Петроградский механический хлебозавод

1915-1916, 1918 арх.Л.В.Шмеллинг, инж.Н.Н.Нагель

Улица Малая Митрофаньевская, 4

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

На этом хлебозаводе впервые был применен механизированный способ выпечки хлеба. Завод построен в 1915-1918 годах по проекту арх.Л.В.Шмеллинга при участии инж.Н.Н.Нагеля. Архитектура производственного и конторского зданий завода - один из лучших примеров "готицизма" в промышленном модерне. Особенно выразителен фасад главного производственного корпуса, обращенный на Московский проспект. В просвете между двумя многоэтажными зданиями, чуть в глубине квартала, возникает загадочный, живописный силуэт краснокирпичного здания с башней. Зубчатое завершение и богатая пластика сообщают этому утилитарному сооружению яркую романтиескую окраску. Конторское здание, выходящее на Малую Митрофаньевскую улицу, напоминает, скорее, английскую усадебную, нежели служебную заводскую постройку. Краснокирпичные стены завершаются поверху декоративным поясом, имитирующем фахверк и имеющим вставки из светлого кирпича. Декоративные деревянные "кобылки" поддерживают мощные выносы двухскатной кровли, трубы имеют декоративные навершия из металла. Строительство зданий хлебозавода, начатое в военное время, было завершено в первые послереволюционные годы, и они стали, пос ути, первыми постройками советского времени. Прогрессивная технология сочетается здесь с весьма ретроспективной художественной интерпретацией. Сейчас оба здания - конторское и производственное - вошли в список объектов, охраняемых государством. В них размещено ремонтно-механическое производство, обслуживающее хлебопекарную промышленность. К сожалению, эти замечательные постройки находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.

6 июля 2006 года мне, совместно с Евгенией Суминой, специально приехавшей из Москвы ради нашей промышленной архитектурой, удалось посетить это интереснейшее предприятие. При этом мне хотелось бы выразить особую благодарность генеральному директору предприятия и начальнику охраны. Они с большим интересом отнеслись к нашей просьбе о фотографировании заводских строений и оказали поддержку в проведении таковой :-). За что им - еще раз большое спасибо!


Вопрос о постройке городской хлебопекарни занимал Городское Общественное Управление Петрограда уже много лет, но сопряженные с этим делом трудности и большие расходы долгое время мешали осуществиться предприятию, пока современные обстоятельства не выдвинули его на одно из первых мест. С одной стороны необходимость снабжать вполне доброкачественным хлебом лазареты и другие порожденные войною учреждения в Петрограде с другой стороны несовершенство частных хлебопекарен и недостаточность их производства при увеличившейся потребности заставили взяться за разрешение задачи несмотря на значительные препятствия, которые требовалось преодолеть. Инициативу в этом деле по предложению председателя городской финансовой комиссии М. П. Федорова принял на себя городской продовольственный комитет с графом И. И. Толстым во главе. Ссылаясь на блестящий пример Москвы, которая вскоре после начала войны в короткий срок устроила городскую хлебопекарню, покойный Городской Голова осенью 1915 г. вошел в Думу с предложением исходатайствовать правительственную ссуду на сооружение городской механической хлебопекарни с печами усовершенствованного образца для ежедневной выпечки до 5,000 пуд. хлеба. Предварительная смета составленная в сумме 488,755 р. была одобрена Думою в заседании 16 сентября 1915 г. и после того как Продовольственное Совещание при Министерстве Земледелия и Землеустройства 23 октября 1915 г. признало возможным удовлетворить ходатайство города об отпуске в ссуду упомянутой суммы. были приняты все меры, чтобы без потери времени обеспечить нарождающееся учреждение необходимым оборудованием. К сожалению, в России пока еще нет заводов изготовляющих приборы и машины для хлебопекарен усовершенствованного типа, и потому переговоры, начатые с осени 1915 г. с датскою фирмою Стреммен в Рандерсе через представителя ее Дж Ф Валь «Соединенные Агентуры» в Петрограде, были быстро закончены и контракт был подписан уже 4 ноября 1915 г.

