2007-05-01. Рыбацкое - Понтонная - Мга

Наконец-то я побывал на станции метро Рыбацкое! Поезд метро поднимается на поверхность, как в Купчино, тут большое бетонное здание уродливой архитектуры и совершенно ничем не примечательное. Осмотрел платформы Рыбацкого. Я слышал по телеку, что тут построили надземный переход, что платформы уже реконструированы, и это я действительно видел. Вот только платформы как не работали, так не работают до сих пор. Почему? В свете последних событий подозреваю, что тут устанавливают турникеты. Выход на платформы закрыт решетками, поезда все также проходят мимо. На площади Тепловозной улицы огромное количество торговых центров – ба, да тут целый торговый Клондайк! Помнится, тут когда-то был проход между ларькам – меня сопровождали милицаи в кутузку в Рыбацком (вау, был же такой замечательный эпизод в моей жизни!), однако сейчас этого прохода нет – все забито долго тянущимся металлическим забором. Подозреваю, что и скромного домика отделения милиции теперь тоже не существует – рядом с водонапорной башней строится большое панельное здание – очевидно, для железной дороги. Я вообще большой любитель водонапорок, а в Рыбацком это единственная достопримечательность. Прохода к железке тут все также нет, надо идти дальше. Имеется дорога очень плохого качества, похожий скорее на грунтовку – разбитый до щебня асфальт, лужи и колдобины. Справа куча гаражей, автомобили, кустарный авторемонт. Слева, за грязными лужами, помойками и кустарниками – трубопровод, далее – хрущевские панельные дома. Злая шавка, грузовик, снующие туда-сюда желтые маршрутки. Выбрался на их кольцо – посреди пустыря, рядом с серыми бетонными заборами предприятий сидят шофера маршруток и курят. Железнодорожный переезд, за ним слева – завод металлоконструкций. Перешел на ту сторону железки, где проходит длинная песчаная насыпь – похоже, хотят построить еще один путь на станции. Вот отходит подъездной путь в сторону Металлостроя, на большом зуме удалось заснять ТГМ4 с несколькими вагонами. Еще когда я подходил к ЗМК, видел, что туда ведет подъездной путь, а за воротами предприятия что-то усердно пыхтит. Я еще думал тогда подождать, пока из-за ворот что-то выедет. Не дождался. А оно выехало уже тогда, когда я был очень далеко от этих ворот. И был жутко раздосадован тем, что не удалось ничего заснять – ибо там тащился ТГК2 – редкость для наших мест.

Мост через Славянку интересовал меня давно, это одна из целей моего путешествия. Вот только заснять его надо как-нибудь со стороны реки, чтобы красивее было. С этой целью я совершил небольшую вылазку вдоль реки по левому берегу. Рельеф сложный, как будто после бомбежек. Впрочем, это все, возможно, чисто искусственное, дело рук человеческих – во многих холмиках были обнаружены погреба, ныне заброшенные. Зелень еще только начинает проклевывать, но ее еще мало – по сути, все вокруг еще голое. Траву начали беспощадно жечь, поэтому ландшафт предстает весь черным, а на ней лежит выпавший вчера снег! Пофоткал мост и пошел дальше. Далеко не ушел, ибо направо, в сторону Невы, отошел какой-то подъездной путь, и я решил осмотреть, куда он ведет. Подъездные пути мне вообще больше нравятся, чем магистральные ветки.

Сначала путь долго поворачивал направо, потом оставил слева от себя то загадочное предприятие, что видно из окошка электрички – за забором с колючей проволокой возвышаются многочисленные столбы ЛЭП, водонапорка, различные строения. Моя железка вышла к пустырю, справа наблюдаю маленькое здание подстанции. И хотя сегодня выходной, а там никого нет, я все же побаиваюсь туда идти – по опыту знаю, что в такого рода местечках обязательно найдется собака. Собака таки была, выбежала мне навстречу, только я, похоже, появился на граничной с ней территорией, так что выглядело все это забавно: она не набросилась на меня с лаем, как я того ожидал, но молча проводила меня до границы ее участка, там на перекрестке дорог отметилась и теперь, все также молча, стояла на страже, внимательно наблюдая за мной. В принципе, мне было бы все равно, вот только за подстанцией торчал какой-то трактор. Мне очень хотелось посмотреть на него, однако выйти к нему я не мог – он находился в сфере действия злой собаки. Как же выглядело это место? Грунтовая дорога, разбитая, искореженная грузовиками, пустырь, загаженный мусором. Болото, затопившее некогда бывшее плато кустарников – само по себе выглядит экологическим бедствием. В кустах торчит набекрень брошенный трактор. Слева – глухие заборы, за ними ржавые металлоконструкции. А главное – все в полном одиночестве и запустении. Железка идет дальше, поворачивает к Неве. Сейчас тут обосновались чайки, и болото белеет от многочисленных белых пятен чаек, сидящих на каждой кочке, на каждой веточке. Справа – застывший в ожидании рабочих бульдозер, засыпающий болото.

По железке я вышел к железнодорожному переезду, это Шлиссельбургское шоссе. Железная дорога осталась позади, но раз уж я тут оказался, назад я уже не пойду – я решил идти по шоссе вдоль Невы. Правда, сейчас тут ничего интересного – железка выходит к Неве, где виднеются заводские корпуса. Идти туда бессмысленно, поэтому некоторое время я шел вдоль шоссе, однако же постоянно путаясь в планах: идти ли мне к станции Ижоры (очень хочется заснять дорожный указатель «Ленинград», что стоит прямо у платформы), или идти вдоль Невы? Все-таки я решил идти вдоль Невы, благо что от нашего шоссе к Неве отходит автодорога, и я уже туда свернул. Увы, все побережье застроено автомастерскими, гаражами, самодельными эллингами, пилорамами и прочими маленькими заводиками. Это раздражает – такое красивое место, как Нева, застраивается!! Удалось подойти к реке, причем тут до меня что-то было, а потом исчезло – небольшой участок побережья был огорожен бетонными заборами, а сам берег вымощен плитами. Нева меня никогда не впечатляла – река не самая длинная, и ведь не самая широкая! И где она только несет свои воды – неужели только благодаря своей глубине и течению? Вид в сторону Питера: там проходит высоковольтка. Вид напротив – Невский лесопарк, на высоким обрывистом берегу проходит автодорога на поселок им. Свердлова, по окончании леса внезапно появился большой деревянный храм, ну точно как на Кижах. Оказалось, что Шлиссельбургских шоссе тут два. Одно из них, по которому я сейчас иду, было выстроено еще при Петре I и идет параллельно Неве – тот самый известный Шлиссельбургских тракт. Другой, поновее, построен отсюда в нескольких стах метрах. Сейчас я иду по старому Шлиссельбургскому шоссе. Местами мостовая выложена булыжником. Движение не особо оживленное – в нескольких местах дорога перегорожена бетонными блоками. Любопытна нумерация: в то время как по одной стороне идут трехзначные номера вроде 625-го дома (ого!), на другой стороне еще только 24-й дом. Оно и понятно: со стороны Невы не так уж и много построек, дорога проходит по берегу реки. Выход к Неве с этой стороны свободный, и лишь изредка он перебивается частными коттеджами. В одном месте даже пытались сделать какое-то подобие парка, как в Кировске. Но все равно все едино: хлам, мусор, свалка. По Неве плавают речные суда – фоткаю с удовольствием. На том берегу, как закончился Невский лесопарк, потянулись сплошняком дачи и коттеджи. Зрелище мне не нравится: россыпь хаотичного смешения самых разных стилей, цветов и форм; за ними открытые поля. Потом появились панельные многоэтажки – это уже поселок Красная Звезда, я там даже когда-то был. Вот так я добрался до большущей достопримечательности – Усть-Ижоры.

Усть-Ижора – место известное. Именно здесь проходила Невская битва Александра Невского. Недавно ему был поставлен памятник, работает большая церковь. Этот кусочек левого берега при впадении Ижоры в Неву должен быть яркой иллюстрацией к статье «19-й век». Как и в Заянье, так и здесь, я неожиданно вижу перед не одно здание, не два, а всю фоновую застройку конца 19-го века. Булыжниковая мостовая, на углу стоит двухэтажный каменный дом – ну точно с открытки. Напротив него еще один краснокирпичный шедевр, деревянные домики. Дорога спускается вниз, тут располагается каменная церковь - она отреставрирована совсем недавно, поэтому выглядит впечатляюще. Специально выложенная плитами тропинка ведет к памятнику Александру Невскому. Он стоит на гранитной набережной, в золотой нише, держа золотой меч. Через Ижору перекинут мост горбушкой. На том берегу Ижоры продолжение достопримечательностей - два каменных здания (одно из них – администрация Усть-Ижоры). Красивое отреставрированное здание, маленькие газончики, цветы, бюст Петру I, чуть поодаль – поставленный Екатериной II каменный обелиск крестьянам Усть-Ижоры, участвовавшим во время Савойской войны. Вся эта группа достопримечательностей произвела впечатление – я вообще люблю компактные поселения.

Куда дорожка дальше идет? Вскоре наткнулся на пром.предприятие, выходящее к Неве. Дорога ведет через ворота на завод, поэтому я последний раз вышел к Неве, скушал еще один пирожок, а потом вернулся к новому шоссе. Шоссе неожиданно вывело меня к железной дороге, проходящей на удивление близко от Невы, а там сразу платформа Понтонная. Ага, вот где я нахожусь! Что дальше? Возвращаться обратно к Неве? Нет, самая хорошая идея – пройтись от Понтонной обратно к Рыбацкому, уже по железной дороге, сделаю круг. Но внезапно подошла электричка в сторону Мги, услужливо остановилась рядом со мной. Это называется «черт дернул» – шмыг, забежал, поехал… А зачем я туда поехал, если собирался в другую сторону? – сам не знаю! Прошли контролеры, заплатил 20 рублей, сказал, что до Мги, и что странно, это было правдой.

И вот я во Мге. И что я тут, собственно, забыл? Сидел бы себе в Понтонной, пошел бы по железной дороге, а тут, знаете ли, уже все отснято! Во Мге я был много раз, и в прошлом мае месяце отснял все! А идти я решил на 45-й километр. На небольшом перегоне до 45-го километра снимать, по сути, нечего. Сейчас тут дорогу активно накатывают самосвалы КАМАЗ, ибо идет строительство. Будет путепровод над железной дорогой – на площадке бульдозеры, экскаваторы – проводятся крупные земляные работы, не иначе как насыпь. Фоткал ряд грузовых составов - движение на этой железной дороге очень оживленное. Но вот на подходе ко Мге застрял грузовой состав - горит красный светофор. Рядышком со мной остановился еще один грузовой поезд, за ним, отлично вижу, еще один. Я одновременно могу лицезреть аж три грузовых состава, торчащих у входа ко Мге! А какая пробка организовалась на 45-м километре – ужас!! Наконец, шлагбаум открывается и тут же, моментально, раздается звонок, шлагбаум закрывается. Один автолюбитель успел таки проехать, другие уже не могли, поднялись барьерчики и водилы заматерились - грузовые составы в сторону Мги идут один за другим. Со стороны Мги был замечен Д1 с крупным начальником – заснял еще на перегоне. На 45-м километре большущие толпы, а я вдруг вспоминаю, что со стороны Будогощи едет еще больше… Поэтому волховстроевскую электричку намеренно пропустил, поехал на следующей, которую пришлось ждать еще минут 20. Она была полупустой, там были свободные скамеечки, и я спокойно доехал до Обухово.

 

Кирилл Н.Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/, 14.05.2009

 

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz