2005-06-04. Новолисино - Стекольный - Саблино

Где был:

Новолисино - ж/д на Гатчину - ж/д на Новгород до ЛЭП - Новолисино - ст.Стекольный - ж/д на Мгу - путепровод шоссе СПб-Москва - Саблино

Что видел:

  1. Остатки путепровода в Новолисино
  2. Станция Новолисино
  3. Колония, соед.ветка к дороге на Саблино
  4. Железнодорожный переезд и шоссе
  5. Просека, дорога в кривой
  6. Новолисино
  7. ЛЭП и подстанция
  8. Станция Стекольный
  9. Дорога на Тосно
  10. Мост через железную дорогу
  11. Саблино

Погода в этот день обещала испортиться. Да, небо чистое, однако на западе висит большая туча - тот самый растекающийся сплошным фронтом светло-серый слизень, что несет с собой пасмурную погоду на несколько дней. Но делать нечего, все равно надо ехать! Поехал напрямик до Купчино, там было впритык, восемь минут до электрички. Решил взять билет, правда, только до Павловска - 14 рублей, третью зону до Новолисино буду ехать зайцем. Последние вагоны пусты, в середине поезда люди уже стоят в проходах - народ выходит в Павловске. А вот головные вагоны забиты под завязку людьми, выходящими на 34, 36 и 40 километрах. Только здесь вагоны наконец-то начали освобождаться. И вот, наконец, Новолисино - оставшийся народ толпами ломанулся в новгородский поезд. Приятно удивило, что в кассу стоять не надо - обилечивают прямо в поезде. Выходишь из электрички, и, как на Техноложке или Девяткино, пересекаешь платформу и садишься в новгородский дизель.

Первым делом надо спуститься с платформы и зафоткать ТЭП70. На соседних путях стоит состав с полувагонами, две дрезины путейцев, снегоуборщик, различная техника.

Фото 01. ТЭП70 поезда Новолисино-Новгород и электричка у платформы

Надо бы зафоткать здание ДСП! Сейчас ее, кстати, покрасили, ведь если раньше она была желтой, то теперь стала розовой. Прошелся до горловины станции, дальше идти уже не буду, надо возвращаться.

Фото 02. Дорога на Павловск

Фото 03. Болото в Новолисино

Железная дорога на Новгород раньше шла напрямик, и только потом прямой участок разобрали, а железку двумя загогулинами вывели к станции Новолисино. И сейчас сохранилось немало артефактов от существовавшей некогда железной дороги. Один из них – остатки бетонного путепровода близ горловины станции, сохранился лишь небольшой фрагмент.

Выхожу в Новолисино. Направо идет широкая колея подъездного пути. Там за высоким забором со сторожевыми вышками козловые краны, склады, много леса, техника, треловочники, трактора, грузовики, а также вагоны и шпальные решетки.

Фото 04. Болота и цветы в Новолисино

Две главные достопримечательности Новолисино, что я увидел еще из окошка электрички - это бывшее здание вокзала и водоемное сооружение. Похоже, еще дореволюционные – удивительно, что они сохранились с таких времен и даже пережили войну! Старое здание вокзала - большое деревянное двухэтажное здание с наличниками. Сейчас он переделан под сараи путецев. Рядом с ним - пузатое здание водонапорной башни. Залитое бетоном и заколоченное, оно сейчас не функционирует.

Фото 05. Бывшее здание вокзала в Новолисино, теперь сарай путейщиков

Фото 06. Старая водонапорная башня в Новолисино

Фото 07. Здание диспетчерской в Новолисино

Поднялся на платформу, дошел до железнодорожного переезда. Кассы закрыты в принципе. Выхожу на переезд, он как раз закрывается для прохода поезда. В путь отправляется дрезина, на которой последний час проводились интенсивные работы. Рядом с переездом располагается пустырь, посреди песка торчат бетонные недостроенные сооружения. Снова зазвенела сигнализация переезда, в сторону Новгорода отправился локомотив М62, в ту же сторону решил пойти и я. Стоило только повернуть направо, как увидел оранжевую дрезину, что забрала путейцев и побежала в сторону Стекольного.

Фото 08. Железнодорожный переезд в Новолисино

Фото 09. М62 на пути к Лустовке, Новолисино

Ну а я пошел в сторону Новгорода. Дорога медленно поворачивала вправо. Однопутка, неэлектрифицированная, на деревянных шпалах - что может быть лучше? Здесь она сильно напоминает дорогу на карьеры в Малуксе – нет щебенки, зато есть много песка, деревянные шпалы, кроме того, недавно проходила смена шпал, и новые шпалы выделяются своим ярко-черным цветом. На станции стоит полувагон со шпалами, лежат штабеля просмоленных, черных, пахучих… Вдоль железнодорожных путей - садовые участки. Со стороны поселка приличные деревенские домики, со стороны леса - крохотные возделанные участки, на которых горбят спины люди пожилого возраста…

Фото 10. Дорога на Новгород (впереди - Новолисино, сзади - Новгород)

Фото 11. Дорога на Новгород, сразу после кривой

Вот влево уходит остаток от некогда бывшей здесь колеи, перемычки между новгородской и окружной веткой. Много щебня, насыпь, остатки бетонных шпал, сейчас это все разобрано. Дорога на Новгород вышла из кривой, начался прямой участок. Здесь был второй путь, стоит светофор.

Фото 12. Железнодорожный переезд в Новолисино, дорога на Лисино-Корпус

Фото 13. Дорога на Новгород. Видны столбы - линию когда-то электрифицировали

Неприятное открытие - начинается длинный ряд столбов контактной сети. Неужели ветку Новолисино-Новгород электрифицируют? Неужели тут теперь будут ходить электрички? А как же дизель, которым я так восторгался в прошлом году, как же романтика однопутки на деревянных шпалах, как же вся красота этой прекрасной ветки, до которой, кроме того, так близко от Питера?? Все в порядке! - как я потом узнал, линию и правда хотели электрифицировать в 1990х годах, но потом затею забросили. Эти столбы были поставлены минимум десять лет назад! Затем появилась платформа - о.п. какой-то километр, следы раздолбанной бетонной платформы на два-три вагона. Дорога поворачивает налево, здесь же болото, в котором утопают деревянные столбы. Заканчивается солнечная половина дня, облака заполнили собою все небо, а потом все погрузилось в пасмурную мглу. На повороте штук пять-шесть блестящих контейнеров местных путецев, в окошках виднеются цветы, доносится говор людей. По дороге бредет усталый путеец, несет в руках оранжевую куртку. Несколько домиков, канава, сарайчики, огороды. Я быстро прошел этот жилмассив, вышел на прямую, да здесь же и решил передохнуть. Еще раз взглянул на пути - передо мной длинная череда выдернутых с корнем и лежащих лесом шпал - тянутся вдоль дороги нескончаемым строем. Где-то вдалеке видна ЛЭП, далее - путейцы в оранжевых куртках, переезд, машины. Оборачиваясь назад, вижу просеку, идущую в лес, это - один из оставшихся артефактов от некогда бывшей прямой ветки от Питера на Новгород без захода в Новолисино. Остаток путепровода я уже видел, здесь можно видеть пробитую сквозь елочки просеку. Ну а теперь обратно, в Новолисино.

Фото 14. Просека бывшей прямой железной дороги в Новолисино

Фото 15. Красивый домик в Новолисино

Фото 16. Шоссе на Лисино-Корпус сразу же за переездом

Фото 17. Пикет железной дороги, шоссе на Лисино-Корпус

Между прочим, за поселком, с прекрасным видом на железную дорогу, находится колония. Много отсюда не увидишь - колония спряталась за кустарниками, я даже решил не фоткать ее. Но там возвышались котельная с трубой, несколько строений, жилые корпуса, производственные цеха. Огромные окна забиты кирпичной кладкой, в которых оставлено небольшое вентиляционное окошко десять на десять сантиметров. Под заборами колонии у дачников крохотные наделы. Но вот я, наконец, вышел к широкой колее-перемычке, теперь я должен идти вперед, пока не выйду на колею саблинской железной дороги, и далее - к Стекольному. Прошел несколько метров, как вдруг слышу позади гудок локомотива - по новгородской ветке едет поезд!! То был М62 (вероятно, тот самый, что я видел в Новолисино) с четырьмя-пятью вагонами, заполненными лесом - верно, возвращается из Лустовки. Локомотив ушел, а мир погрузился в серые краски пасмурной погоды. Ни одного просвета голубого неба - и так на весь день… Справа - окончание колонии. За высокими заборами с колючей проволокой домики водоподготовки, здесь же из-под воды посреди сильно заросшего, всего в тростниках, болота, бьет фонтан – похоже, где-то прорвало трубу. Что касается железной дороги-перемычки между новгородской и саблинской линиями, то ее разобрали не всю. Чем дальше, тем больше остатков от железной дороги. Вот железобетонные рельсы попадаются, вот подкладки, а вот уже и сами рельсы пошли. Вскоре я вышел к новому населенному пункту - еще одной отдаленной точке Форносово, что располагается на стыке двух железных дорог, на карте оно так и подписано - Новолисино. К югу от меня открылась очень красивая перспектива. Под насыпь вниз бежали луга, полянки, там был большой спуск, красивые остроконечные елочки, цветы... И, конечно же, луга густо усеяны кустарниками, а в долине, кроме того, еще протекает местная речушка – Винокурка.

Фото 18. Новолисино, лес и цветы

Что еще поразило, так это обилие желтых цветов-тюльпанчиков, коих особенно много именно здесь, в Новолисино. У насыпи я обнаружил колодец, внутри висит эмалированное ведро, вода богата песком и грязью. Здесь же, у колодца, я встретил первый поезд на саблинской ветке - им оказался одиночный электровоз ВЛ10. Прошел мост через Винокурку. Перегон ничего особого собой не представляет. Хвойники, леса, кустарники, одноколейная электрифицированная ветка. Поднявшись на горочку, увидел впереди себя какое-то желтое чудо. Оказалось, дрезина, возвращающаяся на Новолисино. Поднявшись на горочку, потом увидел далеко впереди себя другого монстра - странный темно-красный объект, подозрительно смахивающий на поезд. Я было думал, он идет на меня, поэтому даже два раза сползал с путей, дабы пропустить его. Но он упорно не хотел ехать, и мне ничего не оставалось, как снова забираться на насыпь и идет дальше. Пересек линии ЛЭП. Такое я видел только в Колпино - штук шесть массивных линий электропередач, пересекающих железную дорогу. Особенно меня поразила подстанция, находящаяся с южной стороны дороги. Я, конечно, понимаю, что там есть дорога, что там работают люди, есть поселок, но с моей, северной стороны это выглядит фантастично, будто на Марсе: километрами идешь сквозь леса, и вдруг возникает огромная подстанция (такую я видел только в Гатчине), где много-много столбов, строения, и женщина-диспетчер по громкой связи оповещает персонал о каком-то переключении напряжения. Сразу возникает вопрос: а как среди лесов возникла эта подстанция? Ну а до Стекольного уже недалеко. Отсюда видно, что то темное пятно было электровозом ВЛ10, что стоял на запасном пути - там уже Стекольный. Оставалось только пройти маленькую речушку Корбинку, и вот она - станция!

Фото 19. Перегон Новолисино-Стекольный

Фото 20. Перегон Новолисино-Стекольный. Видны россыпи желтых цветов на насыпи

Станция Стекольный - один из важнейших пунктов моей сегодняшней экспедиции. По карте видно, что она недоступна обычному обывателю. Пассажирского сообщения здесь нет, и здесь не живут люди, эта станция создана посреди леса только затем, чтобы разводить поезда на Тосно, Саблино и Новолисино. И правда, станция оказалась именно такой, как я и думал. Пересек западную горловину станции, отдыхаю, сижу на шпалах. Электровоз с составом стоял передо мной, позади - разбитый тупик. Ряд светофоров. Сижу, отдыхаю, вдруг слышу - сзади гудок локомотива. Если электровоз - ну его к черту! Оказалось, дизель, 2ТЭ116, да еще ярко-красный, киришской расцветки! Надо снимать!

Фото 21. Киришский 2ТЭ116 на ст.Стекольный

Дизель прошел, перевелась автоматическая стрелка, горят красным огнем выходные светофоры. Через минуту-другую в путь тронулся и электровоз на Новолисино. Пошел в путь-дорогу и я. Толпа путейцев тащит катушку с кабелем, роют траншеи, укладывают кабель - работы тут много. Потом я увидел еще одного путеца, что обходил светофоры и что-то записывал в свои бумаги. И надо же - сразу увидел здание ДСП! Небольшое панельное здание, на ней надпись «Стекольный». У диспетчерской на скамеечке две девушки-подростка, лузгают семечки.

Фото 22. Диспетчерская станции Стекольный

За диспетчерской - кирпичное уродливое сооружение подстанции, чуть дальше – деревянный сарай путейцев. Больше тут ничего нет, нет даже дорог и тропинок – тут и люди-то редко бывают. Сразу за Стекольным идет три колеи. Две из них поворачивают направо - в сторону Тосно. Одна из них идет прямо - в сторону Саблино.

Фото 23. На перегоне Стекольный-Саблино

Вдоль путей лежат черные столбы связи, хорошо было бы зафоткать и их… Оставил дорогу на Тосно, сам пошел в сторону Саблино. Там ожидается что-то интересное: впереди, за лесом, возвышается труба, черный дым. Железная дорога на Тосно активно строится. Уже отсюда хорошо видно, что там путейская техника, машины - целое царство оранжевого цвета, плюс к тому много шума и грохота. Похоже, это строительство второго пути на Тосно. Что касается моего пути на Саблино, то он должен упереться в лес, там повернуть и идти на северо-восток. А пока - мост через речушку Саблинку. Здесь она предстает маленькой, совершенно незначительной лесной речушкой.

Фото 24. Мост через реку Саблинка, перегон Стекольный-Саблино

Дорога прямая - километров пять по прямой. Уже издали виднеется путепровод на московском шоссе - видны проносящиеся яркие фуры, автомобили. И с каждым шагом я становился все ближе и ближе к этому путепроводу. Вокруг были живописные леса. Те, что поближе к железной дороге - кустарники, скучно. Зато за ними - хвойники, а в самих лесах - много стоячей воды, болота. Встретился 2ТЭ116. Прошел ЛЭП, там остался всего один километр, и вот оно - Саблино! Мое путешествие почти закончилось, остается только дойти до станции.

Фото 25. Панорама на Саблино с путепровода Московского шоссе

Само Саблино находится довольно далеко, до него еще идти и идти. Но отсюда видны какие-то строения, две вышки мобильных систем, заводы. Где-то далеко на западе знаменитые вышки Поповки. По шоссе побрел в сторону Питера. Проехали машины дорожной разметки. Несколько автомобилей с дорожным хламом, впереди всех - маленький автомобильчик, размечающий дорожную полосу. Километр по дороге, затем поворот на Саблино. Слева от меня извивается Саблинка. Поля, далекие перспективы, отчетливо видно шоссе с бесконечной вереницей автомобилей и фур. Ну а вдоль дороги все дома, дома, дома… Справа от меня еще одна колония - колючая проволока, массы заборов, женщина в милицейской форме, забитые окна с пробитыми окошками для вентиляции. И вот я в Саблино. Всю дорогу мечтал о магазине, куда я зайду, куплю кефиру, булочек, усядусь где-нибудь и всласть покушаю. Сбылась моя маленькая мечта! Захожу в магазин, покупаю маленький пакет кефира и два рогалика (странная по форме выпечка, напоминающая крендель, но называемая бубликом). Стоит всего-то 16 рублей - надо брать!! Теперь надо найти местечко присесть покушать. Вышел на железную дорогу Москва-Питер, да там, на бережку канавы, на насыпи железной дороги, глядя на поселок Саблино, решил перекусить. А тут еще товарняк пошел! Взял, да остановился, чем затруднил проход по тропинке через пути - люди теперь начали переползать под вагонами, что является грубейшим нарушением техники безопасности. Выпечка оказалась свежей и очень вкусной - а стоит всего-то по три рубля! А когда и рогалики закончились, и кефир тоже, уже и я грубо нарушил правила техники безопасности, пролез под вагонами, да пошел в сторону вокзала, предварительно отщелкнув последний кадр фотопленки - засняв здание ДСП. И я пошел на вокзал, и честно купил билет до Обухово - лень мне бегать от контролеров, лень даже бояться их всю дорогу - деньги небольшие, а я устал, хочется сесть у окошка, и, забыв обо всех, тихо наслаждаться железной дорогой… Поезд пришел нескоро, увы, а контролеров, по закону подлости, так и не было.

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 08.08.2005

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz