titel.gif (1954 bytes)

2008-04-11. Токсово - Проба

На сегодня Андрей назначает новую поездку, на сей раз в Токсово. Точнее говоря, он называет сие «Зоной» (см. братьев Стругацких), а что он под этим понимает, до последнего момента оставалось для меня загадкой. Но уже то, что он написал ВКонтакте, заинтересовало меня донельзя. Я так понял, он обещает территорию какого-то заброшенного завода – большую площадку с многочисленными постройками, цехами, небоскребами, подземельями, металлоконструкциями, а я обожаю такие местечки. В общем, я в который раз воскликнул «И где только Андрей берет столько интересных мест?!», и в очередной раз посетовав на плохую погоду, скрепя сердце собрался в путь-дорогу. Да и то только потому, что согласилась ехать Вика. Правда, почему-то не было Артема. Встречаемся в 9.50 в Девяткино, электричка будет в 10.10. Это позднее время, и мы можем как следует выспаться. Увы, я вчера поздно лег спать, так что выспаться мне не дали :-(. Снился ужасный сон: будто бы я был в Москве, у меня был билет на поезд, и я все бежал по Москве, боясь опаздать. И всякий раз я прибегал куда-то, и только потом до меня доходило, что надо еще идти туда-то, а потом туда-то, а вокзал все также далеко… Сомнений нет, что моя память вызволила на свет воспоминания о моих московских побегушках ровно год тому назад... Около девяти часов я уже был на Пионерской, и только тут вспомнил (хотя это и приходило в голову раньше), что надо бы позвонить Вике на всякий случай, разбудить ее. Как потом оказалось, не зря – она действительно проспала. В Девяткино я был всего один раз в жизни, в далеком 1993 году, когда ездил с товарищами в Лемболово. Но потом я стал бывать в этих краях чрезвычайно редко, и даже если катался на поезде на Карельский перешеек, то или с Кушелевки, или с Финляндского вокзала.

Приехал я сюда в 9.40. Метро здесь совмещено с ж.д.платформой. Это явно лучше, чем в Купчино, где нужно куда-то идти, проходить подземный переход. Здесь же просто выходишь с одной платформы и через пять метров выходишь на другую. Выходов тут несколько, касс тоже много. Покупаю билет до Токсово, стоит он 12 рублей – это всего одна зона, и ехать тут недалеко, так что даже кассирша заявила мне, что на маршрутке будет быстрее. Время шло, а народ собирался крайне медленно. Александр нашелся сразу, потом промелькнул Максим, исчез. Через десять минут электричка, а нас все также двое… Потом я дозвонился до Вики – она еще только подъезжала к Гражданскому проспекту, значит, будет через десять минут – успевает впритык, но с запасом в несколько минут. Сейчас, когда по громкоговорителю объявили приход поезда, народ выбрался из всех щелей, и ныне пустовавшая платформа вдруг забилась людьми. К нам троим, ожидавшим электричку, подошла ярко-желтая девчушка Марина. В последнюю секунду, когда на горизонте уже появилась электричка, из метро выскочил и Андрей. Он получил билет из рук Максима, и только пробежал турникеты, как подошла электричка. Поезд был забит, заняты все сиденья, за окошком проносились великолепные весенние пейзажи. Весна… Токсово оказалось очень близко, и не успели мы насмотреться в окошко, как настала пора выходить. Мы выбрались на платформу и наконец-то встретились все вместе. Оказалось, нас сегодня собралось 11 человек. Тут были Андрей, Маша, Наташа, Александр и Александра, Максим, я и Вика – всего восемь человек, кто был еще в Изваре-Реполке. С нами нет Жени и нет Артема – когда он узнает, где мы шатались, искусает локти от зависти :-р. Также появились Олег, Степан, Марина – итого 11 человек.

Вообще говоря, погода обещалась быть плохой - в Интернете обещались сильные дожди. Вчерашний прогноз погоды был уже оптимистичней: дожди будут весь день, но кратковременные и слабые. Ничего, переживем. А когда я проснулся рано утром и высунул нос на улицу, был приятно удивлен – да, пасмурно, да холодно и противно, зато СУХО. И все же, когда я приехал в Девяткино и ждал там народ, я был неприятно удивлен тамошним холодом. Я уже успел продрогнуть и пожалеть, что не взял шарф. И это еще в Девяткино! А что будет дальше?

Дальше было Токсово. Мы вышли на платформу, и только тут собрались всей компанией. Не откладывая дела, мы рванули с места и побежали в поселок Токсово. Наш маршрут не пролегал по прямой асфальтовой дороге, это были проселочные дороги, грунтовки через дачи, деревни и садовые участки, и всякий раз Андрей смело поворачивал то на одну, то на другую неприметную тропинку, причем его уверенность и быстрый шаг поначалу удивляли. Когда мы дошли до памятного знака Токсово, возведенного в честь какого-то крупного юбилея поселка, Андрей сделал перекличку и подробно распросил, все ли имеют с собой паспорта и запасные носки. Необходимость наличия паспортов пугало – не все их имели; вообще, возникал вопрос о том, зачем они вообще нам нужны? Мы вышли на большую асфальтовую дорогу, там повернули на истерзанную проселочную дорогу и брели между дачными домиками, пока не уперлись в длинное узкое озеро, облепленное со всех сторон дачными домиками. Через озеро переброшен симпатичный мостик. Сделав пару крюков (местность тут гористая, забитая коттеджами, так что приходится лавировать), мы вышли на высокую горку. Здесь находится наша первая достопримечательность - горнолыжный склон.

       

Горнолыжный склон не впечатлил. Не такой уж он и большой, а еще неблагоустроенный :-(. Конечно, дело еще и в том, что сейчас весна, снег растаял, началась грязюка, и справа от нас уже начались размытые ручьями песчаные обрывы. Однако тут была панорама, и мы рассматривали профессиональную вышку для лыжников, большое озеро и церковку современной архитектуры. Спустившись вниз, зашли на территорию горнолыжного склона. Внизу все цивилизованней, чем наверху. Симпатичные домики местного досугового центра – ресторан, бар, мотель, гостиница. На асфальтовой площади гоняют на роликах детишки, среди них вертится какая-то собака (внимание! вот она!, впоследствии я еще расскажу о ней!). Мы прошли к вольеру, где находится маленький зверинец. В одной из клеток сидит медведь. Мне стало его жалко… В небольшой клетке, в одиночестве, его зациклило, и он автоматом ходил из одного угла в другой. Все-таки зоопарки - это издевательство над животными! А еще тут были гуси и куры самых разных пород. За ними, отгороженные сеткой, страусы. Впервые в своей жизни я увидел страусов в Алма-Ате, тогда я даже кушал беляши из страусов. А когда мы вышли с территории лыжного склона, обратили внимание, что к нам присоединилась здешняя псина. Так состоялось наше с ним знакомство.

     

     

Я вот никак не могу взять в голову, как псина может так легко пристать к людям? Впервые со мной нечто подобное произошло в феврале 2008, в парке Сергиевка, где у химического факультета к нам присоединилась псина, проследовавшая с нами вплоть до Ораниенбаума. Но то были лишь цветочки! Сегодняший пес, которого для краткости условимся называть Редом, неоступно следовал за нами по пятам, прошел все 25 километров от Токсово до Пробы, перебрался через все канавы, лужи и ручьи, залезал на небоскреб. Это был совершенно ручной домашний пес, ни капли агрессии или страха перед людьми – напротив, он легко давал себя погладить, и на всяком привале его часто можно было видеть улегшимся поудобней, положив мордочку кому-нибудь на колени.

Мы же завернули к озеру, там прошли висячий мост (Ред боялся идти через него - будучи висячим мостом, его изрядно качало), пробрались через богатые дачные новостройки (и кто нас тут пропустил?) и вышли к воротам. За воротами нас ждал КПП и большая надпись «Земли Министерства Обороны». «Добро пожаловать в Зону!» - воскликнул Андрей, и тут до меня дошло, что идем мы на территорию ржевского артиллерийского полигона – местечко, где я (и еще Артем) очень давно хотели бы побывать, ибо там должно было быть много интересного и вкусного. Однако со стороны озера было достаточно скучно – ряд строений, стадион, щиты, посвященные биатлону СКА и прочая бурда. Затем череда горок, верх-вниз, асфальтовая дорожка, удивительно много снега. Дорожка привела нас к дачным массивам. Тут началось спортивное ориентирование, ибо дорог много, и никто не знает, какая из них куда приведет. В итоге мы заблудились, потом спустились в ложбинку и прошляпали через грязюку вдоль огородного забора. Потом еще несколько грунтовок, снова заборы, снова дома, пока мы не выбрались из дачного массива и не вышли в лес. Вот теперь можно сказать «Прощай, цивилизация!» и начать исследование нового и интересного – мы вступаем на территорию ржевского полигона.

       

Перебравшись через поле и спустившись вниз, мы увидели бурный ручеек, отграничивающий лес от полянки. Ред сразу же перебрался через ручей, но он не подумал, что мы так рьяно перепрыгнуть не сможем, поэтому, оглянувшись на нас и забеспокоившись, рванул назад. Через ручей мы перебрались метров через сто. К тому же там была дорога, по которой мы прошли еще километра два. Дорожка изъезжена лыжниками, по бокам встречаются ярко-красные флажки. Что удивило, так это обилие снега! В Питере снега нет вот уже две недели, однако здесь хоть и нет сугробов, но стоит снежный покров толщиной в 10 сантиметров. Конечно, он уже черный, но местами это была настоящая зимняя идиллия, и нам приходилось топать ножками по снегу, утопая в нем по щиколотку. Потом мы перебрались еще через один ручей, затем повернули за поляной и вышли к одной из целей нашего путешествия – небольшому, но очень примечательному озеру.
Как оказалось, на этом озере в далеких 70-х годах испытывались системы подводного запуска ракет с атомных подводных лодок. Мне это вдвойне приятно, потому что испытывавшиеся здесь системы принадлежат моему «Малахиту». Более того, этими системами занималось именно ПКБ «Волна» - то самое, которое потом было перепрофилировано, объединено с «Малахитом», и в котором, по сути, я сейчас и работаю, разве что под вывеской «второго направления». Озеро было небольшим, но, видимо, глубоким, сейчас оно покрыто активно тающим льдом. Посреди озера стоит ржавая коробка какого-то гаража. Монорельсы для лебедок, остов двигателя, а также выходящие наружу рельсы. Рядом с гаражом плавает понтон. Две гондолы, бывшие когда-то армейскими цистернами из-под топлива, соединены железяками, а в качестве настила использованы ящики из-под снарядов. У берега стоит еще один понтон такого же устройства. Никак не могу понять, почему этот гараж не тонет? Вытащен ли он на лед, или он стоит на фундаменте? Особенно умиляют узкоколейные рельсы… - они не могут быть проложены по льду.

Ну а сейчас мы решаем устроить наш первый привал. Свесив ножки, мы удобно устроились по периметру стоявшего у берега понтона, достали свои термосы и разложили бутерброды. Ред был тут как тут. Сразу учуяв вкуснятину, он радостно завилял хвостом и начал обегать всех нас, выпрашивая кусок хлеба, а еще лучше – колбаски :-). С жалобными глазками, он подходил ко всем нам, теребил лапкой, тыкался мордочкой. А потом Андрей, самый экстремальный из нас, собрался по льду пройти до гаража и осмотреть его вблизи. Вслед за ним пошел еще один человек, третьим подался я. Вообще говоря, в середине апреля, да еще после такой зимы, как в этом году, лучше бы этого не делать. К тому же лед был в ужасном состоянии – черный, в трещинах и порах, он уже покрылся слоем талой воды. Здесь нас маленько развлек Ред. Он обратил внимание на странную штуковину, лежавшую на льду. Позже оказалось, что во льду была проделана лунка (по ней мы определили, что лед достаточно толстый – сантиметров 10 точно будет!), сквозь которую протянут канат, к которому подвешен какой-то тяжелый груз; на поверхности остался лишь красный поплавок. Ред обратил на него внимание и начал его дергать. Будучи подвешен на тяжелом грузу, его всякий раз стремилось утащить под воду, и Ред воспринимал это как сопротивляющуюся игрушку. Началась возня, и все мы с удовольствием смотрели, как Ред терзал бегающий поплавок. На этом осмотр озера был закончен.

         

         

Мы прошли еще немного и вышли на большую автодорогу. Горки Токсово остались позади, мы оказались на болотистой и плоской низменности. Автодорога, по которой мы пустились в путь, была идеально прямая, куда-то на север уходил разворотный треугольник. Дорога проходила по насыпи, с обоих сторон мы наблюдали весенний лес – отсюда половодье уже ушло, зато было много прошлогодней листвы, густо усеявшей лес, грязные канавы, голые кустарники. В лесу встретили торчащий рельс – тут проходила узкоколейка Ржевка-Пурново. Далее две ямы с торчащими в них крышками, пару домиков с надписью «Высокое напряжение». В одном месте проводились земляные работы, сейчас тут лежит оптоволокно. Мы пересекли небольшую речушку, и я сбегал вниз, дабы заснять ее трубы. На второй речушке остановились уже всей компанией – там была большущая труба, и в поисках хороших видов я сбегал достаточно далеко (Ред, подумавши, что я нашел что-то интересное, сразу рванул ко мне). Еще одна достопримечательность – знак «На этом месте в 1930х годах были расстреляны тысячи людей. Не тревожьте их могилы!». Следующая достопримечательность – одна из площадок артиллерийского полигона. Завернув по одной из проселочных дорог к югу, мы увидели небольшой бетонный домик, обитый с двух сторон броневыми плитами в 8 сантиметров толщиной, в которых ясно запечатлелись следы от пуль. Осмотрев этот домик, мы пошли шастать по полигону дальше. Вообще, погода к этому времени резко улучшилась. Если еще в Токсово было холодно и мерзко, то чем дальше, тем больше распогоживалось. Облака начали редеть и покрываться барашками – хороший признак. Когда же мы дошли до Школьного озера, практически все небо, за исключением мутных горизонтов, освободилось от облаков и, хотя стояла туманная дымка, небо было бледно-голубым, а солнце начинало припекать. На артиллерийской площадке уже воссияло чистое голубое небо, появилось солнце, утих ветер. Шапки долой! Здесь мы немного прошлись, наблюдали большое количество глубоких воронок, на земле валяются длинные зеленые ящики от патронов (судя по этикеткам, они появились тут совсем недавно. Впрочем, в этикетках все сделано секретности ради «Изделие 257, изделие 758, изделие 21» - черт знает, что за этим скрывается!), многочисленные гильзы, какие-то деревяшки, большой кусок выженной земли.

         

         

         

       

Следующая достопримечательность ждала нас через двести метров. Но до нее еще нужно было дойти… Асфальтовая дорога уходила на юго-восток, мы должны повернуть по грунтовке на север и вскорости натыкаемся на вышку. Вообще говоря, таких вышек полно в Лен.области, я сам видел их неоднократно. Это большая устойчивая конструкция метров, наверное, пятьдесят, хотя в оценках размеров я могу и ошибаться. Я только не знаю ее назначения – то ли она нужна геодезистам, то ли лесникам для наблюдения за лесом. Но факт остается фактом – башня есть, и на нее хочется залезть. Лесенка широкая, ступеньки шершавые, чуть выше середины располагалась первая площадка, на самой вышине располагалось воронье гнездо. Первым полез Андрей, первопроходец самых опасных мест. За ним пошла Маша, третьим полез я. Вот мы втроем залезли на среднюю площадку, откуда уже можно лицезреть окрестные виды. Лезть было делом несложным – лестница обеспечивала отличное сцепление, а я не испытывал страха перед высотой. Только на самой высоте, когда уже вершины деревьев остались далеко внизу и начинают открываться воистину удивительные пейзажи, подымается ветер (меня все спрашивали, откуда он дует – К лестнице, или ОТ лестницы? Независимо от того, как он дует, он хочет сбросить тебя!), становится немножко страшно. До самой верхней площадки, вороньего гнезда, я так и не добрался. Дело в том, что лестница уходит в небо, а площадка огорожена забором. Проход оставлен слева, там выбит кусок ограждения, причем перила как были, так и остались! То бишь нужно сойти с лестницы и проникнуть ВНУТРЬ находящейся где-то сбоку дырки. Вообще говоря, пробраться можно, и все наши там уже побывали, и я мог бы побывать… Однако то, что я не побывал на верхней площадке, вовсе не значит, что я не пофоткал окрестности! Повиснув на последней ступеньке, я достал фотоаппарат и, держась одной рукой, пробовал другой рукой пофоткать панорамы. Между прочим, отсюда ясно видны трубы Северной ТЭЦ, а также многочисленные строения Питера. Андрей указал на обещанные небоскребы. В самом деле, если смотреть на северо-восток, то за лесом можно увидеть целый городок из десятка высоких башен. ХОЧУ, очень ХОЧУ туда!! Я начал спускаться вниз и вот уже нахожусь на промежуточной площадке. Тут боялась Маша. А все-таки молодец девчушка, раз преодолевая страх, полезла на такую высочину! Молодец!! Потом Андрей полетел на верхнюю площадку, а мы остались лежать внизу, где устроились на небольшой, но очень приятный привал. Соснячок, и хотя вокруг было половодье, песок и мхи вобрали в себе влагу, достаточно сухо и тепло. Народ разлегся на мох, Ред залег на спину, положил голову на колени сидящей рядом Марины и уснул. Наконец, этот солнечный тихий пикничок закончился, с вышки слезли последние люди, и мы двинулись дальше.

           

           

Этот прямой кусок дороги был еще проходимым, тут была сухая грунтовка по сосновому бору, и мы быстро одолели его. Но вот мы дошли до поворота, там соснячок закончился и начался подлесок, а затем просека, грунтовка и колея, уходящая по прямой далеко в лес. Мы прошли по ней несколько километров, и чем дальше, тем более экстремальным казалось это путешествие. Все дело в весеннем половодье. Все больше я убеждаюсь, что ходить в лес в апреле месяце бесполезно! Помнится, я как-то с Артемом в середине апреля забрался в Семрино. Мы забрели в лес и попробовали пройти там хоть немного. Какое там! – лес был покрыт 10-сантиметровым слоем талой воды, а ручьи превратились в реки! Нечто подобное происходило и сегодня, только в гораздо большем масштабе. Мы находились в низинке, а слева от нас располагались большие пространства то ли карьеров, то ли делянок, то ли торфоразработок. И, как я когда-то видел это в Рябово, в условиях отсутствия могущей впитать воду растительности, та накапливается озерами, а потом прорывается бешеными потоками. Половодье… Слева от меня располагались целые озера, на полметра погрузившие стоявший некогда лес в болото. Там высились стволы голых берез, валялись коряги, и вид черной воды просто пугал. Справа лес был получше, однако и там была какая-то природорожная канава, по которой текли бурные реки. Я смотрел на стремнины слева, смотрел на стремнины справа и понимал, что когда-нибудь это все должно закончиться бурным водопадом или глубокой канавой. А так как наша колея не проходила по насыпи, как та асфальтовая дорожка, а была ВРОВЕНЬ с обоими бурными потоками по сторонам, я не сомневался, что в ближайшем будущем нам придется преодолеть разлившийся ручей. Так оно и было: первый из ручьев настал очень скоро, и мы его преодолели на удивление легко. Но течение все не унималось, а значит, должен был быть второй ручей… Красота этого места заключается еще в том, что слева открылись шикарные виды на болото. Вглубь уходила дорога. Впрочем, можно ли назвать ее дорогой?, она и раньше лежала на лежнях, а сейчас все это утонуло напрочь, и из воды только местами выглядывали бревна. Но впереди нас ждало еще одно препятствие… Мы уперлись в длиннющую лужу, перейти которую уже были не в состоянии и остановились. Оказалось, что со стороны болот тянется достаточно глубокая канава с бешеным потоком воды. Андрей обнаружил, что можно наклонить сук небольшого деревца, и, опираясь на него, акробатическим движением перепрыгнуть через канаву. Что ж, первым был Андрей, за ним потянулся весь наш народ. Не знаю, как там прыгали девчонки, но лично я сомневался в ценности такого поступка… Впрочем, мне в голову давно пришла мысль перебраться через лужу вброд. Пока я сомневался, народ между тем перебрался через бурную канаву. И все-таки я решился. Снял ботинки, носки, закатал брюки по колено и рванул вперед. Правда, прошедший передо мной человек СЛОМАЛ ветку, но делать мне было уже нечего – надо идти, я последний… Сначала я перекинул ботинки. Один из них не долетел до верхушки, покатился вниз, к ручью и… остановился от него в считанных сантиметрах. Все-таки мне удалось перебраться через канаву, хотя я и не могу вспомнить, как это удалось сделать по разломанной ветке… Между тем был удивлен, сколь мягко и приятно ступать босыми ножками по апрельской травке – не так уж и холодно, как кажется на первый взгляд. Но когда мы через 100 метров столкнулись со следующей лужей, я уже не раздумывая бросился через нее вброд. Лужа была мелкая, перебрался я быстро, а на том берегу был лед, и только ступив на него, я заплясал джигу скорее не от счастья, а от обжигающего льда. Нет уж, спасибо, уж лучше по воде шататься, чем по льду… Также лужу вброд перешел Максим, за ним уже последовали я и Андрей, весь оставшийся народ все еще пытался в туфельках и кроссовках пробраться по краешку лужи. Правильнее всех поступила Вика – памятуя об опыте Извары-Реполки, она взяла сегодня сапоги. Очень элегантные; и хотя в них нельзя было пройти всю лужу, однако же это было много лучше, чем кроссовки у многих других. Я же в которых раз порадовался своим ботинкам. Зимние, с двухсантиметровыми подошвами, они обладали повышенной водонепроницаемостью, и я не мог не нарадоваться ими в самую дождливую погоду, ибо действовали они подобно сапогам и шастать в них было чрезвычайно приятно. К нам присоединилось еще двое. Их появление удивило меня – то были мужчина и женщина лет 50-ти, они шли с болот и несли большое ведро, доверху забитое клюквой. Они были удивлены не меньше нашего: откуда в этих краях такая толпища?? Позже мне удалось с ними поговорить. Они удивились, что мы прошли такую даль, аж из Токсово (интересно, а откуда они сами?) и выразили восхищение, что нам удалось пробраться через лужи. Прямой участок дороги закончился полянкой, на которой стоял дом, а рядом валялся на боку ржавый автобус. Тут мы переобулись и сменили носки.

         

         

     

Привал был минутным, мы сразу же двинулись в путь дальше. И сразу же наткнулись на лужу, границ-края которой видно не было – сколько дороги, столько и воды… Здесь было даже хуже, чем раньше. Там хоть половодье, канавы и ручьи, а сейчас мы наблюдаем бурную и полноводную речку Лепсари, что несет свои талые воды к Ладоге. Это был уже не ручей, это была бурная река с сильным турбулентным течением. Река вышла из берегов и затопила колею. Однако выяснилось, что слева от дороги проходит вал, по которой можно выйти дальше. Слева от нас располагались песчаные карьеры, ныне затопленые черной водой. Так через бурелом, по кустарникам, продираясь по остаткам от песчаных карьеров, мы добрались до конца дороги, где нас ждал очередной сюрприз, последний из припасенных на сегодня. Река разлилась, затопила дорогу, соединилась с водами карьера, а мы забрались на маленький песчаный островок и не можем понять, что делать дальше: перед нами канава в два метра шириной и глубиной минимум в полтора. Вброд невозможно перейти даже дорогу – там как минимум пол-метра. Мы застряли на этом крохотном песчаном пятачке посреди океана воды и ломали голову… Здесь к нам присоединился Федор – и как раз кстати!, Андрей задумал построить переправу. Но канава оказалась очень широкой, так что первое из бревен, поначалу показавшееся длинным, еле зацепило противоположный берег, и все-таки легло. Андрей встал на бревно и вышел на середину канавы. Другой палкой он замерил глубину – да уж, нам всем тут хватит с лихвой… В качестве шеста эта палка не поможет – она всплывает. Тогда Андрей стал таскать другие бревна, и некоторые из них оказались достаточно длинными, чтобы лечь через канаву. Я уже ушел назад искать проход вброд, а когда меня окрикнули, оказалось, что весь народ уже перебрался на тот берег и нас осталось только двое. Я не люблю быть последним, а посему заявил: все!, чур я первый!, и полез на переправу. Досочки были выложены достаточно удобно, и при помощи Андрея канава была преодолена. Но вот вся наша компания в сборе и мы идем дальше.

           

       

На этом наше испытание водой закончилось. Мы вышли на твердую качественую грунтовку – пробитая для вывоза с карьеров песка, на насыпи, с трубами для пропуска воды, она внушала уверенность. Река повернула в лес и вскоре исчезла, теперь справа мы видим зеленое поле (трава!), ограниченное остроконечными мохнатыми елями. Затем надо повернуть налево. Идеально прямая дорога уходила куда-то очень далеко, справа шумела вода в глубоком канаве, а слева тянулись нескончаемые торфяные поля. Когда-то тут добывали торф, и сейчас можно наблюдать взращенные маленькими елочками прямоугольники разметки. Но самое интересное, что справа, за канавой, уже появились наши небоскребы!

       

Небоскребы принадлежали животноводческому комплексу. В принципу, они принадлежат ему до сих пор, тут и сейчас работают люди и разводят животных. В двух километрах отсюда проходит железная дорога (собственно, туда мы и направляемся), к комплексу идет автодорога, здесь люди, здесь коровы, здесь производство. Сараи забиты большим количеством сена. Но небоскребы действительно были. Не на все можно залезть, но, к моему счастью, залезть можно на самый высокий из них. Андрей дал технику безопасности: хоть он и ничейный, однако особо не кричать, излишнего внимания не вызывать…

Нам обещали полное отсутствие людей, однако два подозрительных хачика сидели на улице у недостроенной бетонки и смотрели на нас в упор. Лестница была сбоку, и по ней мы поднимаемся с этажа на этаж, все выше и выше. Странно, обычно на таких объектах во избежание несчастных случаев лестницы наверх либо разрушаются, либо замуровываются. Заметим, однако, в скобках, что эти меры не ведут ни к чему иному, как ухудшению ситуации – в любом случае находится проход в обход забитых стен, а через пролеты разрушенных лестниц перекидываются хлипкие досочки. Однако здесь не было даже этого, лестницы были в отличном состоянии, и доступ к ним был совершенно свободен, и вот мы смело зашагали на верхние этажи. Сделав краткую остановку на одном из этажей, мы забрались на самую верхушку и теперь вышли на крышу.

Если днем небо было чистым и голубым, то в то время, как мы перебирались через ручьи и канавы, небо уже успело заполниться низкими слоистыми облаками. Это была та самая «манная каша», которую я так ненавижу – низкие слоистые облака :-(. Панорамы удивительны. С одной стороны мы наблюдаем животноводческий компекс. К моему разочарованию, он оказался работающим. Только ряд небоскребов, выходящих к торфяным полям, были разрушены, но в целом комплекс работал. Как оказалось, он был построен по итальянскому проекту и представлял собой длинные вытянутые цеха, среди которых торчали высокие силосные башни. Все это работало, что уже странно – в России с сельским хозяйством худо :-(. С другой стороны мы наблюдаем бывшие торфяные поля. Четкая планировка заросших полей. Где-то очень далеко виднеется наклонная вышка Токсово и две трубы с грядирней Северной ТЭЦ. Рядом с ней еще виднеется небольшая стена белых домов – это Питер, район Гражданского проспекта и Девяткино. Больше здесь, пожалуй, ничего и не видно, да и пейзажи не так впечатляют, как на той геодезической вышке. На крышу залез с нами и Ред. И ведь он прошел все 25 километров до Пробы, ведь преодолел все водные преграды, а сейчас залез с нами! Андрею с Федором пришла в голову разложить слово ЗОНА. Ред понял это по-своему и тоже улегся с нами, вот только сделать из него букву не получилось, он просто лежал рядом :-(. Нам с Викой досталась буква А, мы легли под углом друг к другу, а внешними руками попробовали сделать перекладинку. Мы потом посмотрели фотографию и расхохотались – просто разлеглись на крыше, а что это, к чему, непонятно :-(. Потусовавшись на крыше, спустились несколькими этажами ниже, чтобы расположиться на пикник. Представьте только, на разрушенном небоскребе, на одном из этажей, где разбитые кирпичи, арматура, бетон и силикат, а еще при том отсутствующая стена с прекрасным видом на торфяные болота – мы устраиваемся перекусить. Была положена скатерка, мы расположились по периметру – получился точный квадрат. На скатерку были выложены съестные припасы, на свет появилось несколько термосов, банка шпрот, колбаска, сыр, булка. Где-то в углу загорелась газовая горелка, начали вариться сосиски. А рядышком сидел Ред. Пес ручной, культурный, он лег, зажатый между двумя девчушками, вел себя очень культурно, на разложенные перед его носом продукты не кидался, а лежал очень смирно, не облизывался, не попрошайничал, а тихо ждал, пока ему что-нибудь не дадут. В конце концов, он тыкнул носом в консервную банку с рыбой и съел там абсолютно все содержимое банки, а потом еще и вылизал. Я думаю, сегодня Ред отъелся от отвала и хлеба, и колбасы, и рыбы.

           

           

     

Ну а теперь настало время спускаться. На первом этаже мы еще залезли на сеновал. Оказывается, в этом недострое на первом этаже также хранят кругляши сена. Мы залезли, потом еще пошастали немного по сеновалу, кто-то даже залез в большие бункеры, откуда так приятно гремит эхо. Ну а теперь время на исходе, и нам пора идти на электричку. Теперь мы выбрались на бывшую железную дорогу, что шла к животноводческому комплексу. Мост через бурную речку, за ним когда-то была насыпь, ныне она разобрана на песок, и теперь тут красуется большая и широкая канава – бывшая насыпь. Мы свернули в лес, по тропинке вышли на дорожку покрупнее, оттуда – на Дорогу Жизни, а там еще 200 метров, и вот мы уже на платформе Проба. Девять часов, смеркалось, да еще в такую пасмурную погоду – становилось все темнее. Среди дачных домиков Рахьи, мы собрались компашкой на платформе Проба – все 12 человек и пес Ред. Что с ним вообще делать? Псина не отставала ни на шаг, и я начал волноваться, как бы избавиться от него. Как только подошла электричка, я зашел последним, а уже оттуда кинул Реду кусок хлеба, а на прощание кусок колбасы. Двери закрылись, Ред остался на платформе, в ожидании следующей группы путешественников!

     

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz