Государственная типография

1907-1910 арх. Л.И. Бенуа, Л.Л. Шретер

Чкаловский пр., 15, улица Гатчинская, 24-26; Улица Ораниенбаумская, 27

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

Здания типографии построены по проекту выдающегося зодчего и педагога Л.Н. Бенуа в 1907-1910 годах. Кроме производственных цехов и складов, в состав комплекса входил жилой корпус с помещениями общественного назначения. Основной цех, расположенный во дворе, перекрыт большепролетными металлическими конструкциями. В композиции главного здания, обращенного на Гатчинскую улицу, соединились рациональные принципы и классицистические черты. Краснокирпичный фасад с широкими окнами имеет симметрично-осевое построение. Центр выделен четырехколонным портиком с фронтоном, протяженные крылья организованы строгим ритмом лопаток. Следуя своим пристрастиям, Бенуа обратился здесь к приемам раннего русского классицизма XVIII века, но дал им современное прочтение. Такое решение совпало по времени с общим поворотом петербургской архитектуры от модерна и неоклассицизму. Редкий в промышленном строительстве Петербурга образец модернизированной неоклассики составляет параллель работам П. Беренса начала 1910х годов.

Типографский комплекс находится под государственной охраной. В его помещениях работает типография "Печатный двор".

До начала ХХ века Государственная типография находилась на набережной Екатерининского канала около храма Воскресения Христова (наб. канала Грибоедова, 2). В середине 1900х годов для нее был выделен большой участок в квартале между Геслеровским переулком (ныне Чкаловский пр., 15), Гатчинской и Ораниенбаумской улицами. Проект нового комплекса разработал в 1906 году Л.Н. Бенуа. Главное здание типографии, занимавшее, согласно проекту, всю ширину квартала со стороны Гесслеровского переулка, представляло собой каре с внутренним двором, перекрытым металлическими фермами с фонарями верхнего света.

Строительство осуществлено в 1907-1910 годах, но замысел Л.Н. Бенуа не был полностью реализован. Помощником автора проекта был архитектор Л.Л. Шретер, руководивший завершающей стадией работ. Кроме производственных цехов и складов, в состав комплекса входили жилой корпус и помещения общественного назначения. Оборудования предприятия было выполнено на высочайшем техническом уровне.

Основной цех, расположенный во дворе, перекрыт большепролетными металлическими конструкциями. Главное трехэтажное здание на углу Гатчинской улицы и Геслеровского переулка занимали административные помещения, мастерские, склады и магазин. В композиции краснокирпичных фасадов с их четким равномерным ритмом ясно выражен производственный характер сооружения. Рационалистические принципы соединились здесь с классицистическими приемами.

Фасад по Гатчинской улице имеет симметрично-осевое построение. Центральная часть выделена четырехколонным портиком с фронтоном. Протяженные крылья и корпус, обращенный к проспекту, организованы строгим единообразным ритмом лопаток, размещенных в два яруса. Нижний этаж отделен тягой от двух верхних, раскрытых широкими окнами с дугообразными перемычками. Упрощенный ордер является частью конструктивной структуры. Лопатки-контрфорсы вместе с прогонами и поперечными балками связаны в единую жесткую систему.

В главном здании Государственной типографии трансформированы приемы "кирпичного стиля", получившего широчайшее распространение в промышленной архитектуре. При определенной близости зрелому модерну его решение в большей степени связано с неоклассицизмом.

Рядом с основным зданием по Гатчинской улице проектировался второй корпус с залом собраний для рабочих. На Ораниенбаумской улице расположен жилой корпус. Его краснокирпичный фасад трактован в формах безордерной неоклассики.

Государственная типография являлась крупным промышленным комплексом, который имел локальное градообразующее значение. В 1920-1930х годах он был расширен со стороны Чкаловского проспекта. Ныне здесь находится типография "Печатный двор".


https://www.citywalls.ru/house1313.html
https://www.citywalls.ru/house26346.html

1929 г.: Печатный цех им. Ленина в ленинградской типографии "Печатный Двор" (Журнал "Огонёк" №14(314). - М.,1929. С.14)

Ежегодник Общества архитекторов-художников. Вып. 3, 1909

После восстания декабристов произошла реорганизация Государственного Совета - была выделена Комиссия по составлению законов, преобразованная в 1826 г. во Второе отделение Е.И.В.Канцелярии. При ней в 1817 г. была организована типография для печатания законов и законодательных бумаг. Типография открылась не в 1817, а в 1827 г. по указу Николая I. При возведении новых корпусов в нач. XX в. в основу проекта положен план Парижской национальной типографии. Типография находилась на Инженерной ул., 2. Здесь было отпечатан многотомный Свод Законов Российской империи. Работа в типографии велась по военному образцу, прием на работу по рекомендации. Отчеты и проекты Государственного Совета печатались тиражом в 6 экземпляров: 2 экземпляра на дорогой бумаге на подпись императору. В начале ХХ в. число заказов увеличилось. С учреждением Государственной думы типография стала печатать также ее документы. В 1908-1910 гг. по проекту арх. Л. Н. Бенуа на Петроградской стороне были построены новые производственные корпуса. В центре комплекса размещен печатный цех - отдельное, освещенное со всех сторон и сверху через стеклянный купол, здание. Вокруг него - другие цеха и помещения. По своим размерам и техническому оснащению типография не имела аналогов в России. С 1922 г. называется "Печатный двор". В 1930-е гг. было решено превратить Печатный двор в передовую книжную фабрику. Во время ВОВ был переведен в Пермь. В 1973 г. - переход на фотонабор, в 1980-е - офсетная печать и автоматизация. В начале 2000-х гг. основная продукция - книги, журналы, газеты, рекламные проспекты, календари, бланки, этикетки. Весной 2012 г. "Печатный двор" закрылся, разделив судьбу таких крупных и старейших типографий как "Иван Федоров", "Светоч" (картонажная ф-ка Отто Кирхнера), "Комбинат цветной печати" (карточная фабрика).

Основана в сентябре 1827 г. как «Типография Второго отделения Собственного Его Императорского Величества канцелярии», находилась в ведении инженерного департамента по адресу: угол Инженерной улицы и Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова), в 1882 переименована в 1-ую государственную типографию и передана в состав Кодификационного отдела при Государственном Совете.18 ноября 1910 г. переехала во вновь построенное по проекту архитектора Л. Н. Близа здание на Петроградской стороне на Геслеровском (Чкаловском) проспекте. После Октябрьской революции перешла в ведение сначала Управления государственными типографиями, с 22 октября 1918 г. полиграфической секции ВСНХ. С января 1922 г. подчинена Петроградскому отделению Государственного издательства «Петрогосиздат», 1 ноября 1922 г. переименована в типографию № 2 «Печатный Двор». В 1931 г. Типография и литография «Печатный двор» отданы в распоряжение Ленинградского отделения партийного издательства «Ленпартиздат», а в 1933 г. - Государственного книжно - журнального треста «Полиграфкнига» ОТИЗа при СНК (с 1946 г. - Совета Министров) СССР. С 1936 г. типография «Печатный двор» носит имя М. Горького. В 1941 г. частично эвакуирована в г. Пермь (на её базе создана Пермская книжная типография № 2), оставшийся коллектив продолжал работать в осаждённом Ленинграде. С 1944 г. началось восстановление типографии и в 1945 г. заработала в полную мощность. Дальнейшая подведомственность: с 1949 г. Управление полиграфическими предприятиями (Союзполиграфпром) Главполиграфиздата при Совете Министров СССР, с 22 марта 1954 г. Главное управление полиграфической промышленности Министерства культуры СССР, с июля 1957 г. Управление полиграфической промышленности Ленсовнархоза. Постановлением Ленсовнархоза от 26 сентября 1957 г. переименована в Ленинградскую типографию № 1 «Печатный двор» им. А. М. Горького, с 11 декабря 1963 г. передана в подчинение Главного Управления полиграфической промышленности Государственного Комитета по печати при Совете Министров СССР. 15 октября 1966 г. награждена Орденом Трудового Красного Знамени.

В 2001 г. корпуса 1, 2, 3, 10, 11 включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1199). Здание Госудорственной типографии включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения [7801107000].

В конце 1910 г. на углу Гатчинской ул. и Геслеровского пер. по проекту Л. Н. Бенуа и Л. Л. Шретера возведено трехэтажное каменное здание Государственной типографии (дом № 26/15). Первоначально она предназначалась для печатания изданий по законодательству, правительственных распоряжений и отчетов Государственной думы. Вскоре здесь вырос большой комплекс, включавший пятиэтажное общежитие, столовую на 400 мест, чайную, приемный покой, который впоследствии превратился в городской лазарет № 57. Появились здания электроподстанции, магазина, бани. Строительство всего комплекса обошлось в два миллиона рублей.

С 18 апреля 1917 г. в типографии печаталась газета «Новая жизнь», первоначально стоявшая на позициях левого крыла РСДРП(б) («Правды»). В ее работе принимали участие большевики. А. В. Луначарский заведовал в ней вопросами искусства. В издании газеты принимал участие М. Горький. 16 июля 1918 г. по совету В. И. Ленина газету «явно меньшевистского направления» закрыли.
После 1917 г. Государственная типография выполняла заказы на выпуск политической и художественной литературы. Уже в 1919 г. в ней печатали на многих европейских языках литературу для делегатов 1-го конгресса Коминтерна. Выпускались буквари, книжки для обучения взрослых грамоте. 7 ноября 1922 г. типографии присвоили название «Печатный двор». Здесь еще при жизни В. И. Ленина началось печатание первого собрания его сочинений. Печатались первые советские издания произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, К. Либкнехта, Р. Люксембург, книги русских и зарубежных классиков.

10 июля 1929 г. типографию посетил М. Горький, вернувшийся из Италии. В эти дни здесь печатались его произведения «Мать», «Жизнь Клима Самгина». В 1936 г., после смерти М. Горького, по просьбе коллектива типографии ей было присвоено его имя. Позднее на территории типографии установили памятник писателю.

В 1940 г. завершилась реконструкция типографии. Она стала одной из самых крупных книжных фабрик страны. В годы Великой Отечественной войны типографию законсервировали. Однако в 1947 г. она превзошла довоенный уровень выпуска продукции.
До 1917 г. в этом здании находился 57-й городской лазарет Госканцелярии и гостипографии.

В квартире 3а жилого дома № 26 до 1928 г. жил литературовед, критик Д. С. Лихачев. После окончания университета (1928 г.) был редактором в издательствах. Арестован 8 февраля 1928 г. по обвинению в организационной деятельности, направленной к совершению контрреволюционного преступления. Постановлением Коллегии ОГПУ от 8 октября 1928 г. ему определили содержание в концлагере сроком на 5 лет.

(Привалов В. Улицы Петроградской стороны. Дома и люди. М.: Центрполиграф, 2013)

1 - Государственная типография. 1909-1910, арх. Бенуа Л.Н., при участии арх. Шретера Л .Л. Чкаловский проспект, дом 15, литера А. Региональный памятник Закон Санкт-Петербурга от 23.07.1999 N 174-27.
2 - Административный корпус (Дом рабочих организаций) (корп. 1, 2, 3) Чкаловский проспект, дом 15, литера А; 3 - Административный корпус (корп. 10) Чкаловский проспект, дом 15, литера З; 2 и 3 - выявленные ОКН - Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001;
4 - Из комплекса построек Государственной типографии исключены котельная и электрическая газогенераторная - приказ Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга от 15 февраля 2005 года N 8-11 Чкаловский проспект, дом 15, литера Л

Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Государственная типография // Николаева Т. И. и др. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район / Научный редактор Б. М. Кириков. — СПб.: Коло, 2007. — С. 355—358. — 584 с.

Хронология

https://novayagazeta.ru/arts/52230.html - 2012-04-20. В Петербурге перестала существовать старейшая типография. Есть повод поговорить о состоянии книгоиздательского дела в России
https://www.dp.ru/a/2014/02/05/V_Pechatnij_dvor_zaseljat_b - В Печатный двор заселят бизнес-класс

http://kanoner.com/2018/03/30/159103/

Печатный двор на Чкаловском проспекте могут застроить жильем
30/03/2018 15:10

Территорию Печатного двора на Чкаловском проспекте, 15, могут застроить жильем и торговлей. На участке останутся только три памятника архитектуры — корпуса Государственной типографии начала XX века. Главное здание Государственной типографии расположено на углу Гатчинской улицы и Чкаловского проспекта. Оно было построено в 1910 году по проекту архитектора Леонтия Бенуа. Сейчас это памятник регионального значения. Выявленными памятниками являются Дом рабочих организаций, выходящий на Гатчинскую, и административный корпус, выходящий на Ораниенбаумскую. В советское время типография стала Печатным двором, а ее территория выросла до 3,4 гектара. Сейчас участок занимает две трети квартала между Чкаловским проспектом, Гатчинской улицей, Малым проспектом и Ораниенбаумской улицей. По данным Росреестра, с 2012 года владельцем земли является ЗАО «СПб-принт» (принадлежит государственному АО «Первая образцовая типография»). Федеральные власти не первый год рассматривают возможность продажи земли с торгов. К процессу подключали консалтинговые компании. Впрочем, по данным «Канонера», пока дальше разработки концепций дело не продвинулось. Но и отказываться от продажи Федерация не намерена. Под снос планируется отдать все советские корпуса и оставить только три памятника. В итоге на углу Чкаловского и Ораниенбаумской может появиться торговый центр, а на Ораниенбаумской в створе Колпинского переулка — жилье. Памятники можно использовать так же, как сейчас, — под торговую и офисную функцию. Кстати, «Канонеру» известно, что в прошлом году АО «Московский индустриальный банк» выдало ипотеку под залог всех зданий на участке. Не исключено, что впоследствии земля достанется этой финансовой организации, как некогда это произошло с мясокомбинатом «Самсон» на Московском шоссе, 13.

Административный корпус (дом рабочих организаций). Чкаловский пр., 15, литера А

https://www.citywalls.ru/house26345.html

Административный корпус. Чкаловский пр., 15, литера 3

2021-12-25 10:18

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия