Императорская карточная фабрика

1867-1869, арх.Г.Х.Штегеман; 1890е арх.В.В.Николя

Проспект Обуховской Обороны, 110

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

Императорская карточная фабрика возникла в Петербурге в 1817 году и монопольно производила игральные карты в России. До середины XVIII века игра в карты на Руси жестоко преследовалась. Только во времена Екатерины II началось некоторое послабление: штраф взимался уже только за азартные игры. Игральные карты ввозились из Европы и стоили очень дорого. В 1765 году правительство установило пошлину на ввоз карт из-за границы, а право получать доход от пошлины было передано вновь учрежденным воспитательным домам, которые находились под покровительством членов царской семьи.

На рубеже XVIII-XIX века производство карт в России неоднократно пытались наладить с помощью откупщиков. Доходы с карточного откупа также поступали воспитательным домам. Однако всех этих средств и частных пожертвований на содержание воспитательных домов не хватало, и было решено завести специальные казенные мануфактуры, на которых главной рабочей силой должны были стать дети из Воспитательных домов и бывшие питомцы этих учреждений.

Одним из таких предприятий стала Александровская мануфактура, корпуса которой раскинулись на 12й версте Шлиссельбургского тракта (ныне пр. Обуховской Обороны). В начале XIX века правительство решило открыть при Александровской мануфактуре Карточную фабрику, предоставив ей монопольное право производства карт в России. Одновременно запрещался ввоз карт из-за границы, чем устранялась всякая конкуренция. Датой основания фабрики считается 1817 год, но понадобилось еще два года для оборудования помещений и обучения рабочих. Только с 1 января 1820 года по всей России началась продажа карт, изготовленных на Карточной фабрике.

С развитием бумагоделательного производства и совершенствованием технологии улучшалось и качество выделки карт, их художественное оформление. Рисунки, выполненные А.И. Шарлеманем, сохраняются на некоторых видах карт до сих пор.

В 1860 году Александровская мануфактура закрылась, не выдержав конкуренции с быстро богатевшими частными предприятиями. Ее единственной действующей частью оставалась Карточная фабрика.

Первоначально для производства карт использовались отдельные помещения Александровской мануфактуры. Позже оборудование было перенесено в специально выстроенные здания Опекунского совета. Они были деревянными и не сохранились до наших дней. В 1867 году, по проекту архитектора Г.Х. Штегемана, началось строительство главного производственного корпуса и кузницы с дымовой трубой. Это трехэтажное здание выполнено из красного лицевого кирпича в характерном промышленном стиле. Лицевой фасад, оформленный тремя ризалитами с небольшой башенкой в центре, обращен к Неве. В 1890е годы гражданский инженер В.В. Николя создал небольшие хозяйственные пристройки к главному корпусу. Слегка под углом к основному зданию расположены заводоуправление и жилой дом для служащих. Они также выходят на Неву.

Ремонтно-механический цех, складские корпуса - одно- и двухэтажные - находятся в глубине участка. От нынешнего проспекта Обуховской Обороны комплекс фабричных построек отделен небольшой парковой зоной. В двух шагах находятся станция метро, шумная транспортная артерия, огромный Обуховский завод, который обосновался на территории Александровской мануфактуры в 1863 году. И многие горожане не подозревают, что за деревьями на берегу Невы находится небольшая по размерам, старейшая в стране фабрика по изготовлению игральных карт. На фабрике есть музей, где представлены образцы игральных карт XIX века, первых послереволюционных лет, 1930х годов, периода Великой Отечественной войны и до наших дней.

Исторические постройки Карточной фабрики - главный производственный корпус с кузницей и дымовой трубой, заводоуправление и ремонтно-механический цех состоят под государственной охраной.

В настоящее время Комбинат цветной печати продолжает традиции карточного дела в России. Появились новые технологии, обоурдование, и выделка российских карт до сих пор остается на самом высоком уровне.


https://ru.wikipedia.org/wiki/Императорская_Карточная_фабрика

До середины XVIII века игра в карты на Руси жестоко преследовалась. При Петре I в Москве были устроены две небольшие мануфактуры для производства карт, но в основном они ввозились из Европы. Торговля игральными картами была источником немалых доходов и в 1765 году правительство установило пошлину на ввоз карт из-за границы, а право получать доход от пошлины было дано воспитательным домам. В 1811 году было принято решение об открытии фабрики в Санкт-Петербурге. На протяжении 1811—1816 годов велась переписка о покупке для фабрики двух домов у княгини Вяземской. В 1817 году император Александр I дал согласие на устройство Карточной фабрики при Александровской мануфактуре Воспитательного дома. Одновременно был запрещён ввоз карт из-за границы, чем устранялась всякая конкуренция. Инициатива создания Карточной фабрики принадлежала управляющему Александровской мануфактурой Александру Яковлевичу Вильсону. Корпуса Александровской мануфактуры располагались на 12-й версте Шлиссельбургского тракта (ныне проспект Обуховской Обороны). Фабрика открылась в 1819 году; два года потребовалось для оборудования помещений и обучения рабочих. В тот же год было выпущено 20 000 колод. Спустя некоторое время А. Я. Вильсон предложил улучшить внешний вид и структуру карт. Однако его инициатива не нашла поддержки у императора Николая I. Вильсон работал на фабрике около 40 лет, вплоть до отмены крепостного права. В 1860 году Александровская мануфактура закрылась; её единственной действующей частью осталась Карточная фабрика. На фабрику наняли вольных рабочих, закупили более 60 новых машин. Главным на производстве карт стал мастер Винкельман. Как только сменилось оборудование для печати карт, появилась настоятельная необходимость в полном их обновлении. Новое оформление было разработано академиками живописи Бейдеманом и Шарлеманем; как более технологичный был выбран вариант Шарлеманя. К этому времени уже появился вид карт — атласные, названные по технологии их изготовления на атласной бумаге, натёртой тальком и мылом для блеска и лучшего скольжения при тасовании. Поскольку доход от продажи игральных карт шёл на содержание воспитательных домов в Москве и Санкт-Петербурге, на одной из карт колоды изображали герб Ведомства учреждения императрицы Марии в виде птицы, кормящей своих детей. В 1867 году, по проекту архитектора Г. Х. Штегемана, началось строительство главного производственного корпуса фабрики. Это трёхэтажное здание выполнено из красного лицевого кирпича в характерном промышленном стиле. Лицевой фасад, оформленный тремя ризалитами с небольшой башенкой в центре, обращён к Неве. В 1890-е годы В. В. Николя создал небольшие хозяйственные пристройки к главному корпусу. В 1897 году при фабрике было открыто училище. К началу XX века на фабрике работали преимущественно женщины, но печатные машины обслуживали исключительно мужчины. Печатанием карт было занято 14 печатных машин: 4 машины печатали «очко» обыкновенных и атласных карт, 4 — «фигуры», например — «дамы», «короля»; 2 машины печатали «крап», 2 — обертки для «колод» и, наконец, 2 машины были выделены для печатания высшего сорта карт: глазетных и атласных. Ежедневно изготавливалось до 20 тысяч колод, а в год на сумму свыше 3 миллионов рублей. В 1901 году рабочие фабрики активно участвовали в столкновении с полицией и войсками (Обуховская оборона). В 1918 году Императорская карточная фабрика перешла в ведение Комиссариата социальной помощи Союза коммун Северной области, в 1919 году была подчинена Полиграфической секции совнархоза Северного района и была законсервирована. В октябре 1922 года она была в ведении Наркомата финансов, в 1928—1931 гг. подчинялась тресту «Ленполиграф», в 1931—1935 гг. — Наркомату финансов СССР. В 1935 году она передана в ведение Наркомата (с марта 1946 года — Министерства) пищевой промышленности СССР и переименована во 2-ю художественную типографию, с 1953 года подчинялась Министерству промышленности продовольственных товаров РСФСР. В сентябре 1957 года стала называться 3-й фабрикой офсетной печати Управления полиграфической промышленности Ленсовнархоза, а в 1967 году была переименована в Комбинат цветной печати. Административный корпус и ремонтно-механический цех были в 2006 году исключены из списка «объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» и снесены; сохранён только главный производственный корпус.


https://photogrammetria.ru/233-arhitekturnye-obmery-glavnyy-proizvodstvennyy-korpus-kartochnoy-fabriki.html

Работы, проведенные на объекте ООО НПП «Фотограмметрия»:

Создание геодезического обоснования.
Все обмерные работы (как внешние, так и внутренние) проводились в единой условной системе координат: было создано геодезическое обоснование методом построения линейно-угловой сети с закреплением точек на стенах зданий и помещений. Точность сети в результате уравнивания по МНК составляет 2-5 мм. Для привязки к Балтийской системе высот в сеть были включены два близлежащих репера №8083 и №14982. Для выполнения измерений использовался электронный безотражательный тахеометр Sokkia SET 530R3 (Sokkia, Япония). Обработка полученных данных проводилась в программе Coordinate Transformer (разработка «НПП «Фотограмметрия»).

Обмеры фасадов.
Для выполнения обмеров фасадов и кровли была использована технология наземного лазерного сканирования. Полевые работы включали два этапа: лазерное сканирование и определение координат опознаков с помощью электронного безотражательного тахеометра. Для сканирование фасадов и кровли использовался сканер IMAGER 5006 (Z+F, Германия). Всего на обмеры фасадов и кровли было сделано 25 сканов. После обработки геодезических измерений выполнялось сведение сканов в программе ZF LaserControl. Затем в программе ScanIMAGER разработка «НПП «Фотограмметрия») из облака точек (рис.1.) были сделаны ортофотопланы фасадов здания (Рис. 2).

Рис.1 Исходное облако точек

Рис.2 Ортофотоплан (псевдоокрашенный по отстояниям)

Составление обмерных чертежей выполнялось в графическом редакторе преимущественно методом векторизации ортофотопланов. Для точного построения сечений архитектурных деталей использовались сечения, сделанные из облака точек.

Обмеры внутренних помещений.
Обмеры внутренних помещений проводились двумя методами: методом тахеометрической съемки с использованием безотражательных электронных тахеометров и методом наземного лазерного сканирования. Всего сканером было сделано 194 скана и закоординировано около 2500 точек тахеометром. Для точного построения сечений архитектурных деталей использовались сечения, сделанные из облака точек. Составление обмерных чертежей выполнялось в графическом редакторе.


https://vk.com/wall-26680240_169095 - Канонер.ру


https://www.citywalls.ru/house2431.html

При Екатерине II в России было восемь немецких карточных фабрик. Александровская мануфактура была основана в 1798 г. по инициативе аббата Оссовского. это была первая в России механическая бумагопрядильная фабрика. Почти сразу после создания фабрика перешла в казну и была подарена Павлом I Воспитательному дому. 24 марта 1798 г. Императорским указом право клеймить и продавать игральные карты во всех пределах Российской Империи навсегда было отдано Воспитательному дому. Мануфактура выпускала 14 тыс. колод ежедневно способом Деларю. Опекунский совет Воспитательного дома право клеймения стал отдавать на откуп, зарабатывая на этом немалые средства, шедшие «на содержание сирот». Права были отданы откупщикам Злобину и Чеблокову. Откупная система существовала 20 лет: с 1 апреля 1899 по 1 января 1820 г. За это время состоялось пять карточных откупов. Каждый по четыре года. В этот период производилось огромное количество колод: карты делались в СПб, Москве, на крупных фабриках, так же и в отдаленных городах мелкими карточными мастерами, бравшими у откупщиков свидетельства на свое производство. Опекунский совет пытался побуждать фабрикантов к хорошей работе, одним из условий откупа было обязательство строго наблюдать за тем, чтобы изготавливаемые карты во всем были сходны с образцами, утвержденными Опекунским советом. Производимые откупщиками карты подразделялись на три разбора, в зависимости от их качества.

О производстве и клеймении карт в России Энциклопедический словарь Брокгаузы и Эфрона сообщает следующее: «Клеймение карт русской выделки производилось первоначально в СПб и Москве в мануфактур-коллегии и конторе, но вскоре, в виду значительных злоупотреблений, администрация СПб Воспитательного дома сама стала клеймить карты (печатью, изображавшей пеликана с надписью: « себя не жалея, питает птенцов»). Злоупотребления, однако, не прекращались и по отдаче производства карт на откуп, для которого при Павле I составлены были новые условия. С 1819 г. администрация воспитательных домов сама стала выделывать карты первоначально на Александровской мануфактуре».

Непосредственное производство карт было развернуто на казенной Александровской мануфактуре с 1819 г., при которой с 12 октября 1817 г. по старому стилю (24 октября 1817 г. - по новому) стала работать Императорская Карточная фабрика. Для заведования этим делом была учреждена Экспедиция карточного сбора, упраздненная в 1865 г. Собственная карточная фабрика была открыта по предложению управляющего Александровской мануфактурой А. Я. Вильсона. Официально открылась она и начала работать в мае 1819 г., после того как были построены помещения и обучены работники, большую часть которых составляли питомцы Воспитательного дома, а также мастера закрытых частных фабрик. Одновременно фабрика получила монопольное право на производство карт. В специальном Положении, подписанном Александром I по записке его матери императрицы Марии Федоровны, отмечалось: «С уничтожением впредь карточных частных фабрик и откупов предоставляется одному Воспитательному дому производство карточного изделья и продажи игральных карт; равномерно польские кампии, тарок, гадательные, детские и тому подобные, где в какой провинции какие употребляются». Т. о. в 1819 г. были запрещены как изготовление игральных карт частным порядком, так и их ввоз из-за границы. В условиях отсутствия конкуренции возросли цены на карты: дюжина первого разбора стоила 10 руб., второго – 8, третьего -5 руб. за дюжину. Если сравнить с тем, что Иван Матье изготовлял карты при Воспитательном доме в 1774 г. по цене 2 руб. 40 коп. за дюжину, то получается, что карты стали дороже в четыре раза. В первые же годы своего существования фабрика вышла на большую мощность. За 1819 г. выпущено 240 тыс. колод, а в следующем 1 млн. 380 тыс. колод. Росло и качество.

Вначале карты делали только на бумаге, привозимой из Италии, Голландии, Франции. Дороговизна импортной бумаги тяжелым грузом ложилась на баланс фабрики. В середине 1830-х гг. бумага для карт стала изготавливаться на Петергофской и Калужской казенных фабриках. Затем, решив увеличить производительность Карточной фабрики, ее оснастили бумагоделательным оборудованием для производства карточной бумаги. В 1867 г. для фабрики было построено новое здание, в котором вплоть до 2003 г. размещались многие производства комбината.

В 1778 г. в книге Григория Комова «Описание картежных игор…» в числе упоминаемых в России карточных игр впервые упоминается тарок. Эта старинная игра, возникшая еще в период Ренессанса, от конца XVIII в. до середины XIX в. была популярна и в России. Для игры в тарок использовалась колода в 78 листов, включая 22 нумерованные карты, называемые Старшими Арканами. Вероятно сначала для игры использовались привозные карты. т.к. до заведения Карточной фабрики никаких сведений о их производстве нет. Колода для тарока стала одной из первых, изготавливающихся в цехах Александровской мануфактуры. Колода позднее получила назвние «Русский тарок» или «Тарок животных» . Это русский продукт, но с явным французским влиянием. Эта колода была самой дорогой в 1930-1840-е гг. в сортименте Карточной фабрики и стоила 70 коп. (8 руб.40 копеек за дюжину колод), что было дороже «самых лучших» глазетных карт. Особенностью этой колоды было использование зеленого цвета в раскрашивании карт. Это необычно, поскольку для разрисовки рядовых карт в России в начале XIX в. применялись только три цвета: красный, синий и желтый. Производство русских тароковых карт продолжалось, по крайней мере, до 1855 г., когда они в последний раз упоминались в «Таблице цен различных сортов карт» Карточной фабрики.

В 1830 г. в мастерских Карточной фабрики мастером К. М. Грибановым была изготовлена необычная карточная колода: она предназначалась не для игры, а представляла собой скорее учебное пособие. Называлась она «Географические карты России и изображением гербов, костюмов и назначением верст от двух столиц для пользы юношества». С высочайшего соизволения Марии Федоровны Карточная фабрика в 1831 г. выпускает 2 тыс., колод, которые в октябре того же года поступают в продажу в Главном карточном магазине. Однако неоднократно поступали жалобы на качество карт. На отчете Карточной фабрики за 1847 г. Николай I своей рукой написал6» Заметить, что карты весьма дурно делаются!». Модернизацию производства ускорил казус, произошедший с колодой глазетных карт, попавшей в руки императору 3 сентября 1850 г. – несколько карт из колоды расслоились прямо в руках государя. После августейшего негодования на фабрику были поставлены особые валы для проката карточных листов . Раньше листы просто прессовались вручную.

Спрос на карты производства «картной фабрики» непрерывно рос. В 1846 г. ставился даже вопрос о строительстве нового предприятия на базе Петергофской казенной бумажной фабрики. Однако, потом решили увеличить производительность Карточной фабрики Александровской мануфактуры, а также улучшить ее техническое оснащение. Уже в начале 1830-х гг. затыли, пятна и фигуры карт наносились машинами; вводилось механическое разрезание листов.

В 1858 г. Комиссия парижской всемирной выставки отмечала, что выделка русских карт «доведена до высшей степени совершенства».

Техническое развитие Александровской мануфактуры тормозилось общими экономическими условиями России того времени. В 1859 г. Опекунский совет пытался продать убыточное предприятие, но покупателей не нашлось. В 1860 г. Александровская мануфактура, как казенное заведение, прекратило свое существование. Единственной действующей частью ее осталась Карточная фабрика, которую решили сохранить в ведении Воспитательного дома. Построить для нее новое помещение и в корне изменить организацию работы и управления.

С 1860-х гг. значительно расширился ассортимент продукции: стали выпускаться карты уменьшенного размера: пасьянсные, путевые, детские, гадательные. Было принято решение об обновлении карточных «ликов».. Разработку новых рисунков доверили известным художникам , в частности академику живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю (Боде Шарлемань). Шарлемань создал четыре проекта новых игральных карт, одни из которых, ставшие широко известными под названием «Атласные» долгие годы оставались самыми популярными в России. Созданные новые эскизы предназначались для изготовления карт первого сорта и не назывались «Атласными». Само название «атласные» относилось не к рисунку или стилю карт, а к технологии их изготовления: для предания картам улучшенного вида бумага, на которой они печатались, натиралась тальком на специальных талечных машинах. Карты, изготовленные на такой бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже. Авторству Шарлеманя также принадлежат карты «Новые фигуры» и «Пасьянсные»1862 г., «Дорожные» 1870 г. Эскизы нескольких колод были сделаны академиком исторической живописи Александром Егоровичем Бейдеманом. Его рисунки были очень привлекательны в художественном отношении, оказались не вполне подходящими для массового производства.

В 1870 г. было выполнено новое издание глазетных карт. Первое упоминание глазетных карт встречается в Сортаменте продукции Карточной фабрики от 1833 г. наряду с колодами карт атласных, золотообрезных, отборных и 1-го, 2-го и 3-го разборов. Наименование происходит от слова «глазет» - названия особого вида парчи, затканной золотыми и серебряными нитями. Глазетные карты представляли собой колоду, не только изготовленную из бумаги высочайшего качества, но и с использованием в отделке позолоты или медной краски. Колода 1870 г. была выполнена на основе рисунков Деларю, приобретенных для Карточной фабрики еще в 1830-е гг., но тогда не использованные. В 1890 г. «Проект игральных карт для Императорской карточной фабрики» был выполнен известным русским скульптором и художником М. О. Микешинынм. (Проект хранится в собрании ГРМ). Проект был сделан в «русском вкусе» модном в то время. Фигуры карт были выполнены в виде персонажей русских сказок. Проект демонстрировался на Всероссийской выставке печатного дела и получил лестные отклики, но в тираж карты не пошли.

В 1867 и 1878 гг. русские игральные карты демонстрировались на Всемирных промышленных выставках в Париже, где имели успех.

В 1895 г. на первой Всероссийской выставке печатного дела продукция фабрики была удостоена особого диплома.
В 1897 г. были выпущены игральные карты «Высший сорт» художника Николая Николаевича Каразина. Создавая эскизы для новых русских карт Каразин проявил себя как знаток этнографических тонкостей – игральные карты. получившие неофициальное название «Исторические», он иллюстрировал используя национальные образы народностей, населявших Российскую империю. Но эти карты не пользовались популярностью у публики.

После выпуска карт «Высший сорт» в деле создания новых колод наступило некоторое затишье. И только в 1911 г. появились новые образцы, которые по замыслу руководителей Карточной фабрики могли бы конкурировать и даже превзойти лучшие иностранные колоды. Испытав неудачу с привлечением русских художников, фабрика начала производство новых колод высшего сорта по эскизам немецкого художника, сотрудника известной карточной фабрики Б. Дондорфа во Франкфурте-на-Майне, имя которого держалось в строгом секрете. Были выпущены четыре колоды, которые остались в производстве на долгие годы. Выпуск новых карт потребовал существенного улучшения качества их изготовления. Колоды печатались в 16 красок в технике хромолитографии лучшим мастером Карточной фабрики Михаэлем. Одна из выпущенных колод получившая название «Русский стиль», позволила говорить, что в России появились игральные карты в истинно национальном духе. Эта колода примечательна тем, что эскизы к ней создавались под влиянием альбома фотографий благотворительного императорского бала 1903 г., костюмированного в стиле XVII в. В пользу этой версии говорит необычайное сходство дамы треф с обликом и костюмом Великой Княгини Елизаветы Федоровны, а червовой дамы с Великой Княгиней Ксенией Александровной. В 1911 г. выпущены игральные карты «Рококо» по эскизам немецких рисовальщиков и карты «Новый стиль» , выполненные в стилистике модерна.

Словарь Брокгаузы и Эфрона: «Ныне игральные карты выделываются на особой карточной фабрике, которая согласно Положения о ней 5 мая 1892 г. состоит в Ведомстве учреждений Императрицы Марии под главным управлением одного из почетных опекунов. Бандероли для карт изготовляются в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Карты с фабрики отпускаются только по нарядам Собственной Е.И.В. канцелярии, при которой состоит особое Управление по продаже карт, имеющее казенные магазины в СПб и Москве <…> в видах извлечения большого дохода от карточной операции законом 7 марта 1881 г. сокращено число сортов карт, а цены возвышены». Оствлены были следующие сорта карт: I. в 52 листа (полная колода): 1) глазетные: а) для высочайшего двора - по 3 руб., б) для публики - по 2 руб. 50 коп.; 2) атласные - 1 руб. 75 коп.; 3) первый сорт - 1 руб.; 4) второй сорт - 60 коп.; 5) пасьянсные - 1 руб. 20 коп.; 6) игрушечные - 20 коп. II. в 32 листа (малая колода): 7) первый сорт - 90 коп.; 8) второй сорт - 50 коп.; 9) третий сорт ( в 36 листов) - 30 коп.; 10) польские 1-го сорта - 1 руб. 20 коп. и 11) второго сорта - 30 коп. В 1893 г. выделано 980 тыс. дюжин игр. В начале ХХ в. выпускалось 6 млн. колод в год, а в 1912 г. выпуск составил 12 млн. колод.

После Октябрьской революции выпуск карт был остановлен. В 1918 г. Карточная фабрика была переименована в государственную карточную фабрику «Госкартфабрика», которая последовательно находилась в ведении: Комиссариата Социальной помощи (1918 г.); Полиграфической секции Совета Народного Хозяйства Северного района (с 1918 по 1922 гг.);
Отдела закрытых заводов Северо-Западного промышленного бюро (1922 г.), который сдал фабрику в аренду торговому бюро - «Петрогубнаробраза»; Народного Комиссариата финансов (НКФ) СССР (с октября 1922 г.)

В 1922 г. Народный комиссариат финансов настоял на возобновлении работ ввиду большого спроса на игральные карты на внутреннем и внешнем рынке С 1923 г. фабрика вновь выпускает продукцию, которая получает высокую оценку на ярмарках в Лейпциге и Лионе: поступили заказы из Америки, Франции, Китая, Персии. В 1927 г. НКФ СССР передает фабрику в аренду Ленинградскому областному Совнархозу (ЛОСХН). С мая 1931 г. она вновь переподчиняется НКФ СССР;
С 1932 г. по 1935 г. находится в ведении Госкартмонополии НКФ СССР Наркомфина СССР.

В числе первых карт высшего сорта были выпущены игральные карты «Славянские». С 1932 г. эта колода для поставок на экспорт в течение недолгого времени изготавливалась с латинскими индексами под названием «Slavonic cards». Предполагается, что эта колода тоже была нарисована художником фабрики Дондорфа. Примером еще одной колоды , эскизы для которой были выполнены художниками фабрики Дондорфа в 1911 г. являются игральные карты «Исторические» (1930 г.), получившие также неофициальное название «Древние династии». Каждая масть в этой колоде представлена в виде одной из четырех древних народностей, ставших колыбелями для античных цивилизаций - египтяне, ассирийцы, греки, норманны.

В 1935 г. фабрика была переименована во «2-ю Художественную Литографию Наркомпищепрома СССР» и с 01 ноября того же года передается в подчинение Народному Комиссариату пищевой промышленности СССР. На фабрике наряду с выпуском игральных карт стали изготавливаться бланки, этикетки, пакеты, открытки и т. д.

Производство игральных карт высших сортов для внутренних и экспортных целей сопровождалось значительными техническими и экономическими трудностями. Принятый в 1929 г. Первый пятилетний план развития и реконструкции народного хозяйства резко увеличил потребности в специальных технических сортах бумаги для радио- и электротехнических целей, бристольском картоне, ферропрускатных бумагах производимых фабрикой. Также повышалось задание по выпуску остродефицитного ширпотреба. В связи с этим пятилетний план предусматривал существенное сокращение выпуска карт с 690 тыс. до 500 тыс. дюжин. Кроме того, смена ведомственной подчиненности фабрики отрицательно сказывалась на ее снабжении необходимым для производства карт высококачественным сырьем, что приводило к постоянным срывам плана. Даже деревянн6ые ящики для отгрузки карт приходилось делать на месте. В этих условиях происходило изменение ассортимента производимых игральных карт в сторону в сторону недорогих и простых в изготовлении видов: атласных, 1-го и 2-го сорта.

В 1934 г. была выпущена колода карт «Антирелигиозные» - первая и единственная антиклерикальная пропагандистская колода. Нарисовал карты С. Д. Левашов, художник и один из руководителей фабрики. Левашов , окончив в 1926 г. Художественно-промышленный техникум, устроился учеником резчика во 2-ю Художественную литографию, где «дорос» до гравера. Отучившись в Промышленной академии, был назначен начальником Карточного цеха. С 1936 г. Левашов уже директор Первой Художественной литографии.

С началом Великой Отечественной войны производство карт высших сортов полностью прекратилось. На фронт добровольно ушли 40 работников фабрики. С октября 1941 г. началось выполнение сугубо военных заказов. Фабрика делала технические бумаги, курительные книжки, блокноты, конверты, спецнакидки. С началом войны было принято решение изготовить игральные карты с карикатурными изображениями фашистских руководителей. Эта колода, получившая название «Антифашистская», в тяжелых условиях блокады была изготовлена на фабрике. Автором рисунков стал Василий Андрианович Власов, известный ленинградский художник, до войны работавший в основном области книжной графики. В конце 1941 г. в 7-м отделе контрпропаганды Ленфронта ряду известных художников предложили создать эскизы агитационных игральных карт. Лучшими были признаны эскизы Власова. Голодный и обессиленный художник рисовал в своей неотапливаемой квартире, ловя светлое время суток. После того, как был готов каждый новый эскиз, его нужно было нести в литографический цех, находившийся от ул. Репина, где жил Власов в 23 км на пр. Обуховской обороны. На это у художника уже не было сил, и он договорился со своим начальником по изоотделу, что в определенные дни будет встречаться с ним на середине Невы. В начале 1942 г. 17 карточных рисунков были готовы для печати. Большие трудности возникали и при печати карт в законсервированном холодном помещении, без отопления и электроэнергии. Изготовление карт производилось сложной хромолитографической печатью, которая требовала температурного режима +18-20 градусов. А в цехе было едва 5 градусов тепла.. Тяжелые типографские камни поднимали вшестером, грели их паяльными лампами, а вокруг мест непосредственного осуществления процесса печати выстроили фанерные будки, обогревавшиеся изнутри. Технической стороной дела заведовал С. Д. Левашов, занимавший должность главного инженера Литографии. Общими силами отпечатали более 700 листов карт. Эти карты разбрасывали по вражеским окопам. Второй тираж этой колоды увидел свет лишь в начале 1943 г.

В 1946 г. Народный Комиссариат пищевой Промышленности СССР переименовывается в Министерство пищевой промышленности СССР, с 1953 г.это министерство носит название Министерства промышленности продовольственных товаров РСФСР.

В 1946 г. фабрикой были закуплены новые машины офсетной печати, но работать н них было некому. И позднее, те, кто вернулся с фронта, не могли без дополнительного обучения взяться на перевод фабричного производства на офсет. Кроме того макеты карт, имевшиеся в распоряжении фабрики годились лишь для хромолитографической печати, их требовалось адаптировать к новым условиям. Эту большую и сложную работу выполнил известный ленинградский художник, специалист в области книжной графики Юрий Петрович Иванов. В конце 1950-х гг. художнику предложили привести к стилистическому единству лицевые и оборотные стороны карт высших сортов - «Русский стиль», «Рококо» и некоторые другие. В дальнейшем Ю. П. Иванов восстановил оригиналы лицевых сторон почти всех выпускавшихся колод с учетом их использования для офсетной печати. Важной заслугой Иванова стало создание новой стилистики оформления рубашек игральных карт.

В 1950- е гг. в СССР существовали следующие сорта и наименования игральных карт: I. высший сорт - 1) "Русский стиль" 36 и 53 листа: 2) "Исторические" 36 и 53 листа; 3) "Стиль Рококо" (французский) 36 и 53 листа; 4) "Славянские" - 36 и 53 листа; II. первый сорт - в 36 и 52 листа; III. второй сорт - 1) в 36 листов; 2) "атласные" в 36 и 52 листа; IV. "Пасьянсные" - 53 листа с разноцветными рубашками по две колоды в одной коробке. к производству карт предъявлялись строгие технологические требования. Игральные карты должны были иметь следующую красочность: первый и второй сорт - 6 красок, атласные карты - 8 красок, высшие сорта и пасьянсные - 10-16 красок. Все карты изготовлялись из специально предназначенной для этой цели высококачественной карточной бумаги № 480. Карты первого и второго сорта согласно ГОСТ 7114 выпускались из трехслойной карточной бумаги плотностью 300 г/ м кв. с внутренней окраской. Карты высших сортов. атласные и пасьянсные, печатались на бумаге 120 г/м кв.. Все карты, кроме пасьянсных имеют размер 58х90 мм. Пасьянсные карты двух размеров: 45х70 мм и 37х55 мм.

В 1958 г. «2-я Художественная Литография Наркомпищепрома СССР» переименовывается в «3-ю фабрику офсетной печати» и переходит в подчинение Управлению полиграфической промышленности Ленсовнархоза РСФСР. С 1963 г. фабрика уже именуется как «Ленинградская фабрика офсетной печати № 3» (приказ Государственного Комитета Совета Министров СССР по печати от 11 декабря 1963 г. № 10). В 1967 г. отмечался 150-летний юбилей фабрики. Учитывая заслуги коллектива фабрики, его вклад в развитие полиграфического производства Комитет по печати при Совете Министров СССР приказом № 634 от 11 декабря 1967 г. переименовали в «Ленинградский комбинат цветной печати».

Игральные карты 1970 г. «Времена года» стали важным этапом в развитии отечественного карточного производства, поскольку с этой колоды пошла традиция украшать очковые карты самостоятельными рисунками. Существенно переработал Иванов и знаменитый черный «Палех», выпускавшийся в Москве. В начальном варианте, в издании 1982 г. «Белый Палех» печатали с рамками на фигурных картах и нанесением позолоты. В последние годы работы Комбината цветной печати качество этих карт снизилось, они печатались уже без рамок, позолота сменилась посеребрением.

В тоже время появляются игральные карты, созданные по эскизам другого ленинградского художника-графика - Виктора Михайловича Свешникова. Свешников был автором многих колод, из которых Комбинатом цветной печати были изданы только четыре: «Лубочные», «Невские», «Театральные» («Оперные») и «Майя».

На предприятии был открыт музей, отражающий вехи его истории.

В мае 1971 г., в день 70-летия Обуховской обороны, перед зданием комбината на берегу Невы состоялось открытие памятника М. Я. Яковлевой (скульптор В. Трояновский), с надписью на пьедестале «Героиня Обуховской обороны Марфа Яковлева». Памятник был создан на средства трудящихся комбината.

К началу 1980-х гг. комбинат полностью перешел на офсетную печать. Фотоцех готовил в год более 30 тысяч печатных форм на алюминиевых листах и биметалле. Новая гальванолиния создавала стойкие печатные формы. Все процессы били механизированы и автоматизированы. Комбинат выпускал в год миллиарды экземпляров всевозможной многокрасочной печатной продукции, его заказчики - тысячи предприятий страны. На миллионы рублей выпускались многокрасочные альбомы, посвященные Ленинграду, яркие открытки, детские игры, сувениры, этикетки.

В 1992 г. в соответствии с указом Министерства печати и информации РФ № 02-66/21 от 13 марта 1992 г. «Ленинградский комбинат цветной печати» переименован в «Комбинат цветной печати Санкт-Петербурга». На основании постановления Совета Министров РСФСР от 15 октября 1991 г. № 545 и в соответствии с решением конференции трудового коллектива комбината от 21 мая 1992 г. (протокол № 2) разработан Устав Государственного предприятия – Комбинат цветной печати, утвержденный приказом Министерства печати и информации РФ от 15 июня 1992 г. № 286, устав зарегистрирован 11 июня 1993 г. № 3798. Основными видами деятельности фабрики являлись: полиграфическая деятельность, издательская деятельность, выпуск товаров народного потребления.

В постсоветское время сюжеты карт стали определяться платежеспособностью заказчика. Первые колоды, выпущенные в рамках СНГ - «Украинские игральные карты» и «Казахские сказки». В том же 1993 г. на Комбинате впервые была выпущена колода с рисунками, давно являющимися во всем мире стандартными для профессиональных игральных карт. До этого такие игральные карты ни в России, ни СССР не издавались. На пиковом тузе появился фирменный знак производителя, сочетавший в себе дореволюционного пеликана и новое место выпуска карт - Санкт-Петербург.

24 ноября 1995 г. было зарегистрировано Акционерное общество открытого типа «Комбинат цветной печати» (АООТ «Комбинат цветной печати»). 3 ноября 1999 г. АООТ «Комбинат цветной печати» было реорганизовано в Открытое акционерное общество «Комбинат цветной печати» (ОАО «Комбинат цветной печати»).

В 1999 г. Комбинат цветной печати выпустил сувенирную колоду под названием «Петергоф». А в 2007 г. в Петергофе открылся девятнадцатый в мире и первый в России музей игральных карт.

Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 апреля 2003 г. № А56 № 11323/03, в отношении ОАО «Комбинат цветной печати» введена процедура наблюдения. 28 октября 2003 г. общество признано несостоятельным банкротом, открыто конкурсное производство с принудительной ликвидацией.

Григоренко Е. Н. Русские игральные карты: история и стиль. Историко-культурный очерк. - Ставрополь, 2013
Лесной Д. С. Игорный дом. Энциклопедия. - Вильнюс: «Полина», 1994 С. 251-252, 297-298, 395;
Шилов В. В. «Проспект Обуховской Обороны» . - Л., Лениздат, 1978., С.75-76 , spbarchives.ru

1913. Императорская Карточная фабрика

1913. 2Императорская Карточная фабрика

1915. Императорская карточная фабрика. Цех, переоборудованный для изготовления противогазов

1916. Работники Императорской карточной фабрики за изготовлением гранат

1916. Императорская Карточная фабрика

1924. Государственная карточная фабрика Наркомфина. Групповой портрет рабочих и служащих у здания фабрики

1929-1930. _Сортировка коробок_. Комбинат Цветной Печати

1949. 2-я художественная литография Главснаба МПП СССР. Главный фасад

1949. 2-я художественная литография Главснаба МПП СССР

1949. 2-я художественная литография Главснаба МПП СССР

1949. 2-я художественная литография Главснаба МПП СССР. Офсетный цех

1949. 2-я художественная литография Главснаба МПП СССР. Карточный цех. Разборка карт по колодам

1969. Ленинградский комбинат цветной печати


https://forum.citywalls.ru/topic1581.html#post44736


https://protect812.wordpress.com/2021/12/20/kartochnaya-fabrika/

Пустующее здание императорской карточной фабрики приспособят под офисы

Возобновились попытки восстановления заброшенного памятника – главного корпуса Императорской карточной фабрики на пр. Обуховской Обороны, 110, лит. Б. Экспертиза на работы по сохранению проходит согласование в КГИОП. Императорская карточная фабрика, открытая на территории Императорской Александровской Мануфактуры, известна с 1819 года. Вплоть до революции она была монопольным производителем игральных карт в Империи. В 1867 году, по проекту архитектора Г. Х. Штегемана, началось строительство главного производственного корпуса фабрики. В годы Первой Мировой войны вместо карт на фабрике стали производить ручные гранаты. Однако после этого к картам фабрика еще вернулась. С 1941 году карточное производство вновь перевели на военные нужды: здесь печатали конверты, технические бумаги, спецнакидки. С 1957 года фабрика полностью перешла на полиграфическую промышленность и впоследствии была переименована в Комбинат цветной печати. В 2001 году часть краснокирпичных промышленных фабричных корпусов была включена в перечень выявленных объектов культурного наследия. В 2006 году ценные дореволюционные корпуса (Административный корпус и ремонтно-механический цех с кузницей) были лишены охранного статуса. В 2007 году по заказу комбината их снесли. Сохранился лишь главный производственный корпус фабрики, за которым КГИОП оставил статус объекта культурного наследия и в 2014 году перевел в категорию памятников регионального значения. В 2012 году расчищенную территорию продали под жилую застройку «ЛенспецСМУ». Застройщик еще тогда обещал к концу 2015 года приспособить памятник под бизнес-центр, но результаты проектирования стали известны только сейчас благодаря появившейся историко-культурной экспертизе. Проект реставрации и приспособления разработало ООО «КАНТ». Проектом предусмотрено размещение в здании офисных помещений, ресторана, администрации центра, а также инженерно-технических, санитарно-гигиенических и подсобных помещений. В центральной части здания на месте демонтированной ранее пристройки появится временное некапитальное сооружение. Планируется устройство мансардного этажа в объеме существующего чердачного пространства, с сохранением типа крыши и отметки конька, а также устройство лифта. Фасады здания предусмотрены к реставрации с ремонтом кладки. В перечне работ по интерьерам планируется реставрация камня ступеней и ограждений лестниц, напольной керамической плитки, чугунных металлических колонн.

пр.Обуховской Обороны, 110

Хронология

http://karpovka.net/2012/04/11/39244/

В этом году на месте комбината цветпечати начнут строить жилье

Строительство жилого комплекса «Молодежный» на месте комбината цветной печати на проспекте Обуховской Обороны, 110, — это позади станции метро «Пролетарская» — начнется в этом году. Ранее там были снесены здания, исключенные из списка памятников.

В конце февраля собственником земли бывшего предприятия площадью около 4 гектаров стало ЗАО «Специализированное строительно-монтажное объединение „ЛенспецСМУ“», входящее в группу компаний «Эталон» Вячеслава Заренкова. Ранее на этом месте находились ценные корпуса — административный корпус и ремонтно-механический цех Карточной фабрики с кузницей. В 2006 году КГИОП исключил их из списка выявленных объектов. В 2007-м они, а также еще шесть корпусов были снесены.

Сейчас на участке сохраняется только одно здание-памятник (литера Б) — главный производственный корпус, построенный в 1867–1869 годах. «Оно будет реконструировано с сохранением исторических фасадов и несущих конструкций. В дальнейшем предполагается использовать его в качестве бизнес-центра», — рассказали «Карповке» в ЛенспецСМУ.

На освобожденной от построек земле предполагается построить жилой комплекс комфорт-класса «Молодежный». В нем создадут 1421 квартиру. Это будет единый композиционный объем в виде полукруга из двенадцати 24-этажных секций, которые будут открыты на Неву. В рамках проекта предполагается открыть детский сад.

Подготовительные работы начнутся во втором квартале этого года. Они включат подготовку территории (освобождение от временных сооружений и мусора), а также забивку пробных свай. Основные работы стартуют в третьем квартале. Генеральный подрядчик — ЗАО «СУ-267».
Сдать весь объект намечено в третьем квартале 2014 года.

http://kanoner.com/2013/02/07/95945/

Выдано разрешение на стройку 24-этажки на Обуховской Обороны
07/02/2013 15:43

Выдано разрешение на строительство жилого комплекса «Молодежный» на месте комбината цветной печати на проспекте Обуховской Обороны, 110. Ранее начать стройку планировали в 2012 году.

На этом месте находились административный корпус и ремонтно-механический цех Карточной фабрики с кузницей. В 2006 году КГИОП исключил их из списка выявленных объектов. В 2007-м они, а также еще шесть корпусов были снесены по заказу ОАО «Комбинат цветной печати»; подрядчиком выступала группа компаний «Ассоциация по сносу зданий» (сейчас — «Размах»).

В конце февраля 2012 года собственником земли бывшего предприятия площадью около 4 гектаров стало ЗАО «Специализированное строительно-монтажное объединение „ЛенспецСМУ“», входящее в группу компаний «Эталон» Вячеслава Заренкова.

Сейчас на участке сохраняется только одно здание-памятник (литера Б) — главный производственный корпус, построенный в 1867–1869 годах. Его планируют реконструировать с сохранением исторических фасадов и несущих конструкций. Как оно будет использоваться — пока неясно. Ранее его собирались приспособить под бизнес-центр.

На освобожденной от построек земле хотят построить жилой комплекс «Молодежный». В нем создадут 1421 квартиру общей площадью 111 тыс. кв. метров. Это будет единый композиционный объем в виде полукруга из двенадцати 24-этажных секций, обращенного к Неве. В рамках проекта планируется построить детский сад.

Как сообщили сегодня в ЛенспецСМУ, 6 февраля было получено разрешение на строительство комплекса. Завершить стройку планируют в 2014 году.

 

http://kanoner.com/2014/12/05/142234/

Достроена жилая подкова на месте Карточной фабрики у «Пролетарской»
05/12/2014 11:46

Введен в эксплуатацию жилой дом «Молодежный» на проспекте Обуховской Обороны, 110. Ради него снесли охранявшийся комплекс Карточной фабрики XIX века. Карточная фабрика была основана в 1817 году. Дошедшая на нашего времени, она состояла из краснокирпичных зданий, построенных во второй половине XIX века. Под охраной находились три — административный корпус (110, литера Б, южный трехэтажный оштукатуренный), ремонтно-механический цех (110, литера О) и главный производственный корпус (110, литера Б). В 2006 году на основании историко-культурной экспертизы, проведенной ООО «АРС», два из них КГИОП снял с охраны, и памятником остался только главный корпус, выходящий к Неве. Он построен в 1867–1869 годах по проекту Генриха Штегемана. В 2007-м два бывших памятника и еще шесть фабричных корпусов были снесены. Заказчиком выступил владелец участка ОАО «Комбинат цветной печати», которое к тому времени уже перестало заниматься профильной работой. В качестве демонтажного подрядчика позвали группу компаний «Ассоциация по сносу зданий» (сейчас — «Размах»). В 2012 году владельцем земли стало ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“». Компания решила возвести здесь единое здание в виде подковы, с трех сторон окружающей уцелевший памятник, открываясь на Неву. 24-этажному дому дали название «Молодежный». Он рассчитан на 1,4 тыс. квартир. Разрешение застройщик получил в начале 2013 года. В главном производственном корпусе ЛенспецСМУ намерено открыть бизнес-центр класса В+. Исторический облик дома сохранится, а утраченные элементы фасада будут восстановлены, сообщил ранее нашему изданию управляющий инвестиционно-строительными проектами ЛенспецСМУ Алексей Жуков. Работы планируется завершить до ноября 2015 года. Между тем, как заметил корреспондент «Канонера», фасады в настоящий момент очищены — вероятно, с помощью пескоструя. Летом топонимическая комиссия предприняла попытку вернуть к жизни утраченные названия улиц, которые окружают «Молодежный». Так, параллельно проспекту Обуховской Обороны (вдоль нынешнего сада Печатников) проходил Городовой переулок, от проспекта Обуховской Обороны (у дома 108, корпус 2) к Неве шел Карточный переулок, а в створе улицы Чернова к реке выходил Власьевский проспект. В результате «Моложеный» мог получить адрес по Карточному или Городовому переулку. Однако и тот и другой хотя и предусмотрены проектом планировки как проезды, но числятся внутриквартальными, а потому им нельзя присвоить название. На днях «Молодежный» был введен в эксплуатацию. ГУИОН приняло решение дать ему адрес: проспект Обуховской Обороны, 110, корпус 1. По всей видимости, корпусом 2 будет бизнес-центр в фабричном здании.

http://kanoner.com/2015/06/10/145365/

ЛенспецСМУ так не приступило к ремонту Карточной фабрики у «Пролетарской»
10/06/2015 12:29

ЛенспецСМУ так и не приступило к ремонту производственного корпуса Карточной фабрики на проспекте Обуховской Обороны, 110. Ранее в нем планировали открыть бизнес-центр. Прежде Императорская карточная фабрика (в советское время — Комбинат цветной печати) занимала крупный участок рядом со станцией метро «Пролетарская». Она включала несколько краснокирпичных дореволюционных корпусов, три из которых числились памятниками. Однако после историко-культурной экспертизы ООО «АРС», проведенной в интересах застройщика, под охраной осталось только одно здание, выходящее на Неву. Это позволило максимально использовалось территорию участка. В конце 2014 года ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“» построило там жилой дом «Молодежный» в виде 24-этажной подковы, раскрывающейся к Неве. Вид на воду новоселам частично закрыл многоэтажный паркинг, поставленный во дворе. В корпусе-памятнике ЛенспецСМУ намеревалось открыть бизнес-центр класса В+. Исторический облик дома сохранится, а утраченные элементы фасада будут восстановлены, сообщил ранее нашему изданию управляющий инвестиционно-строительными проектами ЛенспецСМУ Алексей Жуков. Проект реконструкции разработало ООО «Глобал ЭМ». Начальник управления по охране памятников КГИОПа Елена Ломакина рассказала «Канонеру», что разрешение на эти работы ведомство выдало в прошлом октябре. Однако сегодня наш корреспондент не заметил никаких работ, а в некоторых окнах, обращенных на Неву, по-прежнему выбиты стекла. Не убрана и надпись «Комбинат цветной печати», стоящая на крыше. Завершить «приспособление под современное использование» ЛенспецСМУ должно в ноябре 2015 года. Как можно предположить, этот срок будет сорван.

2022-09-16 20:50

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия