Сарай для императорских поездов Варшавского вокзала

1897-1898, арх.не установлен
Обводного наб.к., 118С, Малая Митрофаньевская ул., 5к2

https://www.citywalls.ru/house10135.html

http://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/790/ - Распоряжением КГИОП №10-581 от 19 ноября 2013 года включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения под наименованием: «Сарай для императорских поездов Варшавского вокзала» (участок ж/д «Варшавский вокзал - М. Митрофаньевская ул.», лит. Б) на основании экспертного заключения М.Штиглиц (ВООПИиК)

Исторические снимки сарая для императорских поездов

Современное состояние

https://www.citywalls.ru/house10136.html - данной пристройки к вагонному депо уже не существует, снесено

https://gudok.ru/zdr/169/?ID=640572
Газета "Гудок", Выпуск № 17 06.05.2011, 15 полоса
«Сарай императорских поездов» – крыша для музея железнодорожной техники?

Идёт уже второй год, как прекратилась эксплуатация старинных зданий, использовавшихся ранее в едином комплексе Санкт-Петербург-Варшавских вагонного и локомотивного депо. Что будет дальше с этими постройками, часть которых признана памятниками архитектуры?
Идёт уже второй год, как прекратилась эксплуатация старинных зданий, использовавшихся ранее в едином комплексе Санкт-Петербург-Варшавских вагонного и локомотивного депо. Что будет дальше с этими постройками, часть которых признана памятниками архитектуры?

В 2001 году на путях Варшавского вокзала была размещена экспозиция натурного подвижного состава, которая сейчас является наиболее представительным музеем подобного рода на территории России и СНГ. Однако когда здесь создавали экспозицию, она была согласована городом лишь как временная. Именно поэтому паровозы и вагоны стоят под открытым небом. Построить здесь павильоны, в которых можно было бы обеспечить надлежащие условия хранения раритетов и комфортные условия их осмотра посетителями, не разрешил комитет по архитектуре и градостроительству Петербурга, планирующий в перспективе использовать эту территорию для пробивки соединения Измайловского и Новоизмайловского проспектов.

И вот уже почти 10 лет музей «сидит на чемоданах». До тех пор, пока рядом действовали два депо, возможностей для развития музея на станции Санкт-Петербург-Варшавский не было. Поэтому рассматривался вопрос о переносе его на территорию станции Санкт-Петербург-Балтийский. Однако и этот вариант пока не реализован. Между тем в результате реформирования комплекс сооружений вагонного и локомотивного хозяйств, расположенный рядом с Варшавским вокзалом, перестали использовать. Что же представляют собой эти постройки?

Санкт-Петербурго-Варшавская дорога стала третьей крупной магистралью, сооружённой на территории Российской империи в период 1851–1862 гг. Именно тогда сформировался и комплекс сооружений, о котором идёт речь. По своей грандиозности и высокой степени сохранности это, пожалуй, один из ценнейших российских ансамблей ж.-д. архитектуры. Старейшим сооружением является бывший малярный цех вагонного депо Санкт-Петербург-Варшавский, возведённый при императоре Александре II в 1858–1862 гг. Несколько южнее возвышается водонапорная башня, построенная в самом начале ХХ века. Здание имеет массивный цоколь из гранитных блоков, на который опирается кирпичная башня.

Сам водоёмный бак закрывал деревянный шатёр, который утрачен. Водоёмное здание является важной архитектурной доминантой не только на территории самой станции, но и вообще в этом районе Петербурга. Башня признана архитектурным памятником. У её подножия располагаются два цеха бывшего паровозного депо. Хотя здания были построены ещё в XIX веке, в 60-е годы прошлого столетия они были серьёзно перестроены. Тем не менее вполне отражают специфику ж.-д. архитектуры данного периода. На юго-запад от цехов локомотивного депо располагается поворотный круг конструкции Санкт-Петербургского металлического завода. Его особенность – могучая клёпаная стальная ферма с ездой понизу, служившая для разворота паровозов. Сооружение состоит на учёте как памятник истории техники.

И наконец, завершает ансамбль сарай для хранения императорских поездов. Это монументальное кирпичное сооружение предназначалось для хранения, обслуживания и ремонта подвижного состава, использовавшегося для поездок императора. На фронтоне указана дата его сооружения: 1897–1898. Раньше в Петербурге было несколько депо для императорских составов, но до наших дней дошло лишь одно это. До сих пор сохранились элементы кирпичного декора и подлинные металлические стропила.

Перечисленные деповские постройки просто идеально подходят для экспонирования музейного подвижного состава. Под крышами этих зданий можно разместить до 40–50 единиц техники. И тем самым избежать строительства дорогостоящих музейных павильонов. Более того, использование исторических зданий, несомненно, улучшит восприятие музейных экспозиций, ведь они сами будут создавать атмосферу давно ушедших эпох.

Нужно отметить, что и на станции Санкт-Петербург-Балтийский сохранились два исторических здания бывшего паровозного депо. Но их площадь невелика, и в них смогут разместиться менее десятка экспонатов. Таким образом, в этом варианте для техники придётся строить новые ангары довольно большой площадью. Сравнение между собой балтийского и варшавского вариантов размещения музея однозначно в пользу последнего. Здесь, на станции Санкт-Петербург-Варшавский, при минимальных затратах можно создать уникальный ж.-д. исторический заповедник, соответствующий уровню лучших музеев Европы и Северной Америки. Кстати, и за границей, как правило, для ж.-д. музеев используют бывшие здания паровозных и вагонных депо. Но с принятием решения в пользу размещения музея в деповском комплексе на станции Санкт-Петербург-Варшавский нужно спешить. Тем более что руководитель нашей компании В. Якунин в своём поручении от 31.01.2006 г. указывает: «Проработать вопрос изучения и применения для ОАО «РЖД» мирового опыта по сохранению исторического наследия железных дорог».

Вышеназванные здания стоят практически бесхозными, в них проникают посторонние лица, уже был пожар. Комплекс локомотивного и вагонного депо, поворотный круг, водонапорная башня и «сарай императорских поездов» – часть истории России, нашей отрасли – и мы просто обязаны их сохранить!

П. Марков,
председатель Дорожного совета ветеранов
Л. Рымша,
бывший главный инженер ОЖД (1968–1984 гг.)
В. Мисаилова,
бывший директор ЦМОЖД (1989–2001 гг.)
Н. Прокофьев,
председатель Совета ветеранов Дороги жизни – Дороги Победы
Л. Соломина,
председатель Совета ветеранов участка СЗФКПФ

Хронология

http://kanoner.com/2020/02/18/165259/

Сарай для поездов Варшавского вокзала может стать торговым центром
18/02/2020 12:36

Сарай для императорских поездов Варшавского вокзала на Малой Митрофаньевской улице, 5, корпус 2, может стать торговым центром. Ранее КГИОП писал, что там будет физкультурно-оздоровительный комплекс. Краснокирпичное здание сарая (или депо) было построено во второй половине XIX века и сегодня является памятником регионального значения. В связи с возведением микрорайона на месте бывших путей Варшавского вокзала сарай оказался среди жилых домов. Их появление инициировала группа «Эталон». В 2016 году первый зампред КГИОПа Александр Леонтьев рассказал «Канонеру», что в здании расположится физкультурно-оздоровительный комплекс. Проект ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская „Вега“» предполагал сохранение внешнего облика. Между тем, как стало известно «Канонеру», сейчас собственником сарая являются не структуры «Эталона», а ООО «Торговый комплекс „Арсенал“». Как видно из названия и следует из видов деятельности, компания занимается торговлей, а не спортивными делами. Есть основания полагать, что внутри будет открыт именно торговый центр. В КГИОПе «Канонеру» не смогли ответить на вопрос, под какие нужды приспосабливается депо. Известно, что осенью комитет рассматривал, но забраковал новую проектную документацию. Пока все ограничилось первоочередными работами, проведенными по заказу ООО «Кнайп» (связано с «Арсеналом»).

http://kanoner.com/2016/11/29/153108/

Сарай для поездов Варшавского вокзала станет спортивным комплексом
29/11/2016 13:44

Сарай для императорских поездов Варшавского вокзала будет приспособлен под физкультурно-оздоровительный комплекс. Правда, в ближайшее время работы не начнутся. Краснокирпичное здание сарая (или депо) расположено возле Малой Митрофаньевской улицы, северо-западнее перекрестка с будущей Парфеновской. Оно было построено во второй половине XIX века и сегодня является памятником регионального значения. Этой осенью АО «ССМО „ЛенспецСМУ“» и ООО «ЛСС-Варшавская» получили разрешения на строительство за Варшавским вокзалом жилого микрорайона. Первые дома расположатся вдоль Парфеновской улицы и пока безымянной Альбуминной. Помимо пустырей, на земле стоят несколько памятников, в том числе сарай. Его предполагается приспособить под физкультурно-оздоровительный комплекс, рассказал «Канонеру» первый зампред КГИОПа Александр Леонтьев. Проект разработало ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская „Вега“». «Исторический облик здания будет сохранен», — подчеркнул господин Леонтьев. Историко-культурную экспертизу проекта делала Маргарита Штиглиц. В комментарии «Канонеру» она призналась, что краснокирпичный памятник окажется среди жилых высоток, из-за чего он может потеряться. Повлиять на параметры новых объектов, в частности по их высоте и расстоянию от сарая, «нет юридических рычагов». Сроки начала реконструкции сарая неизвестны. Судя по недавним словам Кирилла Багаченко, вице-президента группы «Эталон» (в нее входит ЛенспецСМУ), в ближайших планах только возведение жилья.

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия