Вагонные мастерские Александровского главного механического завода Николаевской железной дороги

1890е, арх.И.И.Шапошников, инж.Ф.С.Ясинский

Улица Седова, 45

Завод занимает обширную территорию между улицей Седова и железнодорожной веткой Петербург-Москва. Поскольку производство связано с вагонами и даже целыми вагонными составами, ко всем заводским цехам подведены железнодорожные пути. Протяженные краснокирпичные цеха с фонарями верхнего освещения, с великолепными акцентами дымовых труб котельной скрыты со стороны улицы Седова высокими аллеями тополей. И только с высоты путепровода, построенного над железной дорогой в 1970е годы, можно увидеть этот интересный заводской комплекс.

Первые производственные постройки возникли на этой территории после передачи в 1843 году Александровского чугунолитейного завода, расположенного на 7й версте Шлиссельбургского тракта, в ведение Главного управления путей сообщения. И с 1844 года между слободой, где жили рабочие завода, и трассой, отведенной для будущей железной дороги между Петербургом и Москвой, строятся деревянные цеха и каменная кузница для организации вагонного отделения. Все строительные работы курировал старший архитектор департамента железных дорог Р.А. Желязевич.

Железнодорожное сообщение в России развивалось, завод получал все больше заказов. С 1868 года на участках паровозных и вагонных мастерских начинается реконструкция. Сносятся старые деревянные постройки, строятся большепролетные, перекрытые металлическими фермами, протяженные кирпичные корпуса сборнопассажирского, сборнотоварного, деревообделочного, колесосборочного цехов, малярная и котловая мастерские. С торцов здания оформлены брутальными порталами с мощными контрфорсами и деревянными воротами. Крупные оконные проемы боковых фасадов решены в виде высоких витражей с полукруглыми завершениями. Особо интересный силуэт придают деревообделочной и сборнотоварной мастерским шедовые конструкции фонарей верхнего освещения.

Все цеха вагонного отделения были построены практически в одно время, в 90е годы XIX века, по проектам архитектора И.И. Шапошникова и инженера Ф.С. Ясинского. Поэтому архитектурная среда, сложившаяся на заводе, производит впечатление цельности и законченности. Своеобразным дополняющим акцентом этой среды стала железобетонная водонапорная башня, построенная в 30е годы.

В 1931 году завод отделился от своего головного предприятия и стал называться Октябрьским вагоноремонтным заводом. В то же время была проведена частичная реконструкция предприятия. Свободные пролеты между некоторыми мастерскими были застроены в характере исторических построек из красного лицевого кирпича. Тогда же началась прокладка улицы Седова, в которую влилась Экипажная улица рабочей слободы.

Сейчас завод акционировался и носит название АО "Электровагоноремонтный завод". После отделения Латвии, где находился Рижский вагоностроительный завод, бвший в советские времена ведущим предприятием отрасли, петербургский завод стал главным российским предприятием по строительству вагонов.

Основной комплекс исторических построек завода сохранился и находится под государственной охраной.

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия