titel.gif (1954 bytes)

2006-05-09. Кировск - Орешек

Поезд на Невдубустрой отходит от Ладожского вокзала, вот на Ладожской мы втроем и встретились. Мы – это Артем, Таня и я. На улице полная скукотища, ветка Ладожского вокзала – увы, самая скучная в окрестностях Питера, смотреть тут нечего. Впрочем мы с Артемом, как большие железнодорожники, обязательно найдем какие-либо достопримечательности, вроде незнакомых подъездных путей или отжившей свое техники на базах запаса. А за окном все леса да леса… Но вдруг леса расступились, под насыпь скользнул увитый колючками забор, потом пошел тщательно охраняемый пустырь, а брошенный на другую сторону взгляд выцепил автодорогу… Меня резануло: О ЧЕРТ!! Я спешно достал фотоаппарат, рванул к окошку – только бы успеть включить видео!! Мне повезло – успел. Таня ничего не понимала, однако Артем, тоже было ничего непонимавший, увидев ЕГО, бросился к своему фотоаппарату. Потому что мы уже въехали на мост через Неву, и хотелось заснять это виедо. А когда мост закончился, в видео промелькнула физиономия ВОХР моста :-). Проехали Павлово-на-Неве, скоро будут Горы, подъезжая к которым, мы с Артемом бросились снимать электровоз ВЛ10. Будешь знать, Таня, как ездить с рэйлфанами!! Потом был 45-й километр, а вот уже и Мга. Стояли мы довольно долго, а потом уже поехали в обратный путь, на Невдубстрой. Народу становилось все меньше и меньше, пока уже совсем никого не стало – до Невдубстроя доехали только мы трое. К Невдубстрою у меня особая любовь. Впервые я побывал здесь несколько лет тому назад. Помню, меня особенно поразила ГРЭС-8, шедевр промышленной архитектуры, от которого я остался в полном восторге. И этот вагончик, на котором я катался от Невдубстроя до Кировска, и сам город, и река Нева – но ГРЭС, конечно, вне конкуренции! Вот ради нее я сюда и еду, ну а все остальное уж как получится…

   

Как известно, Невдубстрой находится в двух километрах от собственно города Кировск. Здесь, на пустынной платформе Невдубстроя, напрочь отсутствует народ, электричка пришла пустая. Те десять человек, что еще были в первом вагоне, исчезли – ощущение вообще забавное: множество путей, платформа, кассы, электричка, а мы тут… одни! А где народ? Где кассирша? Где вообще машинисты? Несколько путей, заставленных крытыми товарными вагонами, а вдалеке проглядывается силуэт ГРЭС-8 - зеленые корпуса с рядами черных труб над ТЭЦ, что кто-то на галерее Паровоза ИС потом обзовет горлышками бутылок. Надо сказать, ГРЭС-8 еще заинтересует народ, и даже Д.З. напишет: «Интересная конструкция. Жаль, что не в конкурс». Как я вычитал из Интернета, пассажирское движение на ведомственной ветке Невдубстрой-Кировск закрыто, поэтому нам остается только фотографировать остатки былой роскоши. А ведь я когда-то здесь катался! Сначала мы увидели низенькую платформу, где когда-то садился народ до Кировска. Вот начинается петля – железная дорога направо к ГРЭС, налево от ГРЭС. Обнаружили подъездной путь – проржавевший насквозь, он зарос кустарниками, а рядом стоял такой же заржавевший светофор. Рядом находятся ж.д.мастерские. Очень симпатичное зеленое здание, техника на платформах, торфовозные вагоны, снегоочиститель. Именно тут находится вторая пассажирская платформа, рядом с ней стоит тепловоз ТГМ4-2765, это ведомственный локомотив, принадлежащий ГРЭС-8. Сам вагончик стоят рядом – старенький, ржавый, лично для меня он ничем не выделяется от тех вагонов электрички, где мы только что были. Однако же на форуме этот вагон вызвал живейший интерес – говорят, это был вагон ЭР1. Но вот ГРЭС-8 становится все ближе и ближе. Эти места мне знакомы – вот обитый жестью трубопровод, вот огороды. Зрелище убогое, недавно тут основательно горело. А вот мы пришли к глянцевой картинке ГРЭС-8, где зеленый газончик и шикарный вид на ГРЭС в обрамлении нежно-салатовых березок. Здесь же находится третья пассажирская платформа и тупик для пассажирского движения. Теперь мы решаем подняться на верх насыпи, где есть желание забраться на вышку. Покончив с ГРЭС, мы присели на краешек насыпи и устроили первый пикничок.

         

           

       

Перед нами – река Нева, а там происходит интенсивное движение речных теплоходиков. Одна с лесом, другая с нефтепродуктами, они курсировали одна за другой – видно, мы попали в какой-то урочный судоводительский час. По берегу Невы проходит автодорога, здесь располагается еще несколько строений – здание администрации, а также водозаборная станция. Своим раскрасом и архитектурой они напомнили мне подстанции Волховской ГЭС, что в Питере – оно и понятно, один ведь стиль конструктивизма. Мемориальная табличка: «ГРЭС № 8, первенец 1-ой пятилетки. Построена по инициативе и под непосредственным контролем С.М.Кирова. Сдана в эксплуатацию 27 марта 1933года. Постановлением ЦИК СССР в 1934 году электростанции присвоено имя С. М. Кирова». Когда мы тут стояли, по шоссе в сторону Питера пронеслась процессия старых автомобилей советского периода, процессию замыкала какая-то коляска 20-х годов 20-го века… Видно, был ретро-автопробег, и мы с Артемом, уже державшие фотоаппараты наготове, бросились снимать автопроцессию, причем Артем снимал видео, а я делал снимок за снимком.

       

         

       

Ну а мы идем в сторону Невского пятачка. О «Невском Пятачке» я наслышан, однако никогда здесь не был. Это действительно пятачок – тут не будет и квадратного километра. Пятачок в назидание потомкам оставлен таким, каким он был по окончании боев – как всем хорошо известно, эта небольшая доля Невского Пятачка была обильно полита кровью советских солдат. И сейчас, в начале мая, этот крохотный плацдарм потрясает. Трава еще не успела вырасти, кое-где ее жгли, и это усиливает ощущения поля боя – тут кругом глубокие воронки и окопы – и это по прошествии 60 лет!! Со стороны автодороги ряд памятников. Памятная доска «Невский пятачок», пушка с гвоздичкой в дуле, танк, несколько мемориалов. По краям Невского пятачка стоят дачные участки, выглядывают домики, сарайчики, огородики, а здесь черная выжженая трава вперемешку с песчаными воронками и окопами.

       

       

Но вот мы осмотрели Невский Пятачок, и вот мы вышли на автомобильную дорогу. Время еще есть, и мы решаем ехать в Орешек, смотреть на крепость. Доехали до Кировска, вышли у памятника С. М. Кирову, а так как напротив него располагается более-менее цивилизованный парк на берегу реки Невы, мы прошлись по парку, спустились к Неве. Чтобы доехать до Орешка, раньше я всегда садился здесь на автобус, однако сейчас мы решили пройтись пешком. И это хорошо – я увидел массу достопримечательностей! Так, чуть дальше располагаются большие заводские корпуса завода «Ладога», за ним березовая аллейка, далее еще какие-то недостроенные бетонные корпуса. Небольшой сосновый бор, елочки – очень симпатично.

       

     

Вот таким образом мы добрались до Ладожского моста через Неву. Это автомобильный мост Мурманского шоссе, с одной его стороны виднеется будка охраны. Под мостом находится еще один военный музей – музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Сегодня 9 мая, плюс к тому хорошая весенняя погода, поэтому очевидно, что все военно-патриотические музеи и местечки забиты людьми под завязку. Много людей было на Невском Пятачке, много их и в этом музее. Я многократно слышал, что поисковики в последнее время вытащили со дна Невы несколько танков времен Великой Отечественной войны Так вот, сегодня в честь праздника проходит выставка поднятых танков. Это раритетные экземпляры, делающие честь любому танковому музею, у каждого из них своя табличка, а также море цветов. Артем тут застрял надолго, мало того, что он большой профи по части военной истории, он еще и знаток танков! Ну а мы готовимся зайти в музей. Сейчас тут особенно много народа, поэтому вход только группами. Красивые барельефы на тему блокадного Ленинграда, я их отфоткал все, Артем же с видом истинного знатока изящных искусств заявил, что он снимет только несколько барельефов «с наиболее богатой пластикой». Центральная экспозиция музея – диорама эпизода прорыва блокады. Мы все как будто находимся на высокой наблюдательной точке, откуда открываются панорамы – от Орешка далеко слева до Кировска справа. Какой масштаб, какая красотища!! На тщательно прорисованном горизонте виднеются Синявинские высоты, горит ГРЭС-8 в Кировске, обстреливается Орешек. Экскурсия была интересной: экскусоводша, вооружившись лазерной указкой (интересно, а как экскурсии происходили раньше?) рассказывала о моменте прорыва блокады, час за часом. Она показывала один объект за другим, и ее лазерная указка скользила по диораме. Кроме диорамы, в зале располагались кой-какие фотографии операции по вытаскиванию поисковиками из Невы танков, а также отдельные вещи.

           

         

Но вот мы вынырнули на теплое солнышко и теперь думаем, куда бы податься дальше. Идем к Орешку, опять же пешком, благо что недалеко осталось. Шлиссельбург начинается с памятного знака-кораблика «300 лет». Слева потянулись заброшенные цеха опытного завода, далее последовала серия фотографий открыточного Шлиссельбурга: церковка, Староладожский канал. Между прочим, я обнаружил, что Староладожский канал в каких-то строительных целях пересыпан посередине песчаной дамбой для грузовиков! Я в ужасе!, неужели Староладожский лишили водного протока? Он и раньше цвел, а теперь так тем более!! На пристани нас подхватили ухлые бизнесмены, катающие на своих моторных лодочках. Как оказалось, Таня вообще никогда не была в Орешке, поэтому она и восприняла эти покатушки с таким удовольствием. Она уже было разлеглась на лодке, и, помню, была разочарован, когда Орешек показался сразу же, стоило только обойти дамбу Новоладожского канала. Приплыли, нас снабдили следующими указаниями. Так как час достаточно поздний, то музей в Орешке уже закрыт, и не останется ничего иного, как просто погулять по острову. Однако же теплоходик «Айгюн» уже не ходит (собственно, то был последний его рейс, С острова НА материк, с которым уехали смотрители острова), и единственное, кто может нас свезти на берег, является он, владелец моторной лодки. Поэтому он дал нам свой номер мобильника – де, когда все осмотрите и захотите на берег, позвоните мне, и я приеду. Вау, какие сложности!!

         

     

И вот мы на Ореховом острове. То, что кроме нас тут никого нет, впечатляет :-). А ведь всего-то часов шесть, а на улице ярко светит солнышко, свежо и приятно! Прошли через ворота и сразу же, зайдя на территорию крепости, решили подняться наверх, идем по галарее. С одной стороны тупик, зато можно пройти со второй стороны. Как когда-то, когда мы гуляли еще с Асей, Жанной и Натахой, на этой стороне крепостной стены проводятся реставрационные работы. Работы чрезвычайно медлительны, и сколько уже лет прошло со времен нашего с Жанной посещения, а воз и ныне там. И как тогда, строительную решетку можно спокойно обойти, выйти на тропинку, проходящую по вершине стены и пройтись по крепостной стене. Красотища!! Кстати, отсюда можно забраться на стоящее на территории крепости развалившееся здание. В центре крепости находится разрушенное здание церковки – то, что оно специально оставлено в виде развалины, это понятно. Но в чем смысл той разрушенной кирпичной постройки, что справа от входа, у крепостной стены? Очень добротно полазали по этажам, попрыгали по лестничным площадкам, забрались на первый этаж. Не все входы-выходы перекрыты решетками, так что есть возможность полазить – а это ведь такой кайф!! На территории крепости располагается несколько информационных щитов, разрушенная церковка – памятник защитникам Орешка, а под деревянным настилом какой-то фундамент – большая археологическая достопримечательность. Потом через дверь в стене вышли к Ладожскому озеру, погуляли на той стороне крепостной стены. А потом началось самое интересное – мы зашли в цитадель крепости, чтобы забраться там в крепостные подземелья. Большинство входов и выходов было занесено решетками, однако мы нашли где-то на верхушке крепостной стены вход и смогли залезть в него. Среди темноты мы увидели разрушенную лестницу, ведущую в подвал. Спустились в самый низ, это был фундамент стоящей на углу башни, тут было темно, сыро и совершенно ничего интересного.

             

             

           

             

   

На этом мы закончили осмотр Орешка. По крепости бродило еще несколько людей, ну а мы вышли на пристань. Я позвонил по оставленному мне номеру телефона. Бесполезно – номер был вне зоны действия сети, чему был удивлен… Неужели нас тут оставят ночевать? Но нет, хоть не тот самый, но другой бизнесмен с моторной лодкой был уже здесь, он захватил нас с собой и по нашей просьбе перекинул нас на тот берег Невы, к городку Петрокрепость. Впервые в своей жизни я оказался в Петрокрепости, а тут были свои достопримечательности и много чего хотелось посмотреть. Но время было позднее, надо было садиться на электричку и ехать в Питер. Со временем народу становилось все больше – еще бы, ведь выходной день, народ с дач едет в город. Погода шикарная, но мы, усталые, но довольные таким насыщенным днем, возвращаемся в Питер. Все трое решили выйти на Кушелевке.

       

А сколько интересных вещей увидели, даже не перечесть!! Станция Невдубстрой, ГРЭС-8, Невский Пятачок, диорама под Ладожским мостом, Орешек – сколько достопримечательностей всего за один день! Классно!!!

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz