Машинная школа Балтийского флота

Кронштадт, Петровская ул., 7Б
1904-1906

https://www.citywalls.ru/house19714.html

После Крымской войны (1853-1856 гг.) стало совершенно очевидным, что парусные корабли по своим возможностям уступают пароходам, и Россия приступила к осуществлению программы строительства кораблей с паровыми силовыми установками. Для их обслуживания потребовались кочегары, обучение которых было организовано во вновь сформированной в 1868 г. в Кронштадте Школе кочегаров - первом учебном заведении для подготовки младших специалистов парового и броненосного флота. Школа стала чем-то вроде "учебки" для призывников (по аналогии с советским периодом). Со временем перечень специальностей, по которым готовили юношей, расширился, стали готовить матросов-механиков для обслуживания машин и механизмов кораблей. В 1885 г. учебное заведение было преобразовано в Машинную школу Балтийского флота. В 1905 г. учебно-практическая база школы была расширена, для неё построили специальное здание в стиле модерн, сохранившееся до нашего времени как "Машинная школа". В начале Первой мировой войны в комплекс зданий Машинной школы перевели из Кронштадтского морского госпиталя Фельдшерскую школу. В 1840 г. была сформирована Фельдшерская школа при Кронштадтском морском госпитале для подготовки медицинских специалистов среднего звена. С 1857 г. она находилась в 5й оборонительной казарме. С 1881 г. школа находилась в 4й оборонительной казарме. В декабре 1916 г. Фельдшерскую школу собирались переводить из Машинной школы (надо выяснить, куда). 18 января 1918 г. школа переименована в Училище лекарских помощников, ликвидированное к лету того же года. Осенью 1916 г. Морское ведомство решило открыть при Машинной школе отделения для подготовки младших авиационных специалистов и шофёров. Для размещения этих отделений в распоряжение Машинной школы передали часть "сарая" для хранения такелажа, находившегося на "Деловом дворе" (так в документах). Этот сарай подключили к электроснабжению и отоплению бывшего канатного завода. Занятия с матросами начались в январе 1917 г. По окончании учёбы им присваивалось звание авиационного моториста 1-й статьи и автомобильного шофёра 1-й статьи. Кроме того были открыты классы для подготовки авиационных моторных унтер-офицеров. Ученики Машинной школы, в т. ч. и авиаторы, активно участвовали в событиях Февральской революции в Петрограде и перестрелке с правительственными частями в 1917 г., причём это участие было организованным, а не спонтанным. В связи с известными революционными событиями октября 1917 г., последующей реорганизацией армии и флота, а также формированием Рабоче-крестьянского военно-морского флота в 1918 г., эвакуацией высших органов Советской власти в Москву, затем началом Гражданской войны, подготовка младших авиационных специалистов (по крайней мере их) в Машинной школе была прекращена. Не вызывает никакого сомнения тот факт, что среди выпускников Машинной школы имеются выдающиеся военно-морские деятели, но это касается уже советского времени. Среди них, например, генерал-лейтенант авиации Петров Иван Фёдорович.

23-я электромеханическая школа имени А. Г. Железнякова

28 апреля 1868 г. в Кронштадте открылась школа для подготовки кочегаров парового флота на Балтике. Школа долгие годы являлась одним из старейших в стране учебных заведений подобного рода. В 1885 г. школа преобразована в Машинную школу Балтийского флота для подготовки специалистов по обслуживанию корабельных паросиловых машин. В 1888 г. она называлась Школой машинных унтер-офицеров. В 1907 г. для школы построили новое, хорошо приспособленное для учебного процесса здание в Кронштадте. С 1917 г. она именовалась Машинная школа Учебного отряда Балтийского флота и готовила машинистов, машинистов–турбинистов, кочегаров, кочегаров–трубников, кочегаров–нефтяников для флотов Балтийского и Северного морей. В 1937 г. школа преобразована Электромеханическую школу Учебного отряда Краснознамённого Балтийского флота. В 1939 г. школе присвоено имя А. Г. Железнякова (революционный балтийский «матрос Железняк»). После Великой Отечественной войны школе был присвоен номер, она именовалась 23-я электромеханическая школа имени А. Г. Железнякова и структурно была включена в состав 4го учебного отряда Военно-Морского Флота в Кронштадте. Расформирована в феврале 2006 г., просуществовав почти 140 лет.

Объект культурного наследия регионального значения. Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга.

Современные фотографии

2010-03-13

https://www.citywalls.ru/house19715.html

Дымовая труба

2023-07-21 21:00

(с) Кирилл Кравченко, 2023, Моя Энциклопедия