Санкт-Петербургский торговый порт

1890-1900е, гражд.инж.Г.М.Курдюмов, В.А.Лучинский; 1890-1900 инж.Гаррис; 1924-1926 А.А.Оль, инж.М.Н.Штаерман

Межевой канал, 3-5

Склады "Пассаж" купцов Елисеевых, 6 зданий

https://www.citywalls.ru/house3785.html

Курдюмов Г.М., инж. Гаррис. 1909-1910. В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [773.1]

Водонапорная башня

https://watertowers.ru/vodonapornye-bashni/bashnya-starinnoj-gidrometeorologicheskoj-stantsii-v-morskom-portu
https://www.citywalls.ru/house26871.html

1890е годы, автор не установлен. В 2001 г. здание включёно КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [773]

Складской терминал 1го района Морского порта

https://www.citywalls.ru/house27371.html

Межевой канал, д.5, к.12. 1926 год, конструктивизм

Вдоль причальной стенки 1-го района со стороны Большой Невы от реки Екатерингофки до Морского канала (Невской головы Гутуевского острова) проходила Таможенная набережная. Название это существовало в 1914 -1955 г. и происходило от находящегося неподалеку здания портовой таможни. Там же проходил Таможенный канал (ранее Таможенная канава), который был засыпан в два этапа : в 1910-е гг. и в 1930-е г г. В 1911 г. в морском порту завершено строительство семи причалов № 1 - 7 для переработки генеральных грузов. В том же году выполнены дноуглубительные работы на акватории реки Большая Нева в районе внутренней акватории морского порта. Необлицованная в то время причальная линия получила название "Железной стенки". Путеводитель по Ленинграду 1931 г. (С.346-348) сообщал: главнейшие сооружения 1923 - 1930 гг. в Ленинградском торговом порту следующие: двухэтажные железобетонные склады №9, №10 и №11 – первый Льноцентра и вторые два – Софторгфлота - расположены на так называемой Железной стенке Таможенной набережной. Их общая площадь 22250 кв. м, максимально допускаемая нагрузка 41366 т, внешнее (прикордонное) оборудование – четыре трехтонных электрических полупортальных крана. Для внутрискладских операцийи выгрузки товаров с тыла склады оборудованы семью дерриковыми отнотонными кранами, двумя полутонными вертикальными транспортерами и двумя полутонными тельферами. Склад № 17 Госторга – железобетонный, двухэтажный – расположен также на Железной стенке. Полезная площадь его равна 10700 кв. м, емкость 18700 т, обслуживается четырьмя трехтонными электрическими портальными кранами. Внутреннее оборудование и с тыловой стороны составляют девять дерриковых крана, из них три крана по тонне, шесть – по 0,5 т. Склад № 30 – первое крупное сооружение в порту в послевоенное время (имеется в виду Первая мировая война). Площадь 6090 кв. м, емкость 12180 т, оборудован восьмью трехтонными полупортальными кранами. Все эти склады предназначены для операций со штучными грузами. Район назывался Импортным районом порта.

Корпус 14, корпуса

https://www.citywalls.ru/house29872.html

1897 - западный корпус, лит. АЕ, служебное здание "Портофлота"
1892 - восточный корпус, лит. АМ, здание  управления 1 района

Холодильник-склад на Межевом канале

https://www.citywalls.ru/house24656.html
1924-1926, арх. Оль А.А., Штаерман М.Я.

В дореволюционное время в порту имелись так называемый Шотландский холодильник для импортных сельдей и оборудованный в 1913 г. охлаждаемый подвал складов бывшей компании «Гергардт и Гей». В 1925 г. взамен Шотландского холодильника, переданного Союзу потребительских обществ, были оборудованы под холодильник два этажа склада б. «Гергардт и Гей», после чего его охлажденная емкость дошла до 4500 т. В 1925 - 1928 гг. был построен новый мощный холодильник (№1) для масла, яиц и т. п. грузов. По размерам он является первым в СССР и третьим в Европе. Он рассчитан на переработку 5000 т масла 4000 т яиц и 2000 т неохлаждаемых грузов. Для подачи вагонов в крытую галерею холодильника установлены электрические шпили. Наружный фронт холодильника оборудован четырьмя трехтонными электрическими портальными кранами. Внутреннее оборудование состоит из лифтов.

Ленинград. Путеводитель 1931 С.347

Преимущественное функциональное назначение бывшей Мраморной площадки как зоны складирования скоропортящихся продуктов вслед за объектами АО «Гергард и Гей» (перешедшими после революции к объединениям «Хладоэкспорт», затем «Росмясмолторг») продолжил возведенный чуть южнее первоначальных хранилищ жезобетонный холодильник-склад. Примечательно, что как раз на этом месте в исторический период существовал крупногабаритный кирпичный амбар, зафиксированный на фотографиях начала прошлого века. Новое здание строилось по проекту А. А. Оля под наблюдением инженера М. Я. Штаермана в 1925 - 1926 гг. Его корпус, протянувшийся вдоль берега Морского канала, решен в формах конструктивизма, а композиция основана на контрасте основного протяженного параллелепипеда и вертикали лестничной клетки. Внешний облик постройки почти исключительно связан с ее функциональным назначением и техническими особенностями. Заметим, что в итоге здание оказалось полностью лишенным декора, что в корне отличает его от других работ Оля.

Из статьи Н. Вороновой «Торговый порт северной столицы. Взгляд через призму истории»

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (773.7)

Холодильник АГ Гергард и Гей. 1912-1913 годы

https://www.citywalls.ru/house27372.html

На Мраморной площадке Южной дамбы к 1905 г. располагались три жилых дома со службами, дощатый амбар Торгового дома «Книп и Вернер», а также еще один – крупногабаритный кирпичный. Вдоль набережной проходили рельсовые пути Николаевской железной дороги. Большая часть территории была предоставлена во временное пользование Таможни, складировавшей здесь бочки с гарпиусом, гранит и мрамор, отчего площадка и получила свое название. 10 апреля 1912 г. (согласно плану от 7 сентября 1911 г.) состоялся фактический отвод участка в долгосрочное арендное пользование акционерного общества транспортирования кладей и товарных складов с выдачей ссуд «Гергард и Гей» под устройство амбаров и складов с холодильниками. Владельцам фирмы было предписано построить на набережной «…амбар не менее как в 2 этажа с подвальным помещением … вместимостью не менее 100 вагонов яиц и площадью пола около 400 кв. саж., с камерами для хранения масла, а также других товаров, не портящих его качества…». Непременным условием по оборудованию амбара для яиц являлось устройство двух крытых переходов до места погрузки на пароходы, каждый не менее чем в 5 сажен шириной. Это было необходимо, чтобы предохранить хрупкий товар от дождя. На том же участке, но за амбаром и во второй, считая от набережной, линии компании разрешалась постройка складов, собственной приемной конторы и других необходимых корпусов хозяйственной инфраструктуры. Основные здания, в том числе склад-холодильник, амбар, машинное отделение с конторой и хозпостройки, обществу «Гергард и Гей» вчерне удалось возвести к началу 1913 г. Причем уже летом работы по чертежам, разработанным знаменитой инженерной конторой «Майар и К» (Цюрих), были на объектах полностью закончены. Главный автор разработки, Р. Майар известен как проектировщик многих зданий в Швейцарии, Франции, Испании и Италии, построенных на основе железобетонного конструктивного каркаса с кирпичным заполнением стен. Своеобразной «визитной карточкой», отличающей творчество этого мастера, стало применение особого типа «грибовидных» колонн в каркасной структуре. Подобные сооружения, сохранившиеся до настоящего времени с поздними перестройками, были возведены и на набережной Морского канала в Петербурге. 16 февраля 1913 г. на участке случился пожар, от которого серьезнейшим образом пострадал главный склад-холодильник. Тогдашняя комиссия установила, что «...сгорел весь изоляционный пробковый слой, большое количество повреждений железобетонных перекрытий над подвалом дало поперечные трещины, обнаружена осадка перекрытий подвала, 1-го и 2-го этажей, на углу горевшей части амбара видна трещина с наружной стороны здания…». На основе этого был сделан вывод: распространению огня способствовал недостаточный слой бетона, прикрывающего изоляционный пробковый слой, а также над арматурой в железобетонных перекрытиях и колоннах. Комиссия предписала компании «Гергард и Гей» исправить повреждения, произвести испытание прочности колонн, перекрытий, стен и наружного балкона негоревшей части амбара-холодильника на выдержку, уменьшив затем допустимые нагрузки в соответствии с расчетами. Было разрешено укрепить торцевые стены склада путем заделки бетоном 10-ти имеющихся окон. Машинное отделение с конторой, расположенное во второй линии от набережной, от пожара не пострадало. . Слева к зданию присоединялся амбар, перестроенный в советское время и сохранившийся фрагментарно. Склад-холодильник на набережной, горевший в 1913 г., реконструировался гораздо меньше.

Из статьи Н. Вороновой «Торговый порт северной столицы. Взгляд через призму истории»

В дореволюционное время в порту имелись так называемый Шотландский холодильник для импортных сельдей и оборудованный в 1913 г. охлаждаемый подвал складов бывшей компании «Гергардт и Гей». В 1925 г. взамен Шотландского холодильника, переданного Союзу потребительских обществ, были оборудованы под холодильник два этажа склада б. «Гергардт и Гей», после чего его охлажденная емкость дошла до 4500 т.

Ленинград. Путеводитель 1931 С.347

Приказом КГИОП от 15.11.2002 №8-131 Холодильник-склад компании "Герхард и Хей" Санкт-Петербургского торгового порта исключен из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. В 2017 году здание снесено. Утрачено.

Машинное отделение с конторой АО "Гергард и Гей"

https://www.citywalls.ru/house27373.html
1912-1913

Постройка состоит из 1-этажного машинного отделения и 4-этажной конторской части, выполнена из лицевого красного кирпича, с декором, характерным для «кирпичного стиля» - завершения, оформление углов и оконных проемов. Она частично оштукатурена, а цоколь облицован известняком. Одноэтажная часть имеет два крупных окна арочного очертания с обрамлением, в нижней части украшена декоративными панелями из кирпича. Завершение главных фасадов состоит из карниза с аттиком в центре и пилястр. Машинный зал перекрывается системой металлических стропильных ферм. Слева к зданию присоединялся амбар, перестроенный в советское время и сохранившийся фрагментарно.

Из статьи Н. Вороновой «Торговый порт северной столицы. Взгляд через призму истории»

Амбары Северного пароходного общества

https://www.citywalls.ru/house27374.html

Два 3-этажных амбара, возведенные в 1915 - 1916 гг. фирмой «Христиан и Нильсен» для Северного Пароходного общества. Они имеют железобетонный несущий каркас, выраженный на фасадах, кирпичное заполнение стен и торцевые фасады, завершенные щипцами. Фактический облик зданий от предусматривавшегося архивными чертежами отличается формой оконных проемов с некогда лучковыми историческими перемычками. При эксплуатации в советский период в пределах каркаса несущих конструкций была разобрана значительная часть модулей кирпичных заполнений стен, большая часть из них заменена на сплошное остекление, меньшая – на сплошную кладку. Со стороны Морского канала в прибрежный амбар встроились массивные ступенчатые рампы.

Воронова Н. Торговый порт северной столицы. Взгляд через призму истории

Оба здания выявленные ОКН.
Ансамбль: Комплекс зданий и сооружений Санкт-Петербургского торгового порта
Наименование объекта: Здания склада
Датировка: нач. 20 в.
Авторы: инж. Р. Майар (?)
Адрес: г.Санкт-Петербург, 2-й район Морского порта, литера АХ; литера БЛ
Категория охраны: В
Основание: Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001

Корпус 26. Служебное здание. 1910-1916

https://www.citywalls.ru/house28100.html

Корпус 109. 1909 год

https://www.citywalls.ru/house28101.html

Корпус 96

https://www.citywalls.ru/house28102.html

Хронология

http://kanoner.com/2014/05/08/138341/

Петербургский Морской порт не торопится с экспертизой своих памятников
08/05/2014 13:09

Конструктивистский склад-холодильник и еще два старинных здания в 2-м районе Морского порта продолжают хиреть. Пользователь сооружений не подавал заявок на их экспертизу.

На территории Санкт-Петербургского морского порта, занимающей сегодня значительную часть Гутуевского острова, расположен целый ряд объектов культурного наследия, все они на сегодняшний день имеют статус выявленных.

Часть этих зданий находится на закрытой территории порта, и простым гражданам получить к ним доступ непросто. Между тем на восточном берегу Морского канала есть несколько сооружений, которые, по мнению специалистов, представляют интерес с точки зрения архитектуры. Они ветшают.

Так, как можно понять по доступным в Сети фотографиям, долгие годы не используется здание склада-холодильника в 2-м районе Морского порта, 11, литера БВ. Внушительных размеров железобетонное сооружение было построено в стиле конструктивизма по проекту знаменитого архитектора Андрея Оля и инженера Михаила Штаермана. Сегодня на крыше склада растут деревья.

Два других здания в списке выявленных объектов культурного наследия числятся как «Здания складов № 31 и 32». Сегодня они имеют адреса: 2-й район Морского порта, литеры БЛ и АХ, соответственно. Предположительно, они были построены в начале XX века по проекту швейцарского инженера, одного из первооткрывателей архитектурных возможностей железобетона Робэра Майара.

Как сообщила «Карповке» начальник управления КГИОПа по охране и использованию объектов культурного наследия Елена Ломакина, указанные здания сегодня находятся в пользовании ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». В КГИОП оттуда не поступало ни обращений о заключении охранных обязательств, ни запросов о выдаче заданий на разработку какой-либо документации по ним.

Эксперт по промышленной архитектуре Маргарита Штиглиц рассказала «Карповке», что раньше порт планировал заказать историко-культурную экспертизу этих зданий, но пока дело с мертвой точки так и не сдвинулось.

Между тем еще один склад в 1-м районе порта, также предположительно авторства Майара, около десяти лет назад был безвозвратно утрачен. «Мы пришли туда и увидели развалины — склад был совсем недавно разрушен. Там оставались лежать характерные для Майара грибовидные железобетонные колонны — они еще мусор не убрали», — рассказала Маргарита Штиглиц.

Железобетонный холодильник-склад (2-й район Морского порта, 11, литера БВ)
Здания складов № 31 и 32 (2-й район Морского порта, литеры БЛ и АХ)

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия