Электростанция ГРЭС-8 (Дубровская ТЭЦ)

г.Кировск, ул.Набережная, 7
1931, арх.Тейхман Ф.О., Зеликман Я.Г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дубровская_ТЭЦ

Историческая справка

Строительство Дубровской ТЭЦ-8 (бывшая ГРЭС-8 им. С.М. Кирова переименована с 01.10.2005 года) было начато в 1931 году по проекту отечественных проектных институтов, впервые без технической помощи и участия иностранных специалистов. Уже в 1933 году приняли промышленную нагрузку два турбоагрегата мощностью по 50 тыс.кВт каждый. В 1940 году электростанция, оборудованная четырьмя турбогенераторами и семью котлоагрегатами, паропроизводительностью 160…200 тн/час, работающими на сжигании кускового торфа и сланца, была выведена на полную проектную мощность 200 тыс.кВт. Во время Великой отечественной войны оборудование и все сооружения Дубровской ГРЭС были полностью разрушены. Но уже в июне 1944 года было принято решение о восстановлении электростанции, что и было исполнено в рекордно короткие сроки и в декабре 1958 года мощность ГРЭС превзошла довоенную и достигла 312 тыс.кВт, что составило 30 % всей электроэнергии, вырабатываемой тогда системой Ленэнерго. С 1993 по 1996 г.г. все котлоагрегаты электростанции были реконструированы для сжигания природного газа с сохранением технологической возможности их работы на сжигании твердого (фрезерного торфа, каменного угля) и жидкого (мазута) топлива. В настоящее время Дубровская ТЭЦ-8 входит в состав филиала «Невский» ОАО «Территориальная генерирующая компаниия № 1» в качестве структурного подразделения и является основным источником теплоснабжения г.Кировска.

Общие сведения:

На Дубровской ТЭЦ-8 установлены пять энергетических котлов типа ПК-10Ш, три турбины типа К-50-90, с генераторами типа ТВ-50-2 и Т-50-2 мощностью по 50 тыс.кВт; турбина типа Т-37-90 с генератором типа ТВ-50-2 мощностью 50 тыс.кВт; турбина типа Р-5-90/31 с генератором Т-2-12-2 мощностью 12 тыс.кВт; и на испытательном стенде - турбина типа К-17-15П. Все основное оборудование находится в рабочем состоянии и надежно обеспечивает выполнение диспетчерского графика по выработке электрической и тепловой энергии. Управление и контроль за работой энергетического оборудования осуществляется с применением современных информационных технологий.

Ключевые показатели:

Установленная мощность:
Электрическая - 192 МВт
Общая тепловая - 185 Гкал/час
Основное топливо - газ
Резервное топливо - торф, уголь, мазут
Численность работающих - 420 человек

https://babs71.livejournal.com/691937.html

Проект 8-й ГРЭС разрабатывался в проектном отделе Ленэнерго. Руководил разработкой проекта В.А. Голубцов, его заместителем по теплотехнической части были И. Д. Коц и Б. О. Лошак, по электрической части С. Г. Полоцкий и Н.Э. Лемкуль, по строительной части – Ф. О. Тейхман и Я. Г. Зеликман. Проект курировал главный инженер «Электротока» («Ленэнерго») А.А. Котомин, который позднее возглавил строительство станции. Строительство началось в 1931-м году и 23 марта 1933-го года станция дала ток.

Вот как описывала этот момент "Ленинградская правда": "Десятки людей вот уже пять дней не отходят с площадки. Здесь и командный инженерно-технический персонал и рядовые рабочие, занятые на испытаниях, доделках, и отдельные ударники…Вечером 26 марта реле земляной защиты уже фиксирует полное благополучие. Проверены все электрические устройства. На всем протяжении от генератора к линии передачи тока нет никаких преград... Главный инженер строительства Котомин, обладающий большим опытом пусков, приступает к синхронизации, к приведению частоты и напряжения тока Дубровской турбины в соответствие с частотой и напряжением тока кольца. Все взгляды устремлены на аппарат со зловещей светящейся надписью – « Не включать!». Лишь в том случае, если эта надпись погаснет, можно брать нагрузку. И вот надпись гаснет. Два незаметных коротких движения и генератор включен. – Итак, поздравляю вас, товарищи, - мы приняли нагрузку – объявляет инженер Котомин – 1 тысяча киловатт. Но из машинного зала приходят и заявляют: прибор нужно отрегулировать, он врет – мы выдаем нагрузку в 5 тысяч киловатт!"

Особенностью проекта стала компоновка станции по принципу «крылья бабочки» - машинный зал размещался между двумя котельными, а турбоагрегаты были расположены поперек машинного зала, что обеспечило сокращение паропроводов и уменьшение размеров здания ГРЭС.

Вот как описывал позднее устройство станции А. А. Котомин: "По своим наружным очертаниям станция представляет куб, разделенный колоннами на три отдельные части, где в средней части (в машинном зале) установлены машины, а по сторонам – котлы. В основу проекта положена мысль укладки наименьшего количества бетона с таким расчетом, чтобы фундаменты котлов являлись одновременно и фундаментом здания. На эти фундаменты установлены металлические колонны, связанные ригелями и фермами, одновременно служащие нам основным каркасом котлов, а также и каркасом, несущим перекрытия котельных и машинного зала. К этому каркасу подвешены на специальных подвесках барабаны котлов, а на верхнюю часть колонн опираются площадки, на которых расположены дымососы и дымовые трубы. На отдельных консолях, выступающих в машинный зал, расположены вентиляторы. Внизу, по нижним сторонам колонн по консолям, обращенным внутрь машинного зала, ходит мостовой кран, подъемной силы 100 тонн с дополнительным краном на 15 тонн. К противоположной стороне каркаса котлов подвешены металлические бункера, по верхней части которых проходят поезда широкой колеи, подающие торф непосредственно с места погрузок такового в болоте в котельные бункера. Технической новостью в конструкции здания является отсутствие промежуточных стен, отделяющих машинный зал от котельных. На ст. Невдубстрой имеются лишь переборки в пол ширины, отделяющие зольные помещения от нижней части машинного зала".

Станция сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны (ее корпус служил одним из опорных пунктов немцев). В июне 1944-го года было принято решение о ее восстановлении. Автором проекта ее восстановления стала (судя по подписи на проекте) архитектор С. Крыгина. К сожалению, в послевоенное время перед станцией построили здание с воротами, из-за которого теперь крайне сложно ее сфотографировать спереди.

1932. Строительство Дубровкой ГЭС

1932. Строительство ГЭС

1933-1935. Дубровская ГЭС

1933. Строительство Дубровской ГЭС

1933. Дубровская ГЭС

1934. Дубровская ГЭС

1943-1944.Разрушенная ГЭС-8

1979. Кировск. Дубровская ТЭЦ-8

1982. Дубровская ТЭЦ

2023-05-23 22:51

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2023, Моя Энциклопедия