Пивоваренный завод "Вена"

1870е арх.Ф.Б.Нагель; 1913-1914, 1930е

Фарфоровская набережная, 1

Согласно данным Росреестра и РГИС, на территории предприятия располагалось три здания, построенные до 1917го года: административный корпус (литера А), бывший солодовенный цех (литера АБ), котельная с дымовой трубой (литера Б). В настоящий момент сохранен только административный корпус, солодовенный цех разобран с последующим восстановлением, а котельная, очевидно, снесена. В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [1113.1]. Исключены из списка приказом председателя КГИОП от 14.06.2006 №8-62 варочный цех и труба котельной в составе комплекса построек пивоваренного завода "Вена";заключение по результатам проведения ООО "АРС" экспертизы выявленных объектов от 22.12.2004 №4.1-1, отчет №22

https://www.citywalls.ru/house9156.html
https://www.citywalls.ru/house9157.html

С начала XV века на месте будущего завода «Вена» находилась деревня Михайлино.К ней примыкала пустошь, названная именем Кеппина.
После основания Петербурга эта местность получила наименование «Невская застава» - на одной из почтовых дорог со стороны Александро-Невского монастыря на берегу Невы в первой трети XVIII в. была оборудована сторожевая застава с пропускным пунктом, которая получила название Невской. В XIX веке название «Невская застава» распространилась на всю территорию от заставы до села Рыбацкого.
В начале XIX века на территории бывшей пустоши Кеппина (и в целом вдоль Шлиссельбургского тракта, на западном берегу реки Невы) располагались дачи.
С середины XIX века эта территория стала развиваться как промышленная зона. Первой здесь построили Императорскую фарфоровую мануфактуру - ещё при императрице Елизавете Петровне. Позднее на берегу появились кирпичный и гончарные заводы, фабрика по производству сахара и текстильная мануфактура. Затем значительную территорию от Невы до железной дороги занял Александровский чугунолитейный (ныне Пролетарский) завод, вблизи которого появились рабочие слободки.
В начале XIX в. рассматриваемый участок принадлежал М. Лазаревой и М. Голубцовой и располагался в непосредственной близости от Императорского фарфорового завода. К середине XIX в. участок, находившийся в окружении промышленных сооружений, сам оставался незастроенным.
В 1860-е годы эта часть Невской Заставы получила официальное название - село Михаила Архангела. На севере его граница с селом Смоленским проходила по Московской улице (ныне - Крупской), а южнее Фарфоровской улицы начиналась одноимённая колония. Главным сооружением села была церковь Святого Михаила Архангела, построенная в 1862 году на углу Московской и Шлиссельбургского тракта (её снесли в 1932 г.).
В 1872 г. на рассматриваемом участке управляющим Государственного банка Е.И. Ламанским с соучредителями - сослуживцем по Госбанку, бывшим гвардейским гренадером Иосифом Рорбеком и царскосельским купцом 1-й гильдии, потомственным почётным гражданином Андреем Блюмбергом, а также совместно с австрийским акционерным пивоваренным обществом Liesinger Brauerei была основан пивоваренный завод «Вена».
На собранные основателями средства был куплен в Петербургском уезде Александровской волости по Шлиссельбургскому тракту участок земли – бывшей дачи Гельфрах размером 66.000 кв. сажень за 80.000 рублей, составлены смета и проектные планы строительства завода. Машины и аппараты были заказаны за границей.
Заказ на разработку проекта заводских зданий получил петербургский архитектор Фёдор Нагель - незадолго до того он закончил возведение комплекса завода «Бавария» на Петровском острове; опыт учредители сочли удачным. Нагель много строил в Петербурге - большей частью доходные дома. Постройки для «Вены» зодчий осуществил в «кирпичном стиле», характерном для промышленных зданий того времени. Согласно «Ведомости для внесения сведений о фабриках и заводах за 1878 год», в 1870-е годы на территории возвели административный корпус, варочный цех и котельную с трубой. В каменных зданиях расположились солодовня, бродильня, заторная и погреб. Кроме того, имелись три деревянных здания — контора, сторожка и конюшня, к которым позже пристроили капитальный ледник для готовой продукции. Завод получил адрес Шлиссельбургский проспект, 21 - 27 (ныне - улица Бабушкина, 53 - 55 и улица Фарфоровская, 1).
Завод был построен быстро и уже через несколько месяцев после начала строительства он начал работать.
В 1877 году было выпущено 380 тыс. дал пива, а в 1878 году объем производства возрос до проектной мощности 430 тыс. дал в год.
В «Ведомости для внесения сведений о фабриках и заводах за 1878 год» содержится следующая характеристика завода: на заводе 4 каменных здания и 3 деревянных. В 1878 г. был пристроен ледник на 57 тыс. дал пива. На заводе работало 11 мастеров из них 10 иностранцев и 1 русский. Рабочие набирались из местного населения. Всего на заводе работало 100 рабочих. Материал для производства пива покупали как у петербургских торговцев, так и за границей. Ячмень, как правило, использовали выращенный около Петербурга. Хмель и смола были богемские, баварские, германские. Позднее вдоль заводских корпусов была пробита улица, получившая в 1896 г. наименование Большой Щемиловской улицы (по деревне Щемиловке).
В 1881 году на земле, принадлежавшей «Вене», была проведена железнодорожная ветка до станции Николаевской железной дороги Сортировочная, что дало возможность вывозить продукцию в Москву. В 1883 году известный пивовар Ф. Поарье писал: «Завод по справедливости может быть назван игрушкой. Из всех пивоваренных заводов он обладает самым лучшим устройством. Непонятно, как могли построить такой превосходный завод в такой отдаленной местности. Главный сбыт пива производится этим заводом в Москве, где у него устроен большой склад» («Архив русского пивоварения». 1883 год, No12, с. 368).
Однако период «классической» «Вены» длился всего 14 лет. Резкое повышение государством акциза на пиво и последующий скачок цен на ячмень и солод фирма, уже испытывавшая серьезные трудности, пережить не смогла: оборотного капитала не хватило. В 1889 году разорившаяся «Вена» была куплена её главным конкурентом, «Калинкиным», который завод сразу закрыл, после чего переоборудовал в огромный склад собственной продукции: отсюда по железной дороге ее отправляли в разные районы страны.
В 1897 году Большую Щемиловскую улицу переименовали в Большую Щемиловку.
В 1913 году в целях широкого сбыта на заводе «Вена» приступили к переоборудованию и расширению цехов, к 1914 году переоборудован варочный цех, установили новые тарелки для охлаждения сусла, расширена солодовня. Но в 1914 году завод снова был закрыт вследствие начавшейся Первой Мировой войны, а запасы пива бродильного и лагерного цеха были спущены в канализацию. Завод был занят военным ведомством и превращен в автобазу. После октябрьского переворота 1917 г. пивоварение было возобновлено.
Пивоваренный завод «Вена» одноимённого акционерного общества национализирован постановлениями Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) от 15 ноября и 28 декабря 1918 г., передан в ведение секции пищевых и вкусовых веществ Совета народного хозяйства (с февраля 1920 г. - в Петроградский губернский совет народного хозяйства - ПСНХ) и переименован в государственный пивоваренный завод № 1, с 1921 г. в подчинении Пищетреста (с 1924 г. - Ленпищетрест) и назван Ленинградским государственным пивоваренным заводом «Вена».
26 октября 1922 года было организовано Правление Государственного пивзавода «Вена» и при ограниченных средствах началось восстановление завода.
17 июля 1923 года Правление завода «Вена» было упразднено, завод был передан Ленинградскому Государственному Тресту пищевой промышленности. Правление треста ставило в основу работы в первую очередь улучшение условий труда, удешевление себестоимости продукции, повышение производительности, что вызывало необходимость перестройки старого изношенного оборудования. Несмотря на ограниченность средств в строительный сезон 1924 года Правление Треста смогло полностью восстановить пивопровод, паропровод, воздухопровод, водопровод, канализацию, изготовить необходимое количество поплавков для охлаждения льдом пива в бродильных чанах и произвести ряд других работ технического порядка.
В конце 1929 года вследствие ликвидации Ленинградского пищевого треста завод был передан в ведение Ленсельпрома, в ведении которого и состоял до 1931 года, перешедший в 1931 году в ведение Управления Ленинградской пищевой промышленности, а в 1932 году в сентябре завод был снова передан в ведение вновь образовавшегося Ленинградского Бродильного треста, в ведении которого и состоял до 1935 года. В 1930-е годы были проведены большие работы по реконструкции завода, увеличению количества и улучшению качества продукции. Продолжалось строительство новых корпусов – механического, материального склада, бондарного цеха и др.
3 августа 1940 года Большую Щемиловку официально переименовали в улицу Седова — в честь полярного исследователя Г. Я. Седова. Однако в итоге его именем оказалась названа безымянная улица, проходившая перпендикулярно Большой Щемиловке. После этого в 1940-х годах улица стала именоваться Фарфоровской — по соседнему Ломоносовскому фарфоровому заводу и находившейся здесь Фарфоровской колонии, а де-юре этот топоним за ней закрепился в 1957 году.
Перед самым началом блокады Ленинграда в 1941 году работа на заводе «Вена» была прекращена, большинство рабочих были эвакуированы. Осенью 1944 года завод снова вошел в число действующих предприятий.
Вторично завод был реконструирован и расширен в 1959 - 1963 годах, выпуск пива намечалось довести до 6500 тыс. дал. В течение восьмой пятилетки (1966 – 1970) завод «Вена» был дополнительно реконструирован и расширил производство.
В 1971 году «Вену» вновь, как и 82 года назад, поглотил преемник «Калинкина» - она вошла в состав Производственного объединения имени Степана Разина. Но на этот раз производство закрывать не стали.
В 1986 году завод стал, как и прежде, акционерным обществом.
По состоянию на 1988 г. пивоваренный завод «Вена» находился в ведении Ленгорагропрома.
В 1994 г. контрольный пакет акций предприятия приобрел финский пивоваренный концерн "Синебрюхофф", который в 1999 г. был приобретен концерном Carlsberg, таким образом, завод «Вена» вошел в этот концерн. Во второй половине 1990-х годов пивоваренный завод Вена был реконструирован.
В 2001 году КГИОП включил здания пивоваренного завода «Вена» в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Ранее охранялись не только старинные конторы, но и варочный цех, а также труба котельной пивоваренного завода. В 2006 году они были сняты с охраны приказом КГИОП от 14.06.2006 г. после экспертизы ЗАО «АРС», после чего статус памятника остался только у административного корпуса (Фарфоровская улица, 1, корпус 1). К этому времени других исторических построек на территории завода уже не осталось: в июне 2004 года подошел к своему завершению крупный инвестиционный проект по модернизации и расширению производственных мощностей предприятия.
В 2005 г. было объявлено о начале операционного объединения компании «Вена» с ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Пикра» и ОАО «Ярпиво». В 2009 году производственная площадка на Фарфоровской улице была закрыта из-за избыточности мощностей в регионе. В начале 2013 года на заседании Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план был утверждён проект застройки жильем территории завода. В 2018 году здание выявленного объекта культурного наследия «Комплекс построек пивоваренного завода «Вена» и прилегающие земельные участки, принадлежавшие ОАО 11 «Пивоваренная компания «Балтика», был приобретен ООО «Специализированный застройщик «СЭТЛ СИТИ»


Завод был основан в 1872 г. управляющим Государственного банка Е.И. Ламанским с участием австрийской пивоварни Liesinger Brauerei, поэтому он получил название "Вена".

В 1889 г. завод вошел в состав Калинкинского пиво-медоваренного товарищества и был превращен в базовый склад, куда поступало пиво с основного завода.После революции пивоварение было возобновлено.

В 1994 г. контрольный пакет акций предприятия приобрел финский пивоваренный концерн "Синебрюхофф", который в 1999 г. был приобретен концерном Carlsberg, т.о. завод "Вена" вошел в этот концерн. В конце 2001 г. основным акционером "Вены" стал концерн Baltic Beverages Holding (ВВН).

В 2004-2005 гг. ОАО "Вена" объединилось с ОАО "ПК "Золотой Урал".В 2005 г. было объявлено о начале операционного объединения компании "Вена" с ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", ОАО "Пикра" и ОАО "Ярпиво". С 1 января 2006 г. начала свою работу единая управленческая структура объединенной группы.

Хронология

http://kanoner.com/2015/07/21/145991/

Старинные заводы «Вена» и «Трубосталь» на улице Бабушкина застроят жильем
21/07/2015 17:00

Пивоваренный завод «Вена» и трубный завод «Трубосталь» на улице Бабушкина планируется снести и застроить жилым кварталом. Новостройки будут соседствовать с действующим производством ваты. Квартал, который хотят отдать под застройку, ограничен улицей Седова, Железнодорожным проспектом, улицами Бабушкина и Фарфоровской. Пивзавод «Вена» был основан в 1872 году в южной его части. Под охраной как выявленные объекты культурного наследия находятся две стоящие рядом заводские постройки «Вены» — солодовня и административный корпус. Они возводились в 1870-е годы по проекту архитектора Федора Нагеля, а в последующие декады сильно перестраивались. В 1990-е «Вена» утратила самостоятельность, но получила современное оборудование. В 2005 году пивзавод был выкуплен ОАО «Пивоваренная компания „Балтика“» (сегодня принадлежит датской Carlsberg Group). Вскоре после этого, в 2009-м, производство было закрыто. С тех пор территория использовалась как склад. Северо-западный трубный завод, ранее известный как завод «Трубосталь», был основан в северной части квартала в 1896 году и считается первым трубным заводом России. На предприятии сохраняется действующая узкоколейная железная дорога. Признанных памятников старины здесь нет, хотя некоторые краснокирпичные здания могут представлять интерес. Территория находится в ведении ООО «Сервисная компания „Северо-западный трубный завод“». Эта структура учреждена ООО «Инвестконсалт» совместно с директором Евгением Дедловским. «Инвестконсалт» учрежден кипрской компанией с ограниченной ответственностью «Формитура лимитед» (директор — Серго Папаян). Недавно в Мариинском дворце и в Смольном была рассмотрена заявка «Балтики» об изменении назначения участка «Вены» на жилое. При этом был предоставлен эскиз застройки, подготовленный совместно с «Инвестконсалтом». Разработкой концепции по заказу собственника занималось ООО «Питер девелопмент». Компания предложила плотную застройку квартала 25-этажными жилыми домами — «муравейниками». Заявка была удовлетворена. В том же квартале на Седова, в западной его части, сохраняется завод «Гигровата» (ЗАО «Гигровата-Санкт-Петербург», выпускает вату под товарным знаком «Амелия»). Назначение участка под ним не было изменено. В генплане он по-прежнему предназначен под производство.

http://kanoner.com/2016/06/30/151110/

В прошлом году стало известно о планах построить жилой комплекс на месте пивзавода «Вена» на улице Седова. Судя по проекту, на слом будут отданы и дореволюционные корпуса, в том числе краснокирпичный на Железнодорожном проспекте, 20. Эксперты посмотрели на него и поняли, что «здание имеет стандартный для подобного стиля набор декоративных и конструктивных элементов фасадов: цоколь, облицованный известняком, подоконные филенки, клинчатые перемычки проемов, стилизованные лопатки, „сухарики“ венчающего карниза». Также говорится, что в 1938 году была проведена реконструкция с существенным изменением габаритов, в результате «первоначальное объемно-пространственное и архитектурно-художественное решения здания искажены позднейшими перестройками». «В связи с этим здание нельзя рассматривать как подлинный образец промышленной архитектуры Санкт-Петербурга рубежа XIX–XX веков, несущий в себе информацию о характерных архитектурных приемах, о достижениях науки и техники того времени», — пояснено в документе, подписанном, помимо чиновников, архитекторами Никитой Явейном и Рафаэлем Даяновым.

http://kanoner.com/2018/05/17/159556/

Setl Group построит жилой комплекс на улице Бабушкина
17/05/2018 15:10

Setl Group построит жилой комплекс на месте закрытого пивоваренного завода «Вена» на улице Бабушкина. Девелопер обещает сохранить все старинные производственные корпуса, признанные памятниками. Квартал, где ожидаются преобразования, ограничен Железнодорожным проспектом, улицами Бабушкина, Фарфоровской и Седова. В его границах находятся два старинных предприятия — пивзавод «Вена» (Фарфоровская улица, 1) и завод «Трубосталь» (Железнодорожный проспект, 20). Под охраной стоят два здания, оба относятся к «Вене»: административный корпус и солодовня. В 2015 году стало известно, что территорию хотят отдать под жилье. Проект развивало ООО «Сервисная компания „Северо-западный трубный завод“». Тогда предполагалось, что там возведут три 25-этажных жилых дома и объекты социальной инфраструктуры. В нынешнем году землю приобрела Setl Group в лице ООО «Сэтл сити». Сейчас по заказу компании ведется разработка проекта планировки. Официальный представить девелопера рассказал «Канонеру», что там запланировало более 40 тыс. кв. метров жилья плюс социальные объекты. Комплекс построек завода «Вена», относящийся к объектам культурного наследия, сохраняется, под ним будет сформирован отдельный земельный участок. Проектировщика на данный момент не выбрали.

http://kanoner.com/2019/02/15/162243/

На Фарфоровской улице под жилой комплекс сносят заводские корпуса
15/02/2019 18:21

На Фарфоровской улице, 1, сносят корпуса пивоваренного завода «Вена». На их месте Setl Group возведет вторую очередь жилого комплекса — первая сейчас строится со стороны Железнодорожного проспекта. О планах застроить жильем квартал между Железнодорожным проспектом, улицами Бабушкина, Фарфоровской и Седова «Канонер» писал в 2015 году. Весной 2018-го стало известно, что девелопером выступит Setl Group. Реализация проекта началась осенью. Там началась подготовка площадки на углу улицы Бабушкина и Железнодорожного проспекта, где прежде находился Северо-западный трубный завод. Позднее Setl Group представила иллюстрации жилого комплекса, разработанные ЗАО «Архитектурное бюро „Земцов, Кондиайн и партнеры“». Там запланированы четыре жилых дома максимальной высотой 24 этажа. В январе очевидцы рассказали «Канонеру», что снос начался на соседнем участке — на углу улиц Фарфоровской и Бабушкина, где находился пивоваренный завод «Вена». Изданию стало известно, что там появится вторая очередь комплекса, которая будет повторять архитектурное решение первой (официально, впрочем, это будет отдельный жилой комплекс). Ее проект также разработали «Земцов, Кондиайн и партнеры». Сохранить планируется два памятника архитектуры — административный корпус и солодовню «Вены», построенные в 1870-х годах. Также на проекте видно, что лицевой фасад примыкающего слева дореволюционного производственного корпуса выполнен в виде декоративной стены, за которой оборудуют открытую парковку.

http://kanoner.com/2021/05/12/167871/

Старинное здание на Фарфоровской улице снесут и затем воссоздадут
12/05/2021 15:32

Фасад старинного здания на Фарфоровской улице, 1, будет восстановлен при строительстве жилого комплекса. Причем закон этого не требует: в этой части города дореволюционные объекты не охраняются. Раньше здесь, вдоль северной стороны Фарфоровской улицы между улицами Седова и Бабушкина, находился пивоваренный завод «Вена». В советское и российское время его территорию застроили новыми производственными корпусами. С дореволюционных пор осталось только одно здание — на Фарфоровской улице, 1, литера А. Здание делится на три секции — административный корпус (выходит на улицу), солодовню (за административным корпусом) и производственный корпус. Административный корпус и солодовня признаны выявленными памятниками, производственный под охраной не находится. Весной 2018 года стало известно, что Setl Group намерена возвести на месте «Вены» жилой комплекс. С 2019 года проводится расчистка территории: сперва работы проводило ООО «СК „Прайд“» (группа компаний «Прайд»), теперь другой подрядчик. В минувшем декабре ООО «Специализированный застройщик „Сэтл сити“» получило разрешение на строительство. Проект выполнило ЗАО «Архитектурное бюро „Земцов, Кондиайн и партнеры“». Как рассказали очевидцы, в апреле начался снос зданий вдоль Фарфоровской улицы. Его ведет ООО «Строительная компания „А2“». На майских праздниках, по их словам, был поврежден фрагмент дореволюционного здания, а точнее его западной секции, не стоящей под охраной. В комитете по охране памятников «Канонеру» пояснили, что в марте это ведомство выдало «Сэтл сити» задание на проведение работ по приспособлению административного корпуса и солодовни для современного использования. А вот судьба производственного корпуса чиновников не интересует: тут нет охранных зон, а потому собственник вправе снести секцию без последующего восстановления. Согласно проектным иллюстрациям, оказавшимся в распоряжении «Канонера», неохраняемая секция будет снесена, но затем лицевой фасад воссоздадут.

http://kanoner.com/2022/03/09/170466/

На Фарфоровской улице воссоздают фасад дореволюционного здания
09/03/2022 13:38

На Фарфоровской улице воссоздают фасад дореволюционного производственного корпуса пивоваренного завода «Вена», снесенного в прошлом году. Он станет частью паркинга жилого комплекса. Раньше здесь, вдоль северной стороны Фарфоровской улицы между улицами Седова и Бабушкина, находился пивоваренный завод «Вена». В советское и российское время его территорию застроили новыми производственными корпусами. С дореволюционных пор осталось только одно здание — на Фарфоровской улице, 1, литера А. Здание делится на три секции — административный корпус (выходит на улицу), солодовню (за административным корпусом) и производственный корпус. Административный корпус и солодовня признаны выявленными памятниками, производственный под охраной не находится. Построены они были в 1870-х годах. Весной 2018 года стало известно, что Setl Group намерена возвести на месте «Вены» жилой комплекс. В 2020-м ООО «Специализированный застройщик „Сэтл сити“» получило разрешение на строительство. Проект выполнило ЗАО «Архитектурное бюро „Земцов, Кондиайн и партнеры“». Летом прошлого года был снесен производственный корпус. Закон не требовал его сохранения, заявлял ранее «Канонеру» КГИОП, однако девелопер принял решение восстановить внешний облик, а именно лицевой фасад, выходящий на Фарфоровскую улицу. Он станет частью паркинга, уточнили изданию в Setl Group. Сейчас ведется строительство этого паркинга.


2022-03-26. Административный корпус завода "Вена". Позади - строящийся ЖК "Стрижи в Невском -2"

Дымовая труба

2022-04-06 20:16

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия