titel.gif (1954 bytes)

2006-08-09. Веребье

Впервые я узнал о Веребье из Интернета, когда скачал с Паровоза.Ком электронный журнал «Семафор», выпускавшийся некогда Димой Зиновьевым. Потом я читал о Веребье неоднократно. Скажу лишь, что этому многозначащаму для российской техники месту посвящают музейные экспозиции, пишут книжки, и даже на памятнике Николаю 1 строительство моста через Веребьинский овраг отмечено одним из четырех барельефов. В общем, надо непременно посетить это культовое место всех рэйл-фанов и любителей техники – надо ехать в Веребье. Находится оно уж слишком далеко от Питера, в Новгородской области, ехать мне туда и ехать. Чтобы сесть на цепочку согласованных поездов, только с Московского надо выехать в семь утра, а значит, встать надо еще раньше. Но когда-нибудь собраться ведь надо, так пусть это будет сегодняшний день! Итак, я встал рано утром и побрел пешком сначала на Удельную, потом через весь город, аж в Обухово. Ехать далеко – даже с учетом того, что станция метро находится рядом с одноименной железнодорожной станцией, ехать мне порядка полутора часов. Семь часов, солнце только-только взошло, панорамы расцвечены в столь любимых мною насыщенных красках раннего утра. Пока еще холодно, и даже не верится, что прохладное утро, когда весь дрожишь и зуб на зуб не попадает, когда-нибудь превратится в жаркий летний денек. Но так оно и будет! – небо чистое, ни единого облачка, и я ожидаю шикарную летнюю погоду. Вперед, в Веребье!

Вот подошла моя электричка. Вообще говоря, она едет до Малой Вишеры, там постоит минут 20, после чего доедет до Окуловки, постоит и там и уже затем отправляется до Бологого. В принципе, я как-то задумывался побывать в Бологом, но потом оставил эту идею – ведь там я смогу побывать не более чем на час, после чего надо будет возвращаться обратно. А смысл? Веребье находится где-то на полпути между Малой Вишерой и Окуловкой, и по времени все складывается великолепно :-). Но сначала еще надо доехать! Ехать далеко, контролеров много, и тратиться на них мне предстоит основательно… В нервном ожидании контролеров смотрю за народом – их приближение заметно по молодым людям, бегающим из вагона в вагон. Вот первые ласточки – два парня, что привлекли мое внимание моментально, сейчас я с интересом наблюдал, как они бегали из вагона в вагон раза три, пока не остановились в моем вагоне и не сели в том конце. Потом появился контроль, он был, и не один, но всякий раз мне странным и непостижимым образом удавалось отвязаться от них, так что те проходили мимо, даже не обратив на меня внимания. Причем я сидел на скамейке, я хотел им заплатить, я повернулся к ним, но контролерша была занята руганью с теми двумя парнями, и сейчас в истерике, в помятых чувствах, зашагала прочь по вагону, на меня даже не взглянув… В первый раз, где-то у Колпино, я еще и заплатил какую-то мелочевку, но второй контроль прошел мимо, хотя я не бегал и не скрывался. Проехали Чудово, затем реку Волхов, и вот уже Малая Вишера за окошком. Здесь была небольшая стоянка минут на 20, так что я имел время выйти на пешеходный переход и пофотографировать с него станцию и здание вокзала. И чтобы вы подумали? – эти двое парней тоже были здесь, и тоже фотографировали!! Вот только если я все-таки оглядывался вокруг и старался не светиться, то они внаглую стояли на платформе и снимали проходящий ЧС7 на Питер, за что, собственно, и получили от встречавшей поезд дежурной по станции. Но вот Малая Вишера позади, мы едем на Окуловку. Народу в поезде мало, и те двое парней едут вместе с нами. Я так вообще прилип к окошку, ибо вперед начинается все самое интересное. Конечно, мы поедем не по разобранному объезду, мы поедем напрямик! Я был весь в нетерпении – сбывается мечта моих последних лет, Я ЕДУ В ВЕРЕБЬЕ! К сожалению, контроль перебил мой просмотр достопримечательностей. Его появление было крайне неудобно – мы как раз проехали Мстинский мост, и я стоял у раскрытого окошка наготове, с фотоаппаратом, готовый снимать видео. Тьфу ты блин, и именно в этот самый момент появилась злобная бабка (женщины всегда самые упертые) и запросила у вагона билеты. А меня почему-то опять не тронули, хотя те парни опять попались, и их снова терзали, и я с интересом наблюдал, какой разгорался скандал в том углу вагона. Мстинский мост, тут начинается все самое интересное! Небольшая платформа и вдруг земля оборвалась - глубокий овраг, мост высотой этак в 50 метров. Езда поверху, мост узкий, а при езде поверху всегда боишься высоты и кажется, что вот-вот сорвешься вниз. Какой глубокий овраг, где внизу копошатся маленькие человечки и к воде сбегают крохотные домики! Вслед за оврагом последовала царь-выемка. Когда-то она вызвала особые проблемы при преодолении Веребьинского оврага, сейчас, как я заметил, выемку старательно углубляют. Она стала настолько глубокой, что верхушки ее даже не видно, а откосы настолько крутые, что их щебеночные стенки укрепляют металлической сеткой. Тут и сейчас проводятся работы, мы проехали большую толпу путейцев, орудующих незамысловатым инструментом. Ага, вот к станции Веребье отходит бывшая насыпь веребьинского обхода. И вот я прилипши к окошку, все жду с нетерпением, когда же я ее, наконец, увижу Веребью. Но там лишь кустарники… Вот она! Я был разочарован: какая же она крохотная… Но вот он – 204-й километр, мне пора выходить! Но что-то я замешкался в вагоне, выход на платформу, как оказалось, по требованию, и только с первого тамбура головного вагона. Электричка остановилась, вот только… двери не открылись. Дурень!, как тут я рванул, ведь мне надо в первый вагон, там народ вылезает, ТАМ!! Мне повезло: народу было много, полон тамбур, так что я успел вылезти из электрички. Ну здравствуй, Веребье, вот я и здесь!!

Идея хорошая: чем городить множество бесполезных платформ, строя их высокими, да еще, небось, с кассами, так почему бы не сделать низкие платформы, выход на которых будет осуществляться по требованию, а выходить из головного тамбура первого вагона? Именно так были устроены все платформы, что я видел между Малой Вишерой и Окуловкой, именно так устроен и 204-й километр. Сфоткал платформу, расписание поездов, железную дорогу, по ней как раз пронесся ЧС2Т, и мне удалось сфоткать его из-за высокой травы. 204-й километр интересен тем, что именно здесь начинается веребьинский обход. Отчетливо наблюдается кривая большого радиуса, отделяющаяся от магистрального хода и широкой гравийной подсыпкой уходящая в лес. У места ответвления обхода от нынешнего магистрального хода расположено несколько багрово-красных железнодорожных домиков, рядом находится небольшая автомобильная площадка с автобусной стоянкой. Собственно, сюда весь народ и заспешил, наверняка ходит автобус до Веребья; мне же удалось заснять лишь большой транспортер с бульдозером.

Кривая большого радиуса, она все поворачивала, и я, идя по жаркой погоде, уже успел подустать. От рельсов, конечно, и следа не осталось, но такую магистральную ветку, какая была здесь на протяжении почти двухсот лет, так просто не уничтожить. Широкая выемка, гравийная подсыпка – что делать с ней? Чтобы не ездили машины, еще на 204-м километре гравийная подсыпка перерезана канавой. Что удивило, так это наличие столбов контактной сети. На многих из них лежали фермы, а по столбам развешаны многочисленные кабели. Вид сюрреалистический: столбы со всей контактной подвеской, но железная дорога как таковая отсутствует. И только потом я обнаружил, в чем дело: в Оксочах стоит тяговая подстанция, которая и питает ушедшую из Веребья железную дорогу.

Так я добрался до станции Оксочи, находящейся по эту сторону оврага Веребьи, в то время как станция Веребье находится по ту сторону оврага. Моим глазам предстала картина разрушения, ухода отсюда железной дороги. Ведь это была ГЛАВНАЯ железная дорога России, магистраль Санкт-Петербург-Москва, по которой проносились скоростные ЭР-200 и элитные поезда России. Трудно поверить, что в Оксочах когда-то бурлила жизнь. Но вот здание вокзала. Деревянное, старое, оно заколочено, двери забиты старыми ж.д. щитами. До сих пор висит щит, предупреждающий о проходе скоростных поездов. И это – здание вокзала, между прочим, памятник архитектуры, о чем предупреждает табличка на здании вокзала! От станции мало что осталось: вижу гравийный пустырь, оставленный после ухода железной дороги, вижу одинокие столбы, фермы. Был удивлен наличием ж.д. переезда – разве на трассе Москва-Петербург не были ликвидированы все переезды? Сохранилось несколько ж.д. сооружений, рядышком обнаружил церковку, магазин. Иду дальше, вижу, что железка поворачивает налево, входя в новую кривую. Ага, вот это уже к реке Веребье! Здесь по гравийной подсыпке активно ездят автомобили. Выемка. Справа слышится подозрительный гул. Лезу туда и вижу, что наверху выемки располагается тяговая подстанция. Раньше основной ход располагался в Оксочах, а потом он ушел отсюда, а подстанция так и осталась! Вот кривая закончилась и вошла в прямой отрезок. Проехал автомобиль. Жарко. Душно. Устал.

И вот это наконец-то случилось! Река Веребья и знаменитая насыпь через речку! После поворота железка вышла на прямой участок. Но отсюда, из выемки, еще не видно, что это такое, и только когда я вышел на насыпь, я увидел всю грандиозность сооружения. Это было нечто, это был широкий овраг глубиной порядка 50 метров (так что стоящие у подошвы насыпи тополя касались верхушками вершины насыпи). Для Веребьи сквозь насыпь пробит тоннель – он был построен в середине 19-го века, и сам по себе представлял достопримечательность – с шикарной каменной облицовкой, с фрагментами перил на верхушке. Внутри когда-то проходил пешеходный мостик. Я видел его фотографии в Интернете, но сейчас, к сожалению, он уничтожен - от него мало что осталось, и даже если бы мне удалось пробраться через первые пролеты, в самом тоннеле я вряд ли прошел. А тоннель длиный, на том его конце ничего, кроме ярко-белого света и не видно. Вдоль реки Веребьи сквозь кустарники проходит тропинка. Ага, она выходит к оврагу на современном ходу железной дороги - было бы интересно пройтись по ней и выйти к современному путепроводу. Прежде чем уйти с оврага Веребьи, я решил спуститься по ту сторону насыпи. И если здесь спуск был более-менее культурным, то там не было даже тропинки. О да, это был экстремальный спуск! Под ногами осыпается щебенка, спуск крутой, а внизу еще кустарники и деревья. Наконец, спустился, осмотрел портал тоннеля, а рядышком обнаружил лужок со столиком и скамейками. Вот это сервис, спасибо :-). Кстати, только отсюда видно, как высока насыпь через веребьинский овраг – она настолько высока, что тополя достают до ее верхушки. А ведь сколько трудов в нее вложено, какие проведены земляные работы! Впечатлен!

Осмотр реки Веребьи завершен. На железку я решил не возвращаться – боюсь, на насыпь не поднимусь. Посему я вышел на шоссе и решил продолжить путь по нему, справедливо предполагая, что дорога приведет меня на станцию. Но по шоссе идти было много скучней, чем по железке. И если железная дорога шла напрямик, то шоссе шло в обход, и я потерял много времени на осмотр неинтересных мест. После моста через Веребью дорога поднимается в горку, здесь открывается красивый вид на находящиеся внизу Оксочи. Этот переход запомнился мне своей утомительностью – все-таки надо было идти по железной дороге. Но вот, наконец, это произошло – вот она, деревня Веребье! При строительстве дороги решили обойти деревню стороной, вот тут, на перекрестке, я и остановился: одна дорога идет к Мстинскому мосту, другая поворачивает в деревню Веребье. Фотографирую здания, наконец-то вижу слева высокий бетонный забор, а в ней – дыру :-). УРА!! СТАНЦИЯ ВЕРЕБЬЕ!! Вид такой же, как в Оксочах, разве что здесь станция была огорожена бетонным забором, и пустынная гравийная площадка, обнесенная бетоном, кажется еще нелепей, чем там. Ни следа и рельсов, но зато все те же столбы с фермами. Через некоторое время я вышел к бывшему вокзалу и ряду ж.д. построек. Стены и крыши ПОКА наличествуют, и по лестничному пролету пока еще можно забраться на второй этаж. Но внутри все уже разбито, как это умеют только в России… Похоже, был пожар, стены обгорели, а на полу устроена помойка, туалет, стены исписаны матом, чернеют обгоревшие подоконники, местами выбиты куски стены. Напротив здания вокзала небольшая водонапорная башня, еще один шедевр ж.д.архитектуры, находящийся в чуть менее плачевном состоянии. Впечатляет: столбы внезапно заканчиваются среди гравийной подсыпки, и на них лежат штабеля круглого леса. И если раньше железная дорога еще выделялась своей щебеночной подсыпкой и рядами столбов, то здесь, видно, и за них взялись – щебенку разгребают бульдозерами, а столбы вытаскивают. Похоже, я застал последние дни железной дороги Оксочи-Веребье, и через два года не останется и этого.

Но мой путь продолжался. Времени было полно, я с лихвой успевал на электричку, так что думал еще побродить по обрыву Мсты. До Мсты надо было пройти несколько километров, и я помню, с каким трудом мне дались эти километры. Но я шел, и я помню эту асфальтовую ленточку шоссе, ветляющую из стороны в сторону. Где-то на середине дороги обнаружил автобусную остановку на Городищи. Осталось всего ничего, и вот резкий спуск вниз, вереница дорожных знаков, автобус на Боровичи, и вот я выхожу на автомобильный мост через Мсту. Овраг такой же глубокий, как на Мстинском мосту, но автомобильный мост располагается ниже железнодорожного, поэтому нет того ощущения глубокой ямы, что поразила меня в электричке. Оба берега застроены многочисленными домиками, огородами, сараями – они следуют всем изгибам реки и уходят за ее поворот. Я так понимаю, это и есть местечко Мстинский мост, и вон за тем поворотом, согласно карте, находится остановка электрички.

И тут со мной случилось нечто забавное… Лично я во всем виню свои карты. У меня с собой была двухкилометровка Новгородской области, а та дорога, по которой я шел, отсутствовала на карте. Да и сам я дурак: ведь видел же дорогу, что спускалась с асфальта и шла вдоль Мсты! И я ведь думал свернуть на нее, колебался – но нет, не поверил ей, выбрав свою асфальтовую, думая, что она скоро приведет меня к Мстинскому мосту. Как я ошибался!! Обескураженным сим происшествием, дома я первым делом полез в Гугл.Мэп, и увидел, какой многокилометровый крюк я сделал! Мост через Мсту остался позади, дорога поднялась в горку и… ушла в лес! А дорога уходила все дальше и даже заворачивала направо, и я несся по нему километр за километром, и время стремительно утекало, и я начинал нервничать. Поворот за поворотом, шикарные болота, вот я натыкаюсь на дорожный указатель «М.Вишера, К.Колено». Гугл.Мэп потом покажет, что это была крайняя точка моего зигзага, после чего я пойду обратно, к Мстинскому мосту новым многокилометровым переходом. И вот он, спасительный дорожный указатель: «Мстинский мост – 0.5»!! Кидаюсь к часам: да!, я успеваю!! Отсюда я хотел пофотографировать железнодорожный мост через Мсту, еще тешил себя надеждой полазить по оврагу. Правда, берега оврага застроены огородами, домами да сараями, однако мне повезло, и я нашел где-то проход, и пройдя по нему, наткнулся на пустырь, сквозь который открывался вид на железнодорожный мост. Платформа уже забита народом (людей тут оказалось на удивление много!), и я делаю последние снимки мстинского моста. Скоро подошла электричка, и мы поехали в Питер.

 

И вот я в пути. Уставший, но довольный, мне теперь по барабану все контролеры. Впрочем, как раз сейчас проблем с ними не было, и до Питера я вообще доехал бесплатно :-). Вот мы проезжаем Малую Вишеру, фоткаю из окошка ее депошку – я тут когда-то даже был, и от этого места во мне остались самые позитивные впечатления :-). Волхов разливается огромными пойменными разливами. Сочная зелень, голубая вода, кустарники, и все это широкими пространствами – мне это нравится! Вот мы останавливаемся в Любани, будет большая остановка. Бегаю по станции, фотографирую возкал, памятник Мельникову, и вдруг… вижу тех двух парней, на которых я обратил внимание еще по пути в Веребье. Они БЫЛИ ТУТ, они тоже ходили по Любани и фотографировали станцию, подобно мне. Что-то тут не так, подумал я, и уже в поезде пошел с ними знакомиться. И когда я заявил им, что увлекаюсь железной дорогой, и что сегодня, «к примеру, ездил в Веребье», они удивленно переглянулись: «А мы тоже были в Веребье!». Они поделились своими мытарствами: оказывается, они бегали от контролеров из вагона в вагон, и как раз за это им и попало – с них снимали штрафы по несколько раз. В отличие от меня, вышедшего на 204-м километре, парни вышли на километре за Мстинским мостом. Таким образом, мы шли навстречу друг другу. Почему же мы не встретились? – ага, теперь понятно, ведь я за веребьинским оврагом спустился на шоссе и к станции шел уже по автодороге, тогда как они шли по железке. А как интересна была бы встреча на Эльбе, то бишь Веребьи! Ну а теперь мы встретились в вагоне поезда, делимся впечатлениями. Я показываю свои фотографии, они делятся своими цифровыми фотками. Вот так, в беседе мы и доехали до Обухово. Солнце к тому времени зашло за горизонт и начался теплый летний вечер. А мое путешествие в Веребье на том и закончилось.

 

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz