titel.gif (1954 bytes)

2006-06-09. Саблино - Никольское

Спал всего несколько часов, будильник прозвенел в 8.30, я выехал в Обухово, где должна была быть моя электричка на Шапки (это искушение – может, съездить в сами Шапки?). На улице шикарнейшая погода: ни одного облачка, жарко. Подошла электричка. Незадолго до Колпино прошли контролеры. Протягиваю десятку, те говорят: десятку берем только с пенсионеров и студентов, а ты давай двадцатку!
Спустившись с платформы Саблино, неожиданно наткнулся на автобусную остановку. Информация актуальная - имеется расписание автобуса на Гладкое. Затем переход по поселку. Домики, улицы, автодороги, и вот я наконец-то выхожу к железнодорожному переезду. Вот теперь по железной дороге, до железнодорожного моста через реку Тосна. Начало припекать, а я еще к тому же и голодный…

   

Сам мост бетонный, никаких тебе металлических раскосов, всяких железяк и деталей – мне он показался неинтересным. А вот река Тосна меня заинтересовала. В отличие от Никольского и Ульяновки, где она проходит через известняки, где пороги и бурные водопады, здесь она тиха и степенна. Река Тосна довольно широка и имеет обширную пойму. Получается этакая виндовсовская безмятежность: просторы, множество холмов, степенно спускающихся к широкой реке. Сначала спустился к речке, откуда заснял и вид на мост, и вид на речку, а потом бросился фоткать всякие цветочки. Цветочков сегодня было снято особенно много – лето ведь!

Вернулся к мосту. Надо было бы идти вдоль реки туда, в сторону порогов, тем более что они отсюда уже хорошо слышны. Но я чего-то сплоховал, почему-то вернулся в поселок, откуда по Речной улице вышел в поселок, там вышел на большую асфальтовую дорогу, которая и привела меня точно к водопадам.

           

Что ж, места знакомые, в 2002 году именно по этой дороге мы с Натахой Кужелевой и Ольгой Задорожной возвращались с водопадов к станции Саблино. Помню-помню, вот только тогда здесь стоял ларек, теперь его нет… Появился шлагбаум, а также информационный щит. Обходим его и оказываемся у главного тосненского водопада. Описывать его нет никакой нужды – я тут уже был в 2002 году, тогда же и получил свои первые впечатления. Однако, в отличие от прошлого раза, я теперь знаю, что это за каменные руины на пороге! Тогда мне казалось, что это остатки старой крепостной стены, но все оказалось много прозаичней – это остатки старого железнодорожного моста. Народу сегодня на удивление мало. На горочке загорают четыре девчушки, два пацаненка приехали на велосипедах, да вот еще какой-то хачик сидит напротив водопада, потом к нему присоединился еще один. Помнится, в 2002 году мы переходили эти пороги вброд, посреди реки можно было лицезреть многочисленные камни, росли водные растения – теперь все это глубоко под водой.

Оставив фотографирование водопада на потом, я решил сходить в сторону железнодорожного моста. Скажем сразу – мог пройти без проблем, тут есть где идти! Прошелся вдоль Тосны, пока не наткнулся на полноводный ручей. Одолеть его в сухую было невозможно, переходить вброд не хотелось. Может, возможно обойти его? Забрался на горку, откуда увидел, что речушку обойти невозможно – это вообще не речушка, а рукав Тосны, а там – оторванный от материка островок. Да и нет там ничего интересного. Зато на Тосне обнаружился еще один порог, хотя и меньше масштабом.

         

         

         

Возвращаюсь к водопаду. Вот, к примеру, замечательная картинка – крутой овраг, на котором виднеется белая крыша стоящего там домика. И оттуда, должно быть, потрясающий вид на водопад – и притом круглогодичный! И этот домик наверняка разрекламирован в многочисленных проспектах и на открытках – просто потому, что от него никуда не деться, уж больно в красивом течении Тосны он находится. Берега тут сложены из известняков, местами выходят красные железистые песчасные толщи. Вот я прохожу по дну оврага реки Тосна, вокруг меня известняковые обрывы. Сквозь них маленькими водопадами низвергаются крохотные ручейки. Далее по берегу пройти этот участок реки невозможно, по верху – тоже. Приходится подниматься на верх оврага, обходить дом со стороны поселка и снова возвращаться к реке. Здесь ее течение уже гораздо спокойнее. Известняк куда-то исчез, зато вместо него появились многочисленные обрывы красного песка. В этом месте, у пляжей, река разбивается на несколько рукавов, в реке лежат многочисленные камни. Пожалуй, это самое удобно-переходимое место реки Тосна, здесь же в 2002 мы с девчонками реку и переходили, причем по камешкам, даже не замачивая ноги. Тропинка широкая и вела она сквозь нескончаемые песчаные пляжи. И чем дальше, тем слабее она становилась, пока совсем не заросла… Нет, трава в начале июня еще не успела вырасти так сильно, однако со всех сторон над тропинкой нависали ветви кустарников и деревьев. Идти в полный рост было невозможно, я согнулся и, откидывая ветви, гуськом пополз по еле заметной тропинке. Та вскоре уперлась в глубоко прорытый ущельем ручей и повернула вверх. Вот теперь я оказался на вершине горы, речку потерял вообще. Слышу только какой-то шум, вроде бы там должен быть порог, но я его не видел. На вершине горы оказалась Ульяновка, там проходит автодорога, за забором, выходящим к оврагу, сараи, краны, кирпичные здания. Увиденное как-то поубавило романтизма в моих впечатлениях: я тут наслаждаюсь водопадами и цветами (сколько много я их сегодня фотографировал!), а тут вдруг склады, жилые дома, асфальтовые дороги :-(. Здесь же меня ждало два маленьких открытия. Во-первых, я наблюдал лягушку, залезшую на цветок. Во-вторых, цветок типа кувшинки, напоминающий тюльпан, что я впервые открыл для себя в прошлом году в Новолисино, где этим тюльпаном были усыпаны все поля, а также насыпи железной дороги. Дальше я шел уже по асфальтовой дороге. Иду к мосту через Тосну, где мы в 2002 году начали наше путешествие по реке, там же находится вход в пещеры.

         

         

           

На дороге мне встретился одинокий теодолит, в траве расселись молоденькие девчушки с калькуляторами, пьют чай. На этой же дороге обнаружил еще несколько девчушек, а потом и парня, ходивших с планшетами. Наконец, на берегу Тосны близ устья Саблинки наблюдал еще несколько девчушек, ходивших с рулетками. Вот по главной автодороге я выхожу к автомобильному мосту. Для начала хотелось бы свернуть налево, пройти немножко вдоль Тосны вплоть до устья реки Саблинки. Идти тут недалеко, сама Саблинка представляет собой маленькую речушку, которую можно легко преодолеть по переброшенному через нее бревнышку.

Переходим мост. Слева – кладбище, направо – дорога на Пустыньку. Главная асфальтовая дорога идет к Никольскому, по ней я и пойду. Из леса пришел и в поле ушел подъездной путь, между прочим, довольно накатанный. И совсем странно: обычно все переезды на автоматике, людей ставят на самые ответственные, напряженные переезды, а тут вдруг – в Никольском, где и на автодороге не особое движение, да и подъездные пути не обещают особого оживления, ставят человечка! Такую же картинку я наблюдал на втором переезде, у завода «Сокол». Параллельно железке идет и моя автодорога. Болотистые, заросшие ряской и тиной пруды, камыши, плавающие утки.

Дорога тут резко сворачивает влево, направо же уходит дорога к заводу «Сокол», вдалеке уже виднеется бело-красная полосатая труба да старая кирпичная водонапорная башня. Может, это и есть карьеры Никольского, что я так хочу посмотреть? На перекрестке автобусная остановка, толпятся люди. Посмотрел на часы: ух ты, а ведь сейчас как раз конец рабочего дня, да еще пятница! Ряд административных строений, пожарная часть, памятник погибшим в ВОВ, проходная, ворота предприятия, высокий бетонный забор, грозная тетенька в камуфляже. Пройдя чуть дальше, натыкаюсь на второй железнодорожный переезд. В считанных метрах от переезда находятся ворота, за которыми скрываются подъездные пути предприятия ЖБИ. Теперь я иду дальше, к городу Никольское. Там центр города, там высокоэтажные жилые дома, там вся цивилизация. Оказалось, что от завода «Сокол» до самого города еще идти и идти, я уже успел значительно подустать, тем более что жарко, а еще очень хочется пить :-(.

         

     

Повернув вправо, я очутился в большом городе Никольском. В целом городок мне понравился. Чес-слово, мой идеал :-). Я всегда обожал компактные городки среди полей, лесов и рек, где кругом раздолье, а тут дворики, тесно прижавшиеся друг к другу панельные здания… А сейчас по дороге давайте зайдем в магазин. Берем кефира и лаваш с луком. Теперь у меня другая задача: забуриться куда-нибудь в романтичное место, дабы спокойно перекусить. После магазина сразу же повернул к реке Тосна. Оказалось, что город Никольское состоит из нескольких отдаленных друг от друга частей. Одну из частей, завод «Сокол», я уже видел ранее, заводы никольской керамики и карьеры я увижу чуть позже. На берегу Тосны, в ее живописной излучине, раскинулся прекрасный город Никольское. Вот идет автодорога из Поповки и Красного Бора, она пересекает Тосну, рассекает город пополам и выходит к шоссе на Отрадное. Два крупных жилых квартала (вообще говоря, единственных в городе) находятся по разные стороны автодороги, располагаясь на обрывах реки Тосны. Я стоял как раз у одного из микрорайонов города, подо мной извивалась река Тосна. Подо мной находится автомобильный мост, а по нему катаются маленькие такие машинки, поднимаются на тот берег Тосны и бесконечная лента асфальта уносит их далеко-далеко, и там видно, как дорога петляет, да уходит в лес. Перехожу реку по мосту, спускаюсь, осматриваю руины старого моста, затем иду к большой группе камней, валяющихся посреди поля. Решено: вот на этих камнях я и перекушу.

         

Ну ладно, перекусил, теперь с новыми силами двинемся в путь дальше, в Отрадное. Возвращаемся назад, выходим на Отрадненское шоссе, проходим последний жилой микрорайон. И вот начались мои любимые карьеры :-). Направо уходит автодорога к кирпичному заводу, о чем гласит соответствующий рекламный указатель. По дороге к заводу носятся грузовики и самосвалы – ого, да здесь ведется работа, завод живет и процветает! Глубокий глиняный карьер был заброшен, с этой стороны карьер зарастает мелкими деревцами, кое-где встречаются ржавые железяки. Сам кирпичный завод находится на том берегу карьера, он находится на этаком возвышении, будто на острове. Причем сам завод довольно компактный, там нет никаких мешющих обзору деревьев – как на ладони, словно игрушечный. Слева в глубине карьера располагается пруд. Наконец, за ним, на высоких отрогах располагается керамический комбинат. Отсюда хорошо видны его элеваторы, а также три высоких кирпичных трубы, доставляющих заводу особый колорит. Спустился вниз. В иных местах глина растрескалась, получилась этакая сухая пустыня. В других местах под действием вод глина разверзлась в жуткую грязюку – и через это еще надо перебираться! Сделав еще несколько снимков на прощание (с этого берега особенно хороший вид открывается на кирпичный завод), я выхожу на Отрадненское шоссе.

         

     

На этом берегу карьеров находятся керамические заводы Никольского. Похоже, их даже несколько, следующих вдоль шоссе один за другим. А там все трубы, большие красивые здания, рекламные растяжки, магазины керамики. В целом то, что выходит на шоссе, выглядит довольно цивильно, красиво и многообещающе. На автобусных остановках люди ждут автобусы, но я хочу дойти до Отрадного пешком, тем более что километровый знак приятно удивляет: оказывается, осталось всего три километра! Вот та самая ЛЭП, что идет параллельно железной дороге. А вот уже и железнодорожный переезд виден, вижу, как проходит товарный состав, ведомый электровозом ВЛ15. Наконец, я добираюсь до переезда, там по путям к платформе Ивановское. Пока шел, меня догнала электричка из Питера – она много ждала на платформе, так что я успел сфотографировать ее – оказалась ЭТ2ЭМ-003. Забрался на платформу, теперь жду свою электричку.

       

   

Ну а вы знаете, как ходят электрички на этой проклятой мгинской ветке… Мой поезд должен был быть в 18.04, но в назначенное время он, очевидно, не пришел. Нет, конечно же, товарняков было полно, вот только электрички не было. А пока ждал, страшно лоханулся – со стороны Питера проехал яркий, сияющий и вылизанный ДР1. Большими буквами – МПС РФ, дымит вовсб. Моя электричка приехала спустя 35 минут, теперь уже и невозможно понять, что это был за поезд: тот самый, опаздывающий, или другой, что должен был прийти по расписанию? Сел в предпоследний вагон, спокойно ехал и рассматривал пейзажи в окошке. А контролеров так и не было.

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz