Галерная гавань

1740е арх.С.К.Чевакинский; 1808-1812 арх.А.Д.Захаров; 1824-1826 арх.А.Н.Штауберт; 1904-1905

Шкиперский проток, 14а, 20, 21

https://www.citywalls.ru/house27292.html

Историческая справка (выполнена Н. Ю. Бахаровой в 2003 г.)

История формирования ансамбля Галерной гавани началась в XVIII в. 21 сентября 1721 г. вышел именной указ Петра I о начале строительства в устье Чёрного (Глухого) протока на Васильевском острове "фортеции" - Галерной гавани Гребного порта. Проект комплекса составил Доменико Трезини, руководил строительством шаутбенахт (командующий Галерным флотом) М. Х. Змаевич. Для укрытия судов здесь был вырыт прямоугольный бассейн, соединенный с Финским заливом 400-метровым каналом. Черный проток, начинавшийся в районе болот Смоленского поля, был засыпан. В 1720-х гг. на конце молов, ограждающих канал, у залива построены две деревянные дозорные башни - Кроншпицы. Осенью 1723 г. сюда перевели из Галерной верфи в устье р. Фонтанки 94 галеры. В 1724 в гавань переведено еще 90 построенных в Адмиралтействе судов. В казармах разместили команду из 2000 человек. На берегу бассейна в 1728-1729 гг. построили эллинги для галер - арх. И. К. Коробов. Он же руководил строительством в Галерной Гавани в 1734-1740 гг., после смерти Д. Трезини .

В 1739 г. встал вопрос о переносе Галерного двора с Адмиралтейского острова на Васильевский, что потребовало увеличения территории гавани и колличества построек. Выбрав с галерными мастерами участок, И. К. Коробов представил план и смету по реконструкции бассейна. В начале 1741 г. он предложил облицевать бассейн плитами. Галерная верфь была переведена сюда в 1740-х гг. Мол в 1753-1754 гг. был облицован известняковым камнем по проекту арх. С. И. Чевакинского.

В 1754 г. арх. М. А. Башмаков возобновил кроншпицы в камне, сохранив архитектурное решение XVIII в. Эти небольшие квадратные в плане башни с высокими изонутыми кровлями, завершенными фонариками с флагштоками, - единственные сооружения, сохранившиеся от построек XVIII в. В XIX-XX вв. кроншпицы ремонтировались и переделывались, но сохранили первоначальный внешний облик. Одновременно со строительством производственных помещений гавани возводились и небольшие постройки для размещения караула, охранявшего территорию Галерной гавани, впоследствии Главного Гребного порта. К началу XIX в. "каменная караульня" (или гауптвахта) стояла у шлагбаума на "большом проезде", две кордегардии - при въезде в Галерное селение с Большого и Малого проспектов, а "деревянная гауптвахта", переделанная из мастерских, - внутри порта. Каменное строительство с 1730-1740-х гг. велось по типовым проектам. Расположенные по обеим сторонам Большого бассейна одинаковые галерные сараи, образующие ядро военно-промышленного ансамбля, были сугубо утилитарными постройками. Во второй половине XVIII в. к проектированию и строительству производственных и складских зданий привлекались арх-ры: Ф. И. Волков, В. И. Баженов, И. Кребер, Я. Перрен.

В 1794 г. гавань получила название Главного Гребного порта. В 1796 построенные Петром I сараи и мастерские были уничтожены пожаром вместе с хранившимися там судами. После этого порт потерял свое назначение и сохранил лишь характер складского места.

В 1808-1812 гг. по проекту А. Д. Захарова берега канала были укреплены гранитными набережными со спусками. Задуманное им же сооружение Малого бассейна для устройства сухого дока осуществили в конце 1810-х гг. (?). Его акватория, разделенная дамбой на две части, отделялась шлюзами от Большого бассейна.

В Акте по результатам государственной историко-культурной экспертизы от 23.01.2018 г. приводятся данные о том, что архитектором А.Д. Захаровым в 1807 г. были предложены 4 варианта проекта реконструкции и нового строительства в Гребном порту. Сохранились рапорты Захарову от производителя работ мастера Ирвина.

В это период строится новый Караульный дом в Главном Гребном порту. В рапорте от 20 декабря 1822 г. сказано, что стоящий в порту на южном берегу Шкиперского протока Караульный дом, построенный в 1795 г. из старых лесов, выбранных от разломки Служительских казарм, совершенно не пригоден для жизни караульному офицеру и солдатам. Постройка нового Караульного дома намечалась на 1825 г., пока же использовался старый караульный дом, который простоял до середины 1830-х гг. Новое место для каменного дома было отведено на противоположном берегу Шкиперского протока. Старая Караульня и новая Гауптвахта обозначены на плане 1828 г. Использовался проект одноэтажного каменного караульного дома арх. А. Е. Штауберта. Строительство началось в июле 1825 г. Руководил работами арх. помощник, строитель 12-го класса П. Жигалев. Работы были звершены в октябре 1826 г. 23 ноября караул перебрался в новый дом.

На берегу Большого бассейна не позднее 1828 г. был установлен подъёмный кран, который применялся для подъёма судов и прочих грузов. В 1854 г. его сменил новый Паровой кран сохранившийся до нашего времени. В 1872 г. Главный Гребной порт стал место ремонта первых российских миноносцев. В этот период построены мастерские - слесарная, котельная и медная. Пороховые и пироксилиновые погреба устроили, соответственно, на северном и восточнои берегах Малого бассейна...

В 1880-1881 гг. на территории гавани разместился Пироксилиновый завод. Пироксилин использовался для оснащения взрывчатыми веществами морских мин и торпед. Для завода построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую. Для водоснабжения завода в 1894 г. на западном берегу Галерной гавани возведена Водонапорная башня по проекту инженеров Куториха и Яковлева (Шкиперский проток, 25). (В настоящее время является частным владением).

В 1896-1897 гг. на берегу Большого бассена построено каменное двухэтажное Пожарное депо и кислотная мастерская Пироксилинового завода. В 1904-1906 гг. для завода возведены сушильня для пороха с ограждающим валом, котельная, пороховая мастерская и др. здания.

В 1898 г. участок Гребного порта на берегу залива передан Невскому яхт-клубу, состоявшему под покровительством вел. кн. Ксении Александровны.В 1901 г. часть территории на северном берегу Шкиперского протока отведена Гаванскому парусному обществу. После 1917 г. на том же месте некоторое время находился Петроградский морской яхт-клуб.

В конце XIX в. из-за краж на Пироксилиновом заводе решено было усилить караул Гребного канала для постоянного обхода завода. К началу ХХ в. в связи с увеличением караула возникла потребность надстройки Караульного дома. После надстройки дома в нач. ХХ в. его занимали - караул, дежурный полицейский, канцелярия заведующего Гребным портом и содержатель порохового содержания.

В 1906 опасный Пироксилиновый завод перевели с ВО на Обуховский полигон. Водонапорная башня функционировала до конца ХХ в.

В конце ХХ в. в Галерной гавани работала научная лаборатория, проходили испытания электричества на кораблях, испытывались первые подводные лодки. В 1911 г. близ Галерной гавани было размещено радиотелеграфное депо Морского министерства (создано на базе кронштадтских радиомастерских А. С. Попова). В 1912-1913 гг. в Галерной гавани, на взморье, действовала первая Опытная авиационная станция Морского ведомства. 8 мая 1913 с водной поверхности Галерной гавани впервые взлетел гидроаэроплан. Это был С-10 "Гидро" русского авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского.

С 1916 г. на восточном моле Шкиперского канала разместились Центральные авиаремонтные мастерские морской авиации, а в дальнейшем ремонтные мастерские авиационных частей и соединений ВВС Балтийского флота, базировавшихся в Гребном порту. В 1950-х гг. авиамастерские преобразованы в 20-й авиаремонтный завод.

В конце 1920-х гг. часть Шкиперского протока к востоку от Наличной ул. была засыпана и превратилась в улицу Шкиперский проток с бульваром. К западу от Наличной улицы на месте Шкиперского протока был прорыт круглый ковш - гидроаэродром для базировавшихся в Гребном порту авиационных частей ВВС Балтфлота. В этой части улица Шкиперский проток стала пролегать по ранее безымянной дороге, ведущей от Наличной улицы до бывшего Караульного дома и далее до Шкиперского моста.

В 1920-1930-х гг. Караульный дом занимала администрация Авиазавода, размещавшегося в Гавани. Позже в нем располагалась администрация Яхт-клуба морской базы. В 1950-х гг. проводилась реставрация кроншпицев на молах.

Сейчас с северо-запада появились жилые кварталы. К востоку и западу от Большого бассейна промышленные зоны сокращаются. Западная часть - гаражи "Маяк", АПТ N 4 Спецтранс (Гаванская колонна), автобаза. К востоку Центральный офис Федеральной регистрационной службы СПб, Невское проектно-конструкторское бюро и ВНИИ радоиаппаратуры.

Акт государственной историко-культурной экспертизы 2015

К конце 1720-х гг. Большой бассейн приобрел современные очертания, сюда были переведы все галеры с Фонтанки, сюда же поступали новые галеры с Адмиралтейских верфей. По берегам бассейна были возведены эллинги (сараи) для судов. Работами в гавани с 1734 г. после смерти Д. Трезини руководил арх. И. К. Коробов.
В 1729 г. территорию гавани обнесли палисадом из бревен.
В 1736 г. обнесли валом и рвом.
С 1744 г. под руководством арх. С. И. Чевакинского сооружения гавани реконструированы для галерной верфи.
В 1753-1754 гг. по его проекту реконструированы галерные сараи.
Входной канал в 1750-1754 гг. облицован камнем.
В 1754 г. по его же проекту были возведены кирпичные кроншпицы в стиле петровского барокко.
В 1808-1812 гг. по проекту арх. А. Д. Захарова берега канала укреплены гранитом, устроены спуски.
В 1830-е гг. сооружен Малый бассейн по проекту Захарова, в нем разместился сухой док. Малый бассейн отделен от Большого шлюзами.
Во второй половине XIX в. в Галерной гавани проходили испытания новой техники для флота.
В 1880-1881 гг. на территории гавани разместился Пироклисиновый завод.
В 1904-1906 гг. для Пироксилинового завода построили сушильню для пороха, котельную, пороховую мастерскую.

Василеостровский район Под ред. Кирикова Б.М. — Издательский Дом «Коло», Cанкт-Петербург

Включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства. Российской Федерации от 10.07.2001 №527. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001


План столичного города Санкт-Петербурга 1737 года (фрагмент)

Фрагмент плана СПб. 1753 г.

1790. План Санкт-Петербурга

1804. План Санкт-Петербурга

План столичного города Санкт-Петербурга 1817 г.

1825. План Санкт-Петербурга

План 1828 г.

1880. План Санкт-Петербурга

Военная энциклопедия. - СПб. : Т-во И. Д. Сытина, 1911-1915. Том VIII. Гимры – Двигатели судовые. СПб. 1912. 389 с.Вкладка между стр. 408 и 409

План Гребного порта 1827 г., выделены постройки 1827 г.

1905. План Санкт-Петербурга

1913. План Санкт-Петербурга

1929. План Санкт-Петербурга

1942. Немецкая аэрофотосъемка

1966 год, аэрофотоснимок


Шапиро Л.С. Гребной порт в Петербурге // "Катера и яхты", № 4 (152) июль-август 1991го года

Современные фотоснимки

Вид на Галерную гавань из малого бассейна, 7 августа 2022го года

Малый бассейн

2022. Остатки дамбы (шлюза), отделяющего малый бассейн от большого
1983. Лестница между ярусами набережной. Фото из Паспорта памятника истории и культуры СССР ГИОП

Кроншпицы в Галерной гавани Гребного порта

1721-1723, деревянная постройка арх.Д.Трезини;
1754 перестроен в камне; арх.М.А.Башмаков
1950-е - арх. Розадеев Б. А. - реставрация
2005-2006 - Реставрационно-строительная компания "Лапин Энтерпрайз"

Фотографии 7 августа 2022го года

https://www.citywalls.ru/house6868.html

По проекту Доменико Трезини около 1722 г. были построены две подзорные башни - небольшие караульные павильоны со световыми фонарями ("маячными огнями") и шпилями (сигнальными флагштоками). Первоначально они были деревянными - из бревен, обшитых досками. Перед ними были установлены пушки, сначала для обороны, затем они подавали сигналы при наводнении. Когда с залива шла высокая волна, на здании поднимался флаг, просматривающийся с разных точек в городе. В 1754 г. арх. М. А. Башмаков возобновил кроншпицы в камне, сохранив архитектурное решение XVIII в. Эти небольшие квадратные в плане башни с высокими изонутыми кровлями, завершенными фонариками с флагштоками, - единственные сооружения, сохранившиеся от построек XVIII в. В XIX-XX вв. кроншпицы ремонтровались и переделывались, но сохранили первоначальный внешний облик.

Акт государственной историко-культурной экспертизы по Караульному дому 2015. Историческая справка

Федеральный памятник. Кроншпиц восточный - Шкиперский проток, 12а лит Б. Кроншпиц западный - Шкиперский проток, 14 лит АК.
1721-1723; 1754 - арх. Трезини Д.; арх.Башмаков М.А. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.

1900-1901. Рождественские гонки на буерах

1900-1903. Кроншпиц. Галерная гавань

1952. Кроншпиц Галерной гавани
1960-1982. Кроншпиц Галерной гавани
1975-1979. Сторожевое здание Галерной гавани (Кроншпиц)

1961-1970. Яхт-клуб ВМФ в Гавани

1967. Ковш Галерного фарватера, праздник в яхт-клубе Ленинградской военно-морской базы

Караульный дом

1825-1826, 1903-1904 Штауберт А.Н., Жигалев П.

https://www.citywalls.ru/house6871.html

Первоначально Караульный дом был деревянный. В 1825-1826 гг. помощник арх. П. Жигалев возвел одноэтажный каменный дом по образцу аналогичного строения в Новом Адмиралтействе (проект арх. А. Н. Штауберт). Здание обращено главным фасад к въезду в гавань. Фасад украшен ризалитом с двухколонным портиком тосканского ордера. В 1904-1905 гг. здание надстроено вторым этажом.

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [640.1]

Приказом КГИОП от 31.07.2002 №8-92 исключен из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность в связи с включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 №527.

Федеральный памятник. караульный дом, 1824 - 1826 гг., 1904 - 1905 гг. Шкиперский проток ул., 21, корп. 1. Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

"1852 г. Караульный дом. Фасад. В архивных документах упоминается, что к исполнению был принят проект А. Е. Штауберта, который был осуществлен в 1824–1826 гг. в Новом адмиралтействе и в Главном гребном порту (Галерной гавани) на Васильевском острове."

"Непарадный Петербург. Наследие промышленной архитектуры" М.С. Штиглиц, В.И. Лелина, М.А. Гордеева, Б.М. Кириков. Памятники промышленной архитектуры Санкт Петербурга. М., СПб.. 2020

Паровой кран

https://www.citywalls.ru/house6873.html

На берегу Большого бассейна не позднее 1828 г. (см. план Шуберта) был установлен подъёмный кран, который применялся для подъёма судов и прочих грузов. В 1854 г. его сменил новый паровой кран, сохранившийся до нашего времени. В 1864 г. был укреплён фундамент, площадка под краном облицована блоками гранита. С конца 1920-х гг. кран входил в состав имущества, переданного гидроавиационной базе и использовался Складом № 17 ВВС КБФ.

В 2001 г. паровой кран включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [640.2] Приказом КГИОП от 31.07.2002 №8-92 паровой кран исключен из Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность в связи с включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия. федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства
Российской Федерации от 10.07.2001 №527.

1991-1992. Кран в Галерной гавани

7 августа 2022го года

Пожарное депо пироксилинового завода

https://www.citywalls.ru/house6873.html

В 1914 г. Морским ведомством для организации противопожарного дела была привлечена профессиональная пожарная команда, обеспеченная всем необходимым и не допустившая пожаров вплоть до своей ликвидации (предположительно, в 1918 г. - прим.). По состоянию на 1924 г. пожарная безопасность обеспечивалась специальными караулами учреждений, находившихся в порту, чего было совершенно недостаточно. Территория Гребного порта была сильно захламлена, дороги пришли в негодное состояние, были завалены подлежащими разборке судами и их частями, машинами и другим "железом", а также складами леса и дров. Причём лес хранился в непосредственной близости складов с горюче-смазочными материалами и боеприпасами. Мосты пришли в ветхость и были непригодны для движения "пожарного обоза". Водопровод пришёл в ветхость. Всё это создавало опасность возникновения крупных пожаров. Комиссия, составлявшая акт, в качестве противопожарных мер выдвинула ряд требований: - организация пожарной команды из 23 чел., в т. ч. 16 - от ВВС Балтфлота; - размещение пожарной команды в бывшей пожарной части; - реконструкция и подключение водопроводной сети к городской магистрали; - ремонт мостов; - уборка территории; - установка пожарной сигнализации и системы оповещения; - воссоздание сети освещения территории порта и другие... Как следует из архивных документов, всё это было реализовано в конце 1929 - начале 1930-х гг. Однако, конкретно бывшая пожарная часть (здание Пожарного депо и др.) использовалась ВВС КБФ для других целей. По состоянию на 1931 г. здесь размещалась "фото-часть", обеспечивавшая аэрофотосъёмочные работы. Но вскоре территория была передана Складу № 17 ВВС КБФ, занимавшему все постройки на западном и северном берегу большого и малых бассейнов Гребного порта. Новая пожарная часть была заново построена и оборудована в 1929-1932 гг. на ул. Шкиперский проток, восточнее "Караульного дома", в юго-западном углу пустовавшей территории, после войны занятой ВНИИРА.

В 1880-1881 гг. в юго-западной части Гребного порта разместился Пироксилиновый завод Морского ведомства, а вслед за ним ряд строений промышленного назначения, предназначенных для производства и хранения порохов. В этот комплекс входил 2-этажный краснокирпичный корпус пожарного депо на берегу Большого бассейна, сохранившийся до настоящего времени. Используется не установленной организацией и содержится в хорошем состоянии.

2022-12-02 22:01

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия