Александровский чугунолитейный завод

1825-1826 инж.Н.Е.Кларк, арх.А.И.Постников, В.П.Стасов (?); 1890е арх.Г.В.Войневич, инж.Ф.С.Ясинский, арх.И.К.Шапошников; 1900е арх.А.А.Клевщинский

Проспект Обуховской Обороны, 123а, 125, 127; улица Дудко, 1, 3

История Александровского чугунолитейного завода — одна из интереснейших страниц истории Петербурга. Он был перенесен на седьмую версту Шлиссельбургского тракта с Петергофской дороги после разрушительного наводнения 1824 года и отстроен заново под руководством его первого директора Матвея Егоровича Кларка. Выходец из Шотландии, одаренный инженер и организатор, прошедший путь от слесарных дел мастера до управляющего, Кларк целиком посвятил себя заводу. Его инженерные требования во многом определили планировочное решение всего предприятия. Вместе с Кларком над внешним обликом первых построек — апликеровальной, слесарной и литейной мастерских, построенных в 1825—1826 годах, — работал архитектор А.И. Постников. Возможно, в проектировании фасадов зданий, обращенных к Неве, принимал участие выдающийся русский архитектор В.П. Стасов, с которым Кларка связывала личная дружба.

Завод формировался в эпоху классицизма. Со стороны Шлиссельбургского тракта (ныне пр. Обуховской обороны) заводские здания образуют протяженную фронтальную композицию, решенную симметрично относительно главного въезда, о котором до наших дней напоминают фигуры двух чугунных львов, отлитые на заводе по моделям скульптора И.П. Прокофьева. Лицевые корпуса оформлены фронтонами и пилястрами простого ордера, имеют большие арочные окна. Сочетание желтых оштукатуренных стен и белых деталей характерно для классицизма. Завершают композицию расположенные по бокам два небольших одинаковых здания с мезонинами — дома директора и помощника со службами. В глубине участка находилась складская зона, а дальше — жилой поселок для рабочих, сетка поперечных и продольных улиц которого определялась симметричной компоновкой заводских строений. Поскольку капиталистические отношения в России развивались в период крепостничества, то и уклад жизни рабочих на заводах во многом оставался патриархальным. Они не только трудились на производстве, но и жили здесь же, обрабатывая выделенные им неподалеку земельные наделы. Вокруг завода образовывалось целое селение с церковью, школой, больницей, торговыми рядами и трактирами.

Этот период истории завода связан с крупными государственными заказами. После победы России в Отечественной войне 1812 года в столице возводились памятные победные сооружения. И на Александровском заводе были изготовлены Московские и Нарвские триумфальные ворота, квадрига Аполлона для Александрийского театра, шестерка лошадей, вознесенная над аркой Главного штаба. Многие чугунные львы, символизирующие силу и власть, также отлиты на Александровском заводе.

С началом строительства железных дорог завод перешел в ведение Департамента путей сообщения и стал называться Александровский главный механический завод Николаевской железной дороги. Развитие и перепрофилирование завода повлекло за собой строительство новых цехов, связанных с паровозостроением. Этот этап истории завода наиболее ярко отразился в постройках 1890-х годов. По проекту инженеров Г.В. Войневича и Ф.С. Ясинского в 1891 — 1893 годах была возведена водонапорная башня из красного кирпича в романтическом духе. Она доминирует в застройке набережной и украшает собой панораму Невы. В те же годы по проектам архитекторов И.И. Шапошникова, А.А. Клев-щинского и инженера Ф.С. Ясинского были построены здания котельной, литейной, модельной, колесной, рессорной и сборной мастерских, а также здание кузницы. Эти большепролетные цеха, перекрытые металлическими фермами с фонарями верхнего освещения, стали примерами использования в промышленной архитектуре прогрессивных форм и конструкций. Например, в колесной мастерской применение шедовых покрытий в сочетании с массивными красно-кирпичными стенами, усиленными пилонами-контрфорсами, придают зданию монументальный вид и позволяют осветить все его внутреннее пространство.

В XX веке история завода, который с 1922 года стал называться Пролетарским, была по-прежнему связана с паровозостроением и далее с тепловозостроением. С 1964 года завод перешел на изготовление уникальных судовых механизмов. К 1990-м годам это было уже крупное научно-производственное объединение. Почти каждое судно, строящееся на стапелях страны, оснащалось изделиями завода.

В настоящее время ОАО «Пролетарский завод» — крупнейшее предприятие Северо-Западного региона по выпуску изделий судового, энергетического и общего машиностроения. Руководство завода большое значение придает изучению истории предприятия. На заводе существует музей с уникальными фондами, экспонатами, архивными документами и фотоматериалами.

Начиная с послевоенных лет Невский район активно застраивался жилыми кварталами, поэтому историческая архитектурная среда, характерная для Петербурга XIX века, сохраняется здесь только благодаря промышленным постройкам.

Для нашего города завод является памятником истории и культуры, а его исторические постройки находятся под охраной государства.

4 июля 2006 года мне, совместно с Евгенией Суминой, специально приехавшей из Москвы ради нашей промышленной архитектурой, удалось посетить это интереснейшее предприятие. При этом мне хотелось бы выразить особую благодарность начальнику охраны предприятия, он с большим интересом отнесся к нашей просьбе о фотографировании заводских строений и оказал поддержку в проведении таковой :-). А еще - директору музея Пролетарского завода.

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия