Мясокомбинат имени С.М.Кирова

1930-1933, арх.Н.А.Троцкий, Р.Я.Зеликман, Б.П.Светлицкий

Московское шоссе, 13

Мясокомбинат имени С.М.Кирова

Мясокомбинат им. С.М. Кирова (с оградой и теплоэлектроцентралью). 1930-1933, 1930-1933, арх.Н.А.Троцкий, Р.Я.Зеликман, Б.П.Светлицкий. Московское шоссе, 13.
https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/3808/, выявленный объект культурного наследия. Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001

Ограда 1930-1933 . Московское шоссе, 13.
https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/3811/. Выявленный объект культурного наследия. Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001

Мясокомбинат им. С.М. Кирова. 1930-1933. Московское шоссе, 13.
https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/3809/. Выявленный объект культурного наследия. Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001.

Скульптуры быков (две). 1824-1827. Московское шоссе, 13.
https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/3812/. Объект культурного наследия федерального значения. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.
https://kartarf.ru/dostoprimechatelnosti/263102-skulptury-bykov-dve

Памятник государственному деятелю Кирову С.М. 1937. Московское шоссе, 13.
https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/3813/. Объект культурного наследия федерального значения Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

Теплоэлектроцентраль . 1930-1933 . Московское шоссе, 13.
https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/3810/. Выявленный объект культурного наследия. Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001

История предприятия

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

Замечательным памятником промышленной архитектуры является комплекс мясокомбината, построенный в годы первой пятилетки. Здание было заложено в 1931 году в 14 километрах от Ленинграда на заболоченном пустыре и построено методом "народной стройки" в короткий срок - за 13 месяцев. Архитектураная часть проекта выполнена одним из ведущих зодчих межвоенного периода Н.А.Троцким совместно с архитектором Р.Я.Зеликманом и Б.П.Светлицким. Предприятие должно было стать центром вновь осваиваемой территории, своеобразными воротами при въезде в город. Внешний облик комплекса с высоко взметнувшейся вверх башней символизируют подъем советского промышленного производства. Поставленный на плоском рельефе, главным фасадом к городу, он виден издалека. Авторы стремились выразить в нем мощь и динамизм эпохи, увязать требования прогрессивной технологии с высокохудожественным образным решением утилитарных построек. Производственный процесс, наиболее прогрессивный для того времени, был основан на американской технологии с компактным размещением основных циклов в одном объеме и максимальной механизацией. Каждое звено производственного цикла выделено в самостоятельный, геометрически четкий объем. Вместе с тем все они неразрывно связаны в единую композиционно-технологическую систему. Комплекс состоит из холодильно-колбасного цеха, здания "лайфстага" (предубойного содержания скота), заводов фабриката и переработки и теплоэлектроцентрали. Корпуса расположены параллельно Московскому шоссе и соединены между собой переходами. В композиции доминирует шестиэтажное здание колбасного цеха с административной башней. Это мощный параллелепипед, неостекленные плоскости стен которого прорезаны консольным бетонным козырьком. Динамично врезанная в него 42-метровая башня служит главным опознавательным знаком всего ансамбля. Она как бы составлена из двух всеченных друг в друга вертикальных пластин. Башня сообщает строго конструктивной архитектуре комплекса ярко выраженный экспрессионистский оттенок. На верхней отметке башни расположена смотровая площадка. Фасады остальных зданий построены на контрасте больших глухих и остекленных площадей, последние варьируют либо в виде витражей, либо в виде ленточного остекления. Главный вход на территорию предприятия фланкируют скульптуры быков работы В.И.Демут-Маликовского, перенесенных сюда со скотопригонного двора на Московском проспекте. Построенный на южной окраине города мясокомбинат с его запоминающимся силуэтом является доминантой обширной территории. За инженерные и архитектурные достоинства комплекс был отмечен "Гран При", дипломом и большой золотой медалью на Парижской международной выставке 1937 года. Ныне в его стенах размещается ОАО мясокомбинат "Самсон". Основные производственные здания содержатся в удовлетворительном состоянии, чего нельзя сказать об административно-водонапорной башне. Ее основные первоначальные функции отпали, но знаковое и архитектурно-художественное значение башня сохранила. Требуется немедленное восстановление этого важного элемента комплекса, рекомендованного к включению в Список памятников истории и культуры как яркий образец архитектуры конструктивизма, выдающийся памятник промышленного зодчества периода советской индустриализации и пример творчества талантливого мастера архитектуры Н.А.Троцкого.


https://www.citywalls.ru/house8058.html

Комплекс мясокомбината - крупнейшая работа Ноя Троцкого, мастера конструктивизма. В 1930 г. в Ленинграде начинается строительство нового мясокомбината. Гигантский завод должен был обеспечить мясопродуктами весь город. Мясокомбинат вступил в эксплуатацию в 1933 г. В 1934 г. ему было присвоено имя Кирова. Строительство велось на отдаленной в то время от города территории в сжатые сроки методом "народной стройки". Конструкции выполнены из монолитного железобетона, заполнение стен из шлакоблоков. Для отдельно стоящего здания ТЭЦ спроектировали тонкие железобетонные складчатые стены. Здание ТЭЦ выполнено из железобетонных складчатых стен толщиной всего 30 см. Процес был организован по типу американского и максимально механизирован. Для каждого этапа производственного цикла было возведено самостоятельное сооружение, которые соединялись в единую композиционно-технологическую систему. Комплекс включал холодильно-колбасный цех, лайфстаг (корпус предубойного содержания скота), корпуса отдела фабрикатов и утилизации. Корпуса сообщались надземными переходами. Шестиэтажный холодильно-колбасный цех завершен 42-метровой башней, которая служила водонапорной и включала административные помещения. Башня образована двумя всеченными один в другой вертикальными объемами. Цех имеет глухие стены, прочерченные высокими пилонами. Объем башни прорезан полосами остекленения. На Всемирной выставке 1937 г. в Париже комплекс мясокомбината был отмечен золотой медалью. В сентябре 1941 г. оборудование эвакуировано в глубь страны и частично на Выборгскую сторону, а здесь была вторая линия обороны. Когда командующим фронтом стал Л. А. Говоров, он на башне организовал артиллерийский пункт корректировки огня. На комбинате был организован выпуск пищевых концентратов, продуктов питания из пищевых заменителей, лечебных препаратов, изготовление холодного оружия, гранат и др. За время войны на территорию комбината попало около 6 тыс. бомб и снарядов. Награждён орденом Ленина (1971), Трудового Красного Знамени (1944). Имелись клуб, музей боевой и трудовой славы (основан в 1970), стадион. На территории М. - памятник Кирову (1937, скульптор Н. В. Томский), памятник «Бойцу» (1975, архитектор А. П. Черницкий). Многотиражная газета «Мясной гигант» (с 1931).

У ворот предприятия установлены бронзовые фигуры быков работы В. И. Демут-Малиновского. В 1824 г. скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский получил заказ на изготовление фигур быков для Скотопригонного двора на Обводном канале (Московский пр., 65), построенного по проекту арх. И. К. Шарлеманя (молокозовод "Петмол"). В 1897 г. парные скульптуры были отлиты в бронзе. Скульптуры отлиты мастерами братьями Дмитриевыми, которые, по преданию, назвали быков Взорушка и Невзорушка. В 1936 г. скульптуры перемещены на территорию Ленинградского мясокомбината. В сентябре 1941 г. мясокомбинат был эвакуирован на Выборгскую сторону. Скульптуры сняли с пьедесталов и закопали на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В феврале 1944 г. началось восстановление цехов мясокомбината, многие из которых были полностью разрушены. Весной 1946 г. скульптуры быков подняли из укрытия и на платформах перевезли к воротам мясокомбината.

На территории комбината в сквере находится памятник С. М. Кирову работы скульптора Н. В. Томского. Открыт 21 марта 1937 г. Прямоугольный пьедестал из серого гранита украшен горельефами, тематическим связанными с работой комбината, строительство которого Киров курировал лично. Один из горельефов - «Киров в компрессорном цеху». Мясокомбинат был любимым объектом Кирова, во время объездов предприятий он его посещал обязательно. С того места, на котором стоит памятник, Киров в один из своих последних приездов в бинокль осматривал здание завода первичной переработки скота. Сейчас он является памятником монументального искусства федерального значения вместе с двумя скульптурами быков работы В. И. Демут-Малиновского. На территории, недалеко от памятника Кирову, находится Памятник сотрудникам Ленмясокомбината им. С. М. Кирова, погибшим в годы ВОв - памятник "Бойцу". Открыт в 1971 г. (скульптор А. П. Черницкий, арх. И. И. Фомин)

(Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель. СПб. Коло, 2008. С. 184-189)

При Романове 70% скота для комбината давала Ленинградская область. Объединение "Самсон". Некоторые корпуса и в том числе башня не используются и разрушаются. В начале 2010-х гг. на территории мясокомбината было несколько разных предприятий. Остальная территория - в запустении. Ворота уже давно не работают, с обратной стороны заросли кустами. Заросла и почти вся территория, а огромные корпуса, построенные в стиле конструктивизма в 1930-х гг., разрушаются. До конца 1990-х ОАО "Самсон" (бывший Первый мясокомбинат им. Кирова) был крупнейшей мясоперерабатывающей фабрикой СПб. В 1980-е комбинат выпускал до 240 т продукции в сутки, в 1990-е гг. - до 100 т. В 1999 г. 12% акций комбината было приобретено Московским индустриальным банком (МИБ), которому удалось вывести большую часть активов комбината в семь дочерних предприятий. В июле 2000 г. теруправление ФСФО по Северо-Западному округу инициировало на комбинате процедуру банкротства. К этому времени на балансе ОАО находятся лишь ТЭЦ, стадион и две хозяйственных постройки. В 2000 г. Мясокомбинат "Самсон" признан банкротом. В настоящее время принято решение о ликвидации предприятия, существуют планы застройки территории.

Старые фотографии

1933. Мясокомбинат им. С.М.Кирова

1934-1940. Мясокомбинат имени С.М.Кирова

1933-1939. Мясокомбинат им. С. М. Кирова

1938-1939. Ленинградский мясокомбинат имени С.М.Кирова

Корпус 1. Основные производственные цеха

Штиглиц М.С. Промышленная архитектура Петербурга. 1996

Корпус АИ. Лайф-стаг

https://www.citywalls.ru/house32233.html

Лайф-стак (вероятно, от англ. “livestock” – «скот») – так в 1930-е гг. на советских мясокомбинатах называли цех предубойного содержания скота. «Предубойное содержание скота играет значительную технологическую роль в дальнейшем деле получения высококачественной продукции. В частности, скот не должен терять в весе, к убою должен быть подан здоровым, чистым и с очищенным пищеварительным трактом» ([3*], С. 19). Термин «лайф-стак» встречается не только в проектной документации ЛМК, но и в «Технической энциклопедии» 1930-х гг.: «Свиньи перед убоем выдерживаются (в лайф-стаке) без корма не меньше 12ч. (12-24 ч) …<…> Из цеха предубойного содержания (лайф-стак) свиньи поступают в убойный загон…» ([2*], Стб. 132). Но уже в альбоме «Гигант мясной индустрии», изданном в 1936 году, этот термин появляется в искажённой форме – «Лайф-стаг» ([3*], С. 19). В современной литературе, посвящённой архитектуре ЛМК, это здание обычно упоминается как «лайфстаг». Например, в книге «Архитектура ленинградского авангарда» авторы пишут: «Геометрию прямоугольных объёмов контрастно оттеняет закруглённая часть лайфстага с дугообразными прорезями горизонтальных окон» ([4*], C. 189). Действительно, закруглённые углы северного торца и узкие ленточные окна отличают мощное семиэтажное здание лайф-стака от остальных корпусов ЛМК. Скот мог поступать в здание прямо из вагонов по эстакаде на южном конце фасада – на «Плане благоустройства…» ([1*], С. 153) видна железнодорожная ветка, заканчивающаяся у этой эстакады. «В Лайф-стаке начинался технологический процесс убоя и переработки скота на комбинате. В специальных «базках» с кормушками и водопоем, находящимися во всех семи этажах Лайф-стака, размещался скот в размере двухдневной потребности комбината, рассортированный по партиям. По мере надобности (для убоя) скот по отлогим ступеням подавался в 6-й – 7-й этажи. Слабый скот подавался на подъёмнике. Предназначенный для убоя скот, проходя предубойные бухты, подавался по соединительным мостам из Лайф-стака в убойно-разделочный корпус. Здание Лайф-стака имеет сложную структуру. Конструктивная основа здания – железобетонный монолитный каркас с шлакоблочным заполнением стен, облицованных кирпичом. Здание семиэтажное, площадью застройки 2444 кв. метра, строительной кубатурой около 60.000 куб. метров» ([1*], С. 53). Приказом Председателя КГИОП №15 от 20.02.2001 четыре производственных корпуса (включая Лайф-стак), ТЭЦ и ограда с воротами были включены в «Список выявленных объектов культурного наследия». В «Учётной карточке» КГИОПа, составленной в 2009 году, но так и не утверждённой ([1*], C. 8), Лайф-стак описан как «Образец промышленной архитектуры периода конструктивизма. Неотъемлемый элемент комплекса построек предприятия. Предметы охраны: Объёмно-пространственная композиция здания, конфигурация объёма, капитальные стены, архитектурное решение и декоративное оформление фасадов, характер фасадной поверхности (железобетон), конструкции». ([1*], С. 350)

В настоящее время (2020 год) здание заброшено и постепенно разрушается.

Ссылки:

[1*] - Акт по результатам гос. историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Мясокомбинат им. С. М. Кирова (с оградой и теплоэлектроцентралью)»…, СПб, 2018. http://kgiop.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2018/03/13/01-26-1969.pdf
[2*] - «Техническая энциклопедия», 2-ое изд., т. III, изд-во «Советская энциклопедия», М., 1937, статья «Бэконное производство»
[3*] - Альбом «Гигант мясной индустрии. Строительство и эксплоатация Ленинградского мясокомбината им. С. М. Кирова. 1932-1935»; издание Лен. мясокомбината им. С. М. Кирова, Л., 1936.
[4*] - Б. М. Кириков, М. С. Штиглиц, «Архитектура ленинградского авангарда», СПб, «Коло», 2008

Фотографии 16 апреля 2023 года

Корпус АЗ. Раздевалка

https://www.citywalls.ru/house32215.html

В документах и на планах 1930-х гг. это длинное четырёхэтажное здание называется просто - "Раздевалка" (см., напр., "План благоустройства..." 1936 г. [1*], С. 153). Строить его начали в 1932 году, а уже к 1 мая 1933 года сдали в эксплуатацию - одновременно с основными цехами комбината ([1*], С. 55). В "Раздевалке" рабочие могли не только переодеться, но и помыться в душевых, подстричься в парикмахерской и даже сделать "производственный маникюр"! Здесь же проводились регулярные медицинские осмотры ([2*], С. 61). С производственными цехами здание "Раздевалки" соединено длинным крытым надземным переходом. Сооружён он очень высоко - на уровне пятого этажа, так что на крыше "Раздевалки" пришлось сделать надстройку. Здание не включено в состав выявленного объекта культурного наследия - "Мясокомбинат им. С. М. Кирова..." и, вероятно, будет рано или поздно снесено под жилую застройку.

[1*] - Акт по результатам гос. историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия «Мясокомбинат им. С. М. Кирова (с оградой и теплоэлектроцентралью)»…, СПб, 2018
http://kgiop.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2018/03/13/01-26-1969.pdf

[2*] - Альбом «Гигант мясной индустрии. Строительство и эксплоатация Ленинградского мясокомбината им. С. М. Кирова. 1932-1935»; издание Лен. мясокомбината им. С. М. Кирова, Л., 1936.
http://dspace.nplg.gov.ge/bitstream/1234/308519/4/Gigant_Miasnoi_Industrii_1935.pdf

Литера ВМ. Теплоэлектроцентраль, 1930-1933

https://www.citywalls.ru/house33112.html

Фотографии 16 апреля 2023 года

Литера АЯ. Ремонтно-механческий завод. 1930-1933

https://www.citywalls.ru/house33117.html

Литера АЖ. Утиль-завод и убойно-разделочный цех

https://www.citywalls.ru/house33111.html

Литера АФ. Трансформаторная подстанция электросети. 1930-1935

https://www.citywalls.ru/house33113.html

Ограда. 1930-1933

Памятник гсоударственному деятелю Кирову С.М., 1937

Скульптуры быков (две). 1824-1827

Хронология

https://online812.ru/2012/03/27/009/

Что будет с петербургским мясокомбинатом, когда его начнут застраивать жильем

Кроме территории бывшего молочного комбината на Московском проспекте, которую уже начали застраивать*, в Петербурге есть не менее важная промышленная территория - бывшего мясокомбината им. Кирова. На его месте тоже собираются развернуть напряженное жилищное строительство, а ряд его зданий, как и в случае с молочным комбинатом, являются памятниками архитектуры. И они в любой момент могут быть утрачены.

Архитектурный троцкизм

Мясокомбинат в Московском районе (Московское шоссе, 13), носивший имя С. М. Кирова, был построен в 1930 – 1933 гг. на краю Ленинграда, в районе Средней Рогатки по типу Чикагских боен, как и остальные восемь мясокомбинатов, которые строили по СССР. Площадь территории, которую занял мясокомбинат, - 100 га. Руководителем коллектива архитекторов являлся Ной Абрамович Троцкий (1895 – 1940), классик советского конструктивизма. Соответственно мясокомбинат является памятником этого стиля и одновременно эпохи индустриализации в СССР.

В соответствии с производственным циклом была выстроена цепь отдельных сооружений мясокомбината, объединенных в единую систему не только технологически, но и композиционно. Холодильно-колбасный цех, лайфстаг (предубойного содержания скота), фабрикатов и утилизации соединены надземными переходами. Здание ТЭЦ выполнено из железобетонных складчатых стен. Большинство объемов сооружений – прямоугольные.

Доминантой комплекса является 9-этажный холодильно-колбасный цех с 42-метровой (9-этажной) водонапорной башней (ТЭЦ еще не вступила в строй, а вода была нужна для технических нужд), включавшей также административные помещения. Аналогичная башня Троцкого сделана доминантой Кировского райсовета. В сентябре 1941 г. мясокомбинат был эвакуирован на Выборгскую сторону, а здесь была вторая линия обороны. Когда командующим фронтом стал Л. А. Говоров, он на башне организовал артиллерийский пункт корректировки огня. До Пулковской горы отсюда всего 3 км.

На территории комбината стоит памятник С. М. Кирову работы скульптора Н. В. Томского (открыт 21 марта 1937 г.). Прямоугольный пьедестал из серого гранита украшен горельефами, тематическим связанными с работой комбината, строительство которого Киров курировал лично. Один из горельефов – «Киров в компрессорном цеху». Мясокомбинат был любимым объектом Кирова, во время объездов предприятий он его посещал обязательно. С того места, на котором стоит памятник, Киров в один из своих последних приездов в бинокль осматривал здание завода первичной переработки скота. Должны были поставить оконные рамы, и Киров проверял, привезли ли рамы в соответствии с его указанием. Киров контролировал каждый гвоздь.

Кстати, этот памятник Кирову первоначально предназначался для установки на площади Стачек, но не понравился первому секретарю обкома и горкома А. А. Жданову. Якобы сомнительной показалась поза: «Он что, анекдоты на охоте рассказывает? (Киров был заядлым охотником). Это не руководитель». В итоге памятник оказался на закрытой территории мясокомбината. Сейчас он является памятником монументального искусства федерального значения вместе с двумя скульптурами быков работы В. И. Демут-Малиновского, созданными в 1827 г. и перенесенными сюда с Московского пр. в 1936 году.

В приказе КГИОП от 20 февраля 2001 г. мясокомбинат с оградой и теплоэлектроцентралью включен в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Его состояние определено как хорошее, чего сейчас уже никак не скажешь. Кстати, в этот же список включены жилые дома мясокомбината по Московскому шоссе (1936 – 1941). За истекшие 11 лет этот статус не изменился.

Состояние, в котором сейчас находятся архитектурные памятники, плачевно, что видно по водонапорной башне, в окнах которой выбиты стекла. Очевидно, КГИОП о башне Троцкого совсем забыл, как забыл он и о скульптурах быков, которым в этом году исполняется ровно 185 лет. Поверхность скульптур покрыта в ряде мест трещинами, куда попадает вода, что, естественно, способствует активному разрушению.

Для нас с фотокорреспондентом Лидией Верещагиной экскурсию по территории комбината и музею провела его заведующая Алла Кожевникова. И мы осмотрели исторические артефакты в виде знамен, винтажные вещи вроде настольных статуэток Кирова и старинных пишущих машинок, а также фрагмент кабинета первого директора комбината Алексеева. Реликвии советского времени тщательно сохранены.

Чтобы у нас все было, а нам ничего за это не было

На поверхности сюжета о постсоветской судьбе мясокомбината лежит его «захват кавказцами» (так об этом писали в СМИ и в интернете). Однако более внимательное изучение показывает, что деградация производства началась с 1992 года, с деятельности администрации А. Собчака.

Рассказывает главный инженер Н. П. Слюсаренко: «Собчака повесить надо за одно мужское дело на ель и всё… Вы, корреспонденты, сейчас начали ходить, разбираться. А когда 1992 год был, никто не приходил. Приходила сюда Салье. Так вот Салье приходила, она меня 10 раз снимала с работы. Вот мы работали, Романов сделал так, что 70% скота для комбината давала Ленинградская область. Наши свиньи прекрасного качества, и мы ели то, что надо. А что сделали Ельцин, Собчак? Им НАТО разгрузил все свои склады, на которых мясо лежало четыре года. Нам привозили это мясо сюда, мы из этого мяса делали колбасу по цене 2 руб. за килограмм. И у нас стояла очередь на километр, кооперативы брали, 5, 10, 100 кг. Городу нужны были быстро деньги, чтобы выплатить пенсионерам.

Я с Собчаком не говорил, я Салье говорил: колхозы же мы загробили, у меня в актовом зале сидят председатели колхозов, человек 50, и все они просят: возьми мясо на убой. А я отвечаю: я не могу взять, мне запрещено, меня снимают с работы и так. Мне 170 вагонов пригнали мороженого мяса, чтоб я брал и делал колбасу. На вас наплевали, идите туда, разбирайтесь, почему так. И их угробили. Они потом сами начали бить, на дорогах продавать, часть подохла… Как они могут бить, если я бил 3500 свиней, мог за сутки убить, а крупного рогатого скота 1000 голов, а они могут 2 - 3 головы, ну 10, и то не могут убить. И их бросили, и все это полетело».

Потом наступил 1996 год и новый период – деятельности губернатора В. Яковлева. Рассказывает главный инженер Н. П. Слюсаренко: «На выборах (губернатора Петербурга в 199наш генеральный директор все-таки занял позицию поддержки Собчака, мы проплачивали избирательные участки (? – М.З.). И мы проплачивали, конечно, за Собчака, все-таки за Собчака, потому что про Яковлева говорили, что он связан с криминальными структурами. А наши криминальные структуры здесь каждый день появлялись, Костя-Могила и другие, они все хотели нас прибрать к рукам. Здесь такое было, это не передать вам. И мы на Яковлева не дали денег.

И Яковлев, когда стал мэром, он, по слухам, сразу сказал, что этого предприятия не будет. И все перенесли на “Парнас”. А на “Парнасе” бандиты работали тамбовские, я вам официально заявляю, все они руководили, и они сюда приезжали на машинах, у нас уже развал, они приезжали на машинах, чтобы производить дележ, решать, как забирать, что… А нам чтобы перейти на “Парнас”. И где сейчас этот “Парнас”? “Парнаса” нету.

А наше предприятие сейчас даже за счет аренды существует. Я всех пенсионеров держу, никто не помирает, осталось 500 человек, было 6000. Теперь здесь 200 арендаторов, они тоже работают, кормят свои семьи. Все питерские, все работают. Мы работаем на город. Люди получают зарплаты, не выходят на забастовки.

У нас специалисты были, они ушли в “Ленту”, в мясные отделы и в рыбные. Они ушли мастерами, руководителями. Во всех “Лентах” наши люди работают».

Экономическая деятельность «Самсона» в период правления губернатора Яковлева, в двух словах была, по словам Н. П. Слюсаренко, такой: «Если бы был честный рынок, Москва никогда бы нас не выбила, а так они построили торговые точки: «Карусель», «Метро»… Туда мы войти не можем. Потому что для того, чтобы нам войти в эти торговые предприятия, нам надо за каждый вид продукции платить по 10 000 долларов. Это официально делается, все знают. Что такое вид? Колбасы мы делаем 110 видов. Откуда мы можем такие деньги взять? В сутки комбинат вырабатывал 300 т колбасы, но продавать было негде».

Что же из-за границы мясо выгоднее везти? – спрашиваю.

«Дайте мне метр границы, и я стану большим человеком. Были времена – сейчас я не знаю, я уже отошел от мяса, я только арендой занимаюсь – когда посчитали, сколько завезено печенки, то оказалось, что ее в мире столько не может существовать. Допустим идет филейная вырезка, а завезена печенкой. На контейнере написано: печень, таможенный сбор мизерный, а везут вырезку… Всё мясо завозят из-за границы, все стада погробили в 1992 году. Вы думаете, восстановить легко? Поля проданы…»

Петербургские быки проти волков из Ичкерийского леса

Во времена В. А. Яковлева мясокомбинатом путем приобретения акций в 1998 г. завладел Московский индустриальный банк, кстати, нынче располагающийся в построенном в 1935 г. здании дирекции комбината. Акции продал банку последний директор Ю. Савельев и исчез (ходят слухи, у него в Дрездене недвижимость). А в 2000 г. комбинат стал банкротом.

Владеет сейчас Московским индустриальным банком семья Арсамаковых во главе с президентом банка Абубакаром Арсамаковым (род. 1956), у которого 24,47% акций банка, житель Чеченской Республики Ахмад Каримов контролирует 19,72% акций, Нурди Солцаев - 11,72%, Малика Абубакирова - 4,84%, Махмуд Курбанов - 4,71%, инвестиционный фонд Firebird - 3,70%. Это и есть те люди, которым принадлежит теперь территория примерно в 100 га и памятники архитектуры Петербурга.

В комическую историю борьбы чеченских кланов, которая совершалась в лихие нулевые (в 2006 – 2009 гг.) за эти 100 га ленинградско-петербургской земли я вдаваться не буду, это совсем скучная тема, меня интересует только одно: что здесь будут строить и по каким проектам? И сохранятся ли при этом памятники архитектуры? Я не против строительства, но проект должен быть документом публичным, его должна видеть и обсудить и заинтересованная общественность, и Градостроительный совет Петербурга.

Сейчас жилищное строительство уже разворачивается: с противоположной от главного входа южной стороны мы обнаружили складированную опалубку для литья междуэтажных перекрытий. Сама территория для начала работ готова – когда комбинат работал, здесь, в загонах, проводили предсмертные дни (часы) своей жизни коровки и свинки, поскольку сразу весь скот цеха комбината переработать не могли. Теперь это просто гигантский пустырь.

Итак, опалубку завезли, а про проект, про высотность, про планировку на территории 100 га не слышно ничего. Все остается тайной. И от уровня культуры инвестора, баланса между его уровнем культуры и его уровнем алчности напрямую зависит, будут ли сохранены памятники архитектуры конструктивизма. Понятно, что в них можно устроить и стильный бизнес-центр, и музейное пространство, но гораздо выгоднее уничтожить и все застроить бесстильными остекленными коробками, какие уже сейчас можно наблюдать на Московском шоссе на его четной стороне.

Тайной остается и договор между инвестором и Петербургом: есть ли он вообще, а если есть, то внесено ли в него обременение, включающее сохранение и реставрацию памятников. К числу охраняемых объектов отнесены ограда со стороны Московского шоссе, ТЭЦ, памятник Кирову и быки 1827 года рождения.

Современное типовое строительство, которое осуществляют, практически не глядя на то место, куда его внедряют, стилистически никак не сочетается с индивидуальной архитектурой, с чем-то необычным. Вписать в проект все существующие сегодня предметы охраны, включая башню Троцкого и «Мироныча» – это трудно для сотрудников архитектурных отделов строительных фирм, и компьютерных программ, заменяющих чертежников. Я вообще не вижу, кто мог бы предложить решение для этой территории сегодня в Петербурге и потому полагаю, что вновь выявленные объекты в конец концов уйдут в небытие.

Понятно, что город будет подчиняться инвесторам, если будет и дальше сидеть без авторитетного главного архитектора с правами и обязанностями и без Градостроительного совета с правом решающего голоса, если и впредь Комитет по градостроительству и архитектуре будет работать как Комитет по земельным ресурсам, а КГИОП безразлично наблюдать.

Не интересует тема мясокомбината им. Кирова и ВООПИиК вкупе с «Живым городом». Если от ВООПИиКа я ничего и не ждал, ибо этот клуб пикейных жилетов в целом безразличен к судьбе городской исторической архитектуры, а больше озабочен демонстрацией лояльности по отношению к властям и постоянством приглашений в Смольный на бессмысленные заседания, то от «Живого города» еще можно было ожидать какой-то активности. Но, видимо, властям удалось ее либо погасить, либо направить по ложному руслу. С детьми это легко.

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ. http://www.online812.ru/2012/03/27/009/

http://kanoner.com/2012/04/11/39326/

Застройка мясокомбината «Самсон» начнется в 2013 году
11/04/2012 17:24

Строительство на территории бывшего мясокомбината «Самсон» на Московском шоссе, 13, начнется в 2013 году. В будущем там планируется крупный жилой комплекс. Сейчас участок площадью 30 гектаров, на территории которого стоит главное здание мясокомбината, находится в собственности ООО «Самсон» и связанного с ним ОАО «Московский индустриальный банк». В некоторых промышленных корпусах по-прежнему работают арендаторы. Однако они постепенно переедут отсюда, что позволит в 2013 году начать первый этап строительства, рассказал сегодня корреспонденту «Карповки» руководитель проекта реновации «Самсона» Юрий Сухомлин. Как ожидается, бывший завод застроят большей частью жилыми домами. Также немалую долю отдадут под коммерческие площади. По закону, максимальная высота для участка — 75 метров. Срок реализации проекта, согласно надеждам девелоперов, составит около 10 лет. На территории «Самсона» находятся два здания, являющихся выявленными объектами культурного наследия. Это в первую очередь мясокомбинат им. С. М. Кирова, состоящий из четырех построек — холодильно-колбасного цеха, лайфстага (места предубойного содержания скота), цехов фабрикатов и утилизации (все они объединены надземным переходам, под которыми проложены железнодорожные пути). Он же — главная доминанта этих мест: холодильно-колбасный цех включает 42-метровую (9-этажную) водонапорную башню. Также на территории находится охраняемая государством теплоэлектроцентраль. Оба объекта наследия были построены в 1930–1933 годах под руководством архитектора, классика советского конструктивизма Ноя Троцкого. Историко-культурная экспертиза, проведенная ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская „Вега“» по заказу собственника, подтвердила необходимость сохранить все эти здания, рассказала сегодня корреспонденту «Карповки» автор экспертизы, сопредседатель городского отделения Всероссийского общества охраны памятников Маргарита Штиглиц. По ее словам, постройки можно приспособить под современное использование: в них логично разместить торговые, выставочные или складские помещения. Квартиры там не сделать из-за ауры — внутри была скотобойня, подчеркнула госпожа Штиглиц. «Ценность представляют прежде всего фасады. Но они требуют реставрации и даже вычинки с заменой кирпичной кладки. Представляет интерес также характер железобетонной системы», — пояснила наша собеседница. «Вега» рекомендовала отнести здания к региональным памятникам. В марте экспертиза, длившаяся около года, была отдана в КГИОП, сообщила сегодня нашей интернет-газете гендиректор ООО «АРМ „Вега“» Елена Шарова. Возможно, вскоре ее представят на заседании совета по сохранению культурного наследия. Приспособить промышленные памятники для современного использования сложно, но реально, заявил корреспонденту «Карповки» гендиректор ООО «Интерколумниум» архитектор Евгений Подгорнов. Он занимался реконструкцией водонапорной башни на Шпалерной улице под Музей воды Водоканала и одного из цехов на проспекте Обуховской Обороны под бизнес-центр. «Функций не так много. Как правило, такие здания приспосабливаются под выставочно-музейную функцию, для чего необходимы большие залы, минимальная отделка. Но это, безусловно, нельзя назвать коммерчески выгодным решением», — пояснил наш собеседник. По мнению господина Подгорнова, в холодильнике мясокомбината Кирова нельзя разместить офисы, так как недостаточно окон. Теоретически можно создать торгово-развлекательный комплекс, которому окна не нужны, но это зависит от желания оператора создать подходящий проект. Однако в целом отсутствие интереса инвесторов к промышленной архитектуре связано отнюдь не с архитектурой зданий, а с имущественными вопросами. «Многие предприятия, такие как „Красный треугольник“, имеют тысячи собственников, там непонятные инженерные сети. Часто инвесторы сталкиваются с закостенелостью владельцев, которые не хотят занимается комплексной реконструкцией, а сдают помещения мелким арендаторам. Необходимо также изменение зон — с промышленной на жилую или офисно-деловую. Это в первую очередь вопросы города, а не инвесторов», — считает Евгений Подгорнов.

http://kanoner.com/2012/08/12/55162/

Перед реконструкцией мясокомбинат «Самсон» принял Мадонну
12/08/2012 13:12

Американская певица Мадонна снимает новый видеоклип на мясокомбинате «Самсон», расположенном на Московском шоссе, 13. Это нужно, чтобы фоном стала промышленная архитектура. Мясокомбинат не работает уже долгое время, его помещения сдают в аренду. Перед тем как выбрать «Самсон», менеджмент Мадонны подбирал несколько площадок, рассматривались Константиновский дворец в Стрельне, Зимний и царскосельский Екатерининский дворцы, но туда поп-диву не пустили. И в результате остановились на мясокомбинате. «Мадонна сейчас записывает новый клип на территории нашего предприятия. Для этого всех сотрудников распустили без объяснения причин, чтобы никто не смог снять на видео или сфотографировать новую работу иконы мировой поп-музыки. Все съемки проходят в условиях строжайшей секретности, об их проведении известно только узкому кругу лиц», — рассказал порталу Lifenews сотрудник «Самсона». Как уже писала «Карповка», масштабная реконструкция территории мясокомбината начнется в 2013 году. Он находится в собственности ООО «Самсон» и связанного с ним ОАО «Московский индустриальный банк». На первом этапе группа компаний «Размах» проведет снос построек, а затем здесь выстроят жилье и коммерческие площади максимальной высоты до 75 метров. На территории «Самсона» находятся два здания, являющиеся выявленными объектами культурного наследия. Это в первую очередь мясокомбинат имени С. М. Кирова с 42-метровой башней и теплоэлектроцентраль. Оба объекта наследия были построены в 1930–1933 годах под руководством архитектора Ноя Троцкого. Историко-культурная экспертиза, проведенная ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская „Вега“», рекомендовала их сохранить.

http://kanoner.com/2014/04/09/137724/

Территорию мясокомбината «Самсон» начали продавать под жилье
09/04/2014 21:24

Территория мясокомбината «Самсон» на Московском шоссе, 13, летом будет распродана под жилье. Российский аукционный дом объявил о торгах, в ходе которых реализуют 24 земельных участка. «Самсон» занимает 30 гектаров вдоль Московского шоссе. Земля находится в собственности ООО «Самсон» и связанного с ним ОАО «Московский индустриальный банк». Проект планировки, разработанный ООО «Институт строительных проектов» по заказу ООО «РТК плюс», был утвержден в 2013 году. Он планирует создание улично-дорожной сети между улицей Ленсовета, Московским шоссе и будущими Дизельным проездом и Среднерогатской улицей. Запланировано появление уникальной для новых районов Петербурга тупиковой дороги. Земельные участки между будущими улицами уже нарезаны. Как рассказали сегодня в Российском аукционном доме, в июне нынешнего года будут проданы под застройку 24 участка в составе 16 лотов. Их суммарная стоимость оценена в 16 млрд рублей. Правда, не все продаваемые наделы разрешено отдать под жилье. Четыре лота отдаются под строительство гостиниц (вероятно, под этим термином будут скрываться апарт-отели, то есть те же жилые дома), два — под бизнес-центры, еще один, выходящий на Московское шоссе, — под неконкретизированный «коммерческий объект». В отдельные два лота выделены земельные участки, на которых расположены здания-памятники мясокомбината имени С. М. Кирова, состоящего из холодильно-колбасного цеха, лайфстага (места предубойного содержания скота), цехов фабрикатов и утилизации (все они объединены надземным переходам, под которыми проложены железнодорожные пути). Он же — главная доминанта этих мест: холодильно-колбасный цех включает 42-метровую (9-этажную) водонапорную башню. Также на территории находится охраняемая государством теплоэлектроцентраль. Оба объекта наследия были построены в 1930–1933 годах под руководством архитектора, классика советского конструктивизма Ноя Троцкого.

http://kanoner.com/2018/03/21/158969/

«Троцкий» мясокомбинат имени Кирова на Московском могут снести под жилье
21/03/2018 12:33

Два здания мясокомбината имени Кирова на Московском шоссе, 13, признанные памятниками конструктивизма руки Ноя Троцкого, могут снять с охраны. Взамен, как ожидается, появится жилой «муравейник». Комплекс зданий мясокомбината имени Кирова был построен в 1930–1933 годах. Считалось, что это крупнейшая работа архитектора Ноя Троцкого. В состав комплекса входят сам мясокомбинат, теплоэлектроцентраль и ограда вдоль Московского шоссе. Сейчас это собственность АО «Московский индустриальный банк» (главное здание мясокомбината) и ООО «Самсон» (ТЭЦ). С 2014 года территория комбината — а он в послевоенное время разросся до более чем 100 гектаров — постепенно застраивается жильем. Его сердце отдано группе Seven Suns Development для возведения «муравейника». Первые его дома уже почти выросли. Теперь девелопер решил расширить свои возможности и заказал историко-культурную экспертизу, рекомендующую снять с охраны комплекс мясокомбината. Заказчиком выступает ООО «Севен санс девелопмент СПб юг», исполнитель — Дарья Зайцева. Она выяснила, что Ной Троцкий почти не участвовал в проектировании — он ограничился консультациями по тому, как следует в Ленинграде разместить аналог чикагской бойни. Реальными проектировщиками были сотрудники Мясохладстроя Розалия Зеликман, Борис Светлицкий и приглашенный австриец Карл Тобиш. Госпожа Зайцева подчеркивает, что в своих статьях Троцкий нигде не называет себя автором мясокомбината, нет о нем упоминаний и в обзорных статьях, посвященных объекту. Главное здание мясокомбината состоит из четырех секций — холодильно-колбасного цеха, лайфстага (места предубойного содержания скота), цехов фабрикатов и утилизации. Все они объединены надземным переходам, под которыми лежали железнодорожные пути. Это здание — главная доминанта: холодильно-колбасный цех включает 42-метровую (девятиэтажную) водонапорную башню. Во время войны мясокомбинат сильно пострадал, но его восстановили. На протяжении второй половины XX века прошло несколько реконструкций, последняя — в 1980-х. «Историко-культурная значимость объекта как произведения промышленной архитектуры периода авангарда 1920–1930-х годов утрачена, возможность приспособления его под новое назначение нецелесообразно ввиду неприемлемого биолого-санитарного и технического состояния», — полагает Дарья Зайцева. В 2016 и 2018 годах ООО «Рубиком» провело техническое обследование зданий. Оба памятника признаны аварийными, причем физический износ почти идентичный — около 62%. При этом часть мясокомбината эксплуатируется, а именно холодильно-колбасный цех и ТЭЦ: в них производят продукты питания. Если КГИОП согласится с выводом экспертизы и мясокомбинат снимут с охраны, то, скорее всего, последует его снос. Охранных зон тут нет, а значит, воссоздавать здания также не будут. Это не первая историко-культурная экспертиза, посвященная мясокомбинату. Предыдущие две — от ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская „Вега“» и от ООО «Темпл групп» — рекомендовали, напротив, включить мясокомбинат в перечень памятников регионального значения. Для «Веги» экспертизу делала крупнейший специалист по промышленной архитектуре Петербурга Маргарита Штиглиц. «Ценность представляют прежде всего фасады. Но они требуют реставрации и даже вычинки с заменой кирпичной кладки. Представляет интерес также характер железобетонной системы», — объясняла «Канонеру» госпожа Штиглиц. По ее словам, постройки можно приспособить под современное использование: в них логично разместить торговые, выставочные или складские помещения. Квартиры там не сделать из-за ауры — внутри была скотобойня. Приспособить промышленные памятники для современного использования сложно, но действительно реально, говорил «Канонеру» гендиректор ООО «Интерколумниум» архитектор Евгений Подгорнов. Он занимался реконструкцией водонапорной башни на Шпалерной улице под Музей воды Водоканала и краснокирпичной фабрики на проспекте Обуховской Обороны под бизнес-центр. В случае с мясокомбинатом главный минус — малое количество окон, но это, например, позволяет создать здесь торговый центр, которому окна не нужны. Кстати, сейчас ведется ремонт другого крупного памятника ленинградского конструктивизма — ТЭЦ на Пионерской улице, 53. Там собираются разместить два ресторана и фитнес-центр. Впрочем, сравнивать с мясокомбинатом сложно, ведь в той ТЭЦ окон в избытке.

2018-03-30. Мясокомбинат им.С.М.Кирова: почему надо спасать и как это сделать
https://protect812.com/2018/03/30/miasokombinat-kak-spasat/

В начале марта на сайте КГИОП была опубликована для общественного обсуждения экспертиза территории мясокомбината им. Кирова на Московском шоссе, 13, выполненная по заказу строительной компании «Seven Suns Development». Появление этой экспертизы, выполненной Дарьей Зайцевой, могло бы вызвать удивление: ведь в 2016 году в КГИОП была подана экспертиза этой территории, признающая ансамбль построек памятником регионального значения. Однако при ближайшем знакомстве с экспертизой начинаешь догадываться, какими могли быть мотивы для ее проведения.

В отличие от экспертизы, проведенной ранее крупнейшим знатоком промышленной архитектуры Маргаритой Штиглиц, в своем исследовании Дарья Зайцева доказывает отсутствие ценности комплекса зданий стиля конструктивизм. Так, эксперт не считает Н. Троцкого архитектором, спроектировавшим завод, на том основании, что на чертежах стоит не его подпись. Однако никто не отрицает, что мясокомбинат был спроектирован авторским коллективом. И пусть непосредственно чертежи выполнены не рукой Ноя Троцкого — но воспоминания его соратников однозначно указывают на его роль в создании ансамбля. Об этом подробно пишет в своих научных статьях М. Штиглиц.

Кроме того, «в вину» зданиям ставится то, что они были повреждены во время Великой Отечественной войны. Тоже весьма сомнительный аргумент — достаточно вспомнить жемчужины петербургских пригородов — Стрельну, Пушкин, Петергоф… Сотни великолепных зданий пострадали во время войны, но были трепетно восстановлены, и это не лишает их ценности.

Не может быть аргументом для снятия с охраны и плохое состояние зданий. Скорее это должно стать предметом для разбирательства, почему выявленный объект культурного наследия доведен до такого состояния?

Если здания снять с охраны, то их можно уничтожить. Тогда заинтересованный инвестор сможет застроить «освободившееся место» очередным жилым комплексом — конечно, это намного проще, чем реставрировать и приспосабливать к современному использованию памятник. Но не слишком ли велика цена — утрата прекрасного примера промышленной архитектуры 30-х годом, обладающего и несомненной мемориальной ценностью.

В конце концов, не зря статус памятника называют «охранным». Сейчас необходимо приложить усилия на всех уровнях для того, чтобы, с одной стороны, была отклонена экспертиза Д. Зайцевой, с другой — чтобы была утверждена экспертиза Маргариты Штиглиц, крупнейшего специалиста по промышленной архитектуре в нашем городе, автора научных статей, посвященных мясокомбинату им. Кирова. Это позволит в буквальном смысле спасти, защитить наше наследие от неминуемого уничтожения.

Сейчас экспертиза Зайцевой размещена на сайте КГИОП и проходит общественное обсуждение. Каждый из нас может принять участие в решении судьбы ансамбля, который должен быть признан объектом культурного наследия.

Для этого можно подать замечания к экспертизе. Можно направить их на имя председателя КГИОП С.В. Макарова через электронную приемную. В заголовке стоит указать:
Предложения в рамках общественного обсуждения Акта государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия ««Мясокомбинат им. С.М. Кирова (с оградой и теплоэлектроцентралью)» (адрес: г. Санкт-Петербург, Московское шоссе, дом 13, литера АЖ; дом 13, литера АИ; дом 13, литера АИ)

Если требуется помощь в том, чтобы сформулировать замечания к экспертизе, можно обратиться, например, к замечаниям М.С. Штиглиц.

Как итог — требую отклонить данную экспертизу и не согласиться с ее выводами.
Обратите внимание — замечания принимаются до 3 апреля, так что если вы решили принят участие в спасении ансамбля, то лучше не откладывать.

2018-04-10. Архитектура без мяса
https://spbvedomosti.ru/news/obshchestvo/arkhitektura_bez_nbsp_myasa/

На днях состоится заседание научно-координационного совета ассоциации экспертов при Петербургском отделении ВООПИиК, на котором будет обсуждаться новая государственная историко-культурная экспертиза выявленного объекта культурного наследия - комплекса мясокомбината им. С. М. Кирова на Московском шоссе, 13. «Санкт-Петербургские ведомости» обратились за комментарием к Маргарите Штиглиц, доктору архитектуры, специалисту по ленинградскому конструктивизму.

- Вы - автор первой экспертизы, проведенной в 2016 году по заказу государства. Каков ее вывод?

- В ней рекомендовано включить мясокомбинат им. С. М. Кирова в государственный реестр памятников. Этот комплекс представляет собой яркий пример архитектуры функционализма, лучшее произведение известного советского зодчего Ноя Троцкого в промышленном строительстве.

Меня удивляет позиция руководства КГИОП, которое два года не выставляет акт этой экспертизы на рассмотрение рабочей группы Совета по культурному наследию при правительстве Петербурга. Без одобрения совета невозможно включение мясокомбината в реестр памятников...

- В марте на сайте КГИОП появилась новая экспертиза, проведенная аттестованным экспертом Дарьей Зайцевой. В чем ее суть?

- Она проста. Ной Троцкий участвовал в проектировании мясокомбината только в качестве консультанта, то есть не является автором проекта. Следовательно, комплекс не имеет ценности и не может быть назван памятником архитектуры. Отсюда - прямая дорога к сносу и застройке территории жильем. Не случайно заказчик новой экспертизы - девелоперская компания Seven Suns Development.

- Что вы можете сказать «в защиту» Троцкого?

- Тот факт, что он был консультантом, давно известен, но именно Троцкий сыграл главную роль. Зодчий взял на себя определение характера архитектуры - комплекс зданий решен им как градостроительный акцент при въезде в город, который должен быть центром территории. На чертежах, подписанных исполнителями, указано «при консультации Троцкого». Разве этого недостаточно, чтобы понять, какую роль сыграл зодчий в проектировании?

Ведущую роль Троцкого подтверждают в своих воспоминаниях ученики и соратники архитектора, работавшие в «Мясохладстрое»: в частности, ему принадлежит решение протяженного фасада главного здания с высокой водонапорной башней в качестве вертикального акцента. Судя по списку литературы, эксперту Зайцевой не знакомы эти источники.

- А если формально считать, что автор не Троцкий?

- Контраст объемов, размещение плоскостей фасадов, объединение переходами (галереями и железобетонными мостами) по верхним уровням - все восходит к принципам Баухауза. На Всемирной выставке 1937 года в Париже комплекс мясокомбината был отмечен дипломом и золотой медалью. О чем Зайцева пишет в своей экспертизе. Разве этот факт не подтверждает историко-культурную значимость объекта независимо от чьего-либо авторства?

Кстати, среди авторов проекта мясокомбината был Яков Зеликман - опытный инженер-строитель, сотрудничавший с Троцким на строительстве ТЭЦ-5, сооружений Волховстроя, 2-й ГЭС, заводов «Белый бычок» и «Дружная горка».

- Ваша и новая экспертиза спорят и о мемориальной ценности мясокомбината?

- Мемориальная ценность объекта, на мой взгляд, бесспорна и связана с именами политических деятелей - С. М. Кирова и А. И. Микояна, которые отвечали за строительство памятника эпохи индустриализации, осуществленное методом «народной стройки». В память о Кирове на месте последнего посещения им предприятия был сооружен памятник. Авторы - архитектор Ной Троцкий, скульптор Николай Томский. На одном из барельефов запечатлен момент посещения Кировым одного из цехов.

Во время Великой Отечественной войны территория мясокомбината находилась на передовой линии обороны города. Здесь, откуда видны Пулковские рубежи, неоднократно бывали командующие фронтом - К. Е. Ворошилов, Г. А. Жуков, Л. А. Говоров, В 1944 году за боевые и трудовые заслуги комбинат был награжден орденом Трудового Красного Знамени. На главной пешеходной аллее расположен гранитный памятник, посвященный рабочим-ополченцам мясокомбината (скульптор Александр Черницкий, архитектор Игорь Фомин).

- В 2016 году Всемирный клуб петербуржцев включил мясокомбинат в свою Красную книгу с формулировкой «аварийное состояние и угроза разрушения». Как вы это прокомментируете?

- Техническое состояние объекта не является аргументом для его невключения в реестр памятников, о чем многократно говорилось на Совете по наследию. Несмотря на неудовлетворительное техническое состояние и поздние пристройки, комплекс мясокомбината сохранил свои первоначальные характеристики - силуэт, расположение, объемное решение и основные фасады главных производственных зданий.

Скорее необходимо призвать к ответу нерадивых владельцев, сумевших привести комплекс в удручающее состояние. Недостаточно только включить комплекс в реестр памятников, необходимо принять срочные противоаварийные меры, разработать оптимальную концепцию приспособления и реставрации.

Подготовил Лев БЕРЕЗКИН

http://kanoner.com/2020/04/15/165672/

Бронзовым скульптурам быков с Московского шоссе ищут хозяина
15/04/2020 17:13

Бронзовым скульптурам быков, стоящим перед проходной Мясокомбината имени Кирова на Московском шоссе, 13, ищут хозяина. Это происходит на фоне предложения перенести их на Обводный канал. А недавно одному из животных вернули потерянный хвост. Два парных быка были отлиты из бронзы в 1820-х годах. Их автор — скульптор Василий Демут‑Малиновский. Поначалу они стояли на Московском проспекте перед Скотопригонным двором. Как рассказал «Канонеру» архитектор Никита Явейн, в то время скульптуры имели аллегории на тему объектов, рядом с которыми они располагались: «Если было Адмиралтейство, там были статуи Европы, Африки, Америки. Правда, потом их убрали». В сентябре 1936 года быков перенесли к проходной созданного тогда же Мясокомбината имени Кирова, который стал преемником Скотопригонного двора. Новое предприятие расположилось на Московском шоссе, 13. В последнее время ведется застройка мясокомбината жильем, но быки сохраняются. После того как в 2019 году улицу Ленсовета удлинили до новой улицы Федора Котанова, изваяния XIX века стали своеобразными пропилеями пути к новостройкам. В свое время ООО «Архитектурное бюро „Студия 44“» Никиты Явейна предложило вернуть быков к Скотопригонному двору. Связано это было с тем, что внутренняя территория этого двора должна быть застроена жильем. Соответствующий проект «Студия 44» разработала по заказу ООО «Формат» (поначалу за этой компанией стоял казахстанский фонд Meridian Capital, теперь — группа Legenda). На историческом месте на Московском проспекте быков не поставить: там слишком узкие тротуары, из-за чего они не вместят массивные гранитные постаменты. На проектных иллюстрациях жилого дома для «Формата» животные рисовались перед въездом в подземный паркинг со стороны Обводного канала, а сам въезд архитектурно предложено оформить похожим на главный вход Скотопригонного двора. Недавно КГИОП издал распоряжение об утверждении охранного обязательства на быков. При этом в документе не указывается, кто стал хозяином бронзовых скотин. Как пояснил сегодня «Канонеру» официальный представитель комитета, правообладатель в обязательстве действительно не указывается, но сама бумага направляется ему для исполнения. В то же время пока отправить документ некому: «В настоящее время продолжается урегулирование вопроса в части определения правообладателя объекта». Что касается идеи Никиты Явейна поселить старинные скульптуры на Обводном канале, то КГИОП сообщил следующее: «Вопрос о перемещении объекта может быть рассмотрен при наличии достаточных оснований и выводов по результатам государственной историко-культурной экспертизы». Такой экспертизы пока нет. Как только она поставит в комитет, он ее рассмотрит. Как показывает практика, памятники монументального искусства вполне могут быть перемещены. Так, в Московском парке Победы в 2003 году «переехали» «Братья по оружию». Не против КГИОП и переноса ценных конструкций, например, поворотного круга Варшавского вокзала, который с 2017 года входит в состав коллекции Музея железных дорог России в Библиотечном переулке, 6, корпус 2. Несмотря на отсутствие хозяина, недавно южному быку вернули исчезнувший хвост. Прежде вместо него была деревянная затычка. Кто выполнил эти работы, оперативно выяснить не удалось. А в 2017 году обоих зверей покрасили зеленой краской, причем, как сообщал КГИОП, незаконно. Очевидцы намекали, что косметический ремонт совпал с началом строительства жилых домов группой Seven Suns Development (они были сданы в 2019 году).

https://kanoner.com/2022/03/14/170499/

Бронзовых быков Московского шоссе увезут на реставрацию
14/03/2022 13:28

Две бронзовые скульптуры быков, стоящие перед проходной Мясокомбината имени Кирова на Московском шоссе, 13, увезут на реставрацию. При этом они могут не вернуться на то же место. Два парных быка были отлиты из бронзы в 1820-х годах. Их автор — скульптор Василий Демут-Малиновский. Поначалу они стояли на Московском проспекте перед Скотопригонным двором (дом 65). В сентябре 1936 года быков перенесли к проходной созданного тогда же Мясокомбината имени Кирова, который стал преемником Скотопригонного двора. Новое предприятие расположилось на Московском шоссе, 13. В последнее время ведется застройка мясокомбината жильем, но быки сохраняются. После того как в 2019 году улицу Ленсовета удлинили до новой улицы Федора Котанова, изваяния XIX века стали своеобразными пропилеями пути к новостройкам. В свое время ООО «Архитектурное бюро „Студия 44“» Никиты Явейна предложило вернуть быков к Скотопригонному двору, на территории которого по проекту мастерской сейчас возводится жилой дом (застройщиком выступает ООО «Легенда Московского», входящее в группу Legenda). На историческом месте на Московском проспекте быков не поставить: там слишком узкие тротуары, из-за чего они не вместят массивные гранитные постаменты. На проектных иллюстрациях жилого дома животные рисовались перед въездом в подземный паркинг со стороны Обводного канала, а сам въезд архитектурно предложено оформить похожим на главный вход Скотопригонного двора, обращенный на Московский проспект. В 2021 году оба быка были переданы Музею городской скульптуры и стали музейными предметами. Как рассказал «Канонеру» председатель комитета по культуре Федор Болтин, по заказу музея был разработан проект реставрации скульптур. «Требуется частичное или полное восстановление некоторых деталей — нет части хвоста у одного быка, в плохом состоянии плинты, необходимо осуществить работу по металлу, чтобы не нарушить авторский рисунок бронзы, так как объекты прежде подвергались окрашиванию», — поведал чиновник. По словам господина Болтина, специалисты считают невозможным проведение реставрации на месте: фигуры собираются демонтировать и перенести в реставрационные мастерские. «Сроки демонтажа скульптур в связи с погодными условиями в настоящее время не определены», — добавил председатель. Есть вероятность, что скульптуры не вернутся на Московское шоссе. Федор Болтин прокомментировал этот момент аккуратно: «Вопрос о месте размещения объектов в городской среде будет рассмотрен после полного завершения реставрационных работ». Ранее формулировкой, не исключающей перенос, с «Канонером» поделился КГИОП: «Вопрос о перемещении объекта может быть рассмотрен при наличии достаточных оснований и выводов по результатам государственной историко-культурной экспертизы».

https://kanoner.com/2023/01/16/173146/

Бронзовых быков увезли с Московского шоссе на реставрацию
16/01/2023 12:12

Две бронзовые скульптуры быков, стоявшие перед проходной Мясокомбината имени Кирова на Московском шоссе, 13, в субботу, 14 января, увезли на реставрацию. Куда их после этого вернут, заказчик — музей — не знает. Два парных быка были отлиты из бронзы в 1820-х годах. Их автор — скульптор Василий Демут-Малиновский. Поначалу они стояли на Московском проспекте перед Скотопригонным двором (дом 65). В сентябре 1936 года быков перенесли к проходной созданного тогда же Мясокомбината имени Кирова, который стал преемником Скотопригонного двора. Это новое предприятие расположилось на Московском шоссе, 13. В последнее время ведется застройка мясокомбината жильем, но быки сохранялись. После того как в 2019 году улицу Ленсовета удлинили до новой улицы Федора Котанова, изваяния XIX века стали своеобразными пропилеями пути к новостройкам. В свое время ООО «Архитектурное бюро „Студия 44“» Никиты Явейна предложило вернуть быков к Скотопригонному двору, на территории которого по проекту мастерской возводится жилой дом (застройщиком выступает ООО «Легенда Московского», входящее в группу Legenda). На историческом месте на Московском проспекте быков не поставить: там слишком узкие тротуары, из-за чего они не вместят массивные гранитные постаменты. На проектных иллюстрациях жилого дома животные рисовались перед въездом в подземный паркинг со стороны Обводного канала, а сам въезд архитектурно предложено оформить похожим на главный вход Скотопригонного двора, обращенный на Московский проспект. В 2021 году оба быка были переданы Музею городской скульптуры и стали музейными предметами. Весной 2022-го «Канонер» со ссылкой на председателя комитета по культуре Федора Болтина анонсировал их реставрацию. При этом тогда чиновник витиевато ответил, куда вернут скульптуры после окончания работ: «Вопрос о месте размещения объектов в городской среде будет рассмотрен после полного завершения реставрационных работ». Ранее формулировкой, не исключающей перенос, с «Канонером» поделился КГИОП: «Вопрос о перемещении объекта может быть рассмотрен при наличии достаточных оснований и выводов по результатам государственной историко-культурной экспертизы». В субботу, 14 января, обе скульптуры сняли с постаментов и увезли на реставрацию. Вопрос с последующим местоположением быков музей сегодня «Канонеру» прокомментировал так: «Пока у нас нет ответа на этот вопрос. Решение будет принимать город». Аналогично прокомментировал и девелопер: «К сожалению, у нас нет однозначного официального ответа на ваш вопрос. „Легенда“ действительно по договору с городом участвует в финансировании работ по реставрации скульптур быков. Но решение по дальнейшей судьбе скульптур принимает город».

https://kanoner.com/2023/01/19/173169/

Обрушилась ограда Мясокомбината имени Кирова на Московском шоссе
19/01/2023 11:33

Обрушилась ограда Мясокомбината имени Кирова на Московском шоссе, 13. Она находится в статусе выявленного памятника. Ограда — часть комплекса Мясокомбината имени Кирова, построенного в 1930–1933 годах. Считается, что это крупнейшая работа архитектора Ноя Троцкого. Под охраной в качестве выявленных памятников находятся сам мясокомбинат, теплоэлектроцентраль и ограда вдоль Московского шоссе. В 2018 году была предпринята попытка снять комплекс с охраны, но она оказалась безрезультатной. Как рассказал «Канонеру» очевидец Артем Борисенков, вечером 17 января произошло обрушение части ограды. Секции кирпичного забора повалились на территорию комбината. «Рабочие, занятые разрушением того, что осталось от забора, сказали, что вывезут кирпичный лом и уже совсем скоро восстановят утраченные секции», — добавил господин Борисенков. «Канонер» направит запрос в КГИОП с просьбой прокомментировать инцидент.

https://kanoner.com/2023/01/20/173186/

Разборку рухнувшей ограды мясокомбината на Московском КГИОП назвал незаконной
20/01/2023 15:06

Разборку ограды Мясокомбината имени Кирова на Московском шоссе, 13, КГИОП посчитал незаконной и обратился в полицию. На днях она рухнула, а неизвестные, по словам очевидцев, планировали ее заменить новой. Ограда — часть комплекса Мясокомбината имени Кирова, построенного в 1930–1933 годах. Считается, что этот комплекс — крупнейшая работа архитектора Ноя Троцкого. Под охраной в качестве выявленных памятников находятся сам мясокомбинат, теплоэлектроцентраль и ограда вдоль Московского шоссе. В 2018 году была предпринята попытка снять комплекс с охраны, но она оказалась безрезультатной. Вечером 17 января произошло обрушение части ограды, рассказал ранее «Канонеру» очевидец Артем Борисенков: секции кирпичного забора повалились на территорию комбината. «Рабочие, занятые разрушением того, что осталось от забора, сказали, что вывезут кирпичный лом и уже совсем скоро восстановят утраченные секции», — добавил господин Борисенков. «Канонер» попросил от КГИОПа комментарий. Он предпочел ответить пресс-релизом. В нем ведомство заявило, что подало заявление в полицию с просьбой возбудить уголовное дело. «По факту проведения неустановленными лицами незаконных работ по разборке объекта культурного наследия „Ограда“ КГИОП вызван наряд полиции для пресечения противоправных действий», — говорится в сообщении. Чиновники подчеркивают: ограда является бесхозной. Прошлым летом администрацию Московского района попросили провести мероприятия, чтобы поставить ее на баланс города. До настоящего момента процедура не завершена.

https://kanoner.com/2023/05/03/174087/

Перенос быков с Московского шоссе на Обводный канал обосновали беззаконием
03/05/2023 13:56

Возможность переноса бронзовых быков с Московского шоссе на Обводный канал обосновали тем, что в 1930-х годах их переместили на это шоссе незаконно. Инициатором нынешнего переноса выступает Никита Явейн. Два парных быка были отлиты из бронзы в 1820-х годах. Их автор — скульптор Василий Демут-Малиновский. Поначалу они стояли на Московском проспекте перед Скотопригонным двором (дом 65). В сентябре 1936 года быков перенесли к проходной созданного тогда же Мясокомбината имени Кирова, который стал преемником Скотопригонного двора. Это новое предприятие расположилось на Московском шоссе, 13. В последнее время ведется застройка мясокомбината жильем, но быки сохранялись. После того как в 2019 году улицу Ленсовета через ворота комбината удлинили до новой улицы Федора Котанова, изваяния XIX века стали своеобразными пропилеями пути к новостройкам. В свое время ООО «Архитектурное бюро „Студия 44“» Никиты Явейна предложило вернуть быков к Скотопригонному двору. Это бюро спроектировало жилой дом на набережной Обводного канала, 106, внутри каре двора (дом построили в прошлом году). На проектных иллюстрациях быки рисовались не на своем историческом месте на Московском проспекте, а перед въездом в паркинг жилого дома со стороны Обводного канала. Это объяснялось тем, что в советское время тротуары проспекта сузили и теперь постаменты с быками на них не поместятся. Въезд в паркинг оформлен как уменьшенная копия исторических ворот Скотопригонного двора. Идею переноса бронзовых скотин на Обводный позднее поддержала группа Legenda, выкупившая проект строительства жилого дома. Она же выделила деньги на реставрацию скульптур: в январе их сняли с постаментов и увезли в мастерскую. Комитет по культуре, Музей городской скульптуры и КГИОП на вопросы «Канонера» о судьбе быков отвечали расплывчато, не подтверждая и не опровергая возможность установки изваяний на Обводном канале. КГИОП, в частности, ожидает результатов историко-культурной экспертизы. Эту экспертизу по заказу «Студии 44» выполнила Галина Михайловская. Она заявила, что в 1936 году быки были перенесены с Московского проспекта на Московское шоссе незаконно: «Согласно действующим тогда инструкциям, все действия в отношении объектов [культурного наследия] должны быть согласованы с инспекцией по охране памятников культуры, однако перенос скульптур в 1936 году такого согласования не получил. При этом в ходе возвращения скульптур в 1946 году из лавры, где они были укрыты от снарядов и разрушений войны, комитет по охране памятников также выступил резко против установки скульптур вновь у ворот мясокомбината, но мнение учтено не было». Помимо юридического аспекта, Галина Михайловская полагает необходимым перенос по исторической причине. Быки — «часть ансамбля Скотопригонного двора», «неотъемлемая часть архитектурного решения комплекса». То, что они оказались на Московском шоссе, объяснялось переносом производства, но сейчас его нет и на Московском шоссе. «Скульптуры быков, находясь вне исторического Скотопригонного двора, теряют связь с историческим контекстом города и оставаясь на прежнем месте в конечном итоге будут окружены современной застройкой», — полагает эксперт.

https://kanoner.com/2023/10/11/177489/

Суд обязал снять Мясокомбинат имени Кирова на Московском шоссе с охраны
11/10/2023 11:42

Суд обязал КГИОП лишить статуса памятника Мясокомбинат имени Кирова на Московском шоссе, 13. После сноса место его руинированных зданий может занять «муравейник». Под охраной решено оставить только теплоэлектроцентраль. Комплекс зданий Мясокомбината имени Кирова был построен в 1930–1933 годах. Считалось, что это крупнейшая работа архитектора Ноя Троцкого. В состав комплекса входят сам мясокомбинат, теплоэлектроцентраль и ограда вдоль Московского шоссе. С 2014 года территория комбината — а он в послевоенное время разросся до более чем 100 гектаров — постепенно застраивается жильем. В настоящее время жилые дома появились вдоль улицы Федора Котанова, выдано разрешение на возведение апарт-отеля у перекрестка улицы Ленсовета и Московского шоссе. В 2018 году «Канонер» рассказал, что по заказу одного из девелоперов — ООО «Севен санс девелопмент СПб юг» из группы Seven Suns Development — была проведена историко-культурная экспертиза, которая рекомендовала снять мясокомбинат с охраны. Автор экспертизы Дарья Зайцева выяснила, что Ной Троцкий почти не участвовал в проектировании — он ограничился консультациями по тому, как следует в Ленинграде разместить аналог чикагской бойни. Реальными проектировщиками были сотрудники Мясохладстроя Розалия Зеликман, Борис Светлицкий и приглашенный австриец Карл Тобиш. Госпожа Зайцева подчеркивает, что в своих статьях Троцкий нигде не называет себя автором мясокомбината, нет о нем упоминаний и в обзорных статьях, посвященных объекту. «Историко-культурная значимость объекта как произведения промышленной архитектуры периода авангарда 1920–1930-х годов утрачена, возможность приспособления его под новое назначение нецелесообразна ввиду неприемлемого биолого-санитарного и технического состояния», — полагает Дарья Зайцева. Ранее были другие историко-культурные экспертизы, посвященные мясокомбинату. Предыдущие две — от ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская „Вега“» и от ООО «Темпл групп» — рекомендовали, напротив, включить мясокомбинат в перечень памятников регионального значения, но КГИОП по ним годами не принимал решения. Для «Веги» экспертизу делала крупнейший специалист по промышленной архитектуре Петербурга Маргарита Штиглиц. «Ценность представляют прежде всего фасады. Но они требуют реставрации и даже вычинки с заменой кирпичной кладки. Представляет интерес также характер железобетонной системы», — объясняла «Канонеру» госпожа Штиглиц. По ее словам, постройки можно приспособить под современное использование: в них логично разместить торговые, выставочные или складские помещения. Квартиры там не сделать из-за ауры — внутри была скотобойня. В 2022 году начался судебный процесс. КГИОП подал два иска: в одном он требовал от ООО «Интергрупп» (еще один девелопер, осваивающий бывшие земли предприятия) отремонтировать теплоэлектроцентраль-памятник на Московском шоссе, 13, литера ВМ, в другом от АО «Московский индустриальный банк» — отремонтировать другие здания комплекса. «Интергрупп» обратилась со встречным иском, требуя снять теплоэлектроцентраль с охраны. Аналогичного потребовал и ответчик по второму делу — ООО «Московское шоссе 13» (банк был признан ненадлежащим ответчиком). Была проведена судебная историко-культурная экспертиза. Ее доверили ООО «Спецпроектреставрация-Выборг», а именно учредителю этой компании Юлии Куваевой. На основании этой экспертизы суд потребовал признать памятником регионального значение теплоцентраль и снять с охраны Главный производственный корпус (литера АЕ), Завод переработки скота (часть литеры АЖ), Завод технических фабрикатов (часть литеры АЖ), корпус предубойного содержания скота (литера АИ). Что касается ограды, то тут суд дал выбор КГИОПу, чтобы он сам решил, достойна ли она охраны или нет. Ранее частичный снос ограды был признан незаконным. Если решение устоит в следующих инстанциях, комплекс мясокомбината — за исключением теплоцентрали — можно будет снести и отдать под жилье. Добавим, сейчас решается судьба еще одного элемента мясокомбината — скульптурной группы быков на улице Ленсовета. Их в январе увезли на реставрацию, а затем хотят установить на набережной Обводного канала.

2023-12-28 21:51

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2023, Моя Энциклопедия