Электрическая и насосная станция Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

Набережная Обводного канала, 70
1870е годы, арх.не установлен

https://www.citywalls.ru/house5614.html

Здание станции. При обсуждении вопроса о сооружении электрической станции для нужд пассажирской станции с одной стороны, и об устройстве водоснабжения для нужд пассажирской, товарной и сортировочной станций, с другой стороны, было решено обе эти функции сосредоточить в одном здании, от чего получается значительная экономия не только по сооружению, но и по эксплуатации вследствие объединения паровой энергии.

Принимая во внимание высокую стоимость воды из городского водопровода (0,05-0,07 коп. за ведро), полную непригодность артезианской воды в пределах СПб и его окрестностей, как это выяснено примерами существующих артезианских колодцев и , наконец, значительным отдалением станции СПб-хозяйственный от реки Невы , самым подходящим источником водоснабжения следовало признать Обводный канал, не смотря на его весьма значительное загрязнение. Что загрязнение Обводного канала не делает воду совершенно непригодной для технических целей, наглядным образом показывает пример расположения на его берегах фабрик и заводов, пользующихся его водой для питания паровых котлов. Произведенные анализы воды из канала, взятой в месяцы ее наибольшего загрязнения, показали лишь необходимость механической ее очистки. Независимо от упомянутой высокой стоимости воды из городского водопровода, полное обеспечение ею станций во всякое время года или при больших пожарах, является довольно проблематичным, как видно на примерах других СПб ж.д. станций.

На основании изложенного для СПб станций СПб-Витебской ж.д. проектировано водоснабжение из Обводного канала, и водоподъемное здание , соединенное с электрической станцией сооружено на левом берегу Обводного канала на25 саженей выше ж.д. моста. Место расположения здания удобно и в смысле сравнительно небольшого расстояния электрической станции от центра потребления электрической энергии.

Таким образом, по своему назначению здание распадается на две части: электрическую станцию и водоподъемное здание. Здание главным своим фасадом обращено к Обводному каналу.

Электрическая станция заключает в себе два помещения : котловое и машинное. Котловое отделение одноэтажное, с внутренней площадью 30,68 кв. саж. и высотой 3 саж. Стропила железные. Входная дверь со стороны заднего фасада. Помещение освещено 6 окнами – с главного и заднего фасадов. Машинное отделение также одноэтажное, площадью 37,31 кв. саж. и высотою 3 саж. без потолка, с теплой подшивкой по стропильным ногам железных стропил английской системы. Освещение с трех фасадов. Вход со стороны бокового фасада через светлый тамбур. Над помещением на контрфорсах установлен мостовой подъемный кран на 5 т. Помещение отапливаемое.

Водоподъемное здание вмещает в себя помещения: насосное, фильтровое и мастерскую. Насосное отделение помещается в нижнем этаже двухэтажной части здания, между котловым и машинным отделениями, со стороны заднего фасада. Площадь отделения 13 кв. саж., высота 1,5 саж. Во всю площадь пола устроен сухой колодезь глубиной в 1 саж. для установки насосов. Помещение это сообщается с расположенной над ним мастерской с помощью винтовой лестницы. Отделение для фильтров трехэтажное с подвальным помещением . Нижний этаж назначен для резервуаров чистой воды, площадь его 11,92 кв. саж. и высота 2,5 саж.; верхний – для отстойных резервуаров, площадь 13,72 кв. саж. Полы в верхнем и среднем помещениях устроены на железных балках с бетонными сводиками. Сообщение между этажами устроено с помощью винтовой лестницы. Стены всех помещений штукатурены, кроме котлового помещения, где они только побелены. Здание снаружи не штукатурено, а лишь выкрашено в натуральный цвет красного кирпича.

Станция оборудована двумя электромашинными агрегатами в 100 и 200 сил, при чем применены паровые машины компаунд с охлаждением пара. На станции установлены три паровозных котла, каждый с поверхностью нагрева в 120 кв. м и 2,5 кв. м колосниковой решетки. < 1 саж.= 2,133600 м; 1 кв. саж. 4,5522 кв.м>

(«Альбом гражданский сооружений общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» Санкт-Петербург : Типография Градоначальства 1908 С. 45-47)


В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1603)

1904-1907. Электрическая и насосная станция Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

1904-1907. Электрическая и насосная станция. Внутренний вид

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия