Постройки товарищества механического производства обуви "Скороход"

1885-1905, техн.А.И.Рейнбольдт; 1910-1914 арх.Э.А.Густавсон

Заставская улица, 33

Среди многих памятников пром.арха Санкт-Петербурга есть у меня здания особенно мною любимые. Один из них - производственный комплекс "Скороход". почему? - ну, думаю, тут несложно догадаться на самом деле :-). Дело в том, что я всегда относил его к комплексу Варшавского вокзала. Вся дорога, от Варшавского вокзала до Броневой - это бспрерывная череда краснокирпичных корпусов, зданий, заводов, складов... - и их тяжелая экспрессия, заводы, склады, железная дорога!! - все это отложилось во мне над подкорке, и теперьу же на всю жизнь... До сих пор я вспоминают е счастливейшие минуты моего детства, когда я проезжал на поезде мимо платформы Корпусный Пост... Одной из построек был он - "Скороход". На самом деле - это я узнал только много позже!!, уже в двухтысяячных годах!! - тут два завода. Один из них - вагоностроительный завод им.Егорова, из которого к железной дороге, кстати, выходят шикарнейшие два цеха, сохранившиеся и поныне. Впрочем, признаться, идентифицировал и признал я их уже сильно ПОЗДНЕЕ. А пока что я видел, что за этими цехами возвышалась колоссальная стена черного кирпича, водонапорная башня по центру и две мощненные дымовые трубы по бокам... Господи!! - как же меня поражала, как впечатялла эта отвесна стена, эта брутальная экспрессия черного кирпича!! Я млел при виде этого здания только так, но оно было атким колоссальным, таким громадным!!! - аааааааа!! неудивительно, что уже в 1997м году, только-только заимев фотоаппарат, я пошел на Малую Митрофаньевскую улицу, да с любимого мною Ташкентского путепровода сфотографировал это здание. Впрочем, тогда я еще был уверен, что это не что иное, Как вагоностроительный завод им.Егорова. И только в 2000х годах (!!) внезапно обнаружил, что это не вагоностроительный завод, это - фабрика "Скороход". А 6 июля 2006го года мне удалось поывать на территории предприятия вместе с замечательной Женей Суминой. Я был удивлен,к ак легко удалось попасть тогда на территорию предприятия! Удивительно, но руководство завода знало о непреходящей ценности того комплекса, где располагается производство, и было непротив такого вот рода посещений! В тот день мы погуляли по территории предприятия, и я был в шоке, просто в шоке!! - от этого лабиринта многочисленных зданий и корпусов, заводских улочек между ними, и вокруг такой лес краснокирпичных зданий... А потом был заводской музей, в котором нам показывали коллекцию обуви "Скороход", начиная отс амых старых, еще дореволюционных, включая те огромные ботинищи, сделанные под заказ для какой-то ярмарки. То посещение предприятия оставило во мне неизгладимый след. Что с детства, что с 2006го года- но "Скорохд" сильно запал мне в душу, и сейчас он бередит е и томит... Я млею от восторга, глядя на эти черные отвесные стены, глаза мои расширяются, сердечко стучит... Люблю, люблю этот комплекс безумно... К сожалениюя (и это примета ВСЕХ наших старых заводов) над ним нависла угроза полного уничтожения :-(. Соседа - вагоностроительный завод им.Егорова - уже снесли, застроив высоченными 25-этажными зданиями... - вид с Ташкентского путепровода варварски истерзан :-(,во мне все кровью обливается, когда я вижу, как над зданием "Скорохода" по ту сторону возвышается отвесная китайская стена подавляющего все жилого здания... Понятнео дело, производства тут уже давно нет, от комплекса оттяпали половину, выходящую к Московскому проспекту, ходят слухи о сносе этих зданий и застройкой их... теми же двадцатпятиэтажными бизнес-центрами! Увы, я теряю теперь еще и "Скороход", он отходит в прошлое, в мое детство... Ему, моему любимому "Скороходу", дважды оставившему по себе колоссальнейшее впечатление моей жизни - я посвящаю эту страницу.

2021-03-04 20:33

Знаменитая обувная фабрика «Скороход» в Петербурге — история

Панорама фабрики Товарищества С.Петербургского механического производства обуви на 1904 год

Фасад нового фабричного флигеля Товарищества СПб Механического Производства обуви "Скороход" с полотна Варшавской железной дороги, построенный Товариществом Бодо Эгосторф и Ко по проекту худ.архитектуры Э.А.Густавсона // Журнал "Зодчий", № 9 за 1912 год

https://vecherka.spb.ru/?p=29270
http://www.fdo-skorohod.ru/about/history/

История обувной фабрики «Скороход» в Петербурге начинается 11 сентября 1882 года, когда она была основана под названием «Товарищество механического производства обуви «Скороход». Расположен комплекс построек фабрики в Московском районе Петербурга по адресу Заставская ул., 33 и Московский проспект, 107-109. Всего в комплекс построек входили: административные здания (корп. 1, 1-а,11), производственные корпуса (корп. 2, 4, 6, 23-28), склад (корп. 31). В 1885 году по проекту А. И. Рейнбольдта началось возведение производственных зданий фабрики, где стали изготавливаться обувные изделия. Сейчас это территория Московского проспекта, 109. Строительство продолжалось до 1905 г., но уже в 1898 г. «Товарищество» переехало на Забалканский проспект. С 1907 года расширением фабрики занимался архитектор Э. А. Густавсон. В 1911-1913 гг. — архитектор Оскар Рудольфович Мунц. В конце XIX в. произошел территори­альный рост предприятия, согласно которому в 1892 г. был построен новый корпус для дубления кож, а 7 апреля 1898 г. было освя­щено новое здание обувной фабрики на Заставской ул., 15. Для него Товарище­ство приобрело в Стокгольме паровую турбину в 150 л. с., а у петербургской фирмы «А. Коппель» — фабричную котельную. О территории фабрики тоже не забывали, ее периодически благоустраивали: был проложен рельсовый путь, двора заасфальтиро­ваны. Также в связи с ростом фабрики. выросло и число работников. С 1886 по 1889 г. число рабочих, занятых на производстве обуви, увели­чилось почти в 2,5 раза, количество выпущенной обуви — более, чем в 4 раза и составило 705 тысяч пар в год: выработка на одного рабочего выросла в 1,5 раза. Были закуплены новые машины для отделки обуви, а также арендовано у американской фирмы оборудование, которое позволяло применить рантовый способ крепления подошвы и давало возможность полностью устра­нить ручной труд на определенных участках. Впервые в тогда еще Российской Империи был использован конвейерный метод производства обуви. Это было сделано еще до использования конвейеров Генри Фордом. В 1896 г. на Нижегородской ярмарке Товарищество получило право на изо­бражение в фирменном знаке Государ­ственного герба. Обувь Товарищества неоднократно экспонировалась и на международных ярмарках — в Чика­го (1893), Амстердаме (1894), Париже (1900). В конце 1890-х она продавалась в Германии, выдерживая конкуренцию с моделями местных производителей. Знаменитые «скороходы» появились в 1884 г., когда обувная фабрика Товари­щества начала производить популяр­ную обувь марки «Реформа» . Это были лёгкие летние туфли на низком каблуке, ти­снённые на носке до подъёма узором «ёлочка»: их-то и называли в народе «скороходами». Затем, в 1891 г. была запущена в производство новая модель «Реформы», сделанная по австрийскому образцу; она оказалась очень выгодна, и в 1894 г. для её пошива был создан специальный «скороход­ный» цех. А с 1910 г. слово «Скороход» появилось в официальном названии фирмы, на вывесках фирменных ма­газинов Товарищества, на подошвах производимой им обуви в виде клей­ма. Попытки кустарей, а также других фабрикантов подделать это клеймо неоднократно приводили к судебным разбирательствам. Стоит отметить, что продажи дорогой модельной обуви, в Петербурге были открыты специальные магазины: Невский пр., 54 и 98; Забалканский пр., 89; Петергофский пр., 19; Б. Сампсони­евский пр., 64; Гостиный двор, № 33; Б. Морская ул., 18 и 26; Большой пр. П. С., 25 и 55. Были магазины и в других городах, в пер­вую очередь — на юге России. В 1910-е гг. их сеть охватывала Москву, Саратов, Екатеринославль, Кишинёв, Никола­ев, Киев, Ростов-на-Дону, Севастополь, Одессу. Во время 1-й мировой войны 1914-18 предприятие выпускало армейские сапоги. Объем производства превысил 2,8 млн. пар обуви в год. После революции 1917 г. предприятие сохраняло корпоративную форму соб­ственности до национализации в 1919 г. В 1918-22 фабрика работала с перебоями, затем была восстановлена и реконструирована; к 1921 г. «Скороход» был первым и единственным в стране механическим обувным предприятием, орудованным по последнему слову техники. В годы войны работники фабрики героически продолжали работу, несмотря на систематические бомбежками и обстрелы города, которые все таки разрушили многие цехи, кожевенный завод, склад. Осенью 1941 года была прекращена подача электроэнергии, и пришлось приостановить производство. Однако скороходовцы, как и все ленинградцы, выстояли, и уже в мае 1942 г. в экспериментальном цехе лаборатории началось производство армейской обуви. В годы блокады Ленинграда на фабрике «Скороход» было организовано производство армейской обуви (с 1942), а также выпускались пулемётные ленты и снаряды. Предприятие было награждено орденом Ленина (1940) и орденом Трудового Красного Знамени (1947). В 1962 году предприятие стало головным в составе Ленинградского обувного объединения «Скороход» (в состав объединения также вошли обувные фабрики «Пролетарская победа», 1-я и 2-я, «Восход», «Заря», фабрика спортивной обуви, а также Ленинградская, Выборгская, Гатчинская, Лужская, Невельская и Череповецкая обувные фабрики). Фабрика «Скороход», как ключевое предприятие обувной отрасли, вкладывалось в подготовку специалистов-обувщиков для всей России. На базе предприятия работал ВТУЗ, при содействии фабрики были созданы Колледж и Лицей. Эти образовательные учреждения стали колыбелью для огромного числа специалистов-обувщиков, создававших обувную отрасль России. К концу 1970-х гг. на Скороходе состоялось внедрение новой техники и технологии – первых в обувной промышленности полуавтоматической линии литьевой обуви (АЛ), затем клеевой (ПЛК-О), агрегатов для литья ПВХ под давлением, высокопроизводительных заготовочных и сборочных потоков. На «Скороходе» впервые в мире был использован метод горячей вулканизации при изготовлении подошвы. Этот метод используется сейчас во всем мире. Также впервые в мире был использован автоматизированный комплекс производства обуви — сборка и затяжка обуви. В 1990-х годах фабрика «Скороход» как и большинство предприятий страны, оказалась в сложной экономической ситуации. Восстановление производства, восстановление утраченных позиций на рынке это непростая работа, которая потребовала много сил и времени. В середине 1990-х АО «Скороход» было крупнейшей в России обувной фабрикой. В 1998 на её основе создана «Фабрика детской обуви „Скороход“». В 2005- 2006 годах фабрика детской обуви «Скороход» включена в реестр «500 преуспевающих компании России» и вошла в первую тройку среди предприятий России, производителей детской обуви. Сегодня фабрика детской обуви «Скороход» выпускает в год более 1500 000 пар обуви для детей младшего возраста и школьников на все сезоны: зимняя, осенне-весенняя, летняя. Предлагаемый ассортимент включает в себя ясельную, малодетскую, дошкольную, школьную обувь для девочек и мальчиков. География продаж детской обуви «Скороход» широка: от Калининграда до Сахалина, от Мурманска до Краснодара, ближнее зарубежье — Казахстан, Эстония. Фабрика имеет официальные представительства — в Москве и Екатеринбурге. Постройки фабрики «Скороход» стали выявленным объектом культурного наследия в 2001 году. План границ был утвержден КГИОП в марте 2004 года. На территории действует режим ОЗРЗ. По закону здесь запрещается снос исторических зданий; однако разрешается разборка «отдельных строительных конструкций», признанных аварийными. Если же исторические здания будут разобраны как аварийные, воссоздавать придется только те, которые формируют уличных фронт. В 2010-х годах исторические корпуса фабрики на Заставской улице оказались окружены жилищной застройкой в связи с ликвидацией промзоны. Такие соседние объекты как завод «Вагонмаш» были полностью снесены, здания «Скорохода» же остались под охраной как памятники архитектуры и перепрофилируются. Производственные здания товарищества механического производства обуви «Скороход» по адресу Московский пр., д.109, перестроены под торговый комплекс. В 2019 г. на сайте КГИОП появилась экспертиза на включение в реестр выявленного объекта культурного наследия «Постройки товарищества механического производства обуви «Скороход» на Заставской улице, 33. По результатам экспертизы большую часть выявленных объектов, исторических производственных зданий, эксперт П. В. Платонов памятниками не признал. Несмотря на то, что территория фабрики формировалась именно как комплекс, эксперт предлагает большую часть корпусов снять с охраны, то есть фактически обречь их на уничтожение. Эксперт утверждает, что лишь центральные четырехэтажные производственные корпуса (Заставская ул., 33, лит. БА), расположенные под прямым углом друг к другу, сохранили свой исторический облик конца XIX в. – начала XX века. Они формируют композиционное ядро производственной застройки территории фабрики.

https://kgiop.gov.spb.ru/press-centr/news/59583/

Первоначальное здание Кожевенного завода. Полагаю, что именно это здание (ныне перестроенное) значится под адресом Заставская, 33, лит.ТА - внесенное в реестр охраняемых зданий комплекса "Скороход"

Распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова ансамбль «Постройки товарищества механического производства обуви «Скороход» включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения. В состав ансамбля вошли: «Конторское здание» и «Производственные корпуса обувной фабрики» (Заставская ул., д. 33, лит. БА), «Производственные корпуса кожевенного завода» (Заставская ул., д. 33, лит. ТА; Московский пр., д. 107, к. 5, лит. Т). Конторское здание (1896 г.) и производственные корпуса обувной фабрики (1896, 1902, 1910-1911, 1915 гг.) представляют собой характерные памятники индустриального наследия Санкт-Петербурга. Эти образцы промышленной архитектуры конца XIX – начала ХХ веков являются важной составной частью дореволюционного облика южных окраин города. Они выполнены в кирпичном стиле и имеют высокую степень подлинности. Комплекс построек, первоначально созданный архитектором Анастасием Ивановичем Рейнбольдтом и получивший развитие по проектам Эриха Александровича Густавсона, отличается интересным объемно-пространственным и композиционным решением. Производственные корпуса кожевенного завода (1885-1905, 1915 годов) несмотря на перестройки советского периода, сохранили историческую конструктивную систему (каркас из чугунных колонн, оригинальные ребристые перекрытия верхнего этажа в трехэтажной юго-западной части, систему деревянных ферм верхнего этажа в четырехэтажной северо-восточной части), дворовые фасады. Часть корпусов, входивших в состав выявленного объекта культурного наследия «Постройки товарищества механического производства обуви «Скороход», подверглись значительным перестройкам в 1930-е годы, в периоды послевоенного восстановления, а также при расширении, модернизации и перепрофилировании производства, в результате чего было искажено их историческое архитектурное и конструктивное решения, утрачена историко-культурная ценность. Товарищество Санкт-Петербургского механического производства обуви было основано немцем Генри (Андреем Андреевичем) Кирштейном в 1882 году в виде паевого товарищества и первоначально находилось на набережной Обводного канала в доме № 130, арендованном у Российско-Американской резиновой мануфактуры (будущего «Треугольника»). К 1883 году для Товарищества Санкт-Петербургского механического производства обуви был приобретен двор в Нарвской части, в 1-м участке под № 268 по набережной Лиговского канала. В 1885 году по проекту техника-строителя Анастасия Рейнбольдта началось строительство производственных зданий Товарищества у Московской заставы. Здесь было построено здание кожевенного завода, обеспечивавшего нужды обувной фабрики. Вначале фабрика Товарищества выпускала, главным образом, легкую элегантную обувь. В 1884 году была выпущена летняя обувь типа сандалий под названием полуботинки «Реформа». Известные публике под именем «скороходов», они пользовались успехом у покупателей. В конце 1880-х годов правление отмечало, что изготовленная Товариществом обувь по внешнему виду не уступает парижской и венской, а в 1893 году на выставке в Чикаго она даже превосходила обувь конкурирующих фирм. В начале 1891 года фабрика выпустила новую модель полуботинок «Реформа» по австрийскому образцу, которая оказалась очень выгодной. В 1894 году для её массового пошива был создан специальный «скороходный» цех. Первые 15 лет обувная фабрика и обеспечивавший её нужды кожевенный завод были ещё слабо механизированы, но уже к 90-м годам XIX века механическая база фабрики значительно окрепла. Новейшее оборудование покупали за границей. Товарищество успешно наладило сбыт своей продукции, заключая договоры с оптовыми торговыми фирмами. Заводская территория Товарищества Санкт-Петербургского механического производства обуви постепенно расширялась. В 1906 году А.И. Рейнбольдт скончался. С 1907 года к работам по дальнейшему расширению и модернизации фабрики приступил архитектор Э.А. Густавсон. В 1910 году фабрика изменила свое название на «Товарищество Санкт-Петербургского механического производства обуви «Скороход». Слово «Скороход» появилось на вывесках магазинов, на обувных коробках, его начали штамповать на подошвах туфель, башмаков, сапог. Основной капитал Товарищества с 1907 по 1914 годы вырос почти вдвое. На фабричной территории была значительно расширена котельная установка, газовое освещение полностью заменено электрическим. Товарищество постоянно расширяло ассортимент обуви: его обувь заказывали для своих воспитанников детские приюты, школы солдатских детей, многие другие «богоугодные» заведения, кадетские корпуса. Особое значение для фирмы имели заказы армии и флота. Советская история фабрики началась с ее национализации в 1919 году. В 1920 году Постановлением Высшего совета народного хозяйства фабрика получила название «1-я Государственная образцовая обувная фабрика «Скороход». В 1922 году фабрике было присвоено имя Я.А. Калинина. После нескольких сложных лет периода гражданской войны, отсутствия сырья и квалифицированных рабочих производство на предприятии стало восстанавливаться. Развитие фабрики в советское время, начиная с конца 1920-х гг., связано с именем известного ученого в области технологии обуви А.С. Шварца. В годы первых пятилеток фабрика была переоборудована. Модернизация производства осуществлялась путем расширения существующих производственных построек и строительства новых. Были частично надстроены отдельные корпуса, соединены между собой технологическими переходами, построены новые. В том числе в 1926 году было построено одноэтажное здание склада готовых кож в восточной части территории, торцом выходящее на Заставскую улицу. В том же году было построено одноэтажное здание фабричной столовой по красной линии Московского проспекта. В 1931-1932 годах одноэтажное здание столовой было надстроено тремя этажами и использовалось под производство картона. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда на территории предприятия было разрушено свыше 50 тыс. квадратных метров производственных площадей. В период восстановления фабрики одновременно происходила модернизация производства. В связи с этим многие здания комплекса были надстроены и перестроены хозяйственным способом. В 1962 году фабрика «Скороход» стала головным предприятием Ленинградского обувного объединения «Скороход». В его состав вошли также фабрика «Пролетарская победа», «Восход», «Заря», фабрика спортивной обуви, Ленинградская, Выборгская, Гатчинская, Лужская, Невельская и Череповецкая обувные фабрики. В середине 1990-х годов АО «Скороход» было крупнейшим в России обувным производством. В 2000-2010-е годы производство обуви на исторической площадке постепенно сворачивалось. Производственные мощности были переведены на новую площадку. В настоящее время исторические корпуса фабрики используются под офисные, торговые функции, мелкие предприятия, мастерские и т.д.

Использованы материалы государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Постройки товарищества механического производства обуви «Скороход» (государственный эксперт П.В. Платонов)

Московский пр., 107, к.2

Производственный корпус (двор). https://www.citywalls.ru/house12536.html. Согласно http://kanoner.com/2019/12/13/164719/, предназначен под снос

Московский пр., 107, к.3

https://www.citywalls.ru/house12538.html. Производственный корпус (двор)

Московский пр., 107, к.4

https://www.citywalls.ru/house12185.html. "Товарищество С.-Пб механического производства обуви". 1885-1905 гг. - техник Анастасий Иванович Рейнбольдт. Товарищества механического производства обуви "Скороход" . Производственные здания (двор). 1910-1914 гг. - арх. Густавсон Эрих Александрович. 1911-1913 гг. - арх. Мунц Оскар Рудольфович. Московский пр., 107, к 3, к 4. "Товарищество С.-Петербургского механического производства обуви" было основано в 1882 г. немцем Г. Криштеном и первоначально находилось на Обводном канале, 130.. В 1885 г. для него по проекту арх. А. И. Рейнбольдта стали строить производственные корпуса (сейчас территория Московского пр., 109). Строительство продолжалось до 1905 г., но уже в 1898 г. "Товарищество" переехало на Забалканский." Ныне корпуса превращены в торговый центр.

Московский пр., 107, к.5

https://www.citywalls.ru/house6959.html. Производственный корпус. Двор. Именно это здание Московский пр., 107, к.5, лит.Т, поставлен КГИОП под охрану

Московский пр., 109, к.3

https://www.citywalls.ru/house12539.html. Производственный корпус (двор)

Спецкартонная фабрика

https://www.citywalls.ru/house5222.html. Спецкартонная фабрика для ПО "Скороход"

Московский пр., 107, к.6

https://www.citywalls.ru/house13506.html

Заставская ул., 31, к.2

https://www.citywalls.ru/house26061.html. Конструктивизм

Заставская ул., 33, Московский пр., 107-109

https://www.citywalls.ru/house26062.html
https://www.citywalls.ru/house12184.html

6 июля 2006 года мне, совместно с Евгенией Суминой, специально приехавшей из Москвы ради нашей промышленной архитектурой, удалось посетить это интереснейшее предприятие. При этом мне хотелось бы выразить особую благодарность генеральному директору фабрики "Скороход" и начальнику охраны предприятия. Они с большим интересом отнеслись к нашей просьбе о фотографировании заводских строений и оказали поддержку в проведении таковой :-). За что им - еще раз большое спасибо!

Хронология

http://kanoner.com/2019/01/16/161908/

Довоенный корпус фабрики «Скороход» на Заставской отремонтируют
16/01/2019 13:08

Довоенный фрагмент производственного корпуса обувной фабрики «Скороход» на Заставской улице, 33, собираются капитально отремонтировать. Внешне он не должен измениться, но в окнах появятся новые рамы. Здание на Заставской улице, 33, литера БА, выходит на улицу небольшим фрагментом, причем советским (1939 года). Основной объем, возведенный 1905 году и числящийся памятником, расположен во дворе. Как стало известно «Канонеру», по заказу собственника помещений ООО «Фактор» (связано с группой NordEst) советское шестиэтажное здание планируется капитально отремонтировать. Внешне оно не должно измениться. Фасадные стены останутся краснокирпичными. В окна вставят стеклопакеты. Проект разработало ООО «СК „Фасадстройсервис“». Сейчас здание используется под торгово-офисные цели.

http://kanoner.com/2019/11/28/164550/

Часть фабрики «Скороход» на Заставской предложено снять с охраны
28/11/2019 14:00

Часть обувной фабрики «Скороход» на Заставской улице, 33, планируется снять с охраны. Статуса памятника могут лишиться три корпуса из пяти, из них два внутриквартальных, которые не будут ничем защищены. Комплекс товарищества механического производства обуви «Скороход» был построен в конце XIX века по проекту техника Рейнбольдта. На юге он выходит к Заставской улице, северо-западная граница проходила вдоль ныне засыпанного Лиговского канала. Сегодня пять корпусов признаны выявленными памятниками: два административных здания, два производственных и склад. В 2019 году была проведена историко-культурная экспертиза. Ее заказчиком выступила предпринимательница Наталья Николаева, а в качестве исполнителя она выбрала ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская „Вега“». Непосредственно исследование проводил пенсионер Павел Платонов. Специалист отметил, что в советские годы фабрика модернизировалась. Для этого там строились новые корпуса, расширялись (в том числе надстраивались) старые. Павел Платонов решил оставить под охраной два объекта — производственные корпуса и пристроенное к ним конторское здание (оба имеют общий адрес: Заставская улица, 33, литера БА). Три других объекта рекомендовано лишить статуса памятника. Трехэтажный жилой дом, выходящий на Заставскую (литера Ж), в 1970-х был надстроен четвертым этажом, историческое архитектурное решение фасадов искажено, а в начале 2000-х появилась мансарда. Производственные корпуса (Заставская улица, дом 33, литера ТА, Московский проспект, 107, корпуса 3, 4 и 5) вдоль Лиговского канала тоже были переделаны; их надстроили новыми этажами из «некачественного кирпича», добавили «объемы технологического назначения», оштукатурили и облицевали керамогранитной плиткой (последнее, судя по всему, в российское время). Соседний склад (Московский проспект, 109, корпус 3) был надстроен четвертым этажом, он утратил декор. Если КГИОП одобрит экспертизу, то здание на Заставской будет защищаться законом о зонах охраны, а внутриквартальные корпуса появится возможность снести. Впрочем, желание разрушать у собственников «Скорохода» пока не просматривается: в январе «Канонер» писал, что прежде связанное с NordEst ООО «Фактор» намерено отремонтировать довоенное здание на Заставской.

http://kanoner.com/2019/12/12/164705/

Довоенному зданию на Заставской улице очищают фасадный кирпич
12/12/2019 13:56

На Заставской улице ведется капитальный ремонт довоенного производственного здания для офисных нужд. Его очистили от многолетней копоти, и теперь корпус стал напоминать дореволюционную постройку. Шестиэтажный бывший производственный корпус обувной фабрики «Скороход» был построен в 1939 году. Юридически он является частью здания на Заставской улице, 33, литера БА, к которому также относится дворовый объем-памятник. В январе «Канонер» анонсировал капитальный ремонт довоенной пристройки. Заказчиком выступало ООО «Фактор». Внешне здание не планируется менять: фасадные стены останутся краснокирпичными. В окна вставят стеклопакеты. Проект разработало ООО «СК „Фасадстройсервис“». Сейчас работы в самом разгаре. При этом лицевой фасад внешне выглядит готовым: после того как его очистили от копоти, он стал напоминать дореволюционные образцы. Согласно данным информационного щита, заказчиком является не «Фактор», а АО «Промтехнология».

http://kanoner.com/2019/12/13/164719/

Двор на Московском проспекте уплотнят десятиэтажными бизнес-центрами
13/12/2019 15:58

Двор на Московском проспекте, 105–109, уплотнят бизнес-центрами. Они, десятиэтажные, будут вдвое превышать лицевые дома. Сносу подлежит один из дореволюционных корпусов. Застройке подлежат два смежных земельных участка во дворе домов 105–107, 109 и 111 по Московскому проспекту. Общая площадь — 1,1 гектара. В границах наделов расположены три здания: дореволюционный бывший промышленный корпус (Заставская улица, 33, литера Д), трансформаторная подстанция 1931 года (Московский, 109, литера П), объект незавершенного строительства (литера Б), используемый под автосервис. Как стало известно «Канонеру», теперь здесь собираются возвести бизнес-центры. По проекту ООО «Слои аркитектс» это будут десятиэтажные здания. Новостройка станет заметно возвышаться над лицевыми трех-пятиэтажными домами. Дореволюционный корпус планируется снести: несмотря на то что он сейчас эксплуатируется, он признан необратимо аварийным.

http://kanoner.com/2020/08/31/166539/

Представлен проект реконструкции фабрики «Скороход» на Заставской
31/08/2020 18:24

Представлен проект реконструкции обувной фабрики «Скороход» на Заставской улице, 33. Сохранить обещают все дореволюционные здания и фрагменты, а сама территория станет общедоступной. Комплекс товарищества механического производства обуви «Скороход» был построен в конце XIX века по проекту техника Рейнбольдта. На юге он выходит к Заставской улице, северо-западная граница проходила вдоль ныне засыпанного Лиговского канала. Сегодня пять корпусов признаны выявленными памятниками: два административных здания, два производственных и склад. В прошлом году стало известно, что по историко-культурной экспертизе Павла Платонова три из них рекомендовано снять с охраны. Экспертиза пока не утверждена. Недавно, по данным «Канонера», на место выезжала бригада совета по сохранению культурного наследия, чтобы оценить обоснованность рекомендации господина Платонова. А теперь девелопер ООО «Охта групп» представил проект реконструкции «Скорохода». В зданиях расположатся офисы, торговля, а также апартаменты. Территория будет открыта для свободного доступа. Архитектурную концепцию выполнили совместно ООО «М. Г. прайват реконстракшн» и ООО «Проксима». Представитель фирмы «М. Г. прайват реконстракшн» Максим Филипович сказал сегодня «Канонеру», что «проектом не предусмотрено никаких сносов», за исключением демонтажа советских лифтовых шахт и переходов между корпусами. «Сохраняется дух времени. Иначе дух и атмосфера будут уничтожены», — добавил собеседник. В качестве подтверждения намерений «Охты групп» он привел деловой комплекс «Обводный двор» на набережной Обводного канала, 199–201, где были сохранены все дореволюционные здания.

2021-02-20. Бывшие корпуса крупнейшего в Санкт-Петербурге механического производства обуви «Скороход» признаны памятниками регионального значения
https://kgiop.gov.spb.ru/press-centr/news/59583/

Распоряжением КГИОП ансамбль «Постройки товарищества механического производства обуви «Скороход» включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения. В состав ансамбля вошли: «Конторское здание» и «Производственные корпуса обувной фабрики» (Заставская ул., д. 33, лит. БА), «Производственные корпуса кожевенного завода» (Заставская ул., д. 33, лит. ТА; Московский пр., д. 107, к. 5, лит. Т). Корпус по Заставской ул., д.33, лит.БА- это то самое огромное черно-кирпичное здание, что мне хорошо знакомо - это оно выглядывает на Варшавскую линию ж.д.. Ну что ж, хоть его сохранят, уже хорошо... Производственные корпуса кожевенного завода ограждают территорию фабрики севера и выходят к Ташкентской улице; уголок здания виден даже с Московского проспекта; я на это здание никогда внимания не обращал, да и сейчас, глядя на фотго

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия