Завод "Арсенал"

1844-1849 арх.А.П.Гемиллиан, А.А.Тон

Арсенальная набережная, 1; улица Комсомола, 1, 2, 3

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

В панораме Невы, выше по течению от Литейного моста, нельзя не заметить протяженные классицистические корпуса этого предприятия, переведенного сюда с противоположного берега. Арсенал на Выборгской получил свое название от старейшего промышленного комплекса, распологавшегося на Литейном проспекте, преемником которого он и стал. В отличие от предшественника, Арсенал на Литейном, формироввшегося длительное время, овый комплекс был сооружен по единому замыслу, что отличает его от многих петербургских промышленных предприятий середины века, строившихся в несколько этапов. Новый Арсенал расположился на месте бывшей Партикулярной градской верфи почти напротив старого Арсенала. Место было выбрано с учетом наиболее удобного перемещения оборудования по воде на новое место. Комплекс возводился в 1844-1849 годах по проекту архитектора А.П. Гемилиана. Руководил строительством архитектор А.А. Тон.

Вся отведенная Арсеналу территория была разделена на зоны в соответствии с назначением. Основное производство разместилось в квартале между Невой и Симбирской улицей. Корпуса мастерских (слесарная, лафетная, паяльная, кузнечная) образовали в плане замкнутый четырехугольник с внутренним двором. Два корпуса складов (магазинов), обращенные торцом к набережно, фланкировали его по бокам. Фасады зданий, выходящих на Неву, были рассчитаны на дальнее восприятие с противоположного берега. Краснокирпичные стены корпусов ритмично расчленены арочными окнами полуциркульного очертания, обрамленными архивольтами. Классические пропорции симметричных частей фасады, их цветовое решение - все выдержано в стиле позднего классицизма. На набережной перед зданиями устроен спуск к воде, по бокам которого установлены пушки.

Замечательны внутренние пространства производственных корпусов с анфиладами залов и коридорами. В большинстве интерьеров можно увидеть сводчатые конструкции потолков. Неплохо сохранились и фасады корпусов, выходящих на Симбирскую улицу. Утрачен лишь двуглавый орел, размещавшийся в аттике центральной части. Интерьер вестибюля и парадная лестница, ведущая в музей истории завода, также дают представление о прошлом. Конечно, изменены некоторые детали - например, вместо скульптурного бюста основателя завода предприятия Николая I, находившегося на лестничной площадке, стоит бюст Петра I.

В квартале по другую сторону были возведены два протяженных трехэтажных корпуса вдоль Симбирской улицы - деревообделочная мастерская и офицерский корпус. Между ними - ворота, перед которыми когда-то стояла статуя Петра I (вместо нее сейчас установлен памятник М.В. Фрунзе). Ограда и ворота выполнены из стволов орудий. За ними вглубь территории расположились жилые домики мастеровых с земельными наделами. В целом застройка кварталов "визави" по обеим сторонам улицы была подчинена единой оси симметрии. В конце XIX века развитие производства потребовало дальнейшего расширения предприятия в глубину квартала, в сторону железнодорожных путей. В этот период был выстроен целый ряд производственных зданий в характерном для того времени "кирпичном стиле". Однако наибольший интерес в историко-архитектурном отношении представляют постройки николаевской эпохи. Они выразительны, наиболее цельны, играют важную роль в городской среде и являют собой редкий пример промышленного зодчества в стиле позднего классицизма. Все они состоят под государственной охраной.

Предприятие не ощущает сейчас потребности в том количестве площадей, которыми владеет. Поэтому прорабатываются предложения по освобождению комплекса построек, расположенных в квартале между Невой и Симбирской улицей, и перепрофилирования их под новые цели.

Размещение на оживленной транспортной магистрали набережной Невы, относительная близость к центру и Финляндскому вокзалу делают их инвестиционно привлекательными. Обширные внутренние пространства позволяют разместить здесь помещения торгового, выставочного, складского, офисного и другого характера.

https://www.citywalls.ru/house591.html

В 1843-1849 гг. арх. А. П. Гемилианом на территории бывшей Государственной партикулярной верфи построены корпуса Нового Арсенала, который был переведен сюда с Литейной части. В связи с этим береговая полоса Невы на участках вдоль нового завода получила название Арсенальной набережной, а поперечная дорога, уходящая от Невы на север, стала называться Арсенальной улицей. Новый комплекс строился в соответствии с единым замыслом и расположился практически напротив старого: было учтено удобство перемещения тяжелого оборудования по воде. Здания построены в классическом стиле. Кирпичные фасады ритмично расчленены полуциркульными арочными окнами Основное производство было размещено между Невой и Симбирской ул. (ныне ул. Комсомола). Здесь расположились слесарная, паяльная и лафетная мастерские, корпуса которых образовали в плане прямоугольник, фланкированный по сторонам зданиями складов (магазинов). На противоположной стороне улицы были возведены два протяженных здания - офицерский корпус и деревообделочная мастерская. Между корпусами ворота, перед которыми ранее находился памятник Петру I, а теперь установлен бюст М. В. Фрунзе. Ограда и ворота выполнены из стволов орудий. В конце XIX века развитие завода потребовало расширения вглубь территории в сторону железной дороги. Там было выстроены здания в кирпичном стиле.

1898-1903. Симбирская улица, завод Арсенал (ул.Комсомола)

1914. Арсенал -1

1914. Арсенал -2

1914. Вестибюль здания завода Арсенал Петра Великого

1914. Завод Арсенал Петра Великого

1914. Мастерская на заводе «Арсенал»

1914. Празднование 200-летнего юбилея _Арсенала_

ул.Комсомола, 2, Арсенальная наб., 1 - Новый Арсенал

https://www.citywalls.ru/house593.html
https://www.citywalls.ru/house8343.html
https://www.citywalls.ru/house32567.html

Здание состоит из трех корпусов. В середине лафетная мастерская (корпус 1). С запада длинный цех, выходящий торцами на Арсенальную наб. и ул.Комсомола - слесарно-паяльная мастерская (корпус 3). С востока длинный цех - материальные магазины (склады) (корпус 3).

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [730]

Арсенал был основан в 1711 г. по указу Петра I как "пушечные литейные мастерские". В 1844 г. началось строительство нового Арсенала по проекту арх А. П. Гемилиана. Строительными работами руководил арх. А. А. Тон. (???). Арсенал возведен из кирпича. Внешний облик корпусов отличается строгостью и простотой. В некоторых корпусах сохранились старые лестницы. В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (730) Переведен в памятники арх. регионального значения. Здания слесарной, паяльной и лафетной мастерских образуют в плане прямоугольник, фланкированный по сторонам зданиями складов (магазинов). Магазины торцевыми стенами выходят на набережную Невы и ул. Комсомола (бывшую Симбирскую).

Вот здесь https://www.citywalls.ru/house32567.html находится великолепная атмосферная даже подборка фотографий внутренних дворов корпуса по Арсенальной наб./ул.Комсомола

2022-02-17 20:44

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия