Комплекс построек товарной станции Варшавской железной дороги

Комплекс построек товарной станции Варшавской железной дороги

Территория бывшего завода "Подъемтрансмаш", еще ранее - товарная станция Санкт-Петербург-Варшавский, нашпигована памятниками промышленной архитектуры - сейчас их тут девять (правда, под охраной КГИОП - всего 3). Огромен и мой интерес к данной территории. Впрочем, оно все понятно! - рядышком Варшавский вокзал, вообще места моего детства, взрастившие во мне всю мою любовь к промышленной и пром.архитектуре вообще! Там на самом деле нет границ самой промзоны Варшавского вокзала, все это - единая территория!!, и я лишь искусственно разделил ее пополам - вот вам территория Варшавского вокзала, вот территория товарной станции. Хотя на самом деле все это - исключительно единый комплекс, и те же памятники-здания порой переползают из одной статьи сайта в другую. Все едино! Так что вся территория для меня чрезвычайно ностальгична, от нее веет романтичной, моими детскими воспоминаниями и эмоциями тех лет. "Подъемтрансмаш", о котором я еще веду поведу речь на страницах данного сайта, значит для меня многое! - и ему - достойное место в моих воспоминаниях. Вот почему, когда в 2006м году появилась такая возможность (а она появилась ;-) ), я немедленно рванул на территорию завода ;-), и тогда же в 2006м году хорошенько тут побродил-пофотографировал. Фотографии тех времен для меня теперь - бесценны!! В 2006м году я торговал газетами на электричках Балтийского направления - и в этом самом здании заводоуправления, сразу за проходной, находилась наша маленькая коморка, доверху забитая журналами... Еще одно памятное место моей жизни... Многое связано с этим заводом... - и мое детство Балтийского-Варшавского вокзала, и торговля на электропоездах, и первые прогулки с юным еще Артемом Александровым, и исследования железных дорог с Сергеем Соколовым. Я снова и снова прихожу сюда. "Подъемтрансмаша" уже давно не существует, и территория его раздербанена на многочисленных арендаторов - как оно бывает, бизнес-центры и склады. Многое снесено, многое реконструировано. Территория свободна для посещения!, так что весной 2021го года довелось заехать сюда аж с коляской спящего Леши; на входе не было даже шлагбаумов! Территория, однако, все-таки вызывает опасения. По ту сторону ведется активное освоение промзоны Варшавского вокзала - собственно, ЖК "Галактика" по Новоизмайловскому бульвару. И я не вижу причин, почему бы не снести тут ряд зданий и построить что-нибудь 25-этажное на территории завода. Корпус по Обводному снесен, построена "Лента", за жилыми зданиями Обводного 118, БА, ББ уже началось строительство жилого комплекса. И хотя на территории орудует несколько бизнес-центров, а что-то даже роскошно реконструировали и построили выдающийся архитектурный комплекс, за территорию эту я боюсь очень... Иной раз, заходя сюда, прогуливаясь по улочкам между цехами, еще можно почувствовать дух былых времен - полное запустение и тишина, заводские закоулки, производственные здания... Боюсь, однако, долго это не продлится... И за территорию эту, оттяпываемую то тут, то там, я очень переживаю... Ее раздел уже происходит, и это печально :-(.

2021-04-10 20:37

  • Здание депо. наб. Обводного канала, д.118 к.12, литера Ч / ул.Митрофаньевская, д.2. Выявленный объект культурного наследия. Распоряжение КГИОП от 22.08.2019 № 507-р. https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/9624/
  • Здание заводоуправления. наб. Обводного канала, 118А, литера Х. Административный корпус. 1890е годы, автор не установлен. Снято с охраны приказом КГИОП от 15 сентября 2006 г. N 8-112 на основании заключения ООО «АРС» (рег. N 3-3748 от 06.06.2006)
  • Митрофаньевское шоссе, д.2, к.9, литера А
  • наб.Обводного канала, 118ААВ. Здание склада. 1901. Выявленный объект культурного наследия. Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001. https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/636/
  • наб.Обводного канала, 118, литера АЛ
  • наб.Обводного канала, 118АН. Здание инструментального цеха. Выявленный объект культурного наследия. Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001. https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/635/
  • Производственный корпус, наб.Обводного канала, 118АУ
  • Круглое (циркульное депо), 1858-1860. наб.Обводного канала, 118Ж. Выявленный объект культурного наследия. Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001. https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/637/
  • наб.Обводного канала, 118О

 

 

На самом деле все хорошо видно уже по картам. Вот http://retromap.ru/1419134_0420090_z16_59.904364,30.304745, слева - карта 1913го года, справа - современная Яндекс-карта. Поражаешься картографам прошлого! - на перекрестии обоих карт можно сравнивать ОТДЕЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ. Собственно, их тут можно атрибутировать. Выделяется здание круглого депо; мы видим, что в своей западной части оно действительно имеет три корпуса, соединенные с ним. Чуть ниже него - инструментальный цех. Южнее электростанции стоят все три параллельно стоящих цеха; ныне не существует малярной мастерской, хотя другие два цеха еще держатся. Есть заводоуправление, но почему-то нет здания депо.

Уникальный чертеж из книги "Альбом чертежей сооружений Российских железных дорог. 1872", из которого мы видим, какие строения располагались в пределах товарной станции Варшавской железной дороги. Циркульное депо, электростанция, малярная мастерская есть и здесь. Большой неожиданностью для меня стало существование бассейна на территории товарной станции. Его нет на карте 1880го года, но он появляется на карте 1883го года и существует до 1914го года. Впрочем, не на всех картах, так что вопрос о реальном существовании бассейна все еще остается.

2006-03-22. Мои снимки внутренней территории "Подъемтрансмаша", когда он еще существовал!

Здание депо. наб.Обводного канала, д.118 к.12, литера Ч / ул.Митрофаньевская, д.2

https://www.citywalls.ru/house10138.htm
https://www.citywalls.ru/house23375.htm

http://kanoner.com/2019/08/26/163683/

Депо при Варшавском вокзале на Обводном канале стало памятником
26/08/2019 13:09

Депо товарной станции при Варшавском вокзале на набережной Обводного канала, 118, корпус 12, признали выявленным памятником. Оно примыкает к территории сгоревшего гипермаркета «Лента». Двухэтажный цех в «кирпичном» стиле построен на рубеже XIX–XX веков в составе комплекса Варшавского вокзала. На фасаде имеются четыре заложенные арки, что позволяет предполагать первоначальное назначение здания — депо товарной станции при Варшавском вокзале. Сейчас используется как склад. Кирилл Федоров подал в КГИОП заявление на включение депо в список выявленных памятников. «Значение здания существенно возросло в связи с полномасштабным уничтожением исторической застройки вокруг Балтийского и Варшавского вокзалов, массовой застройкой жильем, пожаром „Ленты“ и т. д. Поскольку здание не выходит на уличный фронт, оно фактически беззащитно и может быть снесено в любой момент», — говорилось в тексте. К заявлению господин Федоров приложил фото, сделанное «Канонером» для подборки дореволюционных зданий в спальных и промышленных районах города. Как рассказал сегодня «Канонеру» Кирилл Федоров, на днях из комитета пришел ответ с копией распоряжения, которым депо признали выявленным памятником.

Здание заводоуправления. наб. Обводного канала, 118А, литера Х. Административный корпус

https://www.citywalls.ru/house2177.html
https://www.citywalls.ru/house25948.html

Краснокирпичное здание заводоуправления на Митрофаньевском шоссе (милицейский адрес: набережная Обводного канала, 118а, литера Х, рис.1.1) построено в 1913г для нужд Товарной станции Северо-западной железной дороги. В 1930-е в здании выполнен капитальный ремонт. Во времена существования "Подъемтрансмаша" здесь располагалась администрация, заводоуправление, а также столовая (мне даже довелось там побывать и покушать!!!). С развалом и банкротством завода развалилось и здание; в 2008м году оно уже представляло собою руины. В 2015 году все внутренние конструкции здания заменены на железобетонный каркас, сохранены только наружные стены. Здание существенно реконструировано и изменило свой облик. Сейчас тут располагается бизнес-центр "Малевич" https://malevich.spb.ru. В 2001 г. комплекс построек включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность".Снято с охраны приказом КГИОП от 15 сентября 2006 г. N 8-112 на основании заключения ООО «АРС» (рег. N 3-3748 от 06.06.2006).

http://kanoner.com/2013/03/14/102325/

Бывший памятник на Митрофаньевском выставлен на продажу
14/03/2013 13:39

Дореволюционное здание заводоуправления на Митрофаньевском шоссе выставлено на продажу. Пока собственник изредка ремонтирует фасад. Краснокирпичное здание заводоуправления на Митрофаньевском шоссе (милицейский адрес: набережная Обводного канала, 118а, литера Х) построено в конце XIX века по проекту неустановленного архитектора. Дом не является памятником, охранный статус он потерял в 2006 году, а потому сейчас его можно снести. Сейчас постройка пустует, она огорожена бетонным забором. Собственником здания является ООО «Бизнес-корпус». В администрации Адмиралтейского района сегодня сообщили «Карповке», что владельцу дома направлялось требование отремонтировать фасад и навести порядок на территории. Компания дала ответ: изредка работы по восстановлению наиболее поврежденных участков фасада проводятся, но полностью отремонтировать фасад в зимний период невозможно. Также периодически обновляется забор. Недавно «Бизнес-корпус» выставил дом на продажу. Сегодня в компании «Карповке» рассказали, что сейчас ими тщательно изучается рынок, поскольку отдавать здание за копейки не хочется. Представитель фирмы сообщил, что с 2006 года, когда дом был приобретен, «Бизнес-корпус» достаточно много средств потратил на ремонтные работы. В частности, были демонтированы ненесущие перегородки, старые насыпные перекрытия двух этажей и на чердаке, пол первого этажа. Очищены от старой штукатурки фасад и внутренние стены. Между первым и вторым, вторым и чердачным этажами уложено новое перекрытие на металлических балках. Первоначально здание хотели приспособить под офисный центр. Сейчас вопрос о дальнейшем использовании здания открыт.

http://kanoner.com/2015/03/27/144276/

Бывший памятник на Митрофаньевском перестраивают под БЦ «Малевич»
27/03/2015 14:17

Дореволюционное здание на Митрофаньевском шоссе, числившееся ранее памятником, перестраивают под бизнес-центр «Малевич». В рамках проекта окна двух этажей объединяют. Краснокирпичное здание заводоуправления на Митрофаньевском шоссе (милицейский адрес: набережная Обводного канала, 118а, литера Х) построено в конце XIX века по проекту неустановленного архитектора. Ранее этот двухэтажный дом имел статус выявленного памятника, но в 2006 году после историко-культурной экспертизы он его потерял. Таким образом, теперь законодательство не возбраняет снос. В 2013 году администрация Адмиралтейского района направляла собственнику здания ООО «Бизнес-корпус» предписания о необходимости отремонтировать его. Однако фирма решила расстаться с объектом недвижимости. В ноябре 2014 года, по данным Росреестра, участок был сдан в аренду физическому лицу Андрею Разумову на полвека. По всей видимости, по заказу этого человека сейчас ведется реконструкция. Она предполагает объединение окон первого и второго этажей. Кроме того, под карнизом в кирпичной кладке должны сделать круглые дыры для дополнительных окошек. Во дворе внутри каре (здание имеет П-образную форму) поместят стеклянный ресторан в «стиле» стаканизм. Информации о выданном разрешении на производство этих работ в открытых источниках найти не удалось. В здании предполагается создать бизнес-центр «Малевич». Сейчас аренду будущих офисов можно забронировать. Руководитель коммерческого отдела управляющей компании «Офис-М» (брокер проекта) Евгения Васильева сказала сегодня «Канонеру», что «старт показов объекта у нас начнется 1 апреля», а официальное открытие состоится позже.

Митрофаньевское шоссе, д.2, к.9, литера А

https://www.citywalls.ru/house23326.html

Дореволюционное здание сильно расширено и перестроено в советское время. В 2016 году начался его снос.

наб.Обводного канала, 118ААВ. Здание склада. 1901

Вот это здание в Альбоме 1872 года издания. Это водонапорная башня на два бака (водоемное здание) паровозного депо Петербурго-Варшавской железной дороги. С Альбомом можно познакомиться, например, здесь: http://tehne.com/node/6270

наб.Обводного канала, 118, литера АЛ

https://www.citywalls.ru/house29998.html

наб.Обводного канала, 118АН. Здание инструментального цеха

Производственный корпус, наб.Обводного канала, 118АУ

https://www.citywalls.ru/house29995.html

Круглое (циркульное) депо, 1858-1860. наб.Обводного канала, 118Ж

https://www.citywalls.ru/house10137.html

Здание наб.Обводного канала 118Ж (Митрофаньевская ул., 2, к.9В) на самом деле состоит из комплекса зданий. Восточное здание - это бывшее круглое (циркульное) депо, обозначенное на всех картах Петербурга конца 19го - начала 20го веков. Четырнадцатигранное здание  поворотного круга оформлено в кирпичном стиле. Наружный диаметр 54 м. В здание вела  железнодорожная ветка, по которой подавался вагон, требующий ремонта. Когда вагон оказывался внутри, поворотный круг направлял его в один из тринадцати ремонтных боксов, расположенных по переферии круга. Согласно КГИОП, в 2001м году при повальной инвентаризации памятников пром.арха, здание было включено в список памятников (Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001, https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/637/). В 2013м году здание исключено из списка ОКН согласно распоряжению от 19 ноября 2013 года N 10-581 «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Хозяин этого здания в 2009м году провел масштабнейшую реконструкцию, по сути, сделав из зданя настоящую конфетку. Глянцевое, яркое и красивое - считаю,ч то реставрация прошла на ура; сейчас оно используется под офисные цели. К западу от круглого депо располагалось еще три здания промышленного назначения. Они не состояли под охрной, и их хозяин мог запросто их снести и построить на их месте все, что вздумается. Однако архитектуор заявил, что «Редко встречаюсь с такой социально-исторической ответственностью заказчика. Он мог бы все снести и построить многоэтажный стеклянный бизнес-центр. Но, раз их решено сохранить, в домах укрепят фундамент, будет осуществлена гидроизоляция старых стен, восстановят фасады». В результате в 2013м году началось проектировние, а в 2019м году было сдано здание бизнес-центра, построенное на основе западной половины комплекса домов. Старые корпуса были ПОГРЕБЕНЫ под новой оболочкой - их просто включили в сильно расишренный как в сторону, так и ввысь корпуса. Увидев новое творение, чешу в затылке... - и это ты называешь "решил сохранить"? На сайте Канонера разразилась война комментатторов - одни говорят, что все честно, старые дома сохранены!, другие говорят, что новое АБСОЛЮТНО ничего со старым не имеет - где вы видите старые дома, где?? С точки зрения закона не придраться - старые дома под охраной не состояли. С архитектурной, наверное, тоже - новое здание бизнес-центра и правда блещет архитектурной новизной, его заметили. Старые здания, конечно, жалко... - оказалось, что у меня даже есть их фотографии!! И с архитектором не поспорить - здания вроде как сохранили... Но чувствую обман, разочарование, расстройство - опять наврали, и все вроде бы правильно!... А я потерял еще один памятник промышленной архитектуры...

2012-06-27. Снимок сделан с водонапорной башни. внизу - круглое депо, скрывающееся за зданием бизнес-центра. За ним видно два здания, что уже начинают зачищать и разбирать - это те самые западные корпуса, о которых идет речь. Слева - инструментальный цех.

http://kanoner.com/2013/03/12/101635/

Рядом с круглым депо Варшавского вокзала создают бизнес-комплекс
12/03/2013 17:07

Три старые постройки Варшавского вокзала на Митрофаньевском шоссе будут приспособлены под офисный комплекс «Депо № 1». Владелец решил сохранить старинные, но не охраняемые корпуса. Первым еще в 2009 году было открыто после ремонта круглое депо, расположенное на Митрофаньевском шоссе, 2, корпус 9, литера В (это недалеко от Митрофаньевского тупика). В нем по проекту ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская „Вега“» и ООО «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская» были созданы перекрытия, разделившие внутреннее пространство на два этажа, а также стеклянный купол. Сейчас основным арендатором является компания «Рив гош». В будущем предстоит провести реконструкцию еще трех исторических зданий, не признанных памятниками, но также числящихся под тем же адресом. Все они находятся в собственности ООО «Тропик». Проект сейчас разрабатывает ООО «Архитектурная мастерская С. Ю. Бобылева». Сергей Бобылев рассказал сегодня «Карповке», что, хотя эти три старых здания и не являются памятниками, заказчик решил их сохранить. «Редко встречаюсь с такой социально-исторической ответственностью заказчика. Он мог бы все снести и построить многоэтажный стеклянный бизнес-центр. Но, раз их решено сохранить, в домах укрепят фундамент, будет осуществлена гидроизоляция старых стен, восстановят фасады», — отметил господин Бобылев. Также архитектор сообщил, что круглое здание бывшего локомотивного депо, в котором офисы работают с 2009 года, еще не введено в эксплуатацию. Пока готовятся документы, подтверждающие, что дом соответствует современным требованиям. Сейчас документ находится на согласовании в КГИОПе, сообщила «Карповке» начальник управления по охране и использованию памятников Елена Ломакина. «Архитектурная мастерская С. Ю. Бобылева» для нового офисного комплекса проектирует еще и два новых здания. К июню этого года компания планирует сдать проект на экспертизу.

http://kanoner.com/2013/04/10/106976/

Опубликован проект бизнес-центра у депо Варшавского вокзала
10/04/2013 13:28

Опубликован проект бизнес-центра, который возведут у круглого депо Варшавского вокзала. В состав новой постройки войдут три исторических здания, ныне полуразрушенных. Ранее «Карповка» подробно рассказывала о планах ООО «Тропик», уже реконструировавшего само круговое депо, построить рядом с бывшим ангаром для паровозов новый бизнес-центр, отреставрировав при этом три исторических здания, не являющихся памятниками. Проект разработало ООО «Архитектурная мастерская С. Ю. Бобылева». Проект реконструкции зданий к настоящему моменту опубликован, он был представлен авторским коллективом на выставке «Архитектура Петербурга — 2013». Проект подразумевает реставрацию исторических корпусов с надстройкой их мансардой. Между старинными зданиями возведут новый объем, на крыше которого расположится вертолетная площадка. Кроме того, к историческому зданию будет сделана пристройка для размещения новых лестниц и лифтовой шахты. По окончании строительства все здания на участке объединят в один комплекс.

http://kanoner.com/2019/10/07/164034/

Старинное здание в Митрофаньевском тупике переделали до неузнаваемости
07/10/2019 15:01

Дореволюционное здание в Митрофаньевском тупике реконструировали под бизнес-центр. В ходе работ его прежний облик был полностью утрачен, а взамен появился клинкерный кирпич и богатая ковка. Бывшее производственное здание комплекса товарной станции при Варшавском вокзале имеет адрес: Митрофаньевское шоссе, 2, корпус 9, литера В. Подойти к нему можно из Митрофаньевского тупика. Здание состояло из трех секций — круглого корпуса-памятника, расположенного восточнее, и двух двухэтажных корпусов с арочными окнами ближе к шоссе. Первым в 2009 году было открыто после ремонта круглое депо. В нем по проекту ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская „Вега“» и ООО «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская» были созданы перекрытия, разделившие внутреннее пространство на два этажа, а также стеклянный купол. В 2013 году «Канонер» писал, что собственник ООО «Тропик» взялся за двухэтажные корпуса. Проект их реконструкции сперва разработало ООО «Архитектурная мастерская С. Ю. Бобылева». Сергей Бобылев рассказал тогда изданию, что, хотя эти корпуса и не являются памятниками, заказчик решил их сохранить. «Редко встречаюсь с такой социально-исторической ответственностью заказчика. Он мог бы все снести и построить многоэтажный стеклянный бизнес-центр. Но, раз их решено сохранить, в домах укрепят фундамент, будет осуществлена гидроизоляция старых стен, восстановят фасады», — говорил господин Бобылев. Позднее он опубликовал проект, где предполагалась надстройка третьего этажа. Финальную версию делал другой проектировщик — Артем Никифоров (дозвониться сегодня до Сергея Бобылева «Канонеру» не удалось, а господин Никифоров заметил, что работал самостоятельно). В ходе реконструкции два корпуса объединили вставкой и надстроили двумя этажами. В итоге прежний облик был полностью утрачен — о нем напоминают только арочные окна. Пространство между окнами заполнили крупными металлическими панелями, выполненными с помощью ковки. Вставка сделана стеклянной и покрыта металлоконструкцией из ребер, напоминающей киноэкран. На прошлой неделе «Тропик» получил разрешение на ввод этой части бизнес-центра в эксплуатацию.

https://archi.ru/russia/85485/art-depo
https://www.the-village.ru/city/architecture/373075-depo

наб.Обводного канала, 118О

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия