titel.gif (1954 bytes)

• Аншмидт Илья
  • Кургузова Тамара
  • Кравченко Кирилл

В этот субботний день Андрей Шпартько затеял новое путешествие по Лен.области. На сей раз он решил сходить в небольшую пригородную, «карманную прогулку» Ялкала-Комарово. Анонсированная в поход компашка состояла исключительно из уважаемых и чрезвычайно приятных мне людей – тут были Андрей Шпартько, Александр Худяков, Маша Чурилина, Ваня Севостьянов и Тамара Кургузова, Петр Гладилин и Илья Аншмидт. Погода ожидалась плохой, обещался быть дождь, но мне было все пофигу. Мне нужно не путешествие, и дождь мне по барабану - Я ХОЧУ ВИДЕТЬ ДРУЗЕЙ, ибо после долгой сибирской поездки успел соскучиться по хорошим товарищам :-) Встреча была назначена на 9.35 на Удельной с тем, чтобы ехать на прибыловской электричке, или же через шесть минут – на обычной, до станции Зеленогорск. Посему я мог бы сесть в Озерках, но отправился на Удельной – лишь с целью встретить там друзей. Прибыловскую электричку мы, конечно, пропустили – ох и пошла же давка на нее через турникеты! Последним прибежал Андрей, и вот мы бежим на следующую электричку. Мест было много, мы расселись и начали общаться :-).

В Зеленогорске мы пересели на автобус и ехали еще километров 20, пока не вышли в совершенно незнакомой мне местности, сегодня я вообще на местности не ориентировался – я был излишне поглощен своими друзьями. После того, как я рассказал о своих похождениях, по приезде в Зеленогорск начал говорить о своем путешествии на Байкал Андрей. Вообще, это так забавно, когда на протяжении одного лета на Байкал было совершено аж три экспедиции! Наша с Артемом экспедиция была лишь третьей, а ведь до нас там побывал Андрей, Полина, Олег в качестве второй экспедиции и Петр Гладилин с Юлей Кропотиной и Машей Богдашовой - в качестве первой. Сегодняшняя поездка в Ялкала такой и получилась – сама по себе карманная, пригородная, зато после лета встретились добрые товарищи, и ну рассказывать друг другу, кто где был и что видел! А так как было у нас аж три экспедиции на Байкал, то только о Байкале речь и шла, только о нем и говорили! Бедные Маша с Александром – им приходилось все это выслушивать! Ну а потом, когда все три экспедиции отговорились, мы дали слово Илье – он ездил на Рыбинское водохранилище, и Ване с Тамарой – они ездили в Саратов. Все где-то были, и это правильно! Даешь активное лето, даешь поездки и путешествия!!

Ну а теперь немного о сегодняшнем путешествии. Куда едем – для меня большая загадка, кругом лес, и даже никаких дачных массивов нет. Но вот мы остановились, вышли на каком-то перекрестке и углубились в лес. ЛЕС! В Сибири и на Байкале лес, конечно, есть. И там тоже есть елки и сосны. Но там другие елки и сосны, и там другая тайга! И вдруг очутившись в родном северо-западном краю, я почувствовал ностальгию по своему, родному!.. Мы шли по дорожке, и я не мог удержаться, чтобы не сфотографировать самые обычные пейзажи – болота, черные мохнатые ели, сосновые боры. Сегодня пасмурно, дует ветер, холодно. Под ногами мокро – говорят, весь август шли сильные дожди, темно и сыро. Но мне это нравится!!

Сначала мы поднялись в гору, откуда можно было видеть недалекие панорамы озера Длинного (после того, как я побывал в Сибири и в Казахстане, мне стало стыдно говорить «далекие панорамы». Все это лишь жалкая карикатура на настоящие горы!). Лабиринт лесных дорожек, они полны луж, грязюки, они поднимаются то вверх, то спускаются вниз – и мы идем через лужи, под пасмурным небом, в хмуром темном ельнике, сосновом бору, березовом подлеске и активно беседуем… Вот мы выходим на асфальтовую дорогу, выходим к музею Ялкала. Когда-то музей Ялкала был ленинским, тут у Парвиайнена скрывался Ленин (где он только не скрывался?!), собственно, ему этот музей и посвящен. Забавно придумано: невысокий, в три метра с крышей, чуть ли не вровень с травой, домик закрыт непропорционально большой конструкцией навеса. Ну а чуть поодаль современный бетонный павильон – именно здесь и находится музей. Маша сфотографировала меня у памятника Ленину, получилось забавно :-). Теперь мы идем в музей. С экскурсией – 15 рублей, без экскурсии – 10. Давненько я таких цен не встречал! Просторный музей, в шкафах продается краеведческая литература по Карельскому перешейку. Музей переквалифицирован под этнографический карельский музей. Сейчас тут немного материалов – это что-то вроде бумажного музея, где наряду с бумагами и фотографиями (естественно, копии) располагаются кой-какие реальные вещи – в основе своей безделушки. В целом музей не особо впечатляет, экспозиция его скромна, а музей провинциален. А вот экскурсоводша была хороша, и она с увлечением рассказывала об экспозиции музея, за что ей большое спасибо!

Пошли дальше. Сделав круг (забавно, но мы тут уже ходили!), вышли на другую дорожку, там вышли к озеру Большому Симагинскому, на берегу которого строится коттеджный поселок. Это озеро известно также как Красавица – как гласит легенда, здесь топились девушки, выданные за ненавистных им женихов. Теперь мы по тропинке проходим вдоль озера, а там оборудованная площадка для пикников, столик, скамейки, и мы решили остановиться на большой привал. Запомнилось, спасибо :-). Отправились дальше, вышли на дорогу, тут к нам присоединилась Тамара.

Следующей посещенной нами достопримечательностью стало верховое болото Ламмин-Суо размерами этак 2*2 километра. Когда мы пересекали шлагбаум, остановился какой-то водила и крикнул нам: «Эй! Вы туда не ходите, там частная территория!! Ладно, да?». Но мы все равно пошли, пересекли ворота, и вот мы идем по огороженной территории какого-то ведомства, бодро так направляемся к болоту, пока нас не окликнули: «Эй!, а куда вы идете так уверенно?!!». Оказалось, на этом заповедном болоте обитает большая наука. Болото объявлено заповедником, оно охраняется, а на его территории располагается станция Санкт-Петербургского государственного гидрологического института. На станции обитают гидрологи и биологи, проводят эксперименты. Выгнали нас с территории института, но мы обогнули забор и вышли к болоту с другой стороны. Через все болото напрямик тянется длиннющая гать. Впервые вижу такую заботу о болотах – на бревнышках положены доски, все это уходит на два километра уж точно. Мы резво рванули вперед. Через некоторое время нам повстречалось гидрологическое оборудование. К ним была проложена своя гать (их тут было еще несколько), осмотрели оборудование. Какие-то метеорологические ящики, невысокие антенны с растяжками, странные кран-балки, а также многочисленные ящики, железки, торчащие из болота металлоконструкции самых непонятных форм. Забавно, но встретилось даже несколько остатков от осветительных столбов – и это в самом болоте! Приятно ходить через болото по проложенным гатям, тем более что деревянные доски сменились железными листами, и идти стало еще приятней. Болото же было верховое, мшинистое, и в нем было очень много воды. Говорят, весь август шел дождь, причем достаточно сильный. Скоро железки закончились, гать разрушилась, трухлявые деревяшки утонули в болоте и… мы остались наедине с мокрым болотом. Я-то шел последним, и видел, что первопроходцы уже промокли насквозь – насухо болото пройти НЕВОЗМОЖНО. Да ну вас нафиг, я тоже смело шагнул в болото, зачерпнув воды по голень, и так, шагая по мягким мхам и теплой воде, прошел десять метров до следующего участка разбитой гати. В кроссовках чавкает и хлюпает, но потом все высохло, вот только брюки остались грязными. Потом мы свернули направо, и там тоже была гать, и по ней мы быстро добрались до конца болота. Не прогулка – сама прелесть!

Осмотр озер Карельского перешейка продолжается, и вослед за озерами Длинным, Большим Симагинским и Двумя Сестрами на территории болота Ламмин-Суо, мы вышли на озера Черные. Озеро впечатляет: небольшое, топистое, с плывунами, оно действительно было черным и страшным. Вот теперь напрямик через лес, вышли к тропинке, а потом к Щучьему озеру. Когда-то я тут был, хотя и очень давно, сейчас уже совсем ничего не помню. Потом по асфальтовой дороге, мимо кладбища, к платформе Комарово. Зашли на кладбище, посетили могилку Ахматовой. Вот уже и Комарово, быстро подошла электричка, и мы поехали в Питер.