2012-02-19. Подводная лодка - музей С-189

19 февраля 2012 года мне в компании хорошей (самой лучшей!) подруги Саши М. удалось восполнить еще одно белое пятно в собственном образовании и посетить подводную лодку С-189, что рядом с ледоколом "Красин" напротив Горного университета.

Небольшая историческая справка

Советские средние дизель-электрические торпедные подводные лодки проекта 613 - первый и самый массовый тип лодок, построенных после Великой Отечественной войны. По классификации НАТО - Whiskey class.

Технический проект разработан ЦКБ-18, ныне ЦКБ МТ "Рубин" и утвержден Советским Правительством в августе 1948 года. Первая лодка спущена на воду на заводе "Красное Сормово" в октябре 1950 года и вошла в боевой состав ВМФ в 1951 году. Всего с 1951 по 1958 год подводных лодок проекта 613 было построено в СССР 215 ед. и в Китае - 21 ед..

В ВМФ СССР эти подводные лодки несли службу на всех флотах. Их основное назначение - ведение боевых действий против боевых кораблей и транспортов противника, минные постановки, ведение разведки. До конца 1980х годов в ВМФ СССР лодки проекта 613 несли боевое дежурство в морях и океанах, использовались для испытания нового вооружения, в качестве учебных центров для подготовки личного состава. Многие из них были переоборудованы в другие проекты, которые могли нести ракетное оружие.

Собственно, именно эта лодка С-189 ничем не примечательна, и в отличие от других кораблей-музеев, сказать о ней банально нечего. Заложена на Балтийском заводе 31 марта 1954 года, спущена на воду 4 сентября 1954 года. В составе флота состояла до 1990 года, участвовала в многочисленных боевых дежурствах, походах, учениях. В 1990х годах, во время разрухи флота, с подлодки начали таскать цветные металлы, и, похоже, что-то открутили, так что в 1999м году подлодка затонула в Купеческой гавани Кронштадта. В 2005 году на средства бывшего подводника, ныне бизнесмена Андрея Артюшина и при поддержке клуба подводников, С-189 была поднята и отремонтирована на Канонерском заводе. После ремонта и восстановления интерьеров на лодке в 2010 году был открыт музей - первый в России частный музей - подводная лодка. Кстати, сейчас это единственно сохранившаяся подлодка серии С; все остальные уже давно порезаны на металл.

Впечатления

Во-первых, небюджетная стоимость входа - аж 300 рублей... :-(. Но оно того, наверное, стоит - все-таки полностью воссозданные интерьеры подводной лодки! Ну где еще полазаешь по настоящей подлодке!! Опять же, видишь, как сильно разнится музеефикация советского образца и современности! Возьмите хотя бы "Аврору", так там же нафиг снесли все переборки - в неисторическом корпусе разместили огромные залы, заставленные стеклянными витринами, рассказывающими об истории революционного крейсера. А здесь - никаких тебе витрин и табличек, но тем интереснее полазать, не ощущая себя скованным рамками музея! Только так и можно почувствовать, как жили моряки-подводники. А жили они, мягко говоря, не очень... - и в этой жуткой теснотище месяц жило 54 человек! Да тут забито все под завязку, использован каждый сантиметр, и кругом трубопроводы, мощные связки кабелей, приборы, механизмы, манометры, электрика, дизеля, торпеды. И именно сюда, если получится, можно впихнуть лишнюю койку. Никаких лишних вещей, никаких тебе шкафчиков и личного пространства - спишь на торпедах в три смены, прикорнув между связками кабелей... Камбуз - 2 квадратных метра с бортиками для кастрюль на случай качки. Каюты - только у капитана, старшего помощника, замполита, да и те напоминают скорее верхнюю полку плацкартного поезда - короткая жесткая постель, зато все остальное помещение каюты забито приборами управления и автоматами... Как представил себе, ужаснулся! Месяц?, в закрытой консервной банке в тесноте гудящих шкафов и стучащих дизелей, при скудном освещении, без личного пространства, и все время в напряжении на боевом посту? - да уж, подводники - суровые люди!!

Основные тактико-технические характеристики:

Энергосиловая установка:

Вооружение:

Время работы музея: с 11.00 до 19.00. Вход посетителей - до 18.00. В период навигации музей работает по особому расписанию. Справки по телефону +7 (904) 613-70-99. Выходные дни - пн, вт.

Стоимость билетов: взрослый - 300 руб, для студентов (курсантов) - 200 руб, для пенсионеров и школьников - 100 руб, для дошкольников - бесплатно.

Адрес музея: Россия, Санкт-Петербург, набережная лейтенанта Шмидта, плав.причал ЛенВМБ (напротив дом 31, угол 16й линии). Вход на причал через пассажирский терминал. Телефон для справок +7 (904) 613-70-99, e-mail c-189@mail.ru

Седьмой отсек - кормовой торпедный, жилой. 2 торпедных аппарата с приборами управления стрельбой; ручные приводы управления вертикальным и кормовыми горизонтальными рулями; насосный узел гидравлики; трюмная помпа; 6 подвесных коек; аварийный люк.

Шестой отсек - электромоторный, жилой. 2 главных гребных электродвигателя с главными ходовыми станциями, два электродвигателя экономического хода с ходовыми станциями; шиннопневматические муфты линии валов; станция объемного пожаротушения; 6 подвесных коек.

Пятый отсек - дизельный. 2 дизеля с приборами управления и системами обслуживания; расходный топливый бак; 2 дизель-компрессора; подводный гальюн; судовые вентиляторы.

Четвертый отсек - аккумуляторный, жилой. Кают-компания и каюты мичманов; камбуз; электрокомпрессор; баллоны воздуха высокого давления; вторая аккумуляторная яма со второй группой АБ и батарейным автоматом.

         

Третий отсек - Центральный (Главный командный пункт). Рубки гидроакустиков и радиометристов; штурманская выгородка; перископ; посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием ПЛ; гирокомпас; торпедный автомат стрельбы; подъемно-мачтовые (выдвижные) устройства; главный осушительный насос; трюмная помпа; артпогреб; провизионные кладовые; подводный гальюн; нижний рубочный люк.

Второй отсек - аккумуляторный, жилой. Кают-компания и каюты офицеров; рубки радиосвязи и ОСНАЗ; баллоны воздуха выского давления; аккумуляторная яма 1 с первой группой АБ и батарейным автоматом.

Первый отсек - носовой торпедный, жилой. 4 торпедных аппарата с приборами управления стрельбой; стеллажи с запасными торпедами; приводы носовых горизонтальных рулей; станция пенотушения; 16 подвесных коек; торпедопогрузочный люк.

На ПЛ два гальюна - кормовой и носовой; носовой гальюн даже можно посмотреть - правда, он не работает ;-). В центральном посту куча автоматов, приборов, колонки гидравлики системы погружения-всплытия. В перископ можно посмотреть, он работает!! - показывают набережную и проезжающие по ней машинки :-). Здесь же небольшие каюты офицерского состава. В каюте замполита сочинения Ленина, Брежнева, и, конечно, бюстик Ленина, в штурманской рубке карты, далее рубки гидроакустиков и связистов. В кают-компании громадный стол используется не только как обеденный, но и как операционный - в составе команды всегда есть врач. Рядом с центральным постом - таблица непотопляемости :-). В носовом торпедном отсеке куча коек - вообще-то они должны висеть в два ряда, но верхний ряд для наглядности снят. В носовом отсеке не только торпеды, но есть еще и иммитатор подводной лодки. Во всех отсеках газоанализаторы, системы пожаротушения.

© Кирилл Кравченко, http://kirill-kravchenko.narod.ru/
 
Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz