titel.gif (1954 bytes)

2006-04-27. УЖД Рябово - Пельгорское

Кто был:

Артемий, Кравченко Кирилл

Где были:

Ж.д. станция Рябово, поселок Пельгорское Ленинградской области, узкоколейная железная дорога торфопредприятия Пельгорское

Что видели:

  1. Железнодорожная станция Рябово
  2. Торфозавод Пельгорское
  3. Железнодорожная узкоколейная станция Пельгорское
  4. Торфоразработки

Встретиться мы договорились в 8.40 в Обухово – в 8.48 должна была быть электричка на Любань. Увы, я немного не рассчитал со временем. На сей раз я откровенно лоханулся, а посему приехал только к 8.45. Артем уже у выхода, конечно же, накинулся на меня, обижается, ворчит… Ничего страшного, ведь успели, не так ли? А вот уже и электричка идет (по расписанию!), мы садимся в один из средних вагонов, едем.

Народу в электричке не так уж и много, так что мы занимаем обе скамейки прямо у дверей. Внимательно наблюдаем происходящее в окошко. Вот мы проезжаем Южную ТЭЦ, вот проезжаем путепровод к Металлострою, вот и само депо в Металлострое – оно мне всегда не нравилось, это такая отвратительная коробка, совершенно неэстетичная… А вот гигантское предприятие Ижорских заводов, напротив, вызывает приятные чувства. Длинные заборы, многочисленные цеха, трубы, железные дороги, и все это сильно заросло кустарниками, травами, бурьяном – красотища! В Колпино наблюдали масштабный фронт работ: путейцы укладывают кабель. Длинная канава, в которой сосредоточенно работали несколько сот путейцев. Сразу вспомнились картины строительства железных дорог начала ХХ века с их тысячами рабочих. Работы по прокладке кабеля длились на протяжении нескольких километров, кабель просто положили, а где-то уже и закапывают… Мы едем дальше, а контролеров между тем все нет и нет. Вот проехали Тосно, контролеры обычно ходят от Обухово до Саблино, и чем дальше мы едем, тем больше мне кажется, что их и не будет, тем более что проехали уже Георгиевскую, следующая наша, поезд практически полностью опустел, а ведь черед одну остановку уже и конечная, Любань! И все-таки, проехав Георгиевскую, мы решили побояться их в тамбуре. Там, смотря в окошко, стоя на шухере, и дождались Рябово. Приехали.

Первым делом Артем хочет показать мне болото рядом с железной дорогой. Однако сейчас это болото меня не особо вдохновило – было оно жухлым и неинтересным. Поднялись на платформу, идем к вокзалу. На третьем пути стоит состав из ПМС-88 станции Рябово. Зашли в магазин, где купили стандартный набор: кефир да булку. Засняли также служебный автобус у магазина. А вот здание ДСП перекрасили! Помнится, в прошлом году она поразила меня своим розовым цветом, сейчас же она такая же, как все. Идем к узкоколейке по широкой колее. Колея входит в кривую, наконец, поворачивает перпендикулярно к магистральному московскому ходу, там пересекает автодорогу и уходит к ПМС и лесопогрузу. Когда-то тут были габаритные ворота, теперь их нет, только палки торчат из земли. Справа от нас, за высоким бетонным забором – ПМС-88. Увы, ничего не видно, и что там происходит, можно только догадываться… А вот слева когда-то располагался лесопогруз. Да нет, лесопогруз действует и сейчас, вот только леса тут гора-а-аздо меньше, чем было в прошлом году. Помнится, тогда меня поразили гигантские штабеля кругляка, а сейчас их всего две-три маленькие кучки. В результате открылся вид на пустыри, на находящиеся вдали частные дома Рябово. Пустырь, канава, наполовину утонувшая в луже ржавая бочка, линия электропередач. На сам лесоперегруз мы не пошли, ибо вскорости обнаружили, что к узкоколейке ведет путь широкой колеи, ныне разобранной. Странно, а ведь этого в прошлом году я не замечал! А путь был хороший: с насыпью, с бетонными шпалами… Впрочем, шпалы до сих пор остались лежать в щебне, а вот сквозь накладки кой-где уже начали пробиваться первые цветы мать-и-мачехи. Бывший путь широкой колеи вышел точно к перегрузу УЖД, и вот мы уже в его тупике, осматриваемся.

       

   

Вот он перед нами, торфоперегруз рябовской УЖД. Слева – экспортный завод. Работают. По крайней мере, имеется большая куча торфа, и по площадке разъезжает трактор, ссыпающий своим ковшомт торф в стоящий рядом грузовик. Так значит, действует узкоколейка!.. В тупике у перегруза стоит ряд торфовозных вагонов. Теперь мы забрались в здание перегруза. Спускаемся и по узкоколейке движемся в сторону станции Пельгорская. Места мне знакомые, год назад я здесь был. Сначала будет стрелка, два пути, потом еще одна стрелка, потом кривая вправо, кривая влево, где будет прямой участок, проходящий рядом с высоким бетонным забором ПМС-88. Слева – маленькое озеро, на том берегу которого возвышаются бетонные сооружения железнодорожных цехов и собственно поселок Пельгорское. Обходя это озеро, колея снова поворачивает влево, и там уже выходит на станцию Пельгорская. Однако же на том повороте влево, где УЖД упирается в забор ПМС-88, мы увидели приближающийся к нам ТУ. Артем приготовился делать видак, я же решил ограничиться рядом фотографий. ТУ проезжает мимо, видим – из окошка высовывается счастливая физиономия, улыбка до ушей, машинист размахивает нам руками. И нам приятно за такое отношение :-). Когда мы дойдем до Пельгорского, мы подождем ТУ, он обязательно вернется, там остановится, и вот тогда-то мы точно напросимся к машинисту, вот тогда-то он нас и покатает. Хорошая мысль? А сейчас мы спокойно идем на станцию. Сфоткали озеро и вид на цеха на том берегу. Вошли в кривую влево. Вот и финишная прямая, впереди уже чернеется состав торфовозных вагонов.

         

         

   

Казалось бы, по дороге из Питера на Москву – цивилизация, культура высший класс. А вот поди ж ты, всего в двух километрах от станции Рябово находится станция Пельгорское – где сплошной анахронизм, отсталость, ржавчина и рухлядь. И все это еще работает!! Оно и понятно: все тут ломалось не раз, нового нет и не будет в принципе, а жить-то надо!! Вид Пельгорского конечно, впечатляющ…

В ожидании тепловоза подробно осмотрели кладбище погибшей техники. Тут была узкоколейная цистерна, несколько пассажирских вагонов (внутрь них можно зайти), погибшие ЭСУшки, а еще снегоочиститель. Многие вагоны были открыты (а что их запирать-то, коли уже все порушено?), мы залезли в пасс.вагончик, прошлись, осмотрели его, пофоткали, потом залезли в снегоочиститель. Тут был большой штурвал, его можно покрутить, и тогда крылья снегоочистителя будут двигаться – красотища!! Мы обнаружили, что Пельгорское, к счастью, еще не загнулось, а даже худо-бедно развивается – так, рядом с пасс.платформой лежат штабеля свежих шпал и свернутые новенькие шланги. Еще тут есть т.н. железнодорожный цех, от него куда-то отходит колея – мы ее еще осмотрим сегодня. Горловина станции, разрушенная будка, рядом с ней склад ГСМ. Правильно сделано: привязанной к бочке ГСМ сидит злющая собака, увидевшая нас, бросившая нас олаивать. Убедившись, что она сидит на цепи, мы ее сфотографировали. И вот когда мы заканчивали осмотр металлолома на путях, я обнаружил, что со стороны Рябово к нам едет тепловоз ТУ – тот самый, который мы встретили по пути в Пельгорское!! Приехал наш веселый машинист, мы с Артемом – к нему. Можно с вами? Он ответил: запросто! Подождите только 10 минут, и мы с Артемом еще немного пошастали среди вагонов, но как только услышали звук заведшегося двигателя, заспешили обратно. Машинист заявил, что ему надо ехать на торфоразработки – он может взять с собой и нас. Там мы кантуемся часика два, гуляем, после чего возвращаемся вместе с рабочими на следующем поезде. Мы только за!! Счастливые, залезаем на тепловоз. И вот мы двинулись в сторону болот, и вот тут что-то ломается, машинист чертыхается, орет благим матом, после чего говорит: извините, ребята, покатушки отменяются, тепловоз сломался, я еду в депо. И вместо того, чтобы ехать на болота, он включил реверс, и теперь диким манером, с характерным стуком в двигателе, тепловоз медленно покатился в сторону депо. Там его уже ждали, ворота были открыты, и тепловоз медленно заехал внутрь. Приехав в депо, мы, расстроенные, принялись фоткать металлолом во дворе депошки. И вот мы снова на станции. Продолжаем фоткать подвижной состав и брошенный металлолом на колесах.

           

           

         

Вообще-то нам сказали, что следующий поезд на болота пойдет только через два часа. И уж он-то пойдет обязательно, ибо надо рабочих с болота забрать, домой их отвезти. А мы еще можем погулять. Мы решили пройтись по узкоколейке тем же маршрутом, как я ходил с Соколовым и Семеновым в прошлом году. Дошли до поворота, где когда-то был треугольник, повернули налево. Как и 17 апреля прошлого года, так и сейчас – небо чистейшее, голубое, жарит солнце, дует прохладный ветерок. Снег уже давно растаял, однако в канавах, в болотах полно воды. Лес стоит голым, трава жухлая, все бледно-соломенного цвета, желтое с белым – и деревья, и кустарники, и трава. Сначала надо пройти через лес, потом начнутся канавы. На границе леса – первая канава, потом вторая, где мы немного посидели, перекусили. Затем оставили свои вещи здесь (не на рельсах, конечно – а вдруг тепловоз пойдет!), мы даже решили не прятать их, а просто кинули рядышком с рельсами, да пошли гулять дальше. Карта гласила, что через километр должен быть треугольник и поворот направо, на одну из веток в лес. И мы ее нашли! Действительно, пройдя чуточку вперед, мы обнаружили треугольник. Впереди лес, отчетливо прослеживается просека. Если взглянуть назад, можно увидеть остаток треугольника. Внимательно отфоткав все артефакты и достопримечательности (ах, как это интересно!!), поваленные березы, узкоколейную железную дорогу, мы возвращаемся назад, где оставили наши вещи.

         

           

       

Теперь, вернувшись в Пельгорское и обнаружив, что наш тепловоз все еще стоит на своем месте и никуда не думает уезжать, мы решаем изучить еще одну железку – подъездной путь, что отходит от ж.д.цеха куда-то в сторону. Недлинная дорога, она скоро привела нас к небольшому, но грязному зданию котельной, за которой были натыкани черные от копоти трубы. Железная дорога поднимается на насыпь, там заходит под козырек, где уже стоит несколько торфовозных вагончиков. Рядом с котельной ошивалось несколько подозрительных личностей – особенно подозрительной казалась какая-то женщина, видно, управляющая всем этим хозяйством. Когда мы с Артемом поднялись по насыпи и дошли до котельной, женщина гневно окрикнула нас: «Это еще что за экскурсия?!». Мы с Артемом повернули обратно, попытались из-за угла сфотографировать котельную, но нас и тут засекли. Правда, ничего не сказали.

       

     

Неделей раньше Артем здесь уже успел побывать. Среди рабочих ж.д.цеха Пельгорского он успел завести знакомого железнодорожника :-). Как только мы появились в Пельгорском, мы увидели этого рабочего. Тот был счастлив до невозможности: ах, как хорошо, что вы пришли! И давай к нам, и руки пожимать, и приятные вещи говорить. Сейчас же он приглашает нас к себе в гости, в ж.д.цех. В грязном коридорчике на стене висят кой-какие плакаты на ж.д. тематику. Особенно порадовал один из плакатов. Встречаются два поезда, каждый из них с грузом угля. Два машиниста, за каждым из которых большой состав с углем, переговариваются друг с другом: «Я из Донбасса в Кузбасс!», другой отвечает «А я из Кузбасса в Донбасс!». Плакат забавен само по себе, ну а местные умельцы, рабочие-торфяники переделали его по-своему. «Я с участка в магазин», «А я – из магазина!», «Наливай!». Побывали мы и в жилой комнатушке. Посидели, попили чаю. Подивившись такому гостеприимству и открытости встречавшего нас рабочего, мы сказали ему большое спасибо и вышли на улицу в ожидании оказии до болот.

       

Сидеть тут было неприятно… Дело в том, что мы были как бельмо на глазу, и все про нас все знают, и каждый раз, как мы попадаемся на глаза железнодорожникам, у них все больше накипает праведный гнев: а что это вы тут делаете? А не пошли бы вы вон, а? Машинист, что так весело улыбался нам, когда мы встретили его по пути в Пельгорское, теперь был категорически против нас, а женщина-ДСПшница подозрительно смотрела на нас и переговаривалась с рабочими: а стоит ли брать их с собой, а?? И вот в таких условиях мы просидели минут 20.

Но вот наконец-то это свершилось! Мотор заревел, в кабину залезло четыре человека, ну а мы с Артемом разместились где-то на капоте. Машина двинулась в путь. Ехали примерно час, это где-то 15 километров по раздолбанной узкоколейке – на торфяные поля! В пределах Пельгорского, перед мостом мы знатно разогнались – я аж опешил, уж сколько километров мы тут делаем? Но вот мы поворачиваем, едем по известной мне дороге, проезжаем ту самую канаву, где мы сидели с Артемом, треугольник, до которого мы дошли, а дальше уже началась неизвестная мне дорога. Прямой участок узкоколейки довольно продолжительный, по прямой, наверное, километра четыре, далее снова болото, в котором так живописно стоят черные столбы, затем резкий поворот на 90 градусов налево. Там будет еще несколько километров, после чего мы поворачиваем на 90 градусов направо. И если раньше был березовый подлесок, тут начинаются уже настоящие леса – еловые. Ехать было очень красиво, будто в ярко-зеленом тоннеле. Чуть далее нам стали попадаться стрелки и отдельные расходящиеся в стороны ветки. С нами в ЭСУшке был один мужичок – он на ходу спрыгивал с ЭСУшки, несся вперед, переводил стрелку, а тем временем мы проезжали стрелку и мужик уже догонял нас. Забавное это было зрелище :-). Наконец, прошло уже порядка часа – мы выезжаем на болото.

         

         

       

Здесь торфяные просторы до горизонта, похожие на пашни, по которым ездят трактора, а по краям полей сложены большие горы торфа. И большие просторы вокруг!! Мы сбавляем скорость, едем уже медленней, и тут я замечаю, что на одной из веток слева пристроился маленький пассажирский вагончик. Грязный, замазюканный, с трубой-буржуйкой, он выглядел столь сиротливо посреди торфяных полей! Тут же был треугольник для разъезда, и тут же мы начали маневрировать. То на один путь заедем, то на другой, то на треугольнике повернемся другой стороной, то выедем, то заедем – в конце концов, забрали мы этот вагончик (эх, надо было видео заснять!!), потащили за собой. Едем дальше, и вдруг навстречу нам выезжает такая же ЭСУшка! Мы – на участок, она – с участка. Что делать? Начали маневрировать, тем более что рядом был разъездной треугольник, и мы свернули на этот треугольник, откуда я заснял попавшуюся навстречу ЭСУшку. Куда теперь? Мы свернули с генеральной ветки и несемся куда-то в сторону леса. Оказалось, наша ЭСУ едет как раз к рабочему городку, центру всей этой рабочей деятельности. С какой гордостью я сюда подъезжал! – я все-таки сделал это!, доехал до конца узкоколейки!! Тут большое количество торфяных комбайнов, бульдозеры, трактора, прицепы, многочисленная навесная техника. В лесу стоит несколько более-менее капитальных деревянных домиков, цистерна ГСМ на фундаментах, сараи, будки. Дорог нет в принципе: бивак устроен посреди черного болота на самом торфе. В хаосе разбросаны металлоконструкции, разные железяки, трактора и комбайны. Среди этого хаоса выделяется длинная вереница красных бульдозеров. Выстроенные ровным рядом, они стоят на границе полей, готовые ринуться завтра за новым торфом. Между тем, пока мы медленно проезжали через рабочий городок, оглянувшись назад, мы увидели, что по железке двинулся в сторону Пельгорского состав с торфовозными вагонами. Его вез ТУ, за ним тащилось 5 вагонов с торфом. Он ждал нас у стрелки, пассажирский поезд должен идти вперед товарного. Но вот мы, наконец, остановились у рабочего городка. Несколько минут перекура. Рабочие сели в вагончик, а большая компашка нашей ЭСУ вылезла покурить. Мы с Артемом тоже вылезли размять ножки, ибо за час прогулки рядом с дизелем-тарахтелкой все успело занеметь… Рабочие загрузились в вагончик. Уезжают не все – на полях остается еще много людей, в том числе и охрана.

           

         

         

Перекурили, отдохнули, поехали обратно, в Пельгорское. Мы с Артемом снова залезли на капот, тут и ехали. У стрелки нас пропустил ТУ с торфовозными вагонами – сфоткал его вблизи. И скоро мы приехали в Пельгорское.

           

Наш поезд остановился точно у пасс.платформы, и из вагончика повалил народ. Вышли с Артемом и мы. Сказали спасибо (хотя на всем протяжении пути на нас, конечно, вообще не обращали внимание – смотрели сквозь нас, нас тут и не было!!) и пошли гулять дальше. Еще было время, поэтому мы решили вернуться к мосту через речушку. И вот когда мы вышли к речушке, увидели тот самый ТУ с торфом, что только сейчас возвращается с полей. Сделали несколько хороших снимков, после чего вернулись на станцию. Еще раз отсняв подвижной состав и только что приехавший с полей торф, на этом мы покончили с изучением узкоколейки, вернулись в Рябово и поехали в Питер.

       

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz