Балтийский судостроительный и механический завод

1877-1896 арх.А.Ю.Новицкий; 1895-1900 арх.П.П.Висьневский; 1900-1910е арх.А.И.Голицынский, арх.Л.Г.Эмме, П.Н.Шаховской

Косая линия, 16; Кожевенная линия 18-20

Балтийский завод находится в устье Невы, на юго-западной оконечности Васильевского острова, между Косой линией и набережной. Его высокие портовые краны, силуэты строящихся кораблей вместе с эллингами и плавучими доками завода "Новое Адмиралтейство", находящегося напротив Балтийского завода через Большую Неву, составляют своеобразные пропилеи города и напоминают об одном из главных направлений промышленности Петербурга - судостроении.

Балтийский судостроительный звод моложе Нового Адмиралтейства на 150 рублей. Он зародился в 1856 году, в части города, носившей название Чекуши, где издавна находились промышленные предприятия - кожевенные заводы, мелкие мастерские, склады.

Вначале это был частный прокатно-литейный, механический и судостроительный завод, основа англичанином Макферсоном и Карром на месте бывшей мануфактуры графа Ягужинского. Существовавший на уастке каменный дом расширили и устроили в нем мастерские. Вскоре были построены деревянный эллинг, железопрокатная мастерская, кузница, слесарная и разбивочные плазы. Все эти сооружения были предназначены для строительства маломерного флота. Они не сохранились до нашего времени.

Когда к концу XIX века предприятие перешло из собственности английской акционерной компании в ведение морского министерства, на нем уже были освоены сложные виды производства, строились крпные суда, изготавливались гребные винты, котлы, судовые механизмы. Здесь были сооружены первые русские дредноуты "Севастополь" и "Петропавловск". Именно этот период - конец XIX - начало ХХ века - оставил наиболее значительный след в застройке завода.

Сохранились исторические здания, построенные преимущественно в "кирпичном стиле", они создают характерную промышленную среду. Оказавшись на заводе, попадаешь в совершенно иное производство со своими улицами, железной дорогой, транспортерами, лестницами и переходами под стапелями, и вместе с тем характер организации заводского производства созвучен характеру Петербурга. Поражает монументальность архитектурных форм механической и котельной мастерских. Торцевые фасады оформлены широкими арочными окнами. Благодаря стеклянным плоскостям в сочетании с рельефной кирпичной кладкой, гигантский объем здания, насыщенный богатой пластикой деталей, создает яркий, праздичный облик, нехарактерный для промышленных, утилитарных строений. Кроме краснокирпичных зданий, на заводе сохранились железобетонные большепролетные цеха начала ХХ века с новаторскими по тому времени конструктивно-производственным решением, жилой дом и школа, служебные постройки. Все это вместе создает ту неповторимую среду, где протекает жизнь завода с его особым ритмом и атмосферой.

В строительстве зданий и сооружений завода принимали участие:

  • 1877-1896 годы - арх.завода А.Н.Новицкий (1895-1896 годы, пом.арх.П.Г.Висьневский)

  • 1898-1900е годы - арх.завода П.Г.Висьневский

  • 1900-1910е годы - арх.завода А.И.Голицынский, помощники архитектора Л.Г.Эмме, П.Н.Шаховской

Железоделательная мастерская, построенная в конце 1890х годов по проекту П.Р.Висьневского и расширенная в 1910е годы Л.Г.Эмме и П.Н.Шаховским, включена в "Список памятников местного значения". Заводоуправление, судостроительная, механическая, трубомедницкая, лудильная, модельная мастерская, административное здание с плазом и производственный корпус также находятся под охраной государства.

Концепция объединения судостроительных заводов Петербурга в единую крупную верфь и вынос производственного объединения на территорию Северной верфи (бывшей Путиловской) - это отдаленные планы. Конечно, местоположение Балтийского завода, выход к Неве, близость Морского вокзала и выставочного комплекса делает его территорию очень перспективной для перепрофилирования. Но в настоящее время, несмотря на сокращние заказов, завод продолжает работать, а вопрос о его реконструкции пока не стоит.

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2021, Моя Энциклопедия