Кронштадтский Морской завод

Кронштадт, Петровская ул., 2
1830-1856, 1856, 1861-1876, арх.Кудинов А.С.

https://www.citywalls.ru/house29830.html

В январе 1846 г. командир Северного округа Морской строительной части инженер-генерал-майор В. П. Лебедев и арх. Строительного департамента при Морском министерстве А. С. Кудинов были направлены в Англию для изучения предприятий, которые могли бы послужить образцами при сооружении Пароходного завода в Кронштадте. Они же и стали авторами проекта завода. В августе 1846 г. назначенная комиссия выбрала место для строительства завода. Николай I повелел немедленно начать строительство. В процессе забивки свай обнаружилось, что место выбрано неудачно. 5 февраля 1847 г. был утвержден второй вариант проекта завода, уже на новом месте. По проекту главный корпус завода в форме замкнутого каре образует внутренний двор. Во дворе вдоль западной и восточной сторон - два длинных производственных корпуса. Строительство Пароходного завода вел Строительный департамент при Морском министерстве. Главным строителем был назначен В. П. Лебедев, помощником - инж.-капитан Биллио. После смерти Лебедева в декабре 1848 г. гл. строителем стал инж.-полковник А. В. Модрах. Ахитектурную часть проекта вел А. С. Кудинов. Ахритектором при постройке вначале был худ. Зондергаузенский, с апреля 1849 г. - арх. помощник А. А. Павлов. 11 февраля 1847 г. началось создание большого завода для строительства судов. В 1850-1851 гг. была выполнена кирпичная кладка стен, в 1851-1854 установлены стропила, обрешечены и покрыты железом, как главного корпуса, так и корпусов во дворе.

Розадеев Б. А., Сомина Р. А., Клещева Л. С. Кронштадт. — Ленинград, Стройиздат, Ленинградское отделение, 1977 С.102,

В начале 1855 г. назначение завода было изменено - он стал судоремонтным. Торжественное открытие завода состоялось 4 марта 1858 г. Отделка зданий и обрудование завода продолжалось еще несколько лет. Но уже в январе 1858 г. завод приступил к ремонту главной паровой машины парохода-фрегата "Скорый". Официальное открытие завода состоялось в марте 1858 г. С первых дней на заводе выполнялись крупные военные заказы: установка паровых машин на линейных кораблях "Синоп", "Цесаревич" и на построенном в Кронштадте фрегате "Олег". Здесь изготовлена броня для первого российского броненосца - канонерской лодки "Опыт". В 1864 г. был построен корпус императорской яхты "Держава". В дальнейшем завод все больше специализировался на судоремонтных работах: изготовлении и установке корабельных систем и оборудования, капитальном ремонте корабельных механизмов. На заводе выполнялись и экспериментальные заказы. В 1875 г. были изготовлены детали первой отечественной торпеды конструкции И. Ф. Александровского, в 1881 - части для подводной лодки С. К. Джевецкого. На заводе работали русские кораблестроители П. А. Титов, В. И. Афанасьев. Позднее завод выполнял и мирные заказы. В Кронштадте проходил подготовку к ходовым испытаниям и первому арктическому походу первый в мире атомный ледокол "Ленин". На заводе прошел капитальный ремонт парусник "Седов".

Пригороды Санкт-Петербурга. Вопросы и ответы. — Санкт-Петербург, Паритет, 2009 С. 146

30 июля 1911 г. на Пароходном заводе в Кронштадте был заложен новый, пятый сухой док, специально предназначенный для докования строившихся в то время линейных кораблей типа «Севастополь» его решили назвать именем Цесаревича Алексея Николаевича. Торжества по случаю освящения и пуска воды в самый крупный в России сухой док имени Цесаревича Алексея Николаевича, состоялись 1 июля 1914 г. В 1922 г. переименован в Кронштадтский Морской завод. 02.12.1922 пароходный завод назван им. Мартынова. С 1932 - Морской завод Главвоенпорта Балтийского моря, в дальнейшем название неоднократно менялось. 31 мая 1944 г. завод награжден Орденом Ленина. В 1970-1980-е гг. Кронштадтский Ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени Морской завод стал поистине градообразующим. Здесь трудилось более 7000 кронштадтцев. За эти годы осуществлено техническое перевооружение и широкая реконструкция производства, освоен ремонт кораблей новых проектов. Введены в строй центральная котельная на газе, компрессорная, целый блок цехов. Среди них - цех радиоэлектроники. Создана автоматизированная система управления производством. Построены и оборудованы более тридцати объектов социальной инфраструктуры: общежития для работников, жилые дома, медсанчасть, пионерский лагерь «Зеленый Мыс», спорткомплекс «Маяк», стадион; широкое развитие получили базы отдыха «Янтарный берег», «Пятигорск», «Лазаревское». Руководил заводом в это время Александр Фёдорович Ушаков.

газета Кронштадтский Вестник

С 1997 г. - Федеральное государственное унитарное предприятие "Кронштадтский морской завод" Министерства обороны РФ. В 1997 г. зарегистрирован новый Устав предприятия, завод завершил переход к деятельности в условиях рыночной экономики. Подчинен Управлению судоремонтных заводов ВМФ. Имеет лицензии на ремонт вооружения и военной техники, выполняет комплексные ремонты кораблей и судов ВМФ и гражданских. Площадь застройки - 62 га. Пять сухих доков общей протяженностью стапельных оснований 1000 м обеспечивают доковый ремонт кораблей до 40 000 тонн.
Для ремонта судов на заводе имелись необходимые здания, сооружения, оборудование, обеспечивающие деятельность следующих видов производств:
корпусно-котельное (цех № 1) - ремонт и изготовление корпусных конструкций, дельных вещей, систем вентиляции, гребных винтов;
деревообрабатывающее (цех № 2) - изготовление судовой мебели, изоляции помещений, ремонт стеклопластиковых и резиновых покрытий, приготовление и нанесение грунтов и лакокрасочных покрытий;
доковое (цех № 3) - ремонт и изготовление корпусных конструкций, ремонт донно-забортной арматуры, ремонта винторулевого комплекса, ремонт и испытания цистерн;
механо-обрабатывающее (цех № 4) - литейное и кузнечное производство, термообработка, испытания якорных цепей, механическая обработка деталей, бразивноструйная очистка корпусов и покраска методом безвоздушного распыления;
дизельное (цех № 5) - ремонт дизелей главных и вспомогательных, вспомогательных механизмов, всех типов насосов, турбогенераторов, шпилей холодильного оборудования, торпедопогрузочных и устройств быстрого заряжания;
инструментальное (цех № 7) - изготовление металлорежущего инструмента, оснастки, прессформ, резинотехнических изделий, ремонта и испытаний арматуры ВВД-400;
трубопроводное (цех № 8) - ремонт, изготовление и изоляция трубопроводов различного назначения, ремонт и испытание холодильников и охладителей различных типов;
электротехническое (цех № 10) ремонт судового электрооборудования, ремонт и прокладка кабельных трасс, ремонт средств автоматики, ремонт средств связи, в том числе специальных, гидроакустики и радиолокации, производство гальванопокрытий;
турбодизельное (цех № 38) - ремонт малых дизелей, газовых турбин, злектро- и дизель-компрессоров.
Все цеха оборудованы испытательными стендами, гидравлическими камерами, что позволяло производить полный цикл судоремонта.

В предбанкротное состояние это крупное судоремонтное предприятие пришло в 2000 г., провалив работы по строительству военных кораблей. Минобороны, в ведении которого находится ФГУП "Кронштадтский морской завод", не спешило спасать его. Долги завода достигали 1 млрд рублей.

К 2012 г. КМЗ находился под угрозой банкротства.

В 2014 г. Кронштадтский морской завод приступил к самому заметному контракту после десятилетия на грани банкротства - доковому ремонту крейсера "Аврора".

04.2016. Кронштадтский морской завод вошел в состав Объединенной судостроительной корпорации

8 апреля 2016 г. во исполнение Указа Президента РФ №394 от 21.03.2007 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация» 100 % акций минус одна акция КМЗ, принадлежащих Российской Федерации в лице Министерства обороны, были переданы в уставной капитал АО «ОСК». Кронштадтский морской завод выполняет комплексный ремонт кораблей, морских и речных судов всех типов, классов, назначений водоизмещением до 60 тыс. тонн. Также предприятие имеет омпетенции и мощности для ремонта дизелей, газовых и паровых турбин. Среди отремонтированных Морским заводом кораблей и судов - первые отечественные броненосцы, первый мореходный миноносец «Взрыв», крейсеры «Аврора», «Варяг», линкоры «Севастополь», «Октябрьская революция», эсминцы типа «Новик», подводные лодки, ледоколы «Ермак» и «Красин» и многие другие. Ежегодно здесь проходят ремонт более 100 кораблей и судов.

12.2017.

Комплекс для испытания морской робототехники будет создан в Кронштадте на базе цехов Кронштадского морского завода и 17-го арсенала, заявил журналистам во вторник руководитель направления развития робототехники Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Доброхотов.

2018

Совместное российско-норвежское производство оборудования для комплексных судовых рыбоперерабатывающих фабрик заработает на Кронштадтском морском заводе до конца текущего года. СП создается совместно с компанией Bjordal, сообщил гендиректор предприятия Анатолий Белоев на круглом столе «Курс 2050: траектория совершенствования» в рамках II Международного рыбопромышленного форума. Об этом сообщает Рамблер. По словам гендиректора предприятия, совместное предприятие будет выпускать судовые фабрики для обработки рыбы на траулерах, процессорах, краболовах.

Пароходный завод, акварель, XIX в

Литера Т - Николаевский док - 1830-1846, арх.Фуллон, Заржадский

https://www.citywalls.ru/house29838.html

Сухой док Кронштадтского морского завода (Кронштадтского пароходного завода)

Литера ЛН - Константиновский док - 1861-1876

https://www.citywalls.ru/house29837.html

Сухой док Кронштадтского морского завода (Кронштадтского пароходного завода). Док им. Великого Князя Константина Николаевича открыт в 1876 г. Начало строительства 1861г.

Мемориальная доска (XIX в., чугун):"Док Константиновский начат в 1861 г., окончен в 1876 г. в благополучное царствование Императора Александра II, при генерал-адмирале Великом Князе Константине Николаевиче, при управлении морским министерством генерал-адъютант-адмирала Н. К. Краббе и генерал-адъютант-вице-адмирала С. С.Лесовском".

Литера ЛН - Александровский док - 1875

https://www.citywalls.ru/house29839.html

Сухой док Кронштадтского морского завода (Кронштадтского пароходного завода). Док начаты при имп. Александре III и законченный при его сыне Николае II. Переименован в Док им. Ф. В. Митрофанова. Фёдор Васильевич Митрофанов - рабочий Кронштадтского пароходного завода, погибший в борьбе за установление Советской власти 19 октября 1919 г. у деревни Усть-Рудицы (Ломоносовский район). Док используется ныне для ремонта портовых ледоколов, дизельных подводных лодок и небольших военных кораблей.

Литера ЛО - Док им.цесаревича Алексея Николаевича - 1911-1914, Шаверновский В.П., Берг Б.А.

https://www.citywalls.ru/house29836.html

30 июля 1911 г. на Пароходном заводе в Кронштадте был заложен новый, пятый сухой док, специально предназначенный для докования строившихся в то время линейных кораблей типа «Севастополь». Док решили назвать именем Цесаревича Алексея Николаевича. Торжества по случаю освящения и пуска воды в самый крупный в России сухой док имени Цесаревича Алексея Николаевича, состоялись 1 июля 1914 г. в присутствии имп. Николая II и членов Царствующей Семьи: имп. Александры Федоровны, а также великих княгинь Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Ввод в строй нового дока был очень своевременным, ибо буквально в следующем месяце началась I-я Мировая война. В нём велась достройка созданных на верфях Санкт-Петербурга боевых кораблей Балтийского флота и был выполнен сложный аварийный ремонт крейсера «Рюрик», линейного корабля «Севастополь», а впоследствии и многих других.

Кроштадтский Вестни

По своим размерам док стал самым крупным в России и одним из самых больших в мире: длина части, где устанавливаются суда, составляла 228,6 м, средняя ширина входа – 36,58 м, глубина на пороге, считая от ординара – 10,67 м. Док оснащен швартовными устройствами и кранами грузоподъемностью от 20 до 32 тонн. Проект дока был разработан инспектором морской строительной части Владимиром Петровичем Шаверновским (1872-1944), до революции служившим главным инж.-строителем кронштадтского порта. Строительные работы велись под общим руководством Главного инж.-строителя кронштадтского порта инженера генерал-лейтенанта Б. А. Берга. Начало работ по постройке дока 20 мая 1908 г. благословил образом св. Алексия, митрополита Московского, митрофорный протоиерей о. Иоанн Ильич Сергиев (Иоанн Кронштадтский). Стоимость дока со всеми вспомогательными работами и оборудованием обошлась казне в 5 млн. рублей. Место, выбранное для постройки, представляло собой часть мелководного залива, прилегающего к дамбе около Военной гавани кронштадтского порта. Строители сделали две перемычки. Одна оградила от залива место будущего котлована, и позволила откачать воду внутри ограждения. Земля, полученная в результате рытья котлована, послужила для создания насыпной территории вокруг дока, на которой позже построили мастерские и вспомогательные сооружения. Вторая, глубоководная, перемычка защитила котлован со стороны Лесной гавани. Для сооружения обеих перемычек в большом количестве использовался насыпной песок, что было новшеством для того времени. Применение песка для заполнения перемычек было идеей главного инспектора морской строительной части инженер-генерала С.К. Будзынского. Общий объем выкопанной земли составил почти 450 тыс. куб. м, глубина котлована в некоторых местах достигала 20 м. Ко времени окончания котлованных работ началось производство каменной кладки днища и стен дока. Объем каменной кладки составил 78 673 куб. м, объем гранитной облицовки стенок и днища дока – 4 856 куб. м. Колотый гранит доставлялся в Кронштадт из Финляндии парусными судами. Выгрузка камня производилась с помощью особых паровых кранов. На облицовку шлюзной части, перекрытий уступов стен и на лестницы дока был использован штучный гранитный камень. На остальные части доковых стен использовался валунный гранит. Облицовка из гранита дала доку необыкновенную прочность и долговечность. В Первую мировую войну в доке ремонтировались линкоры "Андрей Первозванный", "Севастополь", крейсеры "Богатырь", "Рюрик". Работы в доке велись круглосуточно. Имя П. И. Велещинского док получил его между 1920 и 1922 гг. в честь Павла Иоганновича Велещинского (1889-1919), рабочего Кронштадтского пароходного завода и члена большевистской партии с 1912 г., погибшего в бою с войсками Северо-Западной армии генерала Н.Н. Юденича. В годы революции и гражданской войны доковались корабли, вернувшиеся в Кронштадт из Ледового похода. Большие испытания выпали доку в годы Великой Отечественной войны. Одно из самых уязвимых мест сухого дока - его батопорт. Повреждение батопорта делает невозможным его осушение и наполнение водой. Защита единственного батопорта (док им. П. И. Велещинского запасного батопорта не имел), - одна из главных проблем обеспечения функционирования дока. Летом 1941 г. во время гитлеровского наступления на Ленинград и интенсивных бомбардировок Кронштадта, по совету академика А. Н. Крылова на палубу докового батопорта уложили броневые плиты, из тех, что предназначались для строящихся крейсеров. Своевременные меры защиты позволили уберечь док от разрушений, хотя он многократно оказывался мишенью для вражеских бомбардировок. Как и другие доки завода, док имени П. И. Велещинского получил во время войны серьёзные повреждения — его камеры имели сколы и выбоины стенок, фильтровали воду, затворы и инженерные сети требовали ремонта. Док работал с большим напряжением, а ремонт его из года в год откладывался, хотя в 1949 году специальным постановлением правительства предусматривалось срочное восстановление сухих доков и слипов предприятий военно-морских сил. Док долгое время оставался единственным на Морском заводе, где имелось крановое оборудование. На нем установили 15-тонный кран "Сан Галли", он был смонтирован в 1950 г., и 40-тонный кран "Вашингтон". В конце 1950-х гг. в нем доковался первый в мире атомный ледокол "Ленин". В 1960-е гг. регулярно проходила ремонт гигантская китобаза "Юрий Долгорукий". С 1980-х годов через док им. П.И. Велещинского прошли громадные "Орланы" – тяжелые атомные ракетные крейсеры.

flot.com

В сухом доке им. П. И. Велещинского ФГУП «Кронштадский морской завод» проходил ремонт двух петербургских кораблей-музеев - крейсера «Аврора» и ледокола «Красин». «Красин» был введен в док 20 сентября 2014 г., «Аврора» - 21 сентября 2014 г.

Шлюпочный канал - 1840-1852, 1882 - Кудинов А.С.

https://www.citywalls.ru/house29831.html

литера ВХ - 1953 - Здание (Нежилое здание, Склад демонтажа оборудования)
литера АТ - 1929? - Здание (Нежилое здание, Электромонтажная мастерская и склад ОМТО)
литера АС - 1828 - Здание (Нежилое здание, Инструментальный цех и лаборатория завода)
литера У - 1830 - Здание (Нежилое здание, Шлюпочная мастерская, гараж электрокар)

https://www.citywalls.ru/house29047.html

1883 - автор не установлен

2015-01-31

Литера 2Ж - Административный корпус - 1858 - арх.Кудинов А.С.

https://www.citywalls.ru/house27642.html
https://www.citywalls.ru/house29832.html

По проекту главный корпус завода в форме замкнутого каре образует внутренний двор. Во дворе вдоль западной и восточной сторон - два длинных производственных корпуса. Строительство Пароходного завода вел Строительный департамент при Морском министерстве. Главным строителем был назначен В. П. Лебедев, помощником - инж.-капитан Биллио. После смерти Лебедева в декабре 1848 г. гл. строителем стал инж.-полковник А. В. Модрах. Ахитектурную часть проекта вел А. С. Кудинов. Ахритектором при постройке вначале был худ. Зондергаузенский, с апреля 1849 г. - арх. помощник А. А. Павлов.

Кузница - 1858 - арх.Кудинов А.С.

https://www.citywalls.ru/house29834.html

Котельная с дымовой трубой - 1858 - арх.Кудинов А.С.

https://www.citywalls.ru/house29833.html

2007-06-24

Литера 2Т - Насосная

https://www.citywalls.ru/house29055.html

Капитанская служба - 1889

https://www.citywalls.ru/house29835.html

Дом 2, корпус 148 - Столовая цеха № 28 -

https://www.citywalls.ru/house29821.html

Дом 2, корпус 139 - Газотурбинный корпус

https://www.citywalls.ru/house29208.html

2007-06-24

Литера ИЭ - Производственный корпус - 1840

https://www.citywalls.ru/house29209.html

2023-07-20 20:56

(с) Кирилл Кравченко, 2023, Моя Энциклопедия