Одновременно с этим велись переговоры с петроградским Акционерным обществом товарных складов холодильников и элеваторов о досрочном освобождении арендованного у города земельного участка, предоставленного Думою под постройку хлебопекарного завода.

Эти переговоры, вывозка обществом хранившихся у него на участке лесных материалов, сломка навесов, под которыми хранились эти материалы, и заготовка всего необходимого для приступа к постройке заняли еще около месяца, так что к работам по сооружению хлебопекарного завода можно было приступить только в декабре 1915 г.

Ближайшее наблюдение за постройкой было возложено Продовольственным Комитетом на члена Управы В. Н. Новикова, заместителями которого на случай отъезда из Петрограда были избраны члены Управы К. Г. Голубков и М. Е. Лежоев. По выбытии В. Н. Новикова и К. Г. Голубкова из состава Управы, дело перешло в руки одного М. Е. Лежоева, который и довел его до конца при Городском Голове П. И. Лелянове, проявившем с первых же шагов своей деятельности высокий интерес к успеху постройки.

Что касается технического надзора то таковой был осуществлен следующим образом. Составление проекта и техническое руководство постройкой было возложено на Старшего Архитектора городской Управы Л. В. Шмеллинга, производителем работ был приглашен инженер- технолог Н. Н. Нагель и помощником ему окончившая высшие архитектурные курсы Л. А. Иванова Постоянными консультантами были приглашены специалист по вопросам отопления и вентиляции преподаватель Института Гражданских Инженеров С. В. Баниге и заведующий первой городской хлебопекарней Коковцева гражданский инженер Б. Д. Бухаров .

В виду зимнего времени и срочности работы здание хлебопекарни по необходимости приходилось проектировать не каменным а деревянным; в центре здания следовало расположить собственно пекарню, а в боковых крыльях - с одной стороны - отделение для приготовления и формовки теста, а с другой – хлебохранилище; второстепенные помещения административного и служебного характера можно было расположить более или менее произвольно, но в логической связи с расположением указанных отделов завода. При этом боковые крылья пришлось проектировать двухэтажными, а хлебохранилище трехэтажным. Расположение всех помещений видно на прилагаемых планах. <...>

Из десяти печей проектированных для городского хлебопекарного завода было предположено 8 - двухъярусными и 2 - трехъярусными, причем третий ярус без выдвижного пода и предназначается специально для выпечки так называемых французских булок.

Общая производительность 10 указанных печей может достигать 5,000 пуд. хлеба в сутки, при чем кроме черного хлеба и французских булок, о которых говорилось выше может выпекаться ситный, полубелый, кислосладкий хлеб и пр.

Что касается машин для изготовления и формовки теста то они были выбраны простейших типов и число их соответствующее потребности и взаимно отвечающее между собой было установлено следующее: 2 просевательных машины с сетчатыми барабанами 4 тестомесительных машины с вилкообразными вращающимися рычагами и 4 формовочных машины. К этому комплекту присоединяются 24 металлических дежи (квашни), передвигающихся на постоянных тележках и вращающихся на своих осях и 50 катучих этажерок для подвозки теста уложенного в формы к печам и печеного хлеба из печей к хлебохранилищу.

Что касается последнего, то его следовало устроить для хранения примерно суточного запаса печеного хлеба, т. к. с точки зрения гигиены недопустим выпуск в продажу горячего хлеба. К тому же через 24 часа хлеб, будучи вполне свежим, в то же время приобретает уже более постоянный вес; наконец и отпуск хлеба потребителям происходит, главным образом, утром и к этому сроку необходимо накоплять по возможности полный его запас.

Проект заводского здания был составлен соответственно всем перечисленным условиям, и к постройке его можно было приступить,- как было указано выше в декабре 1915 г. Зимние условия значительно усложняли и затрудняли работу в особенности тяжелыми были работы земляные, так как большие морозы превратили грунт в камень; для устройства фундаментов под печи и для кладки самих печей было устроено временное здание, тепляк, температура в котором постоянно поддерживалась выше 0 и работы производились при искусственном освещении. В тепляках же возводились также каменные столбы, поставленные во всех особенно ответственных местах. <...>

Кроме здания самого завода на участке построен амбар для склада муки в количестве до 30,000 пуд., переустроен и расширен небольшой деревянный дом, существовавший на участке и купленный от арендатора, и приспособлен для хранения топлива строительных материалов и т. п. один из навесов, сохранившийся от прежнего времени. Амбар для муки поставлен так, что к нему может быть подведена железнодорожная ветка от путей Николаевской железной дороги, проходящих вдоль границы участка; равным образом, к заводу могут быть легко подведены и рельсы трамвая, проходящего по Забалканскому проспекту, так что кроме гужевого и автомобильного способов подвозки муки и отвозки хлеба, впоследствии, по миновании военных обстоятельств, можно будет пользоваться железнодорожным и трамвайным сообщением завода с городом и его окрестностями. Равным образом имеется возможность для завода соединиться узкоколейным путем с городскими продовольственными складами, расположенными по близости, на Горячем поле. Что касается вышеупомянутого одноэтажного деревянного дома, то он приспособлен и расширен с целью расположения в нем следующих помещений: медицинского кабинета, лавки для продажи хлеба публике и квартир заводского механика, фельдшера, экспедитора и дворников. Лаборатория же для исследования муки и хлеба расположена в самом здании завода, во втором этаже, рядом с просевательным отделением. <...>

(Петроградский городской механический хлебопекарный завод Петроград 1916 г.)

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1029).

Административный корпус. Ул.Малая Митрофаньевская, 4Б

https://www.citywalls.ru/house10347.html

Производственный корпус. Ул. Малая Митрофаньевская, 4А

https://www.citywalls.ru/house10336.html

https://babs71.livejournal.com/385361.html

https://vecherka.spb.ru/?p=23186\

Петроградский механический хлебопекарный завод на Малой Митрофаньевской: история удивительного здания
16:10 09.12.2020

