2005-07-28. Новый Учхоз - Мариенбург - Пудость - ПИЯФ

Кто был:

Кравченко Кирилл, Соколов Сергей

Где были:

ст.Мариенбург - ст.Пудость - п/п ПИЯФ - ПИЯФ (г.Гатчина)

Что видели:

  1. Станция Мариенбург
  2. Железнодорожный переезд
  3. Река Парица
  4. Станция Пудость
  5. Река Ижора
  6. Подстанция
  7. Подъездной путь к ПИЯФ, г.Гатчина
  8. ДЗОТ
  9. Мост через р.Ижора
  10. Подъездные пути к ПИЯФ, г.Гатчина
  11. Промзона, склады
  12. Главная проходная ПИЯФ

И вот я приехал на электричке в Мариенбург. Погода на улице шикарная: чистое небо, краски сочные, яркие, насыщенные. Тут мне нужно садиться на местный автобус, ехать до Нового Учхоза. Но я хочу сфотографировать здание вокзала, а для этого надо подождать, пока уйдут люди. А куда они уйдут? – очевидно на мой автобус! Вот, собственно, я заснял вокзал, а автобус, злыдень, уехал восвояси!

Фото 01. 2005-06-28. Станция Мариенбург. Справа - посадка на нужный мне автобус :-(

Фото 01. 2005-07-28. Станция Мариенбург. Справа - посадка на нужный мне автобус :-(

И что теперь делать? Будем ждать следующий. Мимо меня уже проехало несколько автобусов, однако моего все не было, как на остановке остановился водила, кричит: «Кто до Нового Учхоза?» Услышав знакомое название, я вызвался первым. Частник едет быстрее автобуса, так что до Нового Учхоза доехали быстро. Внимательно рассматриваю пейзажи за окошком. Мы долго плутали по улочкам Мариенбурга, потом выехали на гатчинские поля: пейзаж всхолменный, то горочка, то низинка - эта пересеченная местность, совершенно голая от лесов, простирается вплоть до горизонта. Где-то за ними виднеется высокая гора в Можайском. Прямо ушла дорога на Котельниково, мы повернули влево, въехали в лес, проехали Корпиково, затем Черново. Новый Учхоз оказался в двух километрах от Черново, и как только машина преодолела дорожный указатель «Новый Учхоз», я попросил остановиться.

И вот я здесь. Скажем сразу: название не нравится… Мне нравятся красивые, древнеруские названия, звучащие, такие как Игомель, Лямцево, Тушитово, или хотя бы Дружная Горка. Но когда попадаются на глаза дрянные названия как Новый Учхоз, Ленинец, Красная звезда или Коммунар, от которых веет их советским сельскохозяйственным прошлом - от таких просто тошнит, уж увольте… Между тем Новый Учхоз представляет собой именно такой сельскохозяйственный городок, коих немало в окрестностях Питера. Микрорайон панельных домов. Кирпичный магазин. Воинская часть. По ту сторону улицы дачный массив. И весь этот коммунистический стиль градостроительства, эти безликие высоченные бетонные заборы - все скучно, монотонно и неинтересно… И как здесь люди живут? За забором, говорят, воинская часть, впрочем, туда свободно пускают - говорят, в магазине продают семена. В заключение краткого обзора Нового Учхоза остановимся на единственной достопримечательности - танке-памятнике, поставленном в сквере у автодороги.

Но вот появился и Серега, он повел меня к себе в гости. Скажем сразу: не впечатлило! В жизни своей я видел три дачных массива: свой собственный под Павловском, в Дивенской и вот этот, в Новом Учхозе. По своей обжитости стоит он где-то между первыми двумя, хуже только моя дача. Территория массива разграфлена сеткой в клеточку. Вот по дороге к своему дому Серега и водил меня заковыристыми дорогами: прямо-вправо-влево-влево-вправо-прямо-влево. Лично я давно уже заблудился, а так как все улицы, все дома и пейзажи были ну совершенно одинаковыми, обратно дороги я бы никогда не нашел. Массив состоял из крохотных участков по шесть соток, на каждом из них - некое подобие архитектурного шедевра, огороды и сады. Участки маленькие, домики теснятся друг к дружке, архитектура хаотичная, кто во что горазд… Учитывая, что нет никакой густой растительности, что могла бы скрывать подобные «шедевры», как это было в той же Дивенской, меня такой хаос не особо прельстил. Где-то в центре массива один из простеньких деревянных домиков и есть домик Сереги… Я его узнал: Серега любит записывать на компакт-диск всякие фотографии своей дачи, и я успел насмотреться уже и на его дачу, и на те две березки, что видны из его окошка. На даче мы некоторое время и посидели.

Серега выдвигает мысль съездить в Гатчину да погулять по железной дороге. Каковы идеи? Может быть, пройтись по железной дороге от Мариенбурга в сторону Можайской? Ну а что дальше, уже на месте разберемся.

Фото 02. 2005-06-28. Перегон Мариенбург-Пудость

Фото 02. 2005-07-28. Перегон Мариенбург-Пудость

Доехали до Мариенбурга и начали движение в сторону Можайской. За поворотом надо было пройти совем ничего и мы натыкаемся на железнодорожный переезд. За будкой дежурного по переезду располагается ДЗОТ времен Великой Отечественной войны. Железная дорога, спускающаяся с горочки вниз, в пойму реки Ижора… И справа и слева от нас виднелись приятные зеленые насаждения остроконечных, пушистых елочек.

Фото 03. 2005-06-28. Перегон Мариенбург-Пудость. Железнодорожный переезд и вид на ДЗОТ

Фото 03. 2005-07-28. Перегон Мариенбург-Пудость. Железнодорожный переезд и вид на ДЗОТ

Фото 04. 2005-06-28. Перегон Мариенбург-Пудость

Фото 04. 2005-07-28. Перегон Мариенбург-Пудость

Следующая достопримечательность - река Парица. Обыкновенный железобетонный мост на каменных опорах. Что интересно, так это еще один мост, автомобильный, находящийся рядом - оказалось, что это бывшая железнодорожная платформа, ныне перевернутая и ставшая мостом!

Фото 05. 2005-06-28. Железнодорожный мост через р.Парица

Фото 05. 2005-07-28. Железнодорожный мост через р.Парица

Фото 06. 2005-06-28. Автомобильный мост через р.Парица

Фото 06. 2005-07-28. Автомобильный мост через р.Парица

Речка не впечатлила: не особо широкая, берега заросли осокой, сильно развитая пойменная низина. А вот уже и станция Пудость, мы, оказывается, уже пришли! В Пудости не оказалось ничего интересного: платформа, два пути для скрещения поездов - по сути дела, это разъезд, а не станция.

Фото 07. 2005-06-28. Станция Пудость

Фото 07. 2005-07-28. Станция Пудость

Но самый интересный объект этого перегона ждал нас чуть дальше: то была река Ижора, бурная и полноводная. Будто водопад, с перекатами под железнодорожным мостом, она с шумом срывалась вниз, где уже успела организовать себе обширное водохранилище. Рядом с железнодорожным мостом были обнаружены остатки еще одного моста. Когда-то он был больше, теперь по нему проложена легкая конструкция автомобильного моста, идущего вдоль железки к виднеющейся неподалеку подстанции. Также на обоих берегах Ижоры я наблюдал поваленные деревянные столбы линий электропередач. Тут, у Ижоры мы с Серегой застряли надолго: прошлись вдоль кустарников обеими берегами, засняли железнодорожный мост, перекаты реки. За рекой Ижора располагается подстанция. Выдержанная в сталинском стиле, к ней когда-то подходил подъездной путь, ныне заросший и давно не использовавшийся. Я было прошелся к этой подстанции, однако Серега уже успел уйти на подъездной путь к ПИЯФке, куда мы сейчас и пойдем.

Фото 08. 2005-06-28. Река Ижора  Фото 09. 2005-06-28. Мост через р.Ижора

Фото 08. 2005-07-28. Река Ижора
Фото 09. 2005-07-28. Мост через р.Ижора

Фото 10. 2005-06-28. Мост через реку Ижора

Фото 10. 2005-07-28. Мост через реку Ижора

Фото 11. 2005-06-28. Покосившиеся столбы на берегу реки Ижора

Фото 11. 2005-07-28. Покосившиеся столбы на берегу реки Ижора

То, что в Гатчине находится ядерной институт, чуть ли не конкурент московской Дубны, я был наслышан и ранее. Однако никак не мог взять в толк: и где в Гатчине может располагаться ядерный институт? Оказывается, я его видел всякий раз на пути в Гатчину Балтийскую, наблюдая перед Пудостью по левую сторону высокую трубу. Я тогда думал, что труба принадлежит какой-нибудь котельной или торфопредприятию (так было написано на картах), однако сейчас все детали головоломки встали на свои места: и ядерный институт нашелся, и труба оказалась принадлежащей ему… Институт так и называется: Петербургский Институт Ядерной Физики, сокращенно ПИЯФ. Большой институт экспериментальной физики должен иметь подъездную ветку, и он ее имеет. Вот только не думал я, что отходит она от Пудости…

Поля спускались вниз, под горку, где в пойме протекала речка Ижора - она отсюда не видна, но на том берегу виднеются ярко-белые крыши домов Пудости. Где-то за сплошной стеной леса возвышается труба ПИЯФ, иногда оттуда выглядывали и крыши тамошних цехов. Железная дорога идет в кривой, и слева и справа кустарники - для предотвращения зимних снежных заносов. Любопытно, что на бровке находятся пикеты и даже километровые знаки.

Фото 12. 2005-06-28. Подъездной путь к ПИЯФ, Гатчина

Фото 12. 2005-07-28. Подъездной путь к ПИЯФ, Гатчина

Что до железки, то она вызывала недоумения: мы поравнялись с ПИЯФкой, она теперь была сбоку от нас, однако же железка даже и не думала поворачивать! Напротив, далеко впереди имелась подозрительная промзона: возвышались бетонные цеха, дымовые трубы, металлоконструкции, и мы уже начали считать, что железка ведет именно туда, а не в институт. Выдвигалась идея оставить железную дорогу и завернуть по автодороге направо. Но прежде мы решили завернуть на поля, где за разбитой самосвалами автодороге виднелся разрушенный ДЗОТ времен Великой Отечественной. В крыше его пробита гигантская дыра, сквозь которую виден вывороченный наружу клубок железобетонной арматуры. Можно зайти и внутрь ДЗОТа, впрочем, тут обычная для российских просторов свалка да туалет. По автодороге время от времени проносятся самосвалы. На горизонте полей виднеется автодорога и проносящиеся по ней большегрузные фуры. Там же виднеются и горы в Можайской, и еще вышки, и еще подозрительные черные тучи, грозящие дождем. И у нас, в Пудости, начало немного покрапывать… Ожидалось, что железка ведет к промзоне, однако же нет, она оставила промзону боком, мы прошли мимо ряда железобетонных столбов, стоящих в канаве рядом с насыпью и промзону даже не увидели - она была закрыта от нас кустарниками. Железная дорога вошла в кривую и вышла как раз к сооружениям ПИЯФ, что находятся на том берегу Ижоры.

И вот мы выходим к институту ядерной физики. Высокий кирпичный забор с густо навитой колючей проволокой. На углах стоят вышки охранников, впрочем, пустующие. За высоким забором густой лес, самого института отсюда не видно. Что делать дальше? Куда идти? Выдвигалась идея пройтись вдоль железной дороги дальше, благо что это только одна ветка уходит на ПИЯФ, однако же другая ветка поворачивает куда-то влево, оставляя ПИЯФ в стороне. Решили: пройдемся по этой ветке (а нам надо выйти в Гатчину), если что, так и скажем: заблудились, идем в Гатчину, как нам побыстрее да поскорее выйти к автобусной остановке? На подъездной ветке нами были обнаружены путейцы, активно велись работы по замене шпал. Институт остался позади, мы оказались на территории складов, асфальтово-бетонных заводов, гаражей и прочей ерунды, коих так много на окраинных промзонах больших городов. Ну да что объяснять: потрескавшийся бетон, покосившиеся заборы, все ржавое, гнилое, грязное, а тут еще лужи под ногами, заросли чертополоха и крапивы, сваленные по сторонам дороги кучи гравия, свалка, грязь… По железке дошли до здания склада, за складом обнаружили шикарный автомобиль нового русского. Ну ладно, это я согласен: не стали светиться, тем более что там, похоже, кто-то был. Но на этой промзоне Серегу заклинило: прячемся, крадемся, короткими перебежками уходим отсюда: де, найдут - морды набьют!.. Но идти все равно надо, дорогу же спросить хотели у какого-то мужика, копавшегося в мастерской-гараже. Серега струсил и прячется в здании склада, я же иду искать по промзоне уже ушедшего мужика спрашивать невинный вопрос "как выйти к Гатчине?". Такой неординарный шаг со стороны Сереги я долго не мог понять и понять не могу до сих пор; сам он аргументировал его мотивом «мужик испугается, если нас будет двое», почует неладное и будет бить морды. Оказалось, прятались мы зря - достаточно было сделать метров пять и мы вышли на хорошую промышленную дорогу, что шла вдоль складов, там выходила за открытые настежь ворота и выходила к широкой асфальтовой дороге, что вела в Гатчину. А происшедшее с Серегой Соколовым я объяснил его собственной трусостью и стремлением подставить под удар товарища. Для него это обычное явление, в следующих походах это случится еще не раз.

Прошли прямо, там направо, где на площади и располагался парадный въезд на территорию института ядерной физики имени Александрова. Нам тут следовало подождать автобус, однако так как тот только что ушел, следовало подождать следующий, а время еще было, и я решил сходить к проходной. К сожалению, бюст выдающегося физика Александрова, так много сделавшего для советского реакторостроения, был за забором, на территории предприятия, и мне был недоступен… Зато здесь мы почитали информационый стенд, этакую местную газету, где расписывалось о научных работах молодых физиков, причем широко использовалась такая терминология, как «эффективное сечение ядра» и «время жизни нейтрона». Пока стояли на автостоянке, прошел ливень, причем настоящий, июльский, так что за краткие секунды на асфальте возникли лужи, и по лужам запрыгали пузыри… Как же хорошо, что мы встретили этот ливень здесь, под крышей! Доехали до Гатчины Балтийской, там на электричке до Мариенбурга, откуда на автобусе в Новый Учхоз и вернулись.

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/ 02.01.2006

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz