titel.gif (1954 bytes)

2006-05-12. Дамба

Дамба интересовала меня всегда. Впервые я увидел ее в тот далекий 1993 год, когда мы ездили на автобусную экскурсию в Кронштадт. Я был потрясен, я был шокирован… А потом еще на протяжении как минимум десяти лет все оставалось в таком же состоянии колоссальных масштабов заброшенной стройки. Потом сюда многократно приезжали киношники, здесь были сняты фильмы и видеоклипы. Будто прошла третья мировая война, будто вымерли все люди, и как в фильме «Кин-Дза-Дза» осталась лишь песчаная пустыня с торчащими посреди гор выженного песка циклопическими сооружениями, вышками, трубами, горами камней, взмывающими в небо металлоконструкциями… Поэтому неудивительно, что уже в 1998 году, только заполучив в свои руки фотоаппарат, я сразу же рванул гулять по дамбе. Тогда мне фотографии не понравились, я даже немного расстроился, однако сейчас я отчетливо понимаю, что снимки-то исторические, ведь 1998 год – это год разрухи 90-х, и на фотографиях видно, как все это выглядело тогда, раньше. Потом я еще несколько раз пытался повторить этот подвиг. И оба раза не вышло – я ограничился лишь прогулкой до первого форта и возвращался назад. Между тем в СМИ начали интенсивно говорить, что возобновлено строительство дамбы. То, что в Питере сейчас крутятся большие деньги – несомненно: КАД, дамба, вантовый мост – тому ярчайшие примеры. Стоявшая десять лет хроническим недостроем дамба, похоже, наконец-то будет построена. Услышав это, я не на шутку взволновался. Вот построят ее, и куда я тогда буду ездить, что фотографировать? Надо торопиться, иначе уже ничего не застану. В путь!

Все началось со Старой Деревни, куда я приехал на маршрутке. Ожидалось, что я сяду на электричку и доеду до платформы Горская. Учитывая опыт прошлых путешествий по дамбе, теперь я не буду тратить время на изучение близлежащих окрестностей и промзон, ибо переход по дамбе и так очень длинный, и мне не следует тратить силы, энергию и время, а платформа Горская находится точнехонько под путепроводом КАД. Однако расписание не радует: оказывается, я попал в самый центр дневного застоя, электричек нет и не будет, причем очень-очень долгое время, кажется даже, часа два. Так что же делать? Я, глубоко вздохнув, побрел на маршрутку на Сестрорецк. Газель неслась на большой скорости, а за окошком неслись знакомые пейзажи – вот путепровод на Лисьем Носу, вот мы поднимаемся в горочку, вот отсюда уже можно наблюдать дамбу…

Здешняя развязка КАД была построена достаточно давно; она была первой среди себе подобных и существовала уже в 2002 году. Отмечу только, что в 90-х годах въезд на территорию дамбы проходил через промзону. К счастью (еще какому!) в 1998 году я прошелся промышленной автодорогой, где был сделан ряд ценнейших снимков. Но прежде чем направиться к промзоне, я решил, коли уж нахожусь здесь, щелкнуть несколько кадров платформы Горская. Платформа находится точнехонько под путепроводом КАД, рядом стоит указатель «Санкт-Петербург. Ленинград – горой-герой». Непонятно только, почему этот знак торчит именно здесь, ведь здесь не проходит никаких административных границ. Одна граница города проходит в Зеленогорске, другая – непосредственно в Ольгино. Но почему этот знак торчит именно здесь? – удивило! Но вернемся к платформе Горская. Маленькое деревянное зеленоватое здание ныне не выполняет никаких функций. Окна заколочены фанерными щитами, здание законсервировано. В стоящем рядом еще одном типовом ж.д. здании ныне размещается магазин. Теперь я внимательнейшим образом изучаю развязку. Эти белые ворота, сквозь которые проезжает автотранспорт, смотрятся чертовски симпатично. Развязка в двух уровнях, сбоку висят круглые лесенки для прохода пассажиров, через дороги перекинуты такие прикольные металлические фермы.

Но вот я, собственно, поднялся наверх. С тех пор, как я шастал здесь в последний раз, здесь произошли большие изменения. Главное из них то, что построен кусок КАД от развязки к первому из водопропускных сооружений. Я еще помню, как, пытаясь выбраться к шоссе, пошел через камышовое болото. Но в следующий раз, помнится, тут уже был песок. Но болота и песчаные пустыни – все это в прошлом, сейчас тут раскинулась высокая насыпь, с высоты которой можно фоткать развалины промзоны. Я прошелся по этой дороге КАД и остался доволен качеством – так состоялось мое первое знакомство с новой достопримечательностью Питера. Сразу же спустился вниз и перешел на технологическую автодорогу через промзону. Ух ты, какая ностальгия!! Только, в отличие от старых времен, сейчас тут все основательно прибрано и благоустроено, такой был хаос, а теперь… С дорогой что-то произошло – положили асфальт, благоустроили, поставили заборчики; используется она достаточно активно – ездит масса строительной техники – дамба-то, не врут, строится! Забрался на насыпь ж.д. подъездного пути, немного прошелся, наткнулся на ряд щебеночных заводов, после чего уже вконец вылез к первому водопропускному сооружению.

         

         

     

Первое водопропускное сооружение – пожалуй, единственное, где хоть как-то теплилась жизнь. Вообще, замечено, что фронт работ идет от Горской, а потому чем дальше от Горской, тем слабее шевеление. То, что на первом водопропускном что-то делают, я видел и раньше – в частности, оклепали чем-то синим, выглядит красиво! Потом оказалось, что этим все дело и ограничились. Но сейчас работа кипит: достроили мост, ставят столбы освещения. Само сооружение обнесли забором, висят информационные щиты, на верхушке сооружения стоят самосвалы, бегают трактора, экскаваторы, и десятки рабочих орудуют сварочными аппаратами. Но прежде чем пройти через первое водопропускное сооружение, я спустился рядышком к Финскому заливу, туда, где всегда находил самые шикарные картины разрухи… Помнится, как-то давным давно я фотографировал здесь брошенный экскаватор с вороной, а до этого видел троллейбус ;-). Так вот, идут работы и здесь. Какие же тут были картины!! – но, увы!, горы срезали, впадины засыпали, весь металлолом собрали, и вниз под дамбу даже накатана колея, по которой беспрестанно носятся самосвалы с щебенкой и песком, копаются экскаваторы и бульдозеры.

       

       

И вот я нахожусь на дамбе. Здесь все, как раньше – технологическая дорога идет по низу, в то время как на самой дамбе не происходит ничего значительного. Однако именно здесь вскоре и пойдет скоростная автодорога. Со стороны моря дамба отгорожена бетонными плитами, они выложены сплошным белым поребриком. Обратил внимание, что провода на одной из ЛЭП обрезаны, позже я буду наблюдать эту картину неоднократно. Возможно, это связано с тем, что технологическую ЛЭП будут убирать, а электричество проведут по специально построенной ЛЭП или по кабелю. А ведь эта дамба не кажется такой покинутой, как раньше! Время от времени появляются люди. Так, чуть дальше я обнаружил оставленный экскаватор, рядом лежал поваленный столб. Далее обнаружил два большегрузных самосвала, а вот я уже и до первого форта добрался.

         

Когда несколько лет тому назад заговорили о дамбе, я, помню, проехался по ней в автобусе и был обескуражен: позвольте, но вы же говорили, что работа началась! А ничего подобного и не наблюдалось, как было, так и осталось… И вот теперь я вижу совершенно обратное: РАБОТА, самая настоящая, оживленная, причем на протяжении всей дамбы до Кронштадта! Работа идет вовсю, на каждом километре, и везде экскаваторы, бульдозеры, самосвалы. Они меня особенно заинтересовали – большегрузные, каких в городе не увидишь, заваленные камнями в метр диаметром, они были самым частым видом автотранспорта на дамбе. На крупных стройках идет активная земляная работа.

Вот я дошел до первого форта. Мимо брошенной трансформаторной подстанции перебираюсь на островок. Пробраться на форт можно без проблем, и, похоже, до меня тут уже побывали толпы. И, как всегда, все превращено в туалет :-(. Да и смотреть тут нечего – два-три соединенных между собой каземата, и все. На верхушке форта заснял пару дзотов и бетонных окопов, а также площадки, где некогда стояли артиллерийские орудия. Залез внутрь, там оказалось поинтереснее. Обратил внимание, что на волнорезах, окружающих форт, больше нет затопленного судна! Видно, в процессе строительства железяку разрезали и вывезли. Надо же, какое благоустройство прилегающих окрестностей!

           

Теперь я выбираюсь к автодороге и выхожу ко второму водопропускному сооружению. Ведутся земляные работы – на подъезде к затвору расположен парк самосвалов, работает экскаватор. Однако работы на затворе не ведутся - сооружение завтора еще не оклепали синими щитами, но его уже обнесли синим забором, за которым почему-то не видно никаких подвижек. Спустился к Финскому заливу, заснял вид на второй форт, и вот я, наконец, добрался до третьего водопропускного сооружения. Его тоже обнесли забором, и тоже не видно особых подвижек. Засняв еще несколько фортов, я выбрался на следующую дамбу. Этот кусок особенно интересен, потому что здесь располагаются наиболее циклопические сооружения всей дамбы – судопропускные сооружения С-2.

         

     

Мне повезло – в далеком 1998 году я еще застал малое судопропускное сооружение, под которым должны были проходить маломерные суда. Это впечатляющее сооружение, увы, было взорвано и снесено. А жаль, это был такой колорит!! Сейчас от него не осталось даже напоминания :-(. Некоторое время на том месте стояли разрушенные опоры моста (мне еще удалось их сфотографировать), однако сейчас нет ни опор, ни песчаной насыпи, ведущей на мост. Работы тут много, куда не кинь взгляд – везде строительная техника. Пока еще идет работа над котлованом, автотранспорт идет по объездной технологической дороге. В котловане развернулось бурное строительство: поставили бетонные заводики, над котлованом вырос лес башенных кранов, вся площадка покрылась красно-оранжевым цветом строительной техники и касок. Сам котлован наконец-то огородили сетчатым забором. Какой размах!! – краны, самосвалы, трубы. Сделав ряд прощальных снимков этого завораживающего зрелища, я повернул к очередному форту. Я тогда еще не знал, что увижу эти красоты в последний раз… Когда в 2007 году я съезжу в Кронштадт, мы будем ехать уже по открытому мосту.

         

         

         

Ну а сейчас я на форте. Он сохранился лучше первого форта у берега Горской, тут и сейчас есть что пофотографировать - похоже, сюда, в отличие от шпаны Горской, заглядывает меньше людей. Интерьеры казметов сохранились более полно, обоженный кирпич, своды казематов, в которых на удивление мало мусора. … Отсюда уже открывается шикарный вид на Кронштадт, на его Морской Собор, на строения. Любо-дорого наблюдать, как аккуратно обнесено забором место стройки моста через С2. Песочек точно процедили сквозь ситечко. А по эту сторону чистенького строительства находится форт – грязный, заляпанный, разрушенный. Неприятное соседство :-(.

       

       

Я уделил этому форту достаточно много внимания, а теперь пора идти в Кронштадт. Еще одна дамба до последнего из водопропускных сооружений. Сюда пока еще не добрался рабочий люд, можно насладиться той дамбой, какой она была раньше. Вот одинокая трансформаторная будка рядом со столбом, километровый знак. Вот я прохожу последнее из водопропускных сооружений. Так как фронт работ идет из Горской, то этому сооружению всегда не везло. Однако сейчас работа докатилась и до него – начали клепать синим штуковины затворы, а на подъездах к сооружению застряли большегрузные самосвалы. Затвор уже обнесен забором и там начались строительные подвижки. Ну а я побрел дальше, скоро уже Кронштадт. Со стороны острова мы наблюдаем цветение воды, весной это выглядит отвратительно – сухой жухлый камыш, заросший залив. На песчаной дамбе появилось большое количество металлических каркасов, которые потом будут заполнять бетоном. Кто-то варил смолу, от него поднимался густой черный дым, видный издалека. Ближе к Кронштадту идут особенно активные земляные работы, бульдозеры гоняют уже у кронштадтского путепровода, ведутся крупные работы.
Вот так я добрался до путепровода. Путешествие окончено. Казалось бы, теперь надо добраться до центра Кронштадта, там сесть на автобус, да доехать до Питера. Однако оказалось, что в автобус можно сесть и тут, при повороте на дамбу. Мне повезло – подошел автобус, остановился, и я вместе с несколькими человеками сел и отправился в Питер.

         

           

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz