titel.gif (1954 bytes)

26 августа 2008 года. Кругобайкальская железная дорога

Просыпаемся, завтракаем, фотографируем рассвет, Байкал, хорошо видный на том берегу город Байкальск с его дымящими трубами ЦБК и выдвигаемся в путь. Многочисленные туннели, путепроводы, подпорные стенки – не буду их всех перечислять, все это есть на фотографиях. Очень понравился один из тоннелей (тоннель №26 "Столбы-2"), который проходит сквозь крутые, глубоко вдающиеся в Байкал скалы. Изнутри тоннеля есть небольшой выход к Байкалу, пробравшись по которому, выходишь на залитый светом скалистый мыс с его ярчайшими цветами. Далее была небольшая станция о.п.129 км "Бакланий" с его старинными деревянными домиками – очень понравилось!! Далее железобетонная галерея, примыкающая к галерее №10, где я увидел тепловоз ТЭМ2 с путеизмерителем, выезжающий из галереи. Я находился в чрезвычайно удобном положении – как раз вышел из галереи и присел тут отдохнуть, так что обладал удивительно хорошей позицией для фотографирования :-). Погода сегодня на редкость хороша! Если вчера было пасмурно, вот-вот грозился пойти дождь, было ветрено и прохладно, то за ночь погода улучшилась, и сегодня весь день было ясно и солнечно! Встретились путейцы. У ребят было много работы - меняли шпалы. В который раз удивляюсь, какой толк тратить столь много денег на обслуживание этой никчемной железной дороги?.. Чуть дальше у железнодорожников выставлен собственный лагерь с палатками и развешанным на веревках бельем… Затем последовал большой кусок дороги - предыдущий фронт работы путейцев. Проведена масштабная работа по замене шпал, и сейчас этот кусок представляет собой поле побоища: здесь разбросано множество просмоленных старых шпал… А дальше так вообще производились работы по очистке склонов, так что железная дорога буквально пробирается сквозь раздробленные глыбы камней – зрелище впечатляет!! Ну а потом я добрался до самого интересного и впечатляющего тоннеля КБЖД – тоннеля №18бис Киркерей-3. Говорят, он доставил строителям КБЖД самые большие хлопоты! Сначала дорогу хотели проложить ближе к берегу. С этой целью там пробили небольшой тоннель № 18 "Киркерей-3", однако уже в ходе строительства тоннеля произошли подвижки горных пород, тоннель завалило. Новые геологические исследования показали, что строить тоннель в этом месте нельзя… Вот тогда-то и приняли решение строить рядышком с первым тоннелем второй - тоннель №18-бис, который будет много длинее, но зато обойдет это опасное место. Тоннель №18-бис делает два поворота; кроме того, он сложен в гидрологическом плане – над тоннелем устроен акведук, отводящий воду ручья Киркерей в сторону гидролотков, пробитых внутри горы. Идти по тоннелю №18-бис было интересно: внутри он делает два поворота, однажды наступил момент, когда там было чрезвычайно темно :-). Шел я уже на ощупь, смело шагая вперед и ощущая ногами щебенку, то и дело натыкаясь то на стены, то на железнодорожные шпалы. Под конец тоннеля был небольшой водопад – со свода тоннеля капала вода - это просачивается вода с ручья Киркерей. Мне повезло: я еще не успел зайти в тоннель, как увидел вылезающего из нее электричку – ту самую, что вчера вечером проезжала мимо нашей стоянки. Когда прошел весь длинный тоннель №18-бис, я, к удивлению своему, обнаружил самую настоящую культурную площадку для туристов… Здесь было все для городского жителя!! Несколько деревянных помостов, у тоннелей прикреплены мемориальные таблички с историей тоннелей, было написано, что именно на тоннеле Киркерей при министре Хилкове произошла смычка двух участков железки и была достроена КБЖД... Таблички были продублированы на русском и английском. Ага!, сохранился первый из тоннелей, который завалило, и я, оставив рюкзак, рванул обратно, осматривать первый из киркерейских тоннелей. И здесь же я встретил Артема, решившего не идти по большому тоннелю №18-бис, а сразу же идти по старому пути и тоннелю №18! Удивительное место: только на  этом участке сохранился фрагмент первого пути без отсыпки под второй. Вы только посмотрите, как жмется колея к скалам, сколь мало для нее места! Это скорее горная тропа, а не полка для железной дороги! Впечатляют и укрепления берегов внизу под железной дорогой и сверху для укрепления склонов. Вообще, киркерейский тоннель - одно из впечатляющих мест на КБЖД, и я рад, что подобную достопримечательность сделали цивилизованной – тут тебе и дорожки, и помосты, и мостик через ручей, и ограждение – образец работы мастера по художественной ковке металла! А рядом с платформой стоит большой такой шатер, в котором может собраться, наверное, человек двадцать, сидеть, жечь костры (кострище есть и под шатром) и петь песни под гитару - так все это и напоминает пионерию с их «взвейтесь кострами, синие ночи!..».

Следующая достопримечательность, посещенная сегодня – это станция Маритуй. Я уже писал о том, что меня поражают эти небольшие станции-разъезды, находящиеся не то чтобы в горах, а располагающиеся на скромном горном отвале, на нескольких метрах, отвоеванных от моря и скал. Здесь станционное развитие, немногочисленные пути, разъезды, пакгаузы, постройки, вокзал. С приходом сюда туристов все отремонтировали и подреставрировали - даже станционные сооружения. Как подъезжаешь со стороны Култука, так сразу же видишь каменную подпорную стенку, на которой располагается несколько домиков! А в самом конце станции расположено здание вокзала. Как и все вокзалы на КБЖД, оно отреставрировано, очень яркое, нарядное, выкрашено на славу :-). Сам вокзал, очевидно, закрыт, но если зайти с другой стороны, там будут почта и магазин. Так, пока я остался ждать здесь, Артем отправился на поиски продуктового магазина; через некоторое время он вернулся с большой шоколадкой – проголодался, бедняжка! Кроме здания вокзала, отреставрирован комплекс сооружений, включая сараи и туалеты. Далее довольно большой переход, еще несколько тоннелей. И вот, самое главное – мы дошли до мыса Половинный, сквозь который проходит самый длинный тоннель на КБЖД длиной в 900 метров. Вот как раз перед этим мысом, найдя очень удобную стоянку, мы и остановились на ночлег. Осматривать само местечко мыса Половинного мы оставили на завтра. Но уже отсюда видно, как там интересно! – большой металлический мост через реку, паровоз-памятник, длиннющий Половинный тоннель… В самой бухте мыса Половинного стоит белоснежный катер, откуда, как утверждал Артем, ночью запускали фейерверки… Но все это мы осмотрим только завтра утром, а сейчас – спать!

133
  • Тоннель № 30 "Шарыжалгай-3", длина 309 м
  • Тоннель № 29 "Шарыжалгай-2", длина 94, пристроена 1 галерея

 

132
  • Галерея № 11, пристроена к тоннелю "Шарыжалгай-1" в период строительства второго пути, длина 21 м
  • Тоннель № 28 "Шарыжалгай -1", длина 187 м, пристроено 2 галереи
  • Мост над заливом (между 134м км и Бакланью)

 

131
  • Тоннель № 27 "Безымянный", длина 120 м, пристроено 2 галереи
  • Мыс Столбы-2, чрезвычайно живописный утес

 

130
  • Галерея № 2, длина 90 м
  • Тоннель № 26, "Столбы-2", длина 254 м, пристроено 2 галереи
  • Мост над р.Шабартуй (перед Бакланью)
  • Тоннель № 25, "Столбы-1", длина 117 м, пристроена 1 галерея

 

129
  • Каменная труба, ручей (в Баклани)
  • о/п 129 км, д.Баклань, бв.рзд.Бакланий

 

127
  • Галерея № 10 "Бакланья", длина 34 (без железобетонной галереи)
  • Галерея № 1 железобетонная, вплотную к каменной галерее № 10. Длина 38 м
  • Тоннель № 24 "Бакланий", длина 323 м

 

126
  • Мост над склоном (между Бакланью и Маритуем)
  • Мыс Большой Колокольный. Огромная глыба на мысе по форме напоминает колокол

 

125
  • Тоннель № 23 "Большой Колокольный", длина 233 м, пристроена 1 галерея
  • Мост над склоном (между Бакланью и Маритуем)

 

124
  • Тоннель № 22 "Малый Колокольный", длина 190 м, пристроено 2 галереи
  • Тоннель № 21 "Двойная губа -2", длина 389 м, пристроено 2 галереи
  • Мост над падью (между Бакланью и Маритуем)
  • Каменная труба, падь (между Бакланью и Маритуем)

 

123
  • Тоннель № 20 "Двойная губа -1", длина 58 м, пристроена 1 галерея

  • Тоннель № 19 "Тройная губа", длина 162 м, пристроено 2 галереи

 

122
  • Тоннель № 18-бис, новый тоннель, длина 635 м, пристроено 2 галереи
  • Тоннель № 18 "Киркерей-3", старый в обход нового, длина 75 м, пристроено 2 галереи

Одно из интереснейших и сложнейших сооружений на всей КБЖД.

Тоннель расположен на 123 км и имеет длину 75 метров. Огромная скала с крутым ручьем Киркирей создала немало проблем строителям. Глядя на это обнажение, инженеры несколько раз меняли свое отношение к нему. Отвесный утес, длиной более 700 м можно было пройти только тоннелем на всю ее толщину, что и было сделано, но значительно позже, во время строительства второго пути. Началось же все с того, что инженеры решили обойти скалу без тоннеля. Но обнаженная громадина грозила обвалами. Поэтому решение меняется. В целях ускорения строительства, решено пока пробивать тоннель под один путь и только через часть скалы, остальная часть горного массива оставалась висеть над железной дорогой. Через несколько дней после начала пробивки хода, 1 мая 1903 года, произошел обвал. Десять дней ушло на уборку породы. Затем принялись укреплять косогор, грозивший обвалом. В июле началась дальнейшая пробивка тоннеля. Изучение обстановки показало, что горные породы сильно разрушены. У Иркутского портала, ближайший массив отделен от горного склона широкой щелевидной трещиной сбросового характера. Трещина заполнена щебнем и дресвой. Она в свою очередь пересекает еще одну щелевидную трещину, образовавшийся таким образом клин осел на свод тоннеля и вызвал в нем трещину. Кроме этого свод подвергался давлению и другого горного массива, образованного так же трещинами сброса. Оттаявшие от мерзлоты глыбы во время дождей приходили в движение, и их невозможно было остановить: они давали значительные обвалы. Во время уборки очередного вывала обратили внимание на косогор, который во избежание неприятностей пришлось укреплять. Сложность пробивки тоннеля заставила пересмотреть проект. С началом обделки тоннеля начали строить галереи с обеих сторон. На завершающем этапе работ, при землетрясении 26 июня 1905 года, подвижные глыбы привели к деформации тоннеля. В одном кольце, трещина у Иркутского портала увеличивалась и распространялась по массиву и благодаря сдвигу в сторону озера, каменных масс, отделившихся от общего кряжа по почти вертикальным трещинам вдоль оси тоннеля, создалось сильное давление на его свод. Весь тоннель оказался разрушенным. Осмотр этого явления привел к выводу, что разрушение тоннеля произошло под действием бокового давления, которому не в состоянии противостоять симметричный тип обделки, применявшийся при строительстве тоннеля. Деформация тоннеля убедила строителей, что необходимо обойти это место другим тоннелем, длиной 745 метров. Но политическая обстановка на востоке в то время не позволила этого сделать. Осуществление этого проекта началось во время строительства второго пути, в 1911 году. И сегодня над тоннелем видны огромные трещины и гладкие плоскости сбросов, по которым обваливались глыбы. За тоннелем можно увидеть каменный полувиадук и подпорные стенки (вверху и внизу), опоры железного моста. Все это сохранилось со времени сооружения первого пути. Как правило, все стенки первого пути скрыты под насыпью второго пути, так вот, фактически в этом месте сохранился кусочек линии первого пути, хотя и частично разрушенный, но дающий полное представление в каких условиях прокладывалась железная дорога. Во время прокладки второго пути в 1911-1913 годах этот тоннель был брошен, взамен построили тоннель N18-бис, длиной 636 метров.

Тоннель №18-бис представляет собой сложное инженерное сооружение. Над западной частью тоннеля протекает ручей Киркирей, отличающийся мощным и быстрым потоком. Для его отвода от тоннеля создали необычное сооружение - акведук. В верхней части пади, по которой течет ручей, на высоте 66 метров над Байкалом воздвигнута плотина высотой 15 м. Для регулирования стока воды в нижней части плотины сделано специальное отверстие, из которого вода поступает в бетонный лоток, спускающийся к тоннелю двумя уступами. Для перехода железнодорожного тоннеля ручей пустили по специальному тоннелю, вырываясь из него, он достигает земли по наклонному желобу, и по каменным уступам впадает в Байкал. Вода, просачивающаяся в железнодорожный тоннель, собирается в специальные штольни, из которых отводится в поперечные и продольные лотки, проложенные под рельсами и по железобетонному лотку, под землей достигает поверхности Байкала.

 

121
  • Тоннель № 17 "Киркерей-2", длина 325 м, пристроено 2 галереи
  • Тоннель № 16 "Киркерей-1", длина 176 м, пристроено 2 галереи

120
  • о/п 120 км, п.Маритуй
  • Мост через р.Маритуй (в поселке Маритуй)
119
  • ст.Маритуй, п.Маритуй

Ст. Маритуй – одна из самых крупных станций на участке. Комплекс "Маритуй" включает в себя станцию, административно-жилой комплекс и жилой поселок в долине реки Маритуй. Маритуй сформировался в 1902-1905 гг.: были построены станция, комплекс водоснабжения, а также была заложена планировка поселка. В 1908-1916 гг. комплекс Маритуя был дополнен интереснейшими постройками в стиле "модерн" - это жилые дома для начальников участков, дистанций. До 1930 года в поселке действовала церковь. К настоящему времени в поселке утрачено около половины первоначального объема построек. И все же станция-поселок Маритуй продолжает оставаться самым крупным населенным пунктом на Кругобайкальской железной дороге.

117
  • Мост над заливом (между Маритуем и Половинной)
116
  • Тоннель № 15 "Косой Убур", длина 111 м, пристроена 1 галерея

115
  • Тоннель № 14 "Асламовский", длина 88 м

111

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz