Завод "Арсенал"

1844-1849 арх.А.П.Гемиллиан, А.А.Тон

Арсенальная набережная, 1; улица Комсомола, 1, 2, 3

В панораме Невы, выше по течению от Литейного моста, нельзя не заметить протяженные классицистические корпуса этого предприятия, переведенного сюда с противоположного берега. Арсенал на Выборгской получил свое название от старейшего промышленного комплекса, распологавшегося на Литейном проспекте, преемником которого он и стал. В отличие от предшественника, Арсенал на Литейном, формироввшегося длительное время, овый комплекс был сооружен по единому замыслу, что отличает его от многих петербургских промышленных предприятий середины века, строившихся в несколько этапов. Новый Арсенал расположился на месте бывшей Партикулярной градской верфи почти напротив старого Арсенала. Место было выбрано с учетом наиболее удобного перемещения оборудования по воде на новое место. Комплекс возводился в 1844-1849 годах по проекту архитектора А.П. Гемилиана. Руководил строительством архитектор А.А. Тон.

Вся отведенная Арсеналу территория была разделена на зоны в соответствии с назначением. Основное производство разместилось в квартале между Невой и Симбирской улицей. Корпуса мастерских (слесарная, лафетная, паяльная, кузнечная) образовали в плане замкнутый четырехугольник с внутренним двором. Два корпуса складов (магазинов), обращенные торцом к набережно, фланкировали его по бокам. Фасады зданий, выходящих на Неву, были рассчитаны на дальнее восприятие с противоположного берега. Краснокирпичные стены корпусов ритмично расчленены арочными окнами полуциркульного очертания, обрамленными архивольтами. Классические пропорции симметричных частей фасады, их цветовое решение - все выдержано в стиле позднего классицизма. На набережной перед зданиями устроен спуск к воде, по бокам которого установлены пушки.

Замечательны внутренние пространства производственных корпусов с анфиладами залов и коридорами. В большинстве интерьеров можно увидеть сводчатые конструкции потолков. Неплохо сохранились и фасады корпусов, выходящих на Симбирскую улицу. Утрачен лишь двуглавый орел, размещавшийся в аттике центральной части. Интерьер вестибюля и парадная лестница, ведущая в музей истории завода, также дают представление о прошлом. Конечно, изменены некоторые детали - например, вместо скульптурного бюста основателя завода предприятия Николая I, находившегося на лестничной площадке, стоит бюст Петра I.

В квартале по другую сторону были возведены два протяженных трехэтажных корпуса вдоль Симбирской улицы - деревообделочная мастерская и офицерский корпус. Между ними - ворота, перед которыми когда-то стояла статуя Петра I (вместо нее сейчас установлен памятник М.В. Фрунзе). Ограда и ворота выполнены из стволов орудий. За ними вглубь территории расположились жилые домики мастеровых с земельными наделами. В целом застройка кварталов "визави" по обеим сторонам улицы была подчинена единой оси симметрии. В конце XIX века развитие производства потребовало дальнейшего расширения предприятия в глубину квартала, в сторону железнодорожных путей. В этот период был выстроен целый ряд производственных зданий в характерном для того времени "кирпичном стиле". Однако наибольший интерес в историко-архитектурном отношении представляют постройки николаевской эпохи. Они выразительны, наиболее цельны, играют важную роль в городской среде и являют собой редкий пример промышленного зодчества в стиле позднего классицизма. Все они состоят под государственной охраной.

Предприятие не ощущает сейчас потребности в том количестве площадей, которыми владеет. Поэтому прорабатываются предложения по освобождению комплекса построек, расположенных в квартале между Невой и Симбирской улицей, и перепрофилирования их под новые цели.

Размещение на оживленной транспортной магистрали набережной Невы, относительная близость к центру и Финляндскому вокзалу делают их инвестиционно привлекательными. Обширные внутренние пространства позволяют разместить здесь помещения торгового, выставочного, складского, офисного и другого характера.

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия