2005-06-09. ст.Рогавка - Тесово-Нетыльский

Где был:

ст.Рогавка, поселок Тесово-Нетыльский Новгородской области

Что видел:

  1. Горловина станции, стрелочный пост
  2. Станция Рогавка
  3. Водонапорная башня
  4. Поселковая подстанция 110 кВ
  5. Железнодорожный переезд широкой колеи
  6. Широкая колея на перегруз
  7. Узкая колея перегруза
  8. Брошенные сооружения перегруза
  9. Депо
  10. Сортировочный парк
  11. Узкая колея на Тесово-2
  12. Еще одна узкая колея на болота
  13. Насыпь и ЛЭП
  14. Металлоконструкция на болотах
  15. Озеро на месте торфяного карьера
  16. Колея в сторону котельной
  17. Котельная № 3
  18. Школа и водонапорная башня

На сегодня метеорологи обещали хорошую погоду. Таковая с утра и установилась, но… уже приехав в Купчино, не без ужаса заметил на юго-западе громадный фронт низких слоистых облаков. Такие слоистые облака, напоминающие расползающуюся манную кашу, распространяются ярко выраженными фронтами и исчисляются длинами в сотни километров. А значит, такое «маленькое» облачко не расползется за полчаса, это облачко несет с собой дожди на несколько дней как минимум. Вполне возможно, что метеорологи ошиблись, и с часу на час это облако наползет на нас и утопит в дождях. Надо сказать, что погода сейчас была просто идеальной для хорошей загородной прогулки. Чистое небо, солнышко в зените придавало красок окружающим ландшафтам, вместе с тем было довольно прохладно и дул сильный северный ветер - в целом не холодно и жарко, в самый раз. Известно, что в жаркую погоду сильно утомляешься и не можешь пройти даже четырех километров. В такую погоду, как сегодня, можно смело отправляться в самый дальний поход, не испытывая ни малейшей усталости. Подошла электричка 9.48 (9.32 с Витебского вокзала). Опять же был взят с собой билет, до Павловска, однако опять же в поезде не было контролеров, что досадно! Сел где-то в середине поезда, а потом пошел в начало поезда. Чем ближе к голове поезда, тем больше и больше становилось людей, так что пробиться было нельзя, разве что в тамбуре стоять… Народ постепенно выходил, сначала в Павловске, потом на всяких километрах, и я продвигался за ними по очередно освобождаемым тамбурам, пока не дошел до первого вагона. Здесь же и посидел на скамеечке, наблюдая за торговцами Витебской ветки.

В Новолисино ждал подкидыш Новолисино-Новгород. Эти два поезда согласованы, электричка приходит в Новолисино в 10.30 и через 20 минут, в 10.50 новгородский поезд отправляется в путь. Сама станция не имеет кассы (в принципе, имеет, но эта касса давно забита досками и используется лишь в качестве туалета), кроме того, Новолисино обладает лишь одной платформой, на которой и останавливаются все проходящие поезда (здесь ходят только новолисинские электрички и новгородские поезда). Это на самом деле очень удобно. Не надо бояться, что поезд уйдет без тебя, потом бежать к кассам, выстаивать очередь, не надо искать нужную платформу - здесь просто выходишь из электрички, а на ее противоположной стороне тебя уже поджидает Новгородский поезд. Это был дизель, ТЭП70 с шестью вагонами, что ходит два раза в сутки. Вагоны оборудованы деревянными скамейками и мягкими креслами. Выбираю один из вагонов, сажусь. В вагоне человека пять, не больше, у дверей шушукаются проводники. Вообще говоря, в этом поезде по выходным катается много больше людей. На 101-м километре ветки находятся дачные массивы, туда и ездит народ. Больше на этой ветке ехать некуда - если уж и захотите съездить в Новгород, быстрее ехать на электричке с Московского вокзала, остальные же станции линии Новолисино-Новгород (Лустовка, Кастенская, Радофинниково, Огорелье) малодеятельны, народу там живет мало. Однако вместе с тем на линии работает 3 пары составов Петербург-Новгород, составленных из шести-десяти вагонов! По будням, когда нет дачников, поезда вообще ходят пустыми…

Занимаю место, сижу, никого не трогаю, когда вдруг одна из шушукающихся проводниц подходит ко мне, спрашивает, куда я еду, купил ли билет? Я, конечно, ответил, что не купил, однако обязательно, чес-слово, куплю! Потом она спрашивает, а куда я еду? Я сказал, что до Рогавки. Проводница вернулась назад к своей подруге-проводнице, и я слышу, как они сзади чего-то озабоченно шепчат друг дружке: слышь-ка, до Рогавки едет! И вдруг она возвращается и говорит мне на ушко: не хотите ли ехать в купе за 50 рублей? Понятно, что проводница решила подзаработать, ведь деньги за проезд я даю не кассиру, а ей. Я не колебался ни минуты: не считая комфорта отдельного купе, эта поездка даже по деньгам обойдется дешевле, чем если бы я платил кондуктору. Конечно, я согласился. Так, меня проводили в купе, где я и засел на ближайшие два с половиной часа. Ехать далеко, мне даже предложили поспать, благо был диванчик. Ну а я поднял столик, открыл окошко, да приготовил свой фотоаппарат - экая удача, теперь я смогу из окошка сфотографировать всю железную дорогу от Новолисино до Рогавки!

Наконец, в назначенный час поезд тронулся в путь. Ветка Новолисино-Новгород, пожалуй, уникальна в Ленинградской области. Эта ветка - последняя, кого еще не настигла цивилизация… Однопутка, неэлектрифицирована, деревянные шпалы. Сама линия проходит по местам глухим и далеким от всякой цивилизации. В отличие от других направлений - Лужского, Калищенского, Оредежского, Маловишерского, Приозерского, Выборгского, Волховского и других, густо населенных населенным пунктами и дачными массивами, на этой линии можно насчитать три-четыре крохотных поселка, возникшие исключительно как разъезды. Позже на них появились лесопогрузы, в частности, в Радофинниково была лесовозная узкоколейная железная дорога - в будущем надо будет изучить и ее (вернее, то, что от нее осталось). Сейчас из окошка поезда открывается потрясающий вид на бесконечные леса, сменяющие друг друга на протяжении двух с половиной часов от Новолисино до Рогавки. Да, тут нет сосновых боров, как под Лугой, и нет полей, как под Гатчиной, тут монотонная, бесконечная череда старых мохнатых елей и сплошные болота. Выглянешь в окошко, и под поездом бесконечной чередой бегут отраженные водой солнечные блики, не прерываясь ни на минуту, продолжая свой бег вслед за поездом - вода тут стоит всегда. Лишь иногда черный хвойник прорежет просека, канава с черной водой, потом еще одна канава, а иногда и речушка, или бурный ручей - бурно заросший осокой, в тине и ряске. Хорошо видно, как ручей виляет из стороны в стороны, пока не осмелится перебраться по ту сторону насыпи - о камни бьются белые буруны пены. И снова уходит ручей в черный лес с вывороченными корягами да поваленными березами.

Сначала мы проезжаем собственно Новолисино. Пейзажи эти мне хорошо знакомы - я был здесь совсем недавно. Вот мы медленно проехали железнодорожный переезд, вот за ним памятный сарай с путейцами (те удивленно посмотрели на меня), вот мы начали медленно поворачивать направо, в сторону Новгорода, вот проехали второй железнодорожный переезд, а вот за ним то самое болото, что я когда-то хотел заснять. Вот я проезжаю кривую, вот то самое место, где я остановился и повернул обратно. Кстати, чертовски досадно, что не дошел до ЛЭП, что виднелась от меня неподалеку. К моему огромному удивлению, это была та самая высоковольтная ЛЭП, которую я хорошо помню по Суйде - высоковольтка из Соснового Бора. А вот мы проезжаем и железнодорожный переезд - окружная дорога, бетонка. На переезде (кстати, неохраняемом) стоит одинокий большегрузный КАМАЗ. Ну а мы едем, едем, и вот мы проезжаем какие-то поля, входим в кривую, впереди виднеется деревенька Рынделево.

Фото 01. Пригородный поезд Новолисино-Новгород. Слева - деревня Рынделево

Потом мы проезжаем все эти поля, переезды и въезжаем в настоящую тайгу, сплошной темный лес… Сначала была Лустовка. Поезд на большой скорости проехал лесопогруз, тут штабеля леса, составы с лесом, вагоны… Лесной край! На этой станции, как, впрочем, и на всех других, ручные стрелки, на обоих горловинах будки стрелочников, что я попытался сфотографировать и в Лустовке, и на Кастенской, и в Радофинниково.

Фото 02. Стрелочный пост. Лустовка

Одной из больших станций этого пути была Кастенская. Поезд медленно проезжал станцию. Мы проехали грунтовку, за которой на пригорочке стояла водонапорная башня. Потом медленно ползли дальше, пока не подъехали к другой водонапорной башне. Все в цветущей сирени железнодорожные деревянные казармы. Выезжая со станции, медленно проезжали стрелочный пост. Будка просто тонула в сирени, ветви хлестали по проезжающим вагонам…

Фото 03. Водонапорная башня в Кастенской

Фото 04. Здание вокзала в Радофинниково

Вне себя от счастья… Два часа на пригородном дизеле. Тесово-Нетыльский… Потом мы подъехали к Еглино. За что мне нравится Еглино, так это за его бескрайние живописнейшие верховые болота. Огромные площади низкорослых елочек, сосенок - красота-то какая… Остановились в Еглино. Под моим вагоном, и даже у моих дверей, сидели и отдыхали путейцы. Думал, сядут в поезд и поедут, ан нет, остались. А ведь какой был пейзаж: колоссальные болота, железная дорога, невысокой насыпью рассекающая болото от горизонта и до горизонта, и посреди этой зеленой пустыни кучка оранжевых жилетов. На отдельных участках поезд набирал скорость, но в большинстве своем тащился медленно. По расписанию он должен был ехать ровно два часа, однако по всему было видно, что он уже опаздал на полчаса. За дверями шум, грохот, люди входят и выходят, постоянный стук открывающейся и закрывающейся соседней двери проводницы, стук сапог и каблуков. По карте смотрю, сверяюсь, где я сейчас нахожусь. Вот я проезжаю все дачные километры. А вот и Огорелье. Теперь со стороны должны начаться бывшие торфяные болота, ныне заросшие торфяные карьеры, озера. Такие же должны быть и слева, и справа… Думал, хоть чего-нибудь увижу, но на деле ничего нет. Сплошные леса, кустарники, пока за этими кустарниками не начинается деревня. Это уже Рогавка. Приехали.

Но первым же делом, конечно, бросив все, я должен сфотографировать свой локомотив, свой поезд, на котором приехал! Поезд стоял довольно долго. Зачем-то вылез машинист, таскал через пути какие-то канистры, передавал их другим мужикам. Локомотив заснят, но я хочу сделать еще один снимок уже в движении, когда он отойдет от станции и наберет скорость. Для этого я бегу дальше вдоль путей, к виднеющемуся вдали складскому зданию. Заброшенное сооружение, за ним площадка, густо взращенная травами, чертополохом - вот отсюда тепловоз и буду фоткать.

Фото 05. Поезд Новолисино-Новгород прибыл на ст.Рогавка

Фото 06. Поезд Новолисино-Новгород отправляется со ст.Рогавка

Вообще говоря, это только поселок так называется, Тесово-Нетыльский, сама же станция называется Рогавка. Понимая, что УЖД никуда от меня не убежит, сначала я решил побродить по железнодорожной станции, исследовать абсолютно все, что тут есть, благо пленки у меня много, не жалко! Итак, что мы тут имеем? Три-четыре пути на деревянных шпалах, с ручными стрелками. Большое сталинской архитектуры здание вокзала. Это чисто сталинский стиль - когда-то оно было красивым, перед ним был фонтан (его остатки сохранились до сих пор), цветники. Так и кажется, что тут СССР, полный коммунизм, пионерия и октябрята… Таким же чисто советским мне казался и Волховстрой - рабочий поселок при тамошней ГЭС, таким же советским является Заплюсье - рабочий поселок при торфопредприятии, таким же является и поселок Тесово-Нетыльский, здание вокзала - тому лучшее подтверждение.

Фото 07. Здание вокзала станции Рогавка

Однако все заброшено. Фонтан разбит, дверь заколочена, в грязном, веками не протиравшемся зарешеченном окошке - маленький листочек с расписанием движения поездов. Пошел в сторону Новгорода и на той же стороне, где вокзал, обнаружил следующее. Сразу за вокзалом тихая грунтовка, идущая сквозь буйные кустарники - типичная деревушка брошеной провинции! Дровяной сарайчик, за ним пригорок, на нем водонапорная башня. За столбами линии электропередач, за водонапорной башней можно увидеть старое здание склада, откуда я и фоткал ТЭП70. Затем в кустах можно лицезреть подстанцию, высоковольтную ЛЭП. Затем идет горловина станции. Какой прекрасный вид! - выходные со станции светофоры, карликовый светофор, горящий красным сигналом, далее столбы, столбы…

Фото 08. Водонапорная башня на станции Рогавка

Фото 09. Выходыне светофоры станция Рогавка. Путь на Новгород

Чуть далее - горловина станции. Будка стрелочника. Ярко-синее здание с бурой жестяной крышей, рядом с ним - гигантская ручная стрелка. Далее железнодорожный переезд. С одной стороны - какая-то деревня, с другой стороны путей, при въезде в поселок, большой дорожный указатель «Тесово-Нетыльский». С этой станции Рогавка закончилась - четыре пути, два находящихся друг напротив друга сарая, вокзал и два стрелочных поста (один из них не действует) - это все, что тут есть!!

Фото 10. Станция Рогавка, стрелочный пост со стороны Новгорода

Фото 11. Железнодорожный переезд

Фото 12. Дорожный указатель "Тесово-Нетыльский"

Любопытно, что мой Новгородский поезд все еще виден вдалеке. Силуэт его последнего вагона еще долго не исчезал с горизонта - похоже, он где-то там стоял в низинке, где дорога въезжает в расступающийся лес. Вернулся на станцию, прохожу железнодорожный переезд, будку стрелочника. На одном из путей стоит состав с платформами, по нему бегают местные детишки, прыгают по автосцескам с платформы на платформу. Рядышком стоит старинное, еще деревянное, складское здание. Вдоль железной дороги проходит ЛЭП со старыми, еще деревянными столбами.

Фото 13. Деревянный склад

Эх, и нравится же мне эта Рогавка!! Одноколейка, неэлектрифицирована, деревянные, пахнущие креозотом шпалы, ручные стрелки и стрелочные посты, отсутствие станционных сооружений, одинокие светофоры. Ну где еще в Питере можно увидеть такую экзотику, такую древность, как не здесь?.. Иду по железной дороге и глаз мой, привыкший видеть везде и всюду контактную подвеску и лес столбов, сразу замечает: чего-то не хватает!.. Но вот я дохожу до конца станции, фотографирую светофоры, выхожу к стрелочному посту с Новолисинской горловины. Такой же синий домик с бурой крышей, рядом - цветущие заросли сирени. Для сирени сейчас как раз самое время.

Фото 14. Стрелочный пост со стороны Новолисино

Слева пошли пустыри (кирпичные развалины, фундаменты), затем светофор, и все - снова деревянные шпалы, одиночная неэлектрифицированная колея ушла в сторону Новолисино. Красота! Решил присесть, отдохнуть, доесть то, что еще было с собой взято. Станцию Рогавка я осмотрел с начала и до конца. Теперь иду в поселок в поисках УЖД.

Для этого надо бы вернуться назад, ибо где находится УЖД я, вообще говоря, уже видел. Там, где закончилась станция, точно за переездом, к поселку уходит насыпь. На этой насыпи в сторону станции стоит одинокий светофор - очевидно, то была ветка на перегруз УЖД.

Фото 15. Брошенный светофор широкой колеи с перегруза УЖД

Самой дороги, очевидно, нет, все давно уже разобрано, однако на этом месте местными протоптана тропинка. Справа уже виднеется кое-что из местной промышленности. В частности, за высокими кустарниками на берегу прекрасного пруда расположено белое кирпичное сооружение с высокой трубой - сие похоже на котельную. Вот в ее сторону и направляется широкая колея. За прудом-болотом, где квакали лягушки, широкая колея выходит на длинную площадку. Вот здесь и был перегруз с узкой колеи на широкую. Слева виднеется разрушенная кирпичная коробка. Справа грунтовка, проложенная точно по дорогам широкой колеи. Вот иду я по перегрузу и понимаю: где-то здесь должна быть УЖД. И точно! Ура, свершилось, поздравляю!, УЖД найдена! Находится она точно под кустарниками, сильно заросла травой. После переезда (дорога в поселок) узкоколейка стала повеселее. За переездом слева располагается ряд бетонных и кирпичных невысоких сооружений - все разрушено, ни стен, ни потолков, только развалины - только кучкующиеся на бетонках алкаши разбавляют унылую картину тесовских разрушений. За переездом была сортировка, целый парк. Два-три пути, сохранились стрелочные переводы, все рельсы на месте, их даже не порезали, что странно. Вот только все находится в большом запустении. По сторонам наблюдаем красивые широколиственные деревья. По железке протоптана тропинка. Справа от меня канава, буйный кустарник, заросшие пустыри. За кустарниками виднеются остатки былого могущества - несколько гигантов-бетонных цехов. Вообще, Тесово-Нетыльский немало удивил меня своим могучим торфяным хозяйством. Всего я насчитал около десятка больших бетонных сооружений, могущих быть депо или торфозаводами. Но находятся они все в одинаковом состоянии абсолютной разрухи: ни стен ни крыши, окна зияют чернотой, кое-где провалился кирпич, обнажив собою стены, внутри цехов и на крышах уже растет трава. В этом году я посетил три узкоколейные железные дороги: в Рябово, в Заплюсье и Тесово-Нетыльском, и могу сказать, что Тесово-Нетыльский производит, конечно, самое тягостное впечатление разрухи. Дорога снова поворачивает налево, где начинается длинная череда бетонных и кирпичных развалин. Вот посреди густой высокой травы какие-то развалины, ворота настежь. Похоже, рядышком друг к дружке находилось два депо. В одно из них до сих пор ведут рельсы - надо поискать в траве. В траве же, клюнув туда носом, валяется ржавая порезанная коробка от АМ-1. Рядом с нею две непонятные ржавые металоконструкции. Еще строения - с зияющими черными окнами, с разрушенными кирпичными перекрытиями. Кое-где стоят сооружения, в которых еще кое-как, но теплится жизнь. Наконец, все это находится на полях, густо усеянном разного рода металлоломом - здесь его тьма-тьмущая, ходи да собирай! Рельсы идут дальше, там еще очень много путей, где-то справа за забором виднеется пассажирский вагончик, чуть впереди сплотка из трех вагонов, узкоколейная цистерна, платформа.

Фото 16. Два стоящих рядышком разрушенных депо. Автомотрисса АМ1

Фото 17. Автомотриса АМ1

Фото 18. Узкоколейная странная цистерна. На заднем плане слева видно действующее депо

Перехожу на ту сторону, где находится пока еще живущее депо. Из открытых ворот депо вышел алкаш с бутылкой, другой алкаш в больших резиновых сапогах, качаясь, ступая по грязнющей луже, ушел в поселок. Я оказался перед открытыми воротами депо, где виднелся локомотив ТУ6. Рядом - подъездные пути, насквозь пропитанные креозотом, маслом, соляркой, мазутом. Густая трава, металлолом, брошенные локомотивы, перевернутые вагоны - целые поля брошенных деталей, агрегатов, конструкций… Чуть дальше еще несколько бетонных цехов, таких же брошенных, с разрушенными крышами и стенами, полями металлолома и массой путей. Рядом с действующим депо (это, похоже, единственное, что здесь еще действует) платформа с чурками. На соседних путях - кладбище железнодорожного хлама: стоит старенький раздолбанный ТУ4, рядом с ним ЭСУ, перевернутые рамы, колесные тележки, вагоны, агрегаты, воздуходувки, валяется, накренившись на бок, еще одна ЭСУ. Чуть дальше - пустырь, на котором находится огромный вагонный парк. В траве, похоже, затеряно множество путей, на которых стоит масса узкоколейных торфовозных вагончиков и цистерн.

Фото 19. Котельная (?)

Фото 20. Действующее депо. Справа - ТУ4, видна платформа с чурками

Фото 21. ЭСУ-2 на путях

Фото 22. ТУ4 рядом с локомотивным депо

Пути идут дальше, где виднеется еще несколько бетонных сооружений. Судя по всему, имеются и другие ответвления, подъездные пути к нефтебазе, на склады - но все это находится за кустарниками, и там тоже скрываются торфовозные вагоны. Да… такого размаха я еще не видел! Столь много цехов, несколько депо, масса локомотивов, десятки вагонов, путей, мощное железнодорожное хозяйство - это самая развитая УЖД, что я видел на своем веку, и такая разбитая, покореженная… Сам поселок произвел на меня впечатление: грунтовая дорога, по которой только трактора и ездят, в ямах, в густых кашицах грязных луж, алкаши (сколько я их тут видел!) с бутылкой в кармане, шатающихся по дорогам, на полях залежи металлолома. Какой размах! Какая разруха!

Фото 23. Вагон непонятного назначения

Фото 24. Большой парк торфовозных вагонов

Фото 25. Торфовозный вагон

Фото 26. Состав узкоколейных цистерн

Фото 27. Бывшая диспетчерская станции Тесово-Нетыльского

К сожалению, я был вынужден покинуть депо. Покидать потому, что сегодняшний день у меня чисто разведочный, посмотреть, где что есть, а времени было мало, а я еще хотел сходить на болота, и я дал себе честное слово, что в это депо я еще вернусь и пофотографирую всякую рухлядь. Тут нужен целый день на исследование одного только депо - посмотреть есть что! А пока что время поджимает, я должен идти дальше. Весь этот вагонный парк выходит к сортировке. Двухэтажное здание диспетчерской - судя по всему, тут кто-то живет. Затем сортировка на четыре-пять путей. Все как у людей, на крупных станциях широкой колеи: открытое пространство, высокая ферма, висящая над путями, на них светофоры. Вот это размах! И сейчас тут стоит несколько составов с торфовозными вагончиками. Вот приехали местные мужики на тракторе, что-то активно разбирают… Куда-то в сторону ушла ветка. Там, за деревянными заборами, виднеется пассажирский вагончик. Рядышком точно такой же вагон валяется, опрокинутый, в густой траве. На заросшем пути стоит одинокий хоппер. Ну а потом конец станции, входной светофор, горловина, одинокая колея уходит в лес, где вдалеке виднеется ЛЭП. На путях стоит путеукладчик.

Фото 28. Узкоколейный хоппер. Справа виден повалившийся набок пассажирский вагон

Фото 29. Входной светофор, путеукладчик, слева видна станция с парком

Но что мне делать? - сразу же повернула ветка направо, в поселок, и пошла ветка прямо, в лес. Куда идти? Решил для начала пройтись по ветке прямо, в лес. Тем более что эта колея кажется более накатанной, рядом с УЖД проходит приличная грунтовка. Поселок остался позади, я же углубился в густые кустарники, иду по железной дороге. Прохожу ЛЭП, дорога доходит до кривой, после чего поворачивает и… выходит на болота! Вот они, Тесово-Нетыльские болота! Сказать по правде, ну никак они меня не впечатлили. Уж больно сильно они заросли. Хорошо видно, что УЖД проходит по насыпи, рядом проходит грунтовка (может, тут была вторая колея?), по бокам - глубокие кюветы, канавы, за ними бывшие карьеры и торфоразработки, сейчас густо заросшие высоким и густым кустарником. В канавах стоит вода. Слева (сзади Тесово-Нетыльский) более высокие кустарник, чем справа - этот кусок болот разрабатывался раньше. Разве что наблюдаю далеко-далеко впереди гигантские просторы болот, где-то там вижу линию электропередач, вижу еще насыпь, идущую поперек полей.

Фото 30. УЖД. Впреди - Тесово-Нетыльский. Что расположено справа, на месте грунтовки? Была вторая колея?

По железной дороге вышел назад, к поселку, однако до второй ветки, идущий в поселок, решил не идти. Дело в том, что здесь, строго перпендикулярно моей колее, в лес уходила очень странная дорога-грунтовка. Уж не была ли тут узкоколейка? Там пошли огороды, дачи, частные хозяйства. Дорога становилась все уже и уже, пока не превратилась в тропинку, ведущую в густой кустарник. Кстати, именно там попались настоящие свидетельства того, что здесь была именно железная дорога: в высокой траве валяются остатки светофора. Тропинка, выйдя в кусты, вскоре уперлась в глубокую канаву, через которую был проложен ряд дощечек. Перебравшись через канаву и поднявшись на насыпь, я с удивлением обнаружил еще одну узкоколейную колею, уходящую на болота!

Сказать по правде, вот эта дорога меня действительно порадовала. Она оказалась несравненно интересней той, первой. Отсюда открывались воистину потрясающие просторы, чес-слово!.. Слева и справа - болота, пустые пространства, и только далеко-далеко на горизонте еле виднелась небольшая синяя полоска леса. Где-то в болотах возвышалась аллея березок, проходит ЛЭП. Я пошел по железной дороге и, так как у меня сегодня только ознакомительный поход, прошел немного - один-два километра. Справа открывался вид на поселок Тесово-Нетыльский. Поселок, оказывается, выходит точно к болотам, и железка идет под углом к нему, так что отсюда видны некоторые его дома, строения, высоковольтная ЛЭП, черная труба котельной. Там же, на болоте, находится мшинистое озеро, что блестит, проглядывает сквозь ряд одиноких карликовых березок. Туда я еще обязательно схожу, интересно! Слева открываются гигантские панорамы, вплоть до далекого горизонта все разрыто вдоль и поперек торфяными карьерами. Вот идет по насыпи наша узкоколейка. Перпендикулярно ей то и дело отходят высокие валы. Параллельно нам, а затем уходя в болото, попадаются глубокие и широкие канавы. Направо как раз уходил один из насыпных валов, между двумя канавами насыпан мостик. По мостику прошел к болотам, поднялся на насыпь, окинул взглядом округу. Красота!.. Сполз с насыпи, решил посмотреть болото вблизи. Торфяное озеро стремительно зарастает осокой, отсюда хорошо видны окошки чистой воды. Торфяное месиво, зарастающее болотной пушицей. Но!.. Отсюда, с высоты насыпи я обнаружил какую-то странную металлоконструкцию. Находится она чуть далее, накренившись в канаву - среди унылого однообразия торфяных полей (еще даже не успевших зарости, как в Заплюсье) она выделялась ярким пятном. А что это? - надо сходить и посмотреть.

Фото 31. Стремительно зарастающие торфяные болота Тесово-Нетыльского

Осмотрев металлоконструкцию, начал возвращаться назад, в Тесово-Нетыльский. Снова залез на одну из насыпей, сделал ряд снимков на болота, затем решил посетить озерцо, что на берегу поселка. Чтобы его посетить, пришлось перебраться через две канавы, идущие вдоль железной дороги. Под ногами путается ржавая проволока - тут когда-то еще и столбы стояли.

Фото 32. Озеро на месте бывших торфоразработок. На том берегу - поселок Тесово-Нетыльский

Дойдя до поселка, я обнаружил еще одну ветку УЖД, ведущую вдоль поселка. Времени оставалось мало, скоро должен был подойти мой поезд, однако я решил пройтись вдоль этой железки. Железка шла по самому краю поселка, выглядело это, конечно, потрясающе, когда железка шла буквально дворами и огородами, и все частные домики, огороды и хозяйства выходили на дорогу своими сараями, навозными кучами и помойками. Темно и сыро, высокие деревья, солнце сюда не заглядывает. Потом появилась деревенская грунтовка, перебравшаяся по мосту через канаву и ушедшая на озеро, потом я пересек высоковольтку, что оставил было позади. Моя колея продолжала идти вдоль сараев и огородов, пока не дошла до какой-то широкой улицы и не повернула направо. Оказалось, ветка была проложена к котельной. Рядом - узкоколейная цистерна с надписью "Тесово-Нетыльский", деревянный сарай. Именно туда, в этот сарай и заходит узкая колея, за сараем лебедки - ими таскали вагончики с торфом. В густой траве валяется металлолом, много мусора. Железная дорога решил сделать круг и, дойдя до котельной, снова изменила свое направление, теперь уже на противоположное, уходя от котельной и идя по настоящей деревенской дороге, где была своя грунтовка, а по бокам торчали гнилые покосившиеся заборы и такие же маленькие домики. Картинка, конечно, интересная, когда посередине бедной деревушки с раздолбанными дорогам и гнилыми сараями, там, где должна быть АВТОДОРОГА, проходит (точнее, продирается) узкая колея с невысокой черной призмой балласта, рассохшимися кривыми шпалами, прохудившимися рельсами. По тропинке ходят местные бабки, гоняет на великах шпана, а узкоколейка продолжает идти среди домов и улиц поселка Тесово-Нетыльский. Да, поселок живет одной только узкоколейной железной дорогой, она тут везде и всюду… Потрясающе! Наконец узкоколейка закончилась, постепенно сойдя на нет. Тут ее уже разобрали, по всему было видно, что она шла дальше и должна была замкнуть круг, выйдя к депо, а может, и к другим сооружениям котельных.

Фото 33. Котельная и подъездной путь УЖД

Вошел в поселок Тесово-Нетыльский, поселок оказался большим. Вышел на асфальтовую дорогу, затем свернул в сторону, где обещалось быть высокое каменное сооружение. Думал, это была администрация, но нет, какие-то склады. Напротив него располагается здание школы - большое каменное сооружение в сталинском стиле. В его дворе располагается стадион, ворота, беговая площадка. На краю сильно заросшего стадиона стоит пассажирский вагончик, переделанный под сарай. Такие сараи здесь встречаются часто - признак былого железнодорожного могущества Тесово-Нетыльского. Рядом с школьным стадионом, за высокими деревянными сараями, водонапорная башня.

Фото 34. Водонапорная башня в Тесово-Нетыльском, рядом со школой

Вскоре я вышел на главную улицу Тесово-Нетыльского, по ней пошел в сторону вокзала. Широкая асфальтовая улица, отсутствие автомобилей, зато много катающихся на велосипедах. Ряд магазинов, постоянно встречающиеся пьяницы. Советские сталинки, двухэтажные желтые домики для рабочих, стоящие вдоль улицы. Дорога оказалась длинной и выходила к железнодорожному переезду. Здесь же, у переезда, на перекрестке, располагается памятник погибшим во время Великой Отечественной Войны, за ним, на чистом лугу - подстанция. Именно сюда, на эту подстанцию, и идет высоковольтная ЛЭП, вдоль которой я шел всю дорогу с болот и до вокзала. ЛЭП была проложена специально на болота.

Очень интересно: мое расписание в книжице обещает, что поезд прибудет около семи, но расписание, что на вокзале, говорит, что на полчаса раньше. Вот еще интересная заметка: моя книжица говорит, что через Рогавку ходит три пары поездов, однако я слышу, как тетки рядышком говорят друг с другом: ан нет, этот не пойдет, его отменили! Так что же получается, на самом деле ходит две пары поездов, и вечерний поезд отменен?? Постепенно стал появляться народ. Вот появился пассажир с большой собакой. Вот пришла женщина с охапкой цветов, дети с велосипедами. Погода была все такой же расчудесной. То месиво серого неба, что висело над нами, к вечеру стремительно и быстро уплыло в сторону. Небо теперь совсем расчистилось, вечерок был отличный, чуточку прохладный, но ясный, полный света. Но вот, точно как написано в расписании на здании вокзала, пришел и мой поезд, и я поехал в Питер.

Поезд оказался пустым, я занял место у окошка, причем обязательно на солнечной стороне. Поезд ехал поразительно медленно. По километровым столбам вычислил скорость: оказывается, километров 40 в час - мы просто тащимся. Смотрел, где кончается начавшаяся было электрификация дороги. Оказалось, что столбы электрификации стоят вплоть до Радофинниково. Это логично: Радофинниково - последний крупный населенный пункт на территории Ленинградской области. Любопытно, что в таком случае железнодорожники этой электрификацией не решают НИЧЕГО. Все эти остановки - Лустовка, Кастенская, Радофинниково крохотны, эпизодичны и роли ни в грузовом, ни в пассажирском сообщении не играют. Грузовые поезда ходят разве что до Новгорода. Кроме того, по сути, единственные, кто еще катается на этом поезде, так это дачники, сосланные на 101-й километр. Но ведь 101-й километр находится за Радофинниково, а значит, они тоже будут кататься на дизелях! И зачем только электрифицуют эту ветку?.. В Лустовке было скрещение поездов. Мы прибыли на один путь, из Новолисино на второй путь прибыл другой Новгородский поезд. Проводницы из обоих поездов перекрикиваются друг с другом. По поезду прошла кондукторша, купил у нее билет. "До куда едете?" "До Новолисино!" - отвечаю я. "Мы едем до Петербурга" - подсказывает та. "Да что же вы сразу не сказали? - тогда я еду до Питера!" Купил билет примерно за сотню, и денег мне было ни капельки не жалко, ведь на дизеле еду, на настоящем, четыре часа буду ехать, в окошко смотреть... А потом все та же романтика Новгородской ветки: прошла бабка с пирожками, еще одна бабка с молоком. Кушаю пирожки с картошкой, еду в дизеле, любуюсь бесконечными хвойными лесами - вот это мой кайф, вот это - моя стихия, железная дорога! Но любой кайф когда-нибудь обязательно заканчивается. Приехали мы в Новолисино, там долго ждали электричку. Из вагонов не выходили, однако же из окошка смотрели, как вдалеке появился длинный зеленый хвост электрички, как она медленно тащилась до платформы, остановилась, оттуда вышли люди, побрели в поселок. Теперь уже и нашему поезду дали зеленый сигнал светофора, и мы тронулись в путь. На всяких дачных километрах не останавливались, пронеслись их на большой скорости. Поля, овраги, пересеченная местность, высоковольтные ЛЭП. Ну а потом Павловск, Пушкин. К нам в поезд садились люди, ведь мы - пригородный поезд. Вот одна тетка села, достала кошелек, хочет оплатить проезд, а кондуктора-то и нету! Так она держала открытым кошелек всю дорогу, а потом в Купчино и вышла. Вагон мой заполнился практически полностью, в Купчино вышли практически все. Ну а я ехал до самого Витебского вокзала. Приехал уже к вечеру, и на этом мое путешествие закончилось.

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 31.08.2005

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz