Гранильная фабрика

Петергоф, Фабричная ул., 1
1777-1780, арх.Фельтен Ю.М.

https://www.citywalls.ru/house20868.html

План границ территории объекта культ.наследия Федерального значения. [Распорядение Комитета по гос. конролю, использованию и охране памятников истории и культуры. 18.10.2016.]

1. Гранильная фабрика ПФ; 2. Административный корпус - Фабричная ул., 1 лит 1963 (ЕИСТ, РГИС) - перестройка т.к. на АФС 1939-1942 г. здание есть; 3. Склад - Фабричная ул., 1 лит К 1980 (ЕИСТ); 4. Корпус литьевого участка - Фабричная ул., 1 лит Н 1976 (Росреестр); 5.1 Насосная канализационная станция - Фабричная ул., 1 лит П 1976 (Росреестр); 5.2 2 металлических склада - Фабричная ул., 1 лит З 1969 (Росреестр); 6. Компрессорная - Фабричная ул., 1 лит Д 1952 (Росреестр); 7. Фабричная канавка ПФ; 8. Фабричная пруд

 

По указу Петра Великого в октябре 1721 г. голландскому шлюзного дела мастеру Питеру Фонгезелю (фон Гезелю) было поручено построить в Петергофе "ветреную мельницу и амбар, в котором пиловать и полировать мраморовый и алебастр и другой всякой мягкой камень, кроме дикого и крепкого". День этого предписания 21 октября 1721 г. вошел в историю как дата основания. (БСЭ - 1725, другие источники - 1723) В 1723 г. мельница заработала. Позже здесь стали полировать стекла. Шлифовальная мельница стала первым в России специализированным предприятием по производству художественных камнерезных изделий. Для руководства работами сначала были привлечены иностранные мастера. Первым гранильным мастером был выходец из Базеля Брукнер.

В 1735 г. по указу Анны Иоанновны стали строить новую мельницу вместо сгоревшей в 1731 г. Ее возводили по чертежам И. Брукнера. Под его руководством мастера стали обрабатывать не только камень мягких пород - в 1741 уже изготовляли различные изделия из твердых пород камня. И. Бруккеру подчинялись помощник, 3 гранильщика и шлифовальщик. В течение двух столетий Петергофская гранильная фабрика являлась и школой по подготовке русских мастеров. Художественную продукцию мельница не производила. Фабрика находилась в ведении Aкадемии наук. В 1745 г. ее передали в Кабинет Е.И.В., под опеку Строительной комиссии.

С 1748 по 1778 г. во главе фабрики стоял алмазных и золотых дел мастер Иосиф Боттом (1711-1778), который обязался здесь также "алмазы брильянтровать и цветные камни гранить". Это производство потребовало новых работников, потому что мелкие граненые камни (аквамарины, топазы и т.п.) в большом количестве шли для украшения костюмов тогдашних модников. Работа над гранением таких камней шла не только на фабрике, но и дома у мастеров, имевших небольшие гранильные станки. Изготовленные в течение недели камешки (искры) по воскресеньям массами продавались в Петербурге. В начале ХIХ в. фабрикой руководил сын Иосифа Боттомома Александр. Проекты изделий выполняли художники Академии художеств. Боттом было поручено и обучить 4-х учеников. С этих пор появились династии потомственных камнерезов из приписанных "навечно" к фабрике удельных крестьян.

В 1740-е гг. во время царствования Елизаветы Петровны началось полномасштабное использование цветного камня в прикладном искусстве. На Петергофской шлифовальной мельнице изготовливались разнообразные вещи из агатов, яшмы, уральского малахита, сибирского нифрита и др. Из камней делали вазы, чаши, столешницы. Мелкие изделия (шкатулки, портсигары, эфесы шпаг, печати, броши, кольца) изготавливали из яшмы, сердолика, агата, халцедона. Здесь производилась и огранка алмазов, рубинов. На фабрике изготавливались главным образом мелкие предметы из-за трудности транпортировки монолитов с Урала, Алтая, Сибири.

С 1758 г. на фабрике открылась мозаичная мастерская. Первые работы были выполнены в технике римской мозаики, но уже во второй половине XVIII в. была освоена и флорентийская техника. Работами руководил итальянец Я. Мартини. На поиски камней отправлялись специальные экспедиции. В это же время русские мастера создают новую технику мозаики ("русскую"), имитирующую структура монолитного камня - яшмы, малахита. Изделия в этой технике казались высеченными из цельного камня. В 1761 г. фабрика получила заказ на создание мозаичного пола для Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме.

В 1763 г. по указу Екатерины II мельница перешла в ведение Академии художеств, президентом которой был И. И. Бецкой.

B 1775 (1777 ?) под руководством арх. И. Яковлева по проекту арх. Ю. М. Фельтена вместо деревянного здания мельницы началось строительство трехэтажного каменного здания. По указу Екатерины II на строительство была выделена сумма около 17 000 руб. Фактически расход составил 19 613 руб. Строительство завершено в 1780 г. Над входом был помещен вензель Екатерины II. (К началу ХХ в. от этого здания остался западный корпус).

В 1800 г. Академию художеств возглавил граф А. С. Строганов. Он управлял и Петергофской шлифовальной мельницей в 1800-1811 гг. Это время называют "золотым" для фабрики. В 1801 г. фабрика переименована в Гранильную фабрику. В 1801 г. Якова Рооде, командира мельницы с 1779 г., заменил Александр Боттом, сын механика. В 1804 г. был утвержден новый штат (86 чел.). Впервые введены разряды подмастерьев и мастеровых, введена отчетность. Фабрика начинает сотрудничать с ведущими архитекторами. По эскизам Дж. Кваренги, А. Н. Воронихина создаются произведения в стиле ампир из камня и бронзы. Для главного престола Казанского собора Воронихин создал проект дарохранительницы из порфиров, агатов, яшм и других камней; её части исполняли в Петергофе и Екатеринбурге.

После смерти гр А. С. Строганова гранильная мельница вошла в полосу полного бездействия (период 1816-1829).

В 1811 г. управление было возложено на управляющего Кабинетом Е.И.В. графа Д. А. Гурьева. В 1812 г. мастер Егор Браун изготавливает в помещениях мельницы хириргические инструменты.

В 1816 г. граф Д. А. Гурьев предложил проект реорганизации. Был учрежден новый штат, поставлены новые механизмы, часть мастеровых передана на бумажную фабрику, часть переведена на Императорский Стеклянный завод. Фабрика получила официальное название Императорской гранильной фабрики.
Новое Положение обязывало мастеровых обучать гранильному и шлифовальному ремеслу молодых. Наиболее способных направляли на обучение рисованию в Академию художеств

В 1816 г. в помещениях Гранильной фабрик была устроена образцовая писчебумажная фабрика с машинным производством (впервые в России). Фабрика эта существовала до 1846 г.

В 1829 г., когда фабрика перешла в подчинение Департаменту Уделов, директором стал Д. Н. Казин (1829-1848).

В 1847 г., в связи с закрытием бумажного производства вводится новый штат (99 чел.) и новое Положение. Фабрике предоставлено право на отыскание и добычу минералов в Пермской и Оренбургской губерниях, затем в районах Сибири и Забайкалья. Ежегодное содержание из казны определялось в 30 000 руб. На фабрике были установлены новые механизмы для распиловки блоков, толчения наждака, для резных (обронных) работ. Появилось училище на 20 учеников.

В 1830-1840-х гг. обширное строительство в Петербурге приводит к оживлению работ на Петергофской гранильной фабрике. Мастера Петергофской фабрики участвовали в создании Малахитовой гостиной в Зимнем дворце, С 1832 г. изделия фабрики отправлялись на ярмарку в Нижний Новгород. Продукция фабрики стала разделяться на разряды: «изящные или художественные» изделия для Императорского Дома, а также «обыкновенные и мелочные». Мелочные вещи продавались на территории завода, а также на Невском пр., в доме Энгельгардта, и в магазине комиссионера бумажной фабрики Антипова. Производятся изделия из малахита и золоченой бронзы. Декорирование бронзой происходило как в бронзовой мастерской, действующей при фабрике с 1830 по 1847 гг. (руководил чеканного дела мастер Ф. И. Ковшенков), так и фирмой «Английский магазин Никольса и Плинке».

В 1848-1858 гг. директором фабрики стал барон Николай Ефремович Бухгольц. В 1848 г. организовано мраморное и паркетное отделение для исполнения мозаичных полов в "античном стиле", с 1850 для Исаакиевского собора, для Петергофа (Большой дворец), для Нового Эрмитажа. Для Старого Эрмитажа выполнены два камина (арх. А. Штакеншнейдер). Римские мозаики к каминам исполнены по рисункам худ. Императорского Фарфорового завода Пьера Буде. Мраморное отделение просуществовало до 1860 г. Большим событием в жизни Императорской гранильной фабрики было участие в работах Исаакиевского собора. "Работы наших мозаичистов для Исаакиевского собора составляют последнее слово мозаичного искусства в Европе" - писал в 1855 г. "Вестник изящных искусств".

Лазурит в 1860-е гг. становится излюбленным материалом. Делали: вазы, чаши, пьедесталы, шкафы, ларцы, бювары, столешницы, торшеры, корпуса для часов, подсвечники. В 1862 г. дворцовой церкви вел. кн. Михаила Николаевича было подарено 20 колонн из ляпис-лазури и яшмовый пьедестал к ковчегу. На фабрике изготавливали партии подарков членам императорской фамилии, иногда изделия фабрики продавали за границей.

Перемены в жизни Петергофской фабрики наступили в мае 1860 г. Новое положение освобождало мастеровых от обазательной службы. На 12 лет предоставлялись льготы от казенных податей, от рекрутской повинности. Мастеровые получали право на пенсию и медали за особые заслуги в работе. Фабрике разрешили брать частные заказы. В училище при фабрике предпочтительно принимались сыновья мастеровых 10-14 лет, которые по окончании учёбы обязаны были отработать на фабрике не менее 10 лет. В XIX в. в художественной школе при гранильной фабрике работали акад. Шилов и худ. Буде. Продукция фабрики с начала 1860-х гг. связана с именем арх. И. А. Монигетти (1819-1878), по проекту которого была отделана Лионская гостиная Екатерининского дворца в Царском Селе. В период с 1860 до середины 1880-х гг. фабрика специализируется на изготовлении врезных, наборных и рельефных мозаик.

В 1875 г., при имп. Александре II, по случаю 100-летия здание фабрики было совершенно переделано. Перестроено практически полностью трехэтажное здание флигеля, пустовавшее после закрытия в 1860 г. мраморного отделения. Нынешнее здание гранильной фабрики (восточный корпус) перестроено из нижнего помещения бумажной фабрики, существовавшей с 1816 по 1847 г. Здание, выстроенное под наблюдением А. И. Резанова и А. Л. Гуна, состоит из 3-х этажного флигеля, предназначенного под гранильные мастерские. Фасад фабрики - в стиле строгого французского ренессанса времен Людовика XVI, - весьма удачный и вполне соответствует назначению самого здания. От старого строения остались после перестройки только одни каменные стены, все остальные части и приспособления сделаны заново. Сюда перевели мозаичные и гранильные мастерские, тут же находился приемный зал и музей. Уцелевшая часть екатерининского здания (западный корпус) перешла в военное ведомство. Здание, соединявшее корпуса, впоследстви было разобрано. Переустройсто обошлось в 142 000 руб.

Вместо деревянного шлюза, проводившего прежде на фабрику воду, которая приводила в движение обыкновенные колеса, теперь устроена чугунная труба, которая доставляет воду; последняя падает с высоты 3 этажа и приводит в движение две турбины, в 15 сил каждая. Турбины сообщают движение всему механизму; последний устроен на с.-петербургском металлическом заводе под наблюдением директора завода г. Креля.

Новое здание по внутреннему устройству вполне соответствовало требованиям новой техники: станки для первоначальной, грубой обделки материалов установлены в нижнем этаже; здесь пол выстлан плитой и отчасти бетоном; потолки первого и второго этажей основаны на чугунных столбах, а главные балки раскреплены железными струнами; последние снабжены муфтами для стягивания или ослабления струн, смотря по надобности. Просторная мраморная лестница ведёт во второй этаж, где расположен большой и хорошо освещенный зал, в котором производятся более тонкая обделка камней и мозаичные работы. В третьем помещены минералогический кабинет, выставка изделий, рисунки и модели и кладовая; последняя расположена в галерее, по которой проходит русло поднятой наверх воды; потолок поддерживается деревянными столбами. Все здание обогревается тремя духовыми печами, расположенными в нижнем этаже; освежение воздуха в мастерских, а также отопление устроены г. Крелем по его системе. Для подъема тяжестей в верхние этажи установлен гидравлический аппарат. Все помещения значительно расширены сравнительно с прежними и лучше освещены. При фабрике с 1830 г. существует школа для подготовления детей мастеровых к практическим работам; в настоящее время школа помещается в особом двухэтажном каменном флигеле, примыкающем к главному корпусу здания; в нем же устроены помещения для конторы и архива.

(Зодчий», 1875, Вып. 7-8, С. 93)

С 1886 г. директором фабрики стал академик А. Л. Гун (1886-1911). Основные изделия исполнялись по его рисункам. Многие предметы, сделанные в этот период, обладали высокой художественной выразительностью. До Гуна продукцию предприятия отличалась стилевым разнообразием. Изделия изготовляли в греческом, романском, восточном, японском, китайском стиле, в стиле Людовика XV, Людовика XVI. С середины 1880-х гг. появились новые художественные тенденции - преобладание предметов в древнерусском и византийском стилях. В течение десятилетий фабрика выпускала братины, чарки, стопы с крышками, стаканы, ковши, выточенные преимущественно из нефрита.

С середины XIX в. Петергофская фабрика стала завоевывать мировую славу; её работы экспонировались на международных и отечественных выставках, получали почётные награды, вызывая восторг высоким мастерством исполнения. Первый крупный успех состоялся на международной Лондонской выставке в 1851 г., где был представлен стол из камней врезной Флорентийской мозаики с бронзовым вызолоченным подстольем и шкатулка с мозаикой и барельефами из драгоценных камней. На Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893 г. демонстрировались три шкафа с панно-вставами, выполненными в технике флорентийской мозаики. Шкафы, исполненые по заказу Александра III и Марии Феодоровны, были отнесены к наиболее блестящим украшениям всей выставки.

В проектировании произведений из цветного камня принимали участие Г. И. Боссе (1812-1894), П. И. Красновский (рисунки цветов для мозаик), Д. И. Гримм (1823-1898), А. И. Резанов (1817-1887), В. А. Горностаев (учитель рисования и лепления в фабричной школе с 1877 по 1891), П. И. Кудрявцев (Остащенко-Кудрявцев, 1839-1891), Н. В. Набоков (1838 - после 1907), М. П. Клодт (1835-1914), В. П. Верещагин (1835-1909). Для Петергофской фабрики делал рисунки каменных вещей и Е. Е. Лансере (1875-1946).

В 1890 г. была начата работа по изготовлению гробниц (проект А. Л. Гуна) для Петропавловского собора, которая завершилась в 1905 г. В заказе участвовали все три камнерезные фабрики России. На Колывани приготовлен монолит ревневской серо (зеленой яшмы) для надгробия имп. Александра II, а на Екатеринбургской - обрезана уникальная по размеру и качеству глыба орлеца для надгробия императрицы Марии Александровны. В 1889 г. глыбы доставили в Петергоф. Ввиду нехватки высоты и света в здании фабрики, пришлось освободить часть корпуса, предоставленного военному ведомству. Обработка продолжалась до 31 декабря 1905 г., Стоимость каждого саркофаги - 59 000 руб. 17 января 1906 г. их доставили в Петропавловский собор.

На 1909 г. здание фабрики трехэтажное. В 1-м и 2-м этажах помещаются механизмы, приводимые в движение водой, для чего в особой пристройке установлены две турбины по 15 сил. Этот же двигатель доставляет и электрическую энергию для освещения здания. Главная лестница снабжена красивыми мраморными перилами местной работы. В 3-м этаже находится музей, где хранятся образцы различных каменных пород и некоторые произведения фабрики. Из них замечательны: шкафчик с панно мозаической работы, изображающее тропический пейзаж, несколько красивых малахитовых ваз, маленькая модель Исаакиевского собора, выточенная из дерева с воспроизведением мельчайших деталей. На фабрике заняты 30 человек рабочих, разделенных на три группы: мастеров, подмастерьев и мастеровых. Все служащие на фабрике живут в принадлежавших ей зданиях, образуя как бы особую колонию у Фабричной канавки. Канавка эта служит для продвижения механизмов фабрики и проведена из Английского пруда. Близ фабрики она образует небольшой пруд с водоподъемной башней. Перед зданием Гранильной фабрики лужайка, посреди которой помещен в круглом бассейне фонтан, украшенный посеребренной фигурой лебедя.

(Путеводитель по Петергофу к 200-летию Петергофа. СПб, Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1909. С. 162-168)

В 1911 г. должность директора занял бывший директор Екатеринбургской гранильной фабрики В. В. Мостовенко. Этот завершающий этап деятельности Императорской Петергофской гранильной фабрики связан с большими работами по совершенствования оборудования, увеличению мощности силовых установок, переводу станков на электричство. Но обновить станки фабрика не успела из-за начавшейся Первой мировой войны. Помимо изделия для царского двора, фабрика выпускала мелкие бытовые предметы - набалдашники для тростей и зонтов, лоточки, ножи для разрезания бумаги. К Пасхе исготавливалось огромное количество яиц из цветных камней. Во время Первой мировой войны фабрика произодила и технические изделия.

К крупным заказам XX в. относится начатая еще при А. Л. Гуне каменная отделка свода шатра (сени) в Храме Воскресения Христова. Храм возводился на месте убийства имп. Александра II на Екатерининском канале. К работам фабрики относятся колонны сени из яшмы, великолепная мозаика ее свода и граненый хрустальный крест на ней, а также три хрустальных креста на главном иконостасе.

Из работ культового характера - изготовление мозаичного Распятия по рис. В. П. Верещагина, частей дарохранительницы на престол Великокняжеской усыпальницы при Петропавловском соборе по рис. Л. Н. Бенуа (1856-1928), мозаика для престола Морского собора в Кронштадте. Для работы фабрики использовались мраморы Карелии, яшмы, кварцы и порфиры Алтая, а также импортные цветные камни.

После революции фабрика продолжала выпускать продукцию для нужд народного хозяйства и изготавливала изделия из камней на экспорт. В 1929 г. фабричные мастера-камнерезы участвовали в отделочных работах мавзолея В. И. Ленина, в 1930-х - в создании рубиновых звезд Московского Кремля. Изготовление технических изделий из твердых камней становится в это время основным производством фабрики.

В 1930-е гг., в связи с ростом потребности страны в технических камнях, производство художественных изделий из камня передается на завод № 2 Треста "Русские самоцветы".

В 1932 г. фабрика переименована в Государственный завод точных технических камней (ТТК-1) Союзного Треста № 13 Народного Комиссариата Оборонной Промышленности СССР. Основной профиль выпускаемой продукции - технические камни для измерительных приборов и часовых механизмов. Завод был единственным в стране предприятием, выпускающим точные технические камни, которые до указанного времени ввозились из-за границы.

С 1935 г. завод приступил к выпуску изделий из твердых камней для Военного ведомства СССР и часовой промышленности. Уже уже в 1940 г. завод мог снабдить московский часовой завод полной комплектацией часовых камней, что позволило отказаться от ввоза их импорта.

Ленинградский завод № 823 (Гранильная фабрика) в 1942 г. эвакуирован в г. Кусу (Урал)на гранильную фабрику. Во время Великой Отечественной войны завод был разрушен и сожжен. В 1946 г. было принято решение о восстановлении старейшего предприятия страны. В 1954 г. завод переименован в Петродворцовый часовой завод. С 1962 г. здесь выпускались наручные часы и будильники Ракета. В 1974 установлена линия автоматизированной сборки часов (впервые в стране). В середине 1990-х произошла приватизация завода. В 2000 - прекращен выпуск часов Ракета, возобновлен в 2003. Завод, мощности которого расчитаны на выпуск 400 тыс. часов в месяц, выпускал в это время 3500. Правоприемником санкт-петербургской школы ювелиров и камнерезов стало объединение Русские самоцветы.

Чернобережская Е. П. Стрельна и Петергоф (подробный путеводитель). — Санкт-Петербург, 2008. С. 443-447
В. Скурлов. Камнерезное искусство России: история и основные центры
докум. фильм "История русских часов"
Мавродина Н. М. Искусство русских камнерезов XVIII-XIX веков. Каталог коллекции.- СПб.: Государственный Эрмитаж. 2007
док фильм "Первые часы с автоподзаводом в СССР". 1971 г.

Галактионов С. Ф. Вид Петергофской гранильной фабрики. 1808

Фонтан Лебедь и гл. фасад Гранильной Имп. фабрики. Фото 1914 г.

Фото 1909 г.
Водонапорная башня при фабрике

Проект благоустройства Гранильной фабрики. В. Шретер. 1896? г.

1910 - 1920-е. Здание гранильной фабрики

1947 год. Фотографии разрушений гранильной фабрики

Современные фотографии

2023-06-02 20:39

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2023, Моя Энциклопедия