2004-07-18. Приозерск

5. Подъездные пути предприятий
  6. Военный санаторий
  7. Железная дорога на С.-Петербург

Мысль о поездке в Приозерск вынашивалась уже очень давно. Да, мы объехали почти все крепости Лен.области и окрестностей, а здесь еще не успели побывать. Правда, лично я здесь когда-то был, прогулявшись от Кузнечного до Приозерска и увидев очень много приятных вещей, увидев в один день и Кузнечное (тамошний комбинат), и железную дорогу от Кузнечного до Приозерска, и сам Приозерск с его крепостью. К сожалению, мой фотоаппарат тогда сломался, и в брак пришлось выкинуть все 100 % отснятых снимков (абсолютно все!); для меня это была строго необходимая поездка. Наташа и Ольга хотели посмотреть крепость. До этого мы долго собирались, я созванивался с Натахой, наверное, раз десять, мы все обсуждали детали. Я полагал, что мы должны встретиться на Финляндском вокзале. Они же хотели встретиться в Девяткино - им так удобнее. Итак, к чему это я? А к тому, что у нас возникли противоречия: где встречаемся, на Финляндском или в Девяткино? Наташа предложила хорошую идею: я еду с Финляндского, они - с Девяткино, в поезде встретимся. Сейчас я проснусь рано утром и пойду на платформу Озерки, где сяду на поезд (расписание посмотрел вчера на Удельной) и доеду до Финляднского. Там в 8.27 будет отходить поезд на Кузнечное (посмотрел в Интернете - полезная штука, оказывается!), я займу место в третьем вагоне с конца. В Девяткино поезд появится в 8.54, они зайдут в мой вагон. Так мы и поедем все вместе в Приозерск.

Погода обещает быть отличной!! Всю неделю шли дожди, но я посмотрел прогноз погоды и поразился: будет солнечная, сухая, безоблачная погода. В 7.30 отправился на платформу Озерки. Мне запомнилось это утро: пустота, тишина, роса, мокрая трава, и тем более скамейки, и яркое, безоблачное, чисто-голубое небо над головой. Поезд прибыл точно по расписанию, народу было мало. Снова высматривал из окошка перспективы, башни, трубы, цеха находящихся на Выборгской стороне заводов - раньше я их не замечал, теперь же и Красный Маяк, и Невка видны отсюда, с железной дороги. Мой поезд на Кузнечное отправится через 10 минут, я же занимаю место в четвертом вагоне с хвоста. Народу довольно много, я же занимаю напротив себя еще два места - для Натахи с Ольгой. И вот мы едем. В окошко смотреть бесполезно, это была, наверное, самая неинтересная и скучная железная дорога на свете - смотреть просто нечего. Кошмар! А потом появилось Девяткино. Ольгу и Наташу я заметил сразу - они были как раз напротив моего окошка, я их хорошо видел. Но они сели в соседний со мной вагон! Я им звоню по мобильнику: повернитесь назад и пройдите один вагон, я позади вас! Они говорят: да, да, конечно, однако… не идут! Некоторое время у нас продолжалось бесконечное препирательство: то я им позвоню, то они мне позвонят, но время идет, проходит минута за минутой, но они все не появляются, все не идут. Я звоню снова: где вы? Они переспрашивают: ты ведь в четвертом вагоне? Они мне: мы в четвертом вагоне. Я им: я вас не вижу, я сижу как раз у двери. Наконец, спустя время они мне звонят: мы были в четвертом вагоне, там тебя не было, мы перешли в третий вагон, там нашли себе места, и никуда отсюда не уйдем. Я им: я в четвертом и занял вам места. Только услышав это, они пришли ко мне. Что-то они совсем заблудились :-(. В окошке смотреть было нечего, поэтому я смотрел и слушал торговцев. У одного мороженщика купил мороженое. Потом проходила бабка с пирожками, купил у нее пирожок с картошкой. Периодически с Натахой бегали смотреть схему линии - какая станция за какой идет. До Сосново прошли контролеры. Мы им протянули по десяточке, а они, злыдни попросили аж 20 рублей!! Они еще предупреждали, что после Сосново появится другие контролеры! И верно, те сели в Сосново, мы их видели, они взяли еще по 10 рублей. А денег между тем нет, у меня в кармане всего 120 :-(, а еще не приехав в Приозерск, я уже потратил 55… Контролеры ушли, пассажиры все ушли, торговцы ушли – поезд опустел. Мы высовывались в окошко, смотрели на проносившиеся мимо пейзажи (меня мало интересовавшие - это не моя ветка, здесь нет ничего интересного). Пробовали было читать, но мы еще не устали, читать не получалось - все как-то отвлекали другие, либо сами отвлекались. Поэтому Натаха отложила своего Гессе, а я - Драйзера. А поезд все несся вперед, за станцией следовала станция, и вот мы уже проехали последнюю станцию, Синево, следующая - Приозерск. Вот я и говорю: если будете смотреть по правую сторону, увидим речку Вуоксу, на ней будет стоять крепость, ее можно будет увидеть из окошка. Сказать по правде, ни они, ни я крепости не увидели - просто потому, что не знали, куда смотреть.

Но вот наш поезд остановился в Приозерске. Поезд уехал дальше, в Кузнечное, а мы стали осматриваться, где тут что. Раз уж я нахожусь в Приозерске, первым делом надо заснять здание вокзала. Тут же ко мне подбежала Наташа, и мы вместе пошли к озеру. Наташа, вероятно, хотела помочить ручки, но озеро было заросшим, грязным, топистым, и ручки мочить было негде. Заодно Натаха опробовала свой фотоаппарат, сделала первый фотоснимок. А потом я вернулся к вокзалу, у которого Наташа с Ольгой застряли уже надолго. Мне это жутко не нравилось: мне хотелось действий, сразу же куда-нибудь идти, не останавливаться ни на минуту, вперед, вперед, не тормозить - времени мало! Сначала им подавай магазин, где они еще долго стояли и покупали пирожки, потом застряли у вокзала, у ларьков… В общем, в путь мы отправились нескоро.

Фото 01. Вокзал ст.Приозерск

Но вот, пошли. Я пошел впереди, показывая дорогу. По дороге, мимо прокуратуры и пограничников, мы вышли к центральной площади. Тут еще был парк, в парке памятник Маугли (?!), напротив - церковка. Вышли на главную площадь, церковь, бюст Петру 1. На площади - какие-то гуляние, праздник, батут для детишек, орут колонки. На этой же площади располагается памятник Ленину - заснял и этот памятник, а зачем - не знаю.

Фото 02. Памятник В.И.Ленину в Приозерске

Пошел дальше. Вышел на перпендикулярную улицу, по ней - к мосту через Вуоксу. Справа - военный госпиталь, все закрыто, прохода нет. Здесь же, у госпиталя, насколько помнится, проходит железнодорожная колея. Когда мы к ней подходили, нам очень повезло - здесь как раз закрыли дорогу, проходил локомотивчик, везущий за собой несколько вагончиков из промзоны Приозерска. Это же уникальный случай - застать локомотив на промышленной колее! Но вот переезд снова открыли, мы пошли дальше. Теперь уже недалеко - повернуть в парк направо, пройти десять метров и выйти прямо к самой крепости.

Фото 03. ТГМ4 на подъездных путях предприятий Приозерска

Не будем описывать крепость - я ее хорошо знаю. Она невысокая, возвышается одна башня, на территории крепости - два здания. Вот все сегодняшние кадры и будут посвящены одной отдельно взятой башне. На берегу Вуоксы, прямо под стенами крепости, располагается пляж, и здесь много купающихся. Ольга куда-то ушла, и нам пришлось звать ее обратно: вход с левой стороны, пошли с нами! Мы заходим на территорию крепости. Вход стоит 5 рублей, заходим. На территории крепости все также ничего интересного. Башня, старое здание из камня, да ярко-белое новое здание. Как потом оказалось, они называются Старый и Новый Арсеналы. Тут мы почему-то сразу разделились, Ольга куда-то исчезла. Некоторое время мы гуляли отдельно друг от друга, потом пришлось перезваниваться: а ты, собственно, где?, и куда нам идти? Ну а наши взоры - на башню.

Фото 04, 05, 06. Крепось Корела и единственная башня в ней

С Наташей продолжил обход крепости. Забрался на бастион, обошел его, потом еще с Наташей спустились со стены вниз (где я когда-то поднимался наверх). Спустившись с крепости вниз, обнаружил потрясающий вид на башню - какая-то средневековая крепость, а кругом растительность, деревья, старинные камни, слагающие стены.

Фото 07. Крепость Корела, вид из-под крепости

Ходили мы так очень долго, с разных сторон и углов рассматривая башню. А потом снова поднялись на территорию крепости. Прошли в сторону белого домика, здешнего музея.

Фото 08, 09. Домик в Финском стиле на территории крепости Корела. Здесь - музей

Ольга присела на скамеечку, потом куда-то исчезла, мы же с Наташей продолжили гулять по территории крепости. Зашли в домик. Мы как-то прошли мимо контроля и углубились в музей. Он был крохотным, всего-то три комнаты, ничего интересного. Зато здесь мы поинтересовались, как бы нам проникнуть на башню. Это будет целая экскурсия, стоит она 50 рублей с группы. А так как нас три человека, мы решили организовать экскурсию для нас троих. Погуляли минут 20, пока освободится экскурсовод, потом позвали Ольгу, опять куда-то пропавшую, и вот мы трое организуем экскурсию только для нас троих. Стоит она 50 рублей, однако у Ольги денег нет, и мы с Наташей разделили ее пополам - каждый из нас внес по 40 рублей. Я бы внес больше, но все, что осталось - это 20 рублей, и тех может не хватить на штраф. Экскурсия началась на улице, перед башней, потом мы спустились вниз, в Старый Арсенал, где было холодно и сыро. Потом для нас открыли башню, мы зашли на первый уровень башни, где прошлись из комнатки в комнатку, потом туда, где глубокая яма. А потом поднялись наверх. Все было закрыто на замок, но нам открывали двери, мы заходили всюду и видели все. А потом еще поднялись на башню, где не было совершенно ничего интересного. Впрочем, я заснял вид на далекий железнодорожный мост, и как раз проезжающий по нему локомотив. А когда мы спустились, оказалось, что экскурсия закончена! Оказывается, раньше уровень воды в здешней Вуоксе был на три метра выше, чем сейчас!! Это когда-то была идея сделать проход военных кораблей из Балтики в Ладожское озеро через Вуоксу. Для этого решили взорвать перешеек в Суходолье (мы его проезжали). Но опять что-то не рассчитали, вода потекла в другую сторону, водного пути из Балтики на Ладогу не получилось, зато уровень в Вуоксе упал, река значительно обмелела, а ведь раньше она к самой крепости подступала! Река была широкая, глубокая, крепость выглядела неприступным островом, а сама крепость считалась непобедимой. И стены эти не осели - просто не было необходимости делать их высокими. А на противоположном берегу тоже ведь была крепость, построенная еще шведами! От нее остались только куски стены, да прочие жалкие крохи. Жаль, но там находится военный госпиталь, и территория закрыта, тщательно охраняется, попасть туда невозможно. Ну а потом мы погуляли еще немного по территории крепости, посидели, отдохнули, да пошли обратно.

Фото 10. Река Вуокса. Справа видны остатки шведских укреплений

Время еще было, чтобы успеть на электричку в 14.32. Я намеревался посадить Наташу с Ольгой на электричку, а сам пройти дальше, к Кузнечному. Но они на электричку явно не спешили. Им хотелось посидеть на берегу Вуоксы, отдохнуть. Пошли мочить ножки, потом сидели под сосенками. Но потом мы все-таки пошли обратно, к вокзалу. Ну а достигнув вокзала, прошлись по колее, выискивая, где же это с Вуоксы можно наблюдать башню Корелы.

Фото 11. Река Вуокса и вид на крепость Корела, вид с железнодорожного моста

Фото 12. Перегон Приозерск - Синево. ВЛ10 с составом щебня

Наташа пошла мочить ножки, да потом у моста мы застряли надолго. Уморило солнышко, все устали… Поезд должен был подойти еще через полтора часа, я понимал, что никуда мне идти не имеет смысла - за два часа до того поезда, на котором мне надо уехать, я явно никуда не успею сходить. Поэтому я в Питер вместе со всеми. Этот час, особенно жаркий и душный, был проведен в сидении на скамейке. Очень жарко. Очень душно. Устали. Отдыхаем. Молчим. Ждем поезд.

Фото 13. Пилорама в Приозерске

Поезд прибыл из Кузнечного, с опазданием. Народу тут было много, и на каждой последующей платформе его становилось все больше – ну еще бы, ведь вечер воскресенья, и электричка из Кузнечного, и в поезде всего восемь вагонов, и мы ехали в самом забитом - втором! Но потом стало спокойнее - похоже, перед нами из Сосново прошел поезд, он и собрал всех людей. Так что дальше мы проезжали уже пустые платформы. Между тем прошли контролеры - взяли по 20 рублей. Прошла знакомая женщина с дочкой - она на нашей, Балтийской ветке играет на флейте. Мы заговорили о музыкантах в поездах. Я все вспоминал электрички, вспомнил многих людей, что катались на разных направлениях. Вспоминал и свой, Балтийский, и Московский вокзалы. Солнышко светило на нашей стороне поезда, прямо в глаза, клонило ко сну. Ольга вообще задремала, я и Наташа, сильно уставшие, углибились в книги - наконец-то можно было почитать, как раз тот настрой! Книжка помогла: я и не заметил, как проехал большую часть станций.