2005-09-11. Реполка - 46й км - р.Лемовжа

Кто был:

Соколов Сергей, Шатров Юрий, Семенов Михаил, и еще я

Где были:

  • Извара
  • Реполка
  • Урочище 46-й километр
  • Урочище 51-й километр

В детстве, помнится, я очень любил рассматривать карты, и вот что интересного я там однажды высмотрел. На юг от Волосово, в сторону обширных лужских лесов, шла таинственная железная дорога. Она шла строго на юг по прямой, а потом, сделав внезапный поворот к востоку, обрывалась в лесах у Реполки. На карте было нарисовано, что железная дорога врезается в просеку, пробитую чуть ли не через всю Ленинградскую область, идущую полукругом от Веймарна через Реполку и Дивенскую к Чудово, и даже далее – на Будогощь и Тихвин. Вот вам еще одно загадочное место: просека, временами перемежающаяся отдельно стоящими мостами, узкоколейками, автодорогами - она отчетливо тянулась полукругом по ВСЕМУ югу Ленинградской области. Сам вид этой странной линии на карте, ее расположение в столь глухих и труднодоступных районах Ленинградской области, придавали всему связанному с Реполкой ореол таинственности. Так открытие, сделанное на карте Ленинградской области, переросло в увлечение Реполкой – ведь именно там находился перекресток загадочных дорог Веймарн-Чудово и Волосово-Мшинская. Это теперь я знаю, что это был перекресток двух реально существовавших железных дорог, но тогда их остатки, таинственные прямые линии на картах не могли вызвать ничего кроме как крайнего удивления… Но время идет. Пора настала посетить это местечко.

Вообще-то идея была Соколова Сергея. Он нашел в Интернете некоего Шатрова Юру, который к тому же имеет собственное авто. К нашей компании присоединился и Семенов Михаил. Он мало участвует в наших совместных поездках, однако, как он заявил, от такого лакомого кусочка, как Реполка, отказаться был не в силах. Договорились о встрече, обсудили детали, назначили время. Сел я на Балтийском вокзале в гатчинскую электричку, Миша присоединился на Ленинском проспекте, Юру с его машиной мы нашли уже на площади перед Балтийским вокзалом в Гатчине. Тут состоялось наше знакомство, ведь мы видимся с ним впервые. Теперь мы должны взять с собой Серегу, что находится в Новом Учхозе, на даче. Буду за штурмана. Но штурман из меня плохой, в спортивном ориентировании я провалился: дорогу к Сереге я так и не нашел! В результате вместо Нового Учхоза приехали мы в большой жилой микрорайон Мариенбурга. Просторное поле, панельные многоэтажки, коих столько много в Питере, и вот, они теперь появились в Гатчине. Выехали к дорожному указателю, посылающему нас к Киевскому шоссе. Я совсем запутался, ведь Киевское шоссе было в другую сторону от Нового Учхоза! И тогда я принял решение забить на Мариенбург и ехать по волосовской дороге до Войсковиц, а там по бетонке – к Сереге на дачу. Ехали быстро, я же с большущим удовольствием рассматривал пейзажи. За переездом наблюдаю несколько высоких небоскребов – комбикормовый завод, это рядом с ними находится широко известная база запаса Гатчина-Балтийская-Товарная. Потом позвонил Серега: вы где? Мы как раз проезжали дорожный указатель «Парицы», и я огласил наше местоположение. ОК, он сказал, что выходит из дома, будет ждать на том же месте (интересно, на каком?). Теперь уже недалеко осталось, вслед за Парицами появились и Войсковицы. Да, здесь я уже когда-то был, отлично помню! Главное теперь – найти дорогу, уходящую направо. Юра разогнался на своей машине, могли бы и пропустить… Новый Учхоз находится от поворота всего ничего, в пятистах метрах, так что мы проезжаем чуть-чуть, проезжаем мимо памятного танка, наконец, останавливаемся у ворот воинской части, где находится автобусная остановка, где я когда-то ждал Серегу Соколова, где его ждем и сейчас. Ждали долго, потом оказалось, что Серега под местом встречи подразумевал автомобильный выезд со своего садоводства. Но ничего, он увидел нас издалека. Позвонил: я вас вижу, начинайте движение, мы оборачиваемся и видим далекую яркую точку. Теперь все в сборе, движемся по направлении к Реполке. Дорога хорошая, асфальтированная, движение оживленное. На дороге располагается масса населенных пунктов, первым среди них было Елизаветино, где мы должны пересечь железную дорогу, далее ехали по длинной, прямой дороге вплоть до Волосово.

До Извары мы ехали бескрайними полями. Слева оставляем Волосово, на южной окраине которого находятся вышки очередного элеватора. Вскоре мы увидели главную достопримечательность этих мест – железную дорогу Волосово-Реполку. Оказывается, эта железка когда-то была построена от Мшинской до Волосово, отсюда и такое странное название местечка, как 46-й километр или 51-й километр – это, я так понимаю, от Мшинской. Половина железки была разобрана, однако вторая половина, от Реполки до Волосово, еще нарисована на картах Ленинградской области. Когда мы с Серегой ездили в Сланцы, на обратном пути специально смотрели, есть ли ответвление, не разобрана ли железка? Ответвление было, железка не разобрана, однако сегодня мы убедились, что то было только в Волосово – возможно, куцый кусок использовался как подъездной путь, сама дорога до Реполки, очевидно, разобрана. Все, что от нее осталось – это аллея деревьев – чтобы зимой железку не заносило снегом. Вот мы пересекли бывшую железную дорогу, нынешнюю аллею - теперь она оказалась справа от нас. Там все такие же бескрайние поля, далекая синяя полоска леса на горизонте и длинный ряд деревьев, перечеркивающий просторы полей. Потом мы увидели кирпичные развалины Извары. Сначала мне показалось, что это крепость, но чем ближе мы подъезжали, тем больше понимали, что это вовсе не крепость. Они были похожи на печи, и я выдвинул предположение, что они могли быть металлургическими домнами. Извара закончилась, в лесу проехали еще один переезд через железную дорогу Реполка-Волосово, а потом и еще один. И вот мы, наконец, выехали из леса, справа от нас потянулись очередные поля… Серега с Мишей взяли карту и обнаружили, что если мы повернем направо и выедем к реке Лемовже, то сможем увидеть узкоколейку!

Железка ныне разобрана (похоже, что недавно), это видно отчетливо, под ногами следы лежавших когда-то шпал, кое-где еще валяются костыли. Если обернуться назад, можно увидеть широкую просеку и остатки железной дороги. Но самое интересное находится с другой стороны, со стороны реки Лемовжи. Тут до сих пор стоят опоры деревянного моста. На том берегу высокая насыпь, деревянный бык сохранился в хорошем состоянии, с этого берега только гнилые бревна разбросаны. Некоторое время ехали вдоль поймы реки Лемовжи, внимательно смотрели – ведь именно здесь, рядышком с урочищем Кордон Березка, автодорога пересекает самую дорогу Веймарн-Чудово – дорогу, ради которой мы приехали сюда! И мы нашли ее!

Фото 01. Бывшая железная дорога Волосово-Мшинская. Остатки моста через р.Лемовжа

Фото 02. Бывшая железная дорога Волосово-Мшинская

Уж даже не знаю, кто первым ее обнаружил, ведь то был еле видный просвет, уходящая в лес просека. Насыпь была видна отчетливо, по склонам насыпи рос крупный кустарник - он смыкался своей кроной, так что получался этакий тоннель; под ногами между тем росла крапива. Но это насыпь – сто процентов, неоспоримый факт! Прошли еще несколько десятков метров, кустарники начали редеть, насыпь становилась все круче, пока, наконец, мы не увидели ее - речку Лемовжу и остатки стоявших на реке мостов!

Самое интересное в таких путешествиях – это поиски, открытия, загадки, в Реполке же этого не занимать. Когда-то тут проходила железная дорога Веймарн-Чудово, и эти сто метров мы идем по насыпи старой, разобранной еще 50 лет назад, дороги. Выходим к реке Лемовже и наблюдаем старые каменные опоры. Ну разве не загадочно - среди лужских лесов на речушке Лемовже валяются каменные быки? А в самой реке валяется еще деревянный сруб – опора под проходивший здесь мост узкоколейной железной дороги. Прошелся чуть дальше, там располагается урочище Кордон Березка - карта гласит, там тоже что-то было. Юра напоролся на железяку, попробовал ее откопать.

Фото 03, 04. Насыпь железной дороги Веймарн-Чудово близ реки Лемовжа

Фото 05. Остатки деревянного моста узкоколейной железной дороги

 

 

Фото 06, 07. Остатки каменного моста широкой колеи через р.Лемовжа

Фото 08. Река Лемовжа

Теперь мы едем обратно, выезжаем в деревню Сосницы. Тут должен быть мост через Лемовжу, и сразу за мостом должна быть дорога на 46-й километр. То была идущая через поле грунтовка, разбитая тяжелой техникой, тракторами да лесовозами. Сплошные колдобины, ямы – ехать невозможно! Колдобины закончились, качество дороги несколько улучшилось, и мы доехали до шлагбаума, однако же открытого. Там завернули налево, одолели еще двести метров и выехали к площадке лесопогруза.

Перегруз оказался масштабным. Длинный, с несколькими козловыми кранами, с большими деревянными сараями, а та площадка, куда мы вышли, содержала еще ряд кирпичных строений. На площадке валяется кое-что из металлолома, и Серега с Юрой не преминули заметить этот лом и немного пофотографировать. Так как мы находимся на территории предприятия, стараемся вести себя как можно тише – а то еще заметят, будут гонять вохровцы! Да не, кажись не увидели. Да и вообще, перегруз кажется брошенным – вид кирпичного здания оптимизма не внушает, окна зияют черными дырами, где-то бьется кусок полиэтилена. Однако же мы, крадучись, проходим сквозь горы опилок, осматриваемся по сторонам.

Фото 09. Лесоперегруз, урочище 46-й км

А потом снова садимся в машину и едем дальше, теперь уже в Реполку. Деревня оказалась большой. Большие деревянные дома, ряд кирпичных магазинов советской типовой архитектуры, здание Репольской администрации, какие-то щиты с объявлениями. Проезжаем по всей Реполке, деревня заканчивается, и вот мы снова на дороге, несемся вперед. Стоп… Но где-то тут была узкоколейка! Согласно карте, она должна пересекать автодорогу, но мы, должно быть, оставили ее позади себя! Вернулись в деревню, повернули на первую ведущую налево улицу. Ого, а вы знаете, как называется улица? - Железнодорожная! Ну значит, железка уж точно тут находится… Вот мы проезжаем здание, в хозяйственном дворе которого стоит бронетранспортер (!!), сразу за ним дорога заканчивается, а мы утыкаемся в узкоколейку.

Фото 10, 11. Тепловозы ТУ6 в Реполке

Узкоколейка здесь заканчивается, в тупике стоят два ТУ6. Рядом с тепловозами деревянный, очень ветхий сарай, за ним, огороженный таким же ветхим забором, расположена импровизированная нефтебаза. В высокой траве виднеются цистерны, стоит будка для разлива солярки, ну точно как на советских бензозаправках - возможно, оттуда и стащено. Справа наблюдаем полянку, в густой траве прячется состав из торфяных вагонов, слева под высокими елями спрятался пассажирский вагончик. Узкоколейка идет прямо, в темный лес, направо отходит еще один ус, на стрелке стоит маленькая платформа с чурбанчиками. Что ж, ею мы еще займемся, а сейчас давайте пройдемся направо, за кустарники, где находится масса интересного. Небольшое поле, густо усеянное металлоломом. В кустарниках обнаружена перевернутая будка от тепловоза ТУ6, в нее можно забраться, увидеть над головой пульт управления и кой-какие прибитые на панели таблички. На земле валяется много металла, различные шестеренки, отдельные детали. Так хотелось бы найти здесь что-нибудь от узкоколейного паровоза! На стрелке стоит платформа с чурбанчиками, далее, в тупике, расположено несколько вагонов - какая-то теплушка, и разобранный (?) снегоочиститель. Все это стоит в тупике, похоже, уже не один год, так что все это не то что заросло, но срослось с окружающим ландшафтом, проросло насквозь. Тут началось наше любимое занятие, что мы делаем по традиции на всех узкоколейках – толкание узкоколейных вагончиков. Платформа была нагружена лесом, так что гонять его было тяжело, тем более что с одной стороны была горка, и вагончик охотнее катился в одну сторону, чем в другую. Что до торфовозных вагонов, то я прошелся в ту сторону и обнаружил: там был еще один подъездной путь, что мог выходить к складам и магазину. Там, за футбольным полем, действительно располагалось какое-то каменное здание, а просвет сквозь кустарники виден отчетливо и сейчас.

Фото 12 - 16. Узкоколейная железная дорога. Вагоны

Фото 17. Узкоколейная железная дорога в Реполке

Было решено, что Серега садится в машину и едет с Юрой по дороге, мы же с Мишей пройдемся узкоколейкой, выйдем к автодороге и хотя бы приметим то место, где был железнодорожный переезд. Узкоколейка закончилась в считанных метрах от переезда, дальше пошла насыпь приличного качества, по которой была проложена тропинка. Оставили слева от себя последние сараи Реполки, выходим к автодороге. На той стороне дороги находилась пилорама, там большие деревянные сараи, дом, большие кучи опилок. И если залезть на нее, можно увидеть просеку дороги Веймарн-Чудово, уходящую на восток. Но вот Юра подобрал нас, мы уселись в машину и поехали смотреть другие достопримечательности. С Реполкой на сегодня все.

Фото 18. Тут была железная дорога. Насыпь и просека хорошо сохранились

Фото 19. Маленькая пилорама

Фото 20. Реполка

Фото 21. Вид в сторону Дивенской. Отчетливо просматривается просека, где шла железня дорога

Согласно карте, между Сосницами и Изварой должна находиться еще одна узкоколейка, именующая себя гордым названием «51-й километр». Однако же найти ее было ой как непросто! Сложно было найти сам железнодорожный переезд широкой колеи, ведь их тут два! Выехали из Сосниц и приехали в Извару, потом поехали обратно, потом снова назад, пока после долгих поисков не нашли оба переезда широкой колеи, а между ними, посередине, какое-то подозрительно открытое пространство, заросшее бурьяном. Это открытое пространство и было перегрузом бывшей узкоколейки, 51-м километром. Миша говорит, что он что-то дает себя на отсечение, если это не узкоколейка. Миша оказался прав, мы нашли под обочиной лесовозной грунтовки, в болотце, остатки шпал с торчащими из них костылями. Тогда, если пойти по ту сторону дороги, на восток, мы должны будем прийти к лесопогрузу узкоколейки. Да, так оно и оказалось! Большое пустое пространство, кустарники, бурьян, имеется лесовозная грунтовка. Глубоко в кустах находим ряд деревянных сооружений, какие-то платформы, сараи, будки, возвышаются столбы. А вот и наша старая добрая знакомая, широкая колея Реполка-Волосово, она проходит в ста метрах параллельно автодороге.

Фото 22. Урочище 51й километр. Здесь проходила узкоколейная железная дорога

Фото 23. Рядом с лесом проходила железная дорога Волосово-Реполка. Здесь располагался перегруз

Фото 24, 25. А вот и сама железная дорога Волосово-Реполка. Она хорошо различима

Извара мне интересна уже тем, что там находится потрясающий кирпичный комплекс, что мы издали приняли за крепость. Однако же Сереге, сухому железнодорожнику, ничего, кроме железных дорог, не интересно. На карте нарисовано, что к Изваре подходил путь широкой колеи. И хотя широкую колею Реполка-Волосово давно разобрали, может, от подъездного пути что-то осталось? Три высоченных кирпичных домны плюс кирпичная башня, высокая и узкая. Строения сохранились в хорошем состоянии, однако местами основания строений уже начали разваливаться. Зашли в высокую кирпичную башню, внутри увидели лестницу. Увы, забраться наверх нет никакой возможности, как раз нижние лестничные марши отсутствуют. Заглянули и в кирпичные домны. Много песка, на земле валяются отдельные осколки кирпичей. Среди разбитых стен торчат вот-вот готовящиеся обрушиться на голову отдельные кирпичи. За домнами расположена высокая гора шлаков, на ней одиноко ютятся кустарники. Отсюда видим потрясающие виды на волосовские поля, тем более сейчас, в сентябре, когда деревья начали активно желтеть. Но самое интересное – это лесопосадки вдоль бывшей железной дороги Реполка-Волосово - железки нет, а деревья остались, вот они и идут строгой прямой посреди полей Извары…

Фото 26, 27. Извара. Загадочные кирпичные развалины

Фото 28. Волосовские поля. Посреди поля проходит аллея - именно там была железная дорога Волосово-Реполка

Возвращаемся назад, сначала к Волосово, потом по дороге к Войсковицам. Серега все не хотел нас отпускать, он стремился показать нам все здешние достопримечательности. В Елизаветино он пытался показать какую-то церковку. Ехали по булыжникам вдоль длинного бетонного забора, Серега говорит, что эту территорию отгородил себе какой-то новый русский. Странно, что новый русский не отгородил церковку на свой участок, теперь бетонный забор обходит ее стороной, образуя этакий бетонный карман. На церковке когда-то был купол, но он провалился насквозь, так что, разрушенный на тысячи кусков, лежит теперь на боку посередине церкви. Вот Серега показал автодорогу на карьеры в Борках. Доехали до Войсковиц, и прежде чем отправить Серегу на дачу, завернули к военному авиационному заводу, где стоят злобные шлагбаумы и запретные знаки. Серега утверждает, что тут когда-то были предупредительные знаки на китайском языке - увы, сейчас мы ничего не увидели. Посмотрели и памятник танку, остановившемся в Войсковицах колонну немецких танков. Потом довезли Серегу до его дачи, да отправились в путь на Санкт-Петербург.

Фото 29. Разрушенная церковь в Елизаветино

Фото 30. Запретная зона в Войсковицах

Можно было, конечно, ехать напрямик – до Гатчины, там по Киевскому шоссе, но эта идея Юре не понравилась - вечер воскресенья, и дачники возвращаются в Питер, наверняка и Киевское, и Красносельское шоссе забиты. Посему мы решили ехать другим путем, в объезд через Стрельну. И эта поездка оставила во мне неизгладимое впечатление. Что может быть интересней далекой поездки по незнакомым районам? Тем более по гатчинскому и волосовскому районам, где места хорошо обжитые, где много полей, лугов, дорог, деревень и деревенек. Где-то на западе зашло солнце, и некоторое время мы наблюдали солнечный закат, а к Стрельне подъехали уже в сумерках. И еще были большегрузные фуры, и я видел автобусные остановки, на которых стояли толпы людей, и видел желтые питерские маршрутки. И там многочисленные повороты, и чем дальше, тем больше становилось машин, и мы все ехали и ехали, пока не приехали в Стрельну, и не оказались в виду до боли знакомого, родного стрельнинского кирпичного вокзала. Теперь мы уже завернули на Петергофское шоссе, по которому в Питер и понеслись.

(с) Кирилл Н.Кравченко,  http://kirill-kravchenko.narod.ru, 23.03.2007, исправлено 26.12.2008

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz