titel.gif (1954 bytes)

2006-08-07. Заянье

В Плюссу приехали мы по расписанию, через шесть минут должен быть автобус на Заянье. Я беспокоился, успею ли на автобус: все-таки шесть минут – разница небольшая, пусть даже павильон и рядышком. Но мы с удивлением обнаружили, что расписание изменилось. В Плюссе так всегда, никогда ничего нельзя знать заранее! Впрочем, еще хорошо, что автобусный маршрут не перенесен на другой день – он перенесен всего лишь на два часа, и вместо положенных ему шести утра он отправится в восемь. Что ж, это реально :-). Тогда давай, Натаха, немного погуляем!, сначала по Плюссе, а потом на Гривцевские поля. Раннее утро, солнце еще только встает над безлюдной Плюссой. Проходим главной улицей поселка – улицей Ленина, у администрации обнаруживаем сцену для выступлений. Пока никого нет, залезаем на площадку и отстукиваем степ – теперь для Натахи есть повод к шуткам на тему, что мы даже в Плюссе найшли площадку для выступлений! И вот мы дошли до Гривцевских полей, прошлись верхней дорогой, там набрели на полянку, и вдруг увидели СТОГ! Хочу забраться на него! А стог высок, фигушки заберешься на него. Надо с разбегу! Запрыгнул! Это одна из моих любимых фотографий, некоторое время она торчала ВКонтакте :-). А какая красотища кругом! На гривцевских полях занимается утро. Солнце уже встало над горизонтом, на полях лежит роса, а косые солнечные лучи еще только освещают верхушки деревьев. Яркий, пышущий красками лета стог, и я на нем :-). А потом снова Плюсса, и снова автопавильон, и наконец, автобус на Заянье!

Планы таковы: сначала мы ищем заянский краеведческий музей, затем идем в Радолицы к Анзелю. Я уже выяснил, где находится заянский краеведческий музей – это от автобусной остановки налево. Это здание я видел еще в прошлом своем путешествии и даже сфотографировал - бревенчатое старое здание с непонятно где находящимся входом, с выглядывающими на улицу окошками, сильно заросшее бурьяном и крапивой. Музей этот принадлежит заянской начальной школе, а стало быть, именно туда нужно идти в поисках хозяев. Нам повезло: мы только подходили к школе, как увидели женщину, возвращавшуюся из сарая рядом со школой. Вот мы к ней и обратились: хотим в музей! Ну что ж, раз хотите, идите за мной! – и она повела нас в школу. Сейчас тут проходит традиционный летний ремонт, и проходя по узкому и высокому коридору, я заглянул в пару классов – там сама раритетная древность :-). И вот мы в кабинете директора: откуда мы?, чего хотим? Просим разрешения посетить заянский музей, отказать нам не могут ;-). Правда нужно позвать еще смотрительницу музея, и директор сейчас сбегает за ней, а мы тем временем можем подождать на улице.
Вход в музей оказался со стороны реки Яни. Домик поставлен под охрану - все его окна забиты металлическими решетками, оказалось, тут есть что красть. Музей состоит из предбанника и собственно избы в две большие комнаты. Музей мне понравился, не чета бумажному музею в плюсской школе – здесь материальная культура, причем в довольно большом ассортименте. Вообще, что может содержать провинциальный краеведческий музей из глубинки? Только одно: предметы крестьянского быта 19-20-го веков. То бишь все те лапти и валенки, которые уже сейчас вызывают недюжинный интерес! Подобная коллекция предметов крестьянского быта была и в плюсском школьном музее, и в Любенске. Но там все это было эпизодически, не по теме и МАЛО. А здесь – завалы, чес-слово! Уже сам предбанник завален большим количеством крестьянской утвари. И чего тут только не было! Вообще, крестьянская жизнь отстоит от нас далеко, так что мы уже не можем понять назначение и смысл многих из железяк, жизненно необходимых тогдашнему крестьянину. И в «Что? Где? Когда?» появляются соответствующие вопросы: для чего нужен этот предмет? Тут было столько всего навалено, что просто голова шла кругом. Одна из комнат избы целиком посвящена крестьянскому быту конца 19 - начала 20-го веков. В интерьерах русской бревенчатой избы все было воссоздано идеально! В углу стояла русская печь, тут же стояла кровать. На полу – половики, сшитые на деревенском прядильном станке. Скамейка. Красный уголок. Накрытый обеденный стол с самоваром и массой плошек. Коллекция собрана и тут, и вместо одного самовара на задворках русской печи стоит порядка пяти. Заметим, что коллекция крестьянской утвари в интерьерах русской избы смотрится гораздо приятней, чем то, что мы видели в предбаннике, и уж тем более в плюсской школе! За постелью на стене развешано многочисленное рукоделие, тут же коллекция из четырех гармоней. Коллекция самоваров (чуть меньше десятка) и кофемолок, кухонная утварь, коллекция черпаков и кастрюль. Висит люлька. Имеется патефон с кучей пластинок к нему – но это уже скорее другая эпоха. У другой стены комнаты у скамеек коллекция прялок, здесь же стоит прядильный станок. Чугунки, часы, прядилки, фонари, примусы, утюги (включая и паровые), самовары, ухваты, граммофоны, развешанные парадные костюмы – все это в изобилии, и я был не на шутку удивлен коллекцией русской старины. Другая комната была посвящена жизни Заянского края. Много места уделено под патриотическую тематику ВОВ. Все это еще осталось со времен Советского Союза и что-либо менять не стали – так и красуются красные стенды с фотографиями местных партизан и знаменитых военных, выходцев из Заянщины. Здесь бумажного материала также много, как в плюсской школе, но оформлено гораздо приятней. Красиво оформленные стенды, на полу ковер, еще многочисленные стенды с экспонатами военного времени. У барельефа Ленина надпись: «7 ноября/25 октября 1917 года в Петербурге свершилось вооруженное восстание. К власти пришла партия большевиков во главе с В.И. Ульяновым / Лениным. Это событие коренным образом изменило историю России и миллионы судеб граждан различных слоев общества». Обратите внимание, никто не поносит ленинскую символику, никто не выкидывает ленинов из музея, но и не поклоняется, оставляя их в целости и сохнанности как неотъемлемую часть нашей истории. Как это политкорректно звучит: «коренным образом изменило историю Россию». Музей меня порадовал, он лучше плюсского бумажного и в чем-то лучше Любенска. Там скорее память места, чем экспозиция, там голые стены. А тут сколько предметов материальной культуры, какое изобилие вещей!! С приятным удивлением просмотрел материалы, посвященные Заянью, Передкино, Супору, Радолицам, Бору – все это было оформлено, всем этим занимались, из всего здешние краеведы сделали настоящую конфетку! Так мы и расстались с краеведческим музеем – впечатленные виденным и с твердым намерением приехать сюда еще раз.

 

Вот мы снова осмотрели старое и красивое здание начальной школы Заянья. Вышли на автобусную площадку, далее мост через Яню (можно спуститься вниз и пофоткать живописные луга у речки), осмотрели монастырь, далее вторую, разрушенную церковь. Мы даже внутрь зашли – оказывается, внутри установлен деревянный крест. Теперь уже можно идти на деревню Бор. Вот мы выходим к кладбищу. Вторая попытка найти старинные каменные кресты, о которых столько говорят, но которые я никак не могу найти! И вот мы с Натахой углубились на кладбище, и потратили минут десять на ползанье по крапиве. Оно было небольшим, вот оно уже и закончилось, а с той стороны помойка и заросли крапивы. Кресты найдены, но только железные и 19-го века. Я их, конечно, сфотографировал, но что-то сдается мне, что это не те кресты, что я ищу :-(.

 

Ага! И вот мы, наконец, в деревне Бор. Ба, знакомые все пейзажи!! Не мешкая, я решил сразу же повернуть налево и дойти до конца улицы, фотографируя все здания, что увижу. Я уже как-то писал об этих деревнях, они удивительны тем, что являют собой хорошо сохранившуюся деревню, состоящую из большого количества старых бревенчатых домов второй половины 19-го века. Это шедевры! В самом деле, у нас на Северо-Западе подобную деревню, да что там – отдельные дома! – уже не встретишь. Немцы прошли по оккупированным территориям огнем и мечом, выжигая, сравнивая с землей все сооружения. Поэтому на землях, где некогда побывали немцы, нельзя даже надеяться на сохранение чего-либо довоенного. Но если вы выедите куда-нибудь подальше, за линию наибольшего продвижения немцев – этак в Вологодскую или Кировскую область, вы увидите много старых деревенских домов - я был удивлен, увидев их уже в Тихвине и на Валдае. И я уже не говорю об Иркутске и далеких сибирских деревнях, где таких домов тьма тьмущая, где именно они определяют облик поселений, а прочие новострои лишь выбиваются из общего ряда. Но у нас, в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях ничего подобного уже нету. Поэтому старые дома так высоко ценятся, и из них делают музеи вроде Витяславиц в Новгороде. Будто оазис среди лесов Заянщины, тут вырастает комплекс столь отлично сохранившихся зданий. А главное – это их количество. Вид выстроенных в ряд, не разбитых ничем посторонним – длинный ряд черных бревенчатых срубов 19-го века, да еще не в музейных интерьерах, а в настоящем поле, среди лесов, у разбитой полевой дороги – все это не может не впечатлять.

Засняв вид зданий снаружи, оставалось только осмотреть их изнутри. Нет ничего проще, можно попроситься в гости! Начали с первого же дома. Оказывается, получив в свое владение старый бревенчатый дом 19-го века, хозяин решил не переделывать его под евро-ремонт, и даже не наводить культуру вроде оклеивания обоев и беления потолка. Хозяин просто оставил дом таким, каким он был в конце 19-го века. То бишь с деревянным полом, ничем не оклеенными бревенчатыми стенами. Здесь сохранилась длиннющая лавка и огромная русская печь. На стене висит старинная фотография начала 20-го века - я так понимаю, заянский храм. Современный интерьер вытеснен по возможности, и глаза не мозолит обилие современных предметов. Нет, конечно, они есть, и в углу под красным уголком с образками стоит небольшой телевизор. Но современностей мало, они незаметны, и когда входишь в эту комнату, ты видишь перед собой огромную деревянную комнату. Нас попросили подождать на скамейке, скоро появился хозяин дома. Человек приятный и общительный, он провел для нас небольшую экскурсию. Он рассказал, что намеренно хочет сохранить дом в целости и сохранности, каким он был в 19-м веке, и намеренно ничего не меняет. Потом он проводил нас на чердак, где, как говорит, до сих пор сохранилась уникальная система стропил. После чего хозяин потащил нас смотреть настоящую баню по-черному – крохотная и с низким потолком, внутри выложенный камнями черный котел, вокруг него низкие полки. Воспользовался случаем, дабы спросить, где же тут находится памятный знак «Деревню Бор – 500 лет», о котором я когда-то читал в «Плюсском крае». По идее, знак должен находится при входе в деревню, но где он? Оказалось, уже через год знак был повален сильным ветром, где он до сих пор и лежит. Зная, где и что искать, мы быстро отыскали его! Действительно, рядом с двумя елочками в траве лежал огромный деревянный знак, а рядом лежал камень с выбитым на нем православным крестом. Поболтав с нами, рассказав много интересного, доброжелательно настроенный хозяин отпустил нас и пожелал всего самого доброго. По пути мы еще зашли в полуразрушенное бревенчатое здание, что находится в Боре на перекрестка дорог, затем много фотографировали дома в Боре, и вот теперь мы уже на полях к Радолицы. Айда в гости к Анзелю!!

 

Нас, конечно же, накормили, причем подали самое лучшее, и в больших количествах – и первое, и второе, и третье, а потом еще чай, да еще с медом. Достаточно насидевшись дома, Анзель потащил меня на улицу. Ведь там столько интересного!! Вот мы побежали по всей деревне Бор, и у каждого дома Анзель останавливался, и я фотографировал дом за домом, все дома! А так как Анзель знал тут всех и каждого, то мы постоянно заходили к кому-нибудь в гости. Вот это тот самый момент, когда я писал, что люди здесь живут культурные, знающие и любящие свой родной край. Потому что Анзель таскал нас по домам, мы заходили внутрь, фотографировали. И нет чтобы встретить озлобление и непонимание – напротив!, все хозяева были просто счастливы, что к ним забежали столь искренне интересующиеся стариной люди – все они хотели поболтать с нами, все они встречали нас улыбками на лице, все предлагали свою помощь. Вот мы забежали в один из больших домов. То, что здесь живут питерские дачники – видно уже хотя бы по машине на газончике. Нас затащили внутрь, и теперь мы бродили уже с хозяином, залезли на чердак, где осмотрели стропила. Собственно, нам очень хотели показать русскую печь с уникальными изразцами и литьем крышки. Зашли мы и к церковке, возле которой в прошлом году меня и остановили. В принципе, он может открыть нам часовенку, но мы отказались – там и так нет ничего интересного, и сквозь окошко можно разглядеть скромное убранство.

Раз уж началась беготня по памятникам и завели речь об археологии, Анзель спросил: «А вы хотите посмотреть жальники?». Я слышал об этом, по крайней мере, поверхностно представляю себе, что это такое, и сейчас громко воскликнул: «Да! Хочу!!». Жальники оказались рядом, надо только пройти полянку, войти в кустарник и обнаружить полянку больших камней, расположенных концентрическими кругами. Правда, за прошедшее время они успели обрасти лишайниками, многие из них утопли в землю, и сейчас эта группа камней ничем не выделяется. Но только наметанный глаз специалиста (увы, не мой!) определит, что это такое. И Анзель рассказывал, как камень раскалывали, и к его плоской части сажали мертвеца, и в таком положении его сжигали. Возвращаемся берегом озера, и Анзель на каждом шагу вспоминает мой отчет: «А вот здесь мы были в прошлом году. А вон тот самый сарай, про который ты написал, якобы, что он мой!». На самом деле Анзель многократно критиковал мои отчеты, говоря, что в них тьма тьмущая ошибок. Казалось, он выучил мой отчет наизусть, и теперь на местности показывал, сколь я был не прав. Скоро мы вернулись к дому Анзеля. Мы в него даже не зашли, ибо Анзель непременно решил покатать нас на лодочке, а посему он лишь забежит, возьмет ключи, и – на природу! Покатушки начинаются!! Эффект круиза!! Великолепный августовский денек, солнце, лето, озера!! Ясно было видно, как мелок пруд и как сильно он зарос – мы плавали будто в Саргассовом море, среди водных растений и водорослей, поднимавшихся со дна пруда вплоть до поверхности воды! Это даже не озеро, это какая-то система прудов. Скорее разлившаяся река, или нет, недавно затопленный лес, превратившийся в полноводное болото. Он не являл собой одну сплошную озерную гладь – вовсе нет, это была сложная система запруд, отделенных кустарниками и высокими деревьями. Изрядно покатались, спасибо, теперь Анзель пристал к одному из берегов, ибо он очень хотел показать нам настоящую древнюю сопку – одну из тех, что раскапывает в Которске Владислав Соболев. Мы с Наташей уже начинали нервничать – подходило наше время, пора бы уже садиться на автобус и ехать обратно в Плюссу, но Анзель успокаивал, что мы пойдем столь удобной тропинкой, что она выведет нас напрямик к кладбищу, и мы, таким образом, срежем большой крюк. Мы же вошли в сосновый бор (пейзаж резко переменился), и шли одному только Анзелю известной дорогой. И вот он привел нас к сопке, попросил сфотографировать ее и сфотографироваться самому на фоне сопки – для соблюдения масштаба.

 

На этой сопке наша прогулка с Анзелем и закончилась. Он вывел нас на тропинку, идя по которой, рано или поздно, мы должны будем прийти ну почти что точно к Заянью. Мы же с Натахой продирались сквозь кусты и к удивлению своему действительно вышли к кладбищу. А стало быть, до Заянья отсюда десять минут быстрым шагом, и огромный крюк до Бора и Радолиц был спрямлен каким-то неведомым мне образом – слишком быстро и странно. И вот мы уже на автобусном кольце Заянья. Народу на остановке много, и мы видим даже кого-то из заянской школы, где мы побывали с утра, и мы теперь делились впечатлениями от того, где были и что видели. Столь подробный и насыщенный обзор Бора и Радолиц не идет ни в какое сравнение с моей прошлогодней прогулкой – это действительно останется в памяти на всю жизнь!!

Ну а вот, наконец, и наш автобус подошел – правда, пришлось его маленько подождать. Народу садилось много, так что не мы с НК выбирали места, а места выбрали нас. Потом весь народ вышел в Лядах, и до Плюссы мы ехали уже в полном одиночестве – вдвоем на весь автобус, и больше никого :-). Между тем меня начала одолевать жуткая сонливость, глаза слипались. Забавно это было: автобус неся со всей дури по колдобинам, нас подбрасывало вверх, кидало из стороны в сторону, а я уснул среди этой трясучки и вдруг во сне меня поднимает и резко кидает в сторону. Хорошо еще, при этом я резко проснулся и кое-как удержался за перила, а то ведь мог свалиться в проход!! Сон в условиях провинциальных дорог может быть травмоопасен! В Плюссу мы приехали в полном одиночестве. Солнце клонилось к горизонту, день заканчивался, и в Плюссе уже были насыщенные густые краски – то, что мне так сильно нравится… Путешествие в Заянье осталось позади, и теперь нам надо только дойти с Натахой до Куреи. И мы отправились в путь.

 

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz