Балтийский судостроительный и механический завод

1877-1896 арх.А.Ю.Новицкий; 1895-1900 арх.П.П.Висьневский; 1900-1910е арх.А.И.Голицынский, арх.Л.Г.Эмме, П.Н.Шаховской

Косая линия, 16; Кожевенная линия 18-20

Штиглиц М.С. и др. Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга. 2005

Балтийский завод находится в устье Невы, на юго-западной оконечности Васильевского острова, между Косой линией и набережной. Его высокие портовые краны, силуэты строящихся кораблей вместе с эллингами и плавучими доками завода "Новое Адмиралтейство", находящегося напротив Балтийского завода через Большую Неву, составляют своеобразные пропилеи города и напоминают об одном из главных направлений промышленности Петербурга - судостроении.

Балтийский судостроительный звод моложе Нового Адмиралтейства на 150 рублей. Он зародился в 1856 году, в части города, носившей название Чекуши, где издавна находились промышленные предприятия - кожевенные заводы, мелкие мастерские, склады.

Вначале это был частный прокатно-литейный, механический и судостроительный завод, основа англичанином Макферсоном и Карром на месте бывшей мануфактуры графа Ягужинского. Существовавший на уастке каменный дом расширили и устроили в нем мастерские. Вскоре были построены деревянный эллинг, железопрокатная мастерская, кузница, слесарная и разбивочные плазы. Все эти сооружения были предназначены для строительства маломерного флота. Они не сохранились до нашего времени.

Когда к концу XIX века предприятие перешло из собственности английской акционерной компании в ведение морского министерства, на нем уже были освоены сложные виды производства, строились крпные суда, изготавливались гребные винты, котлы, судовые механизмы. Здесь были сооружены первые русские дредноуты "Севастополь" и "Петропавловск". Именно этот период - конец XIX - начало ХХ века - оставил наиболее значительный след в застройке завода.

Сохранились исторические здания, построенные преимущественно в "кирпичном стиле", они создают характерную промышленную среду. Оказавшись на заводе, попадаешь в совершенно иное производство со своими улицами, железной дорогой, транспортерами, лестницами и переходами под стапелями, и вместе с тем характер организации заводского производства созвучен характеру Петербурга. Поражает монументальность архитектурных форм механической и котельной мастерских. Торцевые фасады оформлены широкими арочными окнами. Благодаря стеклянным плоскостям в сочетании с рельефной кирпичной кладкой, гигантский объем здания, насыщенный богатой пластикой деталей, создает яркий, праздичный облик, нехарактерный для промышленных, утилитарных строений. Кроме краснокирпичных зданий, на заводе сохранились железобетонные большепролетные цеха начала ХХ века с новаторскими по тому времени конструктивно-производственным решением, жилой дом и школа, служебные постройки. Все это вместе создает ту неповторимую среду, где протекает жизнь завода с его особым ритмом и атмосферой.

В строительстве зданий и сооружений завода принимали участие:

Железоделательная мастерская, построенная в конце 1890х годов по проекту П.Р.Висьневского и расширенная в 1910е годы Л.Г.Эмме и П.Н.Шаховским, включена в "Список памятников местного значения". Заводоуправление, судостроительная, механическая, трубомедницкая, лудильная, модельная мастерская, административное здание с плазом и производственный корпус также находятся под охраной государства.

Концепция объединения судостроительных заводов Петербурга в единую крупную верфь и вынос производственного объединения на территорию Северной верфи (бывшей Путиловской) - это отдаленные планы. Конечно, местоположение Балтийского завода, выход к Неве, близость Морского вокзала и выставочного комплекса делает его территорию очень перспективной для перепрофилирования. Но в настоящее время, несмотря на сокращние заказов, завод продолжает работать, а вопрос о его реконструкции пока не стоит.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Балтийский_завод

Завод был основан 1 мая 1856 года петербургским купцом Матвеем Карром и инженером-механиком императорской яхты «Невка» Марком Макферсоном, подданным Великобритании, в качестве совместного корабельного, литейного, механического и судостроительного завода на юго-западном побережье Васильевского острова. Официальное название предприятия на начальном этапе Завод Карра и Макферсона. К 1873 году на заводе были выпущены 20 буксиров, несколько пассажирских пароходов, две паровые яхты, свыше десяти крупных судов по заказу Морского министерства. Однако к 1874 году из-за многочисленных долгов компаньонам пришлось продать завод. Он перешел во владение английского акционерного общества, которое в 1877 году было преобразовано в Русское Балтийское железнодорожное и механическое общество. Под управлением талантливого администратора, капитан-лейтенанта Михаила Кази, завод достиг по производительности размеров больших заграничных заводов и в 1894 году поступил в собственность Морского министерства. В начале XX века на Балтийском заводе была построена первая российская боевая подводная лодка — «Дельфин». К этому моменту завод имел 4 стапеля для постройки судов и был оборудован всеми мастерскими для постройки котлов, машин и внутреннего устройства судов. Один из стапелей — самый большой в России (длиной 167,5, шириной 33 метра). Для погрузки на суда орудий, башенных установок, брони, машин и котлов на заводе имелся большой береговой кран-тренога в 100 тонн подъемной силы и выстроенный самим заводом плавучий кран самой большой в России подъемной силы, в 260 тонн. Во время интенсивных построек судов на заводе работало свыше 7000 человек, не считая поденных чернорабочих, нанимаемых ежедневно для такелажных работ. Для окончания строительством изготовленных заводом больших военных кораблей имелось подразделение в Кронштадте, куда корабли переходили для производства приемных испытаний механизмов и передачи в казну. Как большие линейные корабли, так и подводные лодки изготовлялись заводом почти полностью; исключение составляли артиллерийские и минные установки, динамомашины, броня и башни. Актив завода на 1 января 1907 года составлял 53 млн рублей. Во время русско-японской войны завод отряжал в Порт-Артур отряд рабочих, который на своих плечах вынес весь главный ремонт поврежденных японцами судов. В 1906 году на заводе был создан «Отдел подводного плавания», или сокращённо «Отдел Подплава», во главе с Иваном Бубновым. В состав отдела Подплава входили: техническое бюро, мастера строители и мастерские по сборке подводных лодок. Отдел Подплава занимался строительством и ремонтом подводных лодок и просуществовал до 1924 года. После революции отечественное судостроение испытывало серьёзный кризис. Ситуация достигла своего предела в начале 1920-х, когда в юрисдикцию Балтийского завода были переведены Адмиралтейские верфи. Такая ситуация продолжалась до конца 1925 года, когда это отделение стало отдельным предприятием под названием «Судостроительный завод имени Андре Марти».

На заводе впервые была использована технология радиационного контроля: в 1933 году автор метода Лев Мысовский использовал свой γ-дефектоскоп для выявления дефектов литья в толстых металлических плитах к печам «Мигге-Перроя». В советское время носил имя Серго Орджоникидзе. В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады Ленинграда завод превратился в главную ремонтную базу Балтийского флота, несмотря на гибель от голода и обстрелов сотен его работников. 12 мая 1956 года, в связи со 100-летием и отмечая заслуги завода в развитии отечественного судостроения, Президиум Верховного Совета СССР наградил предприятие орденом Трудового Красного Знамени. Полтора столетия завод строит технически сложные и уникальные для своего времени суда и корабли. Сегодня одним из важнейших направлений деятельности верфи является гражданское судостроение. За последние годы предприятие построило суда для крупных заказчиков из России, Германии, Нидерландов, Португалии, Норвегии, Швеции и других стран мира. В начале XXI века Балтийский завод играет ведущую роль в возрождении отечественного ледокольного флота: в 2004 году завод выиграл международный тендер ФГУП «Росморпорт» на строительство серии современных дизель-электрических ледоколов для эксплуатации в акватории Финского залива. Были построены два дизель-электрических ледокола «Москва» и «Санкт-Петербург», последний был сдан заказчику в июне 2009 года Таким образом, впервые после 30-летнего перерыва на отечественной верфи была построена серия линейных дизель-электрических ледоколов. В 2007 году предприятием был сдан атомный ледокол «50 лет Победы».

Старые фотографии

1871-1880. Панорама Балтийского завода

1890-1900. Эллинг Балтийского судостроительного завода

1891-1895. Балтийский завод, Кожевенная линия

1895-1896. Балтийский завод. Вид на корабельную часть с эллингами

1895-1901. Эллинги Балтийского завода
1900-1908. Прессовая кузница Балтийского завода

1898. Балтийский завод, спуск на воду броненосца _Пересвет_

1900-1905. Балтийский судостроительный завод

1900-1908. Чугуно-литейная мастерская Балтийского завода

1900. Вид на эллинг Балтийского завода

1903. Спуск на воду эскадренного броненосца _Слава_

1906-1907. Балтийский завод, новая трасса Кожевенной линии

1911-1012. Кожевенная линияэ

1914. Кожевенная линия

1914. Кожевенная линия

1994-1996. Вид Балтийского завода

Список памятников промышленной архитектуры

1 - Жилой дом служащих и школа - Косая линия, 16; Кожевенная линия, 18-20, лит. К-1

https://www.citywalls.ru/house12390.html
https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/1501/

2 - Производственный корпус (малый механический цех) (лит. К-6 цех 9) - начало XX века, автор неизвестен

https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/1509/

3 - Служебный корпус (лит. К-18) - 1904-1906 гражд.инж. Голицынский А.И., Эмме Л.Г.

https://www.citywalls.ru/house28797.html
https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/1502/

4 - Большая механическая мастерская (лит.К-21) - 1891, 1890е, 1970е, автор неизвестен

https://www.citywalls.ru/house29103.html
https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/1503/

1900-1908. Механическая мастерская в начале 1900х годов

5 - Меднокотельная мастерская (лит. К-40) - 1898 год, автор не установлен

https://www.citywalls.ru/house29102.html
https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/1504/

6 - Производственное здание (корпус 29)

https://www.citywalls.ru/house31424.html
https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/1505/

7 - Главный административный корпус (с плазом) (лит. К-47) - 1906 год, автор не установлен

https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/1506/

8 - Электростанция и склад листовой стали (лит. К-51, К-52) - конец XIX века, 1я половина XX века, автор не установлен

https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/1507/

9 - Судостроительная мастерская (лит. К-53) - конец XIX века, 1я половина XX века, автор не установлен

https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/1508/

Судостроительная мастерская. Из фондов Балтийского завода

10 - Котельная мастерская

конец 1890-х гг. - арх. П. П. Висьневский; 1910-х гг. - арх-ры Л. Г. Эмме, П. Н. Шаховский - расширение. Торцевые фасады оформлены в виде огромных порталов, а боковые стены прорезаны арочными окнами. Образец рациональной архитектуры поздней эклектики в формах "кирпичного стиля".

https://www.citywalls.ru/house12388.html
https://kgiop.gov.spb.ru/deyatelnost/uchet/list_objects/1499/

1900-1908. Железокотельная мастерская Балтийского завода

2022-11-13 19:59

(с) Кирилл Кравченко, 2018-2022, Моя Энциклопедия