Завод возвели по проекту архитектора Л. В. Шмеллинга, также при участии инженера Н. Н. Нагеля. Особенно выразительным считался фасад главного производственного корпуса, обращенный на Московский проспект. В глубине квартала, в просвете между двумя многоэтажными зданиями, как бы возникает загадочный силуэт краснокирпичного здания с башней. Зубчатое завершение и богатая пластика придает утилитарному комплексу вид крепости. Именно на этом хлебозаводе впервые был применен механизированный способ выпечки хлеба. Архитектура производственного и конторского зданий завода — один из лучших примеров «готицизма» в промышленном модерне. Если сейчас в Санкт-Петербурге находится великое множество маленьких и средних пекарен, с широким ассортиментом выпекаемых изделий, то в начале ХХ века все было ровно наоборот. Население стремительно росло, городу требовалось увеличение объемов поставляемого хлеба, небольшие частные заведения потребность эту удовлетворить не могли, в связи с низким производством и малым количеством заведений в целом. Встала задача наладить производство хлеба в промышленных масштабах, но для этого нужно было разработать конструкцию завода, сделать производство максимально автоматизированным. Такую задачу и поставили перед инженерами города. Изначально вопрос о постройке городской хлебопекарни занимал Городское Общественное Управление Петрограда уже много лет, но реализация проекта откладывалась, поскольку было много нюансов, которые были связаны как с большими расходами, так и впоследствии с началом войны. Первой попыткой такого рода стал Петроградский механический хлебозавод, спроектированный и построенный инженерами Шмеллингом и Нагелем. Архитектура производственного и конторского зданий завода определена как один из лучших примеров «готицизма» в промышленном модерне. Инициативу взял на себя городской продовольственный комитет, во главе с графом И. И. Толстым. Ссылаясь на блестящий пример Москвы, которая вскоре после начала войны в короткий срок устроила городскую хлебопекарню, идею постройки завода решено было воплотить. Возникло предложение, исходатайствовать правительственную ссуду на сооружение городской механической хлебопекарни с печами усовершенствованного образца для ежедневной выпечки до 5,000 пуд. хлеба. Предварительная смета составленная в сумме 488,755 р. Эта сумма была одобрена Думой в заседании 16 сентября 1915 г., Далее после признания возможным удовлетворить ходатайство города об отпуске в ссуду упомянутой суммы на Продовольственном Совещании при Министерстве Земледелия и Землеустройства 23 октября 1915 г., начался процесс поиска приборов и механизмов для хлебопекарного завода. На тот момент, к сожалению, в России пока еще не было заводов, которые могли бы изготовить приборы и машины для хлебопекарен усовершенствованного типа. Соответственно, начался поиск зарубежных вариантов. Осенью 1915 г. начаолись переговоры с датской фирмой Стреммен в Рандерсе через ее представителя Дж Ф Валь «Соединенные Агентуры» в Петрограде. Переговоры быстро завершились подписанным контрактом — 4 ноября 1915 г. Одновременно с этим велись переговоры с петроградским Акционерным обществом товарных складов холодильников и элеваторов о досрочном освобождении арендованного у города земельного участка, предоставленного Думой под постройку хлебопекарного завода. Переговоры и последующая подготовка территории под постройку: вывозка обществом хранившихся у него на участке лесных материалов, сломка навесов, под которыми хранились эти материалы, а также заготовка всего необходимого для постройки заняла еще около месяца, поэтому сами работы по сооружению хлебопекарного завода начались только в декабре 1915 г. Следить за реализацией постройки должны были: Продовольственный Комитет на члена Управы В. Н. Новикова, заместителями которого на случай отъезда из Петрограда были избраны члены Управы К. Г. Голубков и М. Е. Лежоев. По выбытии В. Н. Новикова и К. Г. Голубкова из состава Управы, дело перешло в руки одного М. Е. Лежоева, который и довел его до конца при Городском Голове П. И. Лелянове, проявившем с первых же шагов своей деятельности высокий интерес к успеху постройки.Технический надзор был осуществлен следующим образом. Составление проекта и техническое руководство постройкой было возложено на Старшего Архитектора городской Управы Л. В. Шмеллинга, производителем работ был приглашен инженер- технолог Н. Н. Нагель и помощником ему окончившая высшие архитектурные курсы Л. А. Иванова. Постоянными консультантами были приглашены специалист по вопросам отопления и вентиляции преподаватель Института Гражданских Инженеров С. В. Баниге и заведующий первой городской хлебопекарней Коковцева гражданский инженер Б. Д. Бухаров. В виду зимнего времени и срочности работы здание хлебопекарни по необходимости предлагалась перепроектировать с каменного на деревянное; в центре здания следовало расположить собственно пекарню, а в боковых крыльях — с одной стороны — отделение для приготовления и формовки теста, а с другой – хлебохранилище. Второстепенные помещения административного и служебного характера можно было расположить более или менее произвольно, но в логической связи с расположением указанных отделов завода. При этом боковые крылья пришлось проектировать двухэтажными, а хлебохранилище трехэтажным. Из десяти печей проектированных для городского хлебопекарного завода было предположено 8 — двухъярусными и 2 — трехъярусными, причем третий ярус без выдвижного пода и предназначается специально для выпечки так называемых французских булок. Общая производительность 10 указанных печей могла достигать 5,000 пуд. хлеба в сутки, при чем кроме черного хлеба и французских булок, о которых говорилось выше может выпекаться ситный, полубелый, кисло-сладкий хлеб и пр. Машины для изготовления и формовки были выбраны простейшие, отвечающие своим задачам, в связи с чем было установлено следующее количество аппаратов: 2 просеевательные машины с сетчатыми барабанами 4 тестомесительных машины с вилкообразными вращающимися рычагами и 4 формовочных машины. К этому комплекту присоединились 24 металлических дежи (квашни), передвигающиеся на постоянных тележках и вращающиеся на своих осях и 50 катучих этажерок для подвозки теста уложенного в формы к печам и печеного хлеба из печей к хлебохранилищу. Хранилище планировалось устроить для хранения примерно суточного запаса печеного хлеба, т. к. с точки зрения гигиены недопустим выпуск в продажу горячего хлеба. К тому же через 24 часа хлеб, будучи вполне свежим, в то же время приобретает уже более постоянный вес; наконец и отпуск хлеба потребителям происходит, главным образом, утром и к этому сроку необходимо накоплять по возможности полный его запас. Проект завода был составлен соответственно всем перечисленным условиям, и к постройке его можно было приступить- как было указано выше в декабре 1915 г. Петроградский механический хлебозавод , он же Городской механический хлебопекарный завод состоял из комплекса построек: административный корпус и производственный корпус. Однако, зимние условия усложняли и затрудняли работу. Особенно тяжелыми были работы земляные, так как большие морозы превратили грунт в камень; для устройства фундаментов под печи и для кладки самих печей было устроено временное здание, тепляк, температура в котором постоянно поддерживалась выше 0 и работы производились при искусственном освещении. В тепляках же возводились также каменные столбы, поставленные во всех особенно ответственных местах. Кроме здания самого завода на участке был построен амбар для склада муки в количестве до 30,000 пуд., переустроен и расширен небольшой деревянный дом, существовавший на участке и купленный от арендатора, и приспособлен для хранения топлива строительных материалов и т. п. один из навесов, сохранившийся от прежнего времени. К амбару для муки была подведена железнодорожная ветка от путей Николаевской железной дороги, проходящих вдоль границы участка; равным образом, к заводу могли быть легко подведены и рельсы трамвая, проходящего по Забалканскому проспекту. Поэтому, кроме гужевого и автомобильного способов подвозки муки и отвозки хлеба, впоследствии, по окончании военных лет, можно было пользоваться железнодорожным и трамвайным сообщением завода с городом и его окрестностями. Равным образом имеется возможность для завода соединиться узкоколейным путем с городскими продовольственными складами, расположенными по близости, на Горячем поле. Что касается вышеупомянутого одноэтажного деревянного дома, то он приспособлен и расширен с целью расположения в нем следующих помещений: медицинского кабинета, лавки для продажи хлеба публике и квартир заводского механика, фельдшера, экспедитора и дворников. Лаборатория же для исследования муки и хлеба расположена в самом здании завода, во втором этаже, рядом с просевательным отделением. Таким образом, строительство зданий хлебозавода, которое началось в военное время, было завершено только в первые послереволюционные годы. Производство было запущенно в 1918 году. На тот момент, оно сильно опережало свое время. Конструкция завода оказалась слишком сложной и требующей тщательного обслуживания, невозможного в условиях ограниченных ресурсов революционного и военного периодов. В итоге в советское время завод сменил профиль – тут ремонтировали механизмы других хлебопекарных предприятий. Сегодня здесь располагается корпус бизнес-центра «Маяк»

http://kanoner.com/2010/09/10/17419/

Краснокирпичный Петроградский хлебозавод начали штукатурить
10/09/2010 22:50

Краснокирпичный Петроградский механический хлебозавод на Малой Митрофаньевской улице, 4, в Петербурге начали штукатурить, несмотря на то что это нарушает авторский замысел. Памятник модерна сегодня является выявленным объектом культурного наследия. Как рассказал сегодня корреспонденту «Карповки» краевед Виктор Мудров, работы начались предположительно в конце августа — начале сентября. На одном из корпусов, выходящем на улицу, появились леса, и рабочие принялись облицовывать фасады штукатуркой. Комплекс Городского механического хлебопекарного завода создавался с 1915 по 1918 год. Его авторы — гражданский инженер Леонтий Шмеллинг и инженер-техник Николай Нагель. Господин Шмеллинг известен проектом здания Политехнического института.

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия