Завод "Дюфлон, Константинович и Ко"

1914, арх.М.М.Чижов

Улица Академика Павлова, 8; проспект Медиков, 3

https://www.citywalls.ru/house13543.html

В 1840-е гг. на территории нынешнего завода «Электрик» (дом № 8) находился участок почетных граждан К. В. Никольса и В. Ф. Плинке. В 1890-е гг. им владел купец Бетлинг. Большую часть участка 20 декабря 1895 г. приобрел владелец электромеханической мастерской в Нейшлотском переулке Л. Ф. Дюфлон со своими компаньонами Ю. К. Дизереном и A. B. Константиновичем. С февраля 1896 г. здесь началось строительство механического завода, кузницы, паровой мельницы и складов.

14 декабря 1896 г. завод электромеханических изделий приступил к работе. От Военного и Морского ведомств были получены выгодные заказы на установку прожекторов, монтаж электродвигателей и систем управления двухорудийных башен главного калибра на броненосце «Ростислав». Помимо этого завод монтировал электроосвещение в императорских театрах, поставлял электроприборы Франко-Русскому судостроительному заводу, был посредником на поставку в разные районы России заграничного электрооборудования.

Спустя три года после начала работы завод начал расширяться. Появились новые пристройки, каменные корпуса цехов. В 1913 г. по проекту архитектора М. М. Чижова возведено здание механической мастерской.

С апреля 1901 г. заводом руководило акционерное общество «Дюфлон, Константинович и Ко», или коротко «ДЕКА». Он стал первенцем электротехнической промышленности в Петербурге. Основной продукцией завода до революции было электрооборудование для русского Военно-морского флота.

В 1919 г. завод национализировали. В 1920 г. он назывался «Электросила № 7», с ноября 1922 г. - Петроградским электромашиностроительным заводом «Электрик».

С 1930 г. определилась новая специализация завода - изготовление электросварочных аппаратов. Он стал поставщиком электросварочного оборудования для страны. В 1932 г. здесь введен в эксплуатацию самый крупный в мире сварочный корпус.

В годы Великой Отечественной войны завод «Электрик», как и другие предприятия, работал для фронта. Здесь изготовлялись стабилизаторы для реактивных снарядов «катюш» и минные корпуса.

В 1970-е гг. завод поставлял свою продукцию в 30 зарубежных государств. Сварочное оборудование завода поставлялись на ВАЗ, КамАЗ и другие гиганты автомобилестроения страны, на Красноярский, Тульский, Таганрогский комбайновые заводы.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дюфлон,_Константинович_и_Ко

Предприятие «Дюфлон, Константинович и Ко» было учреждено 8 июня 1901 года путём преобразования Полного товарищества «Дюфлон и Константинович», основанного в ноябре 1892 года швейцарским гражданином французского происхождения Луи Эдуардом Антоном Дюфлоном, а также его компаньонами — швейцарцем Ю. Дизереном и московским инженером А. В. Константиновичем, выпускником Императорского Московского технического училища.

Первоначально Товарищество «Дюфлон и Константинович» своей целью имело «применение электричества и механики к промышленности, к железной дороге, военному, морскому и воздухоплавательному делам и к частному употреблению». В декабре 1895 года для строительства собственного завода предприятие приобрело земельный участок в Лопухинском парке на Аптекарском острове Санкт-Петербурга. Завод, получивший наименование «Завод электромеханических сооружений», был открыт 14 декабря 1896 года. В 1898 году завод Дюфлона и Константиновича поставлял оборудование для Александра Степановича Попова.

В начале 1897 года предприятие стало Товариществом, а в 1901 году оно было преобразовано в акционерное общество «Дюфлон, Константинович и Ко» (ДЕКА) с капиталом в 750 тысяч рублей. В апреле 1913 года «Дюфлон, Константинович и Ко» заключило договор о сотрудничестве с французской радиотехнической фирмой «Societe francaise Radio- Electrique» (SFR), став её филиальным отделением в России.

До начала Первой мировой войны компания специализировалась на поставках электротехнического оборудования для оборонных ведомств России (электродвигатели, генераторы, прожекторы и прочее оборудование). В 1916 году в городе Александровске (ныне Запорожье, Украина) на базе частного завода сельхозтехники акционерное общество «Дюфлон, Константинович и Ко» открыло свой филиал, специализирующийся на производстве авиационных двигателей. Здесь был выпущен поршневой мотор «ДЕКА» М-100, полностью собранный из отечественных материалов, который был установлен на тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец». Позже филиал в Александровске вырос в авиадвигательный завод Мотор Сич.

В годы Первой мировой войны «Дюфлон, Константинович и Ко» работала и стала одним из ведущих электротехнических предприятий страны — она была оснащена американской техникой и располагала квалифицированными кадрами. К 1917 году завод акционерного общества Дюфлона и Константиновича представлял собой многопрофильное предприятие и имел шесть подразделений: корабельных и береговых башенных установок, прожекторный, авиационный, механический и радиотелеграфной техники, в которых находились 17 мастерских.

После Октябрьской революции, в июне 1918 года, предприятие было национализировано.

1933. Новый цех завода "Электрик"

Хронология

http://kanoner.com/2008/09/18/7759/

На проспекте Медиков снесли целый квартал
18/09/2008 15:32

На проспекте Медиков в течение лета разрушили целый квартал, который располагался на четной стороне между улицами Профессора Попова и Академика Павлова. Территорию бывшего завода «Электрик» расчищают под комплекс бизнес-центров «Электрик-сити».

«По состоянию на сегодня практически все строения — как лицевые, так и внутренние — уже снесены. Осталось одно внутренее здание, остатки одного из зданий по лицевой линии проспекта Медиков (бизнес-центр «Гермес». — Прим. ред.) и здание проходной с улицы Академика Павлова. Последнее вроде как пока под снос не планируется, поскольку оно не огорожено забором», — рассказал краевед Дмитрий Вихорев.

«Электрик-сити» планирует построить группа ЛСР. К 2011 году на участке 7,3 гектара будет построен многофункциональный комплекс площадью 340 тыс. кв. метров. Архитектурное решение разработано архитектурными мастерскими Сергея Чобана и Евгения Герасимова. Оно включает строительство семи- и восьмиэтажных зданий, а также 75-метровой башни. Помимо офисов класса A (они здесь займут 60% всей площади) в «Электрик-сити» разместятся фитнес-центр, гостиница, медицинский центр и детский сад, а под всей территорией застройки устроят паркинг.

http://kanoner.com/2012/08/02/54631

Началась застройка бывшего завода имени Шверника на Медиков
02/08/2012 12:53

Началось строительство жилого комплекса «Электрик-сити» на месте снесенного завода «Дюфлон, Константинович и Ко» (завода «Электрик» имени Шверника) на проспекте Медиков, 10. У экспертов эта стройка вызывает вопросы.

Электромеханический завод Дюфлона и Константиновича был основан в 1893 году. Он сразу начал работать на оборону, поставляя генераторы, прожекторы и другую технику. В 1922 году предприятие переименовано в петроградский государственный машиностроительный завод «Электрик». В годы блокады часть рабочих сражалась на фронте, часть работала в эвакуации. В 1971 году заводу присвоено имя председателя президиума Верховного Совета СССР Николая Шверника.

Летом 2008 года большинство заводских построек снесли. До этого там сохранялись дореволюционные здания. Был разрушен целый квартал, который располагался на четной стороне между улицами Профессора Попова и Академика Павлова. Предприятие переехало в поселок Кикерино.

Новым застройщиком выступила группа компаний «ЛСР» Андрея Молчанова, которая приобрела участок площадью 75,5 тыс. кв. метров в 2007 году. Сначала хотели застроить квартал бизнес-центрами, но потом остановились на жилье. Проектированием комплекса занималось архитектурное бюро «Евгений Герасимов и партнеры», а решение фасадов выбрали на конкурсе молодых архитекторов. Заказчик строительства — ОАО «Строительная корпорация „Возрождение Санкт-Петербурга“». Работы ведет ООО «Алюр».

Со стороны проспекта Медиков и улицы Академика Павлова запланирована линейная застройка из нескольких 9-этажных зданий. Внутри квартала построят десять 13-этажных жилых зданий. Предусмотрены подземный паркинг и открытые автостоянки. «ЛСР» планирует реализовать проект в течение пяти-шести лет.

Как сообщил корреспонденту «Карповки» коммерческий директор «ЛСР. Недвижимость. Северо-Запад» Денис Бабаков, «на объекте на проспекте Медиков, 10, начаты строительно-монтажные работы». Он отметил, что «имеющееся у компании разрешение на строительство позволяет осуществлять эту деятельность».

Но нашему изданию не удалось найти этот проект в реестре выданных разрешений на строительство. Проектная декларация не опубликована на сайте застройщика, а это значит, что продажи еще не открыты. Действие ордера на установку строительного забора истекает в октябре.

Как рассказала нашему изданию член Всероссийского общества охраны памятников Людмила Семыкина, находящемуся на смежной территории (улица Чапыгина, 13) центру «Детская психиатрия» недавно предоставили право на условно-разрешенный вид использования земельного участка. Это предполагает запрет на строительство жилья на расстоянии ближе 500 метров. «Судя по размаху работ, ни о какой санитарно-защитной зоне уже речи не идет», — считает госпожа Семыкина. В ЛСР оставили этот вопрос без комментариев.

2021-11-11 20:50

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия