Александровский чугунолитейный завод

1825-1826 инж.Н.Е.Кларк, арх.А.И.Постников, В.П.Стасов (?); 1890е арх.Г.В.Войневич, инж.Ф.С.Ясинский, арх.И.К.Шапошников; 1900е арх.А.А.Клевщинский

Проспект Обуховской Обороны, 123а, 125, 127; улица Дудко, 1, 3

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

История Александровского чугунолитейного завода — одна из интереснейших страниц истории Петербурга. Он был перенесен на седьмую версту Шлиссельбургского тракта с Петергофской дороги после разрушительного наводнения 1824 года и отстроен заново под руководством его первого директора Матвея Егоровича Кларка. Выходец из Шотландии, одаренный инженер и организатор, прошедший путь от слесарных дел мастера до управляющего, Кларк целиком посвятил себя заводу. Его инженерные требования во многом определили планировочное решение всего предприятия. Вместе с Кларком над внешним обликом первых построек — апликеровальной, слесарной и литейной мастерских, построенных в 1825—1826 годах, — работал архитектор А.И. Постников. Возможно, в проектировании фасадов зданий, обращенных к Неве, принимал участие выдающийся русский архитектор В.П. Стасов, с которым Кларка связывала личная дружба.

Завод формировался в эпоху классицизма. Со стороны Шлиссельбургского тракта (ныне пр. Обуховской обороны) заводские здания образуют протяженную фронтальную композицию, решенную симметрично относительно главного въезда, о котором до наших дней напоминают фигуры двух чугунных львов, отлитые на заводе по моделям скульптора И.П. Прокофьева. Лицевые корпуса оформлены фронтонами и пилястрами простого ордера, имеют большие арочные окна. Сочетание желтых оштукатуренных стен и белых деталей характерно для классицизма. Завершают композицию расположенные по бокам два небольших одинаковых здания с мезонинами — дома директора и помощника со службами. В глубине участка находилась складская зона, а дальше — жилой поселок для рабочих, сетка поперечных и продольных улиц которого определялась симметричной компоновкой заводских строений. Поскольку капиталистические отношения в России развивались в период крепостничества, то и уклад жизни рабочих на заводах во многом оставался патриархальным. Они не только трудились на производстве, но и жили здесь же, обрабатывая выделенные им неподалеку земельные наделы. Вокруг завода образовывалось целое селение с церковью, школой, больницей, торговыми рядами и трактирами.

Этот период истории завода связан с крупными государственными заказами. После победы России в Отечественной войне 1812 года в столице возводились памятные победные сооружения. И на Александровском заводе были изготовлены Московские и Нарвские триумфальные ворота, квадрига Аполлона для Александрийского театра, шестерка лошадей, вознесенная над аркой Главного штаба. Многие чугунные львы, символизирующие силу и власть, также отлиты на Александровском заводе.

С началом строительства железных дорог завод перешел в ведение Департамента путей сообщения и стал называться Александровский главный механический завод Николаевской железной дороги. Развитие и перепрофилирование завода повлекло за собой строительство новых цехов, связанных с паровозостроением. Этот этап истории завода наиболее ярко отразился в постройках 1890-х годов. По проекту инженеров Г.В. Войневича и Ф.С. Ясинского в 1891 — 1893 годах была возведена водонапорная башня из красного кирпича в романтическом духе. Она доминирует в застройке набережной и украшает собой панораму Невы. В те же годы по проектам архитекторов И.И. Шапошникова, А.А. Клевщинского и инженера Ф.С. Ясинского были построены здания котельной, литейной, модельной, колесной, рессорной и сборной мастерских, а также здание кузницы. Эти большепролетные цеха, перекрытые металлическими фермами с фонарями верхнего освещения, стали примерами использования в промышленной архитектуре прогрессивных форм и конструкций. Например, в колесной мастерской применение шедовых покрытий в сочетании с массивными красно-кирпичными стенами, усиленными пилонами-контрфорсами, придают зданию монументальный вид и позволяют осветить все его внутреннее пространство.

В XX веке история завода, который с 1922 года стал называться Пролетарским, была по-прежнему связана с паровозостроением и далее с тепловозостроением. С 1964 года завод перешел на изготовление уникальных судовых механизмов. К 1990-м годам это было уже крупное научно-производственное объединение. Почти каждое судно, строящееся на стапелях страны, оснащалось изделиями завода.

В настоящее время ОАО «Пролетарский завод» — крупнейшее предприятие Северо-Западного региона по выпуску изделий судового, энергетического и общего машиностроения. Руководство завода большое значение придает изучению истории предприятия. На заводе существует музей с уникальными фондами, экспонатами, архивными документами и фотоматериалами.

Начиная с послевоенных лет Невский район активно застраивался жилыми кварталами, поэтому историческая архитектурная среда, характерная для Петербурга XIX века, сохраняется здесь только благодаря промышленным постройкам.

Для нашего города завод является памятником истории и культуры, а его исторические постройки находятся под охраной государства.

https://www.citywalls.ru/house2434.html

Александровский чугунолитейный завод

Александровский чугунолитейный завод был основан в 1825 г. - после трагического наводнения было решено перевести чугунолитейный завод с Петергофской дороги на новое место. Первые корпуса завода построены по данным одних источников - по «образцовому проекту» В. Стасова, по других данным арх. Александром Постниковым, при участии Стасова. Это дома 123а, 125, 127. У главного корпуса установлены две чугунные фигуры львов, отлитые здесь же по модели скульптора Ивана Прокофьева. Первым директором завода был выходец из Шотландии инж. Матвей Егорович Кларк. Он управлял и постройкой предприятия. Жил Кларк здесь же, при заводе, в собственном доме. С первых лет на заводе не только лили чугун, но и строили суда. 30 мая 1830 г. был спущен на воду первый русский пароход «Нева». Он был оснащен паровой машиной с гребными колесами и мачтами с рангоутами и парусами. В 1834 г. здесь была изготовлена первая в мире цельнометаллическая подводная лодка Карла Андреевича Шильдера (1785-1854). Пробные испытания прошли в августе 1834 г. у Александровского завода на Неве. В 1832 г. металлоконструкции завода были использованы для перекрытий строившегося Александрийского театра, Зимнего дворца. Завод занимался и художественным литьем. На Александровском заводе были отлиты львы для пристани у Зимнего дворца, решетка Летнего сада, установленная со сторон Мойки, из тонких листов меди изготовлена колесница Славы для арки Главного штаба, скульптурные композиции Нарвских и Московских ворот.

Александровский Главный механический завод . Паровозные мастерские

В 1844 г. по инициативе П. П. Мельникова завод передан в Главное Управление Путей Сообщения и получил название Александровский Главный механический завод Санкт-Петербургско - Московской железной дороги. В 1845 г. здесь был изготовлен первый в России магистральный паровоз. В течение 20 лет Александровский завод был основной базой паровозо- и вагоностроения в России. Завод занимал огромную территорию - от Невы до железной дороги. Ближе к Неве делали паровозы, а в той части, что располагается за нынешней улицей Седова, появились новые вагонные цеха. Их построили арх. Иван Шапошников и инж. путей сообщения Феликс Ясинский. Завод разделили на два: Александровский механический завод, позднее Главные паровозные мастерские, и Главные вагонные мастерские (ул. Седова, 45 - ныне Октябрьский вагоноремонтный завод). После революции заводы были на какое-то время объединены. В 1894 г. Александровский завод вместе с Николаевской железной дорогой был выкуплен в казну и поступил в ведение Министерства путей сообщения.

Пролетарский завод

7 ноября 1922 г. Александровский Главный механический завод был переименован в Пролетарский завод. С 1925 по 1931 гг. завод занимался восстановлением и ремонтом пассажирских и товарных вагонов, строительством вагонов, ремонтом колёсных пар, производил работы по литью и механической обработке, постройке платформ. С 1960-х гг. Пролетарский завод был перепрофилирован на производство судовых машин и гидравлических механизмов для кораблей.

Н. В. Мурашова, Л. П. Мыслина Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Южное Приладожье: Волховский и Кировский районы. - СПб.: Алаборг, 2009

1890-1901. Паровозная мастерская Александровского завода

1892-1893. Котельное здание и часть прилегающего к нему двора во время производства работ
1893. Водонапорная башня паровозных мастерских Александровского завода

1894-1899. Строительство мастерских Александровского завода

1926. «Пролетарский завод»

1930-1934. Пролетарский паровозоремонтный завод Октябрьской железной дороги

1933. Пролетарский паровозо-ремонтный завод (заканчивается отделка нового цеха)

1933. Пролетарский паровозо-ремонтный завод (старые цеха)

1934. Фрагмент фасада главного здания Пролетарского паровозоремонтного завода на проспекте Крупской

1960-1980. Памятник первому паровозу


https://regionavtica.ru/articles/iz-istorii-sankt-peterburgskogo-chugunolitejnogo-zavoda.html

ИЗ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЧУГУНОЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА

В современной городской жизни порой случается необходимость перемещения промышленных предприятий на новые места. В Санкт-Петербурге городские власти давно рассматривают идею реновации "серого пояса" и вывода существующих предприятий на окраины мегаполиса. Но у нас положительных примеров подобного переезда очень мало - в частности, перемещение ГИПХа с Петроградской стороны на свою же площадку в Капитолово, завод "Климов" с Кантемировской улицы перебрался в Шувалово-Озерки. В Западной Европе таких примеров куда больше. Но мы расскажем о весьма интересном переводе важного промышленного предприятия на другое место, случившемся почти 200 лет назад, причём дважды! А ведь причина для такого переезда нужна очень серьёзная, поскольку это очень дорогое и долгое дело.

ЗАВОД ВМЕСТО ДИРЕКТОРСКОГО ДОМА

По Высочайшему Указу от 14 мая 1789 года в Кронштадте был создан литейный завод. Его задачей была переплавка негодных пушек и ядер, которые накапливались в этой крупной военной базе русского флота, в нужные и полезные вещи. Устроить завод и обеспечить его работу поручили директору Олонецких горных заводов Карлу Гаскойну. Идея, в общем, была правильной: зачем тратить время и деньги на перевозку лома на завод в Петрозаводск, а затем оттуда везти готовые изделия обратно в столицу, если переплавку можно организовать на месте.
На новом заводе уже к 1799 году работало 190 мастеровых, которые были переведены сюда с Александровского завода из Петрозаводска, и 10 английских специалистов. Н в 1800 году Павел I решил присоединиться к политике Франции против Англии и объявил торговую блокаду последней. В результате все английские суда, которые находились в России и продолжали сюда прибывать, арестовывали с конфискацией товара. Такие действия грозили серьёзным военным конфликтом на Балтике. Учитывая это, 28 февраля 1801 года было решено перенести литейный завод из Кронштадта в Санкт-Петербург.
Выбор нового места оказался неожиданным. Учитывая спешку с принятием решения, Гаскойн предложил для размещения завода собственный земельный участок на 4-й версте Петергофской дороги, который он ранее купил для загородного дома. Перенос завода начался практически сразу же. Но после смерти Павла I, случившейся вскоре, политическая ситуация изменилась и переезд Кронштадтского завода остановили. За это время на новую площадку успели перевести всего одну печь и менее половины персонала. В результате такой поспешности вместо одного завода получилось два: Кронштадтский литейный и Санкт-Петербургский чугунолитейный, и оба они входили в состав Олонецких горных заводов.

НА НОВОМ МЕСТЕ УТОПИТЬСЯ

Место для петербургского завода было неудачным. Во-первых, оно находилось в окружении земель, предназначенных для загородных домов. Во-вторых, участок был низиной, с небольшой речкой поперёк, при этом был относительно узкий и длинный (200 на 750 метров) - от Петергофской дороги в сторону Финского залива. Жилая зона - казармы и дома для служащих, рабочих и членов их семей - была размещена на побережье (правая часть публикуемуего плана), а сам завод - в середине участка на речке. Увы, такая поспешность затем дорого обойдётся...

План Санкт-Петербургского чугунолитейного завода на Петергофской дороге

В 1809 году провели серьёзную реконструкция Санкт-Петербургского литейного завода - построили новые производственные корпуса на специально созданном острове в середине земельного участка. Общая сметная стоимость реконструкции составила 137 939 рублей. Предприятие по-прежнему входило в состав Олонецких горных заводов, которыми в это время управлял Адам Армстронг, а директором петербургского завода был назначен Александр Фуллон, который после смерти Армстронга в 1818 году занял его должность. Продукция завода была разнообразной - от литья узорных решёток до производства различных машин. В частности, здесь была изготовлена бумагоделательная машина для Петергофской бумажной фабрики, а в 1823 году была создана паровая машина для парохода новгородских военных поселений.
Но вскоре произошло событие, оказавшее серьёзное влияние на судьбу завода, - знаменитое наводнение 7 ноября 1824 года. В результате разгула стихии на заводе, по данным на 11 ноября 1824 года, погибло 158 человек, из них 103 ребенка, 48 женщин, 4 мастеровых, 2 чиновника и один нижний чин, известны практически все их имена. Например, полностью погибла семья бухгалтера завода титулярного советника Г.М. Юдинова - он сам, 70-летняя теща Пелагея, жена Наталья и 10 детей в возрасте от одного года до 16 лет. Самой пожилой погибшей стала 90-летняя Федосья, мать мастерового Захара Анохина, а самая младшей - новорожденная (в ночь с 6 на 7 ноября) дочь мастерового Семёна Родионова. Жертвы были похоронены в братской могиле на кладбище при церкви св.Петра митрополита (современное Красненькое кладбище). Но не все погибшие женщины были жёнами рабочих (в результате наводнения овдовело 28 мастеровых). Среди жертв были матери и сёстры рабочих, а также вдовы умерших ранее мастеровых чугунолитейного завода, которые оставались жить в рабочем посёлке.

Плита на братской могиле жертв наводнения

Затем весной найдут ещё несколько тел и на братской могиле положат чугунную плиту, сохранившуюся до сих пор. В рапортах отмечено, как работники завода спасали тонущих - кто на лодках, кто вытаскивал людей на крыши и чердаки. Из 11 больных, находившихся в лазарете, никто не погиб - дежурный надзиратель всех увёл на чердак. Большое число погибших было связано с тем, что 12 жилых зданий (казарм) оказались настолько ветхими, что напор воды их легко снёс. Остались целыми только недавно построенные казармы. В результате наводнения на чугунолитейном заводе спаслось 926 человек, из них 360 мастеровых, 209 жён рабочих и 293 ребенка, а также 64 вдовы.

РАБОЧИЕ СЕМЬИ — НА ДАЧУ К БАРОНУ

Практически все семьи стались без жилья и их стали селить по близлежащим дачам. Так, на принадлежащих барону А.А. Ралю нескольких ближайших дачах поселили 90 семей, на даче графа Воронцова-Дашкова в двух каменных флигелях - 70 семей, в доме смотрителя завода М. Кларка - 53 семьи, и т.д. 11 ноября 1824 года Александр I прибыл на завод и повелел выделить 10000 рублей для раздачи пострадавшим. Сразу же была закуплена необходимая одежда - на дворе был холодный ноябрь! На завод везли и пожертвования от жителей города: тулупы, носки, чулки, свечи, хлеб, солёную рыбу и т.д. На возмещение убытков работникам завода выделили ещё несколько десятков тысяч рублей. Повреждения самого завода не были критичными, поскольку уже 20 ноября запустили вагранку и паровую машину, а 24 ноября уже заработали все цеха. При этом на Кронштадтском заводе во время бури 7 ноября были сорваны только несколько листов железа с крыши, да опрокинута часть забора.
5 декабря 1824 года снова случилось небольшое наводнение и была затоплена паровая машина. Это испугало оставшихся в уцелевших казармах 68 рабочих семейств и их также пришлось переселить на пустующие дачи. Кроме того, началась осадка построек, в частности, 8-угольного фабричного здания для паровой машины. Надо было думать, как быть с заводом, если рабочие боятся жить на месте разрушенного городка, а здания предприятия требуют ремонта.
В Горном департаменте решили перенести завод на другое место. Для этого зимой 1824—25 годов директором завода М. Кларком (бывшим смотрителем) и архитектором А.И. Посниковым (фамилия в документах и в личной подписи архитектора писалась именно так, без буквы "т") был подготовлен предварительный проект по постройке нового завода со сметной стоимостью более 800 000 рублей. Никаких типовых заводских проектов в то время не было, поэтому для упрощения многие постройки повторяли друг друга: слесарный и литейный цеха были практически копиями друг друга.

План нового завода на Шлиссельбургском тракте

То же самое было сделано и с другими цехами. Но министерству финансов такая сумма показалась чрезмерной, поэтому встал вопрос о полном закрытии казённого чугунолитейного завода в Санкт-Петербурге.

ЗАВОД НЕ ЗАКРЫВАТЬ!
Однако Александр I не согласился с предложением о закрытии, а поддержал идею переноса завода. Император повелел выдать кредит в сумме 600 000 рублей на 24 года для постройки новых корпусов на другом месте, а старую территорию, вместе со зданиями на Петергофской дороге, после запуска нового завода продать за ненадобностью. Это решение было принято 27 марта 1825 года. 9 мая под завод был официально выделен ранее присмотренный участок на 7-й версте Шлиссельбургского тракта, где находился кирпичный завод. 14 мая начали копать рвы под фундаменты зданий, делать канал и большой бассейн в центре. Торжественная закладка новой площадки Санкт-Петербургского чугунолитейного завода прошла 25 июня 1825 года. Тогда же выяснилось, что местность для постройки не была изучена в летнее время, поэтому пришлось корректировать некоторые проектные решения и увеличить сметную стоимость более чем на 200 000 рублей.
К октябрю были построены вчерне 60 жилых деревянных домов для рабочих. До этого часть рабочих с семьями (468 взрослых и 193 ребёнка) продолжали проживать на даче барона Раля, которому за два года проживания заплатили из казны 30 000 рублей, и на даче Шагина, который получил 10 000 рублей. Затем со старой заводской площадки перевезли две жилые казармы и лазарет для установки на новом месте. В январе 1826 года было предложено назвать новый завод в честь нового императора - Николаевским. Однако Николай I с этим не согласился и предложил назвать его Невским-литейным. Темпы строительства были высокими - в сентябре 1826 года завод уже стал выпускать первую продукцию.
Затем, в декабре 1826 года было решено:
- из ведения Олонецких горных заводов вывести Санкт-Петербургский и Кронштадтский литейный заводы;
- Кронштадтский завод, который всё это время продолжал работать, передать в Морское ведомство;
- Санкт-Петербургский литейный завод переименовать в Александровский завод.
Итак, обратим внимание, что 14 декабря 1826 года не новый завод был назван Александровским, а произошло переименование уже существовавшего Санкт-Петербургского чугунолитейного завода!

Чертежи корпусов Александровского завода

С ЗАВОДА — КТО В ТЕАТР, КТО НА ПЕНСИЮ
Предусматривалось, что после запуска нового Александровского завода на него со старой площадки будут переведены люди и заказы, а территорию с остатками строений продадут. При этом в условиях на продажу территории было прописано важное условие: новый владелец не имеет право устраивать здесь литейный завод. Однако история с продажей несколько затянулась. На торгах настаивало министерство финансов, но директору Александровского завода М. Кларку было выгодно иметь две площадки с разными техническими условиями производства.
Так что работа по подготовке и продаже шла неспешно. К 1832 году сделали межевание, согласовали границы участка в 14,5 га, оценили завод в 239 000 рублей, подготовили документы к торгам, но никто покупать территорию не захотел. Кларк настаивал на уничтожении всех строений и печей на старом заводе, чтобы избежать конкуренции. Но руководство Департамента Горных и Соляных дел было против таких крайних мер - оно посчитало, что ничего разрушать не стоит, а к 1 января 1834 года всех людей и нужное оборудование нужно перевезти на Александровский завод, оставив на старой площадке только охрану.
Однако к тому времени на новой площадке людей было достаточно. Тогда бывших мастеровых стали распределять по другим объектам - 6 человек было предложено отправить в Александринский театр для обеспечения системы парового отопления, 46 человек, которые не прошли медицинский осмотр, уволили в отставку с выплатой пенсии (некоторые получали 2/3 своего прежнего оклада), 60 человек перевели на Монетный двор, а на старой площадке оставили 19 человек. Но продать территорию никак не удавалось.

Дом директора Александровского завода

В 1837 году снова попытались провести торги на прежних условиях - тщетно. А в 1838 году в связи с большими заказами на Александровском заводе работу на старой площадке возобновили. При этом безуспешные попытки продать территорию не прекращались. В соответствии с рапортом директора Александровского завода полковника Фуллона от 29 февраля 1844 года все работы на старой площадке уже были полностью окончены и оставшихся мастеровых перевели на Александровский завод. Затем, спустя время, на этом месте возникали разные предприятия - то генерал Огарёв запускал тут завод, то ещё кто-то. Но никакого успеха в производстве достигнуто не было. И только в 1868 году, когда этот участок приобрел Путилов для своего завода, территория стала развиваться.
Таким образом, единственная связь старого казённого Санкт-Петербургского чугунолитейного завода с Путиловским заключается в том, что они в разное время располагались на одном земельном участке. И больше ничего общего. Не участок земли определяет правопреемство предприятий, а неразрывная история производства, персонала и выпускаемой продукции. Проведение реструктуризации, расширение территории, переезд предприятия с одного места на другое, постройку новых корпусов и зданий, новое название нельзя рассматривать как рождение абсолютно нового завода.
Поэтому ещё раз обращаем внимание, что на казённом Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе, образованном в 1801 году, в 1825 году произошла реструктуризация производственной инфраструктуры, после чего он стал состоять из двух производственных площадок: старая - на 4-й версте Петергофской дороги, новая - на 7-й версте Шлиссельбургского тракта. Когда завод переименовали в Александровский, старую площадку, которую надо было продать, продолжали именовать предыдущим названием, хотя организационно она была официальной и неразрывной частью казённого Александровского завода, включая единую бухгалтерию и руководство (директор М.Кларк). Затем территория старой площадки была отдана частным лицам, а казённый Александровский завод не прекращал работы.
Поэтому можно уверенно сказать, что законным правопреемником казённого Санкт-Петербургского чугунолитейного завода считается современный Пролетарский завод, а не Путиловский. Видимо, те, кто писал историю Путиловского завода в 1902 и в 1930-е годы, плохо изучили документы, раз позволили себе ошибки и вольности в трактовке документально зафиксированных событий. Затем эту точку зрения стали активно тиражировать в разных публикациях, включая одобрение самого Максима Горького - но он ведь не был историком! И никто почему-то не озаботился изучением архивных документов и юридических нюансов правопреемства.

Александр Потравнов
Татьяна Хмельник

4 июля 2006 года мне, совместно с Евгенией Суминой, специально приехавшей из Москвы ради нашей промышленной архитектурой, удалось посетить это интереснейшее предприятие. При этом мне хотелось бы выразить особую благодарность начальнику охраны предприятия, он с большим интересом отнесся к нашей просьбе о фотографировании заводских строений и оказал поддержку в проведении таковой :-). А еще - директору музея Пролетарского завода.


Памятники на территории Пролетарского завода

пр.Обуховской Обороны, 125, литера А - Водонапорная башня - 1891-1893, арх.Войневич Г.В., Ясинский Г.С.

https://www.citywalls.ru/house4283.html

Башня квардатная в плане, высотой около 36 м, из красного кирпича. Цоколь, карниз и свесы башни облицованы серым тёсаным камнем. Башня снабжала водой мастерские завода и село Михаила Архангела, где жили заводские рабочие, а также использовалась для гидравлической клёпки паровозных котлов. До середины ХХ в. башня входила в систему водоснабжения Пролетарского завода, бывшего Александровского. В настоящее время башня не используется. В СМИ сообщалось о намерении администрации завода устроить в башне музей истории отрасли.

Адреса Петербурга" № 12/24 2004 г.

пр.Обуховской Обороны, 127, ул.Дудко, 2 - здание главной конторы - 1825-1826, арх. Посников А.И., Стасов В.П. (?)

https://www.citywalls.ru/house4285.html

пр.Обуховской Обороны, 125 - 1825-1826, 1890, арх. Кларк М.Е., Постников А.И., Войневич Г.И.

https://www.citywalls.ru/house2416.html

Чугунные львы

https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/4103/

пр.Обуховской Обороны, 125, литера ВИ, цех № 34 - Колесная мастерская

пр.Обуховской Обороны, 125, литера ВП - Кузница

пр.Обуховской Обороны, 125, литера ВЛ - котельная мастерская

пр.Обуховской Обороны, 125, литера БМ - котельная с дымовой трубой

Дымовая труба

пр.Обуховской Обороны, 125, литера АЦ

пр.Обуховской Обороны, 125, литера Н

2023-03-25 10:58

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2023, Моя Энциклопедия