2005-06-11. УЖД Прибытково-Кобринское

Где были:

ст.Прибытково - остатки перегруза - автодорога на Сиверскую - автодорога в дачные массивы Кобринского - УЖД Кобринское - Прибытково

Участники:

Кравченко Кирилл, Соколов Сергей

Что видели:

  1. Станция Прибытково
  2. Дорога на перегруз
  3. Перегруз с узкой колеи на широкую
  4. Шоссе на Сиверскую
  5. Река Кобринка
  6. Остатки узкоколейных дорог и насыпь
  7. Дачный массив "Путеец"
  8. Дачные массивы Кобринского
  9. Мост через р.Кобринка
  10. Бывшая УЖД т/п Кобринское
  11. Развилка двух УЖД
  12. Бывшее депо УЖД

После посещения работающих узкоколеек Ленинградской области мой взор упал, очевидно, на разобранные. Одной из таких дорог стала узкоколейка в Прибытково, ведущая на Кобринские торфоразработки. На военной 500-метровке этак 70-го года показана довольно разветвленная и мощная сеть узкоколейных железных дорог. От станции Прибытково на восток шла линия широкой колеи на перегруз. За поселком Кобринское дорога раздваивалась: одна ее ветка шла прямо на торфоразработки, вторая ее часть шла на юг, где она поворачивала на восток, пока не доходила до болота в шести километрах от Вырицы. С тех прошло уже лет 30, места эти, довольно близкие к Санкт-Петербургу, наводнили дачники. Бывшие торфоразработки засадили дачными массивами, железные дороги разобрали, насыпи срыли - не осталось даже и упоминания. Однако же мы решили походить по дачным массивам, да посмотреть, может где кой-какие артефакты и отыщутся.

В Прибытково ехать мы собирались долго, откладывали со дня на день, пока, наконец, не договорились на 11 июня 2005 года. С утра была хорошая, ясная погода - ни облачка. Однако уже в 10 часов на горизонте появились облака, которые все больше заполняли собою небо, а затем слились в единую грязно-серую тучу, и уже к 12 часам наступила пасмурная погода. До Прибытково ехали с проблемами. Лично я ехал в забитой до отказа лужской электричке, народ висел в дверях гроздьями - кто знает, тот понимает, что значит лужская электричка в субботу утром! Сергей также доехал не без проблем; пока он ехал, в буфете Гатчины я успел взять отличные щи и выпить чаю. Вместе сели на следующую лужскую электричку и встретились уже на платформе Прибытково.

Что такое Прибытково? Возможно, раньше эта станция что-то собой и представляла (раз там был перегруз на узкоколейку), но сейчас это обычная платформа, остановочный пункт, где всего и хозяйства, что две типовые платформы по обе стороны путей, да домик бывшего вокзала (ожидается, что в нем находятся кассы. Впрочем, находятся ли?). В Прибытково вылезла куча людей, вот с ними вылезли и мы с Серегой. Поделившись впечатлениями, как добрались, побрели смотреть саму станцию. По другую сторону переезда - колодец на вершине выемки, куда мы, собственно, и понеслись водицы местной испить. Но в Прибытково, похоже, живут ведрокрадатели, поэтому, от греха подальше, никакой тары в колодце предусмотрено не было.

Фото 01. Вокзал ст.Прибытково

Фото s01. Железнодорожный переезд в Прибытково
Фото s02. Общий вид на станцию
Фото s03. Вокзал ст.Прибытково
Фото s04. Платформа ст.Прибытково

Ну а потом пошли по железной дороге в сторону Луги. Вдалеке появилось какое-то темное пятно, как потом оказалось, 2ТЭ116 с цистернами. В пределах Прибытково отчетливо видна третья колея, когда-то шедшая к станции от перегруза. Для трехколейной дороги была вырыта выемка. Электрификация станции проведена, похоже, еще до разбора третьей колеи - стоят длинные фермы. Широкая колея уходила на восток, в сторону Кобринского, и это хорошо видно - как справа, так и слева возвышаются насыпи, между ними отчетливо виднеется кривая.

Фото s05. 2ТЭ116 в Прибытково
Фото s06. Третья колея в Прибытково - в сторону перегруза
Фото s07. Панорама в сторону железной дороги на Лугу
Фото s08. Выемка под колею в сторону перегруза

Пройдя по бывшей колее в сторону перегруза, мы обнаружили старые деревянные шпалы в большом количестве, а также бетонное основание бывшего здесь светофора. Здесь же стоял столик со скамеечками, где мы и посидели, отдохнули, а заодно и сфотографировались. Места здесь чистые, светлые. Мы находились на возвышенности, хорошо просматривались ближайшие окрестности Прибытково. Поля, где-то внизу протекала речка Кобринка, в ее поймах находились дачные массивы. Под ногами шпал больше не попадалось, зато в канавах по сторонам дороги попадались целые свалки старых, рассохшихся шпал. И все-таки установить, где проходила узкоколейка, а где широкая колея – теперь уже невозможно. Все сильно заросло бурьяном, шпалы очень старые, остались разве что щепки и рассохшиеся бревна, кроме того, при строительстве дачного массива здесь была построена автодорога, грунтовка с грязными лужами, раздолбанная грузовиками. Именно здесь и начинается дачный массив Кобринского. Маленькие домики, стоящие на участках в шесть соток. На одном из участков, похоже, было собрание дачного кооператива. Выглядело это следующим образом: кружком собралось человек 20, один из них залез на кочку повыше, и принялся толкать речь. До нас не доносились его слова, однако выглядело это а-ля Ленин в октябре: выступающий активно махал рукой, направляя народ в светлое будущее. Мы не могли не полюбоваться этим чудом :-).

Фото s09. Остатки бывшего светофора на широкой колее к перегрузу
Фото s10. Это мы :-)
Фото s11. Свалка из старых рассохшихся широких шпал
Фото s12. Заседание кооператива. Забавная картинка :-)

Фото s13. Дорога к Кобринскому

Но вот грунтовка вывела нас к Кобринскому. Перебравшись через автодорогу Гатчина-Сиверская, мы обнаружили дорожный указатель к т/п Кобринское. Здесь снова появились было уже совсем пропавшие остатки проходившей ранее железной дороги. Именно: сразу за автодорогой располагается высокая насыпь, упирающаяся в группу кустарников. К югу от насыпи зеленая полянка, за ней речка Кобринка. В этом месте, перед трубой автодороги Гатчина-Сиверская и плотиной у дороги к дачному массиву речушка разлилась маленьким озерцом. Оказывается, узкоколейка здесь делилась на две ветки: одна шла прямо, другая сворачивала направо. Насыпь сильно изрыта дачниками, в одном из ее кусков сделаны погреба. Погреба шикарные, выложенные бетоном и кирпичом - чуть ли не бункер! Любопытно, что вход в погреб, укрепления стен сделаны из узкоколейных рельс. Мы обнаружили также деревянный столб, каркаса ради к которому также был прикреплен рельс.

Фото 02. Дорога на Сиверскую. Дорожный указатель на т/п Кобринское

Фото s14. Шоссе на Сиверскую и поворот на т/п Кобринское
Фото s15. Насыпь бывшей УЖД
Фото s16. Погреб, устроенный в насыпи УЖД, выложенный рельсами
Фото s17. Рельсы, укрепляющие погреб

Искать дальше узкоколейку было бессмысленно - на ее основе при строительстве дачного массива была построена автодорога. Рядом с ней протекает ручеек, за ними - дачные массивы. То там, то тут встречаются куски шпал и рельсов, выполненные в виде столбов изгородей, подпорок сараев или мостков через канавы. И все-таки мы изрядно сомневались в том, идем ли мы по верному пути? Спросили местных жителей на велосипедах, но те лишь пожали плечами: а здесь была железная дорога? Дошли до поворота, там автодорога поворачивала налево, идя в обход дачного массива. Мы пересекли канаву, рядом с ней - низкие насыпи. Дачные массивы продолжаются как по правую, так и по левую сторону автодороги. Спросили еще одного местного жителя о возможном направлении бывшей здесь железной дороги, но и он пожал плечами: нет, автодорога скоро повернет налево, никаких железных дорог здесь не было и нет - спросите лучше в дачном массиве "Путеец", может, там что знают. В поисках дачного массива железнодорожников набрели на дачный магазинчик. Маленькая будка всего самого нужного для дачников порадовала богатым выбором алкогольных напитков - самого важного продукта сельского жителя! Впрочем, мы сегодня в экспедиции, а не на пикнике, потому обошлись минералкой, булкой и двумя плавлеными сырками. Пошли по дороге дальше, и только дойдя до конца автодороги, там, где она поворачивает налево, нами был обнаружен дачный массив железнодорожников.

Фото s18. Дорога к дачному массиву Кобринского, ЛЭП

Этого не заметить было невозможно - прямо на нас с первого же участка смотрели два узкоколейных вагона. Вагончики грузовые, старые, еще с деревянной обшивкой, стоят на чьем-то огороде. Обнадежившись такими железнодорожными находками, побрели на дачный массив. Мы были поражены - массив был до отказа забит железнодорожными артефактами: столбы для изгородей сделаны исключительно из рельсов, мостики через канавы из шпал. Шпалы были кругом: в качестве горючего материала в сарае, в качестве самого сарая, более того, мы видели даже дом, построенный из шпал!. Впрочем, это еще не доказательство - принимая во внимание, что тут живут железнодорожники, можно допустить, что кое-кто по знакомству умыкнул грузовичок со шпалами к себе на участок - Россия славна такими несунами. В конце концов, кое-где встречались железобетонные шпалы широкой колеи, а вряд ли можно допустить, что они использовались на узкой колее. Пройдя по дорожке вдоль домиков дачников, мы уперлись в лес, за пределами массива народ усердно трудился на пашне. Здесь мы обнаружили целую систему насыпей. Насчет их происхождения у нас возник спор. Сергей, как неутомимый искатель узкоколеек, утверждал, что все это - узкоколейки, я же сомневался, ибо насыпи были уж слишком сильно разрыты, кроме того, на них росли высокие деревья 30-летней давности. Вполне возможно, это просто отвалы по бокам лесных канав, а может, тому было и другое объяснение - во всяком случае не железнодорожного происхождения. Здесь же, у входа в лес, посидели, отдохнули, выпили минералки и скушали сырки. Сказали тост за Прибытково, и тут же начала улучшаться погода - постепенно стали проявляться окна в сером пасмурном небе :-). Побродив по огородам и поспрошав местных людей, мы убедились в их абсолютной некомпетентности насчет проходившей здесь железной дороги. Выглядело это по меньшей мере странно: вокруг них в огромном количестве разбросаны шпалы и рельсы, тут даже стоят железнодорожные вагончики узкой колеи, но стоило только подойти к людям с вопросом, как те удивлялись, слово малые дети: а разве здесь была железная дорога? А откуда, спрашивается, здесь взялись рельсы? В общем, кто-то направил нас к председателю дачного массива, и мы пошли искать председателя, и искали его довольно долго, пока, наконец, не убедились, что его дома нет. Пришлось нам сделать последнюю фотку вагона, из коего сейчас сделали сарай с доской объявлений дачников, да отправиться обратно, в Прибытково. Ясно одно: пришедшие сюда дачники на 100% уничтожили всю узкоколейку. Рельсы и шпалы были использованы дачниками на своих огородах, все воспоминания о существовавшей ранее дороге стерты начисто, ни насыпей, ни колей не сохранилось. Более того, согласно карте должна была существовать просека, колея через лес в сторону болота. Мы искали эту просеку, однако ничего не нашли - просека заросла, подходы застроены дачниками.

Фото 03. Леса и дорога за дачным массивом Кобринского

Фото s19. Вагончик в качестве сарая на одном из участков
Фото s20. Дорога в лес
Фото s21. Еще один вагончик в качестве сарая, принадлежащий кооперативу

В поисках дороги в Прибытково спросили бабку, куда нам идти. Бабка знала, что предложить любителям железной дороги! Она сразу же указала нам на тропинку, ведущую точно на запад. Именно на этой тропинке мы и нашли единственные на сегодня и самые убедительные доказательства существования узкой колеи в районе Кобринского. Их мы обнаружили сразу же за речушкой Кобринка, через которую переброшен стальной пешеходный мостик. Перебравшись через мост, мы оказались перед длинной просекой, подозрительно смахивающую на дорогу узкоколейки. Наши сомнения были прогнаны прочь одним махом: мы обнаружили ряд деревянных шпал. И чем дальше мы шли, тем больше и в лучшей сохранности мы их находили. Теперь сомнений не оставалось: прямая просека, шпалы, по сторонам торфяные болота, ныне сильно взращенные болотными травами. Через 500 метров после моста мы обнаружили, что насыпь раздваивается, один ее кусок, кстати, очень хорошо заметный, шел вдоль канавы на юг. Пошли туда и мы. Впрочем, железная дорога, до того отчетливо просматривающаяся среди невысокой травы, вконец сгинула. Мы прошли еще немного, уперлись в деревья и остановились.

Фото 04. Мост через р.Кобринка

Фото 05. Река Кобринка

Фото 06. Бывшая УЖД Кобринских торфоразработок

Фото 07. Бывшая УЖД Кобринских торфоразработок, близ Прибытково

Фото 08. Бывшая УЖД торфоразработок, две бывшие дороги - прямо и направо

Фото s22. Мост через р.Кобринка
Фото s23. УЖД Кобринских торфоразработок
Фото s24. Шпала на бывшей УЖД
Фото s25. Заросший торфяной карьер
Фото s26. Две бывшие УЖД дороги - прямо и налево
Фото s27. УЖД в сторону Прибытково

Тут паслось стадо коров. Лично я присел отдохнуть на склоне большой полноводной канавы, ну а Серега пошел общаться с пастухом, что валялся под кустарниками. Через некоторое время появился Сергей и заявил, что пастух спит, зато есть возможность подобраться поближе к коровам и пофотографировать их. Обойдя пастуха со стороны, мы вышли на лужок рядом с болотом. Тут же к нам пристал маленький теленок. Еще маленький, он не боялся людей, а даже напротив - ждал от них чего-нибудь вкусного. Впрочем, от предложенной ему булки отказался, зато очень много времени провел перед фотоаппаратами и покрасовался в качестве главного героя в нескольких видеоклипах. Кроме него, были засняты и остальные коровы. А потом случилось странное: коровы как животные стадные, видимо, решив, что мы пришли гнать их с пастбища домой, собрались все вместе и медленно, не спеша, потянулись в сторону Кобринского. Что нам делать? Отсюда дорога только одна - в сторону Кобринского, и нам идти просто некуда, как не за коровами. Но мы к ним - они от нас, и вот мы уже довольно далеко увели их, и вот они медленно-медленно, продолжая щипать траву, идут в сторону Прибытково. Мы - за ними, продолжая фотографировать угнанное нами стадо. Тем временем проснулся пастух. Проснулся вовремя - кто-то уже успел уйти в болото, теленок давно уже прыгает среди осоки - стадо разбрелось. Ошалело бегая по болотам, пастуху удалось собрать коров и вернуть их обратно. Отсюда мораль: пастух, будь бдителен! Нормальный пастух должен завести собаку, эта уж точно не заснет и не даст хулиганам угнать стадо :-).

Фото 09. Теленок

Фото 10. Стадо коров собралось в Прибытково

Фото 11. Теленок, сбежавший в болото

Фото s28. Пасущиеся коровы
Фото s29. Приручение дикого зверя. Я скармливаю теленку кусок булки
Фото s30. Теленок
Фото s31. Я гипнотизирую дикого зверя
Фото s32. Собравшееся стадо коров идет в Прибытково
Фото s33. Сбежавший в болото теленок

Ну а мы попрощались с Кобринскими болотами и вышли к поселку. Сделав круг, мы пришли к тому же самому месту, откуда и начали наше путешествие. Мостик через канаву, опоры для предотвращения осыпания сделаны из рельсов - их тут тьма тьмущая. За канавой - собственно поселок, маленькая промзона. Возможно, здесь было торфопредприятие и железнодорожное депо. В их поисках зашли к находившейся неподалеку котельной. У котельной сидела женщина, спросили у нее. Она, как и все местные жители, удивленно пожала плечами: железная дорога? Торфопредприятие? Ничего такого не знает, в первый раз слышит! Показываем ей на стоящее рядом здание, подозрительно смахивающее на депо. Это оно и было, но женщина упорно отстаивала свое: нет, это гараж! Что до котельной, то работает она на газе. Нам бы побеседовать с местными рабочими, что работали на тофопредприятиях, но сейчас никого нет! Пришлось нам возвращаться назад. Кстати, мимо котельной на север уходит подозрительная просека. Карта свидетельствовала, что тут тоже была узкоколейка, одна из веток Кобринского торфопредприятия. Но женщина у котельной заявляла, что торфопредприятия здесь нет и никогда не было.

Фото 12. Котельная Кобринского

Фото s34. Рельс у канавы
Фото s35. Бульдозер у стен Кобринской котельной

А вот тепловозное депо мы нашли! Оно стоит здесь же, рядом с котельной. Один его кусок переделан под мастерские, там все закрыто решетками, железками, внутри тарахтит старый дизель, стучат молотками и кувалдами. Все остальное разрушено - крыши, стены, окна зияют черными дырами, кое-где пообвалились кирпичи и штукатурка. Полное запустение. Сфотографировав здание депо снаружи, нам удалось залезть в него внутрь. Тут мы обнаружили богатое количество хлама, в том числе железнодорожного: рельсы были как в полу, так вмурованы в стены и потолки, валялась свалка железного хлама и битого кирпича. Осмотрев собственно депо, через пролом в стене мы вышли к соседнему цеху - мастерским. Зрелище разрухи аналогичное. На стенах висят обрывки технических плакатов, кое-где плакаты по технике безопасности. Можно пройти в несколько соседних помещений. В одной из подсобок разбита провалившаяся вниз крыша. Мы еще раз обошли здание по кругу. Обнаружили цифры на здании депо - год постройки 1949, обнаружили дорогу, по которой должны были идти рельсы узкоколейки - они делали полукруг, перейдя канаву, а там обходя депо со стороны. Вокруг здания депо расположены различные мастерские, гаражи, пилорама.

Фото s36. Бывшее тепловозное депо УЖД Кобринского
Фото s37. Трубы
Фото s38. Дата на торце бывшего тепловозного депо

           

Фото s39, s40, s41, s42, s43. Интерьеры разрушенного тепловозного депо

Посещение депо стало той жирной точкой, где мы могли единогласно заявить: путешествие удалось, и дальше смотреть уже нечего. Теперь без зазрения совести можно возвращаться на железнодорожную платформу Прибытково, куда мы и направились. Прошли мимо подстанции, вышли к дороге Гатчина-Сиверская, затем к полям Кобринского. Местные жители подсказали нам короткую дорогу к ж/д платформе (уж это они знают!). На тропинке посреди поля остановились, перекусили. Потом вышли к Прибытково, засняли вид на информационный указатель, потом собственно железнодорожный переезд, потом еще платформу. Дождались поезда, да поехали обратно, в Гатчину. Впереди ожидалась еще масса дел!

Фото 13. Дорожный указатель при въезде в Прибытково

Фото 14. Железнодорожный переезд в Прибытково

Фото 15. Железнодорожный переезд в Прибытково

Фото s44. Дорожный указатель при въезде в Прибытково
Фото s45. Железнодорожный переезд в Прибытково

Результаты похода

Обнаружена бывшая ранее широкая колея в сторону перегруза. Кое-где попадаются деревянные шпалы, бетонные основания светофора, в помойках множество старых шпал. За автодорогой на Сиверскую найдена насыпь узкой колеи, здесь же масса узкоколейных рельс. Узкая колея в сторону болота стерта с лица земли - колея срыта, на ее месте построена автодорога, дачники растащили последнее уцелевшее. Однако же на их же огородах можно заметить большое количество рельсов и шпал. Особенно славно этими находками дачное товарищество в конце массива - здесь, кроме всего прочего, обнаружены вагончики. Колея в сторону леса сильно заросла, подходы застроены дачниками - пройти туда, похоже, нет никакой возможности. Вместе с тем очень хорошо сохранились остатки узкой колеи на Кобринских торфяных болотах. Сохранилось две колеи, можно наблюдать просеки и множество сохранившихся шпал. Здесь же - следы торфоразработок, в поселке - узкоколейные рельсы. В поселке Кобринское сохранилось тепловозное депо 1949-го года постройки.

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 08.08.2005

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz