titel.gif (1954 bytes)

27 августа 2008 года. Кругобайкальская железная дорога

В последнее время Артем все время интриговал меня, что сегодня меня ждет какой-то сверхпотрясающий сюрприз… С этой целью Артем без конца тырил мой телефон и писал куда-то СМСки - очевидно, сюрпризу. Соответственно, в его ожидании мы никуда не торопимся, и высыпаемся сегодня на славу. Проснулись, там включили горелку, завтракаем, после завтрака я полез мыть посуду. Спуститься к Байкалу – дело сложное. Железная дорога проходит по скалам довольно высоко над уровнем озера, и спуск тут крутой… В 10.35 минут (я помню это время точно!!!) я находился внизу на каменистом пятачке и мыл посуду. И вдруг произошло нечто странное… Точнее, первое ощущение казалось вполне обыденным – поезд!! Я знал, что вверху проходит КБЖД, я не видел, что там происходит! Так значит, подумалось мне, вверху, надо мной, проходит какой-то тяжело груженый товарняк!! Но уже через мгновение я понял, что это не поезд - откуда ему взяться на КБЖД?, что это самое настоящее ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ!! Не страшно ли было? Нет, нисколечьки, хотя бы потому, что не понимал, что творится - под ногами трясется, да стоит приземный гул - думал, товарняк... Продолжили собирать палатку, через полчаса почувствовал еще один толчок - афтершок. В 11.00 выдвинулись в путь и вышли к опу Половинный. С одной стороны, землетрясение фиговое – да и, насколько мы видим, ничего не произошло – озеро в покое, постройки Половинного, тоннели на месте, железка на месте, и только что, кажись, проехала дрезина с путейцами… Но мы-то знаем, что одно дело мы на природе, а вот в высотных сооружениях, в городах и поселках землетрясение чувствуется совершенно иначе… Возможно, где-то есть разрушения, может быть, где-то снесло с лица земли целый город, возможно, где-то произошло катастрофическое, разрушительное землетрясение, а до нас дошел лишь далекий глухой отзвук где-то бушующей катастрофы?! Вокруг нас все вроде бы в порядке, но кто знает, что произошло?… Это пугает, и мы с Артемом находились в таком состоянии несколько дней, но самое напряженное – сейчас, пока еще не дошла первая информация, и мы не знаем, что произошло НА САМОМ ДЕЛЕ… Нервная, пугающая обстановка полной неизвестности… Дошли до Половинного. На мой взгляд, один из интереснейших комплексов КБЖД. Проходим небольшой тоннель - самый короткий тоннель на КБЖД №13 "Чайкинский",  далее железная дорога обходит гору и выходит к пади с рекой Большая Половинная. Речушка вынесла речные наносы, и потому здесь образовалась заливные луга - удивительное зрелище для скалистого рельефа КБЖД!! Через речку переброшен впечатляющий металлический мост, рядом с ним стоит паровоз-памятник. На том берегу р.Большой Половинной оп. Половинный, а также ряд построек. Артем раскрыл интригу. Оказывается, в этот день к нам должен был присоединиться Сергей Абрамкин. Он возвращается с какого-то дальнего похода и между делом собирается заехать на электричке за нами и составить компанию. Тут я соглашусь с Артемом, ибо это было бы приятным сюрпризом! Но пришла СМСка, из которой мы узнали, что Серега серьезно застрял в Слюдянке - из-за землетрясения на КБЖД произошел сход камней, и дорогу сейчас очищают… От местного жителя Половинного, у которого есть радио, мы узнали кое-какие подробности, хотя все это было на уровне слухов, и я так понимаю, не из первых рук. Какими только подробностями слухи не обрастали!! - это было похоже на испорченный телефон, где каждый человечек добавлял что-то свое! Говорят, в Иркутске тряхануло, была паника и каких только ужасов я не начитался в иркутских форумах! Говорят, большие разрушения в Култуке, что там разрушены все здания… Или нет, разрушено только одно здание, но самое главное – школа! Что разрушен автомобильный мост в Култуке, тот самый, на котором мы были неделю назад, остановлено движение по Транссибу. Что произошел обвал на КБЖД, и где-то в тоннеле пошла трещина… Абориген пугал нас и тем, что землетряесение отозвалось и на его Половинном – де, в одном из местных домиков разрушилась печная труба. Естественно, нас с Артемом интересует прежде всего сила и эпицентр землетрясения. Говорят, семь баллов, говорят, эпицентр под городом Шелеховым, что далеко за Иркутском. На самом-то деле, как потом оказалось, эпицентр землетрясения находится точнехонько под нами, на мысе Половинный! Впрочем, Байкал всегда был в зоне интенсивных землетрясений – здесь фиксируется до тысячи землетрясений в год!, - чего стоит один только залив Провал, ушедший под воду в результате катастрофического землетрясения! За прошедшие столетия, полагаю, здесь и не такое случалось!! А это землетрясение, сказать по правде, меня нисколечьки не впечатлило… Ну потряслась земля, ну погрохотало… - и что? - жертв и разрушений нет, все постройки выдержали (кроме школы в Култке - она таки была), так что никакой это не катаклизм, а так – сейсмологам лишняя заметочка в журнал, блогерам пища для страшилок. Кстати, к вечеру движение на КБЖД было восстановлено и вечером мы наблюдали первую электричку. Что поразило: в номерах местных газет о землетрясении писали несколькими строчками крохотной заметкой где-то на третьей страницы газеты, а до московских новостных лент эта информация даже не дошла…Ну а мы с Артемом, не дождавшись Сереги Абрамкина, продолжаем движение. Нам надо пройти тоннель Половинный, самый длинный на КБЖД. Он неинтересен – он хоть и длинный, но идеально прямой, а посему там нет кромешной темноты, и свет в конце тоннеле виден уже от входа - скучно! :-(. В тоннель, однако, вступили с опаской - а вдруг новое землетрясение?

В некоторых из домиков, жавшихся к скалистому обрыву, жили злые собаки. Оно и понятно: хозяева заводили собак, дабы дом охраняли... Но вот беда! – если ты как турист идешь по железной дороге, и тебе навстречу из рядом находящейся калитки выбегает овчарка – как ты ее обойдешь? – да никак!!, ибо с одной стороны скалистый обрыв Байкала, а с другой – высокие скалы! Остается только одно: пробиваться сквозь собаку. Я шел первым, и, более-менее хорошо относящийся к собакам (а они это чувствуют), проходил без проблем. А вот Артем, боящийся собак, имел с ними проблемы, и я, остановившись поодаль, наблюдал за тем, как Артем проходит через участок со злой собакой :-). Собака же, когда мы пройдем, останавливается и принимала сторожевую, настороженную стойку, прижав уши и внимательно следя за нами: ушли ли?, не пытаемся ли вернуться?

Пройдя чуть дальше, наткнулся на чрезвычайно интересный комплекс… У пологого бережка стояло большое количество кранов и различных металлоконструкций, а на бережку, рядом с железной дорогой – небольшой бревенчатый домик, обвешанный многочисленными антеннами. Забавно: на нем висит табличка от поезда «Москва-Култук». Что тут? И только потом, уже в Питере, посмотрев в Интернете, я с удивлением узнал, что этот домик и был той самой Байкальской нейтринной обсерваторией, о которой я столь много читал и которую так мечтал посмотреть!! Конечно, нейтринный телескоп находится вглуби озера, но к берегу подведены кабели, и в самом домике находятся компьютеры, оборудование, техника…

Видел несколько бригад путейцев – одни работают на путях, другие проехали на дрезине – заснял их на видео :-). Прошли Итальянскую стенку – ту самую, фотографии которой так любят демонстрировать в музеях, посвященных КБЖД. Так забавно в реале встретить то самое, фотографии чего ты так много видел в различных изданиях!! Тут целый комплекс инженерных сооружений: сначала каменная галерея, за ней итальянская подпорная стенка, затем путепровод-виадук, проходящий над самим обрывом – железная дорога тут как бы прилеплена к скалам на столбах-основаниях виадука. Далее новая подпорная стенка и еще одна галерея, чрезвычайно впечатляющая, ибо, в отличие от всех остальных, она находится в кустарнике и сильно заросла. Чтобы выйти к ней, надо еще потрудиться – заросли кустарника, бурьяна… Опять многочисленные тоннели - аж в глазах рябит ;-). Наконец, добрались до станции Уланово. Наряду с Маритуем, Уланово – станция большая, и тут имеется свое железнодорожное хозяйство и свои станционные сооружения. Работают путейцы, незадолго до этого приехавшие сюда на дрезине. При входе на станцию наблюдаем синий вагон-дефектоскоп, поставленный на вечный прикол, у вагона сидит злая собака. Мне еще удалось пройти мимо этой собаки, однако я потом присел отдохнуть в Уланово и с удовольствием наблюдал, как от собаки отбивался Артем :-). В Уланово есть каменные строения; я видел краснокирпичную трубу – настоящий памятник пром.арха!! Далее целый ряд декоративных строений – глянцевых и вылизанных до невозможности… Вокзал, ряд домиков, сараев, станционных сооружений… Была также беседка, фонари освещения, культурный спуск к воде, мостки, пристань. Ремонтный поезд, несколько товарных вагонов, еще одна дрезина. Под конец станции – еще одна злая собака, через которую нам пришлось пробиваться.

Дело подходит к ночи – пора уже и место для ночевки искать… На ночь остановились недалеко за Уланово, внутри галереи "Холодная-2". Место действительно было хорошим, если вспомнить, что туристские стоянки, в таком количестве организовываемые начиная с Култука, исчезли вообще… Мы встали лагерем в галерее, рельсов там не было, тоннель был небольшим и сырым. Есть фотография, показывающая, как это было – на холодном и сыром полу тоннеля мы раскидали наши вещи и начали ставить палатку, разжигать горелку и готовить плотный ужин… К ночи собирался пойти дождь, ночью действительно прошел ливень. Под вечер пошла электричка на Байкал – та самая, которой должен был приехать Сергей Абрамкин. КБЖД была восстановлена, о землетрясении забыто – нигде больше я не видел упоминания о землетрясении, разве что в газетах маленькими заметками. Землетрясение оказалось лишь паникой, на деле же ничего особенного не свершилось – ну тряхануло, и что?..

110
  • Тоннель № 13 "Чайкинский", длина 31 м
  • Мост над р.Большая Половинная
  • о/п 110 км, д.Половинная

 

109
  • Тоннель № 12 "Половинный", длина 779 м

Тоннель N 12 "Половинный" прорезает одноименный мыс и расположен на 109-110 км. Этот тоннель выделяется среди других тоннелей своей длинной, она составляет 778.75 м. Геологи-изыскатели в 1900 году дали обнадеживающее заключение о геологическом строении этого района, но на самом деле изыскатели не учли некоторые геологические факторы, повлиявшие на сооружение всей железной дороги. Например, происхождение трещиноватости, наличие вечной мерзлоты, а также водонасыщенность горных пород. Все эти проблемы встали во весь рост во время строительства тоннелей и галерей. Поэтому, длину многих тоннелей пришлось увеличивать в ходе строительства. В "Половинном" тоннеле горные породы изобиловали водонасыщенными горизонтами. С Иркутской стороны в 80-85 м от портала обнаружился большой приток воды, поэтому в тоннеле устроили дренажную каменную галерею с водобойным колодцем для отвода воды. Ввиду значительной водоносности пород, на всем протяжении тоннеля построили канал с выходом его в кюветы с обеих сторон тоннеля. Породы с Иркутской стороны оказались не прочными, здесь пришлось устанавливать дополнительную крепь. Кроме того, откос с Иркутского портала представлен породами с вечной мерзлотой, эти опасные породы вызвали удлинение тоннеля на 19 м.

 

107
  • Мост над р.Большая Пономаревка (в Пономаревке)
  • о/п 107 км, д.Пономаревка

 

106
  • Каменная труба, ручей между Пономаревкой и Ивановкой
  • Мост через р.Ивановка (в Ивановке)
  • о/п 106 км, п.Ивановка
  • Лаборатория нейтринной обсерватории

 

105

Белая выемка - замечательный геологический памятник природы, объект экскурсий 27-го международного геологического конгресса, расположена на 105 км. Пройти мимо нее, не заметив, просто невозможно: особенно в солнечный день ее откосы слепят мощным сиянием, мраморное дно не сразу теряется в синеве глубин. Для удобства изучения и осмотра все разведочные выемки и скважины пронумерованы красной краской, любителям же минералогии в последние годы она становится все более известна благодаря наличию многочисленных кристаллов драгоценной шпинели, твердого минерала, достигающего в длину нескольких сантиметров.

103
  • Галерея № 9 "Ивановская", 1-путная, длина 47 м

 

102
  • Галерея № 8 "Малая Шумихинская", 1-путная, длина 51 м
  • Подпорная "итальянская" стенка
  • Мост через р.Малая Шумиха (перед Шумихой)

Долина р. Шумиха. Карьер, в котором добывался гранит для облицовки речных опор моста через р. Ангару (Ангарского моста).

 

  • Галерея № 7 "Большая Шумихинская", 1-путная, длина 183 м

  • Каменная труба, р.Большая Шумиха (в Шумихе)

  • о/п 102 км, д.Шумиха

Живописная защитная галерея с итальянской подпорной стенкой. В долине реки Пономаревка расположен небольшой жилой поселок, первая постройка которого датируется 1902 годом. В 1960-е годы с других участков дороги сюда были перенесены несколько домов. В настоящее время здесь строится новая туристичекая база "Центра экономического развития Восточно-Сибирской дороги". Построен гостевой дом на 10 чел. и баня.

100
  • Тоннель № 11 "Шумихинский", длина 298 м

Поражает стоимость одного метра тоннеля N 11 "Шумихинского", расположенного на 101 км. Она составляет 1656 рублей, при длине тоннеля 298 м, тогда как средняя стоимость одного метра других тоннелей составляла 1266 рублей. Для сравнения: стоимость одного метра Сурамского тоннеля составляла 1560 рублей при длине тоннеля 3 991 м, а Симплонского тоннеля в Швейцарии 1060 рублей при длине 19 768 метров. В чем же особенность строительства Шумихинского тоннеля? - конечно же, в геологическом строении мыса Березового. Мыс, пологий со всех сторон, с внешней стороны, казалось, не представлял ни каких сложностей для строительства, однако на самом деле оказался невероятно сложен... Тоннель расположен на месте ступенчатого, террасовидного сброса, прикрытого древним обвалом из огромных глыб. Промежутки меду глыбами завалены грунтом. Такой грунт невозможно было расшевелить динамитом, но при оттаивании он давал обвалы. Сложность проходки этого тоннеля заключалась в том, что ось его проходила по границе поверхности сброса, граница состоит из навалов каменных глыб. Отдельные глыбы имеют объем до 48 м3. Навалы образуют массивы, разделенные льдом и глинисто-щебнистым материалом. Часто массивы образуют щели ни чем не заполненные. По одной такой щели человек мог пройти на 85 метров в сторону от тоннеля (!) и опуститься вниз под тоннель к Байкалу. Примерно на середине тоннеля, над сводом, находится щель такой ширины, что в нее можно было войти. Местами она заполнена мерзлым щебнистым грунтом, льдом, глыбами до 4 м3. При таянии льда такие щели дают обвалы. Если представить, что во время работы в тоннеле создается положительная температура, можно только удивляться с какими трудностями столкнулись строители при проходке этого тоннеля. Горные породы, слагающие мыс, с Култукского портала сильно разбиты трещинами, весьма подвижны, что так же создавало обвалы и сдвиги горных масс при выломке тоннеля. Длина тоннеля увеличилась в ходе изысканий и строительства со 147 м до 299 м. Подрядчики инженер-подполковник Березовский и Коновалов.

 

99
  • Тоннель № 10, длина 77 м

  • Галерея № 6 "Березовая", 1-путная, обрывается в бухту Березовая

  • Мост через бухту Березовую, не сохранился

  • Тоннель № 9-бис "Березовый" в обход бухты Березовая, длина 497 м

Один из интереснейших и сложнейших участков КБЖД, поражающий изобилием инженерных сооружений. Уткнувшись в мыс и обойдя его Галереей № 6 (Березовая), железная дорога обрывается в Березовую бухту. Скалы обрываются чуть ли не отвесно, что не позволяет делать скальную выемку, а глубина бухты составляет 28 метров (!), что не позволяет ставить быки для сооружения моста. Тогда было решено поставить через бухту Березовая металлический мост протяженностью 123,5 метров - на ту пору один из длиннейших мостов России (лишь пролеты моста через Енисей достигали 144,2 метров). Для установки моста применили оригинальное инженерное решение: поскольку установить промежуточные опоры моста из-за большой глубины бухты было нельзя, собранный на рельсах мост перебросили с мыса на мыс с помощью лебедок на пяти быках, собранных на баржах. Когда мост лег концами точно на две опоры, баржи были притоплены с помощью песка и выведены из-под моста. В 1908-1910-х гг., во время исследований для строительства второго пути, выяснилась возможность значительного по объему обвала с высоких горных откосов на мост через бухту. Было решено построить двухпутный тоннель (1911-1914 гг.) и в результате “ ... существующий мост через Березовую бухту становится излишним для дороги и подлежит упразднению. Освободившееся пролетное строение... представляется возможным использовать при постройке моста через р.Выдринную на том же строящемся 2-м пути Кругобайкальского участка ...” (за Слюдянкой). По специальной технологии, при помощи барж ферма моста была снята и перевезена по озеру на реку Выдринную, где и была установлена.

В обход Березовой бухты был построен тоннель № 9 "Березовый" длиной 497 метров. В тоннеле есть боковой ход, выходящий в Березовую бухту, из которого можно лицезреть остатки Галереи № 6, стоящей на мысу высоко над бухтой (мост располагался точно за галереей) и сооружения разрушенной электростанции на другом берегу. Тоннель № 9 не сохранился, и чтобы не нарушать нумерацию тоннелей, тоннелю в обход Березовской бухты был дан номер №  9-бис. Портал тоннеля № 9-бис снесен горным обвалом и не восстанавливался.

98
  • ст.Уланово, т/б "Хвойная"

Разъезд Уланово. Туристическая база "Хвойная". Включает в себя спальный комплекс на 18 чел. (двух и трехместное размещение), столовую и русскую баню.

 

96
  • Галерея № 5 "Холодная-2", 1-путная, длина 108 м

 

  • Галерея № 4 "Холодная-1", 1-путная, длина 149 м

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz