Постройки товарищества Санкт-Петербургского вагоностроительного завода

1897-1899 инж.Н.К.Архангельский; 1902 гр.инж.Ц.Ц.Корели-Круновский; 1912-1914 арх.Г.И.Розовский

Московский проспет, 115; Заставская улица, 40

История предприятия

https://www.citywalls.ru/house5195.html

Это одно из множества предприятий, возникших во второй половине XIX века за Московской заставой, то есть за южной границей города. Оно расположено между веткой Варшавской железной дороги и Московским (бывшим Забалканским) проспектом недалеко от Триумфальных ворот. Заставская ул. c севера отделяет его территорию от обувной фабрики "Скороход", сформировавшейся в тот же период.

В 1874 г. здесь существовала маленькая экипажная фабрика англичанина Джорджа Смита, рядом с которой основал свой завод по изготовлению патронных ящиков саксонский купец Федор Карлович Ретшке. Это имя было трансформировано рабочим людом в "Речкина", и завод стали называть "заводом Речкина". Несколько позже Федор Карлович купил фабрику Смита, значительно пострадавшую от пожара.

В 1893 г. предприятие Ретшке перешло к прусским подданным Пастору и Эйлеру. К тому времени профиль завода изменился. Началось возведение хорошо оборудованных каменных мастерских для чугунно-бронзолитейного и механического производства. На углу Заставской ул. и Забалканского пр. было построено краснокирпичное здание конторы. К разработке проектов привлекался арх. Н. А. Архангельский. Завод выполнял выгодные военные заказы на понтонные мосты, конные обозы, походные кухни.

Подъем промышленности в те годы вызвал бурный рост железнодорожного строительства. Вскоре паровозы и вагоны стали основной продукцией предприятия.

Устав АО "Товарищество Санкт-Петербургского вагоностроительного завода" утвердили 21 февраля 1897 г., а через год был выпущен первый вагон. Помимо расширения существовавших производственных помещений продолжалась постройка новых цехов по проектам техника Л. В. Друкера и гражд. инж. В. В. Корвин-Круковского. Административный корпус приобрел свой окончательный вид в 1899 г., когда его завершили высоким мансардным этажом.

Значительные строительные работы проводились в 1912-1915 гг. под руководством гражд. инж. Г. Х. Розовского.

После национализации в 1918 г. завод стал называться "Пятый механический и обозный завод". Позднее ему было присвоено имя рабочего И. Е. Егорова - одного из руководителей стачечного движения на заводе во время революции 1905 г.

Сооружения старого комплекса, сохранившиеся до наших дней, представляют большую историко-архитектурную ценность как образцы фабричного строительства рубежа веков.

Заводоуправление, построенное арх. Н. А. Архангельским, расположено на угловом участке, выполнено в лицевом красном кирпиче, имеет три арочных проезда и увенчано мансардой. Оно служит активным элементом застройки этого отрезка Московского пр. Объемно-пространственная композиция протяженного одноэтажного корпуса мастерской со сдержанным архитектурным оформлением фасадов (цех автосцепки, также построенный Н. А. Архангельским) строго подчинена технологической функции. Центральный двухсветный неф с подкрановыми путями оснащен верхним фонарем вдоль конька крыши. Для более удобной организации производственного процесса в боковых частях устроены обходные галереи. Мастерские (цех гальванопластики), возведенные по проекту А. В. Друкера, имеют аналогичное производственное решение. Для перекрытия основного пролета здесь применены деревянные клееные фермы, опирающиеся на металлические колонны.

Из построек известного петербургского зодчего В. В. Корвин-Круковского сохранилась мастерская (литейный цех), сооруженная в 1902 г. Ее лицевой фасад насыщен пластикой кирпичных декоративных деталей. Впечатление стройности и устремленности ввысь придают облику этого трехпролетного цеха вертикали лопаток с развитыми раскрепованными завершениями.

В 1913-1914 гг. в глубине заводского двора Г. Х. Розовским были построены крупногабаритная слесарно-сборочная мастерская (кузовной цех) и малярная, отличающиеся необычайной выразительностью внешнего облика и оригинальностью инженерного замысла. Это одноэтажные сооружения в несколько пролетов с применением металлоконструкций. В одном случае это шеды, в другом - легкие ажурные фермы. Зубчатая структура перекрытия "малярной" венчает кирпичную стену со стрельчатыми проемами, сплошной лентой опоясывающими здание. Углы корпуса фиксированы гранеными башенками (лестничными клетками), что придает всему сооружению характер средневекового замка.

Двухчастные фасады другой мастерской завершены щипцами. Большие воротные проемы первого яруса уравновешены рядом мелких окон наверху. Ритм лопаток с навершиями, выступающими над парапетом кровли, разбивает монотонную горизонталь протяженого фасада. Контрастное сочетание невысоких распластанных объемов с многоэтажной фабричной застройкой соседней обувной фабрики придает выразительность этому уголку заводской территории, делая его своеобразной экспозицией индустриальной среды рубежа XIX-XX в.

Вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова выпускает вагоны для метрополитена (с 1968) и ж.-д. вагоны пассажирского парка.

Основан в 1874 г. Дж. Смитом как фабрика по производству столярно-механических изделий.

С 1897 г. - Вагоностроительный завод Речкина и К.

С 1918 г. - 5-й государственный механический и обозный.

С 1922 г. - Вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова.

В 1937 г. мягкий вагон, выпущенный заводом, отмечен золотой медалью и дипломом "Гран при" на Всемирной промышленной выставке в Париже. В 1940 г. изготовлен первый в стране цельнометаллический вагон. В 1941-1945 гг. завод полностью перешёл на производство военного снаряжения и боеприпасов.

После войны на заводе спроектировано и изготовлено большое число типов вагонов. С конца 1980-х гг. проводится техническое перевооружение и реконструкция предприятия. Завод награждён орденом Октябрьской Революции (1974), Красной Звезды (1944).

Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н. и др. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — Москва, Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1992

На территории ЖК "Московские ворота", строители восстановили памятник, посвященный Великой Отечественной войне. Мемориал представляет собой горизонтальный постамент с датами "1941-1945". Над мемориалом памятная доска с надписью: "Егоровцам, павшим в дни блокады и на фронтах Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах". Изначально памятник был установлен в 1974 г. Автором и художником проекта в то время выступал скульптор Виктор Новиков.

Памятники промышленной архитектуры

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

Малярная мастеркая и механосборочный цех

Это одно из множества предприятий, возникших во второй половине XIX века за Московской заставой, то есть за южной границей города. Оно расположено между веткой Варшавской железной дороги и Московским (бывшим Забалканским) проспеком недалеко от Триумфальных ворот. Заставская улица с севера отделяет его территорию от обувной фабрики "Скороход", сформировавшейся в тот же период.

В 1874 году здсь существовала маленькая экипажная фабрика англичанина Джорджа Смита, рядом с которой основал свой завод по изготовлению патронных ящиков саксонский купец Федор Карлович Ретшке. Это имя было трансформировано рабочим людом в "Речкина", и завод стали называть "заводом Речкина". Несколько позже Федор Карлович купил фабрику Смита, значительно пострадавшую от пожара. В 1893 году предприятие Ретшке перешло к прусским подданым Пастору и Эйлеру. К тому времени профиль завода изменился. Началось возведение хорошо оборудованных каменных мастерских для чугунно-бронзолитейного и механического производства. На углу Заставской улицы и Забалканского проспекта было построено краснокирпичное здание конторы. К разработке проектов привлекался арх.Н.А.Архангельский. Завод выполнял выгодные военные заказы на понтонные мосты, конные обозы, походные кухни.

Подъем промышленности в те годы вызвал бурный рост железнодорожного строительства. Вскоре паровозы и вагоны стали основной продукцией предприятия.

Устав АО "Товарищество Санкт-Петербургского вагоностроительного завода" утвердили 21 февраля 1897 года, а через год был выпущен первый вагон. Помимо расширения существовавших производственных помещений продолжалась постройка новых цехов по проектам техника Л.В.Друкера и гражд.инж.В.В.Корвин-Круковского. Административный корпус приобрел свой окончательнй вид в 1899 году, когда его завершили высоким мансардным этажом.

Значительные строительные работы проводились в 1912-1915 годах под руководством гражд.инж.Г.Х.Розовского.

После национализации в 1918 году завод стал называться "Пятый механический и обозный завод". позднее ему было присвоено имя рабочего И.Е.Егорова - одного из руководителей стачечного движения на заводе во время революции 1905 года.

Сооружения старого комплекса, сохранившиеся до наших дней, представляют большую историко-архитектурную ценность как образцы фабричного строительства рубежа веков.

Заводоуправление, построенное арх.Н.А.Архангельским, расположенона угловом участке, выполнено в лицевом красном кирпиче, имеет три арочных проезда и увенчано мансардой. Оно служит активным элементом застройки этого отрезка Московского проспекта. Объемно-пространственная композиция протяженного одноэтажного корпуса мастерской (цех автосцепки), также построенный Н.А.Архангельским, со сдержанным архитектурным оформлением фасадов, строго подчинен технологической функции. Центральный двухсветный неф с подкрановыми путями оснащен верхним фонарем вдоль конька крыши. Для более удобной организации производственного процесса в боковых частях устроены обходные галереи. Мастерские (цех гальванопластики), возведенные по проекту А.В.Друкера, имеет аналогичное производственное решение. Для перекрытия основного пролета здесь применены деревянные клееные фермы, опирающиеся на металлические колонны.

Из построек известного петербургского зодчего В.В.Корвин-Круковского сохранилась мастерская (литейный цех), сооруженная в 1902 году. Ее лицевой фасад насыщен пластикой кирпичных декоративных деталей. Впечатление стройности и устрмленности вверх придают облику этого трехпролетного цеха вертикали лопаток с развитыми рскрепованными завершениями.

В 1913-1914 года в глубине заводского двора Г.Х.Розовским были построены крупногабаритная мастерская - слесарно-сборочная (кузовной цех) и малярная, - отличающиеся необычайной выразительностью внешнего облика и оригинальностью инженерного замысла. Это одноэтажные сооружения в несколько пролетов с применением металлоконструкций. в одном случае это шеды, в другом - легкие ажурные фермы. Функционально-конструктивная мастерски обыграна в их экстерьере. Зубчатая структура перекрытия "малярной" венчает кирпичную стену со стрельчатыми проемами, сплошной лентой опоясывающими здание. углы корпуса фиксированы гранеными башенками (лестничными клетками), что придает всему сооружению характер средневекового замка.

Двухчастные фасады другой мастерской завершены щипцами. Большие воротные проемы первого яруса уравновешены рядом мелких окон наверху. Ритм лопаток с навершиями, выступающими над парапетом кровли, разбивает монотонную горизонталь протяженого фасада. Контрастное сочетание невысоких распластанных объемов с многоэтажной фабричной застройкой соседней обувной фабрики придает выразительность этому уголку заводской территории, делая его своеобразной экспозицией индустриальной среды рубежа XIX-XX века.

К сожалению, вагоностроительный завод, как и многие другие предприятия Петербурга, пришел в упадок. Здания обветшали, состояние металлических конструкций близко к аварийному. Необходимы меры по консервации заводских построек и санации территории.

Самым привлекательным вариантом использования мастерских - малярной (находится под охраной государства) и слесарно-сборочной (рекомендована к охране) - могло бы стать приспособление корпусов под выставочно-коммерческий комплекс.

Заводоуправление, Московский пр., Заставская ул., 40

Московский пр., 115, Заставская ул., 40. Архитекторы: Архангельский Н. А. Год постройки: 1897-1899. Стиль: Кирпичный

Малярная мастерская

https://www.citywalls.ru/house28083.html

Московский пр., 115Р. Архитекторы: Розовский Г. Х. Год постройки: 1912-1914. Стиль: Кирпичный

Слесарно-сборная мастерская

Московский пр., 115В. Архитекторы: Розовский Г. Х. Год постройки: 1912-1914

Снесенные здания

https://save-sp-burg.livejournal.com/2295108.html

Релиз Петербургского ВООПИиК по Вагонмашу
10 янв, 2014 at 8:06 PM

ВООПИиК "взялся" за территорию одного из старейших вагоностроительных заводов после того, как 6 октября 2011 года на Совете по сохранению культурного наследия была представлена историко-культурная экспертиза ООО "Арс", снявшая с охраны значительную часть исторических промышленных корпусов.

С 2001 года на территории "Вагонмаша" к югу от Заставской улицы охранялись в качестве вновь выявленных объектов культурного наследия :

- Заводоуправление (рег. номер 1040.1; 1897-1898; инж. Н.А.Архангельский), Московский пр., д. 115 лит. А

- Токарно-слесарно-механическая (токарно-механическая) мастерская (рег. номер 1040.2; 1897-1898, 1900, 1912, 1916; инж. Н.А.Архангельский, гражд. инж. В.В.Корвин- Круковский, техник А.В.Друкер, гражд. инж. Г.Х.Розовский), Московский пр., д. 115 лит. З (северная часть)

- Обозно-сборная и колесная (обозно-колесная) мастерская (рег. номер 1040.3; 1898, 1916; техник А.В.Друкер, гражд. инж. Г.Х.Розовский), Московский пр., д. 115 лит. Щ (северная часть)

- Чугунно-литейная (обозно-малярная) мастерская (рег. номер 1040.4; 1902; гражд. инж. В.В.Корвин-Круковский), Московский пр., д. 115 лит. Э (центральная часть)

- Ограда по Заставской улице с фрагментом фасада производственного здания (рег. номер 1040.6; 1897-1898, 1916 инж. Н.А.Архангельский, гражд. инж. Г.Х.Розовский), ограда вдоль южной стороны Заставской улицы.

В соответствии с актом, составленным по результатам государственной историко-культурной экспертизы (рег. N 3-2947, 3-2948, 3-2949 от 04.05.2010), выполненной ООО "АРС", согласованной КГИОП 24.09.2010, из всех этих построек только одна - Заводоуправление - было рекомендовано к включению в список региональных памятников, все остальные признавались "утрачившими историко-культурную ценность".

Как поясняла автор экспертизы замгендиректора ООО «АРС» Елена Лущеко на совете по культурному наследию 6 октября 2011 года, «литера З — очень длинное здание, полностью перестроено после войны — в него попала бомба… Литера Э — встроено в новый объем и практически полностью снесено, остался один фасад. Литера Щ — в 1916 году объединено с соседним корпусом и частично снесено, тоже очень длинное», а «брать под охрану ограду вдоль Заставской улицы неправильно, так как на самом деле это не ограда, а стена исторического корпуса, снесенного в советское время»..

Совет данные выводы согласовал, и 18 октября 2011 литеры З, Щ и Э, а также ограда были исключены из списка выявленных ОКН.

Однако петербургское отделение ВООПИиК не согласилось с перспективой сноса практически всех корпусов "Вагонмаша". Кроме того, часть исторических построек "Вагонмаша" попала в охранную зону ЗРЗ 2 Московского проспекта, а значит, не подлежит демонтажу. В связи с этим ВООПИиК провел свою экспертизу.

Взято с сайта ВООПИиК:

В связи с обращениями граждан и средств массовой информации о демонтажных работах, проводимых по адресу: Московский пр., 115 на бывшей территории завода «Вагонмаш», Санкт-Петербургское отделение ВООПИиК информирует, что на данной территории подлежат обязательному сохранению все объекты культурного наследия, а также исторические здания в пределах территории ЗРЗ 2, представляющие историко-культурную ценность.

К сожалению, на сегодняшний день требования Закона Санкт-Петербурга № 820-7 о сохранении исторических зданий не распространяются на значительную часть территории завода, как находящуюся за пределами зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно решению Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга от 6 октября 2011 г. рекомендовано в том числе «сохранить фрагменты исторической застройки комплекса в процессе регенерации территории». На основании проведенной СПбО ВООПИиК историко-культурной экспертизы (от 11 июля 2012 г.) ценности исторических построек в зонах охраны на территории «Вагонмаша», подлежат обязательному сохранению следующие объекты в ЗРЗ 2:

1. Московский пр., д. 115, литера З, северная часть (в границах ЗРЗ-2) — бывшая Токарно-слесарно-механическая (токарно-механическая) мастерская — приспосабливается под детский сад;

2. Московский пр., д. 115, литера З, юго-восточная часть (в границах ЗРЗ-2) — бывшая Кузнечная мастерская (Кузница) — приспосабливается под детский сад;

3. Московский пр., д. 115, литера Ш — бывшие Материальный склад, Центральная кладовая, Ледник и прачечная, Сарай и навес при кладовой — приспосабливается под офисные функции.

4. Московский пр., д. 115, часть литеры Щ — восточная (фасадная) часть бывшей Обозно-малярной мастерской и западный фасад бывшей Обозно-сборной и колесной мастерской — сохраняется в процессе реконструкции и приспособления под здание школы.

5. Московский пр., д. 115, литера Э, без пристроек советского времени — бывшая Чугунно-литейная (обозно-малярная) мастерская — сохраняется в процессе приспособления под здание школы.

6. Московский пр., д. 115, часть литеры Т — часть ограды с фрагментом производственного здания, утраченного в 1960-е гг.


Диссонирующими постройками, подлежащими безусловному сносу, признаны:

1. Московский пр., д. 115, литера БЖ — объект незавершенного строительства 1980-х гг.;

2. Московский пр., д. 115, литера Е (в границах ЗРЗ 2);

3. Московский пр., д. 115, часть литеры Щ.

Данная экспертиза согласована КГИОП и СПбО ВООПИиК обращает внимание всех организаций, проводящих работы на данной территории, на необходимость безусловного сохранения перечисленных ценных объектов исторической застройки.
СПБ ВООПИиК

09.01.14


https://www.citywalls.ru/house19187.html

Токарно-слесарно-механическая (токарно-механическая) мастерская. Московский пр., 115, литера З

Северная часть здания - вновь выявленный объект культурного наследия с 2001 года (рег. номер 1040.2). В соответствии с приказом КГИОП N 8-237 от 18 октября 2011 была атрибутирована как Токарно-слесарно-механическая (токарно-механическая) мастерская (1897-1898, 1900, 1912, 1916; инж. Н.А.Архангельский, гражд. инж. В.В.Корвин- Круковский, техник А.В.Друкер, гражд. инж. Г.Х.Розовский). Снята с охраны распоряжением КГИОП от 19 октября 2011 года N 10-677 в соответствии с актом, составленным по результатам государственной историко-культурной экспертизы (рег. N 3-2947, 3-2948, 3-2949 от 04.05.2010), выполненной ООО "АРС", согласованной КГИОП 24.09.2010. Как поясняла автор экспертизы замгендиректора ООО «АРС» Елена Лущеко на совете по культурному наследию в октябре 2011 года, "Литера З — очень длинное здание, полностью перестроено после войны — в него попала бомба…". На основании проведенной СПбО ВООПИиК историко-культурной экспертизы (от 11 июля 2012 г.) северная (бывшая Токарно-слесарно-механическая (токарно-механическая) мастерская) и юго-восточная (бывшая Кузнечная мастерская) части здания , находящиеся в охранной зоне ЗРЗ 2, подлежат обязательному сохранению (приспосабливаются под детский сад). Снесен в апреле 2015го года.

https://www.citywalls.ru/house19189.html

Московский пр., 115, литера Щ

1898, 1916; техник А.В.Друкер, гражд. инж. Г.Х.Розовский. В советское время расширен и перестроен. Снесен в 2014-2015 годах. Северная часть здания - вновь выявленный объект культурного наследия с 2001 года (рег. номер 1040.3). В соответствии с приказом КГИОП N 8-237 от 18 октября 2011 была атрибутирована как Обозно-сборная и колесная (обозно-колесная) мастерская (1898, 1916; техник А.В.Друкер, гражд. инж. Г.Х.Розовский). Снята с охраны распоряжением КГИОП от 19 октября 2011 года N 10-677 в соответствии с актом, составленным по результатам государственной историко-культурной экспертизы (рег. N 3-2947, 3-2948, 3-2949 от 04.05.2010), выполненной ООО "АРС", согласованной КГИОП 24.09.2010. Как поясняла автор экспертизы замгендиректора ООО «АРС» Елена Лущеко на совете по культурному наследию в октябре 2011 года, "Литера Щ — в 1916 году объединено с соседним корпусом и частично снесено, тоже очень длинное…". На основании проведенной СПбО ВООПИиК историко-культурной экспертизы (от 11 июля 2012 г.) восточная (фасадная) часть бывшей Обозно-малярной мастерской и западный фасад бывшей Обозно-сборной и колесной мастерской сохраняются в процессе реконструкции и приспособления под здание школы. В сентябре 2014го года снесено, затем - восстановлено новоделкой.

2014-09-22. Корпус Щ. Снос здания
2021-01. Корпус Щ. Восстановлено новоделкой

https://www.citywalls.ru/house19188.html

Московский пр., 116, литера Н

https://www.citywalls.ru/house19186.html

Московский пр., 115, литера Э

Вновь выявленный объект культурного наследия с 2001 года (рег. номер 1040.4). В соответствии с приказом КГИОП N 8-237 от 18 октября 2011 был атрибутирован как чугунно-литейная (обозно-малярная) мастерская (1902; гражд. инж. В.В.Корвин-Круковский). Снят с охраны распоряжением КГИОП от 19 октября 2011 года N 10-677 в соответствии с актом, составленным по результатам государственной историко-культурной экспертизы (рег. N 3-2947, 3-2948, 3-2949 от 04.05.2010), выполненной ООО "АРС", согласованной КГИОП 24.09.2010. Как поясняла автор экспертизы замгендиректора ООО «АРС» Елена Лущеко на совете по культурному наследию в октябре 2011 года, "Литера Э — встроено в новый объем и практически полностью снесено, остался один фасад". На основании проведенной СПбО ВООПИиК историко-культурной экспертизы (от 11 июля 2012 г.) часть здания, находящаяся в охранной зоне ЗРЗ 2, подлежит обязательному сохранению без пристроек советского времени (приспосабливается под здание школы). В сентябре 2015го года уничтожен основной объем здания, в июне 2019го года уничтожен и торец.

https://www.citywalls.ru/house19170.html

Московский пр., 115, литера Ц

Основной объем снесен в сентябре 2014. В 2015 году снесен лицевой фасад - здание уничтожено полностью.

https://www.citywalls.ru/house19183.html

Московкий пр., 115, литера М

Снесено в 2013 году.

https://www.citywalls.ru/house19169.html

Московский пр., 115 литера Ф

Снесенная дымовая труба

И почему-то никто-никто, ну совершенно никто не упомянул, что в процессе сноса построек вагоностроительного завода была снесена чудеснейшая дореволюционная труба. Увы.

Хронология

http://kanoner.com/2011/01/14/20030/

Территорию «Вагонмаша» на Московском отдадут под застройку
14/01/2011 16:11

ЗАО «Вагонмаш» в течение пяти-семи лет планирует покинуть территорию на Московском проспекте, 115, в Петербурге. Об этом сегодня сообщил гендиректор предприятия Андрей Кабанов. Новым адресом станет Чугунная улица. Губернатор Валентина Матвиенко поддержала компанию. По ее словам, нынешнюю территорию нужно «развивать». По информации, ранее публиковавшейся в СМИ, холдинг «ЛенспецСМУ» планирует возвести там жилой комплекс. По информации «Карповки», один из корпусов предприятия, памятник архитектуры, планируется вывести из-под охраны и снести. Какой именно, неизвестно. Сейчас объектами наследия считаются четыре постройки: заводоуправление (лит. А, 1897–1899, инж. Николай Архангельский) и три производственных здания (лит. З, 1897–1898, инж. Николай Архангельский; лит. Щ, 1898, инж. Николай Архангельский (?); лит. Э, 1902, гражд. инж. Василий Корвин-Круковский).

http://kanoner.com/2011/07/19/24626/

Старинный вагоностроительный завод на Московском могут снести под жилье
19/07/2011 20:51

Уже в 2011 году могут снести еще одно историческое предприятие — Санкт-Петербургский вагоностроительный завод, что на Московском проспекте. На его месте ЛенспецСМУ готовится возвести жилой комплекс. Уже известно, что под слом, скорее всего, пойдут три объекта культурного наследия. О редевелопменте «Вагонмаша» на Московском проспекте, 115, ЛенспецСМУ открыто заявило несколько лет назад. Само предприятие начало переезд на вторую площадку, расположенную на Чугунной улице, 2. Активным сторонником идеи переезда выступила губернатор Валентина Матвиенко; она считает, что промзону на Московском нужно «развивать». Рассказывать о своем проекте ЛенспецСМУ отказалось. Официальный представитель компании, президент которой Вячеслав Заренков «баллотировался» на звание почетного гражданина Петербурга, заявил корреспонденту «Карповки», что отвечает на запросы СМИ избирательно, а потому наши вопросы будут проигнорированы. На территории вагоностроительного завода на сегодняшний день находятся шесть объектов культурного наследия, сообщил нашей интернет-газете зампред комитета по охране памятников Алексей Разумов. Правда, только один получил статус памятника — здание малярной мастерской (лит. Р), остальные — выявленные, то есть лишь претендующие на госохрану. Это заводоуправление (лит. А) и четыре производственных корпуса (лит. В, З, Щ, Э). В 2009 году историко-культурную экспертизу этих корпусов провело ООО «АРС». Заказчиком выступило, однако, не ЛенспецСМУ, а ЗАО «Вагонмаш», пояснил господин Разумов. Правда, каковы результаты экспертизы, чиновник поведать затруднился. Заместитель гендиректора компании «АРС» Елена Лущеко сегодня рассказала корреспонденту «Карповки» подробности экспертизы. Из-под охраны, по ее словам, планируется исключить три производственных корпуса — под литерами З, Щ и Э. Причина — их серьезная перестройка, из-за которой они утратили историко-культурную ценность. «Это очень плотная территория, застроенная, как Шанхай. Там все вперемешку: и историческое, и более позднее, советское. Там много корпусов встраивали, перестраивали», — рассказала госпожа Лущеко. По ее словам, из выявленных корпусов под охрану как региональные памятники рекомендовано взять только производственный цех под литерой В и заводоуправление, не сильно изменившие свой облик после множественных перестроек на заводе. На сегодняшний день, сказала Елена Лущеко, в КГИОПе по-прежнему готовятся документы, а потому рекомендации компании «АРС» не исполнены. Когда это произойдет, неизвестно. Скорее всего, в 2011 году, так как осенью, по прогнозам участников строительного рынка, ЛенспецСМУ может выйти на объект и начать демонтаж советских и исторических корпусов. Скорее всего, полагают они, под слом попадут в том числе нынешние выявленные объекты культурного наследия.

http://kanoner.com/2011/10/07/27741/

Жилой комплекс на месте «Вагонмаша» могут начать строить в 2012 году
07/10/2011 16:19

В будущем году на территории «Вагонмаша» на Московском проспекте может начаться строительство жилого комплекса. Площадку завода отдают компании «ЛенспецСМУ». Накануне совет по сохранению культурного наследия согласовал исключение из-под охраны половины промышленных корпусов конца XIX века. О судьбе вагоностроительного завода «Карповка» писала в июле. Дело в том, что с декабря 2009 года, когда результаты историко-культурной экспертизы «Вагонмаша» были сданы в КГИОП, никаких подвижек со стороны чиновников замечено не было. Несмотря на то что эксперты знают: тянуть так долго законодательно невозможно, председатель комитета Вера Дементьева уверена, что жесткого срока по рассмотрению таких экспертиз нет. Как бы то ни было, но меньше чем через три месяца после нашей публикации КГИОП созвал совет по сохранению культурного наследия, на котором автор экспертизы замгендиректора ООО «АРС» Елена Лущеко рассказала о результатах своей работы. На территории вагоностроительного завода на сегодняшний день находятся шесть объектов культурного наследия, только один имеет статус памятника — здание малярной мастерской, остальные — выявленные: заводоуправление и четыре производственных корпуса. Из-под охраны, по словам госпожи Лущеко, планируется исключить три из четырех производственных корпусов (литеры З, Э и Щ). Причина — их серьезная перестройка, из-за которой они утратили историко-культурную ценность, пояснила эксперт. «Литера З — очень длинное здание, полностью перестроено после войны — в него попала бомба… Литера Э — встроено в новый объем и практически полностью снесено, остался один фасад. Литера Щ — в 1916 году объединено с соседним корпусом и частично снесено, тоже очень длинное», — разъяснила Елена Лущеко. Кроме того, она отметила, что брать под охрану ограду вдоль Заставской улицы неправильно, так как на самом деле это не ограда, а стена исторического корпуса, снесенного в советское время. Эксперт по промышленной архитектуре сопредседатель городского отделения Всероссийского общества охраны памятников Маргарита Штиглиц высоко оценила проведенную историко-культурную экспертизу. Она согласна, что снимаемые с охраны корпуса «конечно, второсортные», а в целом «найден разумный подход». Член совета по наследию градозащитник Александр Кононов также посчитал, что целесообразно не возносить здания под литерами З, Э и Щ до статуса регионального памятника, но посмотреть, насколько их возможно сохранить, например, частично. Председатель совета директоров ЗАО «Вагонмаш» Андрей Кабанов сообщил корреспонденту «Карповки», что пока говорить о конкретных сроках перевода мощностей предприятия с Московского проспекта на Чугунную улицу нельзя. «Сделка сложная», — обратил внимание наш собеседник. По его словам, ориентировочно переезд завершится в 2013 году. При этом застройка вагоностроительного завода, как ожидается, начнется до окончания процесса, уточнил господин Кабанов. ЛенспецСМУ прислало «Карповке» письменный ответ: «В связи с тем, что проект планировки будущего объекта пока не утвержден, то и точной даты начала строительных работ быть не может». По данным же других СМИ, жилой комплекс намечено сдать до 2016 года. Основная часть Санкт-Петербургского вагоностроительного завода на Московском проспекте, 115, была построена в 1897–1899 годах по проекту архитектора Николая Архангельского. В начале XX века в создании корпусов принял участие Василий Корвин-Круковский.

Школьный вестибюль. Проект

Спортивный зал. Проект

http://kanoner.com/2013/02/21/98914/

До конца 2013 года землю «Вагонмаша» подготовят для стройки жилья
21/02/2013 18:45

До конца 2013 года территория «Вагонмаша» на Московском проспекте, 115, будет подготовлена для строительства жилого комплекса. Демонтажники обещают сохранить все ценные здания. Значительная часть сооружений вагоностроительного завода, в советское время ставшего «Вагонмашем», возведена в 1897–1899 годах по проекту архитектора Николая Архангельского. В 2000-х годах руководство предприятия приняло решение перевести завод на другую площадку — на Чугунной улице, а землю на Московском отдать под жилой комплекс. Девелопером выступил холдинг «Эталон». На площадке находится три памятника архитектуры. Их было шесть, однако по результатам историко-культурной экспертизы, проведенной Еленой Лущеко из ООО «АРС», половину сняли с охраны. «Литера З — очень длинное здание, полностью перестроено после войны — в него попала бомба… Литера Э — встроено в новый объем и практически полностью снесено, остался один фасад. Литера Щ — в 1916 году объединено с соседним корпусом и частично снесено, тоже очень длинное», — разъяснила госпожа Лущеко. Известный эксперт по промышленной архитектуре Маргарита Штиглиц высоко оценила проведенную историко-культурную экспертизу и заявила, что снимаемые с охраны корпуса «конечно, второсортные», а в целом «найден разумный подход».

Памятники на территории «Вагонмаша»:

— заводоуправление товарищества Петербургского вагоностроительного завода (1897–1899, архитектор Николай Архангельский; Московский проспект, 115, литера А);
— здание малярной мастерской Санкт-Петербургского вагоностроительного завода (1912–1914, гражданский инженер Григорий Розовский; Московский проспект, 115, литера Р);
— слесарно-сборная мастерская петербургского товарищества вагоностроительного завода синдиката вагоностроительных заводов «Продвагон» (1913, гражданский инженер Григорий Розовский; Московский проспект, 115, литера В).

По заказу «Эталона» подготовкой территории для строительства жилого комплекса будет заниматься группа компаний «Размах». Там сегодня сообщили, что в течение 2013 года планируют завершить работы. Планируется сохранить не только три здания памятника, но и «ряд дополнительных сооружений, включая фрагменты зданий, документарно не представляющие историко-культурной ценности, но составляющие с историческими зданиями единые комплексы — красивые ансамбли — образцы промышленной архитектуры». «Демонтажу подвергнутся исключительно сооружения диссонирующие, аварийные, не представляющие интереса с точки зрения их исторической значимости», — заверили в «Размахе». Демонтажники подчеркивают, что такое решение основано на историко-культурной экспертизе, проведенной Всероссийским обществом охраны памятников. Строительство жилого комплекса, возможно, начнется в 2014 году. Это будут дома комфорткласса общей площадью 200 тыс. кв. метров.

http://kanoner.com/2014/05/27/138689

ЛенспецСМУ представило проект высоток на месте «Вагонмаша»
27/05/2014 18:19

ЛенспецСМУ сегодня представило проект жилого комплекса «Московские ворота», который появится на месте завода «Вагонмаш» на углу Московского проспекта и Заставской улицы. Подготовка территории к строительству началась в 2013 году. По заказу ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“», входящего в холдинг «Эталон» Вячеслава Заренкова, начался снос старинных заводских зданий. Демонтажными работами заведовала группа «Размах». Незадолго до разборки половину построек сняли с государственной охраны — по экспертизе, которую проводила Елена Лущеко из ООО «АРС». Благодаря тому, что они находятся вне охранных зон, сохранять или воссоздавать их не нужно. По данным «Размаха», сохранены были, однако, не только три здания-памятника, но и «ряд дополнительных сооружений, включая фрагменты зданий, документарно не представляющие историко-культурной ценности, но составляющие с историческими зданиями единые комплексы — красивые ансамбли — образцы промышленной архитектуры». Сегодня ЛенспецСМУ представило проект жилого комплекса, который здесь появится. Он получил название «Московские ворота». Предполагается, что в зданиях-памятниках разместятся социальные объекты — школа и детский сад. Когда начнется строительство, точно неизвестно, но ЛенспецСМУ намерено сделать это до конца 2014 года.

http://kanoner.com/2014/07/18/139703/

Начали строить жилье среди корпусов «Вагонмаша» на Заставской
18/07/2014 15:39

На Заставской улице началось строительство жилого комплекса «Московские ворота» от ЛенспецСМУ. «Карповка» узнала, что там появится детсад-цех и школа, похожая на девятиэтажку-«корабль». Сейчас территорией обанкротившегося завода «Вагонмаш» на Московском проспекте, 115 (выходит на Заставскую улицу и улицу Глеба Успенского), владеет ООО «ЖК „Московский“», аффилированное с холдингом «Эталон». Прежде там были корпуса Санкт-Петербургского вагоностроительного завода, построенные в 1897–1899 годах по проекту архитектора Николая Архангельского. Многие из них были памятниками. Однако после экспертизы Елены Лущеко из ООО «АРС», проводившейся по заказу «Эталона», половину построек сняли с государственной охраны. В 2013 году в рамках подготовки для строительства их снесла группа «Размах». Правда, по данным самих демонтажников, сохранены были, однако, не только три здания-памятника, но и «ряд дополнительных сооружений, включая фрагменты зданий, документально не представляющие историко-культурной ценности, но составляющие с историческими зданиями единые комплексы — красивые ансамбли — образцы промышленной архитектуры». В мае проект жилого комплекса «Московские ворота» презентовало ЛенспецСМУ, входящее в «Эталон». Тогда было заявлено, что в зданиях-памятниках разместятся социальные объекты — школа и детский сад. Правда, иных важных подробностей тогда озвучено не было. Сейчас строительство уже началось, зафиксировал сегодня корреспондент «Карповки». При этом нам неизвестно, чтобы структуры «Эталона» получали разрешение на начало работ. По-видимому, как и в случае с практически всеми объектами ЛенспецСМУ, стройка идет незаконно. В распоряжении «Карповки» оказались изображения будущего комплекса. Проект выполнило ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова». Гендиректор фирмы Андрей Шаров сегодня признался «Карповке», что совмещать краснокирпичную и современную архитектуру было интересно. Квартал получился разделенным на три зоны. Исторические дома Московского проспекта остались нетронутыми, вдоль продолжения Варшавской улицы будет плотная новая застройка, состоящая из пяти высотных корпусов. А между ними образуется «буферная зона», где разместятся детский сад и школа. В оба соцобъекта вмонтируют цехи-памятники. Архитектор назвал будущие здания «миксом нового и старого». «Я считаю, что было необходимо оставить память об этом заводе, о том, что существовало до нас. Там имеет смысл делать общественные здания, потому что их легче сопрячь с историческими остатками заводских корпусов, чем делать жилые дома, которые совершенно в эту тему не вписываются. Или надо делать здания очень незначительной этажности, но тогда не работает экономика», — пояснил Андрей Шаров. Под детский сад будет отдано бывшее производственное здание под литерой З, снятое с охраны по экспертизе фирмы «АРС» (по словам Елены Лущеко, оно «полностью перестроено после войны — в него попала бомба»). Корпус сохранит свою интересную форму: он состоит фактически из двух отдельных строений, совмещенных более поздней пристройкой, причем один из них имеет срезанный угол. Садик расположится ближе к Заставской улице. Улица Глеба Успенского будет упираться в школу. Она включит в себя два бывших памятника — под литерой Э (за домом 127 по Московскому; по словам госпожи Лущеко, его сняли с охраны, потому что оно было «встроено в новый объем и практически полностью снесено, остался один фасад») и под литерой Щ (за домом 125; оно «в 1916 году объединено с соседним корпусом и частично снесено»). Судя по проекту, если флигель Э более-менее сохранится, то от Щ оставят только фасад, причем на отдалении от школы. Некоторые старые фасады запланировано вписать в интерьеры образовательного учреждения. Новый же объем будет внешне максимально простой: у журналиста «Карповки» возникло ощущение, что это кусок дома-«корабля». «Это не намек на дома-„корабли“, это намек на конструктивизм. Это в общем-то тот единственный стиль, которым по-серьезному надо нам гордиться. Это лучше, чем какой-нибудь другой стиль. Барокко бы здесь совсем плохо получился», — отметил Андрей Шаров.

http://kanoner.com/2014/08/18/140201/

Жилой комплекс на месте «Вагонмаша» представили во всей красе
18/08/2014 16:38

Обнародованы доработанные проектные иллюстрации жилого комплекса ЛенспецСМУ на Заставской улице. Застройка идет на бывшей территории завода «Вагонмаш». Участком на Московском проспекте, 115 (выходит на Заставскую улицу и улицу Глеба Успенского), владеет ООО «ЖК „Московский“», аффилированное с холдингом «Эталон». Часть стоявших там корпусов 1897–1899 годов постройки была снесена. Проект застройки жильем презентовало ЛенспецСМУ, входящее в «Эталон». В уцелевших фрагментах исторических зданиях разместятся социальные объекты. Под детский сад будет отдано бывшее производственное здание под литерой З, расположенное ближе к Заставской улице. Садик расположится ближе к Заставской улице. Улица Глеба Успенского будет упираться в школу. Она включит в себя два бывших памятника — под литерой Э (за домом 127 по Московскому) и под литерой Щ (за домом 125). К июлю началось строительство нового жилого комплекса по проекту ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова». По словам очевидцев, работы идут полным ходом. Продолжается устройство фундамента и возведение первых этажей. Между тем, по имеющимся данным, разрешение на строительство не выдавалось. Так происходит практически со всеми объектами ЛенспецСМУ. Недавно были представлено доработанные эскизы нового жилого комплекса, получившего название «Московские ворота». По словам председателя совета директоров «Эталона» Вячеслава Заренкова, проект планируется реализовать до конца 2016 года. Будет возведено 260 тыс. кв. метров жилья, при этом максимальная высота зданий составит 60 метров.

http://kanoner.com/2014/09/29/141027/

ЛенспецСМУ узаконило стройку жилого комплекса на Заставской
29/09/2014 17:18

ЛенспецСМУ частично узаконило строительство жилого комплекса «Московские ворота» на Заставской улице. Сами работы там начались летом. Ради жилого квартала было снесено старейшее вагоностроительное предприятие — «Вагонмаш» (в прошлом Санкт-Петербургский вагоностроительный завод). Накануне редевелопмента компания, прежде единственный поставить вагонов для ленинградской подземки, оказалась банкротом. Заводские постройки, в том числе краснокирпичные, снесли, летом началось новое строительство вдоль железнодорожных путей. Согласно проекту, разработанному ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова», туда выйдут пять новых высотных жилых домов. Они сформируют уличный фронт пока безымянного продолжения Варшавской улицы. Во дворе, между высотками и исторической застройкой Московского проспекта, ожидаются два социальных объекта — детский сад и школа, встроенные в сохраненные элементы краснокирпичной архитектуры завода. Подробности о проекте читайте здесь. На днях стройка была узаконена. Как и предполагала «Карповка», разрешение получило не головное ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“», а специально созданное под проект ООО «ЖК „Московский“». Правда, документ выдан не на весь объект, а только на жилой дом, выходящий на Заставскую улицу (в его состав включат историческую арку). Дома вдоль «Варшавской» пока строятся без разрешения.

http://kanoner.com/2014/10/03/141125/

Стройнадзор: ЛенспецСМУ незаконно строит ЖК на Заставской
03/10/2014 13:49

Жилой комплекс «Московские ворота» на Заставской улице строится незаконно. Пока ЛенспецСМУ получило разрешение только на один дом, а строит как минимум четыре. Под жилье отдали территорию старейшего вагоностроительного предприятия «Вагонмаш» (в прошлом Санкт-Петербургский вагоностроительный завод). Там было множество дореволюционных краснокирпичных построек, но после историко-культурной экспертизы, проведенной ООО «АРС», половину сняли с государственной охраны. Градозащитники убедили ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“» сохранить фрагменты некоторых построек, которые находится на территории зоны регулирования застройки. Она охватывает примерно половину участка, расположенную ближе к Московскому проспекту, а остальную расчистили под ноль. Демонтаж проводило ООО «Размах ГП», входящее в группу «Размах». В будущем старинные стены планируется включить в проекты детского сада и школы. Предположительно летом началось строительство жилых домов вдоль пока безымянного продолжения Варшавской улицы. Там по проекту, разработанному ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова», предусмотрено пять корпусов, из них три лицевые. У дома на углу Заставской и продолжения Варшавской в конструкциях готовы шесть этажей. В сентябре ООО «ЖК „Московский“» (на 100% принадлежит кипрской фирме «Тианга инвестментс лимитед», но аффилировано с ЛенспецСМУ) получило разрешение на строительство одного из корпусов, выходящего на Заставскую. Его возведение началось совсем недавно — из-за забора не виден ни один этаж. А вот остальные служба строительного надзора не санкционировала, сообщил «Канонеру» начальник управления государственного строительного надзора Вячеслав Захаров. «Ранее застройщик привлекался к административной ответственности», — уточнил чиновник. Корреспондент нашего издания сегодня не заметил каких-либо заметных работ по консервации исторических фрагментов. Когда начнется их реконструкция под соцобъекты и ожидается ли в случае с ними фальстарт, неизвестно.

http://kanoner.com/2015/04/23/144645/

Детсад на Московском, состоящий из стен «Вагонмаша», начнут строить осенью
23/04/2015 11:40

КГИОП согласовал проект детского сада на Московском проспекте, 115, который включит в себя сохраненные краснокирпичные стены корпуса завода «Вагонмаш». Автором идеи принято считать Александра Кононова. «Вагонмаш» был обанкрочен и продан под жилье ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“». Девелопер представил концепцию застройки комплексом «Московские ворота». Он представляет собой пять жилых высоток вдоль Заставской улицы и безымянного продолжения Варшавской улицы, а также детский сад и школу, собранные из сохраненных стен краснокирпичных корпусов Санкт-Петербургского вагоностроительного завода, построенных в 1897–1899 годах по проекту архитектора Николая Архангельского. Автором идеи сохранение фасадов принято считать Александра Кононова, зампреда городского отделения Всероссийского общества охраны памятников. В ходе расчистки территории группа «Размах» оставила стены нетронутыми, а в процессе проектирования ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова» включило их в новые объемы. Как сообщили сегодня в ЛенспецСМУ, пока удалось согласовать с КГИОПом только проект детского сада. Под него будет отдано бывшее производственное здание под литерой З, снятое с охраны по экспертизе фирмы «АРС» (по словам замдиректора этой компании Елены Лущеко, оно «полностью перестроено после войны — в него попала бомба»). Корпус сохранит свою интересную форму: он состоит фактически из двух отдельных строений, совмещенных более поздней пристройкой, причем один из них имеет срезанный угол. Садик расположится ближе к Заставской улице. «На стройплощадку планируется выйти осенью этого года, после получения разрешения на строительство», — поведали в ЛенспецСМУ.

http://kanoner.com/2015/04/30/144751/

Снесен корпус «Вагонмаша» на Московском, который обещали сохранить
30/04/2015 15:00

ЛенспецСМУ снесло дореволюционный корпус «Вагонмаша» на Московском проспекте, 115. Буквально на днях компания обещала сохранить его и включить в состав детского сада. Территория «Вагонмаша», бывшего Санкт-Петербургского вагоностроительного завода, была застроена многочисленными дореволюционными корпусами, относящимися к концу XIX — началу XX века. После историко-культурной экспертизы, проведенной сотрудником ООО «АРС» Еленой Лущеко, все надворные постройки сняли с охраны. Тем не менее, так как они были дореволюционными, то закон запрещал их снос. Собственник территории ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“» пообещал сохранить только стены зданий. В ходе демонтажа, проведенного весной 2013 года группой «Размах», это условие было выполнено — подчиненным Игоря Тупальского удалось аккуратно выгрызть внутренности и укрепить фасады. В процессе проектирования ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова» включило их в состав здания детского сада. Сохранение фрагментов корпусов нашему изданию подтверждал и гендиректор фирмы Андрей Шаров. На днях ЛенспецСМУ распространило информацию, в которой также говорилось об отказе от сноса старых стен: «Проект здания... включает в себя приспособленные под ДОУ исторические здания бывших кузнечной мастерской и токарно-слесарно-механической мастерской и современную 3-этажную пристройку». В таком виде, по данным девелопера, проект согласовал КГИОП, и осенью планируется выйти на площадку. Между тем, как стало известно «Канонеру», в текущем месяце ЛенспецСМУ полностью снесло сохранявшиеся фасады, а также входивший в состав корпуса двухэтажный флигель. Таким образом, строительство детского сада будет вестись с нуля. Зампред городского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кононов, проводивший повторную историко-культурную экспертизу по заказу ЛенспецСМУ, узнал о сносе остатков корпуса от корреспондента «Канонера». По его словам, застройщик обещал их включить в новые объемы. Сложившуюся ситуацию он охарактеризовал словом «обидно». Комментарием КГИОПа «Канонер» пока не располагает. ЛенспецСМУ предпочитает общаться с журналистами пресс-релизами.

http://kanoner.com/2015/06/22/145522/

Неизбежность заставила снести корпус «Вагонмаша» на Московском
22/06/2015 18:58

Дореволюционный корпус завода «Вагонмаш» на Московском проспекте, 115, был снесен, поскольку возможность сохранения отсутствовала. Ранее ЛенспецСМУ обещало превратить его в детсад. Здание, состоящее из примыкающих друг к другу одно- и двухэтажного корпусов Санкт-Петербургского вагоностроительного завода, было построено в конце XIX — начале XX века. Большей частью оно находилось в зоне регулирования застройки, а потому закон требовал сохранения постройки. В ходе масштабной расчистки территории, которую в интересах ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“» проводила группа «Размах» российско-итальянского предпринимателя Игоря Тупальского, основные объемы дореволюционного сооружения разрушены не были. В процессе проектирования ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова» включило их в состав здания детского сада. Сохранение фрагментов корпусов нашему изданию подтверждал и гендиректор фирмы Андрей Шаров. В апреле ЛенспецСМУ выпустило сообщение, дескать «исторические здания бывших кузнечной мастерской и токарно-слесарно-механической мастерской» будут «приспособлены» под детсад; начало работ назначили на осень. Несмотря на это, здание полностью снесли. Зампред КГИОПа Ольга Милица заявила «Канонеру», что для ведомства новость о разборке не стала неожиданностью. В марте 2015 года комитет рассмотрел техническое заключение, выполненное ООО «НИЦ „Эксперт“». В нем содержалась рекомендация демонтировать постройку, так как «возможность восстановления здания отсутствует», а затем воссоздать ее «с использованием исторических материалов». В апреле, когда ЛенспецСМУ пообещало публике «приспособить» дореволюционные корпуса под детсад, тот же КГИОП выдал заключение о соответствии закону проекта «Эксперта». Этот проект «включает в себя частично восстанавливаемые объемы здания, представляющие определенную историко-культурную ценность», отметила Ольга Милица. Сейчас на территории «Вагонмаша», вдоль Заставской улицы и продолжения Варшавской, ведется строительство жилого комплекса «Московские ворота». Застройщиком выступает ООО «ЖК „Московский“», аффилированное с ЛенспецСМУ. Осенью служба строительного надзора сообщала, что работы ведутся незаконно — без разрешения.

http://kanoner.com/2015/06/29/145627/

ЛенспецСМУ снесло дореволюционную «арку» на Заставской улице
29/06/2015 12:23

Дореволюционная «арка» в составе краснокирпичной стены вдоль Заставской улицы снесена. Ранее застройщик территории «Вагонмаша» обещал ее сохранить и включить в архитектуру жилого комплекса. Завод «Вагонмаш», преемник Санкт-Петербургского вагоностроительного завода, стал банкротом в тот момент, когда в городе обсуждалась идея застройки его территории на Московском проспекте, 115, жильем от ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“». Масштабный снос состоялся в конце 2013 — начале 2014 года. Его проводила группа «Размах». Девелоперы, чиновники и градозащитники не раз говорили, что между сторонами удалось достичь компромисса: все дореволюционные здания, расположенные ближе к Московскому проспекту, сохранятся и будут включены в состав детского сада и школы. Эти намерения ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова» включило в состав проекта обеих построек. Также в целости и сохранности оставался краснокирпичный забор вдоль Заставской улицы, который включал «арку», а на самом деле торец утраченного дореволюционного ангара. Однако ЛенспецСМУ нарушило обещания. В апреле бывшие кузнечная мастерская и токарно-слесарно-механическая мастерская, которые должны были войти в состав детского сада, снесли. Это объяснялось «отсутствием возможности восстановления здания». А нынче стало известно, что испарилась и «арка» — на ее месте теперь пустота. Она вплотную примыкала к строящемуся жилому дому. Вероятно, это обстоятельство и помешало сохранить исторический фрагмент. По наблюдением читателей «Канонера», «арка» оказалась разобрана в мае. Сейчас «Вагонмаш» застраивается жилым комплексом «Московские ворота». Под конек завершено возведение каркасов трех жилых зданий.

http://kanoner.com/2015/12/29/148527/

Сдан первый жилой дом на месте «Вагонмаша» на Заставской
29/12/2015 16:25

Введен в эксплуатацию первый жилой дом, построенный на месте «Вагонмаша» на Заставской улице в составе «муравейника» «Московские ворота». Правда, подойти к зданию пока нельзя. Предприятие «Вагонмаш» на Московском проспекте, 115, которое к тому времени обанкротили, снесли в конце 2013 — начале 2014 года. Оно состояло большей частью из дореволюционных краснокирпичных зданий, но их сняли с охраны. Демонтаж вела группа «Размах» Сергея Ефремова. Летом 2014 года началось строительство жилья. Его незаконно возводило ООО «ЖК „Московский“», связанное с ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“». Легализоваться удалось в октябре 2015 года, когда 17-этажные высотки были внешне готовы. А на прошлой неделе фирма «ЖК „Московский“» ввела в эксплуатацию первый дом — на углу Заставской улицы и непостроенного продолжения Варшавской улицы. Ему присвоили адрес: Заставская, 46, корпус 1. К самому дому сейчас не подойти: он по-прежнему огорожен строительным забором. Как ожидается, дольщики будут в очередной раз поминать недобрым словом ЛенспецСМУ, которое не озаботилось транспортной доступностью: строить автодороги рядом с «Московскими воротами» власти не станут, а само ЛенспецСМУ на это деньги не тратит. Единственный выезд будет организован по полутораполосной и плотно заставленной припаркованными машинами Заставской улице, которая к тому же не имеет левого поворота на Московский проспект.

http://kanoner.com/2016/06/24/151027/

На Заставской улице сдали жилой дом, перед которым построят стену
24/06/2016 14:23

На Заставской улице введен в эксплуатацию второй жилой дом комплекса «Московские ворота», возводящегося на месте «Вагонмаша». Планируется, что новостройку отгородят воссоздаваемым краснокирпичным забором. «Вагонмаш», преемник дореволюционного Санкт-Петербургского вагоностроительного завода, был снесен в конце 2013 — начале 2014 года группой «Размах» (в лице ООО «Размах ГП»). Работы тогда были проведены в рамках расчистки территории под жилой комплекс «Московские ворота» от ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“». «Размах» по предложению его бывшего президента и вроде бы актуального владельца (эту информацию в «Размахе», впрочем, опровергают) Игоря Тупальского бережно сохранил несколько старинных краснокирпичных объектов. Их планировалось включить в состав зданий детского сада и школы, а торец ангара оставить как забор вдоль Заставской улицы. Но в 2015 году ЛенспецСМУ снесло все эти фрагменты. За забором-торцом был построен десятиэтажный жилой дом. На этой неделе он был введен в эксплуатацию с присвоением адреса: Заставская улица, 44. Этот корпус стал вторым (первый был сдан перед Новым годом на углу Заставской и Парфеновской улиц). Фасады обоих домов выполнены в «спальной» архитектуре, несмотря на то что противоположная сторона Заставской состоит из дореволюционной застройки. Источник «Канонера» в ЛенспецСМУ рассказал, что снесенную стену с аркой-торцом решено воссоздать. Однако пока к этим работам не приступали. Как и не начинали строить и детский сад и школу с новодельными вставками дореволюционных цехов.

http://kanoner.com/2016/10/21/152570/

Фасады двух мастерских «Вагонмаша» на Заставской воссоздадут под детсад
21/10/2016 14:57

Фасады двух старинных мастерских Санкт-Петербургского вагоностроительного завода на Заставской улице будут воссозданы. Внутри создадут детский сад для населения расположенного вокруг жилого комплекса. Постройки Санкт-Петербургского вагоностроительного завода (в советское время — «Вагонмаш») относятся к концу XIX — началу XX века. После того как ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“» решило застроить эту территорию жильем, некоторые корпуса сняли с охраны и в конце 2013 года снесли. При этом подрядчик ООО «Размах ГП» (группа «Размах») сохранил фрагменты некоторых зданий, чтобы они были включены в объемы новых строений. Соответствующий проект разработало ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова». Детский сад, который расположится во дворе дома 44 по Заставской, должен был включить конструкции бывших кузнечной и токарно-слесарно-механической мастерских. Такое заявление ЛенспецСМУ сделало весной 2015 года, одновременно, вопреки своим же словам, разрушив обе постройки. КГИОП в лице Ольги Милицы сообщал «Канонеру», что решение о разборке было принято на основе технической экспертизы. При этом от ЛенспецСМУ потребовали воссоздать мастерские «с использованием исторических материалов». В начале сентября ООО «ЖК „Московский“», связанное с ЛенспецСМУ, получило разрешение на строительство детского сада 220 мест. В службе строительного надзора «Канонеру» подтвердили, что проектом, разработанным ООО «Эталонпроект», предусматривается воссоздание разрушенных зданий, но не в полном виде — только «внешний облик фасадов одноэтажной исторической части». Сами здания были одно- и двухэтажным с высоким чердаком.

http://kanoner.com/2017/01/19/153755/

Сдан третий жилой дом на месте завода «Вагонмаш» на Заставской
19/01/2017 18:11

Введен в эксплуатацию третий жилой дом, построенный на месте завода «Вагонмаш» на Заставской улице. Он выходит на трассу Парфеновской улицы, однако адрес ему дали по Заставской. Жилой комплекс на месте завода «Вагонмаш» во дворе дома 115 по Московскому проспекту строится с 2014 года. Застройщиками являются АО «ССМО „ЛенспецСМУ“» и его структура ООО «ЖК „Московский“». Первый дом, на углу Заставской и Парфеновской улиц, сдали в конце 2015 года, второй, вдоль Заставской, — в июне 2016-го. В декабре «ЖК „Московский“» получил разрешение на ввод третьего дома. Он полностью выходит на Парфеновскую улицу, но поскольку ее юридические границы до сих пор не продлены, то адрес дому дали: Заставская улица, 46, корпус 2. Впереди сдача четвертого жилого дома, детского сада, школы и паркинга.

http://kanoner.com/2017/06/06/155374/

В составе детсада на Заставской воссоздают фасады заводских корпусов
06/06/2017 20:23

В составе строящегося детского сада на Заставской улице воссоздают фасады двух старинных заводских корпусов. Снесли их ради этого детсада, хотя изначально обещали сберечь. Кузнечная и токарно-слесарно-механическая мастерские входили в состав Санкт-Петербургского вагоностроительного завода (в советское время — «Вагонмаш»). Когда ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“» принялось расчищать территорию предприятия под жилье, то обещало сохранить постройки. Но весной 2015 года разрушило их. КГИОП в лице Ольги Милицы сообщал «Канонеру», что решение о разборке было принято на основе технической экспертизы. При этом от ЛенспецСМУ потребовали воссоздать мастерские «с использованием исторических материалов». Разрешение на строительство детсада было выдано в сентябре 2016 года. Его получило ООО «ЖК „Московский“», связанное с ЛенспецСМУ. Проектом ООО «Эталонпроект» предусматривается воссоздание разрушенных зданий, о чем «Канонеру» писали в службе строительного надзора. Сейчас детский сад в конструкциях готов. Видно, что основные формы мастерских создаются из железобетона и пенобетонных блоков. Сдать дошкольное учреждение планируется летом 2018 года. Разрешения на строительство рядом школы, тоже с включением воссозданных фасадов, пока не выдавалось.

http://kanoner.com/2017/06/07/155383/

Торец цеха на Заставской улице воссоздали как арку
07/06/2017 17:38

Торец снесенного цеха на Заставской улице воссоздали в виде стены-арки. Сразу за ней расположился памятник, посвященный снесенному и застроенному жильем заводу «Вагонмаш». Краснокирпичный цех с запоминающимся торцом (Московский проспект, 115, литера Т) был построен в конце XIX — начале XX века в составе Петербургского вагоностроительного завода. Торец выходил на Заставскую улицу. По итогам историко-культурной экспертизы 2012 года было установлено, что восточный корпус ценности не представляет в отличие от северного фасада, обращенного на улицу. Было рекомендовано «реконструировать его с обязательным сохранением подлинных элементов», при этом «в процессе реконструкции при необходимости допустимо локальное изменение местоположения». В 2013–2014 годах заводские постройки снесли по заказу ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“», которое вознамерилось возвести здесь жилье. Но тогда торец сохранили; это была инициатива Игоря Тупальского, владельца группы «Размах» (она проводила демонтаж). По наблюдениям очевидцев, в мае 2015 года «арку» тоже снесли, но сделал это уже кто-то другой, не «Размах». Источник «Канонера» в ЛенспецСМУ уточнил, что ее решено восстановить из новых материалов. Что и было сделано ушедшей весной. Проект воссоздания выполнило ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская „Вега“», сообщила «Канонеру» исполняющий обязанности зампреда КГИОПа Екатерина Козырева. Закон о зонах охраны требует восстановления внешнего облика снесенных дореволюционных зданий, но не конкретизирует, как именно. По словам госпожи Козыревой, новодел здания в виде арки соответствует закону. Как оказалось, арку поставили не на прежнем месте. Она теперь ближе к Московскому проспекту и утоплена вглубь квартала, чтобы перед ней появился палисадник. Сейчас работы еще продолжаются: на стене остаются леса. Арка стала своеобразной оградой нового сквера, разбитого ЛенспецСМУ во дворе своего офиса на Московском проспекте, 115. В его центре установили памятник, напоминающий дизайн легендарных метрополитеновских вагонов завода «Вагонмаш». Текст на знаке повествует: «На этой территории с 1874 по 2013 год работал завод, занимавшийся производством пассажирских вагонов для железных дорог и электровозов для метрополитена Санкт-Петербурга». Уточнения, что завод в 2013 году уничтожило само ЛенспецСМУ, девелопер решил не добавлять.

http://kanoner.com/2017/12/29/158156/

ЛенспецСМУ завершило застройку жильем «Вагонмаша» на Заставской
29/12/2017 13:47

ЛенспецСМУ завершило строительство жилых домов на месте завода «Вагонмаш» на Заставской улице. Впереди остается сдача детского сада и школы, в архитектуру которых внедрят фасады снесенных зданий. Предприятие «Вагонмаш» на Московском проспекте, 115, которое к тому времени обанкротили, снесли в конце 2013 — начале 2014 года. Оно состояло большей частью из дореволюционных краснокирпичных зданий, но их сняли с охраны. Демонтаж вела группа «Размах». И «Размах», и девелопер АО «ССМО „ЛенспецСМУ“» с гордостью заявляли, что по собственной инициативе сохранили фрагменты трех старинных корпусов как память о месте, но в 2015 году и их не стало. Очищенную площадку отдали под жилой «муравейник». Три дома расположились вдоль будущей трассы Парфеновской улицы, один — вдоль Заставской. Они сдавались в эксплуатацию постепенно. Последний ввели на этой неделе; ему дали адрес: Заставская улица, 46, корпус 3. Внешне объект состоит из двух корпусов, но из-за подземного паркинга юридически это одно здание. Застройщиком было не само ЛенспецСМУ, а связанное с ним ООО «ЖК „Московский“». Сейчас достраивается детский сад. В соответствии с проектом ООО «Эталонпроект» это здание включит в себя воссозданные фасады утраченных корпусов «Вагонмаша».

http://kanoner.com/2018/11/27/161400/

На Заставской улице построили детский сад с фасадом-новоделом
27/11/2018 16:53

Во дворах на Заставской улице завершилось строительство детского сада. Изначально он должен был включить дореволюционные фасады вагоностроительного завода, но в итоге проще оказалось их воссоздать. Кузнечная и токарно-слесарно-механическая мастерские входили в состав Санкт-Петербургского вагоностроительного завода (в российское время — ЗАО «Вагонмаш»). Они были построены на рубеже XIX–XX веков. После того как ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“» решило застроить эту территорию жильем, некоторые корпуса сняли с охраны и в конце 2013 года снесли. При этом подрядчик ООО «Размах ГП» (группа «Размах») сохранил фрагменты некоторых зданий, чтобы они стали частью новых строений. Соответствующий проект разработало ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова». Детский сад, который расположился во дворе дома 44 по Заставской, должен был включить конструкции бывших кузнечной и токарно-слесарно-механической мастерских. Такое заявление ЛенспецСМУ сделало весной 2015 года, одновременно, вопреки своим же словам, разрушив обе постройки. КГИОП в лице Ольги Милицы сообщал «Канонеру», что решение о разборке было принято на основе технической экспертизы. При этом от ЛенспецСМУ потребовали воссоздать мастерские «с использованием исторических материалов». Разрешение на строительство детского сада на 220 мест ООО «ЖК „Московский“», связанное с ЛенспецСМУ, получило в сентябре 2016 года. В службе строительного надзора «Канонеру» тогда подтвердили, что проектом, разработанным ООО «Эталонпроект», предусматривается воссоздание разрушенных зданий, но не в полном виде. По новой кладке легко понять, что это новодел. Штукатурить стены не стали. За краснокирпичными фасадами, «надетыми» на железобетонный каркас, выстроили максимально упрощенный новый объем детсада, типичный для спального района. Контрастность архитектуры была дополнительно подчеркнута увеличенной высотой и керамической плиткой на стенах. В нынешнем ноябре детсад был введен в эксплуатацию. Ему присвоен адрес: Заставская улица, 44, корпус 2.

http://kanoner.com/2019/05/30/163116/

ЛенспецСМУ построит школу на месте старинных корпусов на Московском
30/05/2019 13:52

ЛенспецСМУ построит здание школы во дворах на Московском проспекте в конце улицы Глеба Успенского. Ранее в его состав планировалось включить уцелевшие фрагменты старинных заводских корпусов. Земельный участок, сформированный для размещения школы, расположен в конце улицы Глеба Успенского на бывшей территории Санкт-Петербургского вагоностроительного завода. Многие из зданий этого дореволюционного предприятия были памятниками. Однако после экспертизы Елены Лущеко из ООО «АРС», проводившейся по заказу ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“», половину построек сняли с государственной охраны. В 2013 году в рамках подготовки для строительства их снесла группа «Размах». Уцелели, впрочем, не только три здания-памятника, но и «ряд дополнительных сооружений, включая фрагменты зданий, документально не представляющие историко-культурной ценности, но составляющие с историческими зданиями единые комплексы — красивые ансамбли — образцы промышленной архитектуры». В 2017 году строительство всех четырех жилых домов завершилось. Их возводило не само ЛенспецСМУ, а созданное под проект ООО «ЖК „Московский“». В состав комплекса также входили детский сад и школы. Проектом, разработанным ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова», планировалось, что в их состав включат фасады старинных заводских корпусов. Однако перед строительством детсада, а именно весной 2015 года, сохраненные для него стены снесли, а затем воссоздали по проекту ООО «Эталонпроект». Стена, обещанная к внедрению в школу, пока остается на своем месте. На этой неделе, по данным «Канонера», ООО «ЖК „Московский“» получило разрешение на ее строительство. Школа будет рассчитана на 825 мест. Очевидно, что для упрощения своей задачи ЛенспецСМУ снесет старинный торец, а затем воссоздаст.

http://kanoner.com/2019/06/18/163254/

ЛенспецСМУ снесло сохраненный старинный фасад на Московском
18/06/2019 12:27

ЛенспецСМУ за день снесло сохраненный ранее старинный фасад Санкт-Петербургского вагоностроительного завода во дворах на Московском проспекте. Теперь его, возможно, воссоздадут в составе школы. Снос в мае анонсировал «Канонер». Тогда ООО «ЖК „Московский“», связанное с АО «Эталон ЛенспецСМУ», получило разрешение на строительство школы во дворе на Московском проспекте, 115. На участке сохранялся запоминающийся фасад одного из производственных корпусов Санкт-Петербургского вагоностроительного завода (литера Э), построенного в конце XIX века. Здание прежде было памятником, но его сняли с охраны по историко-культурной экспертизе ООО «АРС». Замгендиректора фирмы Елена Лущеко ранее рассказывала «Канонеру», что причиной такого решения стала серьезная перестройка, из-за которой здание утратило историко-культурную ценность. «[Оригинальное здание в советское время было] встроено в новый объем и практически полностью снесено, остался один фасад», — поясняла госпожа Лущеко. Тем не менее в ходе зачистки территории в 2013 году группа «Размах», работавшая по заказу ЛенспецСМУ, сохранила этот фасад. Проектом, разработанным ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова», планировалось, что фасад включат в объем новой школы. В пятницу, 14 июня, фасад был снесен экскаватором. Видео действа, снятые очевидцем, «Канонер» опубликовал в паблике. 21-го числа, по данным издания, ЛенспецСМУ наметило торжественную закладку фундамента школы с участием чиновников. Ранее ЛенспецСМУ снесло остальные старинные фрагменты вагоностроительного завода, сохраненные «Размахом», для возведения детского сада на Заставской улице, 44, корпус 2, и соседней декоративной арки. Качество исполнения новоделов заметно отличается от оригиналов.

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия