Адмиралтейский судостроительный завод

1833-1838, арх.Э.Х.Анерт, И.Г.Гомзин, инж.Л.Л.Карбоньер, П.Д.Базен, В.П.Лебедев, А.А.Попов; 1890е инж.Н.П.Дуткин, С.Н.Будзынский; 1900е инж.-арх.В.П.Апышков; 1910е арх.А.И.Дмитриев, инж.Н.И.Дмитриев; арх.Н.П.Козлов

Набережная реки Фонтанки, 203

Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, "Белое и Черное", 2003

Малый каменный эллинг и большой каменный эллинги

Судостроительная мастерская; мастерская

В самом названии предприятия заключается напоминание об Адмиралтействе - первой русской судостроительной верфи, непосредственным и достойным преемником которой стал этот старейший кораблестроительный завод. Его двухсотлетняя история связана с важнейшими этапами превращения России в могучую морскую державу.

Расположение комплекса в течении Невы, где она делает плавный изгиб, на трех небольших островах: Ново-Адмиралтейском, Матисовом и Галерном, было оень удобно для кораблестроения. Уже в XVIII веке здесь размещались Галерный двор, Лоцманская деревня и многочисленные склады. Они смыкались с Адмиралтейством, занимавшим все обширное пространство от Зимнего дворца до Новой Голландии и Галерной верфи.

Но благоустройство столицы требовало вывода промышленности из Адмиралтейства, находившегося в непосредственной близости от царской резиденции и городского центра. Поэтому указом императора Павла I в 1800 году на Ново-Адмиралтейском острове, называевшемя тогда Калинкиным, на месте Галерного двора была основана верфь, названная Новым Адмиралтейством, куда постепенно переводилось строительство курпных военных заводов. На соседнем Галерном островке стали строить фрегаты, клипера и небольшие парусники. При этом Старое Адмиралтейство продолжало работать еще несколько десятилетий.

В застройке обоих островов можно выделить следующие основные этапы. Первый этап в 1825-1838 годы связан с работами по развитию и улучшению флота, проводившимися в царствование Николая I. Архитекторы Э.Х.Акерт и И.Г.Гомзин, инж.П.Д.Базен, А.Карбоньер и В.П.Лебедев построили в этот период целый комплекс зданий самого разнообразного назначения - эллинги, мастерские, склады, чертежную и др.. Осуществлялись также работы по внутренноему и внешнему благоустройству завода. Тогда же был возведен и первый в России каменный эллинг. Автор первоначального замысла - выдающийся инженер Пьер-Доминик Базен - взял за прототип аналогичное сооружение во Франции. Грандиозный эллинг перекрыт высокой крышей-шатром размерами 92*29*26 метров. Структурную основу здания составляют кирпичные пилоны, связанные продольными аркадами. Гигантская арка на торце, обращенном к Неве, была сплошь остеклена (этот стеклянный экран разбирался перед спуском корабля). Строители остроумно перевели тип деревянного перекрытия в металлическую комбинированную безраспорную конструкцию. Мощная рама с нижним арочным поясом не оказывала давления на вертикальные опоры. Строительство этого уникального сооружения, украшавшим наряду с Сальным буяном, панораму Невы, напротив Горного института, было окончено в 1838 году.

Петербургские зодчие эпохи классицизма сознавали значение устья Невы как "морских ворот" города. Архитектурный замысел Нового Адмиралтейства, уже на ранней стадии учитывавший важное градостроительное значение комплекса, был разработан по принципа классической композиции.В конце Галерной улице просматривался главный вход на завод. От него вела длиная аллея - главная композиционная и функциональная ось комплекса. Справа от нее размещалась непосредственно судостроительная часть - эллинги и главная мастерская. На береговой полосе перед зданиями - пристань и дамбы с павильонами для публики, наблюдавшей за церемонией торжественного спуска кораблей. Благоустроенный вид берега и всего завода со стороны Невы во многом объяснялся присутствуем царствующих особ и свиты на церемонии. В 1830х годах были устроены пристани, набережная, чугунные ворота с решетками и мосты. Рисунка, а позднее фотографии торжественных спусков кораблей на воду часто воспроизводились в иллюстративных журналах. Торжественность и красота подобных зрелищ были бесспорны, особенно сам момент спуска, когда архитектура корабля еще была неотделима от архитектуры эллинга.

По левую сторону от главной аллеи размещались различные мастерские - шлюпочные, литейные, меднокотельные. Среди них доминировало вытянутое вдоль дороги каменное двухэтажное здание, увенчанное башней с часами. Здесь находились канцелярия, чертежная и плазы для разбивки судов. Так уже в первой половине XIX века были заложены основы планировки старой, наиболее парадной части завода. Новый каменный эллинг, построенный рядом со старым по проекту военных инженеров С.Н.Будзынского, И.П.Дуткина, Н.Д.Куторги в 1893 году, дополнил панораму берега. Окончательно завершил ее храм - памятник русским морякам, погибшим в Цусимском бою - Спас-на-Водах, построенный в 1911 году по проекту М.М.Перететковичем (уничтоженный в 1930е годы).

Не сохранилось также два каменных эллинга на Галерном островке. Здесь, у слияния рек Фонтанки и Невы, в начале ХХ века под руководством инженера Н.Н.Дмитриева и арх.А.И.Дмитриева были сооружены электростанция и новая судостроительная мастерская, а рукав Фонтанки переоборудован в бассейн для достройки судов. Последние заводские постройки предреволюционного времени - плаз и административное здание - возведены под руководством арх.Н.П.Козлова.

В советский период завод вписал много ценных страниц в историю отечественного судостроения, однако ничего сколько-нибудь значительного в архитектурном плане на территории предприятия построено не было. Скорее, наборот: со сносом храма-памятника Спас-на-Водах была уничтожена панорама прибрежной части завода. Каменные эллинги застроили с торцов малопривлекательными зданиями из силикатного кирпича, исчезли мощные градостроительные акценты при въезде в морскую столицу.

К счастью, сами постройки еще сохранились, однако увидеть их можно только с территории завода. Современное государственное предприятие "Адмиралтейские верфи" занимается оба острова - Ново-Адмиралтейский и Галерный, а также часть Матисова острова, на котором с 1792 года находился знаменитый механический и литейный завод Ч.Берда (где, в частности, был построен первый русский пароход). Здесь изготавливалось и немало металлических конструкций и декора для зданий Санкт-Петербурга и других городов. Наибольшая ценность из сохранившихся построек этого завода представляет служебное здание (дом Берда) и производственный корпус с водонапорной башней. С 1881 года завода Берда стал собственностью АО Франко-Русских заводов, а в наши дни здесь находится Фольгопрокатный завод.

Все перечисленные выше здания и сооружения охраняются государством и являются великолепными образцами промышленного зодчества и памятниками истории отечественного судостроения.

 

Новое Адмиралтейство

1 - Караульный дом. 1830е. Северная проходная
2 - Главное корабельное здание. 1830е, 1895-1896. Административное здание
3 - Малый каменный эллинг. 1833-1838, 1894. Эллинг № 1
4 - Мастерская. 1830е. Цех № 15
5 - Большой каменный эллинг с мастерской; 1893, эллинг № 2, цех № 29
6 - Комплекс постреок Адиралтейского судостроительного завода. 19 в.
7 - Нарядный дом. 1830е, 1895-1896. Фотолаборатория
8- Три металлических сарая. 1879; цех № 1
9 - Кузница. 1830е. Цех № 30

Галерный островок

1 - Главная электрическая станция. 1909-1910. Цех № 22
2 - Главная судостроительная мстерская с кузнцей. 1910. Цех № 6
3 - Канцелярия, чертежная и бухгалтерия. 1902. Цех № 8
4 - Разбивочный плаз. 1914


2019-09-05. Большой каменный эллинг. 1893

2019-09-05. Малый каменный эллинг. 1833-1838, 1894

Мастерская (примыкает к большому корабельному эллингу). 1830е

Кузница (1830е) годы. В книге Штиглиц названа мастерской

Три металлических склада, 1859

2020-05-22. В рамках сдачи пр.16810 "Русь" в последние недели мая месяца 2020 года я много ездил на Адмиралтейские верфи. Вывеска и кренование проходили здесь, в зубчике Невы, между цехами №7 и №9. И вот, проходя к набережной Невы от центральной дороги завода, я совершенно неожиданно обратил внимание вот на это замечательное здание... То были металлические сараи, они были в безумно дряхлом, страшном состоянии!, но чт-то меня в них цепануло... - ведь реально что памятник пром.архитектуры, ведь зуб даю, ведь реально что-то тут цепляет, что-то тут есть!! Вы посмотрите только на их чердаке, на их оформления окон... Эти цеха меня поразили и впечатлили, коенчно... А потом вернулся, посмотрел! -и да, правда!! - памятники пром.архитектуры!!!

https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/935/ - Три металлических сарая, 1859

https://retro-piter.livejournal.com/461160.html

На территории Галерного острова находится комплекс интереснейших стотроений: Три металлических сарая для хранения леса из сборных конструкций, изготовленных в Лондоне в 1857 г. по проекту инженеров (?) Г. и М. А. Гриссель. Обширные сооружения размерами в 12 саженей (25,6032 м) шириной и 40 саженей длиной (85,344 м) собраны на чугунном каркасе. Разобранные металлические конструкции для сараев в 1860 г. были доставлены в Санкт-Петербург и в 1861 г. собраны на территории верфей. Мне, правда, кажется, что сараев было изначально было два, а центральный был встроен позднее. Он отличается от двух крайних по архитктурному оформлению и функционально не логичен. Система просушки леса предполагала наличие сквозняка для проветривания, а с возведением данного строения между корпусами, это стало бы проблематично, а также и пожароопасно. Хотя, возможно, его построили после изменеия фунций.

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия