2005-07-12. Псков

Мысль о Печорах появилась у меня еще в прошлом году, когда я два раза побывал в Старом Изборске. Старый Изборск и Печоры находятся на одной автодороге и обслуживаются одним маршрутом автобуса; туда не требуются никакие документы на въезд в приграничную зону, как это сделано в Ленинградской области – молодцы псковичи! Раз уж у меня появилось свободное время, хочется туда съездить. Выезжать из Плюссы надо рано утром, чтобы успеть на утренний лужский поезд. Второй день не высыпаюсь. В ночь с воскресенье на понедельник спал четыре часа, сегодня и того меньше - часа три. В Плюссу лужский поезд прибывает в шесть часов. Уже в пять надо выйти из дому. В половину пятого проснуться…

И вот мы вышли в путь-дорогу. 4.30 утра, солнце только-только встает. Очень красивое зрелище открывается на северо-востоке - красное небо сквозь синие тучи, золотистые лучи среди фиолетовых, розовых, голубых оттенков… И все это так ярко блестит, как глянцевая конфетка, переливается красками, светится - само чудо! Тонко-слоистые синие облака, они разделяются под действием света маленькими барашками и растворяются в небе. Со стороны восходящего солнца они уже растаяли, остались только отдельные синие полоски, сквозь которые всходило солнце - все в золоте, блестит…

Фото 01. Курея - Плюсса. Восход Солнца

Фото 01. Курея - Плюсса. Восход Солнца

На противоположной стороне неба облака отсвечивают розовыми оттенками. На помойке что-то горит, дым сгущается туманом и стелется по низинке. В Плюссу мы пришли точь-в-точь за пять минут до отправления поезда. Ярко горело золотое, только вставшее солнышко - прямо в лоб ТЭП70 со стоящим у вокзала рижским поездом. Длинные желтые вагончики с синими полосами, в тамбурах опрятные латышские проводницы. Хотел было пробежаться, заснять локомотив с таким прекрасным освещением - не вышло, он ушел, так меня и не дождавшись. Билет до Пскова стоит 60 рублей. Среди утреннего тумана появился, наконец, и наш поезд, Луга-Псков. Забрались в пустой вагон, заняли купе на солнечной стороне, и поехали.

После того, как я совершил путешествие с Воцкого брода на 197 километр, этот кусок между Плюссой и 197-м меня страсть как заинтересовал. Я строю насчет него массу планов. За Симоново поезд поднимается на насыпь, так что все деревья становятся под уровень насыпи – чувствуешь себя несущейся над лесом птицей. Это мы въезжаем в болотистую пойму речки Лонки, затем красочное редколесье Бочицы, а затем великолепнейшее болото. Котловина заканчивается и поезд поднимается на горочку. Теперь в моих планах пройтись пешком между Плюссой и 197-м километром, и с этим перегоном будет покончено.

Вагон медленно засыпал, начало клонить в сон и меня. Я закрыл глаза, однако постоянно заставлял себя просыпаться - за окошком еще столько интересного! Солнце светило прямо в глаза. В этом нет ничего худого, гораздо хуже, когда солнце, как в стробоскопе, мелькает за деревьями - это почему-то с трудом переносится... После Новоселья, последнего интересного пункта этого перегона, не смог устоять и я - подремал минуты две-три. Много людей село в Стругах. Чем дальше - тем больше. Если в Плюссе в вагоне было человек десять, то к Пскову забили все вагоны (их было четыре), сидели по три человека на скамейке. Но вернемя к Стругам Красным. Оказывается, тут есть дымящий, весь в песке и пыли АБЗ, а на одном из подъездных путей стоял… ТГК-2!! Локомотив маневровый, вряд ли его притащили на один-два дня, наверняка он здешний, стругокрасненский. Видел также станцию Владимирский лагерь. Потом Лапино, за ней поле и речушка Курейка, такая маленькая, крохотная. Потом Новоселье - именно отсюда вытекает Курейка.

И вот он, Псков! По перрону бродят милицаи, везде много людей, движение, шум, гам - и не сказать, что 8 утра! Проносится ТЭМ18 - редчайшая модель!, я сейчас загляну на вокзал, потом на автовокзал, а потом пойду бродить по железке, там его и зафоткаю. И снова, в который уже раз, с трудом ищу вход на вокзал. Здесь дешевый чай - стоит аж 3.70, это дешевле даже Луги, где чай стоит 4.00. По пути к автовокзалу замечаю ларек с дешевыми пирожками - по 3.50. Тут я кушал в прошлом году, отправляясь в Изборск. Вот сейчас схожу на автовокзал, куплю билет до Печор и сюда, кушать пирожок…

Но на автовокзале меня ждал сюрприз… Да, автобусы есть, и их много - как в прошлом году, автобус на Печоры через Старый Изборск в 10.30 (именно на нем я ездил в прошлый раз), но есть еще автобус на Печоры через Новый Изборск, и он в 9.30 - на нем я и поеду. Обрадованный новостями, пошел в кассу, где меня ждало нечто другое… Оказывается, для поездки в Печоры необходим паспорт! А ведь логично… В Ленинградской области с этим обстоят дела хуже - там одним паспортом не обойдешься, там нужно специальное разрешение. Но то в Ленинградской области, где с пограничниками полный маразм, Печоры же принадлежат Псковской области, и тут может быть смягчение приграничного режима. И все-таки там таможня, шлагбаум и гранца - все верно, только я, дурень, не взял паспорт с собой… А посему Печоры откладываются на необозримое будущее – придется мне исследовать Псков.

Вообще, день вышел достаточно приятным - он был прохладным, а в отличие от вчерашнего дня, когда стояла жара, температура снизилась (+22 - температурный комфорт), дул сильный ветер. Итак, вышел я с автовокзала. Куда теперь идти? Решил идти по проторенной дорожке, как ходил еще в прошлом году при поездке в Старый Изборск: в сторону реки Великой. Как потом оказалось, ходил неправильно - не имея карты, я сворачивал на каждом перекрестке, в результате чего бродил зигзагами… Скоро вышел к мосту, здесь был небольшой парк на берегу Великой. Памятный знак гласил, что сей сквер разбит в честь 50-летия Великой Победы. На газонах уже отдыхают голые тела. Дальше отправляюсь к железнодорожному мосту через Великую.

Ничего особого он собой не представляет – обычные раскосые фермы. В воде стоят два быка, похоже, еще прошлого века, они поражают своей величиной. На их фоне совершенно теряются металлические фермы. Мост надежно охраняется. Подходы к мосту огорожены колючей проволок, правда, сильно ответшалой, столбы покосились, попадали, все остальное заросло бурьяном. При входе на мост висят камеры наблюдения. Пока я рассматривал мост, некий железнодорожник несколько раз перешел с берега на другой. А я все не мог понять, кто же это бродит?! - оказалось, ВОХРовец с оружием!

Фото 02. Автодорога у железнодорожного моста у р.Великая

Фото 02. Автодорога у железнодорожного моста у р.Великая

Потом я стал искать подходы к реке, чтобы спуститься и пофоткать мост. За мостом стояла недостроенная развалина - насосная станция. Обойдя кирпичный недострой со стороны реки, обнаружил удобный подход к реке, где в реку вдавалась бетонная коробка - среди множества труб бились потоки воды. Кто его знает, может, та вода, что я набрал из стоящей рядом колонки - прямо отсюда, из Великой? Начал побаиваться ее пить. Рядом с недостроем, к удивлению своему, обнаружил пьянствующих алкоголиков. Неужели кто-то может пить в 9 утра?

Фото 03. Железнодорожный мост через реку Великая

Фото 03. Железнодорожный мост через реку Великая

Фото 04. Река Великая

Фото 04. Река Великая

Река Великая в этом течении довольно симпатична. Да и погода не подкачала - воздух прозрачный, чистый, и небо насыщено ярко-голубым цветом. А какие открываются панорамы, какие пейзажи! Берег сильно изрезан, кое-где выходят обнажения песчаника, много зелени - холмы, возвышенности, среди них появляются домики, дороги, деревца…

Времени еще много, осмотр крепости я решил оставить на потом, сейчас же я отправляюсь к вокзалу. По улице Вокзальной вышел к пешеходному переходу. Да, отсюда открывается воистину шикарный вид в сторону моста, но… именно по этой стороне перехода проложены трубы. В сторону вокзала вид не особо живописен: внизу, под переходом, маленький домик станции Псков-2, затем пути, и ничего интересного.

Фото 05. Станция Псков-2

Фото 05. Станция Псков-2

Теперь я буду изучать привокзальные территории. Первым делом нужно залезть на пешеходный переход. Вообще говоря, снимать с пешеходных переходов удовольствия мало, ибо на электрифицированной железной дороге ничего кроме столбов и не видно. Псков в этом плане выгодно отличается, ибо тяга тут исключительно дизельная. По пешеходному переходу можно пройти дальше, дорожка привела меня к локомотивному депо. В отличие от депо крупных городов, в большинстве своем ютящихся в промзонах, провинциальное псковское депо располагает куда большими пространствами. А что не занято - бурно цветет и пахнет цветочными лугами, а посреди этого в хаотическом порядке то тут, то там разбросаны различные службы и сооружения, на соседнем лугу стоит ТЭП70. Одно из сооружений оказалось железнодорожным клубом, рядом стоит памятник - жалкий обрубок паровоза - все остальное отправили в переплавку. Рядом расположены жилые дома, здесь живут люди, которые на пути к вокзалу успели протоптать множество тропинок.

Фото 06. Псков с высоты пешеходного перехода    Фото 07. В псковском депо торчит обрубок паровоза Л-4376

Фото 06. Псков с высоты пешеходного перехода
Фото 07. В псковском депо торчит обрубок паровоза Л-4376

Вот еще одно железнодорожное сооружение - раньше оно было веерным депо. Потом от него отрубили половину, сделали пристройку из белого кирпича и отказались от его роли как депо - теперь там находится автохозяйство. Рядышком с ним проходит колея. Вот большая группа путейцев работает со шпалами, вот за ними стоит 2ТЭ116 - чумазый и перепачканный.

Фото 08. ТЭМ2-7448 в депо

Фото 08. ТЭМ2-7448 в депо

Фото 09. ТЭМ2-7448 в депо

Фото 09. ТЭМ2-7448 в депо

А между тем неподалеку виднелась база запаса. Справа от дороги на базу запаса было еще некоторое количество сараев, там, похоже, нефтебаза, ибо один за другим носились машины-цистерны. Несколько в сторонке виднелось еще несколько путей, уходящих в высокие кустарники. На крайнем из них стояли цистерны - их там чем-то упорно поливали. На другой колее виднелась экипировка для тепловозов.

Фото 10. Вокзал Пскова

Фото 10. Вокзал Пскова

Фото 11. Парк пассажирских вагонов во Пскове

Фото 11. Парк пассажирских вагонов во Пскове

Фото 12. ТЭМ3 во Пскове

Фото 12. ТЭМ3 во Пскове

Я снова на вокзале. С пассажирскими составами велись активные работы - их мыли и обстукивали колеса. Прошелся в сторону путепровода, заснял пронесшийся мимо ТЭМ3 - большая редкость! Что меня удивило, так это то, что во Пскове нет централизации перевода стрелок, тут до сих пор все переводится вручную!! Это странно, ведь Псков - это вам не Радофинниково, это крупный железнодорожный узел. Зато как колоритно смотрятся стрелки, да еще с гигантскими белыми фонарями! А какое количество будок стрелочниц, а сколько стрелочниц – привокзальные пути усеяны людьми в оранжевых фуфайках!

Все, с железной дорогой на сегодня закончено - надоело! Теперь схожу-ка в город посмотрю крепость.

Фото 13. Будка на переезде

Фото 13. Будка на переезде

Фото 14. Одна из будок стрелочников

Фото 14. Одна из будок стрелочников

Чуть дальше на берегу реки Великая располагается небольшой парк 50-летию Великой Победы. Люди загорали уже в девять утра, сейчас же ими забиты все газоны. Рядышком на берегу - пыльные склады и автобазы, на том берегу красочные берега, холмы, маленькие домики… Хотелось бы попасть и туда!..

Фото 15. АБЗ у станции Псков-2

Фото 15. АБЗ у станции Псков-2

Фото 16. Горловина станции Псков-2 и железнодорожный мост через р.Великая

Фото 16. Горловина станции Псков-2 и железнодорожный мост через р.Великая

Фото 17. Река Великая и вид на Псковский Кремль

Фото 17. Река Великая и вид на Псковский Кремль

Фото 18. Река Великая и вид на железнодорожный мост

Фото 18. Река Великая и вид на железнодорожный мост

Набережная застроена пивными забегаловками, они загородили не только проезд, но и проход по набережной - приходится подниматься к крепости, обходить. Удивило, но я увидел два-три теплоходика на причале. Надпись: прогулки по реке Великая до озера и обратно! Цена - 100 рублей!! Так значит, взяли задумку Новгорода на вооружение, также решили покатать туристов?! Вот только объявление-то висит, а оживления - ноль! - видно, надо звонить по предлагаемому телефону и договариваться. Дошел до Кремля. Прошел внутрь, мимо туристских бюро, зашел в Детинец.

Фото 19. Мирожский монастырь на берегу реки Великая

Фото 19. Мирожский монастырь на берегу реки Великая

Фото 20. Мирожский монастырь на берегу реки Великая

Фото 20. Мирожский монастырь на берегу реки Великая

Фото 21. Псковский Кремль

Фото 21. Псковский Кремль

Фото 22. Псковский Кремль

Фото 22. Псковский Кремль

Затем мимо собора вышел по ту сторону Детинца, затем через ворота к реке Пскова, спустился вниз. Затем вдоль стены к Плоской башне, пробовал было обойти ее и выйти к Пскове. Не вышло - там хоть и была бетонная площадка, укрепляющая устои каменной башни, но бетон уходил в воду и чем дальше, тем уже становилась площадка, а вода за спиной все глубже.

Фото 23. Псковский Кремль   Фото 24. Псковский Кремль и река Пскова

Фото 23. Псковский Кремль
Фото 24. Псковский Кремль и река Пскова

Фото 25. Псковский Кремль и река Пскова   Фото 26. Башня на берегу реки Пскова

Фото 25. Псковский Кремль и река Пскова
Фото 26. Башня на берегу реки Пскова

Далее перешел Пскову и пошел по той стороне реки, надеясь выйти к Гремячей башне. А в результате я вышел к потрясающему фешенебельному комплексу. То ли это был отель, то ли набор дорогих коттеджей… Со стороны дороги это выглядело потрясающе: все блестит солнечными бликами, все чистое, красивое, стоят дорогие машины, в дверях люди в черных костюмах. Со стороны Псковы - как в горных швейцарских деревушках, на склонах стоят несколько шикарных коттеджей, усаженные цветами террасы, беседки. Напротив коттеджного поселка расположен городской пляж – интересно, каково жителям фешенебельного отеля наблюдать горы тел? Внизу – плотина, ее архитектура уродственна. В отличие от Гремячей башни, которая мне всегда очень нравилась!

Фото 27. Гремячая башня на берегу реки Пскова    Фото 28. Маленькая церковка на берегу реки Пскова

Фото 27. Гремячая башня на берегу реки Пскова
Фото 28. Маленькая церковка на берегу реки Пскова

Ну а теперь - к дому. Мне откровенно надоело во Пскове. Я уже не мог понять, чем бы заняться дальше. Железнодорожный Псков я видел. Крепость Пскова я тоже видел. Сначала я немного заплутал в улицах, вышел на улицу Гоголя, но по ней правильно вышел к Октябрьскому проспекту, там - к железной дороге.

Остается только немного осветить мою поездку из Пскова в Плюссу. Вагон оказался разбитым - кресла обвалились назад, на них было можно только спать. Только сел в поезд, как меня потянуло в дремоту. Проснувшись в Молоди, пошел в тамбур фоткать здание ДСП. Во второй половине дня испортилась погода, грозовые тучи заволокли все небо, где-то уже гремел гром. А вот дождя все не было! В Плюссе уже была хорошая погода - туча ушла в сторону Пскова, здесь снова солнечно и ясно.

Фото 29. Диспетчерская станции Молоди

Фото 29. Диспетчерская станции Молоди

Фото 30. Где-то за Молоди, точно сказать не моуг :-(

Фото 30. Где-то за Молоди, точно сказать не моуг :-(

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, http://plussa-region.narod.ru/, 17.11.2005

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz