Государственная типография

1907-1910 арх. Л.И. Бенуа, Л.Л. Шретер

Улица Гатчинская, 24-26; Улица Ораниенбаумская, 27

Здания типографии построены по проекту выдающегося зодчего и педагога Л.Н. Бенуа в 1907-1910 годах. Кроме производственных цехов и складов, в состав комплекса входил жилой корпус с помещениями общественного назначения. Основной цех, расположенный во дворе, перекрыт большепролетными металлическими конструкциями. В композиции главного здания, обращенного на Гатчинскую улицу, соединились рациональные принципы и классицистические черты. Краснокирпичный фасад с широкими окнами имеет симметрично-осевое построение. Центр выделен четырехколонным портиком с фронтоном, протяженные крылья организованы строгим ритмом лопаток. Следуя своим пристрастиям, Бенуа обратился здесь к приемам раннего русского классицизма XVIII века, но дал им современное прочтение. Такое решение совпало по времени с общим поворотом петербургской архитектуры от модерна и неоклассицизму. Редкий в промышленном строительстве Петербурга образец модернизированной неоклассики составляет параллель работам П. Беренса начала 1910х годов.

Типографский комплекс находится под государственной охраной. В его помещениях работает типография "Печатный двор".

До начала ХХ века Государственная типография находилась на набережной Екатерининского канала около храма Воскресения Христова (наб. канала Грибоедова, 2). В середине 1900х годов для нее был выделен большой участок в квартале между Геслеровским переулком (ныне Чкаловский пр., 15), Гатчинской и Ораниенбаумской улицами. Проект нового комплекса разработал в 1906 году Л.Н. Бенуа. Главное здание типографии, занимавшее, согласно проекту, всю ширину квартала со стороны Гесслеровского переулка, представляло собой каре с внутренним двором, перекрытым металлическими фермами с фонарями верхнего света.

Строительство осуществлено в 1907-1910 годах, но замысел Л.Н. Бенуа не был полностью реализован. Помощником автора проекта был архитектор Л.Л. Шретер, руководивший завершающей стадией работ. Кроме производственных цехов и складов, в состав комплекса входили жилой корпус и помещения общественного назначения. Оборудования предприятия было выполнено на высочайшем техническом уровне.

Основной цех, расположенный во дворе, перекрыт большепролетными металлическими конструкциями. Главное трехэтажное здание на углу Гатчинской улицы и Геслеровского переулка занимали административные помещения, мастерские, склады и магазин. В композиции краснокирпичных фасадов с их четким равномерным ритмом ясно выражен производственный характер сооружения. Рационалистические принципы соединились здесь с классицистическими приемами.

Фасад по Гатчинской улице имеет симметрично-осевое построение. Центральная часть выделена четырехколонным портиком с фронтоном. Протяженные крылья и корпус, обращенный к проспекту, органризованы строгим единообразным ритмом лопаток, размещенных в два яруса. Нижний этаж отделен тягой от двух верхних, раскрытых широкими окнами с дугообразными перемычками. Упрощенный ордер является частью конструктивной структуры. Лопатки-контрфорсы вместе с прогонами и поперечными балками связаны в единую жесткую систему.

В главном здании Государственной типографии трансформированы приемы "кирпичного стиля", получившего широчайшее распространение в промышленной архитектуре. При определенной близости зрелому модерну его решение в большей степени связано с неоклассицизмом.

Рядом с основным зданием по Гатчинской улице проектировался второй корпус с залом собраний для рабочих. На Ораниенбаумской улице расположен жилой корпус. Его краснокирпичный фасад трактован в формах безордерной неоклассики.

Государственная типография являлась крупным промышленным комплексом, который имел локальное градообразующее значение. В 1920-1930х годах он был расширен со стороны Чкаловского проспекта. Ныне здесь находится типография "Печатный двор".

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия