2006-05-27. Кировский завод

Фото 01. Если кто был на станции метро "Кировский завод", видел металлургические цеха Кировского завода, выходящие на проспект Стачек

Кировский (бывший Путиловский) завод недаром считается флагманом питерской и всей российской тяжелой промышленности. Хотя, по правде сказать, есть заводы и побольше Кировского, и потяжелее производством, но Кировский неизменно превосходит все заводы по своему оснащению, кадрам, да наконец - по своей истории! История завода неизменно связана с историей России. Совершенно очевидно (и я готов поспорить по этому поводу), какой бы вы учебник по отечественно истории вы не открыли, там обязательно будет упомянут этот завод, и наверняка не раз. Какому еще предприятию уготована такая участь? Пожалуй, это самое известное и прославленное из предприятий страны.

Гигант отечественной индустриии Путиловский (Кировский) завод имеет двухсотлетнюю историю, богатую новаторскими достижениями, трудовыми подвигами, участием в революционных событиях. Завод был основан указом императора Павла I в 1801 году по предложению выдающегося деятеля эпохи начала индустриализации России, выходца из Англии Чарльза Гаскойна. Тогда же на собственную дачу Гаскойна, находившуюся на Петергофской дороге, был переведен литейный завод. Наиболее яркие страницы дореволюционной истории предприятия связаны с именем талантливого инженера и организатора Николая Ивановича Путилова, который купил у казны разорившийся завод в 1868 году и в короткие сроки наладил на нем новое многоотраслевое производство. Самым выгодным производством времени промышленной революции было паровозостроение и судостроение. Именно здесь, на Путиловском заводе, строились вагоны и локомотивы (здесь был создан самый мощный отечественный локомотив серии "М"), в больших количествах выпускались рельсы. На собственной, Путиловской верфи (ныне это "Северная верфь") был построен смый быстрый для того времени эскадренный миноносец "Новик". Работали оружейные мастерские. Перед Первой Мировой войной на заводе вступила в строй башенная мастерская, строившая орудия для линкоров Балтийского флота. Здесь же выпускалась самая легкая пушка "образца 1902 года". До времен индустриального перелома, совершенного Сталиным в 20-х - 30-х годах, Путиловский (с 1934 года Кировский) завод был самым главным и передовым заводом Российской империи. В 1924 году на заводе был выпущен первый русский трактор "Фордзон-Кировец". Появление первого трактора предопределило судьбу завода, отныне он стал считаться главным тракторным заводом СССР.

Во время ленинградской блокады для Кировского завода, как и для всего осажденного Ленинграда, настали трудные времена. Часть тракторного производства завода была эвакуирована в Челябинск, где образовался всем известный "Челябинский тракторный завод". Оставшимся работать на заводе предстояло перенести тяжелейшие 900 дней блокады. Линия фронта находилась от завода всего в ЧЕТЫРЕХ километрах, до нее можно было доехать на трамвае (если бы, конечно, было электричество). В тяжелейших условиях отсутствия света, тепла, при жутких морозах и голода зимы 1941/1942, в условиях артобстрела прямой видимости фронта, здесь продолжали работу, изготавливали боеприпасы, ремонтировали танки. Выезжающие из цехов, танки прямым ходом отправлялись на передовую.

В советские времена на заводе продолжалось разворачивание тракторной программы. На свет появился всем известный трактор "Кировец", как любила хвастать советская пропаганда, самый мощный и самый большой трактор в мире. На заводе было развернуто также и турбинное производство. Ленинград, а ныне и Петербург вообще славится тяжелым энергомашиностроением, у нас сосредоточены такие гиганты, как "Ижорский завод", "Металлический завод", "Электросила". Теперь со своим трубинным производством к ним присоединился и "Кировский завод". Однако, в отличие от других предприятий, у завода есть собственный выход к Финскому заливу. Это огромное преимущество: при строительстве турбин большую проблему вызывает их транспортировка, с чем неоднократно сталкивается "Ижорский завод". Однако у Кировского завода есть свой собственный причал, а раньше еще были и специальные баржи, по которым готовые турбины доставлялись морем в любую точку земного шара. В основном тут работали на военных, строили турбины для современных подводных лодок, позже стали работать и на экспорт, в Индию и Китай. Наконец, третье производство Кировского завода было посвящено танкам. На заводе существует крупное танковое КБ и соответствующие промышленные мощности. В 1955-1958 годах на Кировском заводе под руководством известного танкостроителя Котина был построен первый в СССР тяжелый танк с газотурбинным двигателем Т-80.

Кировский завод состоит из четырех крупных производств: это металлургия, тракторостроение, турбиностроение и танкостроение. В последние годы, очевидно, промышленность развалилась, однако Кировский завод, к счастью, держится. Конечно, не шикует, но и банкротом себя никак не считает. Кировский завод - это объединение, по сути, двух десятков крупных производств. Тракторов "Кировец" сейчас уже никто не выпускает, однако на основе имеющихся мощностей налажен выпуск маленьких тракторов, многочисленной сельскохозяйственной техники, комбайнов. Завод берется за любые заказы, связанные с постройкой тяжелой техники типа "вездеходов". Тут строят технику для геологов, нефтяников, газовиков, строительную технику, вездеходы. Недавно был налажен выпуск броневиков для инкассаторов, время от времени завод пробует себя в постройке и автомобилей. Турбины сейчас тоже никто не строит, поэтому турбинное производство распалось на десяток энергомашиностроительных производств, выпускающих весь возможный ассортимент: насосы, компрессоры, воздуходувки... Танковым производством никто,  очевидно, не занимается... Наконец, самое прибыльное производство Кировского завода - это металлургия, по сути, она и вытягивает все предприятие из долгов. На заводе выплавляют сталь разных марок и катают прокат самого разного сортамента. Завод имеет многочисленные филиалы. Среди них - филиал Кировского завода в городе Тихвин, по сути, самое главное, городообразующее предприятие Тихвина. Наконец, в Горелово, предместье Питера, располагается танковое КБ и танковый полигон. В последнее время начали циркулировать слухи о строительстве в Горелово нового металлургического комплекса.

Фото 02. Гордость Кировского завода - трактор "Кировец". Последний из оставшихся могикан

Что, пожалуй, больше всего потрясает при входе на завод со стороны центральной проходной, так его удивительная чистота и ухоженность. В сознании людей завод обычно ассоциируется с нечто грязным, вонючим, где среди луж мазута и солярки валяются многочисленные шестеренки, гайки, болты, и над всем этим еще свешиваются перебитые трубопроводы... Минуточки, все это мы еще увидим! А пока что мы идем по главной заводской улице от центральной проходной и до центральной площади с памятником Ленину. На площади находится заводская администрация. Это - парадная часть Кировского завода. Как раньше, так и сейчас на завод приезжают многочисленные высокопоставленные лица, президенты, мэры и вице-мэры. Им нужно показать красивый и чистенький заводик, а потенциальным инвесторам еще и преуспевающий. Главная заводская улица категорически непохожа на заводскую: кругом чистые фасады, аккуратные газоны, подстриженные деревца, аллеи, миниатюрные заборчики. На проезжей части свежая дорожная разметка, пешеходные переходы, на тротуарах дорожные знаки. Вдоль тротуаров стоят щиты с довольными директорами и улыбающимися кировцами. По главной дороге доезжаем до конца, поворачиваем направо, где будет располагаться центральная заводская площадь. Здесь находится администрация, во время больших заводских торжеств народ собирается вокруг памятника Ленину и внимательно слушает выступающих с трибуны. Обязательный атрибут - Ленин. Тут есть большой памятник, по зданиям развешаны многочисленные мемориальные доски. Кругом аккуратные деревца и подстриженные газончики. Работают магазины, открыты ларьки.

              

Фото 03, 04. Центральная заводская улица
Фото 05, 06. А вот и центральная площадь. Заводская администрация
Фото 07. Пустая площадь. Памятник Ленину
Фото 08. После таинственной смерти генерального директора Кировского завода Петра Семененко в 2005 году, его место директора занял его сын, Георгией Семененко. На этой растяжке написано, что он думает о своем родном заводе

        

Фото 09. На этом рекламном щите директор "Петербургского тракторного завода" рассказывает, какие замечательные у него делаются трактора
Фото 10. Еще одна улочка Кировского завода. Тут еще наличествует разметка
Фото 11. А еще тут есть научно-техническая библиотека. Ей отведено целое здание
Фото 12. А это бензоколонка. Пожалуй, ее надо заснять: ведь это настоящая советская бензоколонка, где вы такую теперь найдете?!

Ну раз уж мы коснулись памятников, давайте пройдемся по ним подробнее. Самый главный памятник, очевидно, памятник Ленину. Он находится на центральной площади у здания заводоуправления. Второй памятник Ленину находится у т.н. цеха МХ-18, той самой башенной мастерской, о которой я еще буду очень много говорить. Сказать по правде, эта голова мне нравится гораздо больше всяких памятников. Посреди буйной зелени, окаймленный красными щитами, памятник смотрится удивительно красиво. Ленину посвящено также несколько мемориальных досок. Все они сводятся к тому, что тут был Ленин, так, проезжал мимолетом, спросил, как дела, да уехал обратно. И ему сразу поставили памятник. Как же, не абы кто спросил, но ведь сам ЛЕНИН!! Не верите? - почитайте мемориальные доски сами. На территории завода, напротив здания танкового КБ, находится танк-памятник. Памятник посвящен танкостроителям-кировцам, работавшим на заводе во время блокады. Рядышком в маленьком сквере находится бюст великого кировца-танкостроителя Котина. На заводе находится еще ряд памятников, посвященных погибшим во время Великой Отечественной. Один из них был поставлен совсем недавно. Надпись гласит, что на этом самом месте силами кировцев был построен укрепленный пункт второй линии обороны Ленинграда. Сейчас он находится в самом центре завода.

Фото 13. Голова вождя мирового пролетариата В.И.Ленина

              

        

Фото 14-23. А это все памятники :-). Я вообще обожаю всякие памятники и памятные места, вот и фоткаю их всех подряд

Обратимся теперь к самому заводу. Честно говоря, не особо впечатляет. Если хотите увидеть настоящие индустриальные пейзажи, поезжайте на какой-нибудь нефтеперерабатывающий, химический или крупный металлургический комплекс. Вот там вы увидети паутины трубопроводов, металлоконструкции, лес труб, горящие факелы. Здесь нет, увы, ни того, ни другого, ни третьего. Кировский завод - завод машиностроительный, и он не нуждается ни в каких "атрибутах" современных заводов. Тут, по сути, не нужны дымовые трубы, паропроводы и даже железные дороги - все производство заключается в одном-единственном прямоугольном бетонном здании, совершенно неинтереным с архитектурной точки зрения. Это просто цех, один-единственный (но зато какой!), в котором заключено все производство целого завода. До революции тут были свои кирпичные сооружения, потом появились новые. Со временем завод активно реконструировался, сносились старые здания, строились новые. Все, что не было снесено, было перепрофилировано, иногда просто ипользовано как подпорная стенка для нововозведенных цехов. Поэтому время от времени можно увидеть потрясающие картины взметнувшихся ввысь небоскребов самых разных лет постройки. Они лепятся друг к другу, теснятся, надстраиваются, расширяются, и в результате, по сути, получается одно-единственное здание, просто с разными фасадами. При взгляде извне особенно бросается в глаза эта чудовищная какафония, этот жуткий архитектурный хаос разных форм, стилей и направлений. И ведь это все - один-единственный цех! Ну а если цех строят заново, то строят, очевидно, очередную бетонную коробку (но зато очень большую и высокую!). Все коммуникации к ней подведены под землей, дымовые трубы ей не нужны, вот мы и получаем чистый газончик, асфальтовые дорожки, и большое бетонно-стеклянное сооружение очередного цеха. Парадная часть завода, выходящая к проспекту Стачек и главной заводской улице, именно так и устроена. Другое дело задняя часть завода, выходящяя к реке Екатрингофке, Морскому порту и Северной верфи. Здесь когда-то находились склады, танковое и турбинное производства, и сейчас все это пришло в жуткий упадок. Здесь мы можем наблюдать самые настоящие развалины, многочисленные разрушенные здания, и, самое главное - гигантскую машиностроительную свалку. Машиностроительную, потому что в отличие от бытовой свалки с выброшенными газовыми плитами, книжками, помидорами, дурно пахнущими бутылками, на этой свалке вы просто будете погребены горами металлической стружки. В целом же завод оставляет чувство аккуратного, ухоженного завода, просто состоящего из ряда отдельных прямоугольных зданий, ничем не выказывающих своего назначения. Вокруг них газоны, разбивают клумбы, сажают деревья - ну настоящий сад получается!

              

Фото 24. Градирня
Фото 25, 26. Вот так выглядит обычная улочка Кировского завода. Это прокатный стан
Фото 27. Впереди - завод "Атомэнерго"
Фото 28. Модельный цех. Справа - турбинка
Фото 29. Справа - "Атомэнерго", впереди - турбинка

        

Фото 30-33. Просто заводские улочки. Наслаждайтесь пейзажами

Все бы ничего, не был этот завод заводом, и ничего бы о нем не напоминало, если бы не железные дороги. Всякий завод имеет подъездные пути, но Кировский - особенно... Когда-то тут был паровозостроительный завод, да и сейчас тут от недостатка заказов хватаются за любую работу, в том числе и за ремонт локомотивов и вагонов. На заводе есть своя собственная железнодорожная станция Пущино, есть также свое собственное депо. В каждый из цехов завода обязательно ведет своя ветка, а так как цехов тут много, а цеха большие, то в каждый из них ведет по несколько веток, причем с самых разных сторон. Вот мы и получаем то, что мы получаем: концентрация железных дорог на заводе невероятна большая. Встав в любом заводе завода, можно увидеть вокруг себя по крайней мере три-четыре ветки и несколько ручных стрелок. Посмотрев на любую из фототографий этого фотоотчета, вы не найдете НИ ОДНОЙ фотографии без железных дорог. И вовсе не потому, что я, как большой ж.д.любитель, старался заснять их при любой возможности. Вовсе нет, просто там от них никуда не деться! Их концентрация на заводе неимоверно высока. Вкупе с уже описанными ранее газончиками и аккуратными зданиями это вызывает иногда потрясающие картинки. Вы только представьте: завод ничем себя не выказывает, на вид это обычная улица (между прочим, выложенная булыжником), теннистая аллея, аккуратно подстриженные деревья, за деревьями - кирпичные многоэтажные здания конструкторских бюро, библиотека, и тут же под окнами, вдоль аллеи тянется железная дорога, под окнами торчат цистерны, платформы с ломом, с железными стружками, опилками. Железные дороги опутили завод густой паутиной, я никогда не мог в них разобраться, ибо там есть такие места, где я в пределах сотни метров впереди себя видел по десять веток, пересекающих автодорогу. Некоторые сразу же заканчивались тупиком, другие виляли зигзагами, проходили тоннелями сквозь здания, шли вдоль дорог, по дорогам, вместо дорог, проходили многочисленные стрелки, примыкания, ответвления, смыкались с другими железками. Естественно, при такой концентрации железных дорог устраивать на автодорогах хоть какую-то сигнализацию просто бесполезно. Ее тут и нет. К счастью (или к несчастью?) вся эта железная дорога не используется. Завод, работавший раньше на турбины и на "Кировцы", переориентировался на гораздо более мелкое производство. Железная дорога тут оказалась не нужна. Правда, кировская железка еще не умерла. На заводе живо (более того, процветает) металлургическое производство, коей железная дорога нужна как воздух (она является необходимым элементом технологического процесса). Наконец, со стороны Финского залива в этом году был построен нефтяной терминал. А так как сортировочный парк к нему еще не построили, для отстоят нефтеналивных составов были использованы резервы завода. Теперь всевозможные пути оказались забиты цистернами. Впрочем, и без них заводские пути никогда раньше не пустовали. В ведении завода находится потрясающее количество вагонов. А так как путей у него тоже много, вагоны можно куда-нибудь спрятать. А потом потерять. В многочисленных тупиках, да просто на путях завода находятся многие десятки потерянных вагонов. Потерянные потому, что я наблюдаю их на одном и том же месте вот уже пять лет. Стоят ржавые цистерны (на них так и написано - металлолом), стоят платформы, развороченные полувагоны, многочисленные металлургические специализированные вагоны. Большинство из них завалено металлическим хламом, с горкой навалены горы всякого лома, проката, стружки, бракованных изложниц. Все это и теряется на просторах Кировского завода. И ведь вагон необязательно ставить в тупик, оказывается, его просто можно потерять где-то на середине подъездного пути к одному из цехов. А в двух метрах от него поставить еще один вагон. А на соседний путь - еще один, благо что железнодорожное развитие позволяет маневрировать среди таких мин и проезжать по свободному пути. Меня постоянно поражала эта непрактичность: разве нельзя было весь хлам собрать в один состав, да затолкнуть его в самый дальний тупик? А так одинокие вагоны стоят где попало и как попало. Многие из них уже и не вытащишь, пути перед ним завалены шпалами, стоят другие вагоны, сломалась стрелка. Некоторые вагоны уже проросли деревцами. Поискать среди таких вагонов - такие раритеты найдешь! На подъездных путях металлургического предприятия валяется множество шлаковозов (как целых, так и сломанных), тележек с изложницами, специализированных вагонов, названия которым я, увы, не знаю... Большим открытием этого года стало для меня открытие в одном из тупиков старинной двухосной цистерны. На ее торце надпись: Дебрецен, Венгрия.

           

              

           

        

Фото 34 - 53. Тупики и вагоны

Но давайте немного отвлечемся от железных дорог и обратим внимание на промышленную архитектуру завода. Увы (и это очень большое увы!), в советские времена были снесены практически все дореволюционные заводские постройки. Чертовски досадно, ведь среди них было немало оригинальных инженерно-технических сооружений, сыгравших немаловажную роль в отечественном промышленном строительстве. Однако самый главный памятник промышленной архитектуры, т.н. цех МХ-18 на заводе сохранился :-). Это сооружение башенной мастерской, где производилась сборка башен главного калибра для судов Российского флота. Башенному производству придавалось настолько большое значение, что на открытии этого цеха присутствовал сам император Николай II. Во времена Советского Союза здесь располагалось турбинное производство. В начале 90-х годов производство развалилось, и я еще помню его внутренний интерьер: колоссальные просторы, и абсолютная пустота внутри. Сейчас тут разместилось какое-то производство. Появились деньги, и само здание было решено отреставрировать, что я не могу не порадоваться :-). Яркое, красивое, да еще такое фундаментальное, с мощными перекрытиями, в стиле Беренса, оно производит неизгладимое впечатление. Это - главный памятник промышленной архитектуры Кировского завода, он состоит под охраной государства.

              

Фото 54-60. Бывшая башенная мастерская, памятник промышленной архитектуры

Целый ряд памятников промышленной архитектуры находится к северу от тракторного завода, в сторону Калининской проходной. Тут находится целый микрорайон потрясающих зданий. Среди них выделяется зеленого цвета здание МХ-17, бывшее здание кузницы. А рядом находится желтое здание. Уж не знаю почему, какие тут ассоциации, но когда я его вижу, у меня постоянно возникает сильная устойчивая ассоциация с древнерусскими, псковскими, новгородскими храмами. А что? Зеленый газон, усыпанный ярко-желтыми цветами, двускатная крыша, светло-желтый цвет, фермы, столь похожие на вязопись. Памятник промышленной архитектуры!

           

           

        

Фото 61 - 74. Памятники промышленной архитектуры Кировского завода

На заводе существовали и другие ценные в архитектурном отношении кирпичные постройки. Увы, многие из них снесены, другие включены в состав новопостроенных цехов. То и дело натыкаешься на одиноко торчащую стену, служащую лишь подпоркой для проходящего поверху трубопровода. Здесь что-то было... И в заключение приведу фотографии нескольких современных цехов. Они не являются памятниками архитектуры. Они просто мне нравятся.

              

Фото 75 - 80. Новые памятники промышленной архитектуры

Есть на заводе и мои любимые местечки :-). Одно из них находится между бывшей башенной мастерской и турбинными цехами, по дороге к Финскому заливу. С обоих сторон вздымаются высоченные небоскребы цехов, между ними в узком ущелье отвесных стен проходит железная дорога, а над железной дорогой вьется мощная паутина многочисленных трубопроводов. Это самамая красивая индустриальная картинка на Кировском заводе! Справа - кирпичный цех МХ-18, бывшая башенная мастерская. Ее фасад недавно был отреставрирован, однако ее задворки являют собой настоящий кирпичный хаос. Кирпич старый, темно-бурой, и при том влажный, потрескавшийся. Это происходит от огромного количества протянутых рядом трубопроводов - они цепляются по стенам, они проходят над головой в пять уровней, они врезаются в стены, прогрызают в крышах ходы - паутиной опутывают все обозримые просторы. Имеются и лесенки, кое-где на самую верхатуру можно и забраться. В трубопроводах встречаются и дыры, тогда воздух оглашается шумом, свистом, оттуда вырываются фонтаны горячего пара. Сквозь неплотно прижатую арматуру вентилей просачивается вода. Слева - гигантский турбинный цех. Перед тем, как его построить, на его месте было уничтожено великое множество старинных кирпичных построек. Эти постройки до конца не были уничтожены, от них остались большей частью ОДНА стена да две-три трубы с тем, чтобы по этим стенам, как по опорам, перекинуть сеть трубопроводов дальше. Кое-где попадаются и маленькие кирпичные домики. Все это находится в диком запустении. Обстановка этого узкого ущелья, сквозь которого и света не видно, массивы трубопроводов над головами, шипение, свист, ржавая арматура, капающая вода, одинокие кирпичные стены, заросли крапивы - все это производит особенное впечатление.

              

        

Фото 81 - 90. По дороге на залив

Впрочем, трубопроводы есть и в других местах заводской территории. Трубопроводы, как и железные дороги - главные признаки большой индустрии. Давайте посвятим немного внимания и им. Просто картинки с завода.

              

     

Фото 91. На берегу реки Екатерингофки довольно много таких разбитых зданий
Фото 92. Электрокар - любимый промышленный вид транспорта
Фото 93. Эта группа труб похожа на какую-то группу сыроежек
Фото 94 - 98. Просто трубопроводы
Фото 99. Эти трубы уже не принадлежат Кировскому заводу. Это ТЭЦ-14, сосед завода с юга

Кировский завод выходит к Финскому заливу, точнее говоря, к Морскому порту. С его южной стороны соседом завода является ТЭЦ-14 и Северная верфь. С запада по акватории и реке Екатерингофке - с Морским портом. Посещение завода - это та самая замечательная возможность, когда можно поглазеть на то, что делается у соседей. Особый интерес представляет, конечно, Северная верфь. Северная верфь всегда рассматривлась как чисто военная верфь. Она и сейчас занимается военными заказами. У его причальных стенок на достройке всегда можно увидеть какой-нибудь крейсер. Отсюда можно легко видеть и плавучие доки Северной верфи. Всем известно, что в отличие от многих российских судостроительных предприятий, Северная верфь, как верфь, построенная относительно недавно, строилась как самое современное и технологически оснащенное предприятие. В отличие от других заводов, оснащенных наклонными стапелями для больших судов и горизонтальными слипами для малых, Северная верфь оснащена уникальными горизонтальными слипами - плавучими доками. Северная верьфь - предприятие военное, закрытое, и фотографировать его можно только отсюда, со стороны Кировского завода. Из последних новинок этой верфи стоит отметить престранное судно - большую рыбу, которую я наблюдаю вот уже второй год. То, что это РЫБА - достаточно удостовериться, посмотрев на снимок. Для меня всегда оставалось загадкой, что это за судно и с какой целью оно строится. Есть предположения, что это туристическая подлодка. К сожалению, самые выгодные точки обзора теперь недоступны :-(. Вокруг турбинного цеха, полуостровом вдающегося в акваторию Морского порта, раньше можно было обойти, там была набережная, посажены деревца, был даже маленький памятник. Увы, это было уже очень давно... С тех пор завод, постоянно ищущий денег (и правильно делающий, между прочим), продал эти набережные под причалы. Теперь тут стоит угрожающий знак "Таможенная и пограничная зона. Посторонним вход воспрещен!". Мне, конечно, по барабану, поэтому проходим. Впрочем, далеко уйти не получится - там заборы, увитые мотками колючей проволоки. На одной из набережных навалены горы металлической стружки, работает грейфер. У другого причала швартуются суда, грузят лес. К другим причалам и набережным Кировского завода постоянно швартуются всякие баржи, буксиры и плавучие краны. Когда-то здесь было постоянное место швартовки плавучих кранов. Некоторые из них мне удавалось даже посетить, более того - познакомиться с машинистом крана, полазить по трюмам и даже порулить :-). Теперь тут ничего, увы, нет... Совсем недавно на последней свободной набережной решили устроить нефтяной терминал. Раньше тут была ярко-синяя ограда набережной, аллея тополей, теперь все это снесено, и на этом месте был проложен нефтепровод. На самой набережной устроен терминал, у причальной стенки, очевидно, танкеры. В общем, набережные заняты причалами и терминалами. Однако кой-где еще остался маленький пятачок, откуда можно лицезреть сам Морской порт. Смотрим, любуемся контейнерным портом. В Морском канале год от года, в одно и то же время, стоят колоссальные пассажирские лайнеры. Здесь, у турбинного цеха, выходящего к Финскому заливу, располагается одно из моих любимых мест Кировского завода.

              

Фото 100. Одна из заводских улиц
Фото 101, 102. Та самая рыбешка на Северной верфи
Фото 103 - 105. Северная верфь

              

Фото 106. Вид на Лесную гавань. Слева - балкерный терминал
Фото 107. Вид на контейнерный терминал
Фото 108, 109. А это два пассажирских лайнера
Фото 111. "Таможенная и пограничная зона. Посторонним вход воспрещен". Зайдем туда

              

Фото 112. На одном из причалов находится вот такой вот грейфер
Фото 113. Просто буксир
Фото 114 - 116. Нефтяной терминал - недавное приобретение Кировсого завода
Фото 117. Справа - турбинка, впереди - котельная Кировского завода

  

Фото 118. Река Екатерингофка. Вид на турбинку
Фото 119. Река Екатерингофка. Железнодорожный мост на станцию Новый порт

Пару снимков посвятим и новому нефтяному терминалу, раскинувшемуся у акватории Морского порта. Терминал был построен только-только в этом году, у меня даже есть снимки самого процесса его строительства.

        

Фото 120 - 123. Нефтяной терминал и составы с цистернами

А рядышком, тоже выходя к акватории Морского порта, выходит локомотивное депо Кировского завода. Большое желтое здание депо с надписью "ЗАО Локомотив". Ночью эта надпись даже подсвечивается. В самом депо чуть меньше десятка локомотивов ТГМ4А и ТГМ4Б, безумное количество вагонов, в основном металлургических, а также платформ и цистерн. Есть путейская дрезина, есть штук пять железнодорожных кранов. Рядом с путями валяется большое количество грейферов - самый популярный захват для погрузки-разгрузки металлического лома, стружки. В этом году в депо мною была обнаружена потрясающая поделка местного кировского производства - странная путейская машина, скорее всего, для очистки путей от пыли. Разглядывая эту машину, невольно ищешь в ней, что откуда взято. Ясно видно только, что ее кузов и кабина взяты от трактора "Кировец", а щетка для подметания путей - похоже, вообще от автомобиля.

              

              

Фото 124 -  135. Локомотивное депо Кировского завода и тамошний подвижной состав

Среди четырех производств Кировского завода, танкового, турбинного, тракторного и металлургического, самым интересным является, очевидно, металлургическое. Впрочем, о нем я скажу пару слов чуточку позже. Сейчас же давайте сосредоточим свое внимание на железнодорожное обеспечение металлургического процесса. Железная дорога вообще является неотъемлемым процессом самого металлургического производства. Работает железка и на Кировского заводе. Даже несмотря на то, что всем остальным цехам железка больше не нужна, завод "Петросталь", а именно так называется здешняя металлургия, является главным и, по сути, единственным потребителем услуг ЗАО "Локомотив". Вообще говоря, среди многочисленных подъездных путей, веток и ответвлений Кировского завода, дорога к "Петростали" является, так сказать, главной, магистральной дорогой. Эта магистральная железная дорога начинается от локомотивного депо, идет по берегу Екатерингофки, проезжаем мимо калининской проходной, и вдоль забора (за забором - дорога на Новый Порт) идет по направлению к проспекту Стачек. Это многопутная железная дорога, тут колей три-четыре, хотя сложно сказать, ибо большинство из них является импровизированными тупиками, ответвлениями и примыканиями и совершенно непонятно, то ли они идут параллельно главному ходу, то ли уходят к рядом стоящим цехам. Но обязательно одно условие: все пути от начала и до конца забиты многочисленными вагонами. Именно здесь можно увидеть в больших количествах и специализированные металлургические вагоны. Среди них специальные платформы для перевозки тяжеловесной обрези, блюмсов, слябов, также шлаковозы, тележки для перевозки изложниц. Опять же попадается большое количество разбитой вдребезги техники, развороченные цистерны, деревянные полувагоны. Очень много металлолома, бракованных изложниц, просто металлического мусора, валяющегося горами на грязных платформах. К ним в последнее время прибавились цистерны для местной нефтебазы у Финского залива. Вот эта многопутка, забитая до отказа многочисленными вагонами, идет вдоль Екатерингофки, затем поворачивает на восток и идет вдоль забора к металлургическим цехам. Именно здесь находится внутризаводская железнодорожная станция "Пущино". У завода есть своя собственная станция, она была основана в 1885 году, о чем имеется соответствующая вывеска :-). Чем ближе к металлургическим цехам, тем богаче железнодорожное развитие и больше металлургических вагонов. Крупная развязка находится у копрового цеха, тут чуть ли не парк отстоя вагонов, до отказа забитый вагонами с ломом. На путях к мартену стоят уже вагоны с остывающими изложницами, а также шлаковозы. Тележки с остывающими на воздухе изложницами - необходимый элемент выплавки стали. После того, как в мартеновском цехе по изложницам разольют сталь, ей надо бы охладиться. Все зависит от того, каким образом вы ее собираетесь охлаждать. Если вы будете принудительно охлаждать ее водой или маслом, вы получите один вид стали - именно "неспокойную", если же она будет сама собой охлаждаться на воздухе, вы получите т.н. "спокойную сталь". На Кировском заводе выплавляют спокойную сталь, а значит, ТГМчики просто вытаскивают тележки с горячими изложницами, да так их на улице и оставляют. Маленькая, крохотная тележка, а на ней высоченные изложницы, от которых несет жаром, к котором и на два метра невозможно подойти. От локомотива, что вывозит их на улицу, они даже отделены специальной платформой. На улице же вокруг них все пылает и плывет. Что до шлака, то он собирается специальными шлаковозами, этакими большими чашами, специальными вагончиками и вывозится на другую сторону завода, где в специальном цеху его утилизирует. Как, каким образом - не знаю. И вообще, в металлургии мои познания чрезвычайно слабы, поэтому подробнее весь процесс выплавки стали рассказать не в состоянии. Хотя, конечно, досадно: на Кировском заводе я в состоянии пройти, побывать в каждом цеху, увидеть собственными глазами весь процесс с начала и до конца, а теоретических познаний - ноль.

              

              

              

              

              

              

Фото 136 - 171. Подъездные пути к завода "Петросталь". Локомотивы и металлургические вагоны

Ну а самый интерессный процесс можно наблюдать, очевидно, в мартеновском цеху, где собственно выплавляют сталь. Мартен - это то самое большое белое здание, что выходит на проспект Стачек близ станции метро "Кировский завод". Внутри оно, правда, поделено на несколько частей. Большая часть этого белого здания вместе с другим колоссальнейшим цехом, уходящим вглубь территории, принадлежит прокату, здесь находятся несколько прокатных станов. Оставшаяся половинка цеха была поделена продольной перегородкой еще на две части. Собственно мартеновский цех находится вглуби здания. Вся громада цеха состоит всего-то из двух этажей, на втором этаже стоят мартеновские печи, на первом ходят тепловозы, подвозят вагончики с изложницами. Зрелище, конечно, впечатляющее, мне этот цех жутко нравится, и я его посещаю в обязательном порядке каждый раз, как бываю на заводе :-). Во-первых, тут нет маленьких механизмов, тут почему-то все большое. Гигантские печи, могучие краны, колоссальные чаши. На весь цех приходится три-четыре таких чашки, посмотришь на фотографию - цех забит под завязку, вроде бы ничего тут и нет - два этажа, четыре чашки, кран. А присмотришься повнимательней, и разглядешь крохотную фигурку металлурга. Это просто игра масштабов. Попробую рассказать, каково тут. Во-первых, тут темно. Окон практически нет, висит только ряд крупных и мощных прожекторов. Да свет, вообще говоря, и не нужен, ибо огонь, пылающий в печах, освещает весь цех. Печи тут гигантские, двухэтажные, и хотя они и закрыты заслонками, однако же языки огня пробираются сквозь дыры, щели и отверстия, обжигая собственно печи, трубопроводы, кирпичную кладку, технику, стоящую неподалеку. Языки пламени выбрасываются на несколько метров, из-за жара невозможно подойти и на десять метров. Вдоль стены выстроилась целая очередь мартеновских печей. Открывается заслонка, оттуда вырывается мощный сноп огня, искр, колоссальный костер, взмывающий на десять метров и опаляющий все вокруг. И прямо в эту печь на большой скорости въезжает какой-то транспортер с металлическим ломом. Стоит шум, грохот, визг, лязг. А еще тут кругом много пыли. Всюду, куда не прикоснешься, пыль лежит чуть ли не сантиметровой толщины, она просто висит в воздухе, не оседая. Время от времени открывается то одна печь, то другая, и тогда цех озаряют новые всполохи огня, и слышен шум почуявшего свободу, вырвавшегося из печи мощного языка пламени. Над головой носится могучий кран. На своих двухметровых крюках он несет мощную чугунную чашу этак на десять метров высотой и пять метров диаметром. Собственно в этой чаше и находится расплавленная сталь, и вот тяжеленный кран-гигант переносит эту чашу с одного угла цеха в другой, останавливается над крохотными вагончикам с пустыми изложницами, стоящими на первом этаже. Появляется металлург, тот достает свой металлический лом (или как это у них называется?) и им открывает отверстие в чаше. Происходящее уже напоминает извержение вулкана, ибо жидкий металл, почуяв свободу, вдруг взрывается снопом искр, ослепляя все и вся, мощным сполохом озаряя цех. Огненный водопад льется вниз, из-за не видно уже и вагонов, однако металлург деловито смотрит сквозь свои очки на происходящее, потом пробивает огненный поток своим ломом, похоже, проверяя таким образом его качество и продолжает внимательно наблюдать за процессом. Потом жидкий металл успокаивается, никаких тебе искр и водопадов, просто жидкой струей разливается по изложницам. Это уже не так эффектно. Кран передвигает чашу и жидкий металл разливается в соседние изложницы. И так далее. А ведь этот процесс нельзя остановить ни на минуту. Уж такое это производство, безостановочное, оно работает и в выходные, и в праздники, и по ночам. Вот смотришь на все это и понимаешь, до чего же это тяжелая, опасная, просто адская работа - быть металлургом!

              

              

              

Фото 172 - 189. В мартеновском цехе

И на прощание расскажу несколько слов о прокатном стане. Увы, в этот раз, как я посетил завод, стан был на ремонте. Так что, уж извините, эффектными картинками порадовать не могу. Да и снимками, увы, тоже, ибо фотоаппарат мой не может снимать в такой темноте, шумит по-страшному. Вот в мартене, да - там действительно светло от раскаленного добела металла, а здесь ничего такого нет. Хотя, конечно, я помню те дни, когда он еще работал. Во-первых, это один из самых больших и самых просторных цехов Кировского завода. Прокат - это просто длиннющая цепочка станков, конечная цель которой - из выплавленного металла сделать побольше самого разного сортамента. И если в прокате было жарко, то здесь прежде всего громко. Ходить без наушников строго запрещается. Без них просто оглохнешь через пять минут максимум. Шум стоит неимоверный. Когда я один раз пытался переговорить о чем-то с одним рабочим, я стоял от него в полуметре, я кричал ему, но он меня не слышал. Объяснялись жестами. Просто в этом цеху работают с металлом. О тишине не заботятся в принципе. Если нужно ударить железом о бетон, значит, ударяют. Если нужно бросить тяжелый станок с высоты десяти метров, значит, бросают. Сам прокат заставлен колоссальными многометровыми станками. Каждый из них состоит из многочисленных шестеренок с человеческий рост, крутящихся валов и приводов. Все это вращается с дикой скоростью, причем между ними еще проносится и огненно-рыжий расплавленный металл. Цех забит колоссальными станками под завязку, от них тут даже тесно, и совершенно непонятно, где и как можно ходить. Тем более что все свободное пространство забито электрокарами, козловыми кранами, тельферами, железнодорожными подъездными путями. Все это находится в постоянном движении, и попадая сюда, моментально теряешься, ибо вокруг тебя нет ничего стоящего на месте - под ногами, над головой, рядом, вокруг все несется, мчится, ревет, звенит, лязгает шестерьми, грохает железом. И даже если ты идешь по дорожке безопасности (а они там выделены ярко-белой краской), еще не факт, что не нарвешься на звенящий электрокар или на многочисленные козловые краны, которые носят над головами связки металлических труб. Так что, если в мартене можно спокойно стоять на мостике и смотреть на весь процесс выплавки металла, здесь такого не получится - здесь в любой момент есть возможно получить по башке железом или быть затянутым внутрь станка. Здесь тоже сложное и ответственное производство, требующее крепких нервов. По крайней мере, нужно быть в постоянной бдительности, держать в поле внимания все и вся. Это тоже вредная работа. Работники мартеновского цеха и проката получают большие зарплаты, и это, безусловно, правильно.

         

Фото 190 - 194. Прокатный стан

Современное состояние Кировского завода можно охарактеризовать как находящимся "на нуле". С одной стороны, предприятие работает, имеет хорошие заказы, полностью оплачивает электричество, газ, тепло, выплачивает рабочим завода довольно приличную зарплату. Вместе с тем имеющихся денег не хватает на развитие производства, постройку новых цехов, обновление технического парка, покупку новых станков, введение нового производства и новой номенклатуры выпускаемых изделий, научно-исследовательскую работу. На заводе полностью умерло танковое и турбинное производство, многие цеха и целые заводы, входившие в состав Кировского завода (а это объединение, а не один отдельно взятый завод) полностью развалились и превратились в развалины. Однако же завод живет, хоть и не процветает. В том была немаловажная заслуга бывшего генерального директора завода Петра Семененко, сумевшего в тяжелые для всей России годы удержать производство и не дать развалиться заводу. А ведь другие гиганты питерской промышленности не выдержали, взять хотя бы Ижорский завод, еще одно колоссальное объединение, увы, полностью развалившееся... Трагическая смерть Петра Семененко в прошлом году поставила перед кировцами вопрос: что дальше? Кто станет новым генеральным директором? Не приберут ли завод к своим загребущим рукам москвичи? Не поменяется ли политика правления завода, будет ли продолжаться выпуск тракторов, выплавка стали? Неизвестность и ожидание новых, не обязательно хороших перемен - вот чем живут кировцы последние месяцы. Со дня на день должно состояться собрание акционеров, там и посмотрим. Ну а я на самом деле самым тесным образом связан с Кировским заводом. И меня всегда глубоко волновало происходящее на этом объединении. Множество мелких дочерних производств завода пытается выжить, каждый, как может. Не сказать, что жирует и тракторное производство. По сути, все объединение выживает за счет одной только металлургии. Вона, даже новый металлургический комплекс в Горелово хотят строить. Это, конечно, красиво и очень интересно, однако металлургия - это ведь то же самое, что нефть, газ, древесина - это лишь добыча ресурсов и их первичная обработка, но не более того! Прокат уходит на кировские причалы, и далее - за границу, чтобы вернутсья к нам в виде тракторов, которые с успехом мог бы строить тот же самый Кировский завод. А ведь я еще помню те времена, когда главный тракторный конвейер работал в три смены по выходным, когда все заводские улицы были забиты ярко-желтыми тракторами. Трактора на заводе строят и сейчас, конечно, не те гиганты "Кировцы", трактора маленькие, для сельского хозяйства. Но это проблемы не решает... Кировский завод, как и вся российская промышленность, увы, находится в плачевном состоянии. Недра Родины уходят за границу, а наше, отечественное машиностроение находится в полном развале...

На этом сайте я еще хочу создать специальную страничку, посвященную объединению, а пока что хватит с меня и этого маленького отчета :-).

Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 03.06.2006

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz