titel.gif (1954 bytes)

2007-10-05. Трехдневное путешествие вокруг Ладоги

2007-10-05. Первый день путешествия: Санкт-Петербург - Волховстрой - Лодейное Поле
2007-10-06. Второй день путешествия: Питкяранта - Ляскеля

2007-10-07. Третий день путешествия: Хелюля - Сортавала - Лахденпохья - Ихола - Санкт-Петербург

2007-10-05. Первый день путешествия: Санкт-Петербург - Волховстрой - Лодейное Поле

Началось все вчера вечером, когда Артем позвонил мне где-то около полуночи и предложил объехать Ладожское озеро вокруг. Я немедленно согласился. На самом деле эта мысль циркулировала во мне давно. Хотелось посмотреть на Ладогу, хотелось посмотреть Карелию, ее ставшие притчей во языцех красоты, посмотреть на широко известные города Олонец, Питкяранту, Сортавалу, Лахденпохью. Но как туда ехать? – очевидно, только на поезде! Но вот проблема: через сутки на Петрозаводск отправляется поезд с прицепным вагончиком до Питкяранты. И билетов в продаже уже нет! Я жалуюсь Артему: что делать?! А ему все пофиг: встречаемся в 21.00 на Ладожской, там разберемся. И я достаю с антресолей свой уже закинутый на зиму рюкзак, в нем палатка, спальник, коврик, котелок. Быстро собравшись, обратив внимание на фотоаппарат – главную деталь моего туристского набора, двигаюсь в путь.

На Ладожской встретил Артема, и вот мы уже несемся на вокзал. Поднявшись на второй этаж, с присущим Артему пофигизмом обнаруживаем, что ни на один из поездов билетов нет. Ай, как интересно: поезд на Петрозаводск, поезд на Питкяранту, даже поезд на Пестово – и нигде нет билетов!! Что делать?? Находим автомат справок о наличии мест – как на канале Грибодедова, но автомат добрый, на всякий наш запрос он выдает какую-то ошибку, на чем и застревает. В полном недоумении, на каком же поезде есть места, мы встаем в очередь в кассы. А очередь длиннющая (такого не было даже на канале Грибоедова!!), и стоять тут по крайней мере час, а то и больше. Артем же был отправлен смотреть расписание электричек. Вот он возвращается довольный, говорит, мы можем сесть на электричку до Волховстроя, а там на месте разберемся, что делать, и на чем ехать. ОК, до электрички всего полчаса, и вот мы спускаемся через платформу поездов дальнего следования, переходим пути и поднимаемся на платформу электропоездов. Заваливаемся в третий вагон, через десять минут электричка отчаливает на Волхов.

На улице, очевидно, кромешная темнота, и смотреть там нечего, так что вплоть до Волховстроя время было проведено в приятных разговорах. Мы не виделись вот уже месяц, прошло много времени, есть что обсудить. В вагоне было очень мало людей, поэтому мы скинули рюкзаки на пол, а сами разлеглись на скамейках. Достали фотоаппараты и начали показывать друг другу наши фотографии. Я показывал Артему фотки из Любенска, Артем показывал фотки из своего путешествия по Уралу. Пробовали подремать – не вышло, и спать не хочется, и скамейки неудобные :-(. Контролеров так и не было, зато прошли милицаи. Побывали здесь даже торговцы, продавали газеты и мороженое. В оживленных беседах прошло три часа. В 23.45 мы приехали в Волховстрой. Вылезаем.

Вообще говоря, у Артема есть план. Если не удалось сесть в поезд на Ладожском вокзале, он хочет попытать счастья в Волховстрое. Де, напроситься к проводнице, может, пустит проехать до Лодейки – хоть за деньги, в купе проводников, но доехать во чтобы то ни стало! Правда, времени мало – мы приехали в 23.45, а уже в полночь ровно подойдет Петрозаводский поезд. План таков: несемся на вокзал, покупаем билет, бежим обратно на поезд – 15 минут вполне должно хватить. Прибегаем на вокзал, и вдруг… все кассы закрыты! Более того, оказывается, у кассы перерыв с 23.55 до 00.05. Но нет, видно, заметив наше нервное метание, кассирша появилась. Она заявила, что билет в прицепной вагончик до Питкяранты есть, но только ОДИН, а значит, нам не подойдет. Мы расстроились: нам же надо ехать вдвоем! Тогда Артем решил: ну что же, будет действовать наглостью, будем напрашиваться к проводнице в вагон. И мы вышли на улицу, и тут как раз подошел он - петрозаводский поезд, что мы оставили на Ладожском, что исправно догонял нас всю дорогу. Вел его ЧС7 – уже не тепловоз ТЭП70, на котором я когда-то катался! Где наш 25-й вагон?? Какой ужас!! – он оказался в самом конце поезда, и хотя поезд стоит на платформе аж 15 минут, мы понимаем, что нам надо пробежать весь поезд целиком, все 20 вагонов, а наш вагончик – ПОСЛЕДНИЙ. Понеслись! У нас рюкзаки, и хотя они не особо тяжелые, бежать с ними, да еще так далеко неприятно. Добежали до последнего вагона, там проводница. В дипломатические переговоры вступил Артем. На наш вопрос «Можно?» нам было отвечено просто: «ребята, вам маленько не повезло». Де, «идите покупайте билет. Нет билетов? Не мои проблемы». Огорченные, побрели мы с Артемом обратно на вокзал, когда вдруг ему стукнуло в голову: слушай, а давай купим один билет и поедем вдвоем! Мы разделились: я пошел на вокзал сторожить у кассы, а тем времене Артем вернется назад, договорится с проводницей, и в случае положительного ответа позвонит мне на мобильник, и я куплю билет. Время идет, Артема все нет, вот уже скоро и поезд отправляется. От делать нечего я спрашиваю в кассе, есть ли места в поезде Москва-Петрозаводск, что прибудет на станцию в 3.10? Меня заверили: да, места есть, все в порядке, покупайте. Я звоню Артему: напрочь Питкяранту, поехали в Петрозаводск, там тоже интересно. Если есть желание, сможем съездить в Суоярви. Но он упертый: мне нужна Питкяранта, я поеду туда несмотря ни на что, я турист!, я студент!, я еду в Питкяранту, пусть даже идти придется пешком! Короче говоря, поезд на Петрозаводск ушел, а Артем вернулся на вокзал. Он говорил с начальником поезда, тот предложил следующую комбинацию: можно взять билет на поезд Москва-Петрозаводск, выйти в Лодейном Поле. Там нас как раз будет ждать вагончик до Питкяранты – приехав с петрозаводским поездом в Лодейку в два часа ночи, он будет стоять аж до шести утра. Вот там мы на него и сядем. Там будет проще договориться с проводницей, ибо на магистральной ветке шастают всякие ревизоры (вот чего проводница боялась!), тут нельзя. А там уже договоримся. Сразу же до Лодейного Поля взяли билеты. Дорого, блин… До Петрозаводска билет стоит 300 рублей, а до Лодейки все 180 – сама кассирша сказала нам, что чем ближе, тем дороже. Ну ладно, пусть будет Лодейное Поле. Хорошо, когда человек не связан никакими там музеями, усадьбами, церковками. А мне все равно куда ехать! Еще на Ладожском меня радовал любой маршрут: Петрозаводск? Питкяранта? Пестово?? Приехали в Волховстрой. Всегда можно съездить на восток Лен.области, в Тихвин, Бабаево, Пикалево, пошататься по узкоколейкам. Приехали в Лодейное Поле. Если нельзя будет добраться до Питкяранты, ОК, можно будет пошататься по самой Лодейке, осмотреть окрестности – там красиво и интересно. Поезд ровно через три часа, и теперь нужно как следует убить эти три часа.

Чем же мы занялись? Прошлись по платформе, поднялись на пешеходный переход. Решили перекусить. Вокзальный буфет дико дорогой :-(. Маленькие пирожки с картошкой стоят по 18 рублей, а беляш – все 30. Впервые наблюдаю такой дорогой беляш :-(. Чай стоит все 9.50 – тут все цены явно завышены ровно в два раза. Однако я взял чай и два пирожка с картошкой – один пирожок сразу же забрал себе Артем ;-). Сыграли в города. Поездка в Казахстан пошла на пользу – я выучил целую кучу городов на А – Астана, Алматы, Атбасар, и городов на К – Капчагай, Кустанай, Караганды. Оттого и выиграл :-). Долго мы сидели на вокзале, а под конец даже задремали. Между прочим, ночевать на вокзале Волховстроя само удовольствие. В отличие от многих маленьких вокзалов – рассадников алкашей да блох, Волхов – цивилизованная станция, где можно безопасно и культурно отдохнуть. Волховстрой всегда поражал меня своим великолепием и чистотой – ну точно европейский уровень! С тех пор, как я поразился волховскому вокзалу, прошло лет пять, а он все не изменился – такой же яркий и нарядный, красивый, чистый, уютный. Тут полно света, тут следит за порядком милиция – вот она, все время ходит туда-сюда, есть даже специальный дяденька в камуфляже, внимательно рассматривающий зал. Круглосуточно работает кафе (дорогое), туалет (за деньги), кассы, справочное. Народу на вокзале довольно много, человек десять явно наберется. В общем, ночевать на вокзале Волховстроя хорошо и приятно, это вам не Луга ;-). Итак, подремали, потом проснулись, и в 3 часа рванули на платформу.

Вовремя – оказалось, что поезд Москва-Петрозаводск идет со стороны Чудово, то бишь сейчас он подойдет не со стороны Питера, а со стороны реки Волхова. Нашли наш вагончик – он опять оказался на том конце поезда, и нам пришлось бежать. В 3 часа ночи залезли в наш вагончик. Проводница проверила наши билеты, удивилась: «Как? До Лодейного Поля? А чего не на электричке?», на что мы отвечали, что электричка пойдет только утром, а нам ждать неохота. И вообще: ей-то какое дело, если билеты есть! Мы нашли наши местечки – одно место внизу, другое наверху. Вообще, поезд оказался совершенно пустым – по крайней мере треть мест, если не половина пустовала. Так странно это было наблюдать: в поезде Питер-Петрозаводск забита все, зато в Москве-Петрозаводск забита лишь половина… Это был фирменный поезд, поэтому тут было гораздо чище, и гораздо лучше, чем в том же ржаво-гнилом поезде Питер-Астана. Фирма!! Я завалился на верхнюю полку, мы еще должны стоять в Волховстрое полчаса, и прибудем в Лодейку через полтора часа – значит, я могу два часа поспать. Между тем не особо и спалось – вроде держишь под контролем все происходящее вокруг, вроде бы слушаешь, а потом оказывается, что ты дремал, и в таком состоянии провел уже два часа. Среди ночи в нашу купешку пришла проводница: Лодейное Поле, кто до Лодейного Поля? С трудом растолкал Артема, и вот через пять минут в окошке появились огни Лодейного Поля, и вот уже появилась станция. Мы тут выходим не одни – вот еще мужик с большим рюкзаком впереди нас. На часах где-то около половины шестого. А интересно, что почувствовали наши соседи по купешке? Они ложатся спать – никого. Они просыпаются – никого. Однако же они должны запомнить, хотя бы на подсознательном уровне, что ночью к ним кто-то приходил, шубуршался, раскладывал рюкзаки, залезал на верхнюю полку. Но они просыпаются и видят, что никого НЕТ. Так что же это было??

Лодейное Поле!! Наконец-то я здесь!! Свершилось!! Уж сколько раз проезжал мимо. А сколько? Один раз – на теплоходике во время круиза Валаам-Кижи-Петрозаводск. Второй раз – на поезде в Петрозаводск. Но в Лодейном Поле побывать так и не удалось. И вот я прибыл сюда посредством железной дороги, теперь мы вдвоем с Артемом на ж.д.станции, которая, увы, не блещет той роскошью, что вокзал в Волховстрое. Вокзал в Лодейном Поле интересен тем, что он двухэтажен, причем выход с платформ на второй этаж, а там в полудвальчике - первый. Большой, просторный, впрочем, чисто советская постройка, выглядит неуютно: людей мало, если не считать двух отъявленных алкашей, тусующихся на платформе и одного в здании вокзала.

А где наш вагончик на Питкяранту? Осмотрели все пути, однако не нашли ничего похожего, и только тогда согласно правилу исключения определили, что два одиноких вагончика, отцепленных от состава, и стоящих поодаль от станции, и есть наши вагончики. Там они и спят все четыре часа, пока в шесть утра к ним не прицепят тепловоз. Я предлагал зайти на вокзал, поинтересоваться билетами, однако Артем сразу же побежал к вагончику. Там какая-то женщина уже стояла у дверей и ожидала посадки. Говорит, поезд отправится через полчаса, а в вагоне еще все спят, в том числе и проводница. Но нет – ждать не пришлось! – легка на помине, проводница сразу же появилась и открыла дверь. Мы сразу же забрались. Меня это удивило – у нас не спросили билетов, нам ничего не сказали, нас просто вежливо встретили (вежливо!) и проводили в вагон. Мы не пошли далеко – первая же купешка за проводниками была пуста, и мы, довольные таким счастьем, упали на первое и второе места. Но не тут-то было! Вслед за нами сел какой-то рыболов с большим рюкзаком. Потом побежала проводница: где ваш билет? Та легкость, с которой нас пропустила проводница, эти пустые места навели меня на приятную мысль, что это пригородный поезд, на который может влезть сколь угодно много людей. Но нет, я ошибался! Проводница появилась и в нашей купешке: предъявите ваши билеты! Артем молчит. Она повторила свой вопрос, потом в третий раз. Артем продолжает молчать, как партизан, и тогда пришлось отвечать мне: у нас нет билетов! Тогда проводница выгнала нас напрочь, и Артем, все также молча понуро потянулся на выход. Вся прелесть положения была еще в том, что вокзале имелись билеты на поезд до Питкяранты. Купив их за 180 рублей (с точность до 30 копеек столько же стоил проезд от Волховстроя до Лодейного Поля), мы пошли обратно на поезд. Не понимаю я логики Артема: в Волховстрое он потащился на вокзал, потом – на поезд, а здесь наоборот – на поезд, а потом на вокзал. Приехав в Лодейку, он сразу заявил: напрочь вокзалы, я лучше знаю, я буду говорить с проводницей! И не знал, что на вокзале можно спокойно купить билет :-). И вот мы снова в вагоне, вот, гордые, показываем проводнице билеты: ЕСТЬ!!, вот едем в Питкяранту. Забавно, что билеты выданы на те самые первое и второе места, куда мы было завалились. Впрочем, поезд еще будет стоять полчаса, и мы решаем перекусить. Я достал бутерброды, огурчики, помидорки, Артем сделал чай, и мы немного позавтракали, вместе с тем активно обсуждая прошедшее и будущее. А теперь мы ложимся спать. А спать мы можем очень долго – в Питкяранте будем только в 11.10. Спи – не хочу!!

И вот мы тронулись в путь. Артем уже залег спать, а мне все не спалось. А ведь мы уже тронулись в путь, уже едем! Я смотрю в окошко и наблюдаю, как мы проезжаем Лодейное Поле: море огней, депошки, сараи, металлоконструкции. Я с удовольствием рассматривал все это. А потом – река Свирь и тот самый мост через Свирь, что я когда-то фотографировал с борта теплохода «Александр Попов». Прямо дежа-вю какое-то: я наблюдаю ту самую большую высокую трубу, море огней, отсвечивающих в Свири. А вот мы едем по ж.д.мосту, и мимо проносятся фермы подъемного моста, а внизу отсвечивает река Свирь. Красотища!!! Через несколько часов мы будем в Питкяранте. Едем!

2007-10-06. Второй день путешествия: Питкяранта - Ляскеля

Сон не был глубоким, что очевидно – в поезде невозможно выспаться, тем более мне – все мои предыдущие поездки на поездах показали это с очевидностью, и эта тому не исключение. Заснув около шести, я проснулся только около девяти часов. Проснулся где-то за Видлицами, потом была Салми, далее – бесконечные опы, крохотные полустанки, пока мы не доедем до Питкяранты – вторая после Олонца крупная станция на этой ветке. Нам много говорили об Олонце, говорили и сегодня, и завтра, но нам пришлось лишь сожалеть: увы, проспали. Да и не увидели бы ничего – ночь была! Ну а сейчас за окошком елки да сосны, и больше ничего. Ветка, по которой мы едем, третьестепенной важности, поезда тут ходят редко. Один пассажирский поезд до Янисъярви раз в сутки да несколько сборных да вертушек с небольшим количеством вагонов. Но тем лучше! Подобно ветке Тихвин-Будогощь, подобно другим малодеятельным, редкоиспользуемым веткам, находящимся в далекой глуши, интерес мой к ним только возрастает. Наш поезд едет со скоростью 30 километров в час – сосчитал по километровым столбикам. Это очень медленно – тащимся, как черепаха, собственно, потому и едем вот уже который час. Природа подступила вплотную к железной дороге, иногда даже ветки деревьев хлещут по вагонам. Там сосны, ель, иногда попадаются настоящие карельские красоты – большое количество раскиданных по земле камней. На столике лежит карта Карелии, водя по ней пальчиком, соображаю, где мы едем и что будем проезжать. Карта не врет – она показывает нам и ручейки, и ЛЭП, и речки, и автомобильные дороги – и мы действительно наблюдаем их в реальности. Артем сбегал открыл окошко напротив туалета – мы туда ломанулись и сделали несколько снимков из окошка. Оказалось, что наш поезд из двух вагончиков ведет М62 – дымит, как паровоз. Самого Ладожского озера отсюда не видать, однако параллельно нам идет автодорога. Она никак не может идти параллельно нам – она постоянно пересекает нас, переездов тут уйма. Очень тихо, медленно, а ведь поезд еще и опаздывал на 40 минут, мы добрались до Питкяранты. Выглядываем в окошко и видим большой завод с дымящей трубой – ОК, значит, прогулка будет интересной. На часах 11.50, начинаем изучать новые для себя места.

   

Увы, на улице пасмурно, хоть и без дождя – и на том спасибо. Самое забавное то, что с утра собиралась хорошая погода. Ночью небо расчистилось, и уже в Лодейке зажглись первые звездочки. И когда я проснулся, а на улице уже был день, я заметил, что облачка собирались легкой полупрозрачной пеленой барашками. Это хороший знак – значит, солнце скоро разметет эти облака, и настанет хорошая погода. Я было обрадовался, а зря – на миг воцарилась хорошая погода, а потом облака стали сгущаться, пока не нависли сплошной темно-синей пеленой. В Питкяранте было пасмурно.

Первым делом мы отошли и сфотографировали машку с двумя вагонами – наш поезд на Янисъярви. Поезд стоял тут минут десять, так что мы успели сходить на вокзал. Вокзал не особо красивый, современный, из красного кирпича. Зайдя внутрь, мы обнаружили ко всему комфортный зал ожидания и кассы, одну железнодорожную, другую – автобусную. На железнодорожной кассе расписание единственного на этой ветке пасс.поезда, у автобусной – расписание автобусов местного автопавильона. Автобусов на Сортавалу много, но… - увы!, последний из них уходит в час дня. А нам надо хотя бы в три. Теперь уже ничего не поделаешь, будем добираться на Сортавалу автостопом. Выйдя на перрон, мы обнаружили все тот же еще не ушедший поезд – машинист с помогалой выбрались на улицу, что-то орудовали у локомотива, что-то заливали. Ну вот теперь, проводя поезд, сделав кой-какие снимки и видео, мы отправились изучать город и станцию. Станция не шибко большая. Краснокирпичное здание вокзала – тут же и ДСП, и другие службы. Несколько путей, сейчас тут стоит несколько вертушек с щебенкой. Оно и понятно – рядышком находится карьер, и все эти вертушки оттуда. Напротив вокзала, у переезда, большая достопримечательность – какой-то сарай, очень напоминающий обрубленный кусок от круглого депо. Теперь от него осталось только два стойла, перед ними – поворотный круг. Подъездной путь к большому заводу, находящемуся за проливом, на острове. Станцию мы решили оставить на потом, а сейчас нам нужно отовариться. Собрав наши рюкзаки в последний момент, мы не захватили с собой продовольствие – а ведь мы хотим кушать! Одна из улиц отходит прямо от вокзала, на ней стоит несколько пятиэтажных строений, дорога медленно поднимается в гору. Заходим в магазинчик, где останавливаемся уже надолго – берем с собой макароны, рис, тушенку, масло, сахар, соль, а еще кефир и большую груду пирожков. Пирожки стоят всего-то по 7 рублей – это вдвое дешевле вокзального буфета в Волховстрое. Отоваривались долго, так что продавщица даже спросила нас: в какой поход собираетесь? Очень симпатичная была продавщица, кстати говоря…

           

Ну что же, теперь давайте осмотрим город. Поднявшись по улочке наверх, мы очутились на улице, идущей параллельно озеру. Тут памятник погибшим в ВОВ, пушка. По пути зашли в магазин хоз.товаров и товаров для рыболовов-охотников, где обнаружили карты Карелии. Я купил себе три карты: по Лахденпохье, Сортавале и Питкяранте – все они были по 50 рублей. Пройдя этой дорогой (вообще говоря, главной в городе), по сути, осмотрели весь город. Очень маленький, провинциальный, он состоял из небольшого числа городских панельных домов на пять этажей. Администрация, памятник Ленину, флаги России и Карелии. Площадь слишком большая для такого маленького города – да она уже вся зарастает. На той стороне площади – памятник погибшим в ВОВ. Рядышком Дом Культуры. Там проходит какой-то праздник, из динамиков доносится голос массовика-затейника, раздают призовые места детишкам согласно их возрастным группам. После мы спустились с горки и направились осматривать первую половину станции. Вот здесь мы обнаружили первую, и главную достопримечательность станции – настоящий рабочий СЕМАФОР. И только тут я вспомнил, чем примечательна ветка на Янисъярви. Дело в том, что только здесь, только на этой ветке Северо-Запада (и нескольких других, но всех их можно пересчитать по пальцам одной руки) сохранились семафоры. Причем не только сохранились, но несут исправную службу сигнализации на железной дороге. Еще одна такая ветка – Чагода-Сазоново, это еще одно место, куда я хотел съездить многие годы. Но я смотрел фотографии в фотогалерее. Я дико завидовал людям, потому что не мог понять, как туда вообще можно доехать – это только с машиной, только на несколько дней, но это было так далеко от Питера, это была такая глушь, что я, похоже, никуда туда не попаду… Мечты сбываются, я своими глазами наблюдаю семафорную сигнализацию на железной дороге. Подошли к семафору, осмотрели в деталях, отсняли множество кадров. Оказывается, где-то там далеко находится будка железнодорожника. Он выходит и крутит ручку, от которой на семафор сигнал проходит посредством стального каната, иногда довольно длинного. Например, в Ляскеля, где мы сегодня были, это расстояние достигало чуть ли не 500 метров. Итак, отфоткав большущую достопримечательность Питкяранты – семафор и проводив прошедшую вертушку, мы побрели к большому заводу, только завидев который из окошка поезда, мы воскликнули: вау, да это действительно большой город, раз здесь есть такой большой завод! Завод находится на острове, отделенным от материка протокой. Выйдя к автомобильному мосту, наблюдали маневры тепловоза с вагончиками, что попеременно въезжал на мост, а потом возвращался назад, на территорию завода. Карельское побережье Ладожского озера в корне разнится от Ленинградского – если там равнина, песчаное побережье, болото, то здесь камни и скалы. Все же мы наблюдали в Ладоге большое количество маленьких островков, каждый из которых был скалой, вырастающей из глубин Ладоги. Очень красиво, но, увы, разойтись тут не удалось – тут все застроено гаражами, складами, предприятиями, а чуть дальше и того хуже – частные домики да огороды. Вот тут, у моста, мы и присели, достали наши кушания, попили, поели, да отправились обратно в город.

         

           

         

     

Дело в том, что Артему ужас как хотелось посмотреть краеведческий музей. Музей мы нашли, благо что на дорогу выглядывал указатель «Музей». А сам музей был закрыт. Здание хоть и старое, но совершенно убитое. А главное – это расписание работы музея: только по будним дням, с 10 до 16. А по субботам и воскресеньям – выходной :-(. Я не особо и расстроился, ибо ничего и не хотел, а вот Артем был ошарашен. Теперь мы снова вернулись к перекрестку с пушкой, только на сей раз завернули налево, где обнаружили православную церковку. А больше нам ничего и надо. Вокзал, ж.д.станция, завод, Ладога, администрация, главный проспект, памятник Ленину и погибшим в ВОВ, церковь, музей – отфоткали все, что только можно. Теперь пора и дальше ехать. Мы снова вышли на станцию, ибо надо исследовать вторую половину станции, да по ней мы выйдем к автодороге на Сортавалу, куда поедем автостопом. На станции не обнаружили ничего интересного, разве что видели за горловиной второй семафор – он находился подальше от глаз людских, и тем более от железнодорожников, так что мы остановились здесь надолго. Через некоторое время прошел тепловоз М62 с составом. Все, Питкяранта осмотрена, все позади, и мы движемся к Сортавале. Автостопом.

         

         

       

Машин было много, и практически сразу остановился какая-то легковушка. В ней ехали двое мужиков, они сказали, что едут до Импалахти, так что где-то ссадят нас на середине пути. Но нам все равно, куда ехать – там словить другую машину будет проще, чем здесь. Только сев в машину, конечно же, представились, кто мы и откуда едем. Де, туристы, едем вокруг Ладоги, очень красиво, очень нравится. Мужикам наши затеи понравились, они радостно кивали головами: да, да, как интересно!, поэтому довезли нас бесплатно (жаль только, что недалеко), и с теплотой душевной простились: ребята, приятно было с вами поболтать, удачи в ваших путешествиях, до встречи! По дороге мы не встретили ни одного населенного пункта, зато пересекли железную дорогу (был путепровод) и еще проехали пристань, где стояли суда и высились горы щебня. Но вот наша дорожка вынырнула на могучее чисто европейское шоссе – по несколько полос в каждую сторону, с разметкой, с полосами, со стрелочками. Как мы были ошарашены, увидев в такой глуши такую мощную дорогу! Водители рассказали, что это фины попытались построить шоссе Вяртсиля-Петрозаводск. Практически сразу же по выезде на шоссе водилы сбросили нас. Сами они завернули на Импалахти, а мы остались стоять у перекрестка. Тут мы немного постояли, залезли на расположенные рядом скалы, пофоткали и пофоткались. Между тем поток машин, кажется, был еще меньше, чем в Питкяранте. Однако же нам повезло – машину поймали уже минут через пять, а то и меньше, и вот мы уже едем дальше. Водитель был один, он сказал, что довезет нас до Ляскеля, хотя мы просили довезти до Сортавалы. Итак, мы снова в пути, снова проносимся сквозь скалы, шхеры Ладоги, и вот, наконец, нас ссаживают в Ляскеля. Последующие два часа мы будем осматривать здешние достопримечательности.

   

Открытие свершилось сразу – мы вышли на автомобильный мост, и тут нашему взору предстал он… Если я скажу просто «целлюлозно-бумажный комбинат в Ляскеля», это не передаст того восторга, что мы испытали. Просто вы не знаете, что там было ;-). Все ЦБК для своей нормальной работы требуют изрядное количество воды, поэтому не удивительно, что ЦБК находится на берегу озера. Точнее говоря, на берегу реки, впадающей в озеро. Вот она – с одной стороны моста она тихая, спокойная, зато слева… Мост работает в качестве плотины, и слева открывается масштабный водопад перепадом, наверное, метров десять. Такого дикого количества воды, с силой и ревом низвергающегося вниз, я в жизни своей еще не видел. Такого не было даже в Алмате! Хотя… Вот если бы ту речушку Тургень спустить с такой высоты, думаю, был бы тот еще водопадик… Вся река густо усеяна камнями и осколками скал. Шум, рев, грохот, брызги. Экстремалы могли бы тут кататься на байдарках – экстрима выше крыши! Еще полчаса мы изучали этот водопад. Спустились рядом с мостом. Это сложно: мало того, что мы с рюкзаками, так еще и земля скользкая: в Ляскеля прошел дождь, кругом лужи. Потом мы прошлись вдоль водопада поближе к Ладоге. Тут остановились надолго, сбросили рюкзаки и пошли лазать по скалам. Видно, что проводились целенаправленные взрывные работы, пробивались протоки. Что касается ЦБК, то он находится по ту сторону речушки. Сейчас он заброшен. Прямо в воде, на мощном каменном фундаменте, стоит высокое кирпичное строение явно дореволюционной постройки. Рядом с ним бассейны, другие кирпичные строения, сооружения – ныне все развалившееся. Проведена система водоотвода, и по верху деревянных лотков все еще бежит вода. Да лотки все прохудились, и вода даже не доходит до слива – проливается в щели меж досок. Картина живописнейшая: вдающееся в озеро высокое дореволюционное кирпичное строение, за ним озеро, высокая скала, взращенная елями, потом шхеры, извилистая речушка, наконец, длинный ж.д.мост через реку. Молодец водила, что высадил нас здесь, ай молодец!!

         

         

Но нам пора идти дальше. Поднялись на горку, спустились, и увидели одинокий подъездной путь. Средь жухлой травы, мимо двух покосившихся столбов, привели нас рельсы к станции Ляскеля той самой железной дороги, от которой мы ушли, и к которой снова пришли – дороге на Янисъярви. Однако же тут три пути, и даже здание вокзала, и даже водонапорная башня рядышком! Кто-то отгрохал явно непомерный для этих мест краснокирпичный гигант вокзала, и вот теперь это здание законсервировано, окна заколочены, а все входы и выходы уже давно поросли не травой, а кустарниками и маленькими деревцами. Мы решили дойти хотя бы до горловины станции, и тут обнаружили будку, очевидно, закрытую на замок. От будки далеко уходили стальные тросы сигнализации семафора. Его отсюда видно не было – похоже, он располагался за поворотом. Идти было далеко, и мы решили сбросить наши рюкзаки, чтобы дойти до семафора налегке и осмотреть его. О да, посещение этого семафора оставило во мне большие впечатления! На протяжении нескольких сот метров (!) от будки к семафору проложена сигнализация. Она состоит из большого числа столбиков, на них шкивы, через них переброшен стальной трос, передающий натяжение. За поворотом, на скале, расположен собственно семафор. Вокруг камни, обломки скал, внизу у железной дороги верховое болото, и через него, рядом с железкой, стоят покосившиеся черные столбы. Теперь уже пошли назад. Подобрали рюкзаки, прошли всю станцию насквозь. Видели здание ДСП – обычное ж.д.деревянное здание с вывеской, тут же импровизированный перрон со скамейкой. Рядышком – подъездной путь к заводам Ляскеля, тут стоит несколько вагонов с лесом. Значит, какое-то движение есть… Станция закончилась, и мы пришли на другую горловину, вышли на путепровод. Артем уже думал спускаться вниз, но я прошел еще немного, дабы сфотографировать еще один семафор, стоящий по ту сторону путепровода. Он тоже стоит на повороте, только кругом поля, поэтому видно его издалека.

       

           

         

До сих пор нам везло с автостопом – нас подвезло уже две машины, и на их ожидание не ушло особо много времени. Однако же в Ляскеля нам пришлось стоять порядка получаса. Вот тут, за путепроводом, с прекрасным видом на семафор, на полях, где дорога уходит дальше, в лес, где бродят коровы, вот тут мы и остановились. Машин было мало. Артем было разглагольствовал о пользе автостопа и о его правилах, и действительно, где-то через полчаса ляскельского стояния остановилась машинка. То были какие-то местные техники, их транспорт был подготовлен для местных летучек, там был сделан маленький столик, вокруг него диванчики – все в масле, грязное, жирное. Мы представились: туристы!, и опять же встретили со стороны водилы полную поддержку и понимание. Артем озвучил мысль: нас не обязательно везти в Сортавалу, мы, пожалуй, остановились бы где-нибудь на полпути. «А кстати, вы не знаете, случаем, хорошую туристскую стоянку на берегу Ладожского озера?». То были местные жители, причем хорошо знакомые с рыбалкой и охотой – они знали и свой район, и дорогу, поэтому радостно закивали: конечно, знаем, покажем самое лучшее место! И показали. Душевные люди, с таким пониманием, с таким чувством отнесшиеся к нам, что аж гордость взяла за Россию, где такие люди живут :-)

Но вот нас высадили на удобной стоянке, и мы начали готовиться к ночлегу. Место было действительно хорошее – маленький скалистый мыс вдавался в Ладожское озеро. Большие скалы, камни, сосенки – Артем в восторге. Вот только стоянок до нас тут была куча и больше – кругом остатки кострищ, а также горы мусора. Тут мы начали готовиться к ночлегу. Автодорога в этом месте проходит по скалистому берегу Ладожского озера. В самом озере большое число островов и островков – в сумерках это выглядело особенно красиво. Когда стемнело, стала видна засветка от крупных населенных пунктов – от Сортавалы, от Хелюля, и еще одно нераспознанное нами пятно. Потом уже стало особенно темно – в 10 часов мы залегли спать. Артем хочет проснуться в шесть утра, хотя зачем? – а черт его знает…

           

2007-10-07. Третий день путешествия: Хелюля - Сортавала - Лахденпохья - Ихола - Санкт-Петербург

Как и полагается настоящему туристу, Артем проснулся в шесть утра, я же отсыпался до семи. С удивлением отметил, что на улице тепло. Наверное, все дело в Ладоге: вода обладает повышенной теплоемкостью, и ночью она отдает свое тепло окружающей среде. Мы начали медленно собираться, причем очень медленно – на это ушло минут 30. В самый разгар нашего собирательства появились рыбаки. Артем продолжал химичить у костра (он хотел сделать чай), я собирал палатку, как вдруг к нам подъехала машина, из нее вышли два мужика, достали резиновую лодку, с любопытством посмотрели на нас: «Чего вы так рано проснулись?», да ушли к озеру. Мы продолжали тормозить, как вдруг появились еще одни туристы. Они уже были настоящими культурными туристами – приехали на машине, заехали на наш пятачок, обошли все, залезли на камушек, перекинулись с нами фразами: туристы, да? – сели в машину, да укатили. К этому времени уже окончательно рассвело. Правда, небо было все таким же пасмурным, и такая же погода – промозглая, сырая. А впрочем, вот уже и дождь закапал. Еще раз отфоткав картинки Ладожского озера, мы вышли на дорогу. Все, едем в Сортавалу.

Машин было относительно много, и мы, подождав минут 10, все-таки выловили одну. Впрочем, водила ехал только до Хелюля, мы и на том сказали спасибо, там придумаем что-нибудь. И вот мы двинулись в путь, и именно тут я впервые познакомился с красотами Ладожского озера, с красотами Карелии. На карте хорошо видно, что автодорога идет берегом Ладожского озера, и если раньше между нами еще была зеленая полоска деревьев, то теперь пропала и она. Северное побережье Ладоги разительно отличается от южной. Если с юга равнина, то с севера знаменитые карельские скалы. Конечно, тут нет гор, как в Алмате. Карельские скалы ледникового происхождения: отступая, тяжелый километровый ледник расцарапал землю, и будто своими когтями, разодрал землю до основания. Глядишь на озеро, и видишь перед собой чуть ли не флотилию парусников – в перспективе теряются многочисленные островки, и везде скалы, густо усеянные хвойными породами.

Хелюля. Как и в Ляскеля, мы не знали, что делать и куда идти, однако в руках была карта, и мы с удовольствием узнали, что в Хелюля есть железная дорога, и есть своя ж.д.станция. Нас высадили точно на перекрестке, пять минут – и мы на ж.д.переезде. За ж.д.переездом маленький заводик, то ли склад, то ли гараж, за ним возвышается очередная карельская скала. По сторонам – двухэтажные деревянные бараки, здания уникальные хотя бы тем, что в Лен.области я их вижу редко – похоже, все они довоенной постройки, а в Лен.области они все разорены войной. Вышли на железку. Видим: станция, там уже стоит ТЭМ2, дизель работает, тепловоз готовится в путь. Но прежде чем идти на станцию, решили посетить мостик через реку. Тут есть стрелка, подъездной путь уходит вправо – в Карелии, кроме леса, любят добывать щебень – наличие скал влечет за собой наличие щебня :-). Но стоило только вернуться к станции, как на моих же глазах синий маневровый загорелся белым! Вау, сейчас что-то поедет! И правда, в путь двинулся ТЭМ2 с составом, что мы видели на станции. Очень красивое деревянное здание вокзала, вывеска Хелюля. В окошке, кстати, висит расписание поездов (по станции Сортавала), из которого мы узнали, что поезд из Сортавалы выходит аж в пять часов. А сейчас дай Бог еще десять часов утра… На станции присутствует пасс.платформа, очень низкая, но длинная. На путях два состава. Хорошо, что полное отсутствие людей, и уж тем более охраны – именно тем мне такие крохотные станции и нравятся, что нет ВОХРовцев. Фоткай, что хочешь!! Мы прошли дальше, как заметили, что красный сигнал светофора сменился на зеленый. Вау, сейчас что-то поедет! Мы как раз дошли до конца составов, когда издали донесся гул приближающегося тепловоза. Вот появилась машка с вершуткой щебня. Довольные такой встречей, пошли к горловине. Железная дорога сделала еще один поворот, после чего пошла налево, в сторону еще одной высокой горки, возвышающейся над Хелюля. Артем выдвинул идею залезть на высокую гору, и теперь мы тащились по тупику, а потом слезли с него, да пошли напрямик через пашню, по грязи. Прежде чем лезть на ту высокую гору, запримеченную Артемом, хорошо было бы залезть на горку поменьше, что находится здесь же, у железной дороги. На высокой скале расположен памятник погибшим в ВОВ, пушка времен войны. Скалы скользкие, а на плечах рюкзаки, а ручки марать не хочется - залезать трудно! Но так или иначе, мы поднялись на верхушку горы, и там осмотрели пушку. Скала хоть и невысокая, однако же расположена на открытой плоскости, поэтому панорамы отсюда красивейшие. Правда, все затянуто дымкой – временами идет очень слабый дождь, то идет, то перестанет, поэтому дали пропадают в туманной дымке – тем лучше, прорисовывается глубина. За железной дорогой распологается большое озеро. Со стороны Хелюля – шоссе, высокая гора. К шоссе отсюда выйти невозможно. Об этом так мечтал Артем, а теперь оказалось, что между нами расположились дачи и огороды, пройти, похоже, нет никакой возможности. Ну, значит, на гору и не полезем. На скале были обнаружены доты. Судя по тому, что они обращены на юг, делаем вывод, что они финские. Зашли внутрь, но там свалка да туалет. Артем все мечтает: вот если бы тот состав мы встретили здесь, а не на станции, какой шикарный был бы снимок!! Что ж, ему повезло: пока я перекусывал, Артем дождался свой тепловоз :-).

         

         

     

Прежде всего предстояло слезть со скалы, что тоже далось не без проблем. Потом – пробраться сквозь камыш к железной дорогое. Но вот мы вышли на железку и вот мы идем к ж.д.мосту, как слышим появление далеких гудков – скоро появится поезд! Мы побежали, стремимся занять более удобную позицию. Но это бесполезно: здесь мы на насыпи, слезать некуда, а за мостом только хуже, там канавы и тростники – куда лезть? Тепловоз приближается, времени уже не было, и я просто перебрался через канаву, да оттуда, сквозь листву пожелтевших деревьев, снял хорошее видео. Особенно мне понравился заключительный момент, когда тепловоз оставил после себя завихрения воздуха, когда пошел настоящий листопад. Покончив с Хелюля, мы отправились в Сортавалу. Ловить машину уже бессмысленно, ибо Сортавала начинается буквально за поворотом – мы уж лучше пешочком прогуляемся, город посмотрим.

         

И действительно, за поворотом нас ждал указатель «Сортавала». Что делать дальше, куда идти? Я предлагаю сразу же идти на вокзал. У Артема же, как всегда, планов громадье, он прежде всего хочет осмотреть сортавальский краеведческий музей, и даже бабок каких-то остановил: где у вас тут музей? Я был против, но Артем, достав карту, выдвинул убийственный аргумент: чтобы дойти до вокзала, надо пройти ВЕСЬ город целиком. Увы, я был вынужден согласиться: музей так музей… Местные жители говорили нам о старой и новой частях города, и это действительно так. Сначала мы шли по новому городу: вдоль городской улицы стояли большие панельные многоэтажки. В целом Сортавала понравилась мне больше Питкяранты. Питкяранта – городок современный, он какой-то советско-провинциальный, и тем самым к нему испытываешь отвращение – убогие панельные домики, деревянные домишки, сарайчики, силикатно-кирпичные сараи, бетонные заборы. А вот Сортавала – совсем ином город. Его современная часть, хотя и застроена панельными многоэтажками, симпатичней Питкяранты – здесь все расположено по-городскому компактно. Что касается центральной части, старого города, то я бы назвал его «маленьким Выборгом». Вроде бы маленький, миниатюрный городок с небольшим населением, однако же в центральной части имеются старинные постройки 19-го века, как кирпичные, так и деревянные, здание банка (памятник архитектуры), пожарная каланча – все финской архитектуры. Получилась маленькая копия Выборга – рядышком просторы Ладожского озера, и рядышком пристани, и железная дорога, и главная достопримечательность Карелии – скалы, и масса маленьких островков на Ладоге, и посреди этого, на скромном пятачке близ главной дороги – Старый Город. По тротуарам ходят молодые женщины с колясками, с маленькими детьми. Автомастерская. Рекламная растяжка (!), гласящая о ресторане. Гостиница, изобилие финского языка. Частенько попадаются финские номера автомобилей. Мы прошли новую часть города, спустились с горки и вышли к автомобильному мосту. За ним простирается старая часть города. Это был очень живописный мост, и мы тут изрядно пофоткали. С одной стороны – Ладога, пристань, кораблики, скалы, острова. Мне особенно понравился одинокий кораблик у дальнего пирса. Похоже, отсюда туристы и плавают на Валаам. С другой стороны – железнодорожный мост. Там как раз идет товарный состав, ведет его 3М62. За проливом повернули направо, прошлись по набережной Краснознаменной Ладожской флотилии. Раньше что-то тут было, тут присутствует портик, над ним еще сохранилась финская надпись. По набережной за школой еще одно здание, деревянное – это и есть музей. Увы, музей по воскресеньям закрыт, а на двери весит замок. Забавная ситуация: в Питкяранте мы были в субботу, и именно в субботу музей был закрыт. В Сортавале мы в воскресенье, и именно в воскресенье тутошний музей закрыт. Ничего не оставалось, как возвращаться на улицу и идти дальше, уже в сторону вокзала. Слева от переезда, где висит грозный знак «Проход запрещен, штраф!», мимо знака, проходим к вокзалу, что уже совсем недалеко.

         

           

         

     

Станция Сортавала, как и все карельские станции, расположена в кривой, она просто идет по дуге окружности, нигде не имея прямого участка. Со стороны переезда ряд сараев, на одном из путей стоит пыхтящая машка. Вот мы вышли на платформу, вот прошли мимо затащенных в тупик четырех грязных вагонов. На одном из них написано, что это тот самый пригородный поезд Сортавала-Кузнечное, на котором мы должны возвращаться в Питер. Кажется, он и не собирается никуда отсюда выезжать… И правда: пока Артем отдыхал на скамеечке, я сходил к вокзалу. Через Сортавалу ходит только два поезда: пригородный на Кузнечное и дальний Питер-Костомукша. Вокзал тут большой, из красного кирпича. Присутствует и зал ожидания, я зашел в него, он маленький (даже меньше, чем в Питкяранте), но очень теплый и комфортный. Бумага в Хелюла не лгала: поезд на Кузнечное действительно отправляется в 17.00. А сейчас на часах еще 13 часов. Каковы наши цели? Артема все не отпускает мысль ехать до Питера автостопом. И тут я с ним соглашаюсь: до поезда еще четыре часа, Сортавалу мы посмотрели, и делать действительно нечего, как не прокатиться автостопом. Тем более что за четыре часа вполне можно будет доехать до Кузнечного, да уехать в Питер пораньше. Таким образом, мы дошли до конца станции, прошли огородами к шоссе, да двинулись голосовать.

     

В своей краткой заметке на ДС я обозначил этот этап путешествия как «активное освоение автостопа». В отличие от предыдущих попыток доехать от Питкяранты до Хелюля, эта попытка прошла совершенно бесславно и сгнила на корню. Теперь есть о чем вспомнить, ибо большего бреда, чем попытка словить машину, я в жизни не видывал… Особенно то, что с нами произошло в Ихола – это вообще повод для анекдотов. Но обо всем по порядку. Выйдя к шоссе, мы оказались на самой границе города. Пройдя сто метров, мы прошли автозаправку и остановились как раз напротив дорожного указателя, повествующего об окончании Сортавалы. Засняв указатель и полюбовавшись красотами дороги, мы принялись голосовать. Поток автотранспорта был чрезвычайно сильный, однако это вовсе не мешало нам простоять с поднятой рукой примерно с полчаса. Машины упорно проезжали мимо нас на большой скорости. Но вот наконец-то остановилась машина. Мы спросили, едет ли он до Лахденпохья, он ответил утвердительно, и только когда мы уселись, обнаружилось, что это был частник, который за денежку возит пассажиров. На переднем сиденье как раз была женщина, которая ехала до Хаапалампи – там же высадят и нас. Везут не бесплатно – по 15 рублей с человека. Правда, ехать довольно долго – километров 10. Артем в трансе: 15 рублей потратил, это против принципов!, однако же я подмечаю, что рубль за километр – очень очень приличный тариф!! Это вам не Плюсса, где просят 180 рублей за 15 километров :-(. Но делать нечего – едем до Хаапалампи, платим по 15 рублей, там нас высаживают, и мы идем ловить машину дальше. Эх, хорошее у нас было местечко: длинная магистраль при выезде из поселка заканчивалась лежачим полицейским, и машинам ничего не оставалось, как тормозить рядом с нами – здесь же мы и встали. Тем временем выглянуло солнышко и ненадолго окрасило своими яркими красками окружающий мир. Погода менялась: не было уже той сплошной манной каши, распластавшейся по всему небу, зато была сильная облачность, сквозь которую очень редко, считанные разы, но прорывался лучик света. Ловим машинку. Нам повезло: остановились практически сразу же. Это была могучая машина-микроавтобус с правым рулем, так что я, по традиции дернув дверь, открыл ее у водителя, тогда как надо было переться на проезжую часть, дабы залезть слева.

Машинка, конечно, шикарная. Я сидел посади, держа на коленях рюкзак, Артем был на переднем сиденье. На весь салон орала музыка шансон – это было отвратительно; мало того, что не люблю шансон – так еще так громко!! Впрочем, мы тут лишь гости, и не имеем права возникать. Артем сидел на переднем сиденье и пробовал о чем-то договориться с водителем. Получилась полная фигня: он спрашивает его, тот отвечает, однако Артем не понимает, переспрашивает раз, другой – водила уже орет! – однако Артем снова ничего не понимает, и так продолжается довольно долго, пока водила не делает тише музыку. Именно тогда до меня доносятся отрывки фраз. Водила о чем-то кипятится: «Работать надо – нефига тут раскатывать!..», страсти накаляются, и я чувствую, что нас вот-вот высадят на середине дороги. Что-то там произошло, водитель недоволен нами, однако подробности этого разговора я узнал только потом. Оказалось, что водила едет до самого Питера, и Артем попросил ехать вместе с ним. Какая наглость! – аж до самого Питера!! – не слишком ли много? Водила отказал, мотивировав это тем, что «от нас несет костром», и он боится, что салон его красивой машинки совсем провоняет… Так что он выкинет нас в Лахденпохье, куда мы, собственно, сначала и собрались. А вообще-то недружелюбный водитель оказался, хоть он и довез нас до Лахденпохьи бесплатно. А я смотрел в окошко и не мог подивиться красотам этих мест. Это нельзя сравнивать с тем, что мы видели по дороге из Ляскеля в Хелюля – там, конечно, были скалы, но с тем, что мы видим сейчас, совершенно несравнимо… Во-первых, сама дорога. Если в Ляскеля она шла без горок, более-менее ровной дорогой, то тут было множество уклонов, за которыми были горки и глубокие ямы – дорога петляла вверх-вниз, поднималась в облака и крутила зигзагами – все это выглядело просто потрясающе, тем более на большой скорости машины. А эти маленькие поля, на которых разбросаны маленькие деревушки, а за ними озера, а за ними горы, а там перспектива новых гор, новых озер!.. – луга, горы, озера, шхеры, скалы, деревни, вьющаяся змейкой, то вверх, то вниз, дорога, и скалы, скалы, скалы… Хочу сюда :-).

Но вот мы проехали Лахденпохью. Водила выкинул нас где-то в самом конце города, мы выбрались и, к своему удивлению, обнаружили рядышком железнодорожную станцию Яккимя. Подумав, что автостоп нас еще подождет, мы побрели на станцию. Мало того, что я обладаю особой любовью к таким крохотулечкам, так тут надо отметить еще старинные деревянные строения! О да! – такого в Псковской области нет!! Какие милые деревянные строения, наверное, еще финской постройки, резные – очень симпатичные. Зашли на вокзал, тут просторный и уютный зал ожидания, а еще большая печка и несколько скамеек. Кассы, конечно, закрыты, ибо останавливается тут только один поезд в сутки – пригородный Кузнечное-Сортавала. Мы вышли на перрон и обнаружили невдалеке еще одно строение – маленькое паровозное депо с водонапорной башней. Потом депо использовали под автомастерские, потом исчезли с лица земли и они. Само здание и водонапорка в хорошем состоянии, однако все остальное являет собой картину после пожара.

         

       

Продолжаем активное освоение автостопа. Остановились буквально сразу же. Правда, едет водила недалеко, всего лишь до Ихола, но мы думаем поймать машину там. Неправильный какой-то автостоп: вот уже сколькими машинами мы проехали за эти два дня, и всякий раз автолюбители подвозили нас недалеко, на десять-пятнадцать километров, и никто не хотел ехать дальше :-(. Артем радуется: ну вот, еще 10 километров проехали, осталось уже недалеко. В Ихоле была железнодорожная станция, точнее говоря, оп, и, раз уж мы здесь оказались, пошли его смотреть. Здание вокзала да сарай, больше ничего нет. Рядышком магазин, и мы решили сделать маленький обеденный перерыв. Что запомнилось, так это две бродячие собаки. Собаки старые, облезлые, они жалобными глазами смотрели на наши булочки… Артем жадный, отказался им что-либо кидать, а я вот кинул собаке кусок рогалика, а она подумала, что я кидаюсь в нее, поджала хвост да убежала. Жаль псину, издеваются тут над ней… Покончив с обедом, мы вышли через железнодорожный переезд к дорожному указателю «Ихола» - именно здесь мы и решили остановиться. Будем ловить машину, чтобы ехать на Хиитолу.

         

         

И вот тут начинается самое интересное 8-). Вот уже сколькими машинами мы проехали как вчера, так и сегодня – ловили машину в Питкяранте, Импалахте, Ляскеля, на берегу Ладоги, в Сортавале, Хаапалампи, Яккимя – и всякий раз кто-нибудь, да остановится. Но Ихола было проклятым местом… Вроде бы дорога на Питер, вроде бы в воскресенье вечером должен быть большой поток машин однако дорога оказалась просто пустынной. На часах 15.00, мы начинаем наше великое стояние. Через 10 минут проехала первая машина, еще через пять – вторая. Проехали мимо. Мы стояли до 18.10!! Мы смотрели расписание поездов – тот должен был быть в 18.35, и в 18.10 я ушел на поезд, оставив Артема одного. Впрочем, до этого момента я еще доберусь… Вы только представьте: стоять аж до 18 часов!! Стоять в ожидании машины аж три с лишним часа!!! У двух последних домов поселка, у дорожного указателя мы и остановились. Конечно, полны энтузиазма стоять и ждать, как это было в Ляскеля или Сортавале. Наблюдаем железнодорожный перезд, мимо нас изредка проходят люди – вот, к примеру, две девушки, одна из них беременна на позднем месяце, другая с маленьким ребенком в коляске. Прошли мимо, ничего нам не сказали, свернули в лесок и засели у разрушенного кирпичного домика. Сначала нас просто бесило отсутствие машин. Если бы хоть кто-нибудь остановился, можно было бы договориться, но их просто НЕТ. Впрочем, мы активно общаемся, нам не скучно вдвоем, поэтому время летит очень быстро. Но вот через некоторое время со стороны железной дороги слышится очень гулкий звук. Проходит минута, а он все не проходит, а наоборот даже, усиливется. Внезапно до нас доходит, что по железке идет товарняк! Артем срывается с места и стремглав несется к переезду. Я тем временем поставил на рюкзак фотоаппарат, и подготовив таким образом штатив, начал снимать видео. И вот поезд прошел мимо, и Артем несется назад, и издали махает мне рукой: голосуй, там тьма тьмущая машин!! Фигушки, на переезде остановилось всего три машины, и те проехали мимо. Прошло уже полчаса… Наконец, остановилась первая машинка – за 40 минут ожидания. Водила едет в Питер, и Артем счастливый и довольный уже было побежал садиться, как вдруг водила заявляет: «до Приозерска? Тысяча рублей!». Обалдевший Артем отказывается, тогда водила спрашивает: «Ну ладно, сколько дадите?», на что тот, движимый принципами, гордо отвечает: «Вообще ничего не дадим!», и машина уезжает. Хотя я был бы не против за 100 рублей доехать до Кузнечного. Но тысяча – это, конечно, водитель явно пошутил :-(. Прошло еще немного времени. Мы к тому времени уже успели передислоцироваться, перешли за поворот, чуть дальше, однако успехов все также – никаких. Машины были редки, останавливалось и того меньше. Правда, остановился крупный лесовоз с прицепом – он ехал куда-то в Райвио, правда, говорил, что поедет через Элисенваару. Остановилась и еще одна машинка – тоже к Райвио. Мы смотрели карту: оказалось, это местечко находится в считанных километрах от границы с Финляндией, а дорога, на которую свернет водила, находится прямо за повротом, недалеко от нас. Но время уже поджимало: мы стояли уже час, два, и мы явственно понимали: или Хиитола, или мы остаемся здесь. Поэтому, когда остановился наконец еще один частник, который ехал до Куркиёки, мы вынуждены были скрепя сердце отказаться. Хотя для нас это был идеальный вариант: там сходятся две дороги на Питер, и вообще, Куркиёки находится гораздо ближе к Хиитоле, чем Ихола, и мы могли бы попытать счастья в автостопе там. Но времени было мало, и мы не могли рисковать: за нашей спиной запасной вариант в виде поезда, а в Куркиёки железки нет. И нам пришлось отпустить водилу, хотя очень жалко. Все остальные просто проезжали мимо – нам удалось остановить лишь четыре машины… Вот так мы и простояли аж ТРИ ЧАСА времени.

Около 18.00 мы перебрались поближе, причем вышли точь-в-точь на то самое место, где стояли первые два часа. С удивлением отметили, что те две девушки, которых мы видели два часа назад, все еще гуляют!! И вот тут началось самое настоящее шоу, о котором надо рассказать подробней. Те девчонки, которых я недавно отметил, напившись пива, начали матюгаться. Орали они, вообще говоря, нам: не ждите, все равно никто не остановится, никто не подвезет, поезжайте на поезде, он будет через считанные минуты! Артем уперся: нет, нам нужно ехать именно на автомобиле! Пьяные девахи начали орать уже нам: парни, идите к нам, мы познакомиться хотим! При этом каждое из слово перемежалось с отборным мужским матом… Мало того, что матюгаются, мало того, что пьют – так она в присутствии маленького ребенка, другая беременная на позднем месяце… Не нравится мне все это… Хорошо еще, что на часах 18.10. Я ухожу на вокзал, скоро будет поезд, а вот Артем остается. Артем упорствует: он будет стоять до последней секунды!! Хотя я этого никак не могу понять… Какая у нас была задача? – объехать вокруг Ладожского озера, осмотреть достопримечательности, посмотреть железную дорогу. Очевидно, эта задача должна решаться экстремумом – минимум затраченных средств, максимум достопримечательностей. При этом всегда нужно иметь в виду, какое средство принесет большую выгоду – здесь больше денег, здесь больше достопримечательностей, здесь меньше времени, и так далее. Я это к чему говорю: все должно рассматриваться в комплексе, выбирается наилучший вариант вариант. Принципы «ни копейки денег» ни к черту, если из-за этого проигрываешь в чем-то более интересным. Хотя как спорт, конечно, интересно. Но я не таков: я хотел посмотреть Ладогу, и лишних 20 рублей на поезд до Кузнечного не жалко. Разве деньги??

На перроне уже были люди, со временем появилась целая толпа. Все-таки вечер воскресенья, здесь у многих дачи, и народ потянулся в Питер. Где-то в 18.30 (поезд должен быть в 18.35) появился Артем. Он появился у ж.д.переезда, дотянул до последнего метра дороги, до последней секунды, и когда поезд уже подъезжал к перрону, выскочил из-за кустов – все это время он ловил машины в ожидании поезда. Артем злющий, как черт – увы, придется ехать на поезде! Поезд уже был забит до отказа – все мы ехали до Кузнечного. Прошла кондукторша, мы оплатили проезд до Кузнечного. Мне понравились их цены – тут так дешево, в Лен.область бы такие цены!! Если у нас зона стоит по 12 рублей, то здесь всего лишь 2,5. До Кузнечного ехать час-полтора, однако же стоимость проезда всего 18 рублей :-)))). К восьми часам мы были уже в Кузнечном, а там согласованная электричка на Питер, которая отправилась в путь уже через десять минут. Прелесть :-).

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz