из снимков отщелкан, и вот Кронштадт остался позади, и я предложил перейти на нос корабля.

Промышленность Кронштадта

Промышленность Кронштадта

Промышленность Кронштадта

Промышленность Кронштадта

Навигационные здания и сооружения в Кронштадте

Ветер был сильным. Я кричал, но Ольга не слышала моих слов – такое ощущение, что ветер уносил их за борт. Но вот мы приплыли к Ораниенбамуму (на это ушло ровно полчаса), тут наш кораблик сделал круг, чтобы машинам было удобнее выезжать из парома, и мы швартовались удивительно долго. Тем временем водители включили зажигание, весь народ из пассажирских салонов столпился внизу, у аппарелей - получилась точно такая же «толпа беженцев», что я видел в Кронштадте. Наконец аппарель открылась и народ толпой хлынул в Ораниенбаум. Тут всех поджидал местный автобус, который, до того стоявший пустым, уехал весь забитый до отказа, как говорится, «в мясо». Машины отправились чуть позже.

Финский залив. Позади Кронштадт. Чайки

Финский залив. Впереди Ораниенбаум, видны трубы котельной

Прибытие в Ораниенбаум. Пристань, виден второй паром

Паром прибыл в Ораниенбаум. На пароме скопление машин и людей

Ну а мы с Ольгой отправились пешком. Тут был длинный мол, вдающаяся в Финский залив, по обоим сторонам залива огороженные бухты, здесь много-много корабликов самых разных назначений. За одним из заборов бухта ЭПРОНа.

Суда ЭПРОНа в Ораниенбауме

А когда все осталось позади, и море было разве что за забором (а еще тут был «Военный завод № 18»), мы вышли к железной дороге. Зашли в кафешку, что на автобусной остановке. Здесь все осталось по-прежнему. Пицца по прежнему стоила 20 рублей, и по-прежнему ее подали с большим количеством кетчупа и майонеза. Электричка в 17.27 из Ораниенбаума была совершенно пустой, и наше путешествие на этом закончилось.

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 31.08.2005

